Молитва как дыхание души - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва как дыхание души

Молитва как дыхание души

Что такое молитва?

П итание и отдых необходимы человеку для поддержания его физической жизни. Знание, искусство и, вообще, культура обогащают душевные качества человека. Молитва же раскрывает в человеке духовную, высшую сторону его существа.

Бог любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно желание видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должна быть свойственна радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников. По словам св. Иоанна Кронштадтского, “молитва есть златая связь человека–христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом — источником жизни.”

Молитва часто сопровождается благоговейными словами и другими внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, и без других внешних проявлений. Это — внутренняя или углубленная молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.

В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Отсюда три главных вида молитвы: славословие, благодарение и прошение.

Славословие — самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Чем чище, безупречней существо, тем ярче отражаются в нем высочайшие совершенства Божии и, отражаясь, невольно вызывают восторженные слова славы и хвалы. Так ангелы на небесах непрестанно хвалебною песнею прославляют Господа. “Славословие, — говорит еп. Феофан Затворник, — не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением.”

Благодарение выражается человеком за полученные благодеяния Божии. Оно, естественно, рождается в признательной и чуткой душе. Из десяти прокаженных, исцеленных Спасителем, один только самарянин вернулся, чтобы поблагодарить Его (Лк. 17:12-19).

Наиболее распространенным видом молитвы является прошение, вызываемое сознанием человека своей слабости, немощи, неопытности. По причине страстей и грехов наша душа больна и немощна. Поэтому в молитве необходимо просить у Бога прощения грехов и помощи в преодолении наших недостатков. Иногда прошение вызывается грозящей нам опасностью, нависшей над нами, нуждой и т.д. Прошение в молитве неизбежно в виду наших немощей и угодно Господу (Мт.7:7, Иоан.16:23). Но если наши молитвы носят по преимуществу просительный характер, если голос хвалы, благодарности почти не слышится в них, это свидетельствует о недостаточно высоком уровне нашего духовно–нравственного развития.

Различные виды молитвы часто между собой соединяются. Человек просит Господа о своих нуждах и вместе с тем славит Его за Его величие, благость, и благодарит Его за то, что может дерзновенно обращаться к Нему как к своему милосердному Отцу. Самые торжественные хвалебные церковные песни переходят иногда в умилительные прошения (“Слава в вышних Богу,” “Тебе Бога хвалим”), и, наоборот, слезные мольбы к Богу о помощи разрешаются в величавый аккорд песни благодарения и хвалы. Таковы многие псалмы, напр. 145, 148 и другие.

Как нужно молиться

Приступая к молитве, человек должен отрешиться от обычных забот и занятий, собрать свои рассеянные думы, как бы затворить дверь души для всего земного, житейского и устремить все свое внимание к Богу.

Ставя себя перед лицом Господа, живо представляя себе Его величие, молящемуся необходимо проникаться глубоким сознанием своего недостоинства и убожества. “Молясь, нужно все творение представлять, как ничто пред Богом, и единого Бога — всем” (св. Иоанн Кронштадтский). Назидательный образец настроения молящегося Спаситель представил в лице мытаря, оправданного Богом за свое смирение (Лк. 18:9-14).

Смирение христианина не порождает уныния, безнадежности. Напротив, оно соединяется с твердою верою в благость и всемогущество Отца небесного. Только молитва веры и может быть услышана Богом: “Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите” (Мр. 11:24). Согретая верою, молитва христианина прилежна. Он помнит завет Иисуса Христа, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1), помнит Его обещание: “Просите, и дастся вам: ищите, и найдете, стучите, и отворят вам” (Мт. 7:7). Евангельские образы хананеянки, испросившей у Христа исцеление своей дочери (Мт. 15:21-28), беззащитной вдовы, добившейся справедливости у неправедного судьи (Лк. 18:2-8), и подобные им случаи свидетельствуют о великой силе молитвы. Пусть молитва не услышана сразу. Молящийся не должен смущаться и падать духом: это — испытание, а не отказ. “Для того и сказал Христос “стучите,” чтобы показать, что, если Он и не скоро отверзает двери Своего милосердия, все же должно с светлою надеждою ждать” (Златоуст). Истинный христианин станет продолжать свою молитву с непрерывным усердием и силою до тех пор, пока не победит Господа, пока не низведет на себя Его милость, подобно ветхозаветному патриарху Иакову, который говорил боровшемуся с ним Незнакомцу: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня,” и, действительно, получил благословение Божие (Быт. 32:26).

Если Господь — наш небесный Отец, то мы все друг другу братья. Он только тогда примет нашу молитву, когда мы будем находиться в истинно братских, доброжелательных отношениях с людьми, когда мы погасим всякую злобу, вражду, обиды покроем прощением, примиримся со всеми: “Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого-нибудь, чтобы и Отец ваш, Небесный простил вам согрешения ваши” (Мр. 11:25).

Приступая с мольбой к Богу, надо сознать свою нищету и беспомощность. Когда нищий идет к богатому и просит помощи, имея, меж тем, спрятанный на черный день узелок с деньгами, — то его просьба не будет усердной и отказу он не слишком огорчится. Он помнит, что у него есть деньги и не испытывает сильного беспокойства. Если же нищий совсем не имеет денег в запасе и ему грозить гибель от голода — вот тогда его просьба будет горячей, усердной, неотступной. Так и мы. Потому молимся Богу холодно и неохотно, что почитаем себя богатыми без Него, уповая на свое имущество, таланты, связи, положение. И лишь когда поймем, насколько призрачны и необоснованны надежды наши на мнимую земную прочность, когда внутри нас разверзнется бездна, поколеблются устои, когда в пыли и грохоте рухнут земные привязанности и мы обнищаем — лишь тогда, на руинах собственного самодовольства и беспечности, в лохмотьях нищеты духа мы сможем правильно и богоугодно молиться Богу из сердечной глубины.

О чем надо молиться?

Преподобный Исаак Сирский пишет по поводу того, о чем надо просить Бога: “Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога твоим неблагоразумием. Но будь премудр, чтобы сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его унижает.

Величайшим Учителем молитвы является наш Спаситель. Молитва сопровождала все важнейшие события Его земной жизни. Господь молится, принимая крещение от Иоанна (Лк. 3:21), проводит в молитве всю ночь перед избранием Апостолов (Лк. 6:12), молится во время Преображения (Лк. 22:41), молится со креста. Самое последнее, предсмертное слово Господа — слово молитвы (Лк. 23:46).

Под впечатлением вдохновенного образа молившегося Спасителя один из учеников Его обратился к Нему с просьбою: “Господи, научи нас молиться” (Лк. 11:1). И в ответ на эту просьбу Иисус Христос дал молитву, краткую по объему, но богатую содержанием, ту дивную несравненную молитву, которая доселе объединяет собою весь христианский мир. Молитва эта называется “Отче наш” или “молитва Господня.”

Эта молитва учит нас тому, о чем и в каком порядке надо молиться. Обращаясь к Богу: “Отче наш” мы сознаем себя его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и поэтому молимся не только за себя, но и за всех людей. “Да святится имя Твое” — да будет Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами и делами своими Имя Божие. “Да приидет Царствие Твое. Царство Божие начинается внутри верующего человека, когда благодать Божия, вселяясь в него, очищает и преображает его внутренний мир. Одновременно с этим, благодать объединяет всех — людей и ангелов — в одну великую духовную семью, именуемую Царством Божиим или Церковью. Чтобы добро распространялось среди людей, нужно просить: “Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли” — то есть, пусть все в мире совершается по всеблагой и премудрой воле Божией и пусть мы, люди, так же охотно исполняем волю Божию на земле, как исполняют ее ангелы на небе. Хлеб наш насущный даждь нам днесь” — дай нам на сегодня все, что необходимо для нашей телесной пищи; что будет с нами завтра, мы не знаем: мы нуждаемся только в “насущном” хлебе, то есть ежедневном, необходимом для поддержания нашего существования. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.” Эти слова поясняются св. Лукою, который приводит эти слова так: “И остави нам грехи наша” (Лк. 11:4). Грехи — это наши долги, потому что греша, мы не исполняем должного и остаемся должниками перед Богом и перед людьми. Это прошение с особой силой внушает нам необходимость прощать нашим ближним все обиды: не прощая другим, мы не смеем просить о прощении Богом наших грехов, не смеем молиться словами Молитвы Господней. “И не введи нас в искушение — испытание наших нравственных сил путем склонения к какому-либо греховному поступку. Мы просим тут Бога оградить нас от падения, если такое испытание наших нравственных сил неизбежно и необходимо. “Но избави нас от лукавого” — от всякого зла и от виновника его — дьявола. Молитва заканчивается уверенностью в исполнении того о чём просишь, ибо Богу принадлежит в сем мире вечное царство, бесконечное могущество и слава.

Таким образом, молитва Господня, соединяющая в себе все, о чем следует молиться, учит нас наши нужды и потребности ставить в правильном порядке: сначала просить о высшем благе — о славе Божией, о распространении добра среди людей и о спасении нашей души, а потом уже просить о каждодневных житейских потребностях. В отношении их “не будем учить Его, каким образом помочь нам,” говорит св. Иоанн Златоуст. “Если и людям, защищающим нас и говорящим за нас перед мирскими судьями, мы рассказываем только наши дела, а образ защиты предоставляем им, тем более так должны поступать в отношении к Богу. Он Сам хорошо знает, что полезно тебе.” Кроме того, мы должны всецело предать себя воле Божией: “Да будет воля Твоя!” Пример такой молитвы оставил нам Сам Спаситель. Он молился в Гефсиманском саду: “Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия, и тут же прибавил: впрочем, не как Я хочу, но как Ты” (Мт. 26:39).

Читайте также:  Молитва для мужа на удачу в работе

Когда надо молиться?

Апостол учит нас: “Непрестанно молитесь” (1 Сол. 5:17). Надобно молиться в те светлые, высокие моменты, когда душа переживает посещение свыше, устремляется к небу и ощущает потребность в молитве. Надобно молиться и во все назначенные для молитвы часы, хотя бы мы, казалось, и не были расположены к молитве в тот момент. Иначе утратится способность к молитве, как ржавеет и портится без употребления ключ. Чтобы душа наша сохраняла религиозную свежесть, надо поставить себе целью молиться регулярно, независимо от того, хочется нам или не хочется молиться. У православных принято молиться ежедневно утром, восстав от сна и вечером перед сном. Молитвой следует начинать и завершать всякое доброе дело. В этом отношении “молитвенник” является необходимым спутником.

Кроме частной, домашней молитвы, есть еще молитва общественная, совершаемая в храме. О ней говорил Господь: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мт. 18:20). С апостольских времен самой необходимой общественной молитвой является литургия, совершаемая в храмах по воскресным дням, на которой верующие едиными устами и единым сердцем славословят Бога. Общественное богослужение обладает великой духовной силой.

Молитва, подобно земледельцу, возделывает ниву нашего сердца и делает ее способною к принятию небесных влияний и к произведению обильных плодов добродетелей и совершенства. Она привлекает благодать Святого Духа на нас и этим укрепляет в нас веру, надежду и любовь. Она просветляет разум, укрепляет волю в добрых намерениях, утешает сердце во время скорбей. Одним словом, через молитву приходит все то, что служит нашему истинному благу.

Молитва, будучи, по учению святых отцов, “дыханием души,” есть великое благо для человека. “Дар молитвы,” т.е. умение молиться сосредоточенно и всем сердцем, иначе называемый молитвенным даром, и есть один из самых драгоценных духовных дарований. Милостивый Господь даёт эту способность человеку в награду за его молитвенный труд.

Миссионерский Листок # 1

Свято-Троицкая Православная Миссия

Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission

466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА

Редактор: Епископ Александр (Милеант)

Первоначальный электронный файл с сайта fatheralexander.org.

Последнее обновление файла: 10.02.2012.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
адресом этой страницы

НАШ БАННЕР
(код баннера)

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Дыхание души

Фразу апостола Павла «непрестанно молитесь», кажется, знают все православные христиане. Однако, насколько она сегодня нами понимается и исполняется? Попробуем вдумчиво поговорить о «матери всех добродетелей» — молитве.

Драгоценный дар

Молитва есть прежде всего наш разговор с Богом. Своими словами или, данными через святых праведников, проверенными временем и опытом отцов Церкви. С молитвой мы призваны делать буквально все: начинать свой день утром и завершать его; приступать к делу и благодарить Бога по завершении; садиться за трапезу и выходить из-за стола. Господь говорит «Без меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Как это понимать? А так. Ничего основательного, доброго, по-настоящему успешного и полезного для вечной жизни мы не сможем сделать, если не связываем этого с Богом. Наши распахнувшиеся ранним утром глаза и мирный закат солнца, который мы наблюдаем – это воля Бога. Если Бог – источник жизни – как можно отказываться от Него пить?

Молитва не есть механическое повторение слов и внешнее совершение действий. Все самое главное происходит внутри человека. Душа питается молитвой как растение влагой. От молитвенной росы в сердце произрастают покаяние, радость, смирение, мир, покой…

Преподобный Ефрем Сирин писал, что «в целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы». Наш разговор с Богом – это веревка, за которую мы держимся, не давая себе утонуть в водах житейского океана.

Просите – и дано будет вам

У человека много потребностей. Ему хочется жить в достатке, иметь успех в делах, хорошо зарабатывать, видеть здоровыми и счастливыми своих близких. Человек хочет быть с Богом, осознает он это, или нет. Со страниц Священного Писания Господь говорит нам

«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). То есть самые невероятные наши просьбы могут быть исполнены, иногда даже нарушая законы физики и рациональной логики.

Но только в том случае, если от этого мы получим пользу своей душе. «Чудеса в мелочах» наверняка происходили в жизни каждого христианина. Нам известно несметное количество случаев, когда «приговоренный» к смерти врачами человек получал исцеление от глубокой веры или искренней молитвы своих близких. Кто-то сдал экзамен в институт, нашел достойную спутницу жизни, устроился на хорошую работу, примирился с обидчиком или получил неожиданный ответ на мучавший его вопрос.

Соборная молитва

Господь основал Церковь и призвал ее чад регулярно собираться на соборную молитву:

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Именно для того и существуют православные храмы, чтобы мы могли встречаться и коллективно обращать свои просьбы к Творцу.

Можно сказать, это одна из основных задач.

Святые отцы говорили, что одна молитва «Господи, помилуй» в церкви равна тысячи таких вне ее стен!

Во время богослужения на ектеньях мы слышим прошения дьякона о спасении наших (т.е. христианских) душ, о мире во всем мире, о Православной Церкви и нашей стране, и так далее. Просит Бога о чем-то своем в это время каждый молящийся.

Если мы «ничего не можем творить» без Бога и хотим что-то изменить в нашей жизни, понимая, что самостоятельно мы не справимся (а мы и не справимся), значит, мы будем просить об этом Отца. Но любая молитва многократно усиливается при участии еще хотя бы одного человека, и, несомненно, в стенах храма.

Соборная молитва во время ВОВ

Церковная записка с именами

С древних времен в Поместных Церквях существует обычай подачи записок с именами. На Руси старейшие свидетельства об этом относятся к домонгольскому периоду — 12 веку! На проскомидии священнослужитель возносит молитвы к Богу и живых и умерших. Существует также традиция прошения в разных нуждах человека к святым. Совершаются такие просьбы вне литургии, во время чтения канонов или акафистов на молебнах. Святые, уже прославленные Богом, вошедшие в «Царствие Его», выступают нашими помощниками. Мы как бы приглашаем их на соборную молитву и просим святых помолиться Богу о своей просьбе.

Церковная записка – это разовое поминовение человека о здравии или упокоении. Можно сказать, что мы приглашаем к молитве о душе человека или просьбе в исполнении прошения священника, который читает записку и всех присутствующих в храме. Но в таких случаях очень важно, чтобы молился и сам человек, подавший записку. Обстоятельства жизни могут не позволить ему присутствовать на богослужении. Но в свободное время, конечно же, человеку необходимо подвигнуть себя на молитву о просимом.

Дорога к Богу

Протоиерей Андрей Ткачев однажды сравнил привычку молиться с… привычкой мыться.

Как тело наше испытывает свежесть от водных процедур, так и душа очищается молитвой от духовной грязи.

За день мы подходим к умывальнику ни один раз. Так почему же мы так мало молимся? Царь Давид упоминает в псалмах об обычае семикратной суточной молитвы. После Пришествия Христа эта традиция сохранилась, но особенности жизни и рост христианских общин внес свои коррективы, и теперь даже храмовое богослужение совершается два раза в сутки – вечером и утром.

Святые отцы разных времен призывают нас совершать «дело дел» регулярно.

Мы сокрушаемся о том, что у нас в жизни возникают какие-то проблемы и неурядицы. Человек даже в ситуации тотальной «непрухи» способен игнорировать и не замечать спасательный круг молитвы. Но бедственное положение вещей в нашей жизни является стопроцентным следствием нарушения духовных законов. Дыхание наших легких непрерывно и символизирует жизнь.

Отсутствие дыхания – это смерть, а отсутствие молитвы – смерть души.

Не посылаем мы Воздуху жизни сигналов в потребности о Нем. Напротив, «всяко дыхание да хвалит Господа», призывает нас царь Давид в 150-м псалме.

Каждый день – это замкнутый цикл, состоящий из дня и ночи. Церковное предание сохранило для нас уникальную практику молитвы: соборного и келейного богослужения; моления со священником и мирским чином; звучное славословие и исихазм. Мы обладаем вековым сокровищем духа, способным открывать перед нами запредельные глубины Божественного мира. Мы призваны непрестанно плыть на галере своей души в чистых водах священной молитвы к Отцу, Который ждал нас вчера, ждет сегодня и непременно будет ждать завтра. В обителях вечного Света, Радости и Любви.

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Войти через uID

Форма входа

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Крещение Господне

19 января
Крещение Господне

–>

Богослужения
Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Из церковной жизни
Церковные Таинства
Духовное просвещение
Здоровье душевное и телесное
Литература, искусство
Церковь и общество
Видео

Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Предстоящие события
Главная » Статьи » Как мы веруем

Молитва – дыхание души

“Молитва есть дыхание души, как воздух – дыхание естественное тела”, – писал о молитве святой праведный Иоанн Кронштадтский. Без молитвы нет христианина. Именно она является тем средством, которое помогает нам общаться с Богом. Когда-то, в раю, человек находился с Творцом в постоянном общении. Но после грехопадения способность слышать Бога была людьми практически утеряна, а потребность осталась. Поэтому так тоскливо и тревожно бывает на душе без молитвы, без обращения к Создателю.

О необходимости молитвы говорил Своим ученикам и Господь наш Иисус Христос. Сам Он молился Своему Отцу Небесному постоянно: и за учеников, и о помощи в перенесении крестных страданий. Молился, потому что Его человеческая природа не могла жить без молитвы. И мы помним, насколько духовно сильным было это моление – до кровавого пота. Самим Спасителем подарена нам молитва “Отче наш”, и это еще одно подтверждение тому, что христианину молиться так же необходимо, как дышать.

Однако современному человеку молитва дается непросто. Можно сказать, что это настоящий труд души, к которому нужно себя принуждать и которому необходимо учиться.

Как правильно молиться? Что такое молитвенное правило и для чего оно необходимо? Ответы на эти и другие вопросы – в наших ближайших публикациях.

Святые о молитве

Благозвучен и доходит до Божия слуха голос – не вопль, с напряжением издаваемый, но помышление, воссылаемое от чистой совести.

Свт. Григорий Нисский

Не обилие слов умоляет Бога, но душа, чистая и являющая добрые дела.

Свт. Иоанн Златоуст

Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый.

Свт. Иоанн Златоуст

Для молитвы требуется не известное положение тела, место или время, но мысль добрая и бодрая.

Свт. Иоанн Златоуст

Всячески старайтесь понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал вам простосердечие и незлобие и избавил вас от противных страстей.

Прп. Исаия Отшельник

Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования, тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы.

Прп. Нил Синайский

Фото: Галина Акулова

О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы
Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто – и зачем. ), либо потому, что “заботы века сего” настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.

Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 1
Автор: Виталий Питанов
В современной России широко распространены духовные практики, чуждые Православию, имеющие свои корни в неоиндуизме – прежде всего, это мантра-йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций. В данной статье автор попытается ответить на следующие вопросы: действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями, практикуемыми в неоиндуизме, и православными молитвами? А также можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству?

Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 2
Автор: Виталий Питанов
После общего знакомства с мантрами и медитациями неоиндуизма обратимся к Православию. Для начала приведем несколько слов святых отцов о молитве в целом

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Молитва – дыхание души

Возлюбленные братья и сестры!

Мы — монахи самые счастливые люди на земле и на небе, потому что мы оставили все и последовали за Христом! Христос — наша радость, наше счастье, наше надежда. Он — наша Любовь, предел наших желаний. Цель нашей монашеской жизни — соединиться со Христом и обрести утраченный Адамом Рай. «Христос — это Рай чадо мое, — говорил блаженный Старец Порфирий. Что такое Рай? Это Христос. Рай начинается от сюда. Кто здесь на земле живет во Христе, тот живет в Раю. Наше дело заключается в том, чтобы быть со Христом, чтобы душа пробудилась и возлюбила Христа, стала святой отдалась Божественной любви.

Оптинский Старец Анатолий Зерцалов так писал своей духовной дочери: ” От нас самих зависит наш Рай: потерпи, смирись — и обрящешь Рай в себе самой. Как говорит один святой:” Не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но и Сам Господь с Пречистой Матерью Своею и с сонмом Ангелов и святых»(стр. 57, п. 23)

И в другом письме:” Не ищи себе скорбей, которых ты искать не обязана, но ищи и зело ищи Того, Кого мы с тобою обязаны и неотложно обязаны искать — ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся.” (с.47,п.5)

” Надо так молиться, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого, а только Бог и душа «(Старец Анатолий с.24)

«Но Сам Господь сказал „Без Мене не можете творити ничего“ (Ин. 15,5) .Нам нужна Божественная Благодать. Божественная Благодать научает нас нашему долгу. Но чтобы привлечь Ее, нужна Божественная Любовь, жажда. „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею крепостию твоею….„ — говорит Божественная заповедь. Любовь приводит нас в необходимое для молитвы расположение ума и сердца. Христос Сам войдет и поселится в нашей душе, если только найдет определенные приятные для Него вещи: благое произволение, смирение и любовь. Без этого невозможно сказать: „Господи Иисусе Христе помилуй мя“. — Говорил Старец Порфирий.

Средством же такого тесного соединения с Богом является молитва, то есть настройка своей духовной радиостанции на Божественную волну.” Чтобы Христос явил нам Себя внутри нас, когда мы призываем Его в молитве „Господи Иисусе Христе“, сердце наше должно быть чистым, должно быть свободным от помехи, свободным от ненависти, эгоизма, от злобы. Нужно чтобы мы любили Его, а Он нас. Сам же Господь говорит в Евангелии: „Аще кто любит Меня заповеди мои соблюдет“(Старец Ефрем Филофейский страница 398).

Старец Иосиф Исихаст говорил: ” Чтобы появилась и стала действовать любовь, надо хранить заповеди. Когда ты встаешь ночью и молишься, когда видишь больного и ему сострадаешь, видишь вдову и сирот, стариков и их милуешь, тогда тебя любит Бог. И тогда ты Его любишь. (с. 19).

” Но если в нас есть достойное осуждения, то здесь снова нужно прибегнуть к таинству покаяния. И тайна в том, чтобы попросить прощения и сказать о том духовнику. Для всего этого нужно смирение“.

” Делай по силе,- пишет Старец Анатолий,- делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь, так что и насильно не оторвут от нее, потому что она сладка и радостнотворна. ” Помянух Бога и возвеселихся.” (с. 47 п.5)

„Если, исполняя заповеди Божии, ты сообразуешься с ними и не имеешь угрызений совести, а ощущаешь внутренний мир и делаешь добрые дела, то легко входишь в молитву, не замечая этого. Потом просто ждешь, пока не придет благодать.

Во всем что бы ни случилось, нужно укорять самих себя. Молиться со смирением не оправдываться. Малейшее недоброжелательство, ропот на ближнего, тайная обида влияют на душу и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не дерзает приблизиться“ (Старец Порфирий ст.200)

” Наши молитвы не бывают услышаны, потому что мы не бываем достойны. Нужно стать достойными чтобы молиться. ” Телесное око не терпит и малейшей порошинки в себя принять, так и совесть замаравшим не можно молитвы коснуться“- говорил прп. Моисей Оптинский. Мы недостойны, потому что не любим ближнего как самого себя. Что говорит Сам Христос? ” Итак, если ты принесешь дар твой пред жертвенником и там вспомнишь, что брат твой имеет против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда принеси дар твой. (Мф 5, 23–24). Прежде, нежели приступишь к молитве, пойди примирись с братом своим и попроси прощения, чтобы стать достойным. Если этого не произойдет, то ты не сможешь молиться. Когда все уладишь и приготовишься, тогда идешь и приносишь дар свой.

Что может затруднить наше дыхание? Болезнь дыхательных путей (т.е внутренняя греховность и нечистота помыслов), либо загрязненность атмосферы (т.е пребывание наше во внешней суете и рассеянности). Бог — это таинство, это молчание. Он Сам учил нас: ” войди в клеть твою и помолись Отцу твоему, Который в тайне». Если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и исполняется всяких нечестивых мыслей, о которых пересказать бывает стыдно. (Пр. Варсонофий Оптинский).

Золото должно быть очищено огнем, а монах искушениями и скорбями. «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и помышлением, следовательно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, или мгновенным Божиим сверлом». (Пр. Лев Оптинский). Старец Иосиф Исихаст пишет: «Жизнь человека, дитя мое,- скорбь, ибо она проходится в изгнании. Не ищи совершенного успокоения. Христос наш поднял Крест, и мы поднимем. Если вытерпим все скорби, найдем благодать у Господа. Поэтому Господь оставляет нас искушаться, чтобы испытать нашу ревность и любовь к Нему. Поэтому нужно терпение. Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному не достигает меры праведности и совершенства» (ст.30).

Особенно ненавистен Благодати фарисейский дух осуждения ближнего. «Смотри не осуждай,- пишет Старец Иосиф Исихаст,- ибо от этого попускает Бог и благодать уходит, и оставляет тебя Господь падать, смиряться, видеть собственные ошибки. Когда приходит благодать, становится человек духовным. И все ему кажется добрым и прекрасным. Тогда он всех любит, имеет умиление, слезы, теплую душу. Но когда отойдет благодать чтобы человек был испытан, тогда все становится плотским и падает душа. Ты, однако, не теряй твоего усердия, но возглашай постоянно молитву с понуждением, с силой, с большой болью: „Господи Иисусе Христе помилуй мя“. Дыхание человека не прекращается пока он жив. Легко ли ему дышится или охватывает удушье, но совсем не дышать он не может, это верная смерть. Так и молитва есть дыхание души, и поэтому она не должна прерываться. „И как бы глядя мысленно на Христа говори ему: ” Благодарю, тя Христе мой, за то доброе что Ты дал мне, и за злое, от которого страдаю. Слава Тебе Боже мой!“ И когда вытерпишь снова придет благодать, снова — радость. Однако и снова — искушения и печаль, смятение и нервы. Но и снова борьба, победа, благодарение. И это бывает до тех пор, пока мало — помалу не очистишься от страстей и не станешь духовным. И со временем приходишь в бесстрастие». (Старец Иосиф Исихаст ст. 31).

«Подвиг, дитя мое требует лишений. Добра не найдешь в ваннах и приятной жизни. Требуется подвиг и много труда. Нужно, чтобы ты взывал день и ночь ко Христу. Нужно терпение во всех искушениях и скорбях. Нужно давить гнев и похоть.«(ст.31).

„Очень устанешь, прежде чем уразумеешь, что молитва без внимания и трезвения — это потеря времени, труд без платы. Нужно, чтобы при всех чувствах внутри и снаружи, ты поставил неусыпного сторожа — внимание. Ибо без него ум и сила души расплескиваются через глаза и привычки, как бесполезная вода, текущая по дорогам. Никто никогда не обрел молитвы без внимания и трезвения. Никто никогда не удостоился подняться к вышнему без того чтобы пренебречь низшим. „(Старец Иосиф Исихаст)

Когда Оптинскому Старцу Амвросию жаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал:” Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: , ! — так помаленьку проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!“ (с.160)“ Некто спросил монаха:” Кто тебя научил молиться?» — Он ответил:” Бесы.« — ” Как бесы?» — ” Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой ” (с. 159)

И так, делание умной молитвы — это понуждение себя говорить непрестанно молитву устами без перерыва. В начале быстро, чтобы не успел ум образовать помысл рассеяния, внимая только словам «Господи Иисусе Христе помилуй мя». Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам это говорит. И услаждаешься как будто мед у тебя в устах. И хочешь все время говорить это. И если оставляешь, очень огорчаешься.

И так, везде произносится молитва: и сидя, и в постели, и на ходу и стоя. «Непрестанно молитесь, за все благодарите,« — говорит Апостол(1Фес 5, 17). Нужна борьба: стоя, сидя. Когда устаешь, тогда садишься и опять встаешь, чтобы тебя не одолел сон.

Это называется деланием. Ты показываешь свое намерение Богу. Все же заключено в Нем, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает все. Она — движущая сила» (Старец Иосиф Исихаст ст. 19).

Достойными становятся те, кто желает и жаждет стать Христовым, кто предается Воле Божией. Не иметь своей воли — это очень ценно, это все. Поэтому святые отцы говорили, что молитва находится внутри послушания. Раб не имеет своей воли. Отсечения своей воли возможно достичь одним простым способом, — говорит Старец Порфирий — посредством любви ко Христу и исполнения Его заповедей.

Не будем молитвой насиловать Бога. Не будем просить у Бога избавить нас от , от болезней или разрешить наши проблемы. Но будем просить у Него силы и укрепления, чтобы перенести все. Как Он с благородством стучит в дверь нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. Если Бог не дает того, чего мы просим, то для этого у Него есть Своя причина. Молитва — это прежде всего, полное доверие Богу как Любящему Отцу, Его Благому Промыслу. Достаточно сказать: Господи Иисусе Христе помилуй мя. Богу нет нужды узнавать у нас, в чем мы нуждаемся. Он знает о всем этом несравнено лучше нас с вами и подает нам Свою Любовь. Задача состоит в том, чтобы быть благодарными, чтобы ответить на эту Любовь молитвой и хранением Его заповедей. Будем просить, чтобы исполнилась воля Божия. Это самое полезное, самое безопасное для нас и для тех, за кого мы молимся. Христос все нам подает в изобилии. Но если есть хотя бы малейший эгоизм, не бывает ничего. Высшая любовь к Богу выражается как благодарность. Нам необходимо любить, это не обязанность, это жизненная потребность.

Возлюбим молитву, беседу с Господом. Все заключается в любви, в ревности ко Господу, Жениху Христу. Станем достойными Любви Христовой.

Будем готовиться к молитве молитвой — как втайне молится Священник за Божественной Литургией:

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия Нетленный Свет, и мысленныя наши отверзи очи во Евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправши, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1.Старец Порфирий Кавсокаливит ” Житие и слова”Изд. Св.-Никольского Черноостровского

Малоярославец 2008 г.

2. Архим. Ефрем Святогорец 2 Отеческие советы ” Саратов 2006 г.

3. Старец Иосиф Исихаст ” Изложение монашеского опыта „

4“. Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия ” Изд. Введенской Оптиной Пустыни 1994 г.

5.Архим. Иоанн Маслов ” Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие „

Изд. Братства Свт. Алексия. Москва 1993 г.

6. Преп. Варсонофий Оптинский ” Духовное наследие ” Т.-С. Лавра 2010

Молитва как дыхание души

Цель жизни православного христианина — соединение с Богом. Слово религия так и переводится с латинского языка — восстановление связи. (Отсюда, например, и слово лига — в музыкальной грамоте дуга, соединяющая ноты.)

Наша христианская религия также называется православной верой. Слова вера, доверие, уверенность однокоренные. Мы верим в Бога и доверяем Ему. У нас есть уверенность, что Господь всегда рядом, всегда близко и никогда не оставит Своих чад, обращающихся к Нему. Именно уверенность, а не самоуверенность, то есть надежда только на свои собственные немощные силы. Христианин знает, что в его жизни действует Промысл Божий (то есть забота Бога о нас), который ведет его порой через сложные испытания ко спасению. Вот почему православный не одинок в этом мире. Бог никогда его не оставит. Этим он отличается от людей неверующих или маловеров. Их жизнь — постоянное напряжение, страх: как выжить в этом мире? Что будет завтра? У православного человека не должно быть страха перед настоящим и будущим. Совершенная любовь к Богу, вера в Него изгоняет страх (1 Ин 4, 18). Но вера — не просто признание того, что существует некий Космический Разум, Абсолют, это — живая связь с Живым Богом.

Без веры невозможно действие ни одного Таинства или даже обряда. Благодать Божия, исцеляющая и укрепляющая нас, подается только по нашей личной вере. Священнодействие не магический ритуал: за нас совершили какое-то действие, и теперь у нас все будет хорошо. Нет, нужно открыть свое сердце Богу, обратиться к Нему лично.

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь совершает чудеса (в том числе исцеления) или по вере обращающихся к Нему, или по вере тех людей, которые просят за болящих. Например, однажды Христос учил народ в некоем доме и к этому дому принесли расслабленного, парализованного человека. Не имея возможности из-за многолюдства войти в дом, принесшие разобрали кровлю и спустили постель с болящим через крышу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк 2, 5). И исцелил его. То есть чудо совершилось по вере друзей расслабленного, которые очень хотели его исцеления.

А вот пример личного обращения. Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потратившая все имение свое на врачей, имела крепкую веру в то, что, только прикоснувшись к одежде Спасителя, она получит исцеление. И вера ее не была посрамлена. Прикоснувшись к ризе Христа, она получила исцеление. Сам Господь похвалил ее веру, сказав: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф 9, 22). И таких примеров в Священном Писании немало.

Самые главные вопросы — как обрести веру и как укрепить ее в своем сердце? Вера приобретается через обращение к Богу, через молитву. Молясь, человек начинает чувствовать присутствие Божие в своей жизни, и ему уже не нужны другие доказательства бытия Божия. Он знает, что, обращаясь с молитвой к Господу, он получает просимое. Второе, чем укрепляется вера, это благодарность Богу. Необходимо замечать в своей жизни благодеяния и дары Божии, изливаемые на нас. Притом благодарить Господа нужно не только за приятные минуты жизни, но и за посылаемые испытания. «Случилось хорошее — благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось плохое — благословляй Бога, и плохое прекратится. Слава Богу за все!» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

В молитвах мы обращаемся не только к Богу, но и к Матери Божией, Пресвятой Богородице: Она — Мать всех православных христиан. Когда Спаситель был пригвожден ко Кресту, испытывал муки и страдания за людей, Он увидел апостола Иоанна Богослова и Свою Матерь, стоящих у Креста. Господь сказал Ей: се, сын Твой, а ученику — се, Матерь твоя! Этим Он в лице Иоанна Богослова усыновил Матери Божией весь род христианский. И с тех пор мы обращаемся к Ней как нашей Заступнице и Ходатаице перед Ее Сыном.

Также мы молимся святым угодникам Божиим и святым Ангелам, как нашим небесным покровителям и молитвенникам за нас у Престола Божиего. Они хранят нас от всякого зла и помогают в добрых делах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector