Молитва андрею критскому когда читать - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва андрею критскому когда читать

Покаянные молитвы Андрея Критского во время Великого поста

Если у вас возникло желание лучше узнать церковные традиции, то нельзя обойти стороной и великий покаянный канон Андрея Критского. Это довольно объемное произведение, написанное в 8 веке н.э. Таким образом, этому удивительному канону уже больше 12 веков. По традиции, его читают во время Великого поста.

Я соблюдаю пост и выполняю все необходимые предписания не так давно – всего несколько лет. Но могу сказать, что за то время, пока читаешь покаянные молитвы Андрея Критского, в душе становится светлее, ощущаешь себя ближе к Богу, лучше осознается идея покаяния.

Я чувствую себя намного лучше и спокойнее, приходит понимание всех совершенных грехов и справедливости всех событий, которые происходили в моей жизни. Могу сказать, что читать канон Андрея Критского не всегда просто – сложно дается понимание церковнославянского языка, не всегда понятны образы, которые использует автор в своем произведении.

Но то спокойствие и уверенность в любви Бога ко мне, которые приходят в результате чтения канона, очень важны для меня. Канон – большое произведение, его читают не торопясь, с осознанием всей серьезности задачи – повторяя проникновенные слова святого Андрея, почувствовать себя ближе к Богу.

Краткое житие Андрея Критского

Андрей Критский родился в конце 7 века н.э. Известно, что его родители были христиане и воспитывали Андрея в глубокой вере. Но в семье было большое несчастье – ребенок рос немым. Маленький Андрей не произносил ни одного слова! Все изменилось после первого причастия – мальчик начал говорить, а впоследствии даже стал одним из самых известных и красноречивых ораторов своего времени.

После чуда, которое произошло с мальчиком, он начал очень серьезно изучать богословские науки. Его будущее было предопределено – он решил связать свою жизнь с Богом. В 14 лет он уходит в монастырь, ведет очень строгую жизнь, постоянно молится.

Андрей заслужил большое уважение и любовь со стороны братии, впоследствии стал архидиаконом. За свою жизнь святой написал большое количество произведений церковной литературы – около 70 канонов, из которых самым известным и объемным является Великий покаянный канон.

Автор канона в итоге получил сан архиепископа одного из городов на острове Крит, поэтому и остался в истории как Андрей Критский.

Особенности чтения покаянной молитвы

Великий покаянный канон – особое произведение. Он относится, скорее, к жанру философских размышлений о смысле жизни, значении греха и возможности его преодоления.

В каноне Андрей Критский напоминает нам о грешниках, о которых известно из истории и из Библии. Также он рассуждает о жизни известных праведников, о примере их судьбы для всех ныне живущих.

Читая или слушая об этих персонажах, мы поневоле задумываемся: а какова наша роль в жизни? Что хорошего сделали мы? Вспоминаются все проступки, осознаются грехи.

Канон представляет собой настоящий вопль к Богу о милости. И во время Великого поста эти слова очень созвучны настрою верующих. Благодаря эмоциональности канона, читающие также настраиваются на проявление эмоций – любви к Богу, покаяния, проявления горя из-за тяжести собственных грехов.

Время чтения канона

Поскольку Покаянный канон является особым произведением, то для его чтения в церкви предназначены строго определенные службы. Произведение читается дважды:

  • с понедельника по четверг первой недели поста (в начале вечерних служб),
  • в четверг пятой недели (на утренней службе).

На первой неделе священник читает канон, стоя в центре храма, в самом начале службы. Во время чтения необходимо делать земные поклоны (для них отводятся время между основными частями произведения). В этот период канон читается по частям (текст разделяется на 4 части, для служб с понедельника по четверг).

В четверг на пятой неделе (на утрене) текст канона читается полностью.

Почему следует читать канон Андрея Критского во время Великого поста

Многие считают, что в Великий пост главное – это не есть мясную и жирную еду. Но это далеко не так! Многим людям, которые имеют проблемы со здоровьем, священники разрешают есть именно ту еду, которая будет полезной для больных. Главное в период Великого поста совсем не диета.

Великий пост – это период, когда мы собираем все свои духовные силы, когда мобилизуем все помыслы на духовную работу. В это время происходит отказ от повседневных привычек и бытовых забот, мы обращаемся к вечности, думаем о будущей вечной жизни.

Во время семи недель напряженной внутренней работы человек вовлекается в общение с Богом, и это происходит именно благодаря молитве. В том числе благодаря покаянной молитве Андрея Критского.

Таким образом, Великий покаянный канон Андрея Критского:

  • помогает осознать свои грехи,
  • дает надежду на вечную жизнь в Боге,
  • учит нас проникновенной беседе с Богом,
  • помогает не совершать грехов в будущем.

Заключение

Великий покаянный канон читается во время Великого поста дважды – с понедельника по четверг на первой неделе (по вечерам) и в четверг пятой недели утром. Истинно верующим желательно посетить богослужения в эти дни, потому что это действительно особые моменты в нашей жизни.

Если у вас нет возможности посетить богослужения, во время которых читается Покаянный канон Андрея Критского, то вы можете прочитать текст канона дома.

Не забывайте, что чтение покаянных молитв во время поста – очень важное и полезное для спасения души дело!

Великий канон святого Андрея Критского – текст канона, перевод, АУДИО

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского. Великий канон Андрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…» — удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО

Полный текст Великого канона преподобного Андрея Критского

Скачать канон Андрея Критского в форматах

  • EPUB,
  • FB2,
  • MOBIPOCKET
  • HTML
  • Канон Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского во вторник первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского. Мариино стояние (+ Аудио + Видео)

Записи чтения канона преподобного Андрея Критского

  • Великий канон Андрея Критского — чтение в Сретенском монастыре (АУДИО)
  • Великий покаянный канон Андрея Критского — читает митрополит Минский Филарет (АУДИО)
  • Великий канон Андрея Критского — читает Патриарх Пимен (АУДИО)

Перевод на русский язык

Разбираем текст канона — толкование трудных мест

  • По страницам канона св. Андрея Критского — статья филолога Л. Макаровой

Размышления над страницами канона

  • Епископ Вениамин (Милов) Назидание по «Великому Канону» св. Андрея, архиепископа Критского
  • Протопресвитер Александр Шмеман Постное странствие — Великий канон Андрея Критского
  • Монахиня Игнатия (Петровская) Место Великого канона преподобного Андрея Критского в песнотворческом достоянии Церкви
  • Иеромонах Димитрий Першин О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников (беседа + видео)
  • Протоиерей Николая Погребняк Великий канон: история и иконографические параллели (читая канон через иконы)
  • Оливье Клеман Канон Андрея Критского — пробуждение души
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов О святителе Андрее Критском и его Великом каноне
  • М.С. Красовицкая По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост

Канон Андрея Критского в искусстве

  • Канон Андрея Критского — песня иеромонаха Романа (Матюшина)!Рекомендуем (АУДИО)
  • Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Анна Ахматова Я в этой церкви слушала канон Андрея Критского…

Проповеди после канона преподобного Андрея Критского

  • Протоиерей Валентин (Амфитеатров) Проповеди на первой седмице Великого поста
  • Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского
  • Архимандрит Кирилл (Павлов)
    • Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и пользе его
    • Слово в среду 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и покаянии
    • Слово в четверг 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и его значении

Про автора канона. Об Андрее Критском

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился в Сирии, в Константинополе, на Крите. Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого поста. При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Почему канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Содержание канона

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Читайте также:  Молитва первая об исцелении больных

Когда читается канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста — изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют «неофитами», недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов как книга появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке. Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейной молитве в другое время, не только в период Великого поста, также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон — бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще — вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон — не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского — более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона — жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон — отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда — он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Автор: Дарья Менделеева

Видео о каноне Андрея Критского:

Как и когда читать молитвы андрея критского

  • Когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Мариино стояние как особое великопостное богослужение
  • Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

Канон Андрея Критского написан от первого лица, что дает верующим представление об описываемых событиях через призму чувств и впечатлений. Он относится к церковной гимнографии и считается удивительным произведением, прославляющим события Ветхого и Нового заветов.

Основная тема канона – душевное раскаяние и путь к небесной жизни. Автор этого текста – святой Андрей, – великий богослов и архидиакон в храме Святой Софии. Преподобный Андрей писал церковную поэму в преклонном возрасте, размышляя о вечной жизни, прощении, о добре и о зле.


Текст включает в себя двести пятьдесят песен, которые называются тропарями (обычные каноны содержать их не более тридцати), что делает это произведение уникальным.

Читают этот канон частями во время Великого поста: на первой неделе с понедельника по четверг на вечерних службах и на пятой неделе в среду к вечеру. На первой седмице при чтениях в среду и четверг добавляют тропари в честь Марии Египетской.

Слова песнопения пронизаны чувством вины за грехи и желанием покаяться в содеянных злодеяниях и получить прощение Небесного Творца. Весь текст разделен на четыре части, которые постепенно настраивают верующих на духовный лад, готовят к сознательным лишениям поста. Канон исполняется хором, и после каждого тропаря прихожане совершают земной поклон.

По церковному уставу весь текст канона читается на первой седмице: по одной части за одно богослужение (по дням недели), так как сразу выдержать чтение полного произведения крайне трудно. На пятой седмице канон зачитывается снова, но уже в полном объёме за одну службу, потому как считается, что к этому времени души прихожан достаточно окрепли, и они готовы к этому испытанию и покаянию.

В наши дни легко найти канон на русском языке, например, приобрести в церковной лавке любого православного храма, что позволит читать его и дома, например, если нет возможности посетить церковь.


Рожденный в христианской семье в городе Дамаск, Андрей был немым вплоть до возраста семи лет.

В один из дней его семья отправилась на причастие в храм и там, после принятия Святого Христова Таинства, Андрей чудесным образом обрел голос и заговорил. Именно тогда мальчик избрал церковный путь и стал изучать богословие и Святое Писание.

Уже в четырнадцать лет Андрей был пострижен в монахи в монастыре Саввы Освященного, он соблюдал строгий распорядок и вел спокойный целомудренный образ жизни.

Спустя годы, Святой Андрей был призван служить архидиаконом при церкви Святой Софии в Константинополе, тогда он уже славился как богослов и гимнописец. Более того, он также писал и музыку к церковным молитвам.

Умер Святитель на острове Милитина, а мощи его доставили в Константинополь.

В Православной церкви существует Святой с именем Андрей Критский, преподобномученик, день памяти которого совершается 30 октября.

Не стоит путать этого Святого преподобномученика с епископом и святителем Андреем Критским, автором Великого Покаянного Канона.

Молитвы святителю Андрею Критскому, а также тропарь, который читается в день памяти Святого — 17 июля.

Святитель Андрей Критский является автором Великого Покаянного канона, читаемого во время Великого поста, Пасхального канона, читаемого на Светлой Пасхальной неделе, и Канона Святым мученикам 1400 младенцам, убиенных во времена и по приказу царя Ирода.

Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) составил на основе Покаянного канона святителя Андрея Критского — Акафист покаянный.

Текст не применяется для богослужений и предназначен для молитв дома. Данный акафист помогает привести в порядок мысли, молитвенные прошения, образы. Это уже не хвалебная песнь — первоначальное назначение акафиста, а покаяние через молитву.

Великий пост – это важное время в жизни всех православных христиан, это период, когда нужно просить о помощи и милости свыше, когда следует прощать своих близких и просить прощения самому.

Читайте также:  Молитва для сдачи экзамена матроне

Святитель Андрей создал произведение, которое сконцентрировало в себе все нужные слова и чувства, испытываемые верующими в момент покаяния. Это великое слово, посредством которого человек касается Божественной благодати.

Как молиться на чтении канона покаянного Андрея Критского – на коленях или стоя?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:


Добрый день! И так, и так – в зависимости от фрагментов канона. Сам канон читают стоя, а “Душе моя, душе моя” (после Песни 6) читают, стоя на коленях.

Также с земными поклонами на службе, во время которой совершается чтение канона, читают молитву преподобного Ефрема Сирина.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Православная Жизнь

Человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм. Епископ Сильвестр (Стойчев) о великопостных богослужениях.

– Владыко Сильвестр, как православному христианину нужно держать Великий пост и о каких особых богослужениях в этот период нам важно знать?

– В соблюдении Великого поста важно, если так можно выразиться, правильно расставлять акценты. Нередко в пост, как ни странно это прозвучит, предаются крайностям. Кто-то постится очень-очень строго, до изнеможения и истощения, другие, наоборот, почти с первых дней начинают искать возможности «послабления». Причем с послаблениями бывают даже комичные ситуации. Еще будучи студентом, я стал свидетелем разговора: прихожанка просила послабления в пост у духовника, мотивируя многими болезнями, одолевающими ее. Он, понимая немощь, благословил, а потом спрашивает: «А что же Вы хотите кушать в пост?» Прихожанка отвечает: «Молоко, творог, кефир, яйца, ну и рыбку, конечно». Тогда священник возмущенно ей ответил, что это не послабление поста, а практически отмена его. Так что постясь, не следует бросаться в крайности.

Кроме того, пост вообще, а Великий в особенности, должен быть связан с покаянием, то есть с очищением себя от страстей. Поэтому необходимо в эти дни особо прилагать усилия к искоренению своих дурных наклонностей. Важной частью правильного соблюдения поста являются дела милосердия. И, конечно же, святая Четыредесятница, время сугубой молитвы. Уже первая седмица поста задает молитвенный настрой. Например, первые 4 дня читается Великий канон святого Андрея Критского.

А каков смысл канона прп. Андрея Критского?

– Смысл этого канона – призыв к покаянию, к изменению образа жизни, согласно учению Христа. Канон большой – в нем около 250 тропарей. Содержание многих из них отсылает нас к Священному Писанию. В каноне огромное количество ссылок, аллюзий на Священную историю. На примере библейских повествований показывается, что Бог прощает людей, даже несмотря на катастрофические падения, и напоминает, что покаяние – это изменение способа жизни, радикальная перемена жизни.

В одном из тропарей канона есть такое выражение «Самоистукан бых страстьми» (по-русски: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями»). Смысл этих слов очень глубокий: человек, удовлетворяя свои страсти, становится идолом для самого себя. Мы служим себе, мы восхваляем себе, мы все делаем ради себя, рассматриваем себя как источник своих сил, успеха, верим только в себя и надеемся только на себя. Вот к чему приводит угождение страстям. В каноне же говорится, что для нас первостепенным является не быть самоистуканами, не существовать ради угождения себе, но жить по заповедям Божьим. Канон Андрея Критского – напоминание о том, что именно Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно.

– Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?

– В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится, «невольник – не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви. Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т. п. Вот как раз желание быть причастным к богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.

Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки. Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем, на курсы иностранных языков. Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное. Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины».

В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.

– Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.

– Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.

Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала.

Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.

Беседовала Наталья Горошкова

Андрей Критский: жизнеописание и акафист

До 7 лет Андрей был совсем немой. Но после того как он принял Святых Христовых Тайн, он получил исцеление. Это и послужило причиной укрепления веры мальчика, именно так он и сделал выбор своего жизненного пути.

Андрей Критский — христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов. Был канонизирован в лике святителей. День памяти совершается 4 июля.

Родился святой Андрей Критский в сирийском городе Дамаске в середине 7 века

О жизни Андрея известно довольно мало. Родился святой Андрей в сирийском городе Дамаске. Дата его рождения неизвестна, но приблизительно это первая половина или середина 7 века.

До 7 лет мальчик был немой, но после был исцелен Божественной силой, после того, как причастился Святых Христовых Тайн. Это очень сильно оставило след у ребенка, поэтому он посвятил свою дальнейшую жизнь служению Богу.

В 14-15 лет святитель Андрей решил удалиться в Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного, чтобы избавиться от суеты мира. Здесь он начинает глубоко изучать Священное Писание.

За хорошие труды он был назначен на должность письмоводителя при дворе Федора, руководители Иерусалимской Патриархии. Но даже эта должность не мешала ему заниматься своим спасением и вести подвижническую жизнь.

Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного. Именно сюда пришел Андрей Критский, чтобы избавиться от суеты мира

Важным этапом в его жизни стало участие в работе четвертого Вселенского Собора, которое было созвано в целях противодействия ереси монофелитов. Андрей прибыл туда вместе с другими доверенными лицами.

Когда он вернулся обратно, в Иерусалим, он привез с собой список соборных определений. Чуть позднее Андрея Критского посвятили в диаконы Софийской церкви. Он прибыл в Константинополь по приглашению Патриарха.

Во времена правления Юстиниана II— Андрей удостоился посвящения в архиепископы

Во времена правления Юстиниана второго, Андрей удостоился посвящения в архиепископы. В этой должности он занимал довольно много времени и сил. По его благословению строились новые храмы. Организовывались богадельни, приюты.

Своими молитвами к Богу, он прославился и как великий молитвенник. Однажды он молился за город Друмеос, когда его осадили сарацины. Именно его молитвами враги позорно отступили. Также были и случаи, когда Андрей молился во время засухи, по его молитве, почва была излита дождем.

Своими молитвами к Богу, Андрей Критский прославился как великий молитвенник

Архиепископу Критскому приписывают разные даты смерти. Говорили, что дожил он до глубокой старости. Однажды он отправился по церковной необходимости в Константинополь. По дороге он сильно заболел и умер.

Были доказательства того, что это произошло в 712 году, но другие же источники утверждают, что это было в 740 году. Также поговаривали, что святой уже заранее знал о своей смерти.

Церквей святого Андрея Критского довольно много. Например, в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону.

Церковь святого Андрея Критского в Санкт-Петербурге

Одно из главных произведений Андрея Критского — Великий покаянный канон

За годы своей жизни он много писал. До наших дней дошло довольно много сочинений Андрея Критского. Среди них очень известны слова на Богородичные и Господские праздники.

Одно из наиболее известных его произведений — Великий покаянный канон. Он читается во всех храма во время Великого поста. Современный текст содержит некоторые изменения, которые вносились преподобным Иоанном Дамаскиным, Иосифом и Феодором Студитами.

Покаянный канон отображает личный опыт переживаний, раскаяния и благодатного общения Андрея с Богом.

Читайте также:  Молитва иоанну кронштадтскому от недуга пьянства

Современный текст Великого Канона содержит некоторые изменения, которые вносились преподобным Иоанном Дамаскиным

Канон удивителен и уникален, что не требует транскрипции на русском. Великий канон Андрея Критского можно почитать и дома. Читается он в течение первых четырех дней поста — с понедельника по четверг.

Канон читают частями, во время чтения становятся на колени. Считается, что именно этот канон подготавливает всех верующих к великому подвигу воздержания во время поста. Господь призывает всех покаяться и как можно ближе к Нему приблизиться.

Великий канон представляет собой некую панораму библейских сюжетов. Человек видит всю историю человеческой души — от первого грехопадения, до самых последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Великий канон читается в храме при освящении только свечей. Канон представляет собой некую панораму библейских сюжетов

В каноне идет рассказ о человеке. Стихи пробуждают желание заглянуть себе глубоко в душу и посмотреть, каково же на данный момент ее состояние. Во время чтения нужно как можно лучше понять суть каждого стиха.

В каноне насчитывается 250 тропарей, именно поэтому его и назвали Великим. Потому что обычные каноны содержат не более 30.

В каноне Андрея Критского насчитывается 250 тропарей, именно поэтому его и назвали Великим, то есть самым большим по количеству тропарей

Андрею Критскому написан тропарь, кондак и молитва, которые поются во время богослужения в его день памяти.

Андреем Критским написан — покаянный акафист, который можно читать дома

Существует и акафист покаянный, который был составлен на основе Великого Канона Андрея Критского. Его читаю в храме, а также можно читать и дома.

Акафист:

Кондак 1

Икос 1

Но прииди, окаянная моя душе, с плотию своею, исповедайся Создателю всех и возопий Ему со слезами: Милостиве, воззри на мя оком Твоим благоутробным и приими мое теплое покаяние. Милостиве, согреших аз паче всех человек, един аз согреших пред Тобою, но Ты, яко Бог, помилуй создание Твое. Милостиве, яко блудница, проливаю и аз слезы, помилуй мя по благоснисхождению Твоему.

Милостиве, оскверних аз ризу плоти моея и очерних в себе созданное по образу Твоему и подобию. Милостиве, помрачих аз душу свою страстными удовольствиями и весь ум соделах прахом. Милостиве, наг аз лежу от добродетелей и стыждуся. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 2

Икос 2

Но Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, избави и спаси мя, раба Твоего, Тебе вопиющаго: Милостиве, согреших, согреших, продав душу свою греховным навыкам, якоже братия Иосифа. Милостиве, якоже Каин, и аз принесох Ти жертву порочную: деяния скверная и житие непотребное, темже и осудихся Милостиве, от юности заповеди Твоя преступив, в унынии житие преидох, спаси мя милостию Твоею.

Милостиве, яко блудный сын, расточих и аз богатство свое в блуде и гладом душевным истаяваю, темже и вопию Ти: Щедрый, напитай мою душу благодатию Твоею. Милостиве, весь аз уязвихся помышлениями моими, весь исполнихся ран, яко впадый в разбойники, но Ты, пришед, исцели мя. Милостиве, внемли стенаниям души моея, приими слезы очей моих и очисти мя, кающагося. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 3

Икос 3

Милостиве, яко Давид согреших Тебе и аз: ураних бо душу свою стрелою прелюбодейства, но, якоже и он, вопию Ти: помилуй мя по милости Твоей. Милостиве, возбуди ум мой ко обращению, приими мя, кающагося, умилосердися к взывающему: согреших Ти, спаси. Милостиве, ни странника, ни путника не введох аз под кров свой, отринув благое произволение самаритянки, темже и рыдаю: не лиши мя Твоего чертога.

Милостиве, сребролюбием одержимь есмь аз, темже, яко Гиезий, и осуждаюся. Милостиве, произволением бых убийца совести душевней, вооружився на ню лукавыми моими деяньми. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 4

Икос 4

Слыша, яко одождив иногда Господь огнь, попали землю Содомскую, увы! – вопию,- душе, востани! – Да не опалит мя огнь геенский. Бежи от запаления, бежи от горящаго Содома, бежи от Божественнаго пламене, на горе спасайся, якоже Лот, взывая к Богу: Милостиве, аще и согреших, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостиво, и милосердствуеши тепле, и поспешаеши, яко Отец, призывая блуднаго.

Милостиве, ризу скверную сотка ми грех во обличение моих самовольных страстей, обнажив мя первыя боготканныя одежды. Милостиве, прилепихся аз к вещем земным и тяжким бременем обложен есмь. Милостиве, украсих аз кумира плоти моея одеянием скверных помыслов, презрев внутреннюю Богообразную скинию. Милостиве, погребох страстьми перваго образа красоту, юже, яко некогда драхму, взыскав, обрящи. Милостиве, согреших, взываю Ти, яко блудница, един аз согреших пред Тобою, но приими, яко оныя, и моя слезы. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 5

Икос 5

Милостиве, яко мытарь, вопию Ти: очисти, очисти мя, никтоже бо сущих из Адама, якоже аз согреших Тебе. Милостиве, сними тяжкое бремя грехов моих и остави ми прегрешения. Милостиве, вольная моя и невольная согрешения, явная и тайная, ведомая и неведомая, простив, спаси мя. Милостиве, буря страстей потопляет мя, и несть ми спасения, но простри и мне Твою руку, яко Петрови. Милостиве, не затвори двери милосердия Твоего в День Судный, но отверзи я кающемуся Тебе горце. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 6

Икос 6

Милостиве, Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене, яко овцу, в тернии грехов погибающаго. Милостиве, Ты еси мой Создатель, Тобою, Спасе, оправдаюся. Милостиве, Ты еси жизни Источник, источи душе моей жизнь, оживотвори ю, дондеже не постиже мя кончина. Милостиве, подобник бых иже при Нои грехи сотворшим, темже, якоже оныя, погружаюся в водах потопа. Милостиве, не прикрых аз ближняго срамоты, совесть оскверних наглым языковещанием, уподобися сим Хаму отцеубийце. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 7

Хотя всем спастися и в разум истины приити, Ты, Сыне Божий, снизшел еси на землю, вочеловечився и призвав к покаянию разбойники и блудницы, и отверзл еси двери Царствия всем кающимся. Покаяния отверзи и мне двери, Жизнодавче, к Тебе бо утренюю и Тебе вопию: Аллилуиа.

Икос 7

Милостиве, волею раболепствовах аз греху и, якоже Агарь, породих новаго Измаила – дерзость. Милостиве, не отрини моления воспевающих Тя и просящим с верою прощение даруй. Милостиве, помилуй, вопию Ти, помилуй, егда приидеши со ангелами воздати комуждо по достоянию деяний. Милостиве, не презри создания Своего, аще и согреших паче всех человек. Ты – Господь вселенныя, аз же персть, и в Твоей власти отпустити грехи моя. Милостиве, аще и оскверних душу и тело, но Ты, Спасителю мой, очисти, омый, соделай мя белее снега. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 8

Икос 8

Милостиве, яко фарисей, надмеваюся и, якоже он, дерзость пред Тобой сотворяю, но потреби во мне грех и сердце смиренно ми даруй. Милостиве, вем, яко согреших пред Тобою, но кающася аз – приими мя, вопиюща – возстави, да не буду стяжанием и снедию врага, Сам умилосердися надо мною. Милостиве, не послушах аз гласа Твоего, ни Писанию Твоему покорихся, темже и наг предстою пред Тобою. Милостиве, нощь греха моего бысть ми тьмою и глубоким мраком, но Ты, Спасителю мой, сыном дне мя соделай. Милостиве, увы мне, яко ум оскверних нечистотою, но молю благость Твою, омый мя в купели слез моих и, яко снег, убели одежду плоти моея. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 9

Икос 9

Милостиве, да будут Силоамом слезы моя мне, да омыю ими зеницы души моея и умом узрю Свет Твой присносущный. Милостиве, приношу Тебе слезы очей моих и глубокие вздохи. Сердце вопиет во мне: «Боже, согреших пред Тобою; умилосердися, прости». Милостиве, яко Дафан и Авирон, удалися от Тебе душа моя, темже и зову Ти: «Пощади, да не поглотит мя земля, якоже оных». Милостиве, волны грехов моих покрыли мя суть, якоже всадники египетския Чермное море, но воззови мя из ада преисподняго и избави от тления живот мой. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 10

Икос 10

Милостиве, Давид убо сугубо согреши, обаче плакася горько, аз же паче сего зло содеяв, плодов не принесох Ти покаяния. Милостиве, Соломон, некогда премудрый, возлюби распутных жен и от Бога отступи, сему же и аз подражах в мыслех постыдным произволением. Милостиве, увы мне! В мерзостех сравнихся аз с Ахавом, душу бо содеяв свою виталищем плотских нечистот и сосудом гнусных страстей. Милостиве, очернися вся доброта во мне, и от страстей светильник угасе, но умилосердися и воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 11

Икос 11

Светодавче Господи, ниспосли свет Твой и просвети сердце мое, душу мою от всякаго греха очисти, к Тебе бо, яко Иона, вопию, сице глаголя: Милостиве, исчезают дни мои, яко сон, темже и плачу, яко Езекия на ложи, продли мою жизнь и да омыю своя согрешения. Милостиве, яко разбойник, вопию: помяни мя! Яко Петр, плачу горько, яко мытарь, взываю: прости мя, Спасителю.

Милостиве, яко блудница, проливаю слезы, приими мое рыдание, якоже некогда жены хананейския. Милостиве, Ты еси един Врач, уврачуй язвы души моея, возложи на ню пластырь, возлей масло и вино и даруй ми умиление и слезы. Милостиве, яко кровоточивая, прикасаюся к воскрилиям риз Твоих и плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем. Милостиве, изливаю слезы моя Тебе, яко сосуд мира на главу, приношу моление и прошу прощение ми даровати. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 12

Икос 12

Милостиве, Ты еси Судия мой и Бог, да внемлет сему душа моя и да отступит от всякаго греха, якоже Ты повелеваеши. Милостиве, не вниди со мною в суд, не истязуй моя деяния, но презри, яко Щедр, прегрешения моя и спаси мя, Всесильне. Милостиве, Тебе припадаю, согреших Ти, очисти, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Благоутробен, даждь ми слезы умиления. Милостиве, поведах Ти грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша.

Милостиве, повержена мя пред враты Твоими, яко непотребнаго, не низведи мене во ад, но прежде конца даждь ми оставление прегрешений. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 13

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Адаму первозданному…» и 1-й кондак «Возбранный Воеводо…».

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector