Что такое созерцательная молитва - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое созерцательная молитва

Созерцательная молитва

Молитва находящая и молитва созерцательная

В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение – и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240–241)

Созерцание выше деятельности

Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию. Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147)

Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих. (15, 132)

Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из сознания всего окружающего

Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцаемый, так что их уже будто нет в нас. Вот пример: беседовал старец с учениками и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его, где он был. – «Я был, – сказал он, – на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина». – Но это созерцание было только умовое. Созерцательная молитва походит на это по забвению всего и пленению в невидимый мир. Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. Отличительною чертою созерцательной молитвы св. Исаак Сирианин поставляет именно выпадение из сознания всего окружающего и пленение в горний мир. По свидетельству его, ум до сего времени владеет собою, а когда вступит в созерцание или в созерцательную молитву, тогда уже никакой власти над собою не имеет. (15, 44–45)

Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам

Только одна черта из высказанных Сперанским 2 кажется неистинною или неистинно выраженною. «Форма, – говорит он, – созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли». Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть соединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль. (15, 228)

Молитва чистая дастся одному из тысячи, а созерцательная – в родех и родех едва одному

Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не находим, чтобы в него можно было вступать самим и, следовательно, делать что-либо и со своей стороны для вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или, что то же, – созерцательную, в родех и родех едва один оказывается имеющим. (15, 215)

Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог. Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего – к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге! (3, 344–345)

Молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву – О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника – игумен Феофан (Крюков).

Речь идет о книге святителя Феофана «Письма о духовной жизни», составленной по поводу писем графа М.М. Сперанского. – Прим. сост.

Что такое созерцательная молитва

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА


Молитва находящая и молитва созерцательная

В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение – и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240-241)

Созерцание выше деятельности

Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию. Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147)

Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих. (15, 132)

Отличительная черта созерцательной молитвы –
выпадение из сознания всего окружающего

Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцаемый, так что их уже будто нет в нас. Вот пример: беседовал старец с учениками и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его, где он был. – “Я был, – сказал он, – на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина”. – Но это созерцание было только умовое. Созерцательная молитва походит на это по забвению всего и пленению в невидимый мир. Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. Отличительною чертою созерцательной молитвы св. Исаак Сирианин поставляет именно выпадение из сознания всего окружающего и пленение в горний мир. По свидетельству его, ум до сего времени владеет собою, а когда вступит в созерцание или в созерцательную молитву, тогда уже никакой власти над собою не имеет. (15, 44-45)

Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам

Только одна черта из высказанных Сперанским* кажется неистинною или неистинно выраженною. “Форма, – говорит он, – созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли”. Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть соединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль. (15, 228)

* Речь идет о книге святителя Феофана “Письма о духовной жизни”, составленной по поводу писем графа М.М. Сперанского. – Прим. сост.

Молитва чистая дастся одному из тысячи,
а созерцательная – в родех и родех едва одному

Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не находим, чтобы в него можно было вступать самим и, следовательно, делать что-либо и со своей стороны для вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или, что то же, – созерцательную, в родех и родех едва один оказывается имеющим. (15, 215)

Читайте также:  Молитва при папилломах

Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог. Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего – к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге! (3, 344-345)

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Медитация и созерцательная молитва

В чём суть христианской медитации?

Суть медитации заключается в молитвенном искании: оно начинается с какого-то священного текста или образа и исследует волю, знаки и присутствие Бога.

Нельзя «читать» святые образы и тексты, как читают заметки в газете, которые меня непосредственно не затрагивают. Следует размышлять над ними, то есть возносить своё сердце к Богу и говорить Ему, что я сейчас полностью открыт навстречу Богу, открыт тому, что Бог через прочитанное и увиденное хочет сказать мне. Наряду со Священным Писанием есть много текстов, которые приводят к Богу и пригодны для молитвенных размышлений.

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio – размышление) – духовное упражнение, в котором человек должен найти себя (и Бога). Медитации практикуются в различных религиях и культурах. Христианство знает и ценит много разнообразных медитативных упражнений, однако отвергает те практики, которые обещают соединение с Богом или Божественным в результате определённой медитационной техники.

«Будет ли наша молитва услышана, зависит не от количества слов, но от усердия нашей души» (Св. Иоанн Златоуст).

См. также ККЦ 2705–2708

Чего христианин может достичь благодаря медитации?

Христианин ищет в медитации тишины, чтобы ощутить близость Бога и обрести мир в Его присутствии. Он надеется ощутить Его присутствие как незаслуженный дар Его благодати; но он не ожидает, что это будет результатом какой-то определённой техники медитации.

Медитация может быть важным подспорьем для веры, и для укрепления и становления человеческой личности. Однако техники медитации, которые обещают познание Бога или даже соединение души с Богом, являются обманом. Многие люди из-за таких лживых обещаний уверены, что Бог покинул их, потому что они Его не чувствуют. Но Бога нельзя заставить снизойти к человеку какими-то определёнными методами. Он отдаёт Себя нам тогда и так, когда и как Он этого пожелает.

Что такое внутренняя или «созерцательная» молитва?

Созерцательная молитва – это любовь, молчание, слушание слова Божия и присутствие перед Богом.

Для созерцательной молитвы необходимы время, решимость и прежде всего чистое сердце. В ней смиренное и нищее существо предает себя Богу, и благодаря вере в любовь и стремлению всем сердцем искать своего Господа обретает перед Ним свое подлинное лицо. Внутреннюю молитву также часто называют молитвой сердца и созерцанием.

«Не многознание насыщает душу и даёт ей удовлетворение, а созерцание и оценка вещей» (Св. Игнатий Лойола).

«Я смотрю на Него, а Он на меня» — ответ крестьянина Арсскому Кюре, когда тот спросил его о молитве.

См. также ККЦ 2709–2719, 2724

Почему молитва иногда похожа на борьбу?

Духовные учителя всех времён описывали возрастание в вере и в любви к Богу как духовную борьбу за жизнь или смерть. И эта битва происходит в духовной жизни человека. Оружие христианина – молитва. Мы можем пасть от нашего себялюбия, потерять себя в ничтожных делах – или обрести Бога.

Часто человек, желающий молиться, должен сначала побороть свою апатию, недостаток воли. Еще отцы-пустынники сталкивались с духовным безразличием и унынием (акедия). Нежелание искать Бога является большой проблемой в духовной жизни. К тому же и дух времени не видит в молитве никакого смысла, а наш загруженный график не оставляет ей места. Поэтому следует также бороться с искусителем, предпринимающим всё, чтобы отвратить людей от обращения к Богу. И если бы Бог не хотел, чтобы мы обрели Его в молитве, мы бы никогда не выиграли эту битву.

«Пока мы живём, мы боремся, пока мы боремся – это признак того, что мы не побеждены и что в нас живёт благой Дух. И если смерть застанет тебя не победителем, то хотя бы признает тебя борцом» (Св. Августин).

См. также ККЦ 2725–2752

Может быть, молитва – это разговор с самим собой?

Молитву отличает именно переход от Я к Ты, от сосредоточения на самом себе к решительной открытости. Кто действительно молится, может узнать, что говорит Бог – и что Он часто говорит совсем не так, как мы этого хотим и ожидаем. Опытные молитвенники рассказывают, что часто человек завершает молитву не таким, каким он её начал. Иногда ожидания оправдываются: был печален – обрёл утешение; не было доверия – обрёл новые силы. Но может случиться и так: я хотел забыть о заботах, а оказался в ещё большем беспокойстве; хотел, чтобы оставили в покое, а вместо этого я получил новую задачу. Истинная встреча с Богом, которая всегда происходит в молитве, может в корне изменить наши представления как о Боге, так и о молитве.

«Молиться – значит больше слушать, чем говорить. Созерцать – значит больше быть созерцаемым, чем смотреть самому» (Карло Каретто (1910–1988), итальянский писатель, мистик, монах конгрегации Малых братьев Евангелия).

Что делать, если я вижу, что молитва не помогает?

Молитва не стремится в первую очередь к успеху, в ней мы ищем воли Бога и стремимся к близости с Ним. Как раз в кажущемся молчании Бога скрывается приглашение сделать следующий шаг – к полной самоотдаче, безграничной вере, бесконечному ожиданию. Молясь, мы должны предоставить Богу полную свободу говорить, когда Он захочет; давать нам то, что Он захочет, и дарить себя, как Ему угодно.

Мы часто говорим: я молился – и это не помогло. Может быть, мы молимся недостаточно интенсивно. Так, святой Арсский Кюре (св. Иоанн Мария Вианней) спросил как-то раз своего жаловавшегося на неудачу собрата: «Ты молился – ты воздыхал .. . а постился ли ты, бодрствовал ли ты?» А может быть и так, что мы просим у Бога что-то недолжное. Святая Тереза Авильская однажды сказала: «Молись не о лёгком бремени, молись о крепком хребте!»

«Все трудности в молитве от того, что мы молимся, как будто Бога здесь нет» (Св. Тереза Авильская).

«Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. ПрОсите, и не получаете, потому что прОсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4,2-3)

См. также ККЦ 2735–2737

Что делать, если во время молитвы ты ничего не чувствуешь или, более того, ощущаешь нежелание молиться?

Рассеянность во время молитвы, чувство внутренней пустоты и сухости, даже нежелание молиться – всё это известно каждому молящемуся. В этом случае сохранение верности уже само по себе становится молитвой.

Даже св. Тереза из Лизьё долгое время не могла ощутить любовь Бога. Незадолго до её смерти к ней ночью пришла её сестра Селина. Она увидела, что руки Терезы сложены для молитвы. «Что ты делаешь? Ты должна попробовать заснуть», – сказала Селина. «Я не могу. Я слишком сильно страдаю. Но я молюсь», – ответила Тереза. «И что ты говоришь Иисусу?» – «Я ничего не говорю Ему. Я Его люблю».

«Лучшее лекарство от духовной сухости состоит в том, чтобы поставить самих себя в положение нищего в присутствии Бога и святых. И, как нищий, идти от святого к святому и просить о духовной милости с той навязчивостью, с которой нищие на улицах просили бы о подаянии» (Св. Филипп Нери (1515–1595), итальянский священник, выдающийся церковный деятель).

См. также ККЦ 2729–2733

Может быть, молитва – это бегство от действительности?

Кто молится, не бежит от действительности; он скорее открывает глаза на реальность в целом. От самогO Всемогущего Бога он получает силу, чтобы справиться с действительностью. Молитва словно заправочная станция, где мы бесплатно получаем энергию на весь долгий путь и трудные вызовы. Молитва не выводит за пределы реальности, но, скорее, глубже погружает в неё. Молитва не отнимает время, а удваивает оставшееся время, наполняет его внутренним смыслом.

«Духовность христиан не может заключаться ни в бегстве от мира, ни в деятельности, которая меняется с каждой новой модой. Проникнутая Святым Духом, духовность способна преображать мир» (Св. Иоанн Павел II).

«Исполняйтесь Духом… благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Хриса» (Еф 5, 18–20).

Что такое созерцательная молитва

О МОЛИТВЕ СОЗЕРЦАНИЯ

В моем личном опыте, я обнаружил, что самая прямая дорога к большей близости с Богом пролегает через практику дисциплины почти потерянного церковью искусства – того, что называется молитвой созерцания . С момента обнаружения этого откровения примерно около десятилетия назад, оно стало одним из моих любимых практик – одним из центральных особенностей хождения с Богом.

Молитва эта приводит нас в Его присутствие, а Его присутствие приносит личное откровение.

Я познакомился с жизнью Святого Бернарда Клервонского Saint Bernard of Clervaux. Я никогда прежде не слышал о нем. Только позже я узнал, что он был монахом в 12-м веке, который был достаточно близко знаком с путями созерцательной молитвы и ходил в большой близости с Богом.

Я пережил нечто, описанное в глубинах некоторых из величайших сокровищ Христианства, и я посоветовал бы отправиться туда любому верующему. В течение целого года (а хотелось продлить это подольше) я читал лишь Библию и писания отцов Ранней Христианской Церкви, известных, как “пустынные отцы”. Я навечно разбогател духовно благодаря этому путешествию. И если вы читали мою книгу Wasted on Jesus (Расточенный для Иисуса), то много вдохновений этой классики пришло вместе со мной с моего путешествия в этот период времени.

В течение того года, чем больше я читал, тем больше начинал понимать, что нахожусь на “родной земле ”. Это была та дорога, по которой я уже ходил в некоторой степени. Созерцательная молитва вся сконцентрирована на пути к близости с Богом. И Библия полна ссылок, описывающих этот самый путь:

Читайте также:  Молитва за болящую от давления высокого

“Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18)

“Остановитесь (прекратите бороться и утруждаться по плоти) и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле” (Пс. 45:11)

“Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия” (Евр. 12:2)

Мы говорим здесь о древней Христианской практике, которая не была широко известна или практикована во многих протестантских кругах в наши дни, но которую Святой Дух восстанавливает вновь для Тела Христа. В созерцательной молитве, мы как Христиане изначально не обращаемся к Богу как к тому, кто сидит на своем Троне на Небесах, но через реальность нового рождения во Христе, мы соединяемся с Ним как с Тем, кто теперь стал жить и обитать внутри нас. Каждый из нас имеет трон в нашем сердце, где Он пребывает очень личным и уникальным образом для каждого из нас. В противопоставление, в молитве ходатайства, мы подходим к Богу, который восседает на своем троне на Небесах. Тогда мы, как верующие, произносим свои прошения, стоим в проломе, и напоминаем Богу о Его Слове.

Еще одна фраза, которая часто используется во многих кругах сегодня это “единение с Богом” (communion with God – дословно переводится как: причастие). Это понимается, как приходить во взаимоотношение (общение) с Богом посредством силы Святого Духа во Христе Иисусе, который пребывает в каждом рожденном свыше верующем. Единение с Богом – это путь общения со Святым Духом, когда мы учимся успокаивать и приглушать все отвлекающие внешние факторы нашей души и мира вокруг нас, успокаивать весь внутренний хаос и шум извне, которые так сильно стремятся захватить все наше внимание. В этой удивительной форме молитвы, мы приходим, как бы сказать, в самую сердцевину, “центр” нашего естества, туда, где в нашем духе, Бог обитает через Святой Дух, который устроил свое жилище в нас. Мы пребываем в доме Господнем, созерцаем красоту Господню и посещаем храм Его (Пс. 26:4).

В первой главе Послания Колоссянам, Павел говорит о святых “которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы” (Кол. 1:27). “Упование славы” есть Христос в нас. Некоторые из ранних Христианских созерцательных мистиков, как например, мадам Гийон и другие говорят об этом как о “более великом единстве со Христом”. Это также во многом подводит нас к сути таинства Христианского причастия, которое должно основывается ни на чем боле, кроме созерцания Бога в нас, при принятии вечери, когда мы принимаем Его праведность внутри нас по вере в Него, живущего внутри нас. Давайте коротко посмотрим на цитату о Жанне Гийон, из книги моей жены «Призыв к Тайному Месту».

Особенно выдающаяся, жизнь Мадам Гийон учит нас удивительной истине о том, как мы можем пережить близость с Богом. Она пишет: “В Самом Иисусе Христе, реальном и незаменимом Слове, которое пребывает в центре души, расположенной принять Его. Ни один момент никогда не проходит мимо Его живой, плодоносной и божественной работы”.

По мере того, как мы приходим в единение с Богом, который пребывает внутри нас, мы приходим в общение с zoe (греч. Божья жизнь), самой жизнью Божьей, которая очищает нас и отделяет нас для Него. Это то, что значит быть измененным (трансформированным, преобразованным).

Однажды давно, я выучил утверждение, которое дает простое объяснение всему этому: мы должны заботиться и беречь внутреннюю жизнь, чтобы быть эффективными в нашей внешней жизни. Для того, чтобы иметь возможность выступить вперед в уверенности и власти, чтобы исполнять Божью волю и служить в силе Святого Духа, мы должны питать и хранить наше внутреннее единение и общение с Богом. Мы должны регулярно приходить в это место пребывания в нашем сердце, туда, где обитает Его присутствие.

Слишком часто, на протяжении истории Церкви, и даже в наши дни, у Христиан прослеживается тенденция группироваться вокруг определенных истин. Один лагерь, “идти и делать”, всегда идут, всегда заняты работой, участвуя в миссиях, служа бедным, проповедуя евангелие. Другой лагерь “созерцательный”, размышляют, пребывают в тишине, и относятся к тем, кто замыкается внутри своей крепости, они просто хотят находиться и пребывать там все время.

Бернадр Клервонский, монах и мистик 12-го века, определил эти три лагеря Христианской жизни: жизнь Лазаря – раскаивающийся; жизнь Марфы – активный и посвященный служитель дома Божьего; и жизнь Марии – созерцателя. Согласно словам Иисуса, именно Мария избрала благую (лучшую) часть. Для нее не было причин завидовать трудам Марфы. Созерцание всегда должно быть желаемо и ему должно всегда отдавать предпочтение. Дела должны быть приемлемы, но их никогда не нужно искать лишь ради них самих. Полнота Христианской жизни находится в союзе сторон жизней Марфы, Марии и Лазаря в одном человеке.

Внутренняя жизнь приготовляет нас к внешней жизни; обе нам необходимы. Один из уроков, которому мы должны научиться – это строить мосты между этими двумя жизнями.

Созерцание – этот тип молитвы не столько для того, что бы делать нечто как для того, чтобы быть с Кем-то, продолжая быть в нашей молитве с Кем-то, пока мы сами не станем выражением Его в мире через нас. Одно из лучших служений, в котором я принял участие за последние несколько лет, произошло в Спокане, Штат Вашингтон, когда я принял участие в течение пяти дней служения Молитва Тишины.

В течение первых десяти часов каждого дня семеро из нас встречались вместе по утрам, чтобы делиться своими откровениями и переживаниями, и затем мы брали на себя обет молчания в течение следующих 12 часов дня. Это означало абсолютно никаких разговорив; ни друг с другом, не даже с самим собой. Какая духовная дисциплина! Какой трудный день, но какой духовно обогащающий!

Эта неделя действительно восстановила мой духовный двигатель! На четвертый и пятый дни я был полностью затоплен откровениями, которые потом хранили и несли мою духовную жизнь меня месяцы. И это было не что иное, как духовная дисциплина успокоения моей души перед Богом, подготавливания самого себя, чтобы слышать Его голос. Я вряд ли смогу описать то глубокое чувство внутреннего покоя и удовлетворенности, которые снизошли на меня в тот период времени.

Восьмая глава притчи приводит три важных принципа, относящихся к молитве созерцания:

“Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте [от] [него]. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть” (Притчи 8:32 – 36)

Стих 34 содержит три принципа: ” слушай ”, ” смотри ”, и ” ожидай ” (в англ. переводе). Все эти глаголы находятся в настоящем продолженном страдательном залоге на арамейском языке, означая то, что они более длительны во времени, чем длящиеся моменты. Благословенны те, кто слушает и продолжает слушать, кто смотрит и продолжает смотреть, кто ждет и продолжает ждать.

Для того, чтобы слышать, нам нужно вначале закрыть свои уста. Мы не можем говорить и слышать в одно и то же время. Бодрствовать у ворот означает быть начеку и не спать. Иисус Навин, слуга Моисея, верно располагался в ожидании вне палатки скинии каждый вечер, когда Моисей входил внутрь для общения с Богом. Потому что он был бдителен и бодрствовал. Ему первому доводилось видеть славу Божью, когда она сходила на Моисея и сияла на его лице после встречи Моисея с Богом.

Стоять на страже у дверей означает стоять рядом, ожидая услышать то, что Господь будет говорить, будучи готовым исполнять Его повеления или сидеть спокойно в почитании и поклонении, чтобы Он ни пожелал от нас.

Какие есть ключи к созерцательному опыту?
Смотри, слушай и ожидай.

Созерцательная молитва не является некоей техникой. Это также не упражнение по расслабляющей терапии и не самогипноз. Это не есть паранормальный или психический феномен. Также это не является подходом к системе религиозных верований Нью Эйдж (New Age), ведущих к самосовершенствованию, и также это не является попыткой опустошить разум. Это вещь вовсе не новая и не является скопированной практикой Восточной медитации, одетой в “Христианское Одеяние”. Созерцание (в оригинале meditation ) – это древний библейский инструмент, ведущий к глубоким взаимоотношениям с Богом.

‘’Созерцать” означает пристально вглядываться, глубоко думать, изучать, ожидать или намереваться, размышлять, погружаться в раздумья. Словосочетание «погружаться в раздумья» означает думать о чем-то, глубоко решать, размышлять. Созерцать (в англ. медитировать) означает проливать свет, тепло, звук, всматриваться в образ, как в зеркале, принимать или отражать обратно как последствие или отражение славы.

Любое понятие смутит нас, если мы не условимся с терминологией или понятиями, которые будем употреблять. По этой причине, я хочу привести определение некоторых наиболее часто используемых в практике созерцательной молитвы терминов, которые часто также встречаются в пророчествах, и созерцательных Христианских писаниях, как новых, так и старых.

Ложное ” я ” (эго) – ветхая греховная природа человека, о которой Павел говорит в Послании к Ефесянам: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22 – 24). Ложное ” я ”, это эгоцентричное “я”, которое держится за вещи и ценности мира и доверяет имениям, власти, и другим людям, пытаясь получить счастье, удовлетворение, мир, цель, значимость и жизнь.

Истинное “я ”. Это соответствует новой духовной природе и находит подкрепление только в духе, который рожден свыше у каждого Христианина, новое “я” в Ефесянам 4:24 и Коллосянам 3:10

» Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9,10).

Центрирование. Не смотря на то, что это понятие широко использовалось Квакерами, это термин не является эксклюзивным для Квакерского богословия и практики. Он просто означает процесс отказа или освобождения; освобождения от всех отвлечений, борющихся за наше внимание, пока мы в действительности не окажемся с Господом один на один в Его присутствии . Мне это нравится. Центрирование это искусство глубокого размышления, искусство успокоения себя и фокусирование на Господе, который есть поистине центр всей нашей жизни.

Читайте также:  Молитва сотвори любовь

Воссоединение. Это процесс сбора вместе всех рассеянных частей в одно целое. Этот процесс позволяет Святому Духу пролить свет на отдельные моменты нашей жизни, также как и принести очищение и исцеление в наши души, наши эмоции, в наши воспоминания и наши мысли. Более известный некоторым термин, который близко определяет название этого процесса – интеграция.

Воссоединение с Богом. Это означает становиться одним с нашим Господином и Логосом Творцом. Это работа, которую Бог делает в наших сердцах с двумя важными элементами приготовления с нашей стороны: любовью к Богу и чистотой сердца. Сначала, приходит откровение о любви от Бога к нам, и потом мы позволяем Ему произвести в нас сердце чистоты, как выражение нашей любви к Нему.

Духовный Экстаз. Это сверхъестественное состояние исступления, духовного экстаза, осуществляемое действием Святого Духа, в котором человек восхищен в духовный мир, чтобы принять откровения, видения, и другие переживания, которые желает Бог.

Все это выражает попытку созерцательного верующего описать неописуемое. Молитва созерцания служит упражнением потери контроля над своей жизнью и разрыва с тем, чтобы больше не полагаться на свою ветхую природу, ложное “я”. Это такой тип единения с Богом, который призван углубить наши личные отношения с Богом и нашу уверенность в Его пребывающем присутствии.

Это шаг подчинения, когда мы передаем всего себя в полное распоряжение Бога, прося Его об очищении души и сознания. Во Христе Иисусе, мы открываем себя для Святого Духа, чтобы Он вошел в контакт с нашим новым человеком, истинным “я”, и содействовал нашему единению с Богом.

Об авторе: Джим Голл является со основателем Encounter Networks. Он путешествовал по миру, служа и наделяя Тело Христа силой ходатайства, пророческим служением, и жизнью в Духе. Он также является основателем Школы Служения сердце Давида, член Апостольской Команды Международного Служения Жатвы, и Апостольского Совета Пророческих Старейшин. Он автор нескольких книг, включая Потерянное Искусство Ходатайства, Потрачен на Иисуса и Грядущая Пророческая Революция. Джеймс и его супруга Михал Анн, имеют четверо детей и проживают в городе Франклин, штат Теннеси.

Перевод Тимура Кайназарова

Молитва без слов, созерцательная молитва, медитация… Это вообще от Бога?

Молиться можно за многие сферы жизни, молиться можно в любом положении, но можно ли молиться молча? Есть такое понятие, как немая или созерцательная молитва. Что это и как следует к ней относиться христианам? Это полезная христианская привычка или опасная духовная практика?

Виктор Судаков: к сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется

Виктор Судаков, пастор церкви «Новая Жизнь» в Екатеринбурге:

Молитвы ходатайства и прошений важны, но они касаются лишь земной жизни. В вечности этих молитв не будет. Именно поклонение и пребывания в Божьем присутствии являются глубиной молитвенной жизни, поскольку продолжатся и на Небе. К этим молитвам и относится молитва тишины.

Молитвы тишины практиковались издревле в христианской церкви, иногда их называли Созерцанием Божества или умственными молитвами. Мы сознательно избегаем термина медитации, хотя ничего плохого в самом слове нет, но у большинства оно ассоциируется с восточными духовными практиками. К сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется. Но во время нее происходит удивительное единение нашего духа с Духом Господа. Поэтому в нашей церкви мы практикуем молитву Созерцания, как на общих собраниях, так и в личной духовной жизни.

Павел Левушкан: много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления

Павел Левушкан, лютеранский священник, экуменист:

Много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления. Например, прекрасный латинский термин медитация, сегодня чаще воспринимается, как относящийся к восточным (или даже оккультным) практикам. Хотя изначально он обозначал одну из форм созерцательной молитвы. То же самое и с экуменизмом (я даже слышал уничижительные формы «экумения» и прочее). Что с этим делать? Самое лучшее – продолжать употреблять правильно, чтобы вернуть терминам изначальный позитивный и христианский смысл.

Марсия Монтенегро: в молчании можно обрести умиротворение и утешение

Марсия Монтенегро, автор и основатель служения «Christian Answers for the New Age», в прошлом профессиональный астролог и духовный практик.

Практику созерцательной молитвы, также известную под названием Сосредоточенной молитвы или Внемлющей молитвы, проповедовали римско-католические монахи Томас Мертон, Томас Китинг и Бэзил Пеннингтон, а также квакер Ричард Фостер, но сегодня ее апологетами стали и многие другие. Окончательным авторитетом в этом вопросе не обладает никто, и однозначной его трактовки тоже, вероятно, не существует, хотя большинство родоначальников данной практики ссылались на слова средневековых мистиков, индуистских и буддистских духовных наставников.

Влияние, оказанное на Созерцательную молитву (далее в тексте СМ) буддизмом и индуизмом, очевидно. Такие слова, как «отстранение», «трансформация», «пустота», «просветление» и «пробуждение» встречаются в этих книгах постоянно. Несмотря на то, что созерцательная молитва рекламируется как христианская практика, использование подобной терминологии, конечно же, заставляет нас присмотреться к сути этого учения поближе.

В движении СМ постоянным рефреном звучит мысль о том, что настоящая молитва молчалива, ее не облечь в слова, ее не облечь в мысли, она избавляет человека от «ложного я», способствует трансформации сознания и является пробуждением. В число рекомендуемых методик часто входят дыхательные упражнения, визуализация, повторение какого-нибудь слова или словосочетания, воздержание от мыслей.

Молиться про себя или в тишине своего сердца размышлять о каком-либо библейском отрывке — нормально, но не следует думать, что молчание превосходнее слов. Также Библия никоим образом не подтверждает идею, что «языком Бога» является молчание.

В молчании можно обрести умиротворение и утешение; в тишине к нам могут прийти глубокие мысли. Но пытаться достичь полного покоя — это еще не молитва, и полагать, что настоящая молитва бессловесна, нет никаких библейских оснований. В конце концов, Бог нам дал записанное откровение, Божьи слова и заповеди превозносятся на всем протяжении Библии — см., например, Псалом 118, в котором Слово Божье уподобляется золоту и светильнику. В книге Исаии 40:8 мы читаем: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно», — а в Иоанна 17:17 Иисус говорит Отцу: «Слово Твое есть истина».

Акцент на релаксации, повторении слова или фразы, концентрации на дыхании, отключении от мыслей и попытках выйти за пределы рационального мышления должен вызывать беспокойство. До того, как стать христианкой, я многие годы изучала и практиковала различные формы восточной медитации и медитации Новой Эры и могу засвидетельствовать, что посредством методик, предлагаемых проповедниками СМ, можно войти в состояние легкого транса. Это состояние приверженцы движения Новой Эры и многие другие называют «чистым сознанием», когда человек отказывается от активного мышления и способности рассуждать. Дзен-буддизм, по существу, учит, что человек должен развивать в себе способность отключаться и устраняться от суждений. Лишенный навыков критического мышления ум открыт и восприимчив. Хотя в христианах и живет Святой Дух, мы не застрахованы от ошибок и заблуждений; в противном случае Библия не предостерегала бы верующих так последовательно об обманщиках и лжеучителях.

«Созерцательная молитва» — это неверное название, поскольку она не является ни созерцанием, ни молитвой, о которых говорит Библия. Нам следует быть очень осторожными в отношении любого проповедника, который советует нам:

определенным образом дышать до или во время молитвы

молиться в определенной позе

повторять некое слово или фразу, даже если она взята из Библии, или использовать некое слово или фразу, чтобы сохранять «сосредоточенность»

выйти за пределы разума или мысли

заглянуть внутрь себя, чтобы найти Бога или быть с Ним

сохранять молчание, чтобы по-настоящему молиться

верить, что настоящая молитва — это созерцательная молитва.

Джозеф Принс, проповедник, пастор церкви «Новое творение», (Сингапур)

Войчех Чвихоцки: Каждая минута, отданная медитации, приближает нас к опыту принятия реальности

Войчех Чвихоцки (о.Wojciech Czwichocki OP), руководитель вроцлавской общины WCCM, доминиканский монастырь св. Войчеха:

Реальный мир – это Божий мир. Каждая минута, отданная медитации, приближает нас к опыту принятия реальности. Происходящие в нас изменения более всего заметны для окружающих, которые однажды нам могут о них сообщить – мы стали более терпимы, наша способность принимать повседневные неудачи явно возросла качественно и количественно, мы стали способны выслушивать даже “ну очень набожных” людей :). Мы этого не заметим, но кто-то нам об этом может сообщить. Но мы не медитируем для того, чтобы получить некие новые способности. Наша цель – пребывать в Боге, открыть эту нашу фундаментальную сущность. В нем мы пребываем всегда, “Им живем и движемся, и существуем” (Деян. 17, 28). Это данность, и в медитации она становится нашим опытом. Вставая после медитации, и начиная заниматься повседневными делами мы начинаем понимать, что происходящее во время нашей медитации и во время обычных дел суть одно и то же. Вторичные, иллюзорные элементы нашей жизни постепенно уходят на второй план, уступая место действительности. Все мы к чему-то особо стремимся, чего-то желаем, хотим что-то уметь, испытываем ненависть, смотрим на кого-то свысока. Все это фантазии, так как нет никакой необходимости ненавидеть кого-либо, нет такой вещи, которая была бы нам совершенно необходима. Об этом Иисус говорил много раз в притчах, рассказывая о блаженствах.

Кэрол Крамли: молитва может происходить в виде молчания или слушания

Кэрол Крамли, руководитель программы «Углубление: Духовная жизнь и лидерство» в Салимском институте, епископальный священник, организатор экуменических ретритов:

Под молитвой люди часто понимают разговор с Богом, однако, молитва не обязательно может быть выражена в виде слов. Она может происходить в виде молчания или слушания. Эта практика созерцательной христианской традиции может помочь успокоить ту бурю раздражителей, что стала частью нашей жизни в цифровую эпоху.

6 Способов созерцательной молитвы:

1. В дневном распорядке выделите для себя некоторое время, когда вы сможете удовлетворить свое желание обратиться к Богу

2. Обустройте специальное место, пространство, в котором вы будете воплощать в жизнь своё намерение, где вы сможете комфортно сидеть во время молитвы, ни на что не отвлекаясь

3. Начните с расслабления и освобождения своего физического напряжения

4. Обратите внимание на свое дыхание

5. Откройтесь для живого присутствия Бога, сохраняя перед молитвой желание ощутить в себе и мире полноту Господа

6. Найдите поддержку своей духовной жизни

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector