- Молитва августовской иконе божией матери
- ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА и ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
- 1/14,09 Августовская икона Божией Матери
- Августовская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Августовская: история, о чем молятся
- Комиссия Святейшего Синода
- Образ Богородицы
- Новая надежда
- Почитание в народе
- Описание иконы
- Символ Первой мировой
- Белград
- Посещение Августова
- О чем молятся
- Молитва
- Августовская Победа
- Икона божией матери августовской.
- Что на ней изображено
- Место нахождения
- О чём молятся
- День почитания
Молитва августовской иконе божией матери
ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА и ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
ОРСКОЙ — ГАЙСКОЙ ЕПАРХИИ Оренбургской митрополии Московского патриархата Русской православной церкви
- Главная
- Архипастырь
- Духовенство
- Новости
- СТРОИМ НОВЫЙ ХРАМ ВСЕМ МИРОМ
- Объявления
- БИБЛИОТЕКА
- Общецерковные новости
- История прихода
- Святые нашей земли
- Из жизни прихода
- Азбука православия
- Толкование Священного Писания
- Молитвы
- Акафист
- БОГОРОДИЦА
- Видеоматериалы
- Полезное на экране
- Фотогалерея
- Христианские православные притчи
- ДЕТСКАЯ страничка
- Расписание богослужений
- Православное телевидение
- Вопросы-ответы
1/14,09 Августовская икона Божией Матери
1/14,09 Августовская икона Божией Матери
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.
В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. » В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.
Августовская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам и казакам, на этой иконе, кроме лика Богоматери, изображены молящиеся ей воины. Казаки оказались во вражьем окружении в польском местечке Августов. Ночью им пришло видение в образе Божьей матери. Богородица рукой указала выход из плена (по рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад).
На следующий день воины пошли в направлении, указанном Божьей матерью, и вышли из окружения врага. После этого в войне наступил перелом, наши войска одержали победу. Для увековечивания памяти о чудесном явлении, по благословению Митрополита Московского Макария (как и император Николай II, он причислен к лику святых в 2000 году) были написаны иконы Божией Матери, получившие различные названия. Было создано пятнадцать списков этой иконы. 17 апреля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1 (14) сентября.
Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в г. Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонируется в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918». Также имеется ещё несколько икон, посвященных этому Чуду. Историки спорят какая из сохранившихся поныне икон, написанных по заказу с Дона, является первообразом. Мнения разделились. Одни считают, что это икона, находящаяся ныне в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считающаяся его главной святыней, другие считают, что эта икона – второй список, а первообраз был безнадёжно утрачен в Еланском районе, в годы Гражданской войны.
И вот недавно, появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божией матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области. Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку — участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли её отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли икону. Не молодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (О, Чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божьей матери с младенцем. Но даже в таком состоянии, эта икона может стоить дорого. Знатоки утверждают, что реальная продажная цена такой иконы с аукциона, даже если она всего лишь одна из пятнадцати списков, составляет не менее 100 тыс. евро. А если, это действительно – первообраз, то ей, как говорится, цены нет. Совершенно случайно, от знакомого антиквара, эту историю услышал действующий Глава Волгограда, казак (член казачьего общества «Станица Крещенская»), Гребенников Роман Георгиевич. Заинтересовался и попросил одного из Волгоградских казачьих атаманов разузнать нынешнюю судьбу святыни поподробнее. Одновременно узнали об этом и различные криминальные структуры, послав своих эмиссаров в рейд по Еланскому району, следом потянулись любители наживы отовсюду. В сельскую «глубинку», внезапно понаехали сомнительные «туристы» и все – с расспросами про икону. Священник был вынужден забрать икону к себе домой. В один из вечеров – стук в дверь. Батюшка перекрестился (чему быть – того не миновать) и открыл дверь. Порог перешагнули … казаки с Волгограда. Атаман, которого Гребенников попросил порасспросить, поузнавать, оказался человеком действия. Ничего он узнавать не стал, а сразу отправил казаков на «разведку боем». Священнослужитель очень обрадовался братьям-казакам и поведал им о возникшей проблеме. На стихийном «военном совете» порешили – передать казачью святыню на временное хранение в администрацию города Волгограда, с последующей передачей в один из храмов, что бы верующие могли свободно лицезреть её. «Не собирайте себе сокровищ на земле … но собирайте себе сокровища на небе … ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея).
Молитва пред иконой Божией Матери «Августовская победа»:
О, Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, — тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой — Державу Российскую — до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, — и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.
Августовская икона Божией Матери
Дне́сь притеце́м, ве́рнии, к Цари́це Богоматери,
осеня́еми Пречи́стыя Де́вы О́бразом,
на возду́се ру́сским во́ином явле́нным и путь побе́ды указа́вшим,
с ве́рою к Ней взыва́вшим: «О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице,
во́инство христолюби́вое укрепи́, зе́млю Ру́сскую и лю́ди ея́ заступи́,
от ви́димых и неви́димых враг защи́ти и спаси́ ду́ши на́ша!»
Дне́сь, ве́рнии лю́дие, све́тло почти́м Пречи́стыя Богома́тере
пречу́дное явле́ние, пода́вшей во́ином в ве́ре правосла́вной укрепле́ние,
от сме́рти, ран и вся́ких лю́тых свобожде́ние,
и к Тоя́ честно́му О́бразу, зову́ще, припаде́м:
«Ра́дуйся, Богоро́дице Де́во Преблагослове́нная,
зе́млю Ру́сскую от вра́жеского обстоя́ния избавля́ющая!»
Пресвятая Богородице, спаси нас!
О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, — тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой — Державу Российскую — до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, — и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.
Икона Божией Матери «Августовская» (или «Августовская победа», «Явление Богоматери русскому отряду», «Свеча Августовская»), а точное ее название – «Образ Пресвятыя Богородицы Августовской, явленной героям-воинам», написана по указанию императора-Страстотерпца Николая II и по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в память о чудесном явлении Царицы Небесной Русскому Воинству в 1914 году перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.) — битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской Империи (ныне — территория Восточной Польши) и избавлении защитников Отечества – казаков и кирасиров — от неминуемой гибели.
По рассказам очевидцев (казаков, солдат, офицеров и войсковых священников), в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной Её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под г. Августовом, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.
25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском (ныне на территории Восточной Польши) театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально: “…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».
Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».
«Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».
В «Донских епархиальных ведомостях» за 1914 год были помещены рассказы приехавшего с театра военных действий пастыря отца В.». Они перепечатывались позднее и другими журналами. Священник, в частности, вспоминал: «Еще недавно несколько рот солдат удостоверяли, что они ясно видели Божию Матерь и Николая Чудотворца, молящихся на воздухе.
Сестра милосердия одного из передовых отрядов рассказала мне следующий знаменательный случай: «Однажды под утро в наш лазарет приходит бледный и дрожащий солдатик.
— Что с тобой? Ты ранен?
— Нет.
— Болен?
— Нет.
— Что же произошло с тобой? Зачем ты сюда пришел? Странное и небывалое явление. Пришел в лазарет солдат не раненый, а совершенно здоровый.
— У вас не найдется ли местечка, чтобы мне отдохнуть?
— Да что случилось с тобой?
— А я был на передовых позициях. Наша рота попала под перекрестный огонь. Ну, а немец-то снарядов не жалеет. Пострелял я этак часика два-три, а товарищи один за другим так и отдают Богу душу. Потом смотрю кругом — и никого уж и нет. Из целой роты остался лишь я один. И такой ужас напал на меня. Думаю: вот придут немцы, захватят меня и будут издеваться надо мной — одна погибель… Как бы, думаю, спастись от них? Вижу, а сбоку-то от меня целая гора тел товарищей моих. Взял я да, не долго думая, и залез в эту гору, схоронился между мертвых товарищей своих…Пролежал я так до глубокой ночи, пока совсем темно не стало. Потом вылез и решил идти к своим. Только я хотел идти, как вижу свет. Смотрю, а по полю идет Сама Божия Матерь. Подходит Она к моим мертвым товарищам и каждому на голову надевает венец. Было совершенно темно, венцы-то эти светились…Я совершенно остолбенел и не мог двинуться с места. Потом Божия Матерь подошла ко мне и, указывая на север, сказала:
— Иди туда к своим. Не бойся. Смело иди по этому пути. Никто тебя не заденет…
Я пошел по указанному пути. Сражение ночью не смолкало. Кругом летали пули, но ни одна меня не задела. Никто меня не тронул, и вот я пришел сюда. Я не могу сейчас ничего сделать. Дайте мне отдохнуть…
Ну, конечно, накормили его и дали ему отдых».
СОВРЕМЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ОТРАЖЕННОЕ В АКАФИСТЕ
г. Урай Тюменской области.
Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
«Одна прихожанка приехала к своему сыну в Чечню, зашла на командный пункт. Там было много ребят и с ними командир. Мать сыну сказала: «Сынок, я привезла тебе горячих пирожков». Вмешался в разговор командир: «Здесь, на пункте, шумно, идите в лесок, там поговорите и поедите». И рукой показал, куда им идти. Они ушли. Через какое-то время подошел к ним командир и сказал: «Здесь война, матери длительное время нельзя здесь находиться, провожай ее домой, а сам иди на пункт». Срок службы кончился, и парень приехал домой. Собрались родственники, и сын матери сказал: «Мама, когда ты ко мне приезжала в Чечню, я тебя проводил, сам пошел на пункт, а там чеченцы всех наших ребят вырезали ножами, и командира». Мать ему сказала, что к нему не приезжала, а он ей: «Мы ели в лесу горячие пирожки…». Тогда родственники подтвердили, что мать к нему не ездила. И все поняли, что это была Пресвятая Богородица. Его мать молилась почти каждый день в течение двух лет Богородице пред иконой «Августовская Победа» в храме. И Сама Богородица увела ее сына в лес, чтобы спасти от смерти. Командир к ним в лес приходил – это, может быть, ангел-хранитель был или какой-нибудь святой».
Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками, и вновь радуют сердца прихожан и паломников.
По распоряжению Государя Императора Святейшим Синодом было заведено дело «О расследовании чудесного события явления Божией Матери русским войскам под гор. Августовом». Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».
С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Одна из первых икон написана 12 ноября 1915 г.: внизу находилась надпись «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже — 52 имени казаков-свидетелей явления и дата: «1915 г. 12-го ноября».
Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.
Таких святынь осталось около 50-ти в мире…
28 февраля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы Российской Империи.
Празднование установлено совершать 1/14 сентября
Икона Божией Матери Августовская: история, о чем молятся
Почитание Божией Матери на Руси идет издавна. Она заступница наша перед Господом. В православной церкви немало образов Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Дева Мария не раз являлась в сложных ситуациях, помогая людям укрепиться духом. Икона Божией Матери Августовская появилась после явления Богородицы перед русскими воинами в I Мировую войну. Факт этот документально засвидетельствован.
Доподлинно известно, что чудное явление произошло в ночь с 31 августа на 1 сентября (по старому стилю). Отряд русских солдат и казаков попал в окружение между Августовом и Мариамполем (ныне территория Польши). Настроение солдат было подавленное. Война была явно не на стороне русских. И вдруг около 11 часов ночи в небе появилась сияющая звезда, свет которой усиливался, и перед изумленными солдатами возникла Богородица с Младенцем Иисусом на руках. Взор ее был теплый и добрый. Правой рукой она указала на запад, в сторону города Августов. Видение длилось более получаса, и свидетелями его стали сотни солдат и офицеров. В конце образ Богородицы стал бледнеть, словно растворяясь в воздухе, а на ее месте воссиял крест. Вскоре все исчезло. Солдаты истово молились, потрясенные увиденным. Вот так явилась Августовская икона Божией матери. История этого события записана во всех деталях.
На следующий день обоз отправился в сторону, указанную Богородицей, и отряду удалось выбраться из окружения. В тот же день была одержана первая победа русских солдат в этой войне. О великом чуде было доложено Николаю II.
Можно еще добавить, что в 45 км от Августова находилась крепость Осовец, в которой произошло знаменательное сражение, вошедшее в историю, как «атака мертвых». Тогда русские пошли в бой после того, как противник обрушил на крепость тонны отравляющего газа. Вражеские генералы решили, что в крепости не осталось ни одной живой души и отдали приказ взять опустевшее укрепление. Но навстречу им вышли русские воины, пережившие удушливую атаку смертоносным газом. Враги бежали в панике, увидев «восставших русских». Именно тогда появилось знаменитое выражение «Русские не сдаются!», и высказано оно было поверженным противником.
Комиссия Святейшего Синода
Была создана специальная комиссия из членов Синода, которые задокументировали показания очевидцев, тщательно изучили все подробности и официально подтвердили, что чудное явление действительно было. Комиссия начала работу в сентябре, сразу после описанных событий и записывала свидетельства в течение двух лет. Решением стало постановление о том, что икону следует запечатлеть в память о случившемся для поклонения в храмах и при домашней молитве. Синодом были подготовлены необходимые документы для прославления образа, но революция 1917 года, расстрел царской семьи и цепь прочих трагических перипетий отодвинули на долгие десятилетия прославление иконы. Лишь 28 февраля 2008 года по указу Патриарха Алексия II икона Божией Матери «Августовская Победа» была официально внесена в перечень чудотворных икон РПЦ.
Образ Богородицы
Слухи о произошедшем под Августовом событии быстро разлетелись по всей стране. В газетах были заметки о явлении Богородицы и о последующей победе русских войск. В различных волостях иконописцами была написана икона Божией Матери Августовская. К сожалению, когда к власти пришли большевики, и начались гонения на церковь, эта икона уничтожалась особенно рьяно. Удивительно, но она стала последней иконой, явленной в царской России. Можно сказать, что с ее появлением закончилось время самодержавия.
Одна икона Божией матери Августовская выставлена в нижнем приделе храма Христа Спасителя, что в российской столице. Другой список с этой иконы хранится в Государственном историческом музее. Именно этот образ экспонировался на выставке в Берлине 13 мая 2004 года.
Еще один образ находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре, относящемся к Волгоградской епархии. Также известно, что одна икона Божией Матери Авгутовская находится в Канаде, у потомков императорской семьи и особо почитается ими.
Существует еще несколько вариантов иконы. Но какая была первой – об этом мнение исследователей разделились. Возможно, что она была утрачена навсегда в суровые годы лихолетий. А может новое чудесное явление иконы ожидает всех верующих в ближайшем будущем.
Новая надежда
Не так давно стало известно, что в селе Мачеха Волгоградской области обнаружили икону. Местные уверяют, что она принадлежала их земляку. Казак в годы гонений на церковь спрятал драгоценную икону, и не сказал никому о месте тайника. После его смерти родные пытались отыскать тайник. Но попытки оказались тщетны. И лишь недавно при проведении ремонтных работ на подворье под старым сараем был обнаружен схрон, в котором и находилась дивная икона.
От времени она потемнела, но лики Богородицы и Младенца Христа сохранились на удивление хорошо.
Икона была передана священнику местной церкви. Слухи об обретении святыни разнеслись по окрестностям, и в маленькую деревеньку потянулись толпы «заинтересованных» лиц, большинство из которых интересовалось не духовной, а материальной ценностью находки. Ведь даже в таком виде обретенная реликвия может стоить сотни тысяч долларов. Во избежание трагедии, а также чтобы не утратить вновь обретенную святыню, ее передали на хранение, изучение и реставрацию в Волгоградскую администрацию.
Почитание в народе
Икона Божией Матери Августовская почитается в народе. Различные списки с этой иконы можно увидеть в храмах России, Украины, Молдавии, Белоруссии. Есть она и в Польше и в Сербии.
Описание иконы
Изначально создано было пятнадцать списков с этой иконы, появившиеся в период с 1914 до 1917 г. но до настоящего времени осталось всего несколько.
На иконе изображена Богородица с Младенцем на руках. На Нее взирают коленопреклоненные солдаты и казаки. Богородица рукой указывает им путь к спасению, и благословляет их.
Символ Первой мировой
Так уж сложилось, что практически каждой войне, ведомой Россией, сопутствует своя чудотворная икона. Когда наши войска стояли на Куликовом поле в ожидании битвы, с ними пребывал образ Донской Божьей Матери. Свержение татаро-монгольского ига, произошедшее в решающей битве на Угре охранялось Владимирской Божьей Матерью. Минин и Пожарский шли на Москву во время Смуты с образом Казанской Богоматери. Отречение императора Николая от престола ознаменовалось обретением Державной иконы. А вот духовным символом Первой мировой стала Августовская икона Божией Матери. Фото этого святого образа можно встретить в различных вариациях, ведь в период войны было сделано около пятнадцати различных вариантов этой иконы.
Белград
В 2012 году были выполнены два списка с Августовской иконы, один из них остался в храме св. Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге, а другой был подарен патриарху сербскому Иринею. Сейчас святой образ находится в главном соборе Белграда — храме Александра Невского. Сия церковь — мемориал памяти Первой мировой войны. В храме немало реликвий, так или иначе связанных с российскими государями и русскими воинами, павшими в боях в этих местах.
Посещение Августова
Когда икона направлялась крестным ходом в Белград, путь ее пролегал через места явления Богородицы русским воинам, через город Августов. Организаторы крестного хода приняли решение написать точную копию иконы и для польской епархии, что и было сделано. Список для Польши был освящен в торжественной обстановке в день начала первой мировой войны 1 августа в Кронштадтском Морском соборе. Одновременно у этой иконы совершался молебен в России, Сербии и Польше. Так чудотворная икона объединила в молитве верующих трех государств.
О чем молятся
К Богородице с молитвою обращаются по любому поводу. У Ее икон всегда стоят верующие, зажигая свечи. Не стала исключением и Августовская икона Божией Матери. О чем молятся перед ней? Конечно, о заступничестве, о победе над врагами. Солдатские матери особо почитают эту икону. Пока их сыновья отдают долг Родине, матери просят об их возвращении, а потом благодарят Богородицу за то, что хранила сына. Молитва перед Иконой Августовской Божией Матери помогает сохранять мир и побеждать врагов как явных, так и незримых. В тексте молитвы верующие просят о сохранении государства Российского, о его укреплении и процветании.
Молитва
Текст молитвы и тропарь Августовской иконы Божией Матери можно найти в своевременных молитвословах, ведь почитание этой иконы ввелось не так давно. Не во всех храмах можно встретить эту икону и помолится перед ней, но в церковных лавках в продаже есть Августовская икона Божией Матери. Акафист к ней и молитвенное правило можно также узнать в соответствующей литературе.
Икона Божией Матери Августовская является символом и покровительницей всех европейских христиан. Ведь явление Богородицы произошло в самом центре Европы.
Августовская Победа
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «АВГУСТОВСКАЯ ПОБЕДА». 12 июня 2011 года поехал в село Черное Вагайского района Тюменской области на празднование Святой Троицы, в храме Святой Троицы я увидел на стене старую икону, на ней образ стоящей в рост на облаке Царицы Небесной с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Она указывала путь изображенным внизу воинам, осеняющим себя крестным знамением. У воинов васильковые погоны и через плечо казачьи шашки. Я потомственный казак, мои предки Сибирские и Семиреченские казаки, меня всегда интересовала история казачества. Начал интересоваться историей этой иконы. Но никто не мог мне рассказать о ней. Фотографию иконы снятою мною в селе Черное, я разместил на сообществе в интернете для обсуждения, надеясь что кто-то сможет рассказать о ней. С названием иконы помог мне Семиреченский казак Дмитрий Матвиенко житель города Алматы (Казахстан), написал мне, что у них в Семиречье эта икона есть и она очень известная. Я начал интересоваться, есть ли эта икона у Нас в Тюмени, но к сожалению поиски мои не к чему не привели, в церковных лавках о ней ничего не известно, купить иконку тоже не представляется возможным. Тогда в интернете я нашел интересующий меня материал, захотел об этот рассказать близким и друзьям. Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками, и вновь радуют сердца прихожан и паломников. Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения. Рассказ был записан автором в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой, и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки». Пишет Сергей Самойленко, 52 года из г. Котельниково, Волгоградской области рассказ от бабушки: «Моя бабушка, Феоктиста Тимофеевна рассказывала, еще в 1970-е годы, ее брат Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений, немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич . Пришел в сознание в позднее время суток и увидел как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем- II. За отличную джигитовку был награжден серебряным седлом. Вот и все, если коротко». Впервые в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению Святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. 30 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. » Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. И сразу верующие стали приносить сюда свои святыни. Однажды к настоятелю храма, священнику Иоанну, пришел незнакомый мужчина с мешком за плечами. Когда он открыл этот мешок, то оказалось, что в нем лежит несколько старинных икон. Батюшка сначала опасался взять из чужих рук святыни, вдруг они окажутся ворованными? Но в милиции его успокоили и предложили заплатить за иконы предлагаемую сумму, на всякий случай записав паспортные данные посетителя. Так он и сделал. Так в новом храме появилось сразу несколько старинных икон, и среди них — редкая икона Божией Матери «Августовская Победа». Всем сразу стало ясно, что это икона необычная. Возле нее всегда много молящихся. Я заметил, что перед этим образом в основном молятся женщины, проводившие своих сыновей в армию. И вот почему. Бывшая староста этого храма, Лидия Александровна, рассказала мне удивительную историю. Сын одной прихожанки служил в армии на Северном Кавказе, и его мать очень усердно молилась о нем перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». Наконец вернулся из армии ее сын. Пришел он с войны немного травмированным психически, но без единой царапины. Первое, что он сказал матери при встрече: «Когда ты приезжала ко мне — ты помнишь? — в этот день всех моих товарищей убили». Мать с изумлением выслушала его и ответила, что к нему в воинскую часть никогда не приезжала. Собрав и подготовив материал о иконе Божией Матери Августовская Победа, на общем собрании выступил с докладом на Совете при фонде им.Ермака Тимофеевича. Советом было принято решение обратиться к Архиепискому Тюменско — Тобольской епархии Димитрию с прошением в письме исх. № 29-6-2П от 29 августа 2011 г : «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства на написание и размещение в одном из храмов г. Тюмени иконы Божией Матери «Августовская Победа», а также, начиная с сего года – на проведение 1/14 сентября в честь этой иконы праздничного молебна в благословленном Вашим Высокопреосвященством храме. Цель празднования — укрепление православного духа воинства и казачества. Председатель фонда им.Ермака Тимофеевича Н.К.Фролов». 29.08.2011 года зашел в церковную лавку(ул.Республики, 58) и сестры-продавцы с которыми ранее у меня произошел разговор об этой иконе, с радостью показали мне новый православный календарь, где на последней странице календаря была напечатана икона Божией Матери Августовская Победа, календарь я купил и заказал большую фотографию с этого рисунка, сделав с него икону. 1.09.2011 после 15:00 час в день празднования иконы Донской Божией Матери, в этот день Патриархом Московским и всея Руси Кириллом благословлен как «Днем православного казачества», провели молебен, читали акафист перед иконой Донской Божией Матери в часовне благоверного князя Димитрия Донского. Чудесным образом в этот же день в граде Тюмени, в Знаменском кафедральном соборе в иконно-хранилище «в ризной», была обнаружена старинная икона Божией Матери Августовская Победа размером 700*890 мм. Сама Богородица явила Нам свою икону в Тюмени и место пребывания Ее Святой иконы, перед которой молились наши прадеды. казак Иван Статьев Представитель фонда Добавлю несколько слов о вернувшемся с чеченской войны на родину, в Тюменскую обл. солдате, единственному чудом уцелевшему на блокпосте. Как-то во время службы в Чечне к нему подошёл офицер и сказал, что к парню приехала мать. Но поскольку здесь военный объект, то шли бы они для встречи в соседний лесок. Так они и поступили. Мать привезла с собой сыну пирогов, которыми и угощала его во время свидания. Посидели, поговорили, но когда солдат вернулся на блок-пост, то увидел, что все его сослуживцы вырезаны. Дальнейшее изложено выше. Есть предположение, что если икона «Августовская Победа» после 90 лет гонений на христианство опять вернулась в Россию, то Победа будет с нами. Икона божией матери августовской.Августовская икона Божией Матери – это изображение лика Богородицы, созданное по случаю её явления русским солдатам, в ночь с 7 на 8 сентября 1914-го года, когда полным ходом шла борьба за Восточную Пруссию. Богоматерь одной рукой держала младенца Иисуса, а другой указывала в направлении запада. Изумлённые войны преклонили колени и начали молиться. Это необычайное видение продолжалось примерно 30-40 минут и оказалось предзнаменованием победоносного сражения под уездным городом Августово, где не погиб ни один из наблюдавших чудесный образ. Церковные и светские газеты оповестили всех о случившемся, что содействовало поднятию боевого духа войск. Первые иконы, запечатлевшие данное событие относят к 1915-му году, хотя по решению Святейшего Синода, принятому через полтора года рассмотрения вопроса, необходимость написания такой иконы была признана только 31-го марта 1916-го года. В результате, на сегодняшний день подобных реликвий существует несколько 9на данный момент около 50-ти), и с исторической точки зрения каждая из них также обладает значительной ценностью. Ныне известный вариант Августовской иконы Божьей Матери был создан 12 ноября 1915-го года. В её нижней части прописана следующая фраза: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». После неё указаны имена казаков (всего 52), бывших свидетелями события и отмечена дата написания иконы. Более точно и правильно это изображение называется «Образ Пресвятые Богородицы Августовской, явленной героям воинам». Что на ней изображеноХудожественное исполнение иконы весьма реалистично. Она является точным отображением события произошедшего в ту знаменательную ночь. Небеса абсолютно чисты и окрашены в золотистый цвет, а Богоматерь сидит на невидимом человеческому глазу престоле. Слегка склонившись в сторону и придерживая правой рукой младенца, она направляет свою левую руку к смотрящим на неё солдатам. Фигура Божьей Матери обрамлена лазурно-голубым плащом. Вместе с этим священным образом на иконе присутствует изображение земли, закрытого лесами горизонта и холма, рядом с которым расположены обыкновенные походные палатки, «шатры» из винтовок и почти все воины стоят на коленях, кланяются и крестятся. Место нахожденияПочти сразу после создания икону передали Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю (в Клетском районе Волгоградской области), где он оставалась до 1918-го года. После принудительного закрытия монастыря ответственность за сохранение реликвии взял на себя последний из её настоятелей – архимандрит Пантелеймон. Когда же он умер, то икону приютил старый храм г. Фролово. После возвращения церкви Свято-Воснесенского Кременского монастыря лик Богородицы вновь оказался в родной обители, где и находится по сегодняшний день. Августовскую икону Божьей Матери используют при совершении крестного хода, проходящего через территорию Клетского района. Многие верующие приходят увидеть её, случаются даже свидетельства исцеления больных соприкоснувшихся с изображением Богородицы.
О чём молятсяБогородица всегда была защитницей рода человеческого и, обращаясь к ней, люди просят об очень разных вещах. «Августовская» Божья Матерь в это отношении имеет свою особую «сферу влияния». Молясь перед ней, нужно, прежде всего, просить о заступничестве, защите и победе над врагом.
Обращение к Августовской Богородице помогает сохранению и победе над явными и скрытыми врагами. В особой, обращённой к ней молитве (кроме того, имеется недавно созданный тропарь) есть прошение о том, чтобы сохранялось и процветало Российское государство. День почитанияС благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в официальном месяцеслове была установлена дата празднования, посвящённого Августовской иконе Божьей Матери – 1/14 сентября (по старому/ по новому стилю). |