- Масло соборная молитва
- Масло соборная молитва
- Масло соборное
- Соборование в течении года
- Как правильно использовать масло освященное
- Соборование: кому можно собороваться, как подготовиться, что делать с маслом, свечами и зернами
- Содержимое
- Таинство Елеосвящения (Соборование)
- Духовный смысл Таинства Елеосвящения
- История и чинопоследование Таинства Елеосвящения
- Освященное масло — источник духовных сил и средство телесного врачевания
- Елейное масло — символ милости Бога
- Как пользоваться освященным маслом?
- Какие бывают виды освященного масла?
- Как хранить освященное масло?
- Как поделиться освященным маслом?
- Какое освященное масло имеет самую большую лечебную силу?
- Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
- Миропомазание
- Елеосвящение (Соборование)
- Елеопомазание
- Читайте также:
- Семь таинств
- Соборование: таинство больных… и здоровых
- Преподобный Ефрем Сирин
- Православные похороны
- Покаяние нераскаянное?
- Колечко из киоска
- Комментарии
- Соборование: вопросы и ответы
- Суть Соборования – Елеосвящения
- Для чего нужно Собороваться
- Как подготовиться к Соборованию
- Что нужно для Соборования
- Как проходит Таинство Соборования
- Когда проводится Соборование?
- Соборование на дому
- Соборование для тяжелобольных
- После Соборования
- Масло после Соборования
- На вопросы о Соборовании отвечают священники
Масло соборная молитва
Масло соборная молитва
Постараемся детально ответить на вопрос: масло соборная молитва на сайте: молитва-богу.рф — для наших многоуважаемых читателей.
Масло соборное
Задать вопрос священнику – 8-915-382-49-49 Священник Андрей
– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Соборование в течении года
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.
— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым. Соборование – это важно для каждого христианина. Запись на соборование по тел 8-495-566-07-08.
Как правильно использовать масло освященное
Масло Елей является обязательным элементом богослужения в Христианстве и знакомо каждому исповедующему эту религию. Но лампадное масло и масло, которое освятили на мощах Святых не имеют между собой ничего общего. Хотя если лампадное масло было куплено в церковной лавке, оно будет освящено.
К основным свойствам масла относятся:
исцеление от болезней;
благословение в семье;
Название лампадного масла говорит само за себя, оно предназначено для лампады. Масло Елей не используется в лампадах, его запрещено перемешивать и выливать. Им можно пользоваться, как и святой водой, но в отличии от последней, маслом Елей не окропляют жилище. Оно используется для помазания человека и исцеления от различных заболеваний. Но стоит помнить, что помогает не масло само по себе, а вера в чудесное исцеление. Здоровые люди могут использовать масло после утренней молитвы и наносить его на сердце и лоб крестообразно.
Также есть масло, которое было освящено возле икон и на мощах святых угодников. Масло символизирует память о святыне, которые человек прославляет в своих молитвах. Его используют для избавления от болезней и ран. В молитве прославляется тот святой, на чьих мощах масло было освящено. Также можно читать Отче наш или молитву к Пресвятой Богородице. Не страшно, если никаких молитв человек не знает, главное обращаться к святому от чистого сердца и с верой в душе.
Масло содержится только в специальной для этого посуде, которую можно приобрести в церковных лавках. Подойдет для этого и чистый флакон. Главное, чтобы оно располагалось в правильном для такого атрибута месте. Нельзя, чтобы масло стояло рядом с флакончиками с косметикой или валялось в аптечке. Оно должно находится только рядом с церковной символикой. Лучшее место для масла — рядом с иконами. Ни в коем случае Елей нельзя хранить в холодильнике, достаточно хранить его правильно, и оно надолго сохранит свои свойства.
Не рекомендуется приобретать масло в местах, не связанных с церковью, приобретайте его только в церковных лавка. Купленное в других местах, масло может оказаться не освященным, одно название и происхождение не гарантирует, что над ним было проведено таинство Елеосвящения или его освятили на мощах. Только лампадное масло может быть пригодно к использованию без совершения над ним обряда. Непригодное для использования масло ни в коем случае нельзя выбрасывать. В таком случае его лучше вылить в воду.
По исследованиям многих ученых, никакие религиозные представления неандертальцы не имели. Было произведено много сознательных захоронений, но это говорит о том, что у людей появились определенные санитарные .
Вербное воскресенье, это предтеча Пасхи. Ровно за неделю до Светлого Христова Воскресения весь христианский мир отмечает праздник, который католики называют «Пальмовое воскресение», а православные «Вербное .
При появлении в доме иконы у людей очень часто возникает вопрос, как правильно ее расположить. Это не просто картина, которую можно повесить, где душе будет угодно. В противном случае, можно просто нарушить священные .
Содержание1 Что можно надевать на обряд крещения в церковь женщинам2 Какую одежду можно одевать ребенку на крещение3 Какая одежда подойдет для крещения взрослому человеку Крещения является важным церковным .
Нательный крестик – особый православный оберег, который должен защищать человека от напастей, невзгод и болезни, помогать их стойко и мужественно переносить. Тельник (второе название православного крестика) .
Понятие о священной книге Требник
Обряд, который должен пройти каждый мусульманин (мужчина)
Христианские и нехристианские религиозные течения
Новые религиозные течения, имеющие христианское происхождение
Что характеризует христианскую религию?
Адрес редакции: вул.Чубара 63 +226604 г. Брест Беларусь Тел. / факс: (016) 54-16-59
Соборование: кому можно собороваться, как подготовиться, что делать с маслом, свечами и зернами
Содержимое
О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).
Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен
– В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.
«. Вера твоя спасла тебя. » (Мк. 5:34).
«. По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
«. Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).
– Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?
– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.
Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.
Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев
– Как часто можно собороваться?
– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.
– Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться?
– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.
– Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?
– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.
Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.
Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.
– Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?
– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).
Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».
Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Читайте также: Соборование. Ответы на вопросы(Соборования)
Духовный смысл Таинства Елеосвящения
Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.
Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.
Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).
Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.
В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.
Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.
При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.
Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.
Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.
История и чинопоследование Таинства Елеосвящения
В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.
До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.
Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII —VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.
Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.
Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.
Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.
Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.
Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.
Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».
Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица . Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.
Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.
Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.
После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.
Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.
В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство .
Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.
Освященное масло — источник духовных сил и средство телесного врачевания
Храмы и монастыри трепетно берегут свои святыни: мощи святых людей, иконы, творящие чудеса. Некоторые иконы, равно как и мощи православных святых, источают миро. Его принято бережно собирать и добавлять в вазелиновое или растительное масло. Также в масляные составы добавляют капли лампадного масла из неугасимых светильников, размещенных рядом с мощами и иконами.
Собранное масло разливают в сосуды, которые каждый желающий может приобрести и использовать в лечебных целях. С помощью этого освященного масла улучшается и физическое состояние верующего, и наступает успокоение душевных терзаний и беспокойств. Особенностью действия освященного масла является быстрый и довольно мощный врачевательный эффект.
Помазание
(Фото с сайта pravoslavie.ru)
Елейное масло — символ милости Бога
Оливковое масло с добавлением ароматических компонентов, именуемое елей, проходило освящение с помощью молитвы и активно использовалось для лечения с первых столетий развития христианства.
Освященное масло имеет глубокую символику и является воплощением милости Бога, Божьей благодати, а также соотносится с понятиями благодатной радости и оживления. Апостолы использовали масло для врачевания больных и прокаженных. Обряд помазания маслом сопровождал процесс дарования человеку части Божественного Духа, который с момента окропления маслом пребывал в душе верующего неизменно.
Важное таинство Елеосвящения также связано с помазанием христианина освященным маслом во имя Бога с целью излечения и сопровождения в земной жизни в состоянии исполненности Святым Духом. Елеосвящение не только врачевало недуги, но и отпускало грехи, то есть приводило христианина в чистое состояние благодарного служения Богу. Сила Елеосвящения заключалась главным образом в сопроводительной пресвитерской молитве.
Обычное помазание освященным маслом вне рамок таинства также исцеляет тело и врачует душу, но не имеет силы, сопоставимой с эффектом проведения Елеосвящения. Исцеление освященным маслом предполагает лечебный эффект самого масла и его благодатного воздействия, хотя сила молитвы болящего и стойкость его веры также играют большую роль в выздоровлении.
Елей является символом вечного блаженства и вместе с вином и пшеницей выступает пищей, дарованной людям Богом для жизни. Изобилие этих трех продуктов — знак Божьей милости и дарованного спасения. А само растущее масличное дерево выступает символом праведного Божьего человека, готовящего себя для вечной жизни и неуклонно следующего заветам.
Как пользоваться освященным маслом?
Благо от применения освященного масла будет, прежде всего, для каждого истинно верующего христианина. Верно утверждал Апостол Павел, что верующему на благо пойдет все. Освященному маслу не случайно приписывают чудодейственные возможности, но, разумеется, исцеляет не столько само масло, сколько молитвы и сила веры.
Освященное масло особенно быстро поможет тому, кто живет жизнью Церкви, не пропускает Причастие и Исповедь. После службы при чтении дома молитв перед сном советуют осенить себя крестным помазанием освященным маслом.
Наносить масло следует крестообразно от правой стороны к левой, непосредственно осеняя крестом больное место. После нанесения масло можно растирать для лучшего впитывания. Наносится масло либо с помощью специально приобретенной для этих целей небольшой кисточки, либо фитилем свечи.
Какие бывают виды освященного масла?
Освященное масло может быть лампадным, вазелиновым и растительным. Последнее пригодно в пищу. Его можно капать в небольшом объеме на просфору, артос, антидор или любые продукты со стола, а затем вкушать пищу. При вкушении освященного масла обязательно прочесть соответствующую молитву.
Непищевое освящено масло подходит для помазания. В церковных лавках предлагаются как освященные на мощах масла, так и просто лампадные масляные составы, которые также являются освященными. В отношении использования масел в Церкви существуют строгие правила.
Так, например, масло, бывшее на Елеосвящении, нельзя помещать в лампады или смешивать с другими веществами, а также выливать. Елеосвященное масло подобно по силе святой воде, но оно непригодно для окропления домов. Такое масло исцеляет болезни при нанесении на тело, а также бодрит дух здорового при ежедневном утреннем крестообразном помазании сердца и области лба.
Освященное на мощах святых масло тесно связывается с той святыней, к которой относится. Соответственно, помогать в болезни будет Святой, и с молитвами обращаться следует к нему. Также при помазании подойдет молитва «Отче Наш…» или молитвенное обращение к Богородице. При незнании молитв не возбраняется своими словами просить об исцелении: при должном усердии и искренности болезнь под воздействием освященного масла отойдет.
Освящение елея
(Фото с сайта pravmir.ru)
Как хранить освященное масло?
Освященное масло относится к числу наиболее почитаемых и оберегаемых Святынь Православия, поэтому хранить флаконы с маслом надлежит в соответствующем месте — рядом с домашними иконами. Масло нельзя размещать рядом с медикаментами, косметическими средствами, в холодильниках.
Как поделиться освященным маслом?
Итогом поездки по дальним Святым местам часто становится приобретение многочисленных редких и особенно целебных освященных масел от мощей. Такие уникальные масла удивительно быстро вылечивают болезни, но и их объем не так велик, что можно раздать масло всем знакомым и болящим.
Дивеевские традиции позволяют в таких случаях подготовить чистый флакон, наполнить его простым растительным маслом и путем сопроводительных молитв освятить на дарение. Молитвы над приготовляемым составом должны непременно включать в себя обращение к Богородице, молитву «Отче Наш…» и молитвенное слово к тому святому, от чьих мощей освящено ваше масло.
Какое освященное масло имеет самую большую лечебную силу?
Масло может быть освящено по разным поводам, но самым сильнодействующим является освященное масло, полученное после проведения Елеосвящения. Этот состав для больного станет наиболее эффективным врачевательным средством.
Масло, освященное у лампад мест великой святой силы, а также привезенное из мест с мощами великих старцев и чудотворными иконами, считается также самым сильнодействующим. Таким маслом следует мазать болящие участки тела так часто и интенсивно, сколь сильна боль. Наносить можно как непосредственно масло, так и ватный тампон, пропитанный составом, или часть ткани. Эти материалы впоследствии полагается строго сжечь, но не выбрасывать.
Освященное масло подходит для лечения разных заболеваний, и в зависимости от характера недуга масла не разделяют. При мигренях масло наносят на виски, при бесплодии — на низ живота, при аллергии — на повреждаемые чаще всего зоны.
Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
Миропомазание
Миропомазание после Таинства Крещения. Фото Надежды Ткаченко
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Соборование. Фото Юлии Маковейчук
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Елеопомазание на Всенощном бдении. spbpda/www.flickr.com
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, “Пресвятая Богородице, спаси нас” или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Фото Надежды Ткаченко
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Читайте также:
Семь таинств
Соборование: таинство больных… и здоровых
Преподобный Ефрем Сирин
Православные похороны
Покаяние нераскаянное?
Колечко из киоска
Комментарии
Благодарю за статью. Но откуда информация, что на Соборовании прощаются забытые грехи, когда немалое число священников это опровергает и понимает соответствующие слова из послания Апостола Иакова совсем по-другому?
Владимир, это распространенное церковное предание. Святитель Филарет в своем Катехизисе говорит: “Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему» (Иак.5, 14–15)”.
О прощении забытых грехов говорит в интервью Фоме протоиерей Валентин Асмус, например: https://foma.ru/tainstvo-bolnyix-i-zdorovyix.html
Для более глубокого изучения вопроса рекомендуем эту цитату: “В вопросе о том, какие именно грехи прощаются в Е., догматисты расходятся. По мнению прот. Н. Малиновского, при Е. прощаются грехи, к-рые стали причиной болезни, а также те, о к-рых болящий не знал (Малиновский. Догмат. богословие. Т. 4. С. 409-410). По мнению еп. Сильвестра (Малеванского), в таинстве прощаются неведомые ему грехи и те, в к-рых болящий не успел покаяться. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывает на возможность прощения тяжких грехов, причем не только тех, к-рые связаны с болезнью (Филарет (Гумилевский). Догмат. богословие. Т. 2. С. 317). Митр. Макарий (Булгаков) говорит о прощении забытых и неисповеданных грехов (Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 473). Впрочем, анализ содержания самих молитв Е. не дает оснований ни для одного из этих мнений, поскольку в них говорится о прощении грехов вообще (Беляев. 1904. Стб. 401). Однако таинство Е. не повторяет таинство Покаяния, не заменяет и не отменяет его и не делает его недостаточным для отпущения грехов” (Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителя. М., 1993p. Ч. 2. С. 1274).
Соборование: вопросы и ответы
Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:
- Правда ли, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи?
- Почему Бог попускает болезни?
- Нужно ли Собороваться здоровому человеку?
- Когда проводится Соборование?
- Как подготовиться к Соборованию?
- Как совершается Соборование над тяжелобольным человеком?
- Что делать с маслом, оставшимся после Соборования?
Суть Соборования – Елеосвящения
Каждому православному христианину доступно средство исцеления души и тела — Таинство Соборования (Елеосвящение). Оно так зовется потому, что обычно его совершает собор священников — семь. Вместе они отражают полноту Церкви.
Главная задача Соборования — полное исцеление человека. Во время проведения Таинства священники многократно прочитывают молитвы, в которых просят Бога разрешить человеку грехи и исцелить его тело. Следует помнить, что телесное здоровье напрямую связано с духовным состоянием человека, поэтому и сам верующий должен принести покаяние. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
Пути Господа неисповедимы, и Он сам знает, в чем именно нуждается человек. Если Богу будет угодно, то Он пошлет исцеление. Нельзя вести себя безответственно и перекладывать на Господа все заботы о себе, Таинство не отменяет необходимости в лекарствах. Сама болезнь в Православии рассматривается как нормальное явление. На самом деле недуг даже более естественен, поскольку скорби и страдания обычные явления в нашей жизни. Здоровье можно считать милостью Божией, а исцеление больного — чудом.
Для чего нужно Собороваться
В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. Но участвуют в таинстве и здоровые люди. Например, в период Великого поста или других постов. Здорового человека Соборование укрепляет и дает силы достойно выдержать пост и не впасть в уныние.
Соборование, как и другие Православные Таинства, имеет силу только тогда, когда человек искренне верует. Если христианин сознательно не постится, не молится, не посещает литургии и не исповедуется, то и соборование ему не поможет. Святой Дух может снизойти только на искренне верующих людей.
В Таинстве не могут принимать участия дети до 7 лет, иноверцы, некрещеные люди, еретики, бесноватые, а также больные, имеющие буйные психические расстройства.
Как подготовиться к Соборованию
Если Вы хотите Собороваться, нужно взять на это благословение у священника, а потом – записаться на соборование в храме. Также Вам нужно будет купить свечу.
Соборование никак не отменяет необходимости в Покаянии, поэтому перед Таинством нужно обязательно исповедоваться. В посте же необходимости нет.
Что нужно для Соборования
Прежде всего, понадобится терпение и желание очистить душу. Соборование может длиться от одного до двух часов. Во время богослужения лучше всего молиться и следить за ходом действия. Для этого в интернете можно скачать текст чинопоследования. С ним вам будет проще понять, что происходит в данный момент. Есть тексты с параллельным переводом на современный русский.
Многие приносят на Соборование сосуды с елеем (подсолнечным или оливковым маслом). Священники освящают масло и вливают в него вино. Делается это в воспоминание милосердного самарянина, который помог раненому, помазав его елеем и вином. После службы освященное масло можно забрать с собой и помазывать им больные части тела.
Также вам потребуется свеча, необходимая для совершения Соборования. Её вы будете держать во время службы. Приобрести свечку можно в церковной лавке.
Во время Таинства священник будет помазывать вам лоб, ноздри, руки, губы и щеки. Этим он символически запечатывает пути, наиболее удобные для проникновения греха в душу человека.
Следует позаботиться об одежде. Лучше одеться в простую и удобную одежду, которую не жалко запачкать. Также возьмите с собой бумажные салфетки, ими Вы будете вытирать излишки елея. Не надевайте свитера с высоким воротом, иначе священнику будет трудно помазать верхнюю часть груди. Головной платок также не должен мешать процессу помазывания.
Как проходит Таинство Соборования
Во время совершения Таинства священники читают особые молитвы, а также отрывки из Евангелия и Апостола. Тут же поминаются и люди, которые были ранее записаны в тетради. Главное действие в Соборовании — это помазание. Священник семикратно помазывает вам лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. Перечисленные части тела символизируют «пути» греха. Например лоб — это мысли, помазывая его елеем, священник как бы запечатывает этот «вход». Руки символизируют дела человека, грудь — чувства и т. д.
Всего читается семь текстов из посланий Апостолов и Евангелия. Перед каждым помазанием священник читает один из отрывков. Во всех них говорится о том, как христианину подобает переносить тягости жизни. В конце Таинства, когда будут читать последний отрывок из Писания, священник возложит руку на голову соборуемых и прочтет молитву о прощении грехов.
Когда проводится Соборование?
По традиции Православной Церкви, Соборование проводят два раза в год, во время Рождественского или Великого поста. В Таинстве участвуют все желающие христиане: здоровые и не тяжело больные. Собороваться можно только один раз в год, кроме особых случаев.
Иная ситуация, когда человек тяжко болеет. В таком случае собороваться можно в любой день года. Тогда Таинство обычно проводят на дому или в больнице.
Соборование на дому
Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Первым делом необходимо в комнате, где находится больной, поставить перед иконами стол с чистой скатертью. На стол поставьте тарелочку с зернами пшеницы или других злаковых, например риса. В центр блюдца устанавливают стаканчик или сосуд для елея. В зерно нужно воткнуть семь свечей и столько же ватных палочек. Иные сосуды (стаканы) наполняют елеем (растительное масло), красным вином и ставят на стол рядом с тарелкой. На скатерть нужно положить Евангелие и Святое Распятие. После завершения Таинства ватные палочки сжигают, получившийся пепел закапывают в том месте, где не будут ходить люди. Оставшиеся масло можно сжечь в лампадке. Также масло можно употреблять в пищу, но делать это нужно с крайним благоговением.
Соборование для тяжелобольных
Если больной находится в бессознательном состоянии, важно знать хотел ли он собороваться до того, как потерял сознание. Если человек церковный и намеревался Собороваться, то проведение Таинства возможно. В любом случае, окончательное решение должно приниматься в совете со священником.
Существует поверье, что соборование может приблизить час смерти. Поэтому некоторые не решаются принимать участие в Таинстве. Сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Если Господу будет угодно, то Он может продлить жизнь человеку, чтобы он мог подготовиться к Вечности.
Соборование для тяжелобольных христиан обязательно потому, что часто они уже неспособны исповедаться. Поэтому Таинство Елеосвящения – их последний шанс очистить душу перед смертью.
После Соборования
Помните, что Соборование не заменяет Исповедь. Если после Елеосвящения Вы вспомнили какой-либо грех, то следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таинств. Также постарайтесь после Соборования сохранить ту чистоту души, которую вы получили от Бога.
Масло после Соборования
Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться — крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.
На вопросы о Соборовании отвечают священники
— Зачем Господь попускает болезни и скорби любящим Его? В последние 5 лет моей жизни очень часто болеют родственники в моей семье, есть и умершие от болезни. Даже думать об очередном походе в больницу уже дурно, потому что практически всегда мне приходится их сопровождать. Да и мое здоровье пошатнулось. Если бы я не был православным-побежал бы к бабкам снимать порчу. Просто уже не знаю как к этому относиться – как к наказанию за какие-то грехи нашей семьи или это следствие нашего духовного состояния. Пытаюсь найти ответ для себя – ведь в этом должен быть смысл. Или мы из этого всего должны извлечь какой-то урок, но по глупости не понимаем его…
— Вы знаете, Виталий, болезнь нужно встречать с неизбежной печалью, но терпеливо, мужественно. То есть сплетаться с ней как бы в борьбе, потому что эта неприятность послана, действительно, Господом. Господь – Лекарь Верховный душ и телес – Он наводит болезнь и забирает ее. Он об этом и Моисею говорил при купине: «Низвожу до ада и возвожу». И от проказы белая рука Моисея, которая опять здорова, уверяет нас, что Бог – Хозяин жизни и смерти.
Есть несколько рекомендаций по части здоровья для верующего человека. Например, святой Лука, Крымский исповедник, говорил: «Пейте чаще святую воду. Как доктор, как практикующий хирург, я знаю, как много людей исцеляются от святой воды, не требуя хирургического вмешательства».
Вот и я вам говорю – пейте чаще святую водичку натощак и с молитвой. Соблюдайте положенные посты по мере сил. Не осуждайте никого. Не носите в сердце злобы на кого-то или зависти, потому что горькая зависть или злоба, или обида, или злопамятство подтачивают человека, как дерево подтачивается червем. Причащайтесь святых Христовых тайн с молитвой и верой и просите Бога, чтобы Он укрепил Вас святыми таинствами. Если есть сильные болезни – пособоруйтесь на эту болезнь. Попросите священника совершить таинство елеосвящения. Посещайте святые места, по возможности. Окунайтесь в святые источники. Ведите здоровый образ жизни. Если будете здоровы – постарайтесь быть здоровым с пользой для Бога, потому что кто живет с пользой для Бога, тому полезно быть здоровым – он много сделает хорошего. А с кого нет толка, как с козла – молока, значит, тому надо хоть немножко поболеть, чтобы, так сказать, терпением болезни, может быть, исходатайствует себе прощение грехов и закалит свою волю. В общем, просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем.
Итак, святая водичка, святые таинства, здоровый образ жизни, паломничество и святые источники, обязательно соборование, если затянулись болезни. Соборование – великое таинство для исцеления болезни!// Протоиерей Андрей Ткачев
— “Соборование совершенно не обязательно и предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить. То, что в современной практике из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег и магический обряд, даже не объясняя зачем оно нужно – это страшный грех. И эти люди будут отвечать перед Богом. И те, кто не изучает свою веру попадут не к Богу, а к бесам в лапы”
Из этого следует, что нельзя собороваться, если ходишь? А в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает. “14 – Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.”
Призовет пресвитеров, а не придет к пресвитерам. Как в этом разобраться? Кто прав?
— “…Предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить”
Дьякон, которого Вы процитировали, в этом неправ. Но в другом он прав:
“из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег” – о чем Вы и сами пишете далее: “в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает”.
Как в этом разобраться? – очень просто: прочесть, что говорит не дьякон, не священник в Ливнах, а Церковь, словами документа “О чинопоследовании Елеосвящения”, .
Цитирую ответы на Ваши недоумения:
“В Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми… Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему” // Иеромонах Макарий (Маркиш)
— По логике: Исповедь, Соборование, Причастие. Но, если не будет получаться в данном порядке – не страшно. Покаяние, Маслособорование, Евхаристия – Таинства Церкви. И для нас равно благодатны // Архимандрит Алипий Светличный
— Соборование и исповедь суть Таинства. Слово это служит нам полезным напоминанием о принципиальном отличии происходящего от процессов в материальном мире (накачать шину, заплатить за услуги ЖКХ, удалить воспаленный аппендикс из брюшной полости и т.п.), которые подвергаются бесспорной формальной оценке.
Православие ОТВЕРГАЕТ латинский принцип “Ex opere operato” (что означает “В силу выполненных действий”), принцип, который сближает церковное таинство с материальным процессом (насколько сильно сближает – не знаю, я не специалист по римо-католицизму). Но именно это отличие православного учения от латинского дает нам основание видеть в таинстве не механический акт, но благодатное воздействие на человека, полный результат которого открыт только Богу Иеромонах Макарий (Маркиш)
— В течение одного заболевания соборование совершается один раз; при хронической болезни надо советоваться с вашим приходским священником // Иеромонах Макарий Маркиш
— Если человек постоянно сознательно исповедуется и причащается Святых Таин, то никакой особой подготовки нет // священник Павел Островский
— Да, можно и нужно; как видно, будучи еще в сознании, он не противился Христу, Церкви и ее Таинствам // Иеромонах Макарий Маркиш
— Священник неправ; ошибка глубокая. Таинство соборования совершается над больным в любом состоянии, независимо от сознания и дара речи, что ясно следует из текста Требника, а также из документа “О чинопоследовании Елеосвящения” – “В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов”.
Исключение составляет тот случай, когда больной, еще будучи способен говорить, сознательно отказывался от этого Таинства и от Церкви в целом // Иеромонах Макарий Маркиш