Молитва иоанн домовский - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва иоанн домовский

ДОМОВСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

прот. Иоанн Домовский. Фото с сайта Вознесенского храма г. Батайска

Иоанн Алексеевич Домовский (1842 – 1930), митрофорный протоиерей

Родился 30 марта 1842 года в селе Покровском Екатеринославского уезда и губернии в семье диакона.

Вступил в брак с Анной, у них была многодетная семья. Старшая дочь – Анна, младшая – Варвара.

В 1866 году был рукоположен в сан священника и 30 августа того же года был назначен настоятелем храма села Васильевки Славяносербского уезда (ныне в черте г. Алчевска Луганской области Украины).

Вскоре был переведён в Екатеринославский кафедральный собор [1], с поручением организовать церковный хор.

Занимал различные должности в епархии: был членом Строительного комитета при постройке общежития и больницы при духовном училище (1875), членом цензурного отделения (1875-89), законоучителем в Городском трехклассном училище (1882), членом Попечительства о бедных духовного звания. В Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Много лет он был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 года ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. С 1886 года был назначен ключарем собора.

Затем проживал в г. Мариуполе. С 1896 года – в Ростове-на-Дону.

15 сентября 1896 года, согласно прошению, перемещен временно к Софийской церкви г. Нахичевани-на-Дону [2], и два с половиной месяца спустя он был назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви.

13 июня 1899 года возведён в сан протоиерея.

В 1916 году оставил должность настоятеля храма и ушел на покой с намерением провести последние годы жизни в монастыре.

До 1918 года преподавал Закон Божий в Начихеваньской гимназии.

В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной обновленческим расколом, он был для духовенства и народа «правилом веры».

Батюшка был духовным отцом епископа Аксайского Захарии (Лобова), который вел с ним духовную переписку [3].

К 1923 году в Ростове-на-Дону было закрыто 7 церквей, в остальных служили обновленцы.

Владыка Иосиф (Чернов), бывший келейником епископа Арсения в своей книге описывает:

Православные стали собираться в доме батюшки, где в воскресные и праздничные дни торжественно и чинно совершались богослужения. После службы батюшка произносил проповедь, а потом беседовал с каждым индивидуально.

Поток верующих у дома священника вызвал подозрение со стороны ЧК, и однажды о. Иоанна увезли на допрос.

Прот. Иоанн Домовский скончался 9 марта 1930 года. Был похоронен на Софийском кладбище в склепе Александро-Невской часовни, но в связи с закрытием последнего перезахоронен на Армянском кладбище г. Ростова-на-Дону. Гроб с телом отца Иоанна перевозили ночью. Когда гроб грузили на дроги, он треснул, и стали видны нетленные руки и ноги, но открыть гроб не решились.

В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского

22 марта 2012 года в Донской духовной семинарии обсуждался вопрос о возможной канонизации прот. Иоанна Домовского [5].

Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собирается материал о чудесах и исцелениях совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна, регулярно совершаются панихиды на его могиле.

Награды

  • орден св. Анны II степени (1910)
  • орден св. Владимира IV степени (1914)

Использованные материалы

  • Страница сайта Вознесенского храма г. Батайска (по материалам сайта «Донской временник»):
    • http://www.hram-bataysk.ru/протоиерей-иоанн-домовский/
  • Жизнеописание прот. Ионна Домовского, в новостной статье “В Троицком приходе г. Ростова-на-Дону прошел оргкомитет по вопросам проведения соборной панихиды на могиле почитаемого праведника протоиерея Иоанна Домовского”, на сайте Таганрогского благочиния Ростовской-на-Дону епархии:
    • http://pravtaganrog.ru/v-troickom-prikhode-g-rostova-na-donu. go/
  • Кутырева Анна, Ростов, / Из воспоминаний духовных чад батюшки о. Иоанна Домовского:
    • http://www.proza.ru/2012/08/27/1672

[1] “Спасо-Преображенский кафедральный собор города Днепропетровска”, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/1229220.html

[2] По другим данным, переехал в 1907 году

[3] Бирюкова Ю.А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-1930-х гг. характер отношений на местах. “Деятельность нелегальных “тихоновских” иерархов – епископа Захарии (Лобова) и митрополита Митрофана (Симашкевича). Второй период сопротивления обновленцам” – Ростов-на-Дону, 2012., с. 119.

Митрополит Меркурий: «Мы имеем надежду молитвами протоиерея Иоанна Домовского обрести милость Всеблагого Бога, в жизни временной и вечной»

9 марта 2019 года на месте погребения донского подвижника благочестия протоиерея Иоанна Домовского на армянском кладбище Ростова-на-Дону собрались клирики и миряне, чтобы соборной молитвой почтить память праведника, особо почитаемого на Донской земле.

В день его кончины заупокойную литию совершил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

За богослужением владыке митрополиту сослужили секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г.Ростову-на-Дону, благочинный приходов Юго-Западного округа Ростовской епархии протоиерей Иоанн Осяк, председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков, настоятель ростовского храма святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей Владимир Тер-Аракельянц, благочинный приходов Юго-Восточного округа Ростова иерей Андрей Горячков.

На заупокойной литии молились духовенство Донской митрополии, студенты Донской духовной семинарии, сестры милосердия, многочисленные верующие.

В архипастырском слове по окончании богослужения митрополит Меркурий особенно отметил, какое значение имеет почитание народом протоиерея Иоанна Домовского:

«Сердечно благодарю вас, дорогие отцы, братья и сестры за то, что сегодня, в день кончины приснопамятного протоиерея Иоанна, собрались у его святой могилы почтить память праведника, вознести о нем свои молитвы. Важно понимать, что совершая память о нем, мы совершаем память и о себе, мы себя не забываем, потому что имеем надежду его молитвами обрести милость Всеблагого Бога, в жизни временной и вечной. То количество людей, которые приходят к этой святой могиле, прося заступничества еще не прославленного в лике святых человека, свидетельствует о том, что он имеет милость благодатью Господа просить за нас перед Престолом Божиим, как это было и при его жизни. Пусть молитвенное утешение отца Иоанна укрепляет всех нас!».

Волонтеры и сестры милосердия раздали всем верующим, пришедшим молитвенно почтить память протоиерея Иоанна Домовского, поминальные наборы, подготовленные епархиальным отделом социального служения.

Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865 г.), он уже через год был рукоположен во пресвитера и 30 августа 1866 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.

Отец Иоанн занимал в Екатеринославской епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875 г.), член цензурного отделения (1875-89 гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882 г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.

15 сентября 1896 г. о. Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.

Великой любовью пользовался он в причте и в народе – за его «доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», — так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон: «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».

В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899 г. В 1914 г. за заслуги перед православным Отечеством батюшка был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и, вскоре, св. Анны 2-й степени. В 1916 году о.Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, его территория находится в черте г.Ростова-на-Дону).

История пастырского и духовного подвига о.Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую ростовчане назвали «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), «в 1916 г. о.Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней о.Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи.

В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».

Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.

Умер о.Иоанн в 1930 году и был похоронен при бывшем Софийском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, — что и исполнилось.

В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.

После смерти о. Иоанна к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону регулярно служили панихиду.

В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабло, но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собираются сведения о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.

Молитва иоанн домовский

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта “Вопросы священнику”.
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!

Воскресная проповедь 5.03.2017

5 марта 2017 года, в Неделю 1-ю Великого поста, праздник Торжества Православия, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 1:43-51):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Апостол и евангелист Иоанн, самый молодой и возлюбленный ученик Христа, Евангельскую благую весть написал по просьбе малоазийских епископов, желавших получить от него наставления в вере и благочестии, а также первым христианам дал опору для веры во Христа Сына Божия, через которую можно достигнуть спасение, и иметь в себе жизнь.

Чистый сердцем девственник, «апостол любви», в 90-х годах от Рождества Христова, в связи с появлениями ересей, отрицавших пришествие Христа во плоти, в городе Эфесе написал четвертое Евангелие. За высоту этого учения евангелисту Иоанну усвоено наименование «Богослов», по преимуществу. Сегодня мы слышали благовестие о призвании Филиппа и Нафанаила, учеников Христа, на общественное служение.

Восхотел Иисус идти в Галилею, и на пути встретил Филиппа и сказал ему: «Пойдем со Мной». Вот так просто, легко призвал на служение. И обращенный Филипп последовал за Ним.

Когда же Филипп встретил своего друга и товарища Нафанаила (евангелист говорит, что впоследствии он будет называться Варфоломеем – из числа семидесяти апостолов), и с ним, как с другом и товарищем, в волнении сообщает радостную новость. Иногда мы с вами делимся новостями с родными, близкими, с друзьями, – Филипп рассказывает, что встретил «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

И вот в такой радостной беседе между друзьями и товарищами произошел душевный разговор. Варфоломей-Нафанаил говорит открыто и откровенно Филиппу: «А что может быть доброго из Назарета?» Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа, да и сам город Назарет славился несколько дурной славой. «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу.

И тогда Филипп говорит ему: «пойдем со мной, и ты своими глазами увидишь».

Итак они направились к Иисусу. Когда же товарищи подошли близко к Спасителю, то Спаситель сказал присутствующим: «Вот воистину настоящий Израильтянин, ибо в его сердце нет никакого лукавства».

«Откуда Ты меня знаешь?» – сказал Нафанаил.

Спаситель, улыбнувшись, ответил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя».

Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось, его пробрала дрожь, – так как никто не мог знать, где он был утром и чем занимался. Случай этот, по-видимому, был такого рода – делом благочестивым, что в нем высказывалось истинно Израильское достоинство, в котором нет лжи и лукавства. Один только намек на это обстоятельство поразил его.

Нафанаил-Варфоломей в умилении воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

Спаситель торжественно ответил ему: «ты уверовал в Меня, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей; увидишь еще больше сего». И, обращаясь ко всем, продолжал Спаситель: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Возможно, зная о мыслях Нафанаила, и сказал ему Христос, что ему предстоит увидеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Подобно тому, как Иаков видел ангелов, осуществлявших связь между небом и землей, так Нафанаил и другие ученики «увидят» Иисуса Истинным Сыном Божиим, взявшим на Себя грехи всего человечества.

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи, всех вас. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем, первой неделей Великого поста, которая именуется Неделя Торжества Православия. И, наверное, неслучайно сегодня мы с вами освящаем киот этой иконы (не саму икону – сама икона была освящена в 19 веке), а киот, хранилище для иконы, освящаем сейчас.

Эта икона (иконопись) стала праздноваться в Русской Православной Церкви после Великой Отечественной войны, потому что война закончилась в воскресный день, в Пасху. Рассказывал уже вам, что началась война, как мы знаем, в 1941 году, в воскресный день, в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших (в малую Пасху, потому что воскресение это Пасха), а закончилась (окончание военных действий) на великую Пасху: в 1945 году Пасха припадала на 6 мая. Европа празднует День Победы 8-го мая, а Россия празднует 9-го мая. Так как Пасха в 1945 году припала на память Георгия Победоносца, согласно Церковному уставу праздник Георгию был перенесен на третий день Пасхи, то есть 9-го мая. И вот эта двусторонняя икона, как я уже сказал, задолго, как минимум, за сто лет до начала Великой Отечественной войны, возможно была написана для этого события: с лицевой стороны видим Воскресшего Спасителя, а с обратной изображение Георгия Победоносца. И эти иконы написаны на одной доске. Удивительно – таких двухсторонних икон три или четыре на весь Православный мир.

Однако это свидетельствует тому событию, которое произойдет в 1945 году, победа русского народа над фашизмом, с нами Бог.

Освятив киот и вложив в нее двухстороннюю икону, поставим в храме с тем желанием, чтобы православные могли подойти к ней, вознести молитву и приложиться с одной стороны к Воскресшему Спасителю, а с другой к Георгию Победоносцу, заступнику нашего Отечества.

Торжество Православия было утверждено на Седьмом Вселенском Соборе – Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил – поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. Также собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

У нас еще событие немаловажное предстоит на этой неделе. 9-го числа в четверг в 11:00 на Армянском кладбище у могилы преподобного Иоанна Домовского будет совершена панихида архиерейским чином. Туда приглашается духовенство Ростовской епархии, а также прихожане всех храмов Ростовской-на-Дону епархии. Это будет общая молитва. Служится это для того, чтобы со временем Милосердный Господь благословил поднять мощи, – потому что по всем рассказам мощи преподобного протоиерея Иоанна Домовского нетленные. И, возможно, в скором времени Ростов обретет мощи своего небесного покровителя Ростовского и заступника.

Я могу вкратце рассказать о своей семье, поделиться историей, связанной с событием, которое случилось при жизни отца Иоанна. Протоиерей Иоанн умер в 1930 году. Незадолго до смерти, именно в 1930 году, как рассказывала мне мама, а мама моя – родилась 1926-м году, и когда ей было 4 года, то ее мама, бабушка Анна, привела свою дочь под благословение к протоиерею Иоанну Домовскому. Он на неё посмотрел и сказал: «Безбожное учение бесполезно». Для всех присутствующих услышанные слова были весьма удивительны. Но когда мама пошла в школу, она схватывала преподаваемое школьное учение очень быстро, можно сказать налету, и в школе была отличницей! Однако бабушка Анна помнила, что у ее дочери в жизни другое предначертание. Видимо, должно было так случиться, чтобы мама родила и воспитала много детей, пять из которых будут священнослужителями, а внук Епископ.

А вот рядом с ней, как она рассказывала, стоял другой мальчик, которого также привели родители. Протоиерей Иоанн Домовский посмотрел на него с улыбкой, и сказал: «Благословляю тебя на учение, познавай науки, учись с Богом».

«Уважаемые братья и сестры! 9 марта 2017 года в 11:00 в рамках увековечения памяти подвижников благочестия, просиявших на Донской земле, состоится соборная панихида на могиле почитаемого протоиерея Иоанна Домовского. Армянское кладбище, на пересечении улицы Ченцова и 10-ой Линии. Возглавит богослужение Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии. На общую молитву приглашаются благочинные, настоятели, клирики и миряне на панихиде благочиний.

Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии и уезда (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865 г.), он уже через год был рукоположен во священники и 30 августа 1866 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.

Отец Иоанн занимает в епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875 г.), член цензурного отделения (1875-89 гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882 г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.

15 сентября 1896 г. о. Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.

Великою любовью пользовался он в причте, тем более в народе – за его доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», – так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон. «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».

В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899 г. В 1914 г. за заслуги перед Православным отечеством батюшка был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и, вскоре, – Св.Анны 2-й степени. В 1916 году о. Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, территория, где находился храм, находится в черте г. Ростова-на-Дону).

История пастырского и духовного подвига о. Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую ростовчане назвали – «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова) (+1961) «В 1916 г. о. Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: «Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней о. Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи.

В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».

Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.

Умер о. Иоанн в 1930 году и был похоронен при бывшем Софиевском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, – что и исполнилось.

В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о. Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.

После смерти о. Иоанна, к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиду.

В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабло. Но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собирается материал о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.

Итак, 9 марта, в четверг, в 11:00, состоится соборная панихида на могиле почитаемого протоиерея Иоанна Домовского. Армянское кладбище, на пересечении улицы Ченцова и 10-ой Линии».

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил заупокойную литию по протоиерею Иоанну Домовскому на месте погребения донского подвижника благочестия

9 марта 2017 года на месте погребения донского подвижника благочестия протоиерея Иоанна Домовского на армянском кладбище Ростова-на-Дону собрались клирики и миряне, чтобы соборной молитвой почтить память праведника, особо почитаемого на Донской земле.

В день его кончины заупокойную литию совершил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. За богослужением владыке митрополиту сослужили секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г.Ростову-на-Дону, благочинный приходов Юго-Западного округа Ростовской епархии протоиерей Иоанн Осяк, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Валерий Волощук, председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков, заведующий кафедрой православной культуры и теологии ДГТУ протоиерей Владимир Тер-Аракельянц.

Богослужение посетили депутат Законодательного собрания Ростовской области Арутюн Сурмалян, исполнительный директор Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергей Саядов, клирики Армянской Апостольской Церкви.

На заупокойной литии молились духовенство Донской митрополии, студенты Донской духовной семинарии, многочисленные верующие.

В архипастырском слове перед началом литии митрополит Меркурий особенно отметил, насколько глубоким является почитание народом протоиерея Иоанна Домовского:

— ростовчане и при жизни священника обращались к нему за помощью, и после его блаженной кончины приходят сюда, к месту его упокоения, чтобы просить заступления и молитвенного предстательства. Человеческая жизнь полна всевозможных превратностей, одной из которых можно назвать беспамятство, когда люди забывают своих почивших родственников, не посещают их могилы. Что уж говорить об усопших, которые нам мало знакомы. Но к отцу Иоанну очень много людей приходили, приходят и, я абсолютно уверен, будут приходить за утешением и молитвенной помощью. О чем это говорит? О том, что существуют связи, которые прочнее кровных уз, – связи духовные, молитвенные. Конечно, то, что мы сегодня в таком множестве собрались, чтобы вознести молитвы об упокоении отца Иоанна, является зримым свидетельством глубокого почитания в народе Божием блаженнопочившего старца. В 1930-м году преставился отец Иоанн, 87 лет к нему идут люди, прося и обретая его предстательство. Можно с полной уверенностью говорить о всенародном почитании отца Иоанна. Мы сегодня будем молиться об этом праведнике и просить его ходатайства перед Престолом Божиим, чтобы его молитвами Господь укреплял нас в наших благих делах и помогал нам в жизни.

Владыка митрополит поблагодарил всех, кто ухаживает за местом упокоения праведника.

После заупокойного богослужения его участники посетили расположенный на армянском кладбище храм святого Карапета. Под его сводами клирики прихода возгласили многолетие Предстоятелям Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей и преподнесли в дар Главе Донской митрополии картину «Переселение армян на Дон». Владыка митрополит, в свою очередь, передал Донскую икону Пресвятой Богородицы.

Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1844 г. в селе Покровском Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865 г.), он уже через год был рукоположен во пресвитера и 30 августа 1866 г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.

Отец Иоанн занимал в Екатеринославской епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875 г.), член цензурного отделения (1875-89 гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882 г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898 гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского. Отец Иоанн на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. С 1883 г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886 г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом.

15 сентября 1896 г. о. Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.

Великой любовью пользовался он в причте и в народе – за его «доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», — так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон: «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».

В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899 г. В 1914 г. за заслуги перед православным Отечеством батюшка был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и, вскоре, св. Анны 2-й степени. В 1916 году о.Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, его территория находится в черте г.Ростова-на-Дону).

История пастырского и духовного подвига о.Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери, которую ростовчане назвали «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), «в 1916 г. о.Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. До конца своих дней о.Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей, нуждавшихся в пастырском совете и помощи.

В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».

Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.

Умер о.Иоанн в 1930 году и был похоронен при бывшем Софийском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, — что и исполнилось.

В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.

После смерти о. Иоанна к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужители Ростова-на-Дону регулярно служили панихиду.

В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабло, но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собираются сведения о чудесах и исцелениях, совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.

«ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ДОМОВСКИЙ († 1930) На Армянском кладбище в Ростове неподалеку от храма Святого Карапета среди забытых от времени могил выделяется . »

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН

На Армянском кладбище в Ростове неподалеку

от храма Святого Карапета среди забытых от времени

могил выделяется одна, ухоженная осененная

деревянным крестом, и с лампадкой у простой

гробницы. На кресте эмалевая фотография старого

человека с благообразной бородой, проникновенным

глубоким взглядом, и надписью: «Протоиерей Иоанн

Домовский. Настоятель храма Александра Невского г.

Отца Иоанна Домовского называли «батюшка», «старец». Он проживал в Нахичевани-на-Дону по улице 2-я Георгиевская, 16 (ныне Ростов н/Д, ул.

Комсомольская, 20). Семья переехала сюда из Мариуполя в 1907 году. Батюшке было в то время 65 лет, вместе с ним приехала его младшая дочь Варвара.

Старшая дочь Анна осталась жить в Мариуполе (позднее в их доме разместили детский сад). Матушка отца Иоанна (тоже — Анна), скончалась еще до переезда семьи на Дон. Отец Иоанн хотел было уйти в монастырь, но дочери отговорили.

Достоверно известно, что в 1914 году о. Иоанн Домовский служил настоятелем Александро-Невского храма в Нахичевани (храм находился на углу Второй Соборной и площади Льва Толстого).

Как записано в Епархиальной книге Екатеринославской епархии за 1914 год:

«Александро-Невская церковь — каменная, устроена в 1897 году. Двухпрестольная. Второй престол освящен во имя святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы.

Прихожан: 1336 мужского пола и 1346 женского пола. Церковной земли нет. Причт: 2 священника и 2 псаломщика. Настоятель: протоиерей Иоанн Алексеев Домовский — 74 года. Окончил Духовную семинарию. Священник с 1866 года. Орден Анны 2-й степени с 1910 года. Адрес храма: Нахичеван на Дону».

Отец Иоанн Домовский до 1918 года преподавал Закон Божий в Нахичеванской женской гимназии (сейчас — школа № 13 на пл. Свободы). У него учились русские девочки, а армянкам преподавал армянский священник на армянском языке. Среди учениц батюшки были две будущие тайные монахини — Сергия и Татьяна. Обе закончили свой жизненный путь в Пюхтицком монастыре (Эстония).

Вспоминая годы учебы в Нахичеванской женской гимназии, монахиня Сергия пишет: «Я закончила с медалью Нахичеванскую женскую гимназию. Это была гимназия в Нахичевани на Дону, в которой Закон Божий преподавал прозорливый старец отец Иоанн

Домовский. О нем отец Иоанн Кронштадский говорил приезжающим к нему с Юга России:

«Зачем вы приезжаете ко мне — у вас свой Иван есть». Иной раз гимназистки не были готовы отвечать урок по Закону Божьему, они просили своего преподавателя рассказать Им что-нибудь из Священного Писания, и батюшка так впечатляюще пересказывал им библейские события, как будто сам был их участником».

К дому отца Иоанна на 2-й Георгиевской непрерывно шли люди, съезжались подводы, посетители шли к батюшке за духовным советом, утешением, исцелением. По молитвам отца Иоанна неоднократно происходили случаи исцеления. Исцелял батюшка молитвою, святою водой и образом Казанской иконы Божией Матери.

В отдельных случаях известны имена исцеленных. Например, батюшкой была

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ДОМОВСКИЙ 1

исцелена от нервных припадков Раиса Данилова. Припадки стали происходить у нее после 1918 года, когда на ее глазах революционная толпа разорвала на части человека (он оказался священником).

Прихожанка Свято-Александрийского храма Александра Морозова вспоминала об исцелении ее тети, Ангелины, сломавшей руку. Сломанная рука сильно болела, вспухла и покраснела. Ангелина, плача, обратилась к батюшке. Тот помолился, осенил больную руку крестным знамением и сказал: «Иди, Ангелина, твоя рука здорова». И действительно, опухоль тут же исчезла, и перелома как не бывало.

Среди исцеленных были как и совершенно незнакомые батюшке люди, так и его прямые родственники. Описанный случай относится к 1920-му году. Именно тогда в Ростове вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Пострадала и внучка отца Иоанна Маруся (ее матерью была старшая дочь батюшки Анна). В то время ей было всего 11 лет. Очень высоко поднялась температура, начался бред. Положение было критическим. «Батюшка помолился у себя в келии, взял Казанскую икону Божией Матери, которой он исцелял больных, принес ее Марусе и сказал: «Если можешь, смотри и молись». К утру температура спала и началось выздоровление» (по воспоминаниям Е. Н. Сахаджиевой).

У батюшки испрашивали духовного совета, как поступить в том или ином случае, и он отвечал с мудрой прозорливостью. Будучи ребенком, Татьяна Николаевна Береславич побывала в доме Домовских. Туда взяла ее с собой мать Клавдия Тимофеевна. Она пришла, чтобы посоветоваться по поводу операции на желчном пузыре, предстоящей мужу.

«Маленький домик, в котором отец Иоанн принимал людей, находился в Нахичевани.

Прямо с улицы мы попали в маленькую комнату (келию). Батюшка показался мне худеньким, беленьким и весь как бы светился.

Он погладил меня по голове и сказал матери:

«Не бойся. Пусть делает операцию. Все будет хорошо». И все сбылось по молитвам старца».

Причем часто батюшка предвидел грядущие события, советовал предпринять тот или иной жизненный шаг, оберегая от опасности. Так, он посоветовал своей духовной дочери Юлии увезти из Ростова своих дочерей. Юлия не послушалась его совета, и в результате произошла трагическая история. В ее младшую дочь Татьяну влюбился юношаюнкер и добивался взаимности, но безуспешно. Это обстоятельство привело его в отчаяние, и однажды он застрелил Татьяну и застрелился сам. Юлия горько раскаивалась в непослушании, но было уже поздно.

Еще одно свидетельство прозорливости батюшки. У духовной дочери отца Иоанна Юлии было два сына. Старший в первые годы советской власти оказался на Кавказе, а младший во Франции. Он был в учебном плавании, и тут случилась революция. Капитан с учениками и командой оказались за границей. Юлия обратилась к отцу Иоанну за советом, так как долго не имела вести от сыновей. Отец Иоанн усердно помолился перед иконами и сказал: «Который на Кавказе — молись о упокоении, а который во Франции — молись о здравии». Все так и было: старший был убит на Кавказе, а младший, Михаил, долго жил во Франции и незадолго до войны вернулся в Ростов: не выдержал на чужбине, очень тосковал по Родине.

Некоторые посетители приходили к батюшке из простого любопытства. Но батюшка угадывал их тайные мысли и желания. Так, однажды пришли к нему два комсомольца — «поболтать». Отец Иоанн налил им чая в стаканы и сказал: «Болтайте, сколько вам хочется». Комсомольцы пали на колени, просили прощения.

Один из духовных детей отца Иоанна долго уговаривал своего сына-студента, неверующего человека, пойти к отцу Иоанну. Тот пошел, но по пути подумал: «Если отец Иоанн действительно прозорлив, то пусть угадает имя святого Трифона». Заходит в келию.

Видит батюшку, стоящим у окна и повторяющим: «Трифон, Трифон, Трифон». Молодой человек устыдился своего неверия и вскоре начал новую жизнь. Еще один памятный эпизод произошел в доме батюшки. О нем вспоминала правнучка отца Иоанна Г. Н. КурбатоваСавицкая.

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ДОМОВСКИЙ 2

В годы гражданской войны на постой в дом к батюшке были определены два красноармейца. Зная, что это дом священника, один из них, тем не менее, все время богохульствовал. Дело дошло до того, что он позволил дерзко сказать батюшке: «Если бы был Бог, то я бы после таких слов онемел». Отец Иоанн молча взглянул на него, и у него отнялся дар речи. Он с плачем рухнул на колени и стал показывать на шею (просил крещения). После крещения заговорил вновь. Но таких посетителей было меньшинство.

Кстати, посетителей выбирал и заводил к батюшке юродивый Емельян, который жил при доме. Он высматривал в толпе наиболее, по его мнению, страждущего и, поддерживая под локоть, заводил в дом. А некоторых и вовсе не пускал на порог, бросал в них камни и кричал: «А вас не пущу, косорогие!».

К концу 20-х годов наступил триумф безбожия: многие храмы Ростова и Нахичевани были закрыты. Верующие стали собираться в доме батюшки. В воскресные и праздничные дни в его келий торжественно и чинно совершались богослужения. А также служился акафист великомученице Варваре; ноты припева и аллилуария отец Иоанн написал собственноручно, как и ноты духовного песнопения «Святый Боже» (произошло это в 1929 году). Он же руководил созданным им хором. После службы батюшка произносил проповедь, а потом беседовал с каждым индивидуально, называя своего собеседника «деточка». «Келией» называлась маленькая комната, которую занимал в доме отец Иоанн.

В святом углу стоял большой киот с лампадой, на столе перед иконой лежала Библия.

Рядом стояла скромная кровать, покрытая темным покрывалом. Кроме кровати, в келье стояли сундук и парта внука. Комната была удлиненная, с одним окном и отдельным входом. Батюшка говорил, что в доме всегда должна гореть лампада. В годы разрухи лампадного масла не стало, и батюшка благословил, за неимением его, наливать в лампадки обычный керосин. И что удивительно, запаха керосина совершенно не ощущалось, не случалось пожаров.

Поток верующих у дома батюшки вызвал подозрение со стороны ЧК, и однажды батюшку увезли на допрос. Из воспоминаний О. Литвиновой: «Оставшись наедине со следователем, о. Иоанн сказал: «Я отсюда никуда не уйду, а вот вам сейчас надо быть дома». Следователь усмехнулся, но домой все-таки поехал и застал такую картину: жена стирала на кухне, а на балконе на примусе готовился обед. Балконная дверь была открыта, рядом в колыбели спал его сын. Ветром дверную занавеску унесло к примусу, она вспыхнула, и когда следователь вошел в комнату, пылающая занавеска приближалась к колыбели. Опоздай он на минуту, и пожар был бы неминуем. Вернувшись в кабинет, следователь сказал: «Идите домой, батюшка, вас никто больше не тронет». Вот таким чудесным образом Господь спас Своего угодника».

В доме вместе с батюшкой жила его дочь Варвара с мужем Иваном Яковлевичем Курбатовым, известным в Ростове хирургом (он работал в Мариинской больнице на 14-й линии). Иван Яковлевич Курбатов происходил из духовного сословия. Отец его, Яков Иванович, служил священником в Воронежской епархии, а сам доктор, до получения медицинского образования, учился в Воронежской духовной семинарии. У Варвары Ивановны и Ивана Яковлевича было двое сыновей: Георгий (родился 31 декабря 1907 г.) и Николай (родился в 1923 г.) Кроме них, в доме жили три послушницы: Анна Антиповна, горбатенькая Дуня и Ульяна. Частой гостьей в доме была духовная дочь батюшки Василиса Захаровна Коваленко.

Вспоминает внук Василисы Захаровны, священник Николай Балабаньян: «Когда о.

Иоанн уже не смог совершать службы, бабушка попросила благословить ее и, как она говорила, «втайне надеялась получить от батюшки какую-нибудь иконочку». А он посмотрел на нее и, улыбаясь, говорит: «Благословляю, деточка, только еще не время». И вот однажды, когда бабушка пришла к о. Иоанну, он благословил ее и подарил ей свое фото с надписью: «На молитвенную память Вассе Захаровне Коваленко. Митрофорный протоиерей о. Иоанн Домовский». К сожалению, эта надпись от времени выгорела, так как была сделана чернилами, и ее можно лишь частями увидеть в лупу. И еще раз, уже перед

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ДОМОВСКИЙ 3

самой смертью, о. Иоанн подарил фотографию, где он изображен сидящим за столом в своей келий. Бабушка всегда вспоминала, плакала и говорила: «Я, грешница, иконочку хотела, а дорогой батюшка знал, что нужно: необходима память и молитва».

Батюшка заранее знал о своей кончине. Он сказал: «Умру в Великий пост. И так как я Пасху не застану, то разговеюсь сейчас». И еще он добавил, что хоронить его будут дважды.

Умер отец Иоанн Домовский 9 марта 1930 года, не дожив месяц и три дня до 88 лет.

Проводить батюшку в последний путь пришло множество людей: почитатели и духовные дети, ученики. Отпевал батюшку Высокопреосвященный Владыка Серафим, Архиепископ Ростовский и Таганрогский, сосланный впоследствии на Соловки и окончивший свой путь в Ульяновске.

Батюшка был похоронен на Софиевском кладбище, в склепе Александровской часовни. Но когда кладбище закрывали (на его месте ныне находится завод «Сантарм», бывший радиаторный им. Ченцова, и стадион «Трудовые резервы»), Варвара Ивановна и Василиса Захаровна (родная дочь и духовная) долго ходили по всем инстанциям с просьбой о перезахоронении. Перезахоронить разрешили, но взяли обещание, что об этом никто не узнает.

Гроб с телом отца Иоанна перевозили ночью. Когда гроб грузили на дроги, он треснул, и стали видны нетленные руки и ноги, но открыть гроб не решились.

Вторым местом захоронения батюшки стало Армянское кладбище. Отпевали повторно. Это сделал игумен Алексий Мельников. Впоследствии он был отстранен от служения за отпевание зятя отца Иоанна хирурга Ивана Яковлевича Курбатова. Игумен Алексий ежедневно, в 16 часов, в течение многих лет приходил на могилу батюшки и совершал там свое молитвенное правило (умер он 14 декабря 1981 г.).

«Как умру, приходите ко мне на могилку, помогу вам», — говорил отец Иоанн Домовский.

Не иссякает поток людей, идущих за молитвенной помощью к месту последнего упокоения батюшки.

Вспоминает Антонина Федоровна Папандопуло: «Мужа моего взяли на войну в 1941 году, и он попал в плен.

Купила продукты, испекла маленькую пасочку, покрасила яички, и мы с мужем пошли разговляться на могилку к батюшке. Поздравили его с Пасхой и рассказали батюшке про свою беду, просили его заступления перед Господом. Через несколько дней мужа приняли на работу. Жизнь стала налаживаться. Однажды муж, проснувшись, говорит мне: «Ты знаешь, какой сон мне приснился? Батюшка Иоанн пришел ко мне и сказал: «Я помог тебе устроиться на работу, а ты даже один цветок не принес мне на могилку». Мы побежали с мужем на рынок, купили цветы, пришли на могилку о. Иоанна, просили прощения за свою неблагодарность. Конечно, батюшке не цветы были нужны, а наша память и любовь. Ведь мы с мужем венчались в Александро-Невском храме, где о. Иоанн служил настоятелем».

Валентина Николаевна Зубова, прихожанка Свято-Александрийского храма, рассказала историю, связанную с болезнью ее внучки. У семилетней девочки были сильные боли в животе, ее отправили на обследование. Перед тем, как отправиться в больницу, помолились на могиле батюшки. Пришли в больницу, поднимаются по лестнице, а навстречу — женщина в белом. «Куда ты ведешь ребенка? — спрашивает она бабушку. — «На обследование». — «Не ходи никуда, иди домой, девочка твоя здорова». Вернулись домой, а от болезни не осталось и следа.

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ДОМОВСКИЙ 4

Чудесное явление было замечено на могиле отца Иоанна. О нем рассказала Людмила Николаевна Ртвелиашвили. «Мы с подругой собрались на могилку к отцу Иоанну, взяли с собой свечи, но не подумали о спичках. И каково было наше изумление, когда мы, придя на могилу отца Иоанна, увидели на могилке огонь, зажгли от него свечки и стали молиться Богу. Пока мы молились, огонь горел и свечи наши не гасли, несмотря на то, что дул сильный ветер. Лишь только тогда, когда мы закончили молиться, огонь погас. ».

Дивны дела Твои, Господи!

ЛИТЕРАТУРА Сергия (Клименко). Минувшее развертывает свиток. — М.: Изд-во Моск.

Патриархии, 1998. — С. 107.

Церковный вестник. — 2000. — № 6. — С. 7.

Церковный вестник. — 2000. — № 4. — С. 5 Церковный вестник. — 2000. — № 5. — С. 4 Церковный вестник. — 2000. — № 11. — С. 5.

Цитируется по материалам сайта «Донской временник».

Читайте также:  Самая сильная молитва чтобы любимый вернулся
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector