Молитва афонскому симеону - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва афонскому симеону

Молитва афонскому симеону

  • Главная
  • История
  • Святыни Храма
  • Иконы Храма
  • Устройство Храма
  • Фото
  • Проповеди
  • Видео
  • Контакты
День за днем
Православный календарь
Расписание богослужений
Газета «Колокол»
Библейская группа
Вопрос священнику
Просьбы молитв
Наши священники
Паломнические поездки
Нужды Храма
Объявления
Православная кухня
Новое на сайте
О смысле
Читаем Евангелие
Таинства
Богослужения
Пост
Библиотека
Библиотека Храма
Молитвослов
Акафисты
Жития святых
Духовная сокровищница
Статьи
Словари
Психология
Воскресная школа
История
Расписание занятий
Милосердие
Дети-сироты
Сервисы сайта
Экспресс-связь
Карта сайта
Ссылки
Главная >>Статьи >>О вере, надежде, любви >> Монах Симеон Афонский. Слово о молитве

Монах Симеон Афонский. Слово о молитве

Читайте также:

  • Свт. Иоанна Златоуст. Из слова о молитве
  • Из наследия Оптинских старцев. Молитва мирян
  • Духовная сокровищница. Наставления старцев. О молитве

1.Живя на земле, живи, как на небе – без всяких привязанностей и в непрестанной молитве.

2.Каждый раз молись так, как будто впервые, или молись так, как будто в последний раз.

3.Созерцать Бога не всегда возможно, а умолять Его можно всегда.

4. Хорошо умолять Бога о прощении своих грехов, тогда помыслы осуждения уходят, как чуждые этому деланию.

5.Вся духовная борьба идет за смирение и терпение, а когда приходят смирение и терпение, то приходят внимание и молитва.

6.Гибельно для уединения судить о людях или слушать о них пересуды – ум надолго теряет покой и молитву.

7.Если думать о мире – не избежать горечи, а если о Боге – сладости.

8.Умными полон ад, а добрыми – рай.

9.Хочешь быть умным? – Изучай книги. Хочешь быть добрым? – Молись.

10.Обдумывания и размышления – для жизни по телу, а вера и молитва – для жизни по Богу.

11.Саможаление в пост – значит, жалеть свою злую волю и дурные привычки, которые ведут с нами беспощадную войну и препятствуют молитве.

12.Чем больше томится и ноет злая воля оттого, что идем против нее, тем более радуется и очищается душа и тем больше возрастает она в живой горячей молитве.

13.Произноси одну молитву так, как будто до нее и после нее никогда не молился, в ней заключаясь целиком. Только так молитвой открывается сердце.

14.Нерассеянная молитва и есть истинная молитва, которая, мало по малу, укрепляется в сердце и очищает его; рассеянную молитву, словно шелуху, относит ветер помыслов.

15. Сколько бы времени ты ни занимался молитвой, внимательная молитва – самая лучшая.

16.Молись так: скажу хотя бы одну молитву, но с полным вниманием и покаянием, потом еще одну и еще. Так приходит умение молиться с полным вниманием.

17.Когда сердце молится с полным вниманием, оно быстро согревается.

18.Постоянно сопротивляйся злой воле молитвой, хотя это и трудно, но привлекает к душе благодать; и никогда не исполняй веления злой воли в помыслах и поступках, чтобы не стать их пленником в вечности.

19.Если мы привыкнем исполнять все свои дурные помыслы и желания, особенно кажущиеся мелкими, станем рабами зла сначала в мелочах, а потом и во всей жизни.

20.Никогда не мечтай, ибо от мечтания до рабства греху – один шаг.

Монах Симеон Афонский

Прожив более 40 лет в пещерах, приобретя дар смирения и терпения, Симеон Афонский написал, что смиренное сердце не обижается и не воспринимает вреда, причиненного ему, ибо в нем живет любовь и прощение обидчику.

Симеон Афонский — преподобный, православный святой, монах, живущий в начале 20 столетия на Святой горе, стал примером терпения, оставив наставления будущему поколению в записях и книгах.

Жизнеописание

В 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии, в Лебедянском уезде, в семье простых крестьян появился на свет мальчик Семен. Его отец, Антонов Иоанн, в покорности и смирении воспитывал своих детей, при этом дружелюбие и кротость господствовали в доме, в котором никто не слышал крика. Иногда семья перебивалась с хлеба на воду, но в доме постоянно принимались странники, с ними делились последним куском.

Православное воспитание

Будущий преподобный Силуан жадно впитывал рассказы богомольцев о Спасителе и Всевышнем Боге. С юных лет он благоговел перед Божьими посланиями, наполняясь смирением и добродетелями. Церковная грамота, преподаваемая в храме, помогла юноше победить безграмотность.

Вступив в отроческий возраст, Семен параллельно с учебой помогал отцу и братьям, работая на поле и строительстве имения. Любимой книгой будущего преподобного Силуана стала описание жизни святых «Житие святых».

Выросший в православной семье, где строго почитались Божьи законы, Семен к 19 годам отличался от сверстников физической силой и крепким здоровьем. Рабочие артели, в которой работал молодой Семен, удивлялись его способности:

  • перебивать одним ударом толстые доски;
  • легко переносить жару и холод;
  • питаться скудной пищей и обладать огромной работоспособностью;
  • поднимать огромные тяжести.

Путь монашества и схимы

Мечтая с детства о жизни в Киево-Печерской лавре, Семен в послушании отцу проходит военную службу сапером в санкт-петербургском батальоне, при этом постепенно погружается в мирские соблазны. Господь не оставил Своей милостью некогда ревностного христианина. Семену во время сна явилась сама Богородица, сказав, что Ей противен смрадный змей, живущий в юноше.

Наутро юноша раскаялся в содеянных грехах и отступлениях от праведной жизни, он принимает решение посвятить жизнь Богу. На протяжении всей своей военной карьеры будущий афонский старец соблюдает благоразумие, начинает и заканчивает дни молитвами, познавая и открывая для себя глубину Иисусовой молитвы.

Интересно! В возрасте Христа, в 1892 году, он осуществляет свою мечту, принимая монашеский постриг на святой горе Афон в Пантелеимоновском монастыре, получив перед этим благословение Иоанна Кронштадтского.

Через четыре года состоялось его посвящение в малую мантию, монах дает обеты безбрачия, послушания. 15 лет мельница при Каламарейском метохе, входящем в состав старого Нагорного Русика, стала местом его послушания. В 1911 году состоялось пострижение в большую схиму, принятие на себя еще больших и строгих обетов. Новому схимонаху было дано имя Силуан.

Схимонах Силуан

О жизни преподобного старца православный мир узнал из записок Софрония, архимандрита Афонского, последователя отца Симеона, так называли святого на православный лад. Церковные традиции стали основными учителями преподобного, он проводил время в длительных молитвах, литургиях, соблюдая строгие и длительные посты, изучая христианские рукописи. Преподобный не покрывал опекой учеников, ибо сам взрастал без покровительства старцев.

Иеросхимонах Авраамий предстал перед старцем, имея образ Христа, который в это время находился в епитрахили на исповеди. Повернувшись, он увидел мужчину, у которого лицо было молодым, а волосы седыми. Особое сияние окружало старца-духовника. Святой Симеон понял, что сияние — это Дух Святого, через Которого ему прощаются все грехи.

Пребывание среди людей не стало искушением для святого Силуана, постоянное молитвенное состояние было щитом чистоты, дарующим спасение душе и телу. 46 лет провел преподобный монах в Афонских стенах, не удаляясь в одиночную пещеру, при этом он приобрел дар терпения, послушания и смирения.

Интересно! Симеон Афонский относится к пастырям, поставленным Самим Господом. Имея дар различения духов и познания Духа Святого, силе прощения, он сподобился видеть в храме Старого Нагорного Русика святого монаха.

24 сентября 1938 года схимонах Симеон Афонский тихо отошел к Господу, через полстолетия был причислен к лику святых. Указом патриарха Московского Алексия ІІ его имя занесено в перечень месяцеслова Русской православной церкви. Преподобный Силуан оставил после себя нравоучения и указания, высказанные в его цитатах.

Цитаты святого Силуана

Внутренняя личность христиан формирует под влиянием проповедей, литургий, чтения Святого Писания и православной литературы.

Нравоучения и указания преподобного монаха Симеона Афонского своей простотой приходятся по сердцу каждому как верующему, так и неверующему человеку.

  • Не требуется золото или особое богатство, чтобы помочь человеку в беде, для этого достаточно иметь добродушие.
  • Самым верным признаком нищеты является сребролюбие. Богат не тот, кто много имеет, и тот, кто умеет довольствоваться малым.
  • Человек, познавший любовь Творца, никогда не обидит своих родных и близких.
  • Вера является основным показателем здоровой души, человек, имеющий душевные болезни, постоянно пребывает в безысходности.

Старец сравнивал человеческую жизнедеятельность с книгой, которую можно закрыть только при последнем вздохе.

Преподобный Симеон оставил в наследие молитву для приобретения душевного равновесия.

О превосходный угодник Господний! По милости, тебе от Господа предоставленной, жалобно возносим молитву о целом мире — усопших, живых и будущих — не умолчи за нас к Богу, к тебе старательно приходящих и твоего ходатайства угодливо вымаливающих (проговариваются имена).

Подвигни, о святой, на мольбу Старательной Покровительницы семейства православного, счастливую Богоматерь Деву Марию, дивно позвавшую тебя являться преданным деятелем в Его дольном вертограде, где избранницы Божьи о проступках наших милосердна и терпелива являться Господу и упрашивать, во чтобы не помянута ложь и бесправия наши, однако по неизреченной добросердечности Всевышнего нашего Иисуса Христа проявить щедрость и уберечь нас по огромной Его благосклонности.

Ей, угодник Господний, с Счастливой Правительницей земли — Святейший Игумениею Афона и безгрешными отшельниками Его дольнего жребия попросить у непорочных святейшего Слова, блаженной возвышенности Афонской и боголюбивым обитателям его от всех трагедий и наговоров неприятельских в обществе уберечь.

Да Посланниками безгрешными от злобы освобождать и Духом Непорочным в вероисповедание и братолюбие усиливать, до завершения столетия о Единой, Непорочный, Соборной и Апостольстей Храма мольбы создают и всем правильную дорогу показывают, да Храм Земной и Небесный постоянно славословит Создателя и Отца Мира, учащие и озаряющие свет в нескончаемой истине и добросердечности Господней.

Жителями мира всего спроси благополучную и спокойную жизнь, дух покорности и братолюбия, нравственности и защиты, дух боязни Божия. Да не злость и бесправие сердят души человеческие, способные уничтожить влюбленность Божию в людях и свергнуть их в грешную неприязнь и убийство, однако в силе Священной влюбленности и истины, как на небесах и на нашей планете да святится имя Божие, да станет желание Его непорочное в людях, и да водворится мир и Царствие Божие на планеты.

Так же и дольному Отечеству твоему — почвы Русской вымолить, угодник Господний, желанный мир и небесное покровительство, в еже сильный омофором Родительницы Божия защищающая, освободиться ему от голода, разрушений, труса, пламени, клинка, вторжения людей с другого племени и междоусобной ругани и от всех противников явных и незримых, и так святейшим жильем Счастливая Богоматерь до скончания столетия ему пребывать, Креста Животворящего мощью, и в влюбленности Божией обильно самоутвердиться.

Нам ведь всем, в мглу проступков окунаться и раскаяния тепла, ниже боязни Божия не богатым и так безгранично обожающего нас Всевышнего беспрерывно оскорбляющим, вымоли, о блаженние, у Великодушного Господа нашего, да Своею Всемогущею благодать священно побывает и оживотворит дави наши, и любую злость и гордыню будничную, угнетенность и небрежность в сердцах наших да уничтожит.

Ещё возносимся, о чтобы и нам, счастье Непорочного Духа усилить и симпатией Божию греть, в любви и братолюбии, примирении друг за друга и за всех, в истине Божией самоутвердиться и в благоприятной влюбленности Божией благопристойно закрепиться, и сынолюбие Тому подступиться. Да так, создающие Его непорочную свободу, в любой праведности и опрятности скоротечной житейской дороги без стыда минуем и со всеми безгрешными Небесного Царствия и Его Агнчаго союза заслужим. Ему ведь от всех дольных и небесных да будет известность, почтение и обожание, со Безначальным Его Родителем, Пресвятым и Добрым и Животворящим Его Духом, в настоящее время и всегда и в вежды столетий. Аминь.

Раздумывая над этим фактом, человеку будет легко приобрести такие качества характера, как:

  • покаяние;
  • смирение;
  • чистоту души и сердца;
  • верность Богу;
  • добродетели.

Пребывая в постоянном осознании своей смертности, размышляя о последнем дне жизни, о котором не дано преждевременно знать никому, христиане с легкостью смогут миновать искушения и множество злых дел, получить освобождение от зависимостей и преткновений.

Жизнь монаха порой может сделать крутой поворот, когда служение людям и даже родителям может отойти на второй план, если того потребует Господь.

Православные христиане, особенно священнослужители и монахи должны каждый день проживать, как последний, помогая людям с искренней душой, как будто это последнее служение на земле, тогда Бог покроет их Своим уединением и общением.

Небрежность в служении, постоянная надежда на завтрашний день все исправить приведет к осуждению окружающего мира и небрежности в служении. Такие служителя легко впадают в искушения, монахи через привязанность к женщинам уходят из монастырей с желанием обрести семью, но взамен счастья приходят болезни и смерть, ибо Бог ревнитель (Исход 34:14).

Мысль о смерти не должна покидать умы монахов. Она будет контролировать не только поступки, слова, но и мысли священнослужителя, спасая от искушений злачных мест.

Забывая о смерти, монахи позволяют себе излишества, начиная со сна, еды, напитков. Это является частой причиной их внезапной смерти.

Условия монашества преподобного Симеона

Не имея учеников, преподобный Симеон оставил наставления монахам по борьбе со страстями в своих книгах, расписав буквально по пунктам обязательные условия для достижения монашеского мастерства.

  1. Первоочередным законом для монахов, по рекомендации святого старца, является исповедь, земные поклоны с чтением Иисусовой молитвы.
  2. Большое внимание о. Симеон Афонский уделял сердечному вниманию, его спокойствию, умению в миру удерживать свои слова, дела и мысли. Жестокость, упрямство, по словам преподобного, живут в мертвом сердце, живое сердце наполнено добротой, смирением и спокойствием. Это является лакмусовой бумажкой для проверки святости монахов.
  3. Только постоянное пребывание в молитве поможет преодолеть и победить все помыслы и искушения.
  4. В борьбе с атаками дьявола помогает метод непрерывной молитвы.

Этот перечень можно продолжать и продолжать, читать и перечитывать их рекомендуется как священнослужителям, так и воцерковленным христианам, которые решили жить по слову Божьему для приобретения вечной жизни.

Обретение мощей святого

Прошло немало времени после смерти святого, его череп в усыпальнице находился среди других мощей умерших монахов.

  • После издания воспоминаний отца Софрония о жизни преподобного Силуана, европейцы начали массово приезжать в Пантелеимоновский монастырь для поклонения его мощам, а они не были достойно представлены.
  • Ревность взыграла в сердце игумена Иустина, который приказал утопить голову монаха, чтобы ему не поклонялись больше, чем святому Пантелеимону. Монахи, отправившись к морю, не выполнили наказа, а спрятали святые мощи у себя в келье.
  • После смерти отца Иустина его место занял игумен Илиан, старейший монах монастыря, посвятивший монашеству 60 лет своей жизни. Узнав о существовании головы Симеона Афонского, он приказывает похоронить ее, сравняв землю так, чтобы и следа не осталось.
  • Монахи снова ушли в непослушание и сохранили святыню. Несколько раз менялись игумены, и каждый раз голову монаха Силуана Афонского перепрятывали, пока настоятелем монастыря не стал отец Авель, ранее сам прятавший святыню.
  • В 1976 году при посещении Афона российской делегацией им была вынесена святыня для целования.

Важно! В 2018 году скит Новая Фиваида стал известен, как место обретения мощей святого Симеона Афонского.

Желтый цвет черепа говорит о великой праведности и прощении в очах господа. Старец Симон, обретший мощи, взял для себя псевдоним Симеон Афонский, продолжив тем самым писательские послания святого монаха.

24 сентября православный мир воздает дань памяти преподобному Силуану Афонскому.

Обретение мощей и причисление к лику святых требует продолжения исследования жизни святого Силуана Афонского, а его бессмертные цитаты помогут найти верный путь в молитвенной жизни каждому православному верующему.

Молитвы Симеону Мироточивому

Стефан (Симеон в монашестве) был рожден у правителя Сербии Давида в 10 веке. Он был самым младшим из сыновей, но при этом даже в раннем возрасте проявлял такую мудрость и благочестие, что после смерти своего отца ему было завещана большая часть страны. Зависть и гнет от своих братьев приносила ему страдания, но Бог даровал ему единомышленницу и верную жену Анну. Несмотря на бесплодие супруги, у них родились два сына, которые пошли по стопам своих родителей и стали святыми. Святой Симеон построил множество храмов и содержал храмы не только в самой Сербии, но и во всем христианском мире.

Православные христиане обращаются в молитве к Симеону Мироточивому, моля о помощи в здоровье, нахождении истинного пути и просветления. Также молятся святому Симеону Мироточивому, царю Сербскому от бесплодия, о даровании детей.

Молитва святому Симеону Мироточивому

О преподо́бне о́тче Симео́не, Студе́ницкий чудотво́рче. Влады́ко Се́рбския земли́ Стефа́не и мона́шества похвале́ние Симео́не преди́вный, во дни́ земна́го ца́рствия твоего́ никто́же неуте́шен оты́де от тебе́, но все́м ра́дость и утеше́ние ми́лостивно дарова́л еси́. Упаси́ виногра́дник тво́й, о́тче преподо́бне, да не пре́даны бу́дем в се́ти сатаны́, зми́я лука́ваго. Просвети́ о́чи на́ша с высоты́ Небе́сныя, да пле́на грехо́внаго избе́гнем. Посети́, све́те, не́мощь на́шу, вразуми́ и напра́ви ны́ на стези́ свя́тости, да николи́же оста́вит ны́ любы́ Бо́жия, да не престае́т моли́тва твоя́ заступа́ти Оте́чество твое́. О богоно́сне чудотво́рче, я́ко зве́зды небе́снии просия́ли чудесы́ твоя́ во все́х земля́х христиа́нских. Да́руй на́м от скве́рных грехо́вных страсте́й свобожде́ние и введи́ ны́ в ве́чное Ца́рство Животворя́щей и Неразде́льней Тро́ицы, да мы́ с тобо́ю и все́ми святы́ми бу́дем ве́чно прославля́ти и сла́вити Бо́га. Ами́нь.

Тропарь и кондак преподобному Симеону Мироточивому

Тропарь, глас 3

Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти показу́еши све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши бо ми́ро благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и лю́ди твоя́ наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия,/ Симео́не о́тче наш,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Тропарь, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей/ и Афо́на свети́льники, Се́рбии похвалу́,/ Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту,/ и род его́ чу́дный, святи́теля,– глаго́лю,– Са́вву,/ прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля:/ моли́те Христа́ Бо́га/ о па́стве ва́шей, блаже́ннии,// и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.

Ин тропарь, глас 1

И́же те́плыя засту́пники в ско́рбех и напа́стех иму́ще,/ Симео́на Богоно́снаго и Са́вву первосвяти́теля,/ припаде́м к ни́ма с ве́рою,/ я́ко да моли́твами их от напа́стей избавля́еми,/ по до́лгу благове́рно Спа́са и Бо́га просла́вим, глаго́люще:/ сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ сла́ва Просла́вльшему вы чудесы́,// сла́ва Изба́вльшему нас от скорбе́й моли́твами ва́шими.

Кондак, глас 6

А́нгельское возлюби́в на земли́ житие́,/ миродержа́ние и мир оста́вив,/ поще́нием Христу́, Симео́не, после́довал еси́,/ к Нему́же лю́бящих тя апо́стольски наста́вил еси́, вопия́:// возлюби́те Бо́га, я́коже Он возлюби́ нас.

Ин кондак, глас 2

И́го Христо́во прие́м, Симео́не,/ и, Того́ Крест взем, после́довал Ему́,/ насажде́н в дому́ Госпо́днем, процвете́, я́ко фи́никс,/ я́коже кедр, и́же в Лива́не, умно́жил еси́ ча́да твоя́,/ муж жела́ний духо́вных, чудотво́рец бо яви́ся,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Кондак, глас 2

Го́рнюю жизнь возлюби́вше, сла́внии,/ жизнь су́щую на земли́ презре́сте./ Сего́ ра́ди в вы́шних со А́нгелы всегда́ лику́юще,// моли́те о всех нас.

Ин кондак, глас 2

Днесь Симео́н с Са́ввою, блаже́ннии, в ду́се прише́дше,/ спаса́ют от обстоя́ний па́ству их:/ сии́ бо Тро́ицу пропове́даша Еди́наго Бо́га,/ Це́ркве яви́шася утвержде́ние,/ в преподо́бных Мироточи́вый и во святы́х чудотво́рец:/ сии́ бо и во бра́нех необори́мии защи́тницы показа́шася,// Афо́на похвала́ и наро́да Се́рбскаго кре́пость.

Преподобный Симео ́ н Мироточивый (в миру Стефа ́ н Неманя) , Хилендарский (Афонский)

Дни памяти

21 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Житие

Житие преподобного Симеона Мироточивого (в миру Стефана)

Ро­див­шись в 1114 го­ду от жу­па­на Да­ви­да, Сте­фан (Си­ме­он в мо­на­ше­стве) был млад­шим из че­ты­рех сы­но­вей. Да­же в ран­нем воз­расте он пра­вил столь муд­ро и бла­го­че­сти­во, что по­сле смер­ти от­ца ему бы­ла от­да­на в управ­ле­ние боль­шая часть стра­ны; и по­том он всю жизнь стра­дал от гне­ва сво­их бра­тьев. Бог уте­шил его, да­ро­вав в же­ны княж­ну Ан­ну, дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра. И они, са­ми стя­жав свя­тость, про­из­ве­ли на свет дво­их сы­но­вей, так­же став­ших свя­ты­ми. Ста­ра­ясь пре­вра­тить Сер­бию в пра­во­слав­ное цар­ство, пре­по­доб­ный Си­ме­он воз­двиг и со­дер­жал мно­же­ство хра­мов в са­мой Сер­бии и во всем хри­сти­ан­ском ми­ре. Вен­цом его жиз­ни ста­ло от­ре­че­ние от пре­сто­ла, ко­гда он по­сле­до­вал сво­е­му сы­ну, свя­ти­те­лю Сав­ве, в воз­расте 82 лет. Вме­сте они под­ви­за­лись на Свя­той Го­ре, ос­но­вав здесь Серб­ский Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. С ли­цом, оси­ян­ным небес­ным све­том, пре­по­доб­ный Си­ме­он по­чил о Бо­зе в воз­расте 86 лет. Его мо­щи оста­ва­лись мяг­ки­ми и теп­лы­ми и ис­то­ча­ли неж­ное ми­ро. Ко­гда свя­ти­тель Сав­ва вер­нул­ся в Сер­бию, он при­нес с со­бою мо­щи сво­е­го от­ца, и весь на­род был сви­де­те­лем то­го, что те­ло Си­мео­на все еще бы­ло теп­лым и вы­гля­де­ло жи­вым, он как бы спал. В на­сто­я­щее вре­мя его мо­щи пре­бы­ва­ют в Сту­де­ниц­ком мо­на­сты­ре, ко­то­рый он воз­двиг и в ко­то­ром на­чал свою мо­на­ше­скую жизнь. И до­ныне они Бо­жи­ей бла­го­да­тью при­но­сят всем при­хо­дя­щим ис­це­ле­ния и уте­ше­ния.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Симеону Мироточивому, глас 3

Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти показу́еши све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши бо ми́ро благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и лю́ди твоя́ наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия,/ Симео́не о́тче наш,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Божественной благодатью просветившись, и после смерти ты являешь светлость жизни твоей, ибо источаешь благоухающее миро приходящим к раке с мощами твоими, и людей направляешь ты к свету Богоразумия, Симеон отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость.

Тропарь преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей/ и Афо́на свети́льники, Се́рбии похвалу́,/ Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту,/ и род его́ чу́дный, святи́теля,– глаго́лю,– Са́вву,/ прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля:/ моли́те Христа́ Бо́га/ о па́стве ва́шей, блаже́ннии,// и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.

Перевод: Обители Хиландарской священных строителей и Афона светильников, Сербии похвалу, Симеона величайшего, преподобных украшение, и родственника его удивительного, святителя Савву, придите единогласно почтим, взывая: «Молите Христа Бога о пастве вашей, блаженные, и о том, чтобы Церкви быть свободной от бедствий».

Ин тропарь преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 1

И́же те́плыя засту́пники в ско́рбех и напа́стех иму́ще,/ Симео́на Богоно́снаго и Са́вву первосвяти́теля,/ припаде́м к ни́ма с ве́рою,/ я́ко да моли́твами их от напа́стей избавля́еми,/ по до́лгу благове́рно Спа́са и Бо́га просла́вим, глаго́люще:/ сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ сла́ва Просла́вльшему вы чудесы́,// сла́ва Изба́вльшему нас от скорбе́й моли́твами ва́шими.

Перевод: Усердных защитников в скорбях и искушениях имея, Симеона Богоносного и Савву первосвятителя, обратимся к ним с верой, чтобы по молитвам их избавиться от искушений, как должно православно Спасителя и Бога прославим, взывая: «Слава Давшему вам силу, слава Прославившему вас чудесами, слава Избавившему нас от скорбей по молитвам вашим».

Кондак преподобному Симеону Мироточивому, глас 6

А́нгельское возлюби́в на земли́ житие́,/ миродержа́ние и мир оста́вив,/ поще́нием Христу́, Симео́не, после́довал еси́,/ к Нему́же лю́бящих тя апо́стольски наста́вил еси́, вопия́:// возлюби́те Бо́га, я́коже Он возлюби́ нас.

Перевод: Ангельскую полюбив на земле жизнь, пристрастие к мирскому и сам мир оставив, пощением Христу, Симеон, последовал ты, к Нему же любящих тебя апостольски направлял ты, взывая: «Полюбите Бога, так же как Он полюбил нас».

Ин кондак преподобному Симеону Мироточивому, глас 2

И́го Христо́во прие́м, Симео́не,/ и, Того́ Крест взем, после́довал Ему́,/ насажде́н в дому́ Госпо́днем, процвете́, я́ко фи́никс,/ я́коже кедр, и́же в Лива́не, умно́жил еси́ ча́да твоя́,/ муж жела́ний духо́вных, чудотво́рец бо яви́ся,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Иго Христово подняв, Симеон, и Его Крест взяв (Мф.11:29-30), последовал Ему, насажденный в доме Господнем, процвел, как пальма и как кедр Ливанский (Пс.91:13), увеличил ты чад твоих, муж стремлений духовных, ибо явился чудотворцем. Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 2

Го́рнюю жизнь возлюби́вше, сла́внии,/ жизнь су́щую на земли́ презре́сте./ Сего́ ра́ди в вы́шних со А́нгелы всегда́ лику́юще,// моли́те о всех нас.

Перевод: Небесную жизнь возлюбив, прославляемые, земную жизнь вы презрели. Потому в Небесах с ангелами всегда радуясь, молите обо всех нас.

Ин кондак преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 2

Днесь Симео́н с Са́ввою, блаже́ннии, в ду́се прише́дше,/ спаса́ют от обстоя́ний па́ству их:/ сии́ бо Тро́ицу пропове́даша Еди́наго Бо́га,/ Це́ркве яви́шася утвержде́ние,/ в преподо́бных Мироточи́вый и во святы́х чудотво́рец:/ сии́ бо и во бра́нех необори́мии защи́тницы показа́шася,// Афо́на похвала́ и наро́да Се́рбскаго кре́пость.

Перевод: Сегодня Симеон с Саввой, блаженные, пришедшие духовно, спасают от бедствий паству свою, ибо они проповедали Единого Бога Троицу, став силой Церкви, мироточивый преподобный и чудотворец святой, ибо они и в битвах стали непобедимыми защитниками, Афона честь и народа Сербского сила.

Нестрашная правда об отце Симеоне Афонском

Почему обвинения в адрес автора популярных книг являются несостоятельными.

Среди православных христиан нашего времени трудно найти человека, который бы не слышал имени Симеона Афонского. Его книги в большом количестве издают, читают, цитируют. Более того, некоторые из тех, кто сегодня в Церкви, утверждают, что пришли к Богу после того, как познакомились с трудами этого монаха.

Действительно, такие замечательные тексты, как «Птицы небесные» или «Дневник инока» являют собой прекрасный образчик монашеской литературы. Автор этих книг не просто пишет о себе и своей жизни, но делится духовным опытом и рассказывает о событиях и людях, о которых из других источников мы знаем или очень мало, или совсем ничего. Например, он рассказывает о наместнике Спасо-Преображенского Валаамского монастыря владыке Панкратии, с которым уже много лет знаком лично.

Монах Симеон Афонский – это подвижник наших дней, который уже много лет несет свой монашеский крест на Святой Горе Афон. Зовут его Симон (Безкровный), а литературный псевдоним «Симеон» он использует в память о своем отце – тоже афонском подвижнике, который около двадцати лет назад скончался на Афоне. Ничего странного или необычного в том, чтобы пользоваться псевдонимом. Например, имя своего учителя взял такой известный в православном мире писатель и святой, как Симеон Новый Богослов.

Писать свои книги отец Симеон Афонский начал уже довольно давно, но только в последнее время они получили широкую известность. Скорее всего, так случилось потому, что современный человек особенно нуждается в духовном слове, которое было бы сказано на понятном для него языке, а именно этим качеством в первую очередь обладают труды монаха Симеона. Еще раз повторюсь – очень многие из тех, кого я знаю, пришли к Богу в том числе через эти книги.

Поэтому, совершенной неожиданностью для православных христиан стало видео, которое на своем ютуб-канале опубликовал уважаемый миссионер и богослов иерей Георгий Максимов – «Страшная правда о Симеоне Афонском». Честно признаться, меня, как и многих моих знакомых, название заинтриговало. Однако, включив это видео я понял, что, во-первых, правда не такая уж и страшная, а во-вторых, неизвестно вообще, правда ли это. Давайте разбираться по порядку.

Основной посыл о. Георгия заключается в следующем: отец Симеон – это своего рода бренд, под видом которого в православную среду пытаются ввести совершенно чуждые Православию духовные элементы, в частности из японской, самурайской литературы. Например, критики Симеона Афонского находят несколько цитат из его трудов, а именно из «Искусства борьбы с помыслами», которые очень похожи на тексты из трактата «Будосёсинсю».

Так, например, священник Игорь Тарасов взял на себя довольно кропотливый труд и сравнил некоторые тексты, а именно книгу «Искусство борьбы с помыслами», авторства Симеона Афонского, с уже упоминаемым японским трактатом.

Отец Игорь утверждает, что текст Симеона Афонского о том, что монах должен помнить о смерти – это прямое заимствование из «Будосёсинсю». Что же, давайте сравним эти тексты.

«Будосёсинсю»: «Самурай должен прежде всего постоянно помнитьпомнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долгичто он должен умереть. Вот его главное дело».

Симеон Афонский: «Тот, кто является монахом, прежде всего должен держать в умеднем и ночью, тот факт, что ему предстоит умереть. Это главное его знание».

Действительно, на первый взгляд кажется, что эти тексты в чем-то похожи, и монах Симон действительно пользовался книгой для самураев. Но, во-первых, он сам этого не отрицал. Так, известно, что почти двадцать лет назад, старец Симон (Бескровный) увидел, что его знакомый читает самурайский трактат о борьбе на мечах. Оказалось, что очень многие «православные» увлекаются боевыми искусствами. Более того, выяснилось, что очень сложно обьяснить неприемлемость для христиан такого рода духовности.

Чтобы противопоставить знакомому и другим людям, увлекающимся такого рода книгами, нашу православную аскетику, а именно, борьбу с помыслами, старец сделал рерайтинг некоторых цитат этого трактата в православном духе по Отцам и добавил от своего опыта третью главу. Это личное письмо было адресовано отдельному человеку, как аллюзия на его любимую книгу. Но богатый духовный опыт старца обратил на себя внимание многих.

Знакомые стали читать текст в рукописи и попросили издать его для себя. Тогда письмо издали очень маленьким тиражом в пустыни Новая Фиваида и назвали «Искусство борьбы с помыслами» . Предисловие к первому изданию написал преподаватель кафедры Догматического Богословия ПСТГУ, теперь уже иеромонах Серафим (Захаров).

Опять, ничего странного или удивительного в таком «рерайтинге» в православном духе неправославных текстов нет. Например, святой Никодим Святогорец в свое время издал книгу, которая сегодня входит в сокровищницу святоотеческой литературы и известна как «Невидимая брань». Известно, что автором аутентичного текста является католический монах Лаврентий Скуполи. Более того, «исследователи находят в ней влияния итальянских и испанских духовных традиций, элементы орденских доктрин не только иезуитов, но и францисканцев».

А преподобный Никодим издал греческий перевод этого текста, который дополнил сочинением францисканца Хуана де Бонилла «Стезя райская» и множеством цитат из Св. Писания и святых отцов: преп. Исаака Сирина, свт. Василия Великого, свт. Григория Паламы, свт. Иоанна Златоуста, преп. Максима Исповедника, свт. Григория Богослова, преп. Иоанна Лествичника.

В свою очередь, уже из греческого текста перевод на русский язык осуществил Феофан Затворник, который говорил, что это не перевод даже, а «свободный пересказ». Однако, никто и никогда не дерзал говорить о том, что преподобный Никодим и святитель Феофан – плагиаторы или пытаются под видом православных текстов «подсунуть» православным христианам чуждую им католическую духовность. Можно привести и много других примеров того, как святые отцы переосмысляли не только иноконфессиональную, но даже языческую литературу. В частности, отцы-каппадокийцы снабдили многие языческие термины православным звучанием. Например, такие слова, как ипостась, единосущный и многие другие нигде в Священном Писании не встречаются, а были позаимствованы из языческой философии.

Кроме того, довольно неразумно, как по мне, утверждать, что приведенное выше место из книги отца Симеона о том, что монах должен всегда помнить о смерти, нужно отвергнуть только на основании того, что похожее место есть в «Будосёсинсю». Ведь тогда надо отвергнуть и некоторые тексты из Священного Писания, например, этот: «Помни час смертный и вовек не согрешишь» (Сирах. 7, 39). Также, можно обвинить и святителя Игнатия Брянчанинова в том, что самурайская литература оказала на него существенное влияние, ведь о смерти он пишет следующее: «Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти… Святые иноки с особенною тщательностию возделывали эту часть умственного подвига. В них размышление о смерти, осененное благодатию, обращалось в живое созерцание смертного таинства, а такому созерцанию сопутствовала горячая молитва с обильными слезами и глубокими сердечными стенаниями. Без постоянного памятования о смерти и суде Божием они признавали опасным самый возвышенный подвиг, как могущий дать повод к самомнению». Естественно, что о том же писали и многие другие святые отцы.

Что же касается второй книги («Христос – тесная врата к Отцу Небесному, или путь спасения по Евангелию от Иоанна»), которую в своем видео критикует отец Георгий, то, честно сказать, я впервые о ней услышал в первый раз именно из этого видео. Поэтому, ничего удивительного в том, что и сам отец Симеон о ней ничего не слышал, нет. Эта книга действительно противоречит Православному вероучению. Но, и это нужно подчеркнуть, ни в одном перечне написанных Симеоном Афонским трудов эта книга не значится. Поэтому и обвинять отца Симона в том, что он проповедует оккультизм как минимум неразумно.

Что же касается других вопросов, связанных с дискуссией вокруг творений Симеона Афонского, почему именно сейчас эта дискуссия возникла, то ответы на эти вопросы можно найти у отца Игоря Рябко. Также трудно не согласиться с выводом, который делает отец Игорь: «По всей видимости диаволу не нравиться то, что книги м. Симеона начинают пробуждать людей от греховного сна и подвигать на молитву».

Возможно, что так оно и есть. Вместе с тем думаю, что окончательную точку в этой полемике может и должен поставить сам отец Симон. Нам же нужно молиться, чтобы Господь разрешил все на пользу Церкви и верующим.

Читайте также:  Молитва в день годовщину смерти
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector