Молитва феодора молчаливого - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва феодора молчаливого

Преподобный Феодор молчаливый

Преподобный Феодор молчаливый
(1 /17 февраля/ марта)

Кто любит собеседование с Христом, тот любит быть уединенным.
Святой Исаак Сирин

Преподобный Феодор прославился подвигом молчания. Молчание было для него путем к всегдашнему богомыслию, средством к тому, чтобы ум его не развлекался ничем земным, чтобы его язык ни в чем не согрешал. Достиг этим неизреченного общения с Богом. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 40-45 лет. Его мощи покоятся в Дальних пещерах.В он в 13-ом веке нёс подвиг молчания. Этот праведник принял обет молчания, чтобы постоянно думать о Боге, и чтобы его ум не соблазняли пустяковые развлечения, а язык – не грешил. За это преподобный Феодор получил дар чудотворения. . Таким житием он угодил Господу и получил от Него дар чудотворения,он и теперь являет чудеса паломникам, приходящим поклониться его мощам, которые почитают в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Святые отцы о молчании

Свт. Григорий Нисский

Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!

Молчание есть таинство будущего века, а слова суть орудия этого мира. Ради достижения тишины и молчания монахи отказывались от общения с людьми, уходили в глубь пустыни, скрывались в горах. Было три брата-монаха, говорится в одном древнем сказании. Один из них избрал дело примирять ссорящихся между собою людей, второй — посещать больных, а третий ушел безмолвствовать в пустыню. Первый брат, находясь всегда среди враждующих, не мог примирить всех и сильно скорбел. Придя ко второму, он застал и того в унынии. Вместе они направились к отшельнику узнать, чего достиг он в пустыне. Помолчав, отшельник налил воду в чашу и сказал: «Смотрите на воду». Они посмотрели, а вода была мутная, и ничего не было видно в ней. Помолчав еще немного, отшельник говорит: «Смотрите опять». Они взглянули: вода устоялась и стала прозрачной, так что они увидели в ней свои лица как в зеркале. И он сказал им: «Человек, живущий в страстях, всегда бывает возмущаем помыслами, а безмолвник в тишине созерцает Бога».

Ахимандрит Ефрем Святогорец

Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. Молчите, чтобы творить молитву, ибо, когда разговаривает человек, как он может избежать празднословия, от которого и всякое злое слово, отягощающее душу ответственностью?
При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее имя Христово, дабы восполнить и нужды души, о которых мы не должны забывать ни на секунду.

Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло.
Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка. Язык причиняет людям величайшее зло.

Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение!
Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности.
Непрестанно творите молитву с силой, ревностно, с любовью. Только так можно укрепиться душевно. Любыми способами избегайте праздных слов, ибо они расслабляют душу, и у нее не остается сил для подвига.
Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя.

Будь осторожен в отношении своих уст, но прежде всего в отношении ума. Не позволяй дурным помыслам беседовать с тобой. Уста твои да не произносят слов, которые могут ранить брата.
Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность.

Молитва феодора молчаливого

Жития святых

Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным

2 марта день памяти Преподобного Феодора Молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII)

Преподобный Феодор Молчаливый прославился подвигом молчания. Молчание было для него путем к всегдашнему богомыслию, средством к тому, чтобы ум его не развлекался ничем земным, чтобы его язык ни в чем не согрешал. Этим он достиг неизреченного общения с Богом.

Преподобный преставился примерно в возрасте 40-45 лет. Его мощи покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. В 13-ом веке нёс подвиг молчания. Сподобился дара чудотворений, и поныне являет чудеса, приходящим поклониться его мощам.

Святые Отцы и подвижники о молчании

Свт. Григорий Нисский:

Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!

Молчание есть таинство будущего века, а слова суть орудия этого мира. Ради достижения тишины и молчания монахи отказывались от общения с людьми, уходили в глубь пустыни, скрывались в горах. Было три брата-монаха, говорится в одном древнем сказании. Один из них избрал дело примирять ссорящихся между собою людей, второй — посещать больных, а третий ушел безмолвствовать в пустыню. Первый брат, находясь всегда среди враждующих, не мог примирить всех и сильно скорбел. Придя ко второму, он застал и того в унынии. Вместе они направились к отшельнику узнать, чего достиг он в пустыне. Помолчав, отшельник налил воду в чашу и сказал: «Смотрите на воду». Они посмотрели, а вода была мутная, и ничего не было видно в ней. Помолчав еще немного, отшельник говорит: «Смотрите опять». Они взглянули: вода устоялась и стала прозрачной, так что они увидели в ней свои лица как в зеркале. И он сказал им: «Человек, живущий в страстях, всегда бывает возмущаем помыслами, а безмолвник в тишине созерцает Бога».

Архимандрит Ефрем Святогорец:

Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. Молчите, чтобы творить молитву, ибо, когда разговаривает человек, как он может избежать празднословия, от которого и всякое злое слово, отягощающее душу ответственностью?

При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее имя Христово, дабы восполнить и нужды души, о которых мы не должны забывать ни на секунду.

Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло.

Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка. Язык причиняет людям величайшее зло.

Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение!

Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности.

Непрестанно творите молитву с силой, ревностно, с любовью. Только так можно укрепиться душевно. Любыми способами избегайте праздных слов, ибо они расслабляют душу, и у нее не остается сил для подвига.

Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя.

Будь осторожен в отношении своих уст, но прежде всего в отношении ума. Не позволяй дурным помыслам беседовать с тобой. Уста твои да не произносят слов, которые могут ранить брата.

Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность.

Преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси призирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бсзсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодоре, дух твой.

Молитва

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу! Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. (Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но) святая твоя душа со Ангельскими воинствами, со Безплотными лики, с Небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Богу нашему Иисусу Христу; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Молитва дроздова для царицы

Молебен преподобным Печерским

Молебны о здравии в Киево-Печерской Лавре

Молитва феодора молчаливого

Безмолвие, которое слышит весь мир

«…пребывал в безмолвии и молитве» − эту фразу можно увидеть в житиях многих подвижников, но, вроде бы, к нам, живущим посреди шумных городов или селений, находящимся в общении с людьми, бомбардируемым отовсюду новостями и мнениями, это не имеет отношения. Да и как вообще можно не то что соблюдать молчание, но хотя бы удерживаться от многоречия, ведь, кажется, еще чуть-чуть, еще несколько слов, комментов, заявлений – и удастся убедить всех в своей правоте, победить разногласия, победить в споре?

И все-таки, о чем напоминает нам Церковь, ставя в пример столь многих святых, понесших подвиг безмолвия? Вспомним их жития.

Могущество царя состоит в богатстве и во множестве подданных:
могущество же безмолвника − в преизобилии молитвы.
Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Саламан Молчальник был родом из города Каперсана, при реке Евфрате. Найдя на берегу реки уединенную пещеру, он затворился в ней и проводил безмолвную жизнь в молитвенных подвигах. Узнав о его высокой жизни, епископ Каперсана хотел посвятить его в пресвитера, но молчальник не ответил ему ни одного слова. Подвижник и в других случаях жизни не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя только с Единым Господом. Православная Церковь чтит его как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества, который он нес до самой кончины († ок. 400).

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, после многих лет непрестанных подвигов, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную. »

Преподобный Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Преподобный Онуфрий Молчаливый, Печерский, подвизался в ближних Антониевых пещерах в ХII веке.

Преподобный Феодор Молчаливый, Печерский, избрал подвиг молчания, чтобы постоянно пребывать в богомыслии и удержать себя от прегрешений даже в слове. Прославился от Господа даром чудотворений.

Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль
(Преподобный Иоанн Лествичник).

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молил Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой. В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он «добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келию для себя.

Преподобный Герасим родился в селении Трикала, находящемся в Пелопонесе. По достижении совершеннолетия он удалился на остров Закин для иноческой жизни. На Святой Горе принял схиму и учился у Афонских подвижников. Получив благословение у старцев, преподобный отправился в Иерусалим поклониться Живоносному Гробу Спасителя. Обойдя святые места и посетив Синайскую гору, Антиохию, Дамаск, Александрию, Египет, он возвратился в Иерусалим, где стал кандиловжигателем у Гроба Господня. Преподобный был рукоположен блаженным патриархом Иерусалимским Германом II (1534–1579) во диакона, а потом во пресвитера. Преподобный Герасим не ослабил своих молитвенных подвигов. Для безмолвия он удалялся на Иордан, где непрерывно постился 40 дней. Получив у патриарха благословение к безмолвной жизни, преподобный Герасим удалился в Закинф. Там он пробыл в уединении 5 лет, питаясь растениями. По внушению свыше преподобный Герасим перешел на остров Кефалонийский и в Омале, при восстановленной им церкви, устроил женский монастырь, в котором прожил 30 лет в постоянных трудах, бдении, молитве, коленопреклоненном простирании на земле.

Безмолвие есть до времени отложение мыслей небожественных и не от Духа
с целью не утратить большего при внимании к ним.
Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон. Затем приехал в Россию и поселился в обители Живоначальной Троицы под руководством преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября). Через несколько лет, по благословению Преподобного игумена, пошел преподобный Сергий в Вологодские леса и остановился на берегу реки Нурмы. Там он водрузил крест и построил часовню с келлией, в которой подвизался в глубоком безмолвии, «равноангельскую жизнь проводя», и терпеливо перенося искушения от бесов и недобрых людей.

Господу было угодно призвать святого из его уединения, чтобы он, исполненный премудрости и духовного опыта, послужил другим во спасение. К нему из разных мест собралось 40 человек, жаждущих благочестивой жизни. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вокруг храма были сооружены келлии.

Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя

Читайте также:  Молитва богу чтобы выйти замуж

Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим.

Преподобные Андроник и жена его Афанасия жили в Антиохии в V веке. Святой Андроник был ремесленником. Свой заработок он делил на три части, одну часть отдавал в церковь, другую бедным, а третью оставлял для своей семьи. Когда Господь взял у Андроника и Афанасии сына и дочь, благочестивые супруги решили полностью посвятить себя служению Богу, помогая бедным и больным. Вскоре святые супруги отправились в Александрию, и Андроник поступил в скит, а Афанасия – в женский Тавеннисиотский монастырь.

Через 12 лет подвижнической жизни преподобный Андроник пошел в Иерусалим на поклонение святым местам. Ему встретился попутчик – инок Афанасий. Это была Афанасия, которая, предугадывая опасности путешествия, переоделась мужчиной. Они не узнали друг друга, ибо долгие подвиги изменили их облик. Вернувшись из Иерусалима, оба инока поселились в одной келлии и много лет подвизались в безмолвии. После кончины преподобной Афанасии осталась записка, раскрывавшая ее тайну. Вскоре преставился и преподобный Андроник.

Не думайте, что праведники, пребывая среди людей,
достигали праведности [в мирской суете]. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии,
они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них,
и [лишь тогда] Бог посылал их, [уже] обретших добродетели, в среду людей
для назидания человеков и исцеления болезней их…
В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям.
Преподобный Аммон Нитрийский

К безмолвию стремились многие святые, о которых нам более известны другие их подвиги…

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии, он учился у лучших философов и риторов, но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и его друга Василия (речь идет о святителе Василии Великом – прим.) сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию, здесь он был посвящен во диакона, а потом во пресвитера, на него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в Ликии в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Святые Киево Печерские (13 стр.)

Преподобный Дионисий, Священник и Затворник (память 3/16 октября)

Почтим и преподобного Дионисия, Священника и Затворника (XV в.), с которым произошло чудо, бывшее на Пасху 1463 года. В самый день Пасхи он спустился в Антониевы пещеры, чтобы покадить святые мощи. Придя на место, называемое трапезой, он воскликнул: “Святые отцы и братия! Сегодня – великий день! Христос воскресе!” И тотчас, как гром, от всех святых мощей раздался ему ответный глас: “Воистину воскресе!” Это чудо так поразило преподобного Дионисия, что остаток своей жизни он провел в затворе и подвигах, и по смерти причтен к лику святых.

Тропарь преподобному Дионисию, Священнику и Затворнику, глас 4

Жертву безкровную приносивый Господеви непорочне и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, священне Дионисие, молися о нас, любовию чтущих тя.

Кондак, глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно и потруждшагося в чину своем добре, ныне же на небесех ликующа светло священными восхваляем тя песньми, Дионисие, и молим: моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Священномученик Лукиан (память 15/28 октября)

Поклонимся и священномученику Лукиану († 1243 г.), который пострадал во время Батыева нашествия. Претерпев мученическую кончину, добрый воин Христов увенчался небесным венцом славы от Победителя смерти, о чем свидетельствуют его нетленные мощи.

Тропарь священномученику Лукиану, глас 4

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход. Сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Лукиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Во священстве и иночестве благочестно пожив и мучения путь прошед, мучителя и бесовския полчища посрамил еси, темже, почитающе тя, тако вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Лукиане.

Преподобный Феодор Молчаливый (память 17 февраля/2 марта)

Прославим и преподобного Феодора Молчаливого (XIII в.), постоянно пребывавшего в богомыслии, наблюдая, чтобы ум его не развлекался ничем земным и чтобы язык его ни в чем не погрешил. Преподобный Феодор получил от Господа дар чудотворения.

Тропарь преподобному Феодору Молчаливому, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодоре, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Феодоре, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Анатолий Затворник (память 3/16 июля)

Восхвалим и преподобного Анатолия Затворника (XIII в.). Он, затворившись в пещере, старался, подобно и прочим преподобным Печерским, угождать постом и молитвой. Его труды были приняты Господом, о чем свидетельствуют его нетленные мощи, которые прославлены чудесами исцелений.

Тропарь преподобному Анатолию Затворнику, глас 3

Преблаженный и богоносный отче наш Анатолие Затворниче, яко стяжавший дерзновение ко Господу равноангельным своим житием, егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы сокрытыя мощи твоя, молим тебе прилежно: испроси душам нашим очищение и велию и богатую милость.

Кондак, глас 4

Богатство благодати и сыноположения стяжавши многими подвиги и добродетельми, ихже ради Христос всели душу твою в небесная селения Своя, даровав благодать нетления и чудес сокрытым мощем твоим, к нимже притекающе, вопием: радуйся, Анатолие Затворниче, ликов иночествующих похвало и украшение.

Преподобный Мартирий Затворник (память 25 октября/7 ноября)

Почтим и преподобного Мартирия Затворника (XIII–XIV вв.). О его земной жизни ничего не известно. Его подвиги оказались скрыты от людей, но не от Бога, Который прославил преподобного Мартирия в лике прочих преподобных Киево-Печерских.

Тропарь преподобному Мартирию Затворнику, глас 2

Велия веры исправления, в пещернем затворе, яко на воде упокоения, преподобие отче Мартирие, радовался еси, огнем бо любве Божественныя распаляемь, бдением и молитвою безстрастия достигл еси и явился еси равноангельный на земли. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвив душу, преподобие отче наш Мартирие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в нейже подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Мартирие, молитвенниче о душах наших.

Преподобная Евфросиния Полоцкая (память 23 мая/5 июня)

Ублажим и преподобную Евфросинию, игумению Полоцкую († 1173 г.), праправнучку святого равноапостольного князя Владимира. С юных лет преподобная посвятила себя служению Богу и основала два монастыря. Незадолго до смерти святая Евфросиния посетила Святую Землю и поклонилась там святым местам. В Иерусалиме в русском монастыре Господь сподобил ее мирной кончины. Позднее нетленные ее мощи были перенесены в Киев и положены в Феодосиевых пещерах. В настоящее время они почивают в Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Тропарь преподобной Евфросинии Полоцкой, глас 4

Богатство свое нищим расточивши и славу княжескую ни во чтоже вменивши, обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси и, уневестившися Жениху Христу, Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние. Емуже ныне в веселии предстоя, поминай нас, чтущих память твою.

Читайте также:  Молитва для ума и развития

Кондак, глас 8

Чистое свое девство и честное милостынею, яко светильник елеем, украсившую и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую, Евфросинию славную ублажим и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания и умильне к ней возопием: яко имея дерзновение ко Христу Богу, моли избавитися зловония страстей и спастися душам нашим.

Прочие святые Дальних пещер

Вместе со святыми Дальних пещер, жития которых описаны в Киево-Печерском патерике, почитаются также и неизвестные по житиям Печерские подвижники: преподобные Тимофей, игумен Печерский (XII в.), Акиндин, архимандрит Печерский (XIII в.), Евлогий (предположительно XIII в.; мощи его утрачены в результате обвала в пещере) и Симеон. Также к Собору преподобных Дальних пещер причисляются святые, почивающие своими мощами в Феодосиевых пещерах Киево-Печерской лавры: святители Амфилохий Владимиро-Волынский († 1122 г.), Филарет Киевский († 1857 г.) и священномученик Владимир († 1918 г.). Кроме того, в Дальних пещерах почивает тридцать одна мироточивая глава неизвестных подвижников. Память их также празднуется в день соборной памяти всех святых Дальних пещер.

Абрахам Ван Вестерфельд. Мироточивые главы. Рисунок 1651 года

Тропарь святым Дальних пещер, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, первоначальных Печерских, со всем собором преподобных днесь почтим, тин бо, церковную твердь озаряюще, просвещают во тьме страстей бедствующих, и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, и душам нашим просят избавления.

Кондак, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, святии преподобнии Печерстии, на сих горах добродетельми просиявшии, и вас земля не потаила есть, но небо отверзеся вам и райское селение. Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Неизвестные подвижники Киево-Печерские

Множество светлых имен преподобных Киево-Печерских сохранила история. Однако святых, просиявших на Печерской земле, было гораздо больше, чем нам известно. Вот как заканчивает автор житий подвижников Ближних пещер свой труд: “Некогда Бог вывел Авраама вон и сказал ему: Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их (Быт. 15, 5). Изведем и мы теперь богомудрого читателя от чтения житий этих святых и что скажем ему? Скажем только: “Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть; посмотри, – говорю, – на пещеры, сочти положенных в них святых, если можешь счесть. И не думай, что лишь столько есть житий и имен преподобных отцов наших Печерских, сколько ты найдешь в этой книге”. Но, как мы говорили о святых мироточивых главах, о которых не знаем, чьи они, так же и целых нетленных тел святых, сияющих чудесами, находится в пещерах бесчисленное множество, как звезд. Не только их жития, но даже имена из-за различных нестроений и войн утаены от знания нашего или потому, что не были записаны, или книги расхищены. И только Сам Тот, Кто счел все множество звезд и всем им называл имена, Он счел жития всех в книгах вечной жизни и изрек их имена. Но мы уповаем на Того, Кто сказал: Я… звезда светлая и утренняя (Откр. 22, 16), что не до конца повелит Он быть утаенными тем нашим Печерским звездам, но осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5), какими Сам знает судьбами”.

Использованная литература

Киево-Печерский патерик, или Сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры. Одесса, 1903.

Полный тропарион: В 2-х книгах. – “Троица”, 2006.

Примечания

Слово “просфора” (греч.) буквально означает “приношение”.

В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ

ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ,МОЙ ГОСТЬ! Я ДУМАЮ НАЙДЕШЬ В МОИХ ВЛАДЕНИЯХ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ. А КОЛДОВАТЬ МЫ БУДЕМ СОЗДАВАЯ КРАСОТУ ИЗ НИЧЕГО,ИЗ ПОДРУЧНЫХ НЕВЗРАЧНЫХ,НЕКЧЕМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

no copi

Pages

среда, 2 марта 2011 г.

2 Марта (17 Февраля по ст.ст.) – ФЕДОР ТИРОН, Маремьяна Праведная.

Аминь.

Тропарь преподобному Варнаве Гефсиманскому
Тропарь, глас 5:
Измлада Христа Бога чисте возлюбив, сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. По имени и житие твое бысть: коемуждо страждущему, и нищу, и царю пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. Поминай нас, благодатный отче, да молитвами теплыми твоими Жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость.
Кондак, глас 2:
Печальнику земли Российския, преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво, и завет старца твоего, сице рекшаго:«Тако хощет Бог: словом и хлебом питай алчущих», — поистине до конца исполнил еси. Сего ради и ныне молим тя, не остави нас, утешительный отче, небесною любовию твоею.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

—————–
Сщмчч. Михаила и Павла пресвитеров (1938).
Священномученик Михаил пресвитер (1938 г.).
Никологорский Михаил, священник, священномученик;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view& > —
—————–
Мученица Анна (1940 г.).
Четверикова Анна, мирянка, мученица;

—————–
Св. Николая (Планаса), пресвит. Афинского (1932).
Праведного Николая, пресвитера Афинского (1932).

—————————-
Свт. Финана, еп. Ландисфарнского (661) (Кельт. и Брит.).
——————-
Свт. Авксивия Кипрского, еп. Солийского (Греч.).
Святителя Авксивия, епископа Солона Кипрского (102).
Ὁ Ἅγιος Αὐξίβιος Ἐπίσκοπος Σόλων Κύπρου
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Ἀποστόλων τὴν χάριν ὡς τοῦ Πνεύματος ὄργανον, διὰ Μάρκου τοῦ θείου, θησαυρίσας, Αὐξίβιε, ἐδείχθης Ἱεράρχης εὐκλεής, καὶ πρόεδρος τῶν Σόλων καὶ ποιμὴν διὰ τοῦτό σου τὴν μνήμην, τὴν ἱερὰν τιμῶμεν ἀνακράζοντες, δόξα τῷ δεδωκότι σοι ἰσχύν, δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, δόξα τῷ ἐνεργοῦντι διὰ σοῦ, πᾶσιν ἰάματα.

—————————-
Новомч. Феодора (1795) (Греч.).
Мученика Феодора Византийского (1795).
Ὁ Ἅγιος Θεόδωρος ὁ Νεομάρτυρας ὁ Βυζαντινὸς 1795 μ.Χ.
Ὁ Ἅγιος Νεομάρτυς Θεόδωρος καταγόταν ἀπὸ τὸ Νεοχώρι τῆς Κωνσταντινουπόλεως. Γονεῖς του ἤσαν ὁ Χατζὴ – Ἀναστάσιος καὶ ἡ Σμαραγδοὺ καὶ ἀδελφοί του ὁ Ἀντώνιος καὶ ὁ Γεώργιος, ἀναγνώστης τῆς Μεγάλης Ἐκκλησίας καὶ μετέπειτα Μητροπολίτης Ἀδριανουπόλεως μὲ τὸ ὄνομα Γρηγόριος (1830 – 1840). .
Ἀφοῦ μετέλαβε τῶν Ἀχράντων Μυστηρίων ὁδηγήθηκε στὸν τόπο τῆς ἐκτελέσεως, στὸν ὁποῖο ἔτρεχε μὲ πολὺ προθυμία. Ἐκεῖ ὑπέστη τὸν διὰ ἀγχόνης θάνατο τὸ ἔτος 1795.
Μετὰ τρεῖς ἡμέρες οἱ Χριστιανοὶ πῆραν ἄδεια καὶ παρέλαβαν τὸ ἱερὸ λείψανο αὐτοῦ καὶ τὸ ἐνταφίασαν στὸ νότιο μέρος τοῦ ναοῦ τῆς Παναγίας τῆς Χρυσομαλλούσας. Τὸ ἔτος 1798 τὸ ἱερὸ λείψανο τοῦ Μάρτυρος ἀνακομίσθηκε καὶ μεταφέρθηκε στὴν κρύπτη τοῦ Μητροπολιτικοῦ ναοῦ τῆς Μυτιλήνης.

—————————–
Св. блгв. царя Маркиана и его супруги Пульхерии (Греч.).
Благоверного царя Маркиана (457) и супруги его благоверной царицы Пульхерии.
Οἱ Ἅγιοι Μαρκιανὸς καὶ Πουλχερία οἱ βασιλεῖς
Ἡ Ἁγία Πουλχερία ἦταν θυγατέρα τῶν βασιλέων Ἀρκαδίου (395 – 408 μ.Χ.) καὶ Εὐδοκίας καὶ ἀδελφὴ τοῦ αὐτοκράτορα Θεοδοσίου Β’ τοῦ Μικροῦ (408 – 450 μ.Χ.). Τὸ ἔτος 414 μ.Χ. ἡ Πουλχερία ἀναγορεύθηκε Αὐγοῦστα καὶ ἀνέλαβε τὴν ἐξουσία τοῦ κράτους. Ἦταν εὐσεβέστατη, πλήρης σωφροσύνης, χρηστότητος καὶ σοφίας.
Οἱ δυὸ εὐσεβεῖς βασιλεῖς συγκάλεσαν τότε στὴ Χαλκηδόνα, τὸ ἔτος 451 μ.Χ., τὴν Δ’ Οἰκουμενικὴ Σύνοδο, ἡ ὁποία καταδίκασε τὶς αἱρετικὲς δοξασίες τοῦ Εὐτυχοῦς καὶ τοῦ Διόσκουρου.
Ἡ Ἁγία Πουλχερία κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη στὶς 10 Σεπτεμβρίου 453 μ.Χ. καὶ ὁ Ἅγιος Μαρκιανὸς τὸ ἔτος 457 μ.Χ.

——————————
Преподобного Феодосия Болгарского и ученика его Романа, монаха
Преподобных Феодосия Тырновского (1362) и ученика его Романа;
Ὁ Ὅσιος Ρωμανὸς ὁ ἐκ Τυρνόβου 1370
Ὁ Ὅσιος Ρωμανὸς ὁ ἡσυχαστὴς καταγόταν ἀπὸ τὸ Τύρνοβο τῆς Βουλγαρίας καὶ ἔζησε κατὰ τὸν 14ο αἰῶνα μ.Χ. Κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη περὶ τὸ ἔτος 1370.

——————————
Новомч. Михаила Мавроедиса Адрианапольского (1490).
Ὁ Ἅγιος Μιχαὴλ ὁ Νεομάρτυρας ὁ ἐν Ἀδριανούπολει 1490
Ὁ Ἅγιος Νεομάρτυς Μιχαὴλ καταγόταν ἀπὸ τὴν Ἀδριανούπολη καὶ ἀνῆκε στοὺς ἐπιφανεὶς καὶ εὔπορους κατοίκους αὐτῆς. Διαβλήθηκε στὸν δικαστὴ τῆς Ἀδριανουπόλεως ἀπὸ φανατικοὺς Τούρκους, ὅτι περιφρόνησε τὸ ὄνομα τοῦ θεοῦ αὐτῶν. .
Ἡ διαταγὴ ἦταν σαφής: ἢ νὰ ἀρνηθεῖ τὴν πατρῴα πίστη του ἢ νὰ καεῖ ζωντανός. Παρὰ τὶς ὑποσχέσεις καὶ τὶς ἀπειλὲς ὁ Μάρτυρας παρέμεινε ἀκλόνητος στὴν πίστη του στὸν Χριστό, γι’ αὐτὸ καὶ ἀποκεφαλίσθηκε τὸ ἔτος 1490.

——————–
Новомч. Федора игум. Аджарского, пострадавшего от турков на горе Афонской (XIX).
Святых Папы, Парфирия.
Мучеников 17-ти в Сирии;
————————
Οἱ Ἅγιοι Ρωμύλος, Σεκουνδιανός, Δονάτος οἱ Μάρτυρες καὶ οἱ σὺν αὐτοῖς
Οἱ Ἅγιοι Μάρτυρες Ρωμύλος, Σεκουνδιανὸς καὶ Δονάτος μαρτύρησαν στὴ Βενετία τὸ ἔτος 304 μ.Χ. ἐπὶ αὐτοκρατόρων Διοκλητιανοῦ (284 – 305 μ.Χ.) καὶ Μαξιμιανοῦ (285 – 305 μ.Χ.).

——————————-
Ὁ Ἅγιος Θεόδουλος ὁ Μάρτυρας
Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Θεόδουλος μαρτύρησε ἐπὶ αὐτοκράτορα Μαξιμίνου (307 – 313 μ.Χ.), τὸ ἔτος 308 μ.Χ., στὴν Καισάρεια τῆς Παλαιστίνης.

——————————
Ὁ Ὅσιος Θεοστήρικτος
Ὁ Ὅσιος Θεοστήρικτος, ὅπως μαθαίνουμε ἀπὸ κάποιο Ἐξαποστειλάριο, ποὺ περισώθηκε στὸν Παρισινὸ Κώδικα 259 φ. 97β, ἔζησε ἐπὶ τῶν εἰκονομάχων καὶ ἄθλησε ὑπὲρ τῶν ἱερῶν εἰκόνων. Μνημονεύεται στὶς 10 Νοεμβρίου καὶ στὶς 28 Φεβρουαρίου, ὅπου ἀναφέρεται καὶ ὡς ἡγούμενος τῆς μονῆς Πελεκητῆς στὴν Τριγλία.

———————————————–

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector