Молитва ко святой царицы феодоры - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва ко святой царицы феодоры

Молитва ко святой царицы феодоры

Где молиться Святой Царице Феодоре?

При совершении паломничества, у вас есть возможность обратиться с молитвой Святой Царице Феодоре, на месте ее погребения, на могиле Святой. Такие молитвы считаются более действенными и вполне нормальны для всех христиан. Другое дело, что паломничество на могилу с молитвенным обращением к Святой Царице Феодоре – это «целая история». Решиться на которую, готов не всякий верующий, желающий помолиться Святой Царице Феодоре. По Православной традиции правильно молиться Святой Царице Феодоре можно как дома, так и в церкви. В какой церкви лучше всего молиться Святой Царице Феодоре? Лучше всего, с точки зрения христианина, обратиться с молитвой Святой Царице Феодоре в храме, построенном и освященном в ее честь. Однако, найти именно такую церковь в вашем городе может оказаться затруднительно. Поэтому, православная традиция рекомендует молиться Святой Царице Феодоре в тех храмах, где есть ее икона или частица мощей. Специальной молитвенной формулы или особенного ритуала для обращения Святой Царице Феодоре, христианская церковь не предусматривает. Хотя, вы можете найти сборники молитв, в которых есть и молитва Святой Царице Феодоре. В том случае, если вы не имеете такой возможности или времени на посещение церкви для молитвы Святой Царице Феодоре, то помолиться можно и дома, самостоятельно.

  • Церковь это.
  • Как правильно ходить в церковь.

    Как правильно молиться Святой Царице Феодоре дома самостоятельно?

    Для обращения с молитвой к Святой Царице Феодоре лучше иметь дома ее икону. Икона является каноническим изображением Святой, утвержденным церковью для почитания ее. Молиться Святой Царице Феодоре используя НЕ церковные изображения, самодельные иконы, не освященные в храме, для христианина – это неприемлемая практика. Но можно использовать для молитвы Святой фотографии канонических икон и их изображения сделанные типографским способом. Обычно напечатанные в типографии изображения икон имеют основой только каноническое изображение Святой и весь тираж целиком или каждая такая напечатанная икона отдельно, получают благословение от того епископа, в чьей епархии выполняются типографские работы. Христианская техника правильной молитвы Святой Царице Феодоре подразумевает важнейший момент. Вы, смотря на икону Святой и молясь перед иконой дома, ни в коем случае не должны молиться самой иконе, как предмету. Не должны обращаться к иконе в ходе молитвы, просить икону, говорить с ней, ждать от иконы ответа и так далее. Подразумевать присутствие Святой непосредственно в иконе. Такие молитвенные техники существуют в оккультизме и христианами не используются, ни при каком условии. Молясь Святой Царице Феодоре перед иконой, вы обращаете духовный взор и слова молитвы к самой Святой. Пребывающей сейчас в Царствии Божьем. Чудотворная икона Святой Царице Феодоре, прославляется чудесами, исцелениями, мироточением иконы и другими чудесными проявлениями. Но почитание иконы Святой, для христианина не должно быть связано с ее одушевлением или наделением иконы характеристиками свойственными личности Святой.

  • Как правильно молиться.
  • Правила поведения в Православной церкви.

    Молитва Святой Царице Феодоре может быть предварена зажжением свечи принесенной из храма, монастыря или привезенной из паломничества по Святым Местам. Сколько свечей надо ставить, чтобы правильно помолиться? Достаточно одной свечи. По Православной традиции обычно верующие следуют правилу: одна свеча – одна молитва. Однако, запрета ставить несколько свечей перед одной иконой, тоже нет. Главное тут не пытаться «угадать систему», не следовать суеверным приметам и не слушать чужих советов о том, сколько надо ставить свечей Святой Царице Феодоре. Чтобы не впадать в грех волхования, не следовать учению нумерологии. Не пытаться неосознанно ворожить на четном и нечетном количестве свечей, как это рекомендуют делать при молитве астрологи и экстрасенсы. В Православном христианстве свеча имеет значение символической бескровной жертвы. Однако с тем пониманием, что свеча – это жертва Богу, а не Святой Царице Феодоре. Во время молитвы Святой Царице Феодоре, христианин не пытается наблюдать за горением свечки, поведением пламени, формой копоти, цветом огня или его яркостью. Как и не занимается толкованием формы наплывов на свече при молитве. Не пугается потухшей свечки или упавшей, наклонившейся, согнувшейся при горении в странную форму. Трактуя происходящее, в эзотерических категориях, как «ответ» на молитву или «контакт». Это уже не Православная христианская молитва Святой Царице Феодоре, а гадание на свече перед иконой. Эзотерическая разновидность волхования или ворожбы, несовместимая с верой в Бога. Зажигание свечи перед молитвой Святой, не понимается христианином, как «начало обряда», как некое магическое действие, но производится с уважением, серьезностью и пониманием того, что в данном случае свечка – это символическая бескровная жертва Богу. Важно осознавать, что мы ставим свечу не самой Святой Царице Феодоре (как некий дар), а зажигаем свечку ПЕРЕД ее иконой. Настраивая себя на молитвенный лад, изменяя свое настроение для молитвы Святой. Если вопрос о том, сколько ставить свечей перед иконой так уж принципиально важен для вас. То зажгите: либо одну свечку, либо поставьте три свечи. Четное количество свечей для молитвы Святой Царице Феодоре может вызывать неприятные ассоциации, а число свечей – семь, будет «дискредитировано» ритуалом наведения порчи. Семь свечей ставят за здравие врагов, когда «наводят порчу» или делают сглаз. Две свечи, если мне не изменяет память, используют буддисты в каком-то обряде. Но это уже суеверия, не имеющие отношения к христианству. Серьезно воспринимать их нельзя.

  • Если свеча погасла в церкви.
  • Сколько свечей ставить в церкви.
  • Где ставить свечи в церкви.
  • Где ставить в церкви свечи за упокой.
  • Как ставить свечу за здравие.
  • Можно ли ставить свечи при месячных.
  • Свечи за здравие врагов.
  • Свечи за здравие и упокой.
  • Потухла свеча за здравие.
  • Потухла свеча за упокой.

    Святая вода, может быть выпита перед молитвой Святой Царице Феодоре. Сколько святой воды надо пить перед молитвой? Выпивайте любое количество святой воды, которое покажется вам комфортным. Правило: «чем больше, тем лучше», здесь не «работает». Можно ограничиться даже одним глотком святой воды. Но, не отпивая ее из посуды, а выпив приготовленную заранее порцию полностью. Желательно выпить святую воду перед утренней молитвой Святой натощак, до приема пищи, не отрываясь, не делая нескольких «подходов» и не волнуясь. Святая вода считается полезным средством дополняющим молитву христианина. Как обязательный «ритуал» в любом случае предваряющей молитву Святой Царице Феодоре, «прием» святой воды Православной церковью не рассматривается. Необычные ощущения, если они возникают при приеме святой воды или контакте ее с нашим телом, а особенно позывы к рвоте, жжение, изжога, болевые симптомы, покраснение кожи, нарывы, гнойники, воспаления. Не связаны непосредственно с молитвой Святой Царице Феодоре и понимаются христианином, как действие нечистой силы, не желающей вашей молитвы Святой, препятствующей ее чтению. Предполагать сразу же признаки забесовления – не нужно. Однако обсудить происходящее с вами при чтении молитвы Святой Царице Феодоре, необходимо со священником или своим духовником.

  • Православная Церковь это.
  • Приметы, связанные с церковью.

    Обращаясь с молитвой к Святой Царице Феодоре, христианин не просит, чтобы она помогла ему «своей силой». Все чудеса Святые Угодники творят только силой Господа нашего. А молимся мы Святой Царице Феодоре о том, чтобы она помолилась за нас Богу. Надеясь на то, что ее молитва будет услышана прежде нашей и более благосклонно принята Богом, как заступничество Святой за нас перед Господом нашим. Естественно для верующего, что молитва Святой Царице Феодоре, должна быть христианской не только по форме, но и по сути. Что исключает, делает невозможным обращение к Святой Царице Феодоре за защитой от сглаза, охране от порчи, снятием проклятия, предохранением от магии, колдунов, ведьмы и так далее. Где найти молитву Святой? Текст молитвы можно найти в сборнике, в молитвеннике или найти на сайте. И читать молитву по книге. Однако, самостоятельно составленное молитвенное обращение, в «неформальном стиле», искреннее и учитывающее все требования к христианским молитвам – ни чуть не худший вариант помолиться Святой Царице Феодоре. Вера в то, что молитва Святой – это некая продуманная формула, обеспечивающая за счет «единственно правильной связи слов» действенность обращения к Святой Царице Феодоре, является верой в магию. А сам молитва становится попыткой «немного поколдовать». Главное в молитве – это ваша искренность, а не то, как в тексте «правильно собраны словесные конструкции». Молитва Святой – это НЕ ЗАКЛИНАНИЕ и не формула ПРИЗЫВА, обращенного молящимся в мир духов. Поэтому, нет принципиальной разницы, будете ли вы читать молитву вслух, соблюдая определенные интонации голосом, громко или тихо, шепотом. Либо станете молиться про себя, в молчании. Не путайте пожалуйста, такие вещи, как магию и христианство, когда хотите помолиться, быть услышанным. Это принципиально важно понимать во время вашей молитвы Святой Царице Феодоре.

  • Молитва от порчи на смерть.
  • Молитва от сглаза.
  • Порча на смерть.
  • На что наводят порчу.
  • Порча, последствия порчи.
  • Как распознать порчу. Как определить порчу.
  • Как снять порчу в церкви. Снятие порчи в церкви.

    Техника правильной молитвы в Православии.

    Правильная молитва к Святой Царице Феодоре исключает для христианина использование медитаций, излишне глубокого сосредоточения, отключения от мира, фиксации сознания на пламени свечи, специальных дыхательных упражнений или других подобных техник. Медитативные молитвенные техники и молитвы-медитации, о которых столь часто говорят по телевизору экстрасенсы и целители, для мирян, не имеющих большого молитвенного опыта не рекомендованы церковью и не практикуются христианами (кроме монахов, отшельников, аскетов). В отличие от Католической церкви, православные не распаляют воображение во время молитвы Святой Царице Феодоре, представляя себе как можно полнее и ярче образ того, к кому обращена молитва. В практической технике правильной молитвы не должны присутствовать элементы непосредственного общения, задавание вопросов и получение ответов на них, голоса, видения, шум, головокружение, слабость, задержки дыхания, появление Знаков. Молитва Святой Царице Феодоре не является исключением из общих правил правильной молитвенной техники христианина. Хотя, для представителей других религиозных систем, например для людей занимающихся йогой, техники «усиления» молитвы настоятельно рекомендуются как «полезные и эффективные» способы молиться Святой Царице Феодоре. Прежде чем использовать такие техники молитвы Святой Царице Феодоре, посоветуйтесь с духовником или другим священником. Скорее всего, он не рекомендует вам их использование, что не должно восприниматься как невежество, догматизм, не современность или узость взглядов православного батюшки. В данном случае он заботится о вашем здоровье, выражает позицию всей Православной церкви, учитывающую молитвенный опыт всех христиан за период более 2000 лет.

  • Медитации и христианство.
  • Православие: йога это грех?
  • Женская йога.
  • Молитва от экстрасенсов и колдунов.
  • Как найти духовника.

    О чем молятся христиане, что просят при молитве к Святым.

    О детях, о здравии, о здоровье, о зачатии, об исцелении, о работе, о любви, о беременности (чтобы забеременеть), о помощи, о матери, о семье, о деньгах, о сыне, о болящих, о благополучии, о дочери, о выздоровлении, о прощении, о муже, о сохранении, о мире, о здоровье ребенка, о любимом, о зачатии ребенка, о жизни, о человеке, о прощении грехов, о возвращении, о рождении, о родителях, о здравии ребенка, о усопших, о здравии болящего, о продаже, о Украине, о рождении ребенка, о здоровом ребенке, о защите, о маме, о России, о даровании детей, о делах, о душе, о родах, о сохранении семьи, о больном, о больных, о спасении, о доме, о даче, о младенце, о счастье, о сохранении беременности, о беременных, о квартире, о личной жизни, о примирении, о рождении здорового ребенка, о отце, о здоровье матери, о соглашении, о жилье, о женщине, о мире в Украине, о путешествующих, о жене, о чадах, о помощи в работе, о торговле, о близких, о близком, о возвращении любимого, о замужестве дочери, о учебе, о исцелении, о умерших, о упокоении, о новопреставленном, о продаже квартиры, о ангеле хранителе, о выздоровлении ребенка, о супруге, о любимом человеке, о помощи в делах, о животных, о возвращении мужа, о браке, о благополучии в семье, о силе, о врагах, о сердце, о живых, о беременной женщине, о семейном благополучии, о продаже дома, о пути, о девушке, о вразумлении, о болящих детях, о сне, о прощении, о Мазепе, о выздоровлении больного, о разрешении, о замужестве дочери, о зачатии здорового ребенка, о женитьбе, о сдаче экзамена, о желании, о поиске работы, о ненавидящих, о парне, о гетмане Мазепе, о войне, о болезнях, о спокойствии, о терпении, о здравии матери, о здоровье родных, о хорошей работе, о родных и близких, о покаянии, о отношениях, о заключенном, о задержании, о внуках, о достатке, о обидящих нас, о обидящих и ненавидящих, о здоровье близких, о помощи в учебе, о долгах, о детях.

    Главная Новости Металлоконструкции Галерея Контакты
    © ЧП Колесник 2010-2011

    Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
    Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

    24 февраля. Праведная Феодора, царица Греческая

    Аудио

    Церковный календарь. 24 февраля (11 февраля ст. стиль).

    Сплошная седмица, поста нет.

    Сегодня Церковь творит память: сщмч. Власия Севастийского, епископа пострадавшего в начале IV века. Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон в IX веке. Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Новгородского, Псковского чудотворца (XI – XII вв.). Прп. Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского (XIV).

    Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

    Братья и сестры, сегодня мы поразмышляем о праведности православных императоров, особенно тех, что были прославлены в лике святых. Можно ли сравнивать праведность простого человека с праведностью императора, облеченного колоссальной властью? Ответить на этот вопрос нам поможет жизненный путь святой праведной Феодоры, византийской императрицы, жены императора-иконоборца Феофила, игравшей впоследствии роль регента при своем сыне императоре Михаиле III в период с 842 по 856 год.

    Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (на севере Малой Азии) в городе Эви́ссе в семье военного командира – друнгария Марина и Феоктисты. Семья Феодоры имела армянское происхождение. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Феодора стала женой императора Феофила, который выбрал ее на смотре самых красивых девушек империи, проведенном по указанию его мачехи Евфросинии. Венчание Феодоры и Феофила состоялось в 831 году. После брака вся семья Феодоры была приглашена ко двору; быструю карьеру при дворе сделали ее братья Петрон и Варда. В браке у Феодоры родилось пять дочерей и два сына — старший Константин, утонувший в детстве, и младший Михаил, ставший в 842 году императором. Вместе с Феодорой в императорской иконоборческой семье появилось тайное иконопочитание. Ее супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора, хотя и пыталась оказывать поддержку своим друзьям-единомышленникам, но сама была вынуждена скрывать иконы от мужа и придворных. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов на своей половине дворца. К иконопочитанию втайне от императора приучали и его детей, которые часто бывали в доме их бабки Феоктисты, матери Феодоры. Император не наказывал Феоктисту, которой одной по праву родства дозволяли осуждать иконоборчество, но в конце концов запретил возить детей к бабке.

    На смертном одре в январе 842 года Феофил провозгласил Феодору регентшей при своем двухлетнем сыне Михаиле до совершеннолетия юного монарха. Империей в период регентства вместе с Феодорой управлял Совет, состоящий из логофета Феоктиста, Варды, брата Феодоры, и магистра Мануила, дяди Феодоры, которые были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

    Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Первым делом необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Сперва императрица направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол, но тот не подчинился и был свергнут церковным собором. Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе было провозглашено восстановление почитания икон, также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за иконопочитание, а епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр. Интересный факт – одной из просьб императрицы Феодоры к собору было не произносить анафемы на ее покойного мужа и разрешить его от грехов, так как, по ее словам, тот перед смертью раскаялся в грехах и целовал принесенную Феодорой икону. Собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.

    После собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта. В воспоминание об этом событии и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

    В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами, подавление восстания славян в Элладе, миссионерская деятельность среди хазар и болгар. В период ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I. После военных неудач Борис в начале 860-х годов вынес решение о принятии своим народом христианства и был крещен под именем Михаила – в честь сына императрицы Феодоры. Личная роль Феодоры в деле христианизации Болгарии очень велика, а, значит, косвенно и в будущей христианизации Руси.

    В период регентства Феодоры начались преследования иконоборцев и других еретиков. По ее приказанию еретикам-павликианам был предложен выбор – обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в Малой Азии от рук карательных экспедиций под пытками погибло около ста тысяч человек.

    В заслугу Феодоре следует отнести хорошее управление финансами империи. Когда она отошла от дел управления, государственная казна была наполнена, потому как она не любила роскошь и лишние траты.

    Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала высшему чиновнику царской канцелярии логофету Феоктисту, имевшему огромное влияние на Феодору. Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти была готова по примеру тоже прославленной в лике святых императрицы Ирины ослепить своего сына.

    В 856 году сын Феодоры Михаил, которому было 16 лет, по наущению брата Феодоры Варды, оказывавшего сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду и официально оставила регентство, передав всю власть сыну. Вскоре Феодора по приказу своих братьев и сына-императора была насильно пострижена в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она пробыла какое-то время под надзором Варды. Затем, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении божественных книг, мирно скончалась около 867 года. Мощи святой Феодоры в 1460 году были перенесены на Корфу, где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе.

    Братья и сестры, это житие дает нам достаточно пищи для размышлений, заставляет нас без прикрас посмотреть на историю Церкви и общества, на отношения между людьми и власть имущими. Нам нужно поблагодарить Господа за то, что мы живем в такое мирное и человечное время.

    Православные молитвы

    Православные молитвы, церковные песнопения, молитвы (слушатьи скачать). История Греческой церкви. Жизнеописания святых старцев

    Церковь преподобной Феодоры

    Церковь преподобной Феодоры

    В маленьком храме на улице Ерму, недалеко от Айа Софии и от берега, покоятся мощи двух самых любимых в Салониках святых — преподобной Феодоры Мироточивой и преподобного Давида Солунского. Церковь является частью монастыря преподобной Феодоры Мироточивой. Сначала он носил имя
    святого Стефана, а после кончины преподобной Феодоры в 892 году его переименовали в честь этой Святой. Святая Феодора родилась в 812 году на острове Эгина. В 837 году она поступила в обитель святого Стефана, где потом и скончалась. Турки, напав на Салоники в 1430 году, разграбили этот храм и выбросили из раки мощи преподобной Феодоры. Благочестивым христианам удалось их собрать. Во времена турецкого ига храм был известен под названием «Малая Святая София». К сожалению, древние монастырские постройки погибли в пожарах 1890 и 1917 годов. В 1935 году они были возведены заново. В 1957 году здесь возвели второе большое здание, которое сейчас используется для размещения приезжающего погостить православного духовенства. Сам монастырь сейчас не действует.

    В храме, украшенном прекрасными фресками, пребывают под сенью мощи этих святых: справа от входа покоятся мощи преподобного Давида, слева — преподобной Феодоры. Над.мощами находятся фрески со сценами из их житий.

    Преподобная Феодора Мироточивая

    Преподобная Феодора Мироточивая
    Преподобная Феодора родилась на острове Эгина в 812 году в семье протопресвитера (старшего священника) местного собора отца Антония и получила при крещении имя Агапе. Мать девочки умерла вскоре после родов, а отец Антоний, поручив новорожденную дочь заботам ее крестной матери, покинул дом и принял монашеский постриг. В возрасте семи лет девочка была помолвлена и потом выдана замуж, вероятно, в подростковом возрасте. Около 820 года остров подвергся серии опустошительных набегов арабских пиратов, и во время одного из этих набегов был убит единственный брат Агапе, служивший диаконом. Полагая, что набеги будут продолжаться, муж Агапе отправился к ее отцу за советом. Отец Антоний посоветовал им уехать в Салоники, где у семьи были родственники, и сам поехал с ними.

    В Салониках отец Антоний отыскал уединенное место подальше от городской суеты, называвшееся Торопа, и основал там скит. Агапе с мужем устроились в городе. Она родила троих детей, но второй и третий умерли вскоре после рождения. Даже смерть третьего ребенка не сломила Агапе, и она умоляла мужа не отчаиваться, напоминая ему, что Господь благословил их, даровав им детей. Она предложила сделать эту жертву Богу совершенной — отдать старшего ребенка (девочку) в монастырь.

    Муж согласился, и они отвезли шестилетнюю дочь в обитель святого Луки к игуменье Екатерине, своей родственнице, сестре архиепископа Антония Солунского. На следующее утро девочку постригли с именем Феописта, и она осталась в обители. Муж Агапе вскоре после того скончался, и молодая вдова, отметив третий и девятый день по его кончине, быстро раздала все свое имущество. Она отделила третью часть бедным на помин души мужа, а остальное пожертвовала обители святого Стефана, в которую поступила и сама. Зная ее благочестивую жизнь, игумения Анна позволила ей принять постриг сразу. В монашестве она получила имя Феодора. Она всегда жила по вере, и теперь ей это помогло легко приспособиться к монастырским порядкам.

    Приведем два случая из ее монашеской жизни, показывающие силу характеров Феодоры, игумении Анны и Феописты. Через несколько лет после пострига Феописты умерла игумения Екатерина, и девочку привезли к матери в монастырь. Игумения Анна приняла ее. Феодора, вполне естественно, переживала за дочь (при поступлении в обитель Феодоре было только двадцать пять лет), опасаясь, что монастырская жизнь окажется слишком суровой для ребенка, и просила Игумению оказывать Феописте снисхождение в том, что касается одежды и еды. Игумения несколько раз напоминала Феодоре, что ей следует сдерживать естественную привязанность к дочери, и что дитя уже давно посвящено Богу, и не подобает забирать обратно пожертвованное Ему. Как-то раз Анна застала Феодору в заботах о дочери, и, увидев что между матерью и дочкой восстановилась тесная родственная связь, запретила им разговаривать друг с другом.

    Они прожили бок о бок в одной келье пятнадцать лет и ни разу не сказали друг другу ни слова. Когда одной из них нужно было привлечь к чему-либо внимание второй, она прибегала к посредничеству какой-нибудь другой сестры, и таким образом им удавалось сохранять послушание Игуменье без особой горечи и печали. По прошествии пятнадцати лет, когда однажды Феодора тяжело заболела, сестры стали просить Игуменью разрешить узы молчания, сковывавшие мать и дочь. Анна выполнила просьбу сестер, и Феодора с Феопистой смогли свободно общаться до конца своих дней. Узы родства уже не были препятствием на пути духовного возрастания.

    В один год выдалась очень холодная зима. Как-то Игумения велела принести монахиням еду в кельи, а не в трапезную. Принесли котел с водой, но в течение дня, пока он кипел, вода, бурля и переливаясь через край, намочила все, что находилось рядом, в том числе и то место, где обычно спала Феодора. Феодора перенесла свой матрас и овечью шкуру на другое место и продолжала работать. Настоятельница, видя, что она решила найти себе другое место для сна без благословения, воспользовалась возможностью приобрести для нее венец послушания. Она позвала Феодору, отругала за своеволие и нерадивость, проявившуюся в том, что та не испросила благословения. Анна назначила ей епитимью — провести ночь во дворе, на холоде. Феодора безропотно провела ночь на леденящем ветру. С неба потоками лил дождь. Ей некуда было присесть, так как вся земля была насквозь мокрой, и она до самого рассвета просидела на корточках. Утром Анна похвалила ее за послушание в присутствии сестер, уподобив ее Сорока Мученикам Севастийским, и позвала в келью, в тепло. Отвечая на расспросы сестер, недоумевавших, как она смогла выдержать такое испытание, Феодора сказала: «Приняв с верой эту епитимью, я уже не чувствовала ни дождя, ни боли, ни иного какого неудобства, а только радость и счастье — мне казалось, что я нахожусь в теплой купальне».

    Игумения Анна прожила до 120 лет, и в последние годы за ней ухаживала именно Феодора. Когда Анна ушла на покой, Феописта, дочь Феодоры, стала игуменией обители.

    Прожив долгую жизнь в послушании, стяжав монашеские добродетели и сотворив много добрых дел, Феодора скончалась 29 августа 892 года в возрасте восьмидесяти лет. Перед смертью она проболела пять дней и причастилась Святых Христовых Тайн. Сестры, стоявшие у ее смертного одра, видели, как ее лицо просияло неземным светом. Ее чело было усеяно благоуханными капельками пота, а после кончины ее лицо озарилось небесной улыбкой.

    Услышав о ее кончине, близкий друг Феодоры, тяжело больной диакон Димитрий, служивший в церкви святого Димитрия, пришел попрощаться с ней. Он дал ей последнее целование и вдруг почувствовал, что над ним свершилось чудо исцеления. Получили исцеление и еше двое христиан, присутствовавших на погребении. Через девять дней после кончины Феодоры из лампады над ее могилкой стало изливаться благоухающее масло. Сестры собирали его в кастрюли и сковородки и раздавали как благословение. По прошествии двух лет, когда было составлено ее житие, масло все еше истекало из лампады. Мы не знаем, как долго это продолжалось. До сих пор сохранились маленькие свинцовые флаконы с отпечатком образа преподобной Феодоры. В эти флаконы паломники во времена Палеологов (1259—1453) набирали чудотворное лампадное масло, а, возможно, и миро от мощей Преподобной, спустя целых триста лет после ее кончины.

    Меньше чем через месяц после ее погребения солунскому художнику по имени Иоанн несколько раз приснилась преподобная Феодора, с которой он при ее жизни не был знаком. Он посетил ее могилу, удостоверился в подлинности чудес и, не зная, как она выглядела, написал ее икону. Все, кто видел ее при жизни, подтвердили, что художник изобразил ее в точности такой, какой она была. Вера в ее святость возникла и распространилась сразу после ее кончины. К моменту перенесения мощей святой Феодоры, состоявшемуся спустя десять месяцев после погребения, уже были написаны первые стихиры в ее честь. Службы, которыми мы пользуемся для прославления этой Святой, включают произведения ее современника Иоанна Песнописца.

    В храме преподобной Феодоры

    Перед смертью преподобная Феодора попросила дочь похоронить ее отдельно, но священники настаивали, чтобы она, согласно местному обычаю, была похоронена вместе с другими сестрами. Однажды, спустя десять месяцев после кончины Преподобной, часть мраморной крышки гробницы вдруг раскололась с громким треском — сама по себе, без какого-либо воздействия — разделившись на три части в присутствии двух свидетелей, молившихся там. Одной из свидетельниц этого события была Феописта, а второй — парализованная глухонемая женщина, которая тут же исцелилась от всех недугов. В тот же период Феописта постоянно видела сны, в которых мать просила перезахоронить ее так, как она говорила при жизни. И вот через месяц, 3 августа 893 года, по благословению Игумении нетленные мощи преподобной Феодоры были перенесены в каменную гробницу. После этого из тела Святой стало истекать миро. Это миро потом собирали на протяжении столетий, проделав в ногах раки небольшое отверстие. В первые годы после кончины Святой происходили чудеса исцеления таких недугов как паралич, оспа, болезни костей и одержимость. И в наши дни тоже совершаются чудеса по молитвам у мощей преподобной Феодоры. Древнейшая из дошедших до нас икон этой Святой — это фреска одиннадцатого века в храме Айя София в Салониках.

    Церковь празднует день памяти преподобной Феодоры 29 августа, день перенесения ее мощей 3 августа.

    Грешная святая императрица

    Феодора, жена Юстиниана: жадная, развратная и циничная — в описании современника, раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого

    Свидетельства о жизни византийской царицы Феодоры (500–548; на троне с 527 года) чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский проповедник и писатель конца XVII — начала XVIII века. упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры чтят 14 ноября. : «Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».

    Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век © Wikimedia Commons

    Сегодня уже точно известно, что «Тайная история» — исторический подлинник. Прокопий, имевший возможность непосредственно наблюдать жизнь Феодоры, описывал не только ее юность, но и ее замужнюю жизнь как имеющую мало общего с благочестием. Например, так: «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».

    Как же случилось, что эта противоречивая женщина была признана святой?
    Судя по описанию Прокопия, юность Феодоры и вправду была яркой:

    «Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали. Та же поднималась, ничуть не покраснев, но, казалось, даже гордясь подобным представлением. С таким безграничным цинизмом и наглостью она относилась к своему телу, что казалось, будто стыд у нее находится не там, где он, согласно природе, находится у других женщин, а на лице. Те же, кто вступал с ней в близость, уже самим этим явно показывали, что сношения у них происходят не по законам природы. Поэтому когда кому-либо из более благопристойных людей случалось встретить ее на рынке, они отворачивались и поспешно удалялись от нее, чтобы не коснуться одежд этой женщины и таким образом не замарать себя этой нечистью. Для тех, кто видел ее, особенно утром, это считалось дурным предзнаменованием».

    Однако историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что «еще при жизни ее [Феодоры] необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в „Тайной истории“. После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды».

    Актриса и куртизанка Феодора до знакомства с императором Юстинианом. Франция, 1888 год © Leemage / Bridgeman Images / Fotodom

    Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».

    «Сверх всего остального она обладала исключительно страстным темпераментом и быстро добилась успеха, и не только на сцене.
    В профессии, не требующей добродетели, она развлекала, забавляла
    и скандализировала Константинополь. На сцене она решалась на самые нескромные выходки и показывалась самым откровенным образом.
    В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Ей не было тогда
    и двадцати лет».

    В общем, заключает Диль, немудрено, что в таких обстоятельствах у нее было «мало развито нравственное чувство».

    И вот в разгар своей славы Феодора исчезает со сцены светской жизни. Историки установили, что в ту пору она сошлась с любовником — правителем одного из городов римской провинции, была им брошена и осталась без средств к существованию. Тогда ей пришлось перебраться в египетскую столицу — Александрию, которая кроме того что была большим коммерческим центром, также известна с IV века как одна из столиц христианства. Богословские споры, религиозные фанатики всех мастей — в такой обстановке оказалась Феодора. Тут она попала под влияние некоторых церковных деятелей, в частности святителя Чин святых высшей степени священства — архиереев. Тимофея IV Александрийского и будущего святого Севира Антиохийского Антиохийский патриарх (512–518 годы), основатель севирианства. Почитается некоторыми древневосточными церквями как святой. , обращавшегося с проповедями к женщинам. Так что, пишет Диль, «когда она возвратилась в Константинополь, это уже была женщина более положительная, зрелая, чувствовавшая усталость от скитальческой жизни и безумных приключений; она старалась, искренно ли или нет, вести самую уединенную и целомудренную жизнь. Одно предание гласит, что она жила в маленьком домике, скромно и честно, занималась пряжей и охраняла дом, как римские матроны доброго старого времени. Тут она и встретилась с Юстинианом». Юстиниан влюбился до безумия, сошелся с ней сначала как с любовницей, потом ее возвел в сан патрикии, осыпал всевозможными милостями, богатствами и наделил полномочиями.

    Вероятно, здесь и начинается другая Феодора — «великая императрица, занимавшая значительное место возле Юстиниана и часто игравшая в делах правления решающую роль, женщина ума выдающегося, редкой сообразительности, энергичная, существо деспотическое и высокомерное, неистовое и страстное, настолько сложное, что часто могла всякого сбить с толку».

    В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала
    и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.

    Одна из самых ярких политических побед Феодоры — усмирение бунта, названного словом «Ника»: бунтовщики объединились против Юстиниана, сожгли центр города (храмы, термы, сенат) и выдвинули в качестве претендентов на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора произнесла в синклите вдохновенную речь, в результате которой все одумались, вооруженные силы были приведены в готовность, бунтовщики подкуплены, разделены и перебиты, претенденты на престол казнены, и порядок восстановлен.

    Действительно (и тут все историки соглашаются), колеблющийся
    и нерешительный Юстиниан много своих решений не смог бы провести
    без жены. А его неоценимый вклад в политику государства и церкви Димитрий Ростовский перечисляет в «Житиях. »: он вел успешные войны с врагами Византийской империи, издал полное собрание римских законов, предпринял немало забот к распространению христианства и искоренению язычества, закрыв языческие школы в Афинах и поручив преподавание инокам, крестил
    с помощью епископа Иоанна Эфесского 70 тысяч язычников в Малой Азии
    и построил для обращенных 90 церквей. Борясь с монофизитами, он составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий», которую и сейчас исполняют
    в литургиях, созвал Пятый Вселенский собор для осуждения несторианской ереси и прекращения раздора в церкви. Издал закон об обязательном праздновании Рождества, Крещения, Воскресения Господня и Благовещения. Кроме того, Юстиниан построил множество храмов, самый величественный
    из которых — храм Святой Софии в Константинополе.

    Даже критически настроенный Прокопий отмечает верность и единодушие супругов по многим вопросам: «[Юстиниан и Феодора] в своей совместной жизни ничего не совершали друг без друга. Долгое время всем казалось, что они всегда совершенно противоположны друг другу и образом мыслей, и способом действий, но затем стало понятно, что они намеренно создавали такое представление о себе, чтобы подданные, составив о них единое мнение, не выступили против них».

    Остров Корфу известен всему миру как место, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого православными христианами на протяжении многих столетий. Именно к ним на этот остров съезжаются сотни тысяч паломников, как из самой Греции, так и из других стран, в том числе России. Но есть на Корфу еще одна святыня, которая имеет не меньшее значение в истории Православной Церкви и о которой, однако, знают не все паломники. Это мощи святой византийской императрицы Феодоры, которая имела мужество противостоять официальной иконоборческой политике тогдашнего государства, а став его главой, вновь ввести иконопочитание на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества православия, который с тех пор повсеместно отмечается в первое воскресенье Великого поста. Таким образом, святая Феодора переломила ход истории в пользу чистоты церковного учения и вошла в ряд горячо почитаемых православных святых.

    Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в знатной армянской семье, в которой не признавали иконоборчество, объявленное государственной идеологией. Когда она стала женой императора Феофила, вместе с ней в императорском дворце появилось тайное иконопочитание. Поскольку ее муж продолжал иконоборческую политику своего отца – императора Михаила II, ей приходилось прятать иконы под одеждой, а также в многочисленных тайниках и ларцах в своей половине дворца. Но однажды Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис, который без злого умысла проговорился об этом императору. Тот сурово отчитал супругу и запретил ей держать при себе иконы. Однако императрица, на словах подчинившись мужу, продолжала молиться перед иконами и даже приучила к иконопочитанию их общих детей.

    Новым Константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший в свое время от иконоборцев. На Соборе был зачитан и одобрен томос (постановление), текст которого, к сожалению, не сохранился до наших дней, но из разных источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи Вселенских Соборов и подвергал анафеме иконоборчество. Также Собор постановил вернуть из ссылок всех православных христиан, ранее осужденных за почитание икон, при этом епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при императоре Феофиле.

    К XI веку сложился особый богослужебный чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В этих текстах также провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в службе этого праздника занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью.

    Вскоре по приказу своих братьев и сына-императора она вместе с четырьмя своими незамужними дочерьми была насильно пострижена в монахини и заключена в одном из монастырей Византийской империи, посвященном святой Евфросинии и расположенном недалеко от Константинополя. Феодора мудро воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души: в монастыре она занималась чтением духовных книг, молилась и соблюдала посты. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное ею собственноручно. В течение 8 лет бывшая императрица вела праведную жизнь в обители, где мирно отошла к Богу 11 февраля 867 года.

    Мощи Феодоры на острове Корфу

    Когда паломники с ярко освещенной южным солнцем небольшой прибрежной площади Керкиры попадают в легкий полумрак собора, они не сразу могут понять, где находится рака с мощами святой Феодоры. И лишь приглядевшись к интерьеру и встретив к тому же доброжелательный взгляд местного священника, уверенно проходят к небольшой нише, расположенной справа от иконостаса. Именно здесь стоит серебряная рака, покрытая бордовой, по-императорски порфироносной, бархатной тканью.

    Читайте также:  Рождество богородицы молитва и приметы
    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector