Молитва арсению керкирскому
АРСЕНИЙ КЕРКИРСКИЙ
Святитель Арсений Керкирский |
Арсений (+ ок. 953), архиепископ Керкирский, святитель
Родом из Палестины в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать — из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился Арсений, решили посвятить его на служение Богу. Арсения отдали в монастырь, где он был обучен иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг.
Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на котором Арсений возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию.
Поклонившись святым местам, Арсений отправился в Константинополь. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» (ἐνεπιστεύθη τὴν φροντίδα τῶν ̓Εκκλησιῶν), возможно, Арсений получил должность иконома.
При патриархе Феофилакте, около 933 года, за свои добродетели он был избран епископом Керкирским. Он стал первым из иерархов острова Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения святителя.
Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в Константинополь ходатайствовать за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из Константинополя, Арсений в пути заболел и скончался в Коринфе около 953 года.
Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились многими чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В настоящее время мощи святителя Арсения находятся в епископской часовне Керкирской митрополии. Митрополит Керкирский Тимофей (Тривизас) в 1986 году пожертвовал для мощей святителя драгоценную раку [1].
Свт. Арсения ошибочно отождествляют с монахом Арсением, который состоял в переписке с патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни святителя к VIII в.
Сохранилось житие свт. Арсения [2], включенное в синаксарь не позднее второй пол. XVII в., и ода, написанная в честь святителя Арсения Иоанном Крассом [3]. Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память Арсения Керкирского внесена в русские календари в XVII в., начиная с печатных Святцев 1656 г.
Известно богослужебное последование святителю Арсению, впервые изданное в 1694 г. [4]. В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, это последование не вошло.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. [5], в разделе «Песнотворцы» об облике свт. Арсения сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы. ».
Труды
Свт. Арсений известен как гимнограф и писатель. Ему принадлежат похвальные слова ап. Андрею [6], вмц. Варваре [7], мч. Ферину Эпирскому [8], им написаны анакреонтические стихи на Христово Воскресение [9]; ему обычно атрибутируется составление канона Елеосвящения 4-го гласа с акростихом «̓Ευχῆς ἐλαίου ψαλμὸς ἐξ ̓Αρσενίου» (Молитва елеа, пение Арсениево) [10], а также канона сщмч. Тимофею Прусскому [11].
Публикации
- Тропари из канона на елеосвящение // Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.292.
Литература
- Память святаго Арсения, архиепископа Керкирского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 16–31.
- Арсений // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
- Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.81.
- Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 31.
- Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 458.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.290–292.
Использованные материалы
- Лосева О.В., Никитин С.И. Арсений Керкирский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». Т. III, стр. 384-385
- http://www.pravenc.ru/text/76184.html
- Жизнеописание на официальном сайте РПЦ
- http://www.patriarchia.ru/db/text/909762.html
- Статья в справочнике «Персоналии» на сайте Богослов.ru
- http://www.bogoslov.ru/persons/2598850/index.html
[1] Δίπτυχα. 1999. Σ. 550
[4] Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. XIX, 14
[9] Matranga P. Anecdota Graeca. R., 1850. Pars 2. P. 670-675; PG. 140. Col. 937-940; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 669, 702, 707
именные иконы
Арсений Великий, преподобный
День памяти установлен Православной Церковью 8/21 марта.
Икона Преподобного Арсения Великого Новгород XV век. |
Арсений Каппадокийский, архимадрит
День памяти установлен Православной Церковью 28 октября/10 ноября.
Икона Преподобного Арсения Каппадокийского Греция. XX век |
Арсений Керкирский, архиепископ
День памяти установлен Православной Церковью 19 января/1 февраля.
О жизни святого Арсения Керкирского можно сказать: она была благочестивой и полной трудов и заботы о людях. Родился святой Арсений в Палестине. В юношестве он принял иноческий постриг. Ведя подвижническую жизнь, он уделял значительное внимание своему образованию. Сначала он стал священником, а потом архиепископом Керкирским. Он был мудрым и не боялся правителей, всегда заступался за свою паству. Известно, что архиепископ ездил в Константинополь к императору Константину Порфирородному, чтобы защитить людей от его несправедливого гнева. На обратной дороге в Коринфе он заболел и скончался. Мощи святого Арсения Керкирского хранятся в кафедральном соборе на острове Корфу. | |
Икона Святителя Арсения Керкирского |
Арсений Комельский, Вологодский, игумен
День памяти установлен Православной Церковью 24 августа/6 сентября.
Икона Преподобного Арсения Комельского Русь. XVII век. |
Арсений Коневский, преподобный
День памяти установлен Православной Церковью 12/25 июня.
Монастырь на острове Коневец в ладожском озере и икона Божьей Матери связаны с именем с именем святого Арсения Коневского. Он жил в Новгороде, отлично владел ремеслом. Делая различные изделия из меди, он мог бы обеспечить свою жизнь, но решил поступить в монастырь. Проведя одиннадцать лет в Лисогорской обители, он отправился на Афон. Там он пробыл три года, молился и делал для монахов медную посуду. Перед отъездом на родину он получил в дар от игумена Иоанна чудотворную икону Богородицы. Ее особенность в том, что на обороте написан образ Спаса Нерукотворного. Вернувшись в Новгород, святой Арсений получил благословление архиепископа на создание монастыря. В поисках подходящего места преподобный отправился в плавание по реке Волхов. Волны прибили лодку к острову Коневец. Здесь и была построен монастырь в честь Рождества Богородицы. После смерти святого Арсения похоронили рядом с церковью, а над этим местом впоследствии был построен предел в честь Онуфрия великого. | |
Икона Преподобного Арсения Коневского Русь. XIX век. |
Арсений Латрийский, игумен
День памяти установлен Православной Церковью 13/26 декабря.
Арсений Новгородский, преподобный
День памяти установлен Православной Церковью 12/25 июля.
Икона Преподобного Арсения Новгородского Русь. XX век. |
Арсений Печерский, Трудолюбивый
День памяти установлен Православной Церковью 8/21 мая.
Икона Преподобного Арсения Печерского, Трудолюбивого Киев. XIX век. |
Святой Арсений Печерский родился в ХIV веке. Избрав путь монашества, он всю свою многотрудную и подвижническую жизнь провел в пещерах Киево-Печерской обители. Был прозван Трудолюбивым, поскольку постоянно трудился, молился и до захода солнца не принимал пищи. Имел божий дар чудотворца. Нетленные мощи преподобного Арсения Печерского и по сей день пребывают в пещерах Лавры, и его светлое имя вспоминается также в праздник Собора преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих – 28 августа/10 сентября.
Тезоименный (одноименный) Вашему имени святой — это первый помощник в Вашем обращении к Богу. Имея в доме икону с образом святого покровителя Вы, почитая ее и молясь святому, на ней запечатленному, получаете его защиту и покровительство. Икона помогает Вам в течение всей Вашей жизни. Перед ней Вы просите заступничества перед Богом в час печали, и благодарите ее за Ваши радости, поскольку истинные радости в жизни православного человека совершаются, конечно же, при содействии тезоименного святого по его молитвам ко Господу, к иконе Вы обращаетесь за благословением перед трудным и важным делом. Святой охранит от бед и неприятностей, которых можно избежать, и которые не нужны для Вашего духовного роста, а также от зла и болезней или, если это невозможно, смягчит их воздействие. Таким образом при водительстве святого Вы сможете жить более радостной и гармоничной жизнью, и при постоянной работе в этом направлении быть более здоровым и счастливым человеком.
Арсений Ростовский, митрополит, священномученик
День памяти установлен Православной Церковью 28 февраля/13 марта.
Икона Священномученика Арсения Ростовского Москва. Храм Христа Спасителя |
Арсений I Сербский, архиепископ
День памяти установлен Православной Церковью 28 октября/10 ноября.
Икона Святителя Арсения Сербского Балканы. XV век. |
Святой Арсений жил в XIII веке на севере Сербии. Уже в юности он решил посвятить свою жизнь Богу и избрал путь монашества. Став иноком Жичского монастыря, Арсений своим усердием в служении и твердостью веры снискал уважение братии и доверие архиепископа Сербского Саввы, который впоследствии благословил его стать настоятелем Жичской обители.
В те времена север Сербии постоянно подвергался нападениям венгров, и тревоге за безопасность монастыря архиепископ Савва попросил Арсения найти другое, более защищенное место для обители. И он нашел такое место в долине Быстрицы, между высоких холмов, где и была создана Печская Лавра, которая на долгие годы стала центром Сербской Церкви.
После смерти архиепископа Саввы управление всеми церковными делами перешло в руки святителя Арсения. Очень много сил он приложил для просвещения, строительства новых монастырей и внутреннего устроения церкви. Благодаря его твердости и чистоте Сербию не коснулись религиозные столкновения, возникшие в соседних странах из-за ереси богомилов.
Преподобный мирно представился 28 октября 1266 года и был погребен в Печской обители.
С его именем летопись связывает такое чудесное событие. В 1285 году татарское войско вторглось в Сербию и близко подошло к Печскому монастырю, готовясь напасть на него. И вдруг они увидели, как прямо над обителью поднялся огненный столб, в котором кружили ангелы. Это чудесное явление так напугало татар, что они в страхе отступили и потерпели поражение. Тогда сербский народ прославил память святителя Арсения, духовному предстательству которого они были обязаны победой.
Арсений Тверской, епископ
День памяти установлен Православной Церковью 2/15 марта.
Икона Святителя Арсения Тверского Россия. XIX век. |
Святитель Арсений, родом из города Твери, жил в XV веке. Вырос в благочестивой христианской семье. Однако, в юности, оставшись без родителей, несмотря на богатое наследство, он решил выбрать путь монашества. Арсений тайком от родственников убежал из Твери в Киево-Печерскую обитель, чтобы принять там монашеский постриг.
Будучи иноком, он отличался многими добродетелями, был трудолюбив, строго соблюдал Церковный устав, хорошо знал Священное Писание. Митрополит Киевский Киприан, будущий святитель Московский, выделил его среди прочих монахов и сделал архидиаконом, повелев заниматься делами внутреннего устроения Киевской митрополии.
Когда в Твери из-за разногласий с тверским князем Михаилом был смещен епископ Евфимий, митрополит Киприан назначил вместо него архидиакона Арсения. Став епископом Тверским, святитель Арсений делал все, чтобы прекратились княжеские распри и в городе царили мир и согласие. И ему это удавалось. Люди говорили о нем, как о достойном примере архипастыря.
В период своего служения епископ Арсений приложил много усилий к строительству и восстановлению храмов на Тверской земле и переписыванию древних богословских книг. Недалеко от Твери он основал Саввин Сретенский монастырь. А памятуя о Киево-Печерской Лавре, где он начинал свой монашеский путь, им был построен на урочище Желтикове монастырь с храмом, посвященным преподобным Антонию и Феодосию Печерским. До нашего времени сохранился список с древнейшего памятника русской письменности — Киево-Печерского Патерика, сделанный по указанию святителя Арсения. В науке он назван Арсеньевский.
Моя Греция Корфу-Метеоры. Между небом и землей ч3
Мы садиться не собирались, но к восьми пришли. И правда к началу Литургии народу было столько, что и стоячих мест выбрать было нелегко, ну, если только не в самых отдаленных частях храма.
Батюшке греку сослужил русский священник, поэтому иногда из алтаря раздавались возгласы на родном языке. Причащать вышли они также с двумя чашами. Мы попали в очередь к греку. Внимательно посмотрев, что греки Причащаясь чашу не целуют (как мы и читали), мы тоже решили не проявлять свою особенность и со своим уставом не лезть. Запивка у них также отсутствует. Вместо этого всем раздают Антидор.
Приложившись к мощам и почитав Благодарственные молитвы, мы окрыленные вышли на агиос Спиридон. Да, каждому понятно, что Причастие в родном храме, в самом шикарном кафедральном соборе или в храме, где служит духоносный старец совершенно одинаковое. И все же отчего-то радостно, когда случаются вот такие редкие минуты, как эта – Причастие у святого Спиридона! Примерно такое же чувство мы испытали в прошлом году, когда побывали у святителя Николая в Бари. И в этот раз мы ничего специально не предпринимали для того, чтобы вот так все совершилось. И не пришлось даже просить батюшку принять исповедь (как это мы просили в прошлом году) — он сам нам предложил помощь. И не искали мы в Греции духовника, среди греческих батюшек (в Греции не каждый священник может исповедовать, только духовники) – таким оказался отец Артемий. И мы не подгадывали заранее свой приезд под его дежурства в храме – так уж случилось, что почти все священники приболели, и служил один отец Артемий. И все это случилось именно на первой неделе нашего пребывания.
Дивны дела Твои, Господи! И велика Милость Твоя к нам, грешным!
Так минули первые три дня нашего нового путешествия на любимый остров Корфу. До этого места я старался придерживаться хронологии событий, сообразно тому, как было в первой части повествований. Но тут я отступлю от точной хронологии и сделаю это осознанно по двум причинам:
Во-первых, две недели это не четыре дня, и рассказ, растянувшийся на четырнадцать длинных дней не вызовет у читающего ничего, кроме скуки и зевоты.
Во-вторых, потихоньку заново переживая происходившие с нами события, осознаешь, что так можно потерять целостность восприятия совершившегося.
А ведь именно постараться донести до добрых и смиренных читающих эти заметки целостную картину, дух святых мест и Благой Промысел Божий о нас, недостойных – вот что движет мною. И, повинуясь этому движению, и извиняясь перед Вами, терпящими мои неумелые потуги, я перехожу ко второй части воспоминаний, которая будет состоять из коротких рассказов и зарисовок. Да поможет мне в этом святитель Спиридон и преподобный Арсений Каппадокийский!
Благословенная Кессария Каппадокийская, давшая христианству целый сонм святых от малоизвестных, как, например, святой Кессарий Капподокиец, брат св. Григория богослова, так и Великих Вселенских Учителей, называемых еще Великими Каппадокийцами. Страна святых — так еще называют эту область, занимаемую в наше время Турцией.
Есть в Кессарии Каппадокийской местечко Фарасы (по-турецки теперь — Камлица), которое включает в себя несколько небольших сел, бывших до обмена населением 1924 года (когда жившие в Греции турки переселились в Турцию, а жившие в Турции греки – в Грецию) оплотом православной веры в каппадокийской земле. Фарасиоты были продолжателями аскетического Предания, которому положили начало великие Отцы — каппадокийцы. Так, значительная часть жителей этой области весь год в многодневны посты и постные дни вкушали пищу и пили воду один раз в день — в девятом часу по византийскому времени (т.е. в три часа пополудни). Одним из последних, кто следовал этому Преданию и кто также, вместе с сельчанами покинул Родину и уехал в Грецию был приходской священник Фарас — святой Арсений Каппадокийский, получивший от односельчан прозвище Хаджи-эфенди, за то, что он пять раз совершал паломничество на Святую Землю.
Жила в Фарасах и окормлялась у прп. Арсения одна благочестивая семья – Продромус и Евлогия Феодосиу (первоначальная фамилия мужа была Хаджидигенис, но из-за преследования турок он был вынужден взять как фамилию имя деда, которого звали Феодосий). Впоследствии Продромус еще раз был вынужден сменить фамилию, и стал называться Эзнепидис (иностранец).
В семье Продромуса и Евлогии родилось десять детей, правда, два их первенца — две дочери умерли в младенчестве. Когда прп. Арсений крестил их следующего ребенка, он посоветовал дать ему имя Зоя (третьим ребенком тоже была девочка), что переводится как «жизнь», и с тех пор больше никто из детей семейства не умирал.
Когда в семействе родился восьмой ребенок- мальчик, то родители хотели дать ему имя деда — Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца:
— Послушай, Хаджианна, ведь я крестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?
А родителям преподобный Арсений сказал:
— Хорошо, вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?
И, повернувшись к крестной матери, произнес:
— Скажи: Арсений. [Из книги иеромонаха Исаака «Житие старца Паисия Святогорца»].
Так началась жизнь нового человека, получившего в монашеском постриге на Святой Горе Афон имя Аверкий. А мы знаем его по тому имени, с которым монаха Аверкия, в крещении Арсения, постригли в Великую схиму – Паисий
Минувшей зимой мною в Сретенском монастыре в Москве (в книжном магазине) была куплена и на одном дыхании прочитана замечательная книга: «Свидетельства паломников. Старец Паисий Святогорец 1924-1994г.» Вот ведь как часто случается… Кто-то из святых отцов или из современных подвижников вдруг становится тебе очень близким, родным человеком, которого буквально ощущаешь, чувствуешь душой. Таким близким для меня стал тогда отец Паисий. Незадолго до поездки на Корфу мне попалась новая книга о старце Паисии, написанная иеромонахом Исааком «Житие старца Паисия Святогорца». Читая её, я узнал несколько интересных подробностей из жизни, как подвижника, так и прп. Арсения Каппадокийского.
Оказалось, что во время переселения корабль с греками, среди которых был и священник из Фарас о. Арсений остановился у о. Корфу, где преподобный заболел и после сорокадневной болезни скончался и был похоронен.
Потом уже, много позднее Паисий извлек мощи святого и перенес их в Суроти (где впоследствии и сам был похоронен), в монастырь Иоанна Богослова.
Из записок паломников мы выяснили, что могила преподобного осталась, и за ней ухаживают. Нам попалась даже фотография этой могилы, однако, никаких сведений, более или менее подробных, как её разыскать мы не нашли. Известно только стало, что находится она за городом на старом кладбище. Старых кладбищ за городом не одно.… Но печалиться мы и не думали — две недели срок не малый, с Божьей помощью разыщем.
И разыскали!
Правда, не сразу. Первым, кого мы спросили о могиле св. Арсения была Виктория. Она сильно сузила круг наших поисков:
— Это кладбище недалеко от аэропорта.
— Со стороны Кануни?
— Нет, это по той дороге, что Вы едите не Бенитос. Но точно я не помню…
Меня посетила мысль, что раз уж мы иконочки, которые покупаем у Виктории, приносим к мощам святителя Спиридона, то разве не хорошо будет купить икону святого Арсения и приложить её к могиле преподобного? Образ, что мне хотелось, я видел, когда читал житие святого: на нем изображен сам преподобный Арсений, а рядом, перед ним на коленях старец Паисий, благословляемый святым. Раз уж этот святой греческий, то проблем с выбором иконы быть не должно, подумалось мне…
Тут же лавке у Виктории я стал осматриваться в поисках искомого образа.
— Что ищешь?
— Да вот, хочу образ преподобного Арсения…
— Не найдешь, нет такого.
— Как нет? Это же местный святой, даже могила его тут, на острове!
— Это да, святой наш. А иконы его не найдешь…
— ?
— Да не спрашивают. Ведь в основном иконы покупают туристы да паломники. А их все более святые Спиридон да Николай интересуют. Ну, Божью Матерь еще со Спасителем спрашивают.… Ну, еще иконы Праздников иногда, вот, даже преподобный Серафим есть и святитель Лука – ими тоже интересуются, а так — нет.
— И что — ни у кого нет?
— Нет. Не популярный это святой тут. Вот, в Салониках, наверное, есть. А тут даже не ищи.
Разумеется, слова Виктории меня немного расстроили. Но, как говорится в песне: «Мы не привыкли отступать!»
Я решил пройти насквозь, через храм и зайти в лавку к Томасу, у которого я покупал свечи и ладан (и собирался вновь это сделать в этом году).
В который раз пришлось испытать удивление- Томас также нас узнал и даже вспомнил, что мы покупали у него годом ранее. Сейчас сезон и у него помощник, говорящий по-русски, что упрощает общение:
— Добрый день, простите, Вы знаете такого святого – Арсений Каппадокийский?
— Да, знаю. Он духовный отец старца Паисия.
— Ну да, это он. Правда, он не его духовный отец, он его крестил Святым крещением в младенчестве.
— Ну да, точно.
-У вас нет его иконочки?
-Есть. Вот, смотрите [Он показал на верхний ряд икон, где я тут же разглядел: ;;;;; ;;;;;;;;].
Образ был другой — на нем был изображен только св. Арсений, но в нашем случае это уже был успех.
— Я возьму!
— Паракало!
Если человек чего-то возжелал, то зачастую он перестает видеть очевидное. Это временное ослепление произошло и со мной. Уже когда мы приложили иконочки к мощам, уже когда мы прочитали акафист святителю и гуляли по Керкире с нашими друзьями, я вновь взглянув на купленную икону понял- святой, изображенный на ней это не преподобный Арсений. Преподобный Арсений не был епископом, ему дважды предлагали епископство, но он оба раза отказывался и по этому. На иконе же был кто-то в образе святителя. Значит, это не он. Но кто же? Повнимательнее разглядев написанное, мы прочитали, что это святитель Арсений Керкирский.
Святитель Арсений Керкирский…
В этот раз к поездке мы подготовились много тщательнее, чем в прошлом году. У нас был планшет (который оказал исключительную помощь при подготовке к исповеди), а у Спироса Wi-Fi. В результате мы немного узнали о святителе Арсении Керкирском.
Жил он в десятом веке и отдан был благочестивыми родителями, как плод долгих молитв, в монастырь в раннем детстве на служение Богу. В двенадцать лет был пострижен в монахи, подвизался в Сирии, Иерусалиме, Константинополе. А при Патриархе Феофилакте Константинопольском за свои добродетели был избран в епископа Керкирского и стал первым епископом Керкиры, кто удостоился сана архиепископа. Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями.
Мощи его теперь почивают в Керкирском Петропавловском соборе (куда по неведомой нам причине мы за оба наших путешествия так и не зашли, хотя многократно проходили мимо).
У Господа все промыслительно. Отчего эта икона попала к нам? Возможно, юный каппадокиец Феодор именно в честь этого святого при монашеском постриге получил имя Арсений – тогда получается, что в эту поездку нам спутешествовали три угодника Божьих, два из которых уже прославлены Церковью, невидимо, но очень крепко связанные духовной связью через наречение имени при Святом Крещении и при монашеском постриге. Возможно, это лишнее для нас напоминание, что маленький по своим географическим размерам остров Корфу таит в себе столько историй, что еще неоднократно будет нас тянуть к себе. В этот раз мы были привлечены к нему преподобным Арсением Каппадокийским и герондой Паисием Святогорцем ,а в следующий раз возможно это будет святитель арсений Керкирский, или еще кто-то иной – одному Богу известно.
Когда мы позднее изучали побережье к югу от Бенитоса, в Лефкими- тихом, почти заброшенном портовом городке, мы остановились перед большим храмом.
Храм был закрыт ( сиеста) и нам не удалось узнать в честь кого из святых он был возведен, только одна табличка давала подсказку, что это мог быть святитель Арсений: на ней была надпись «;;;;; ;;;;;;;;». Но относилась она самому храму или к улице или еще к чему, мы выяснить не могли. Жизнеописание святителя Арсения говорит, что им составлены: Канон на елеосвящение, похвальное слово апостолу Андрею и описание страданий великомученицы Варвары. Через святую Варвару, получается, мы связаны и сами с ним. Во-первых, старшая дочь нашего духовника Варвара жила несколько лет у нас, да еще один из престолов в его храме освящен в честь этой великомученицы.
Что ж, будем молиться, святителям Спиридону и Арсению и преподобному Арсению, чтобы по их святым молитвам Господь еще не один раз позволил нам побывать на этом благословенном острове.
Молитва арсению керкирскому
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
КАНОНИЗИРОВАННЫЕ И ПРАЗДНУЕМЫЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ:
* Макарий Великий, Египетский, пресвитер, преподобный (+ 390-391 годы) [+ 391 год]*.
* Марк Евгеник, Ефесский , митрополит, святитель (+ 1444 год).
* Феодор Новгородский, блаженный, Христа ради юродивый (+ 1392 год).
* Макарий Римлянин, Новгородский, преподобный (+ XVI век) [+ 1550 год]*.
* Макарий Печерский, постник, преподобный, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ XII век) [+ 1179 год]*.
* Макарий Печерский, диакон, преподобный, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ XIII-XIV века) [+ 1326 год]*.
* Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен, преподобный (+ 1407 год). Обретение (1652 год) мощей.
* Евфрасия Никомидийская, дева, мученица (+ 303 год).
* Макарий Александрийский, Новый, Градский, иеромонах, преподобный (+ 394-395 годы) [+ 394 год]*.
* Арсений Керкирский, архиепископ, святитель (+ около 953 года) [+ 953 год]*.
* Антоний Марткопский, Иверский, столпник, преподобный, один из основателей грузинского монашества (+ VI век) [+ 582 год]*.
* Петр Скипетров, пресвитер, протоиерей, священномученик (+ 1918 год).
* Николай Восторгов, пресвитер, иерей, священномученик (+ 1930 год).
* Феодор Гусев, мученик (+ 1940 год).
(К началу страницы)
НА ПУТИ К КАНОНИЗАЦИИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (молимся сугубо, по желанию):
* Агритий (Агриций) Трирский , епископ, святитель (+ 330 год).
* Антоний Равах Дамасский, мученик (+ 799 год).
36-я пятница по Пятидесятнице.
Тропарь Животворящему Кресту Господню (пятницы), глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Животворящему Кресту Господню (пятницы), глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
— 1625 лет со времени отшествия ко Господу Макария Александрийского, Нового, Градского, иеромонаха, преподобного (+ 394-395 годы) [+ 394 год]*.
Тропарь преподобному Макарию Александрийскому, Новому, Градскому, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// Темже и со ангелы срадуется, преподобие Макарие, дух твой.
Кондак преподобному Макарию Александрийскому, Новому, Градскому, глас 2:
Чистотою душевною божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,/ пробол еси бесовская ополчения,/ Макарие, отче наш,// моли непрестанно о всех нас.
— 840 лет со времени отшествия ко Господу Макария Печерского, постника, преподобного, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ XII век) [+ 1179 год]*.
.
Тропарь преподобному Макарию Печерскому, постнику, глас 4:
Бывший нестяжателем Христа ради/ и Того за многия твоя добродетели в сердце твое вселивый,/ блаженне Макарие,// молися о нас, поющих тя.
Кондак преподобному Макарию Печерскому, постнику, глас 2:
Вышних ища, нижних не стяжал еси и нестяжание,/ яко колесницу огненну к небеси, себе уготовав,/ со Ангелы жити сподобился еси, Макарие славне,// с нимиже Христа Бога моли о всех нас.
— 575 лет со времени отшествия ко Господу Марка Евгеника, Ефесского, митрополита, святителя (+ 1444 год).
.
Тропарь святителю Марку Евгенику, Ефесскому, глас 8:
Православия наставниче, новшеств противоборниче,/ степень веры, Церкве светильниче,/ учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,/ писании твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Марку Евгенику, Ефесскому, глас 8:
Богословов Богомудрая писания,/ яко Богоглагольник истинен, прием в сердцы,/ исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне,/ и всесвятый запечатлел еси Символ,/ сего ради поем:// радуйся, Марко Богоглаголиве.
— 1220 лет со времени отшествия ко Господу Антония Раваха Дамасского, мученика (+ 799 год).
.
ИЗ ЛЕТОПИСИ ПРАВОСЛАВИЯ:
— 25 лет назад (1994 год) болгарскому епископу Илариону (Цоневу) определено быть патриаршим викарием с местопребыванием в Софии (впоследствии митрополит Доростольский).
(К началу страницы)
Наше время требует от нас уже беспрерывных молитв:
Домашнее Богославословие 19 января (01 февраля):
18:00 Вечернее правило 1 .
Подготовка к предстоящему воскресному причастию: чтение канона, акафиста или молитв Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.
21:00 Вечернее правило 2 .
Псалтирь ( псалом 143 ).
Ветхозаветные чтения: Вторая книга Царств, глава 17 .
24:00 Полунощница .
Откровение святого Иоанна Богослова: глава 13 .
03:00 Молитвы на потребу.
06:00 Утреня (шестопсалмие) и час первый .
Час первый: тропарь и кондак Животворящему Кресту Господню (смотрите выше).
09:00 Час третий : тропари и кондаки святителю Марку Евгенику, Ефесскому и преподобному Макарию Александрийскому, Новому, Градскому (смотрите выше).
Чтение Апостола (Деяния Святых Апостолов, глава 24 ).
Чтение Евангелия (От Иоанна Святое Благовествование, глава 21 ).
Обедница .
12:00 Час шестой : тропари и кондаки святителю Марку Евгенику, Ефесскому и преподобному Макарию Александрийскому, Новому, Градскому (смотрите выше).
15:00 Час девятый : тропарь и кондак преподобному Макарию Печерскому, постнику (смотрите выше).
Примечание: между часами — постоянная внутренняя молитва Иисусова.
(К началу страницы)
2020 год: — 470 лет со времени отшествия ко Господу Макария Римлянина, Новгородского, преподобного (+ XVI век) [+ 1550 год]*. — 90 лет со времени отшествия ко Господу Николая Восторгова, пресвитера, иерея, священномученика (+ 1930 год). — 80 лет со времени отшествия ко Господу Феодора Гусева, мученика (+ 1940 год). — 1690 лет со времени отшествия ко Господу Агрития (Агриция) Трирского, епископа, святителя (+ 330 год). (К началу страницы) |
2021 год: — 1630 лет со времени отшествия ко Господу Макария Великого, Египетского, пресвитера, преподобного (+ 390-391 годы) [+ 391 год]*. — 695 лет со времени отшествия ко Господу Макария Печерского, диакона, преподобного, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ XIII-XIV века) [+ 1326 год]*. (К началу страницы) |
2022 год: — 1440 лет со времени отшествия ко Господу Антония Марткопского, Иверского, столпника, преподобного, одного из основателей грузинского монашества (+ VI век) [+ 582 год]*. — 630 лет со времени отшествия ко Господу Феодора Новгородского, блаженного, Христа ради юродивого (+ 1392 год). Тропарь блаженному Феодору Новгородскому, глас 8: Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси/ и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием,/ от зноя же и студени, от дождя и снега/ и от прочил воздушныя тягости никогдаже уклонился еси,/ душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле,/ отче преблаженне Феодоре,/ и ныне на Небесех предстойши Престолу Пресвятыя Троицы,/ но яко имея дерзновение многое,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак блаженному Феодору Новгородскому, глас 8: Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния тощно оставил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси,/ ангельское житие проходя, скончался еси, Феодоре блаженне,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас. — 370 лет со времени обретения (1652 год) мощей Саввы Сторожевского, Звенигородского, игумена, преподобного (+ 1407 год). Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8: Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,// моли спастися душам нашим. Кондак преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 2: Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш. (К началу страницы) |
2023 год: — 1720 лет со времени отшествия ко Господу Евфрасии Никомидийской, девы, мученицы (+ 303 год). Тропарь мученице Евфрасие Никомидийской, глас 4: Агница Твоя, Иисусе, Евфрасия, зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученице Евфрасие Никомидийской, глас 2: Храм твой всечестный, яко цельбу душевную обретше,/ вси вернии велегласно вопием ти:/ дево мученице Евфрасия великоименитая,// Христа Бога моли непрестанно о всех нас. — 1070 лет со времени отшествия ко Господу Арсения Керкирского, архиепископа, святителя (+ около 953 года) [+ 953 год]*. Тропарь святителю Арсению Керкирскому, глас 4: Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Арсение,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Кондак святителю Арсению Керкирскому, глас 2: Божественный гром, труба духовная,/ веры насадителю и отсекателю ересей,/ Троицы угодниче,/ великий святителю Арсение,/ со Ангелы предстоя присно,// моли непрестанно о всех нас. — 105 лет со времени отшествия ко Господу Петра Скипетрова, пресвитера, протоиерея, священномученика (+ 1918 год). Тропарь священномученику Петру Скипетрову, глас 3: Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Петре, / Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века. Кондак священномученику Петру Скипетрову, глас 2: Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Петра,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим. Молитва арсению керкирскомупочитаемых Православной церковью разных времён, стран и народов © Автор-составитель Л. И. Моргун, 2019 От автора. Что такое святость Древняя история преисполнена сказаниями о чудесах (a таковыми мы почитаем явления сверхъестественные и с позиций реалий физического мира необъяснимые). Там, где человеческая фантазия создавала мифы, рождались и сказания о подвигах мифических героев, в которые можно верить или не верить, или искать им реальную подоплеку (а то и научно-фантастическую, хотя приставка «научно» тут явно лишняя). Фокусников, магов и факиров хватало во все времена, и вели они далеко не праведный образ жизни, что закономерно отражалось и на их статусе в глазах общества – их уважали едва ли не меньше, чем представителей базарной толпы, которых они развлекали. Однако были в древности и отдельные мыслители и подвижники, пользовавшиеся в отличие от площадных факиров колоссальным уважением в обществе. Ветхозаветные пророки оказались запечатленными в Книге Книг не столько благодаря чудесам (аэндорская ведьма тоже ведь сотворила чудо – заставила вещать покойника! – но Библия не сохранила ее имени), сколько тому, что они были учителями своего народа и последовательно отстаивали идею единого Бога. Той же идеи придерживался принц Гаутама, ставший законоучителем всей Юго-Восточной Азии. Идею единобожия подарил исламскому Востоку Магомет, который фактически не был чудотворцем, но его именем на Востоке творились многочисленные чудеса, и люди, исповедующие ислам, могут многое порассказать относительно своих святых. Исторически сложилось так, что святость и подвижничество вовсе не подразумевают сытой и вольготной жизни. В этом отношении факиры и фокусники были куда более благополучны, чем христианские святые. Пифагор имел немалое политическое влияние в обществе, Симон Маг пользовался особым благорасположением имп. Нерона, Аполлоний Тианский был принят в высших кругах. Однако, не нуждаясь в идее Бога, они не наследовали и Божьей благодати, и конец их был весьма жалок или ничтожен. Попытавшийся посрамить апостола Симон был повержен, Пифагор пал жертвой собственных политических интриг, a конец Аполлония вообще бесследен. В сравнении с ними чудеса, которые творили ветхозаветные пророки, творились, во-первых, во имя и для блага народа, а во-вторых, они несли в народ истинную веру, то есть деяния их служили развитию духовного мира, который достиг своей высшей точки, когда в мир явился Спаситель. Читатель не должен полагать, что автор напрочь отрицает духовные ценности язычества – они неоспоримы и запечатлены в древних архитектурных сооружениях, в сохранившихся предметах искусства и в памятниках литературы, которыми мы до сих пор восхищаемся. Однако Гомер и Гесиод в литературе все же явления совершенно иного порядка, чем Экклезиаст и евангелисты. Пирамиды и храмы Египта и Южной Америки ныне – бесценные диковинки истории, народы же, их сотворившие, канули во тьму истории. В то же время очевидно, что духовные ценности единобожия привели исповедующие их народы не только к духовному, но и к экономическому росту и (несмотря на клерикализм церкви!) к поступательному научно-техническому прогрессу. Принципы духовного служения Святость человека заслуживается различными деяниями во славу божества, и поприще духовного служения – это вовсе не синекура, а высокая ответственность, которую человек накладывает на себя, осененный свыше. Духовное служение это не всегда некое физическое действие или просто благородный поступок, совершенный на людях, но очень часто это служение малозаметно снаружи или заметно лишь самому служителю. Муки первохристиан совершались на глазах у тысяч людей, а многие отшельники удалялись от мира и там молились в уединении и тем не менее сподобились божественной благодати. Подвиги многих святых запечатлены документально и их жития исторически достоверны (например, св Александр Невский, св. Иоанн Кронштадтский, св Серафим Саровский). В то же время существуют фигуры легендарные и совершенные ими подвиги надо понимать аллегорически (как например чудо Георгия о змие или чудо Покрова святой Богородицы), но в любом случае это фигуры высокого духовного порядка, оказавшие значительное влияние на физический мир. Некоторые радетели от науки (а вернее, от атеизма), пытаясь примирить духовный мир с физическим, совершают попытки как-то объяснить совершенные святыми людьми чудеса, оперируя физическими константами. Например, уверяют, что отроки в печи огненной не сгорели потому что были обуты в асбестовые чулки или что Моисей превратил посох в змею путем предварительного гипноза самой змеи и проч. Но все подобные потуги бессмысленны, поскольку сводят духовное служение к фокусничеству, а человек истинно святой жизни никогда не опускался до спекуляций своими способностями (о которых он зачастую ранее до совершения чуда и не подозревал). Жизнь истинно святого человека преисполнена трудностями и испытаниями, порою такими, которые он возводит сам на своем пути или не избегает их. Духовная чистота, порядочность, любовь к ближнему и глубокая вера в Создателя вот краеугольные камни истинной святости, хотя даже сочетание всех этих качеств еще не дает гарантий того, что этот человек будет причислен к лику святых. Как, впрочем, и причисление к этому лику – тоже еще не гарантия того, что этот человек – есть истинный святой, пусть даже он и был безупречен при жизни. Любовь окружающих и почитание данного человека еще не повод для того чтобы объявлять его святым. И у католической церкви и у православной есть методы определения того заслуживает ли тот или иной человек причисления к лику святых или же он заслуживает просто доброй памяти. Мы видим из телепутешествий каким изощренным пыткам способен подвергнуть себя человек подвешивая себя на крючьях, терзая лицо клинками или пронзая собственную плоть – однако способность терпеть боль или подавлять чувствительность нервных окончаний – это не больше чем факиризм и если эти самомученики думают, что подобными самопытками угождают Богу, то жестоко в этом ошибаются, ибо мученичество – ничто без любви к ближнему. Обратимся к энциклопедиям В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой – αγιος, sanctus – по мнению Мартиньи («Dictionnaire des antiquités») отнюдь не было усвояемо так назыв. ныне канонизированным святым, т. е. ни апостолам, ни мученикам, ни вообще лицам, который позже стали, под именем святых, предметом особого почитания церкви. На Западе в то время выражались просто: Paulus (не прибавляя: «апостол» или «святой»), Vincentius, Petrus и т. д. Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его «Acta Siпсега», доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), причем ни разу не дает им названия sanctus. Лишь в календарях церкви карфагенской, в III–V вв., при поминовении умерших, особенно чтимых церковью, слово sanctus встречается часто. Первый календарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени того или иного особо чтимого церковью лица, это – календарь Полемия («Acta sanctorum», т. I). В евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства, во всех его проявлениях: «да святится имя твое» (Мф. VI, 9), «отче святый, святи их во истине твоей» (Иоан. XVII, 11, 17). «Православная церковь почитает праведников не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью». Возникнув в христианской церкви на первых же порах ее существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии. Начиная с IV в. везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: гангрским и лаодикийским. |