О приходе
· История храма
· Приход сегодня
· Наши святыни
· Наши планы
· Приписной храм "Благовещенский погост"
Богослужебная деятельность
· Расписание богослужений
· Крещение
· Венчание
· Отпевание и пр.
· Двунадесятые и великие праздники
Внебогослужебная деятельность
· Воскресная школа
· Работа со школами города
· Приходской хор
· Киностудия "Флорищфильм"
Паломническая служба
· Как возникла наша служба
· Места где мы побывали
· Где мы хотим побывать
· О возможности паломничества к нам
· Путевая информация паломника

Приписной храм "Благовещенский погост"



Общая информация

Словом "погост" изначально назывался постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы, потом этим словом стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. Скажем округ Кольчугино мог иметь свой центр с названием Кольчугинский погост, и название центра могло переноситься на всю территорию округа, но как бы то ни было, все эти понятия остались далеко в прошлом. В XV – XVI вв. название "погост" вбирало в себя маленькое поселение, церковь и кладбище – это уже нам ближе и понятнее. В этом случае обычно название погоста могло происходить и от Церкви и от селения. В наше время погостом могут называть просто сельское кладбище, но тогда погост остается просто погостом - без названия.

В данном случае погост Благовещенский - это Церковь и кладбище. Ближайшее поселение находится примерно в километре от Церкви и называется Тимошкино. Деревня дачная, зимой все пустеет, топится 2-3 дома – в одном из них местные, в остальных кто-нибудь из пенсионеров-москвичей, решившихся на зимний подвиг. Сегодня здесь именно такая картина, к сожалению, но XVI – XVII было все иначе.

Местоположение.

Поставим точку на карте, чтобы иметь представление, где это. Раньше давали расстояние от губернского и уездного городов, но сейчас мне хочется поставить точки ориентира по-другому. Возьмем за точку отсчета Москву, нашу столицу. От МКАДа на северо-восток 100 км. Если нужно от губернского города – пожалуйста! От Владимира практически на северо-восток 78 км. От уездного города? – возможно и это, от Кольчугино 12 км, тоже на северо-восток (километраж по карте, кратчайшее расстояние между двух точек).

История земли "тимошкинской".

В древности здесь пролегала большая дорога из Костромы в Москву, называвшаяся "Стромынским трактом", вероятно, уже с XIII века здесь стали проезжать первые подводы. Этим трактом купцы везли через Киржач в Москву разные товары, но главным из них был хлеб. И Суздаль, и Юрьев-Польской всегда славились своими плодородными землями. Пшеница и рожь здесь родились отменными, а в Москве был всегда большой спрос на зерно. Речушка, протекавшая в этих местах, называлась Шорнога (или Щернога), название это сохранилось и сегодня, правда, называют ее в наши дни несколько короче – "Шорна".

Сам тракт не проходил через Тимошкино, как видно по карте, но он был достаточно близко, 3-4 км (20-30 минут езды на подводе). Москва росла, и объединяя города вокруг себя, постепенно становилась центром. C конца XV века живущий в Москве Иван III уже называется Великим князем всея Руси (фактически первый царь). Близость Москвы много значила, ведь там уже решались почти все вопросы, а тракт давал возможность добираться на погост достаточно легко и безопасно. Из Москвы при желании можно было добраться за день, или, если не торопиться, всего с одной ночевкой. Такое расположение могло делать Тимошкино достаточно привлекательным.
Здесь была вотчина князей Нагих.

Род Нагих.

Их фамилия делает Благовещенский Погост особо интересным. Кто же такие эти Нагие? И чем они интересны? Одна из представителей этого рода стала царицей, последней женой Иоанна Грозного.

Выписка из Википедии: "Родословные книги гласят, что род Нагих происходит от Ольгерда Преги, который выехал в Россию из Дании в 1294 году, поступил на службу к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, принял православие под именем Димитрия и женился на родной сестре великого князя — княжне Ярославе Ярославне" (племяннице Александра Невского). Интересна среда, в которую попал новокрещеный датчанин - Михаил Тверской и его жена, прославленные впоследствии в лике святых Православной Церкви (мое примечание). "Уже праправнук вышеупомянутого Димитрия Семен Григорьевич получил прозвание «Нога» (Нага). Он выехал в 1495 году из Твери в Москву (Иоанн III в этом году покорил Тверь) и был боярином у Великого князя Ивана III. От него, по родословному преданию, пошли Нагие. Его сын Иван был боярином." (Вик.).

Сделаем небольшую паузу в цитировании. Теперь то, что непосредственно касается погоста. Можно предположить, что в это время, состоя на службе у Великого князя московского, Нагие и получают земли по реке Шорноге с поселениями как поместье.

Несколько слово о поместье и вотчине. Поместье – это плата за службу, жалование. Помещик пользуется поместьем и получает доход с него пока он на государевой службе, с прекращением службы поместье отбирается. Вотчинник же хозяин, землю и поселения он может продать, или передать по наследству. Внук Семена "Ноги" упоминается как помещик, но похоронен он уже в Благовещенской Церкви. Там есть надгробная плита и дата смерти 7047 (1539) год. Уже впоследствии земли Благовещенского погоста стали вотчиной, так как были пожертвованы (предположительно в самом конце XVI века) на помин души Троице-Сергиевой лавре (сделать это мог только вотчинник) и стали их монастырскими вотчинами. Есть упоминание, что дарственная грамота не сохранилась, но род Нагих с начала XVII века уже погребен у Троицы. Захоронений Нагих в лавре я не видел, но если они там есть, найду их, тогда подпишу, кто там похоронен.
Возвращаюсь к Нагим. Михаил Иоаннович, брат Иоанна, того, что погребен на погосте, и другой внук Семена "Ноги" (ум. в 1525 г.), был ловчим московского пути.

Московский путь - это ведомство придворной охоты, занималось оно поисками охотничьих угодий вблизи столицы, ну и, конечно, всей организацией царского развлечения.

Ловчий Пути - старший начальник и смотритель в псовой охоте, на нем было все, включая хозяйство.

Ловчие могли всюду разъезжать, кормиться на счет местных жителей и даже требовать их участия в охоте. В пользу Ловчих существовал специальный сбор и даже пошлины. Должность ловчего конечно небольшая, но близость к царю во время охоты и отдыха могла очень быстро изменить положение.

Сын Михаила и один из правнуков "Ноги" Федор Михайлович по прозвищу Немой (ум. в 1558 г.) – начал ловчим и достиг звания окольничего. Это второй думный чин после боярина, соответственно чиновник второго ряда.
В 1550 году Евдокия Александровна Нагая, племянница Феодора Немого выходит замуж за Владимира Старицкого (это внук Великого князя Московского Ивана III, двоюродный брат царя Ивана IV Грозного: мама Владимира, княгиня Ефросинья Старицкая, причислена Церковью к лику святых). Считают, что эта родственная связь способствовала возвышению рода и Нагие стали появляться во дворе. Евдокия Александровна Нагая через пять лет ушла в суздальский Покровский монастырь, где приняла постриг под именем Евпраксии. Умерла она около 1597 года в Суздале, в монастыре, и была погребена. Ее надгробная плита сохранилась до наших дней в усыпальнице под Покровским храмом монастыря.

Племянница Евдокии Нагой, внучка Феодора Немого, Мария попадается на глаза Иоанну Грозному и производит на него впечатление. Грозному шел 51 год, и он был уже шесть раз женат. Мария Федоровна Нагая стала седьмой женой Иоанна IV. Я не нашел год ее рождения, но едва ли ей было больше 25. Через два года у них родился сын – царевич Димитрий. Уже после смерти своего отца-тирана в 9-лентем возрасте царевич был убит в г. Угличе и стал святым страстотерпцем Православной Церкви. После смерти Иоанна Грозного Нагие попали в опалу Мария Федоровна в 1591 году была насильно пострижена в иночество с именем Марфа.

По неизвестной причине в 1605 году она признала за своего сына самозванца Лжедмитрия (возможно, ее запугали). Скончалась она в 1608?, 1610?, 1612? (называют разные даты) году и была погребена в Вознесенской обители в Москве в усыпальнице великих княгинь и цариц. До наших дней Вознесенский монастырь не сохранился, он был разрушен в 1929 году. Его называли Стародевичьим, и находился он на территории кремля недалеко от Спасской башни. Впоследствии на этом месте была построена Военная школа ВЦИК, где в советское время работал президиум Верховного Совета СССР. Из усыпальницы все белокаменные саркофаги с останками успели вывезти, и сегодня они находятся в подземной палате южной пристройки Архангельского собора (Вик.), очевидно, среди них и Нагая Мария Федоровна. На погосте бытовало предание (об этом пишет местный краевед Ребров в книге "Наши корни"), что Мария Нагая погребена в родовой усыпальнице Благовещенской церкви, но оно явно беспочвенно.
Из последующих Нагих можно упомянуть о Афанасии Фёдоровиче (ум. ок. 1593), который был послом в Крымском ханстве, Михаиле Александровиче (ум. 1618), первом уфимском воеводе, и Евлампии Михайловне (д.с. 1622), она была женой А. М. Львова (русского государственного деятеля, дипломата (Вик)).

Род Нагих пресекся в 1650 году со смертью стольника Василия Ивановича Нагого (Вик.).

Стольник – придворный чин, занимавший пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Стольник прислуживал князьям и царям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождал их в поездках. (Вик.)

О погосте.

Точная дата постройки Благовещенской церкви на погосте неизвестна. Никаких архивных записей не сохранилось. В Историко-статистическом описании приходов Владимирской епархии (в дальнейшем – ИСО), называется предположительная дата - 1501 год, но не все с ней соглашаются. Если принять во внимание, что основатель церкви действительно Иван Иванович Нагой, (аргументы сильные - надгробная плита внутри храма с датой смерти 7047 (1539) год), то датой постройки может быть любой год и в 20-е, и в 30-е, и даже в начале 40-х годов XVI столетия. А вот о существовании церкви в XVII столетии есть уже исторические свидетельства – записи на двух антиминсах.

Поясню, что такое антиминс. Это прямоугольный плат из льняной или шелковой материи, по размерам примерно 60Х40 (в сантиметрах). На антиминсах обычно изображают сцену погребения Христа. Христос лежит на камне помазания, а вокруг Него стоят апостолы и Богородица. В центр антиминса обязательно вшивается частичка мощей одного из святых мучеников Церкви.

Слово "антиминс" переводится как "вместопрестолье". Он полагается в алтаре на престоле и является обязательным атрибутом богослужения. Без него никак не может совершаться божественная литургия, это означает, что только с освящения антиминса начинается полноценная жизнь храма. Освятить же антиминс может только епископ (под словом епископ понимается любой архиерейский чин – архиепископ, митрополит, патриарх), и на каждом антиминсе остается его личная подпись.

Один из антиминсов особо знаменитый – его освящал в 1632 году сам патриарх Филарет (в миру - Феодор Никитич Романов). Мне представляется маловероятным, что 78-летний патриарх сам приезжал на Благовещенский погост, а это было за год его кончины. Скорее всего, Филарет освятил антиминс в Москве и передал на приход его с посыльным – хотя, как знать?
Второй антиминс 1690 г. после филаретовского кажется вполне обычным.

Вначале храм Благовещения был восьмигранным, имеющим проекцию креста. В 1797 году храм перестраивался, к главной церкви пристроили каменную трапезу, где в левой части был устроен придел в честь преп. Сергия Радонежского. В 1833 году была построена колокольня, в 1851 году в трапезной части устроили и освятили еще один придел - в честь Св. Троицы (вот вам и маленькая Троице-Сергиева лавра). Каменная ограда вокруг церкви была построена уже в начале XX века, почти перед революцией.

Что такое каменная трапеза. Трапеза храма - это пристрой к храму с западной части, если рассматривать проекцию креста, то это его нижняя часть. (Вик) Выход храма с западной стороны назывался притвор. В таких местах в древности стояли готовящиеся принять крещение, а еще в притворе христиане устраивали трапезу – кушали в перерывах между длинными богослужениями. Всенощное бдение у них действительно было все-нощным, т.е. продолжалось всю ночь. Удлинение храма с запада впоследствии стало называться трапезной частью или трапезой. Сегодня в трапезной уже никто не кушает, но название, как видите, сохранилось до наших дней. Притвор хотя и потерял свое древнее значение, в храме есть и сегодня, но он сместился в конец уже трапезной части. Если к храму пристраивается колокольня, трапезную часть нередко соединяют с ней крытым переходом, и храм становится единым целым. Крытая часть между трапезой и колокольней называется притвором. В сельской местности часто можно увидеть храм в такой комбинации, в частности, здесь на Благовещенском погосте.

Алтарь Благовещения в самой древней части храма имеет три отделения. Разделены они толстыми кирпичными перегородками, и между ними есть проходы. Престол находится в средней части – он кирпичный. Такой престол считают уникальным, ну, может быть, и не совсем уникальным, но очень редко встречающимся (обычно престол делают из дуба). Здесь же у престола выложены из кирпича не только боковые, но и верхняя части.
Поясню что такое престол. Он имеет вид обычного стола, который находится в центре алтаря, имеет квадратную или слегка продолговатую форму. На престоле совершается Евхаристия (греч. слово, переводится как "благодарение", более привычное название Божественная литургия), также здесь находятся все главные святыни православного храма – антиминс (я уже упоминал о нем), богослужебное Евангелие, Дарохранительница и т.д.

В правой части алтаря находился жертвенник, тоже в виде обычного стола, только чуть поменьше. Здесь на литургии готовились Святые Дары для причастия, которые затем освящались на престоле.

В левой части была ризница - место, где хранились облачения священника и церковная утварь. В ИСО есть указание на предание, что в древности здесь был придел преп. Сергия.

Немного о приходе.

Приход Благовещенский со временем претерпевал изменения. Менялось направление дорог, Стромынский тракт терял свое былое значение. В Москву из Владимира и Суздаля все больше добирались по "Владимирке", она была уже удобнее и короче. В XVIII веке, в начале и середине XIX–го "Стромынка" была еще достаточно оживленной трассой, по ней шел текстиль из Иванова в Москву, через Юрьев и Киржач, но в конце XIX века построенная железнодорожная ветка Иваново-Александров это оживление тракта почти прекращает. Когда-то оживленное место постепенно становится глухоманью. Земли, пожертвованные Нагими в начале XVII века Троице-Сергиевой лавре, стали монастырскими лет на 70.

А если бы земли остались монастырскими и впоследствии? Троице-Сергиева - лавра один из богатейших и красивейших монастырей России. Монастырский дух оживляет любое захолустье, даже сегодня можно это заметить. Черниговско-Гефсиманский скит, Параклит, Сабурово и многие другие места под "крылом" лавры восстают практически из руин. "Малинники" или водопад "Гремячий", там где источник преп. Сергия меняется на глазах, а ведь туда практически нет дороги, но разве это что-то меняет? Там сегодня стоит деревянная часовня и строится уже второй деревянный храм. 20 лет назад там почти не было людей, а сегодня толпы народа, - едут машины по любой грязи, застревают, люди бросают машины, идут пешком. Будь на Благовещенском погосте лаврское подворье (если бы земли оставались монастырскими - так бы и было) и тогда все сложилось бы иначе, но, к сожалению, этого не случилось.

Земли были отобраны в казну в конце правления Екатерины II.

У монастыря нет неинтересных земель, а у государства есть! И такая "неинтересная" земля становится захолустьем. Участь эта и постигла приход Благовещенский. К концу XIX века приход здесь уже совсем небольшой, состоящий из самого погоста и двух деревень - Тимошкино и Петрищево. На Благовещенском погосте было всего 4 двора. Наверняка, здесь жили только церковники - священник, псаломщик (дьякон не был положен по штату) и, возможно, кто-то из певчих.

Для справки. Псаломщик положен по штату в любой церкви без исключения. Он не облечен священным саном как священник или дьякон, но это человек в совершенстве знающий церковный устав. Среди богослужебных книг он должен себя чувствовать, как рыба в воде. На каждый день года существует специально составленная служба, и она может меняться, если попадает на рядовой день недели или на воскресный, а бывает, несколько праздников могут совпасть вместе. Псаломщик на каждый нужный день должен уметь составить службу и указать, что кому читать, что кому петь. В последнее время почти всегда в храмах псаломщик управляет еще и церковным хором, т.е. является регентом. В этом случае его нагрузка только увеличивается, к его знанию устава прибавляется знание всех церковных распевов, а их, поверьте, очень много, получается, что псаломщик на приходе - человек поистине уникальный.

Следующая деревня, Тимошкино, находилась в километре от церкви, а до Петрищева было километра четыре - самый край прихода.

Сколько здесь было народу? Прихожан (прихожанами были все) - 256 мужчин и 264 женщины (данные за 1885 год), в это число вошли и дети, и старики. Много это? Для современной вымирающей деревни кажется много, но это сегодня, а в то время страна была аграрной, в деревне жило до 70% населения. Большинство семей были многодетными, в одной семье могло быть до 10 человек и больше (папа, мама, дедушка, бабушка, дети) Итак, 520 человек, ну, 50 дворов или чуть более. Разве это много на погост и две деревни? Для сравнения, во Флорищенском приходе в три раза больше! Павел Громов (его прадед служил в этом храме) рассказывал, что для священника погост был ссыльным местом. Конечно, приход - не каторга, но дерзкий непослушный священник мог быть послан сюда для служения, и это не было поощрением. Приходского дохода для священника здесь было явно недостаточно, приходилось не только служить, но и пахать землю. Для таких случаев у приходов были наделы. У Благовещенского погоста было 57 десятин (1 десятина чуть больше гектара) пахотной земли. Эту землю церковники могли обрабатывать сами или сдавать в аренду крестьянам.

В 1895 на благовещенском погосте служил священник Ефграф Грандилевский - это был прадед Павла Алексеевича Громова, о котором еще будет сказано.

Рядом с Благовещенской Церковью есть другая, деревянная, в честь иконы БМ "Знамение". Все сведения, которые о ней есть, изложены в ИСО.

Что изменилось за 100 лет.

Наши дни. Население.

Изменилось многое, деревня как социальная единица погибла или погибает, сегодня невозможно это не заметить. Жизнь ушла в города. Плотность прихода в 512 душ конца XIX века сегодня кажется сказкой. На погосте остался один дом. До недавнего времени там жил Павел Алексеевич Громов (о нем еще будет сказано) c супругой. Теперь дом пустует и, наверно, будет выставляться на продажу. Деревни Петрищево нет, теперь она только в исторических документах. Место от Петрищево, конечно, отсталость, но найти сегодня останки когда-то бывших там домов почти невозможно. Деревня Тимошкино осталась, но назвать ее деревней в наши дни все же трудно. За 2009 год знаю только одну семью, у которой в Тимошкино действительно дом. В деревне можно насчитать около 20 домов, но все они дачные. Некоторые из дачников решаются на зимовку в Тимошкино и даже проживают зиму, но для них это экзотика, а не образ жизни.

Наши дни. Храм.

Храм сохранился до наших дней, правда состояние оставляет желать лучшего. На ограде табличка с надписью, которая может послужить сегодня предметом горькой иронии "Памятник культуры. Охраняется государством".
Но есть и хорошее – храм под крышей, это значит, его не заливает сверху. Храм с обвалившей крышей начинает разрушаться прямо на глазах, а крыша сохраняет храм и делает возможным последующую реставрацию. То, что храм сохранился в таком состоянии, не случайность, это большая заслуга Громова П.А. (пусть Господь упокоит его). А ведь храм мог стать таким, как в Макарово или Кавырево, но не стал – сохранился, значит, он еще будет жить!

Самостоятельной приходской общины на Благовещенском погосте, к сожалению, нет, но это вовсе не значит, что храм брошен. Храм приписан общине Свято-Введенского храма с. Флорищи. Уже более 15 лет мы приезжаем служить в Благовещенский храм на дни преп. Сергия 18 июля и 8 октября. Храм в эти дни всегда полный.

Протоиерей Вячеслав Буланов.

PS. Пользуясь уже существующим описанием Благовещенского погоста, я попытался прокомментировать его, разобрать некоторые непонятные места, а также несколько дополнить описание уже современными событиями. Все, что накопилось в моей памяти за 19 лет, изложил в комментариях и дополнениях. Буду весьма благодарен за замечания, поправки и дополнения, я не историк и не краевед, поэтому ошибки могут быть не только орфографические, но и исторические – пишите в комментариях, исправим.


Каким материалом я пользовался.

1. Добронравов В. Г. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии"
Странички этой книги можно посмотреть здесь.

2. Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. – Москва, 1857г.
Странички этой книги можно посмотреть здесь.

3. В.И.Ребров "Наши Корни" Очерки по истории Кольчугинского края. Кольчугино 1992.

4. Викепедия–свободная энциклопедия и различные словари на Яндексе

Дополнения.

Благовещенский приход в моей жизни. Различные воспоминания.

История одного священника.

Как помочь храму?

Если у вас болит сердце за Благовещенский погост и есть реальная возможность помочь. Загляните сюда.

Фотоотчет о поездке на Благовещенский погост от наших друзей

Передача о Благовещенском погосте - "Достояние республики", телеканал Культура

Обсудить статью можно на нашем ФОРУМЕ




Просмотров : 25333



Вернуться
GTA 5 online играть гта 5 играть GTA 5 играть Assassins creed играть онлайн GTA 5 играть NFS онлайн игра Need For Speed online GTA криминальная Россия Онлайн игра call of duty ГТА 5 играть, игры онлайн гта 5 играть Онлайн игра по мотивам фильма Mortal Kombat GTA 5 играть играть need for speed онлайн скачать майнкрафт симс 4 играть онлайн симс 4 играть kaufen Viagra, Cialis, Levitra, Schnelle Lieferung, diskreter Versand - Online Apotheke!

Навигация
· Главная
· Для желающих помочь
· Как к нам проехать
· Банковские реквизиты
Новости
· Епархиальные
· Общецерковные
· Приходские
· Слово молодым
Вопросы духовника благочиния
· Дни приема духовника
· О самоубийцах
· О церковных разводах
Разное
· Вопросы священнику
· Первые шаги в храме
· Флорищенский Форум
· Фотогалерея
· Духовная поэзия
· Пожелания создателям сайта
Православный календарь