- Икона петровской божьей матери молитва
- Петровская икона Божией Матери
- История иконы
- Где находится чудотворный образ
- Описание иконы
- В чем помогает Петровский образ
- Дата празднования
- Молитва перед чудотворной иконой
- Петровская икона божьей матери о чем молиться
- Икона петровской божьей матери молитва
- Митрополит Петр Московский. Петровская икона Божьей Матери
- Петровская икона Божией Матери
Икона петровской божьей матери молитва
Петровская икона Божией Матери
Каждый образ Богородицы — предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери — не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.
Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.
История иконы
Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам.
Петровская икона Божией Матери сотворила немало чудес. Ее держали при себе во время походов цари. К примеру, патриарх Иов брал святыню, когда благословлял на царствование Бориса Годунова. Икона присутствовала на крестных ходах и стояла у гроба святителя Руси Петра. В летописях об иконе пишут как о «возрождающей». Она много раз спасала Москву от нападок врагов. Вскоре о чудотворных свойствах Петровской иконы Божией Матери узнали во всем мире. Перед святыней стали молиться христиане со всего света, а для православного народа святыня стала одной из самых почитаемых и распространенных икон Богородицы.
Где находится чудотворный образ
Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.
Описание иконы
Стиль иконописи относится к одному из излюбленных типов написания богородичных икон, название которому «Умиление». К авторству митрополита Петра относят и другую известную икону — Владимирскую икону Богородицы, что подтверждается заметным сходством в написании.
Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.
В чем помогает Петровский образ
Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.
Дата празднования
Празднество святыни приходится на 24 августа (6 сентября по новому стилю).
Молитва перед чудотворной иконой
«О, Великая Дева, Царица Небесная, Хранительница всех христиан! Молимся Тебе и помним все Твои дела благочестивые на земле грешной! Услышь нас, Дева Мария! Стань заступницей земли нашей, дома нашего, страны нашей! Убереги нас от нападок врагов, потопа, пожара, войны и голода! Исцели от болезней и прости нам грехи наши! Пред Тобой на коленях мы, Святая Дева! Будь заступницей детей наших, не дай в обиду их. Укрепи наш дух и веру нашу! Избавь нас от соблазнов мирских. Будь рядом с нами в минуты горя и страха. Славим и восхваляем Тебя, Дева Пречистая! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во Веки Веков. Аминь».
В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и
Петровская икона божьей матери о чем молиться
Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери – так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную Успенскую церковь (1479 г.).
Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери — Евпраксии — еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.
В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких – Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра Киевских митрополитов, а перед иконой Успения он молился всю жизнь.
В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский — своего подвижника — игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ – служитель Ее Сына – Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.
В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же митрополит Петр перенес и свою икону и поместил ее в Успенском соборе Московского Кремля.
Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы – Петровскую, Владимирскую и Донскую.
И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.
Сегодня Петровская икона Божией Матери находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.
Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.
Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.
Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.
В Петровской иконе Богородица и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл – материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.
Петровская икона Божией Матери |
Петровская икона Божией Матери.
Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским (+1326) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси (+1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.
Каждый образ Богородицы — предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери — не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.
Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.
Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам.
Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.
Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.
Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.
Празднество святыни приходится на 24 августа (6 сентября по новому стилю).
В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и
Икона петровской божьей матери молитва
Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя — святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы.
По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.
Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».
В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.
Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».
В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней — Владимирской иконой Божией Матери.
This slideshow requires JavaScript.
Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.
На рубеже XIX — XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV — началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».
Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).
Молитва ко Пресвятой Богородице:
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Митрополит Петр Московский. Петровская икона Божьей Матери
У нас, и у православных, и особенно у католиков, сложилось так: если человек носит имя Иван, Ян, Йонас, то почему-то считается, его небесный покровитель – Иоанн Креститель. Аналогичная ситуация и с Петрами. Всех Петров принято поздравлять с именинами в день Петра и Павла. Но на самом деле это не совсем верно. Скорее даже, совсем неверно. Я не поленился (что для меня редкость) и пересчитал всех Петров в православном именослове. Их оказалось больше ста (в разных источниках по-разному)! Больше половины, семьдесят – новомученики, те, кто пострадал в годы советских репрессий. Кого из этой сотни, кроме упомянутого апостола, знает среднестатистический читатель ЛК? Муромского князя, мужа Февронии, покровителя семьи. Особо памятливые назовут новомученика Петра Крутицкого, о котором несколько лет назад была у нас заметка. Знатоки истории Русской Церкви вспомнят первого московского митрополита, жившего в XIII-XVI вв.
Вот о нем-то и пойдет сегодня речь. И не только о нем, но и о чудотворной иконе, носящей его имя. Один из дней памяти митрополита Петра выпадает на эту пятницу, 6 сентября. В этот же день вспоминается и Петровская икона.
Но для начала, чтоб все было понятно, небольшая историческая справка. В это время столицей Руси был Владимир. Киев так и не смог восстановиться после нашествия татар, Москва еще не набрала достаточно силы, чтобы затмить политически Владимир. Русская Православная Церковь была частью Константинопольского патриархата. Возглавлял ее единственный на всю страну митрополит, который по традиции назывался Киевским, хотя и жил к моменту нашего повествования во Владимире. За редчайшим исключением первосвятителями были греки и ставились с благословения патриарха. А еще митрополит должен был пройти утверждение хана, получить у него ярлык.
Будущий митрополит Петр (мирское имя его до нас не дошло) родился во второй половине XIII века на Волыни (нынешняя Западная Украина). С 12 лет ушел в монастырь. Здесь он, кроме обычных монастырских трудов и молитвы, изучал богословие и искусство иконописи. Им было написано немало образов, которые он обычно дарил своим товарищам-монахам и паломникам.
Много лет Петр жил в своем первом монастыре. Потом по благословению игумена ушел на реку Рату, чтобы жить там в уединении. Рата – приток Западного Буга, протекающий по территории современных Польши и Западной Украины.
Но, как это было потом с Сергием Радонежским, к нему стали приходить другие монахи, и образовался монастырь, игуменом которого стал, естественно, Петр.
Здесь им и была написана икона Божьей Матери, которая известна под названием «Петровской». Когда митрополит Максим посетил Ратскую обитель, игумен подарил ему этот образ.
Шло время. Умер Максим. Для Руси нужен был новый предстоятель. Галицкий князь Юрий захотел, чтобы на Волыни была своя митрополия. Он посылает Петра к патриарху, это было в 1308 году, с просьбой поставить на новую митрополию Ратского игумена. О содержании грамоты Петр не знал.
В это же время в Константинополь едет претендент на русскую митрополию Геронтий. С максимовой Петровской иконой, посохом и митрополичьим облачением. Но корабль Геронтия попадает в шторм, и прибывает он к патриарху позже Петра. К тому, как гласит предание, от иконы ему был голос Богородицы, сказавший, что митрополитом быть не ему, а автору образа. Так и случилось. Мудрый патриарх Афанасий поставил во главе Русской Церкви Петра, предотвратив церковную смуту.
Святительство нового митрополита было очень сложным. Ему приходилось примирять враждующих князей, наводить порядок в епархиях. Времена-то были тяжелые. Даже терпеть клевету и оскорбительное разбирательство, которое затеяли недруги.
Несмотря на преклонный возраст, святитель не мог подолгу сидеть во Владимире. Он объездил почти всю свою огромную митрополию. Кроме этого он написал несколько посланий к пастве, священникам, князьям. До нас дошли только три. В них он призывает священство быть не только исполнителями треб, но и учителями, совестью и душой народа.
Очень часто Петр бывает в Москве у Ивана Калиты. Он предчувствует, что будущее Руси не за далеким Новгородом, не за своенравной Тверью и даже не за Владимиром. Потому он строит в Москве Успенский собор, первый в городе каменный храм, по аналогии с Владимирским, и незадолго до своей кончины переносит митрополичью кафедру в будущую столицу. Да и сам поселяется с 1325 года в Москве. С тех пор все русские митрополиты живут здесь. А Петра первым назвали митрополитом Московским.
Петровскую икону он переносит в Успенский собор. Там же завещает похоронить себя. 21 декабря 1326 года первый Московский митрополит умирает. Через 13 лет его причисляют к лику святых. От его нетленных мощей совершались чудеса исцеления, и не только физические, но и полититческие: у гроба святителя примирялись враждующие князья. Стало традицией нарекать здесь глав Русской церкви.
Икона по сей день в Успенском. Правда, это уже совершенно другой храм. Третий по счету. Иван III заказал его итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. 24 августа 1479 года мощи святителя Петра митрополита Московского были перенесены в новый храм. Это событие и вспоминается в пятницу. Ведь 6 сентября – это 24 августа по старому стилю.
Петр ФОКИН, псаломщик Знаменской церкви
Петровская икона Божией Матери
В воскресенье 6 сентября 2015 после Патриаршей литургии в Успенском соборе Московского Кремля прошел крестный ход по центру Москвы в честь празднования 700-летия начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и Всея Руси Петра. Маршрут повторил путь, совершенный первым московским епископом — от кремлевских стен вдоль реки Неглинки до Высоко-Петровского монастыря.
6 сентября — день празднования Петровской иконы Божией Матери, написанной святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и Всея Руси.
Сын простого крестьянина, в 12 лет он принимает монашество в Ратском монастыре на Волыни. Будущий митрополит проходил послушание на монастырской поварне. Зимой и летом он носил на своих плечах дрова и воду, мыл для братии власяницы (1) . Тяжелый труд лишь укреплял молодого монаха. Он первым приходил к дневным и ночным службам и уходил последним, благоговейно и внимательно слушал проповедь, молился в храме.
Вскоре у инока созрело благочестивое желание научиться писать святые иконы. Его духовный наставник одобрил это намерение, и будущий святой прилежно принялся за дело. Его чувства и помыслы были направлены к неземному, к Небесному Царству, к Божией Матери, которую он чаще всего изображал. Его иконы раздавали братьям и простым мирянам.
Инок с первых лет жизни в монастыре был молчалив, немногословен, всегда стремился к уединению. Но ни в Киеве, ни во Владимире не сможет он, ставши митрополитом, найти душевный покой.
Уже после его назначения митрополитом Киевским и Всея Руси, святитель Петр вынужден будет постоянно менять место своей резиденции. Из Киева его будет гнать опасность иноплеменных вторжений. Во Владимире духовенство и приближенные правящего князя Михаила встретят его недружелюбно, его недолгое пребывание в столице Руси (2) будет омрачено клеветой и недовольством жителей.
И только Москва, шумный купеческий город, в лице князя Ивана Калиты (3) с радостью откроет двери своему почитаемому святому. Он заслужил народную любовь своим общественным служением, увещеванием паствы и политической деятельностью, направленной на объединение русских земель, раздираемых междоусобными войнами.
В своём обращении в связи с 700-летием начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и Всея Руси Петра Святейший Патриарх Кирилл говорит о нём следующее: «Митрополит Петр был послан Богом русскому народу в начале XIV века в один из судьбоносных периодов отечественной истории, когда земля Русская не только страдала от междоусобной брани, но и находилась под игом завоевателей». Как и Сергий Радонежский, святитель Петр стремился объединить русские княжества в силе и стойкости веры в Святую Троицу.
Оживленная жизнь Москвы, где митрополит начал своё служение в 1315 году, в ту пору ограничивалась территорией современного Кремля и была наполнена суетой. Она не могла в полной мере удовлетворить потребность святителя в уединении, в тихой неспешной искренней молитве. И после перенесения кафедры митрополита в Москву святитель Пётр основал за пределами Кремля обитель в честь святых апостолов Петра и Павла, известную сегодня как мужской Высоко-Петровский монастырь.
Отдалённая, окруженная хвойными лесами местность напоминала русскому пастырю жизнь в родном монастыре. В свободное от обязанностей время он предпочитал удаляться за пределы Кремля и служить с братьями.
Однако почитаемый святой известен был на Руси прежде всего своим даром иконописца.
Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси, будущий святитель Петр преподнёс ему в дар от Обители написанную им самим икону Божией Матери, впоследствии получившую название Петровской. С той поры сама Богородица оберегала иконописца, избрав его в наставники русской земли.
После смерти митрополита Максима на Руси в течение трёх лет не было духовного наставника, княжеская раздробленность с каждым годом всё сильнее разоряла русские земли, а татарские властители, стремившиеся поработить православный народ, накладывали на него непосильную дань. Необходимость в мудром духовном руководителе для всего народа была очевидна. В то время русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую епархию митрополит Киевский и всея Руси назначался Константинопольским Патриархом.
За благословением возглавлять русскую митрополию отправляются в Царьград из Владимирского княжества игумен Геронтий с иконой Божией Матери, написанной святителем Петром, и сам Петр, из Волынско-Галицкого.
Во время путешествия Владычица дивным образом показала своё попечение о святителе Петре. Когда отец Геронтий спал крепким сном, явилась перед ними сама Предивная и сказала: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех«.
Он рассказал свой сон Патриарху, который избрал иеромонаха Петра на служение Святой Троице и русскому народу. Благословляя его, он вручил иконописцу ту самую чудесную икону Божией Матери со словами «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе«. Столь дорогая сердцу икона не покидала святителя до установления кафедры митрополита в Москве, где она и хранилась в Успенском соборе до революции.
После Киева и Владимира митрополиту Киевскому, Московскому и Всея Руси, было просто найти общий язык с москвичами, московским духовенством и дворянством, и прежде всего, с Московским князем Иваном Калитой. Полюбился им добрый батюшка, строгий к себе, всегда готовый поддержать и обрадовать добрым словом каждого. Князь видел в митрополите не только духовного наставника, но и доброго друга, по увещеванию которого и была заложена первая Успенская церковь в Москве. «Если ты«, — говорил митрополит великому князю Иоанну, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших.«
4 августа 13426 года Иван Калита заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. А в декабре этого же года святой Петр отдал свою душу Господу. Согласно житию святого, он приходил трудиться каждый день вместе с работниками, с молитвой к Богородице строил себе каменную гробницу, которую впоследствии поставят под написанную им икону Петровской Божией Матери (4) .
Сколько чудес совершала Петровская икона Божией Матери! Сколько из них остаются тайной, и как явен промысел Божий о русской земле и о заступничестве Владычицы через свой образ!
С ее помощью пришел конец смутному времени междуцарствия (5) на Руси. В 1613 году рязанский архимандрит Феодорит с покровительством Петровской иконы отправляется в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.
Род Романовых правил Российским государством до ХХ века.
Во время революции 1917 года Петровская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенского Собора. Некоторые до сих пор считают, что таким образом Божия Матерь, изображенная на Петровской иконе, отвернулась от России, как и россияне отвернулись от неё и отказались от веры православной.
Другие полагают, что икона-пядница (6) неизвестного происхождения, найденная недавно в Успенском монастыре и оставшаяся чудесным образом нетронутой и не сожженной, и является на самом деле тем самым древним почитаемым образом Петровской Богоматери.
(1) Аскетическая грубая одежда из волос животного.
(2) С 1243 по 1389 года Владимир был столицей Северо-восточной Руси.
(3) Второй сын Московского князя Даниила Александровича в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г. Москвы в лике благоверных. День памяти — 13 апреля.
(4) (в сноску: Успенский Собор был воздвигнут в кратчайшие сроки, что отчасти объясняет непрочность конструкций. К 1471 году Успенский храм обветшал и постепенно разваливался. Свод подкрепляли деревянными палками, но восстановить церковь не представлялось возможным. Иван Ш приказал разрушить храм, на месте которого и воздвигнут Успенский Собор современного Кремля).
(5) С момента пресечения царской линии рода Рюриковичей и до момента избрания на престол Бориса Годунова
(6) «Пядь» на древнем православном языке обозначает меру длины в четверть аршина.