Дивеево канавка богородицы молитва - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Дивеево канавка богородицы молитва

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Святыни Дивеево — канавка Богородицы.

Еще была я в Дивеево — но текст и фото беру у подруги — она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.
Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…
Тут стопочки Богородицы прошли…
Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).


Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние
годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,
украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,
американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает
весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.


По Канавке мало просто пройти. Нужно еще
успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так
просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,
а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился
по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот
путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти —
успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как
жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,
напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.
Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по
Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а
впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке
особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти —
всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва!
А
опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать
с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а
потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И
все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву
принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с
остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят,
помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в
свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший
одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года
видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна
свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и
вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями,
потом к другому окну:
«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу
зрети пречудной Ее
красоты!».
– сказал Владыка Серафим со слезами.


Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и
все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и
должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть
вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать
внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для
укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой
работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и
видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.
В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает.
Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги,
но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на
земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у
Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:
«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я
там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в
Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой
рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры,
пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и
закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января
преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во
многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка
потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали
различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта
канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и
опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой
Канавке.
10/23 августа 1997 года, в день памяти священномученика архидиакона
Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой
Канавки – от начала до первого поворота.


По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время
Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды
пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь
Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из
Санаксарского монастыря говорит:

— С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести — серебро, с
шести до семи — бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом
сказала — через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский
старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре,
тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники
на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы —
аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,
молишься, и вдруг — словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,
Царица Небесная возле тебя прошла…


Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут
приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и
будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в
мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и
много — много исцелений происходит от этой землицы.»

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево: правила и молитва

В прошлой статье мы рассказали историю возникновения святой Канавки, а сегодня более подробно поговорим о молитве.

Если вы планируете посетить Серафимо-Дивеевский монастырь, вам будет также полезен обзор ТОП-10 отелей в Дивеево рядом с монастырем

Как правильно молиться на Канавке?

Вообще, слово правильно – не совсем уместно. С одной стороны есть некоторые рекомендации, с другой – молитва, это особое состояние. И у каждого человека оно проявляется по-разному.

Прежде всего, надо помнить, что Канавка Божией Матери – это святое место. Соответственно, вести себя здесь следует благоговейно, или с уважением, вне зависимости от религиозных убеждений. Не мешать молящимся, не разговаривать. Для женщин есть еще один нюанс: также как и храм, Канавку во время месячных не стоит посещать.

Канавку следует проходить с молитвой. Обычно читают 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». И часто люди задают вопрос, сколько по времени занимает молитвенное правило на Канавке?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, и никаких временных рамок не существует. Дело в том, что наш индивидуальный ритм жизни, проявляется и в молитве. Есть медлительные люди, они и по Канавке идут как черепашки, и иногда не успевают до конца прочитать положенные молитвы. А люди динамичные совершенно искренне молятся, но при этом не замечают, как, оказывается, все уже прочли, и стоят в конце Канавки с ощущением молитвенной наполненности. Одного духовного человека как-то спросили, мол, не стоит ли сознательно медлить, когда молишься. На что тот ответил: «Бог каждого человека создал со своим темпераментом, и нельзя быстрых – замедлять, а медленных – торопить».

Читайте также:  Православие молитва к святым угодникам

Это важный момент, потому что можно услышать мнения, что по Канавке обязательно надо ходить медленно. Это не совсем так. Бегать здесь конечно не стоит, но читать молитву и идти вы можете в привычном для вас темпе.

Сугубая молитва на Канавке

Всем известна старая пословица «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Увы, в жизни так часто бывает, что к Богу мы обращаемся тогда, когда все материальные средства испытали. Или когда размеры беды или нужды кажутся человеку неподъемными.

Многие в такой момент обращаются к Богу, готовы браться за особые молитвенные правила, соблюдать посты, выполнять послушания. Одним из таких молитвенных правил является чтение акафистов. И не сведущие, приезжая в Дивеево, спрашивают, а читают ли акафисты на Святой Канавке?

Конечно, если вы решите прочитать акафист на Канавке, вам этого никто не запретит, но такой практики здесь нет. В монастыре стараются выполнять богородичное правило, заповеданное Святым Серафимом Саровским. Но если у вас серьезная нужда, вам могут посоветовать пройти Святую Канавку три раза подряд. Каждый круг, проходя с благоговением и читая 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся», в конце попросите то, в чем нуждаетесь. Идти с молитвой столько раз может показаться уже трудным занятием, особенно, если вы к этому не привычны. Но, по словам людей, получивших Божию помощь именно после такого маленького «подвига», – особые обстоятельства, требуют и сильной молитвы.

Ночная молитва на Канавке пресвятой Богородицы

Есть еще один вид молитвы – ночной. Связан он с преданием, что именно в 3 часа ночи Сама Пресвятая Богородица посещает Дивеево и проходит по своей Канавке.

Не удивительно, что многие верующие, в том числе и паломники, узнав об этом, стремятся пройтись по Канавке с молитвой ночью. Кто–то видя километровые монастырские ограды, внутри которых также включена и Канавка, и вспомнив, что монастырь на ночь закрывается, удивится. Да, действительно, часы работы монастыря ограничены временем – с 5 утра – до 23 часов ночи, после чего все ворота закрываются. Но! Про это предание знают все в монастыре, и есть благословение пускать людей на Канавку даже ночью.

Стоит сказать заветное слово охраннику на воротах, что вы хотите помолиться на Канавке ночью, вас пропустят. Но только туда! Так что не стоит искушать судьбу и пытаться попасть в темное время куда-то еще. Монашествующие тоже нуждаются в отдыхе, как и все остальные люди.

Ночью на Канавке читают тоже богородичное правило. Или молятся просто своими словами.

Что будет, если пройтись по Канавке в Дивеево?

Попробуем подвести итог.

  • Во-первых, не стоит ждать чудес. Молитва – это общение с Богом, и не всегда результатом бывает какая-то награда. Мы ведь с родителями общаемся не ради того, чтобы нам что-то подарили, хотя, увы, бывает и такое. Так же и к Богу, и Богородице следует обращаться с благодарностью и благоговением с сыновними чувствами.
  • Во–вторых, если молиться искренне, то награду вы все-таки получите. Это ощущение особой благодати, тихой и светлой, которая поселиться в душе на какое-то время.
  • В-третьих, молитва на Канавке Богородицы имеет силу, тем более, если вы молитесь сугубо ночью, или проходите этот путь с молитвой трижды. Существует много записанных и передаваемых устно чудес, когда после сугубой молитвы на Канавке случались исцеления и благополучные исходы серьезных дел.
  • И в четвертых. Вы можете читать дома Богородичное правило каждый день. Где бы вы ни жили, в Дивеево, или в другом городе, но молитва «Богородице, Дево, радуйся», прочитанная 150 раз, незримыми нитями свяжет вас с Дивеевом и Канавкой Пресвятой Богородицы.

Святая канавка Богородицы в Дивеево

Что такая Святая канавка

Святая канавка Пресвятой Богородицы — самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка — не такая уж маленькая, это — достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой «Умиление». Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

  • в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
  • в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
  • на погребение Матери Божией 16/30 августа;
  • в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
  • 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь — это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

«Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Читайте также:  Молитва к пресвятой богородицы полная чаша

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

От чего помогает святая канавка Богородицы в Дивеево

На этой Земле есть святые пространства, они считаются осененными особой божественной благодатью, потому наиболее благоприятны для паломничества и духовного делания. Сейчас на планете существует четыре священных места, связанных с Богоматерью, одним из них является святая канавка Богородицы в Дивеево. Местный монастырь на этой земле духовно опекал старец Серафим Саровский.

Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь существовал до того как старец Серафим освятил эту территорию своим присутствием. Обитель была построена неподалеку от Саровской пустыни, где осуществлял монашеский подвиг батюшка Серафим.

Монастырь был открыт благодаря подвижнице, которую сам старец в дальнейшем отмечал за духовный подвиг.

Основательницей считается Агафья Мельгунова, богатая помещица, которая в весьма молодом возрасте оставила дом, раздала имущество после того, как осталась вдовой.

Женщина странствовала по Руси, в видениях ей являлась Богородица, направлявшая в нужные города и поселки. Дивеевская канавка тоже появилась благодаря Агафье Семеновне, которую Богородица сподобила остаться в 1760 году в Дивеево, близ Сарова, начать свое служение и более не путешествовать.

После этого последовало устроение обители:

  • сначала помогала Саровская пустынь;
  • в 1780 году освятили первую Казанскую церковь;
  • в 1788 помещицей Ждановой было передано 1300 квадратных саженей земли в распоряжение насельницам;
  • в 1826 году создается мельничная община;
  • в 1829 строится храм Рождества Христова;
  • в 1833 завершена канавка Пресвятой Богородицы и преставляется старец Серафим;
  • в 1842 мужские и женские общины объединяются в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Видение Пречистой Девы Серафиму Саровскому в 1823 году подвигло старца и сестер обители на создание канавки. Нужно сказать, старцу потребовалось в какой-то период даже явить чудеса перед сестрами, дабы они более активно вели свою работу.

Важно!Кто такая Параскева Пятница и о чем ей молятся

Обустройство святыни

Много духовных подвигов совершил преподобный старец Серафим Саровский и неоднократно становился свидетелем явления Божьей Матери, которая даровала ему благодать.

Официальной датой очередного явления Богородицы считается 25 ноября 1825 года. Тогда Божья Матерь повелела старцу образовать новую общину, которую следовало обнести валом.

Речь идет о мельничной общине, которая начала действовать на следующий год после явления старцу Богородицы, только вот святая канавка в Дивеево появляться не спешила.

Познавательно!Выбираем иконы по дате рождения человека

Согласно словам самого старца, рыть могли только послушницы из обители, а мирские люди допускались только для того, чтобы вал насыпать и землю носить. Конечно, создание этой ландшафтной формы требовало определенного подвига от послушниц, которые и так вели весьма аскетичное существование.

Тем не менее, старец особо радел об этом деле, фактически оно завершило его земной путь. Есть свидетельства самих послушниц, которые видели, как он сам копает канавку. Казалось бы, ничего странного, точнее, почти ничего, ведь старец проживал относительно далеко от женской обители, но:

  • как рассказывает одна из подвижниц, она вышла с утра к началу канавки и увидела святого Серафима, который уже выкопал немного и позвал ее;
  • после она решила позвать остальных, чтобы помочь, но когда вернулась, увидела только мотыгу;
  • в тот самый день в скиту у Серафима Саровского оставалась подвижница и ясно видела как он пребывал в своем жилище, то есть никак не мог бы оказаться в Дивеево, более того, он даже письмо в обитель писал с помощью этой подвижницы.

Такое видение невероятно взволновало и вдохновило женщин, после чего была создана святая канавка Богородицы в максимально короткий период.

Сам старец Серафим почил практически сразу после окончания чудесного строительства. Он благословил всех верующих проходить по тропинке, которой ходила сама Богородица и читать для Нее молитву.

Внешнее описание

Внешне пространство выглядит весьма обыденно. Перед паломниками предстает обыкновенный вал, над которым идет облагороженная тропинка, а сбоку располагается та самая канавка. Протяженность ее составляет 777 метров. Длина выбрана абсолютно разумно, ведь в православной традиции семерка представляет собой полноту и является числом божественным.

Обратите внимание! Число 666 трактуется как недостаток и незавершенность, число дьявола, то есть лишенного божественной полноты. 777 — положительный сакральный символ в православной традиции.

По форме канавка представляет собой семиугольник: такая форма тоже выбрана с определенной целью. Шесть сторон этой конструкции ничем не заполнены, а не седьмой стороне стоит собор, воздвигнутый в честь иконы Божьей Матери Умиление.

Духовная польза

Наряду с внешней простотой и примитивностью за этой конструкцией скрывается огромный духовный потенциал, которые делает небольшую часть земли на территории Дивеево особенным местом.

Как говорят верующие, многие феномены этого мира не видны глазу и могут быть восприняты только духовным зрением.

Подобным образом и удел Богородицы в Дивеево простыми людьми воспринимается равно как любое другое пространство.

В советский период на территории монастыря устроили пивные ларьки и много другого непотребства. Антихрист Советской эпохи все-таки смог перешагнуть через канавку. Тем не менее, даже простые люди не решались оставаться там вечером и многие вообще избегали вольностей, пребывая там. Даже приходившие за пивом, стремились побыстрее уйти, когда видели на скамейке фигуры сидевших миловидных старушек.

Обратите внимание! Согласно многим рассказам, на территории обители многие люди видели фигуры монахинь. Вероятно, там являлись подвижницы на могилах которых поставили новые строения.

Как говорил сам старец Серафим, канавка возвышается до небес. Навряд ли есть возможность увидеть этот феномен на видео или фото, понятное дело, речь идет о вещах незримых, которые относятся к духовному миру.

В частности, кто приезжает в Дивеево, даже не будучи особо верующими, ощущают благодать от этого пространства, близость самой Богородицы и особую атмосферу, которая отличает обитель от всего остального мира.

В целом, такие святые места даны верующим, чтобы они могли использовать благодать для собственного духовного роста:

  • очищаться от грехов;
  • укреплять веру;
  • набираться сил;
  • исцеляться;
  • вдохновляться.

Молитва на святом пространстве может иметь особый эффект, позволяет почувствовать ранее не ощутимое. Также весьма существенными являются слова Серафима Саровского о роли этого «укрепления» в период конца времен. Согласно его словам, Антихрист сможет пройти именно до этой самой канавки, но переступить ее не сумеет.

Преподобному старцу в видении явилась Богородица, которая прошла именно этим путем, поэтому земля в этом месте является священной.

Некоторые считают возможным и сейчас увидеть Деву Марию, которая согласно традиции регулярно посещает собственный удел и может явиться некоторым верующим.

Как понять эти слова, требуется осмыслить, возможно, в конце времен именно Дивеевская обитель останется одной из немногих, где будет сохранена истинная вера. Возможно, речь идет о чем-то более символическом, и вера в саму канавку поможет противостоять Антихристу. Для понимания этого требуется размышление в сочетании с глубокой верой, так или иначе, пространство почитается православными, как особенное.

Читайте также:  Вечерняя молитва да воскреснет бог и расточатся врази его

Использование святой земли

Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.

Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.

В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.

Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.

Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:

  • смешивание со святой водой и использование для питья, конечно, в разумных гомеопатических количествах;
  • прикладывание к больным частям тела;
  • использование в доме, к примеру, некоторые укладывают возле постели, чтобы оградить себя от нападок бесовского воинства во время сна.

Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.

Особенно полезной является эта землица, если православный имеет связь с Дивеевской обителью и регулярно совершает молитву Богородице в уме, вслух, в любую доступную минуту. К слову говоря, старец Серафим советовал простым верующим непрестанно совершать умную молитву: в первой половине дня – Христу, во второй – Богородице.

Полезное видео

Подведем итоги

Чтобы приехавшему под Саров паломнику набрать немного земли, нужно непременно прочитать молитву, пройдя по самой канавке. Стандартным вариантом является прочтение 150 раз подряд «Богродице Дево, радуйся».

Также некоторые указывают на следующие молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Милосердия двери отверзи нам»;
  • «Богородица Дево радуйся».

Каждую читают не менее пятнадцати раз подряд, хотя не всегда нужно следовать каким-то формальным предписаниям, а нужно молиться так, чтобы взрастить в себе веру и ощутить благодать Господа.

Один день в Дивеево или 150 молитв на Святой Канавке

Знаменитая женская обитель расположилась в селе Дивеево, что в 180 километрах от Нижнего Новгорода, неподалёку от старинного города Арзамас. Говорят, что в Дивеево никто не попадает случайно, а встреча с этим местом никогда не проходит бесследно. Похоже, что это действительно так.

За духовным исцелением

Монастырь живёт своей, особой жизнью. Паломники, экскурсанты, послушницы, монахини – на территории всегда много людей. Одни приезжают за духовным исцелением, другие – за молитвой, а кто-то – ради того, чтобы приложиться к мощам Серафима Саровского. Люди вокруг – очень разные. Вот неряшливо одетый старик примостился на скамеечке возле одного из храмов, вот женщина средних лет на инвалидном кресле – её привезли родные, вот девочка лет десяти, с полузакрытыми глазами она шепчет молитву, держа за руку отца.

Пока любуюсь монастырским яблоневым садом, из храма выходят сёстры-монахини. Только что окончилась Божественная Литургия, и они направляются на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. Это действо называется Чин о панагии. Зрелище – завораживающее.

В монастырь нельзя уйти – можно только прийти

Всего в Дивеево живёт около пятисот сестёр и послушниц. Это — те, кто уже окончательно принял решение связать свою жизнь со служением Богу и принять постриг.

— Почему женщины уходят в монастырь? – интересуюсь у сестры Фотины, которая получила благословение сопровождать меня на территории монастыря. И получаю неожиданный для себя ответ, который перечёркивает мои представления.

— В монастырь нельзя уйти – можно только прийти. Если тобой движет горячее желание и любовь ко Христу. Когда человека приводят к нам испытания, выпавшие на его долю, это уход. Бегство от внешних обстоятельств. Чаще всего такие люди, попробовав себя в качестве трудника, сталкиваются с теми же проблемами, от которых бежали – непониманием окружающих, например. Ведь подобные проблемы бегством не разрешаются. Это серьёзная общая ошибка – считать, что в монастырь уходят неудачники и несчастные люди. Хотя, конечно, такого человека мы тоже примем и дадим ему все возможности…

Сестре Фотине было 25 лет, когда она поняла своё призвание. До этого она училась на филолога и некоторое время работала по профессии. Потом побывала в монастырях и поняла, чего именно хочет от жизни.

— Когда соприкасаешься с миром монастырской жизни, открывается красота этого пути, его уникальность. И ничто уже не кажется таким интересным, ничто не может отвлечь от принятого решения. Со мной было именно так, — рассказывает она.

Пение – тоже труд

— Монашеская жизнь состоит из трудов и молитв. Это жизнь на двух основах, как два весла у лодки: без одного весла лодка будет кружить на месте, — рассказывает сестра Фотина.

Утренняя молитва начинается в 5.30 и длится до 8 утра. Монахини просят благословения на начавшийся день. После правила, в 8 часов, начинается трудовой день. Тут нет привычного нам восьмичасового графика – работа распределяется в соответствии со здоровьем и возможностями сестёр. Для кого-то это работа в трапезной, для кого-то – в саду, а кто-то занимается пением.

— Пение – тоже труд? – удивляюсь я.

— Причём тяжёлый, — кивает сестра Фотина. – Оно требует и духовного, и физического напряжения. После пения иногда мокрая выходишь – настолько оно высоко.

Интересно, что в монастырях сёстры проходят через все послушания, так что занятие пением достаются даже тем, кто не одарён природой великолепным голосом. Правда, в Дивеевский хор попадают лучшие.

Ужин в монастыре после вечернего богослужения, около 20.00.

— Готовят у нас с молитвой, — рассказывает сестра Фотина. – Пища простая, но я давно заметила, что нигде не пробовала еду вкуснее, чем в нашем монастыре!

В том, что готовят вкусно, я вскоре имела возможность убедиться – гречневая каша и фасолевый суп в трапезной и правда оказались замечательными!

Без телевизора, но с книгой

У некоторых монахинь в монастыре я заметила мобильные телефоны. И, конечно, не удержалась от вопроса. Оказалось, что пользование телефонами тут не возбраняется, если это связано с послушанием. Например, пользуясь мобильным телефоном, проще управляться с паломническими группами, или вести административную работу. А вот телевизор – ни в коем случае!

— Наша жизнь – это молитва и работа, как в храме, так и внутренняя. Непрестанная молитва, которую сестра должна творить в течение дня.

— А книги? Например, художественная литература?

— Запрета на художественную литературу у нас нет. Такие книги даже есть в библиотеке, наряду с духовными и православными книгами, — пояснила мне сестра Фотина. – Другой вопрос, что когда человек сосредоточен на молитве, то потребности в чтении художественной литературы не возникает. Сама я, например, в определённый момент поняла, что даже любимого Достоевского читать стало тяжело. Просто ты уже находишься в других задачах и категориях.

Святая Канавка

Показав монастырь, сестра Фотина ведёт меня к Святой Богородичной Канавке. Удивительное место, куда устремляются все верующие, посещающие Дивеево. Это дорожка на холме в форме незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, каждый тихонько или про себя читает молитву. А история у неё такая.

25 ноября 1825 года Серафиму Саровскому было явление Божией Матери – она указала ему место в Дивеево, где надо устроить девичью общину, и велела обнести её канавой и валом. Сёстры начали рыть Канавку в 1829 году, а закончили к празднику Рождества Христова 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима. О значении святой Канавки преподобный говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Вот почему так любят молиться на Канавке, стараясь, по заповеди батюшки Серафима, непременно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!»

После закрытия монастыря святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сравняли. В 2006 году Святая Канавка была полностью восстановлена, сюда снова приходят тысячи верующих, а сёстры во главе с игуменией каждый день совершают по ней крестный ход.

Именно здесь мы простились с сестрой Фотиной. Ведь Канавка – не место для бесед.

Ссылка на основную публикацию