Молитва лазарю в чем помогает

Молитва лазарю в чем помогает

Молитвы Лазареву Воскрешению

При земной жизни Иисус Христос совершил множество разных чудес, но величайшее из них — воскрешение праведного Лазаря. С давних пор это событие празднуется Церковью как доказательство Божественной силы Иисуса Христа: совершается служба, читаются молитвы.

Лазарево Воскрешение, также Лазарева суббота, Суббота святого и праведного Лазаря, Малая Пасха по своим богослужебным особенностям является совершенно уникальным днём — единственным, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. Как и на службах воскресных после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по «Непорочнех Ангельский собор удивися», после чего воскресные тропари: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». Затем седален, песнопение «Воскресение Христово видевше», псалом 50 и канон празднику, по завершению которого возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш». По сути вся служба Лазаревой субботы предвосхищает радость главного христианского торжества Пасхи.

Помимо праздничных служб славят Господа нашего и дома, келейно, читая молитвы праведному Лазарю Четверодневному. Делают это как с целью воспоминания произошедшего чуда, совершенного в удостоверение грядущего воскрешения всех мёртвых, так и для укрепления собственной веры во всесильного Бога.

Читать молитвы Лазареву Воскрешению

Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведному Лазарю Четверодневному, глас 8-й

Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертям сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Лазареву Воскрешению

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси. И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе. Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О празднике Лазарева Воскрешения

Воскрешение Лазаря

Несмотря на то, что воскрешение Лазаря являлось, пожалуй, величайшим чудом, совершённым Господом Иисусом Христом, описание этого события имеется только в Евангелии от Иоанна: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря». Но не спешил Иисус в Вифанию, зная, что если просто исцелит Лазаря от болезни, то чудо — доказательство Его божественного происхождения — не будет совершенно, потому позволил Лазарю умереть и по этой же причине прибыл в город лишь на третий день по смерти друга. Встретившись с Марфой, Марией и иудеями, утешавшими их в горе, Иисус вместе с ним проследовал к месту захоронения: пещере высеченной в скале, вход в которую закрывал большой камень. После того как камень отвалили Иисус стал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня», а затем воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон». «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». И многие, говорится в Евангелии, уверовали в Господа, поняли, что Он не просто человек, пророк и учитель, а сам Бог, Творец неба и земли.

К сожалению, нам не известно о том, когда стали праздновать Лазареву субботу. Но традиция эта очень древняя: о ней сообщают Иоанн Златоуст, Аврелий Августин и другие христианские писатели, жившие в IV-V вв. н.э. 7 и 8 веком датируется создание акафиста и канона праздника, которые поются на праздничных богослужениях и в наши дни.

Мощи святого Лазаря Четверодневного — теперь и в России (+ ФОТО)

Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке. Торжественная передача ковчега с мощами завершила «мирный» визит Патриарха Кирилла в Республику Кипр, который состоялся с 8 по 11 июня.

«Я с особой благодарностью воспринимаю этот драгоценный дар. Не может быть большего дара, чем этот. Мы отвезем эти мощи в престольный град Москву и поместим в том месте, где множество людей смогут прикасаться к ним. И все, кто будет поклоняться святым мощам, будут знать о вашем даре. И через это поклонение святыне в сердцах нашего народа будет укрепляться любовь к Кипру и Кипрской церкви», – отметил Предстоятель Русской церкви, принимая ларец с останками Святого из рук настоятеля храма святого Лазаря в Ларнаке.

Передача ковчега с мощами. Фото Милены Фаустовой

Праведный Лазарь, которого сам Иисус Христос называл своим другом, был воскрешен Богочеловеком на четвертый день после своей смерти. Поскольку сам факт воскрешения возмутил иудейскую знать, то Лазарь вынужден был бежать из Иудеи. Он был посажен в утлую лодочку без весел и через несколько дней ветер прибил беглеца к берегам Кипра. На острове Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву, был ими возведен в сан епископа города Китии и до конца своей жизни прожил на острове. За свою доброту и истинную веру святой при жизни был очень любим жителями острова. После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях древнего города Китион. Это место позже получило название «Ларнакс» – что в переводе означает «гроб, саркофаг», и впоследствии дало название современному городу Ларнака.

Читайте также:  Молитва от язвы в желудке

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром и перенесены в город Константинополь (ныне Стамбул), где для них устроена серебряная рака. Останки обладают чудотворной силой и исцеляют от множества заболеваний. Именно поэтому в храм святого Лазаря Четверодневного, где также хранятся мощи праведника, приезжают тысячи богомольцев со всего мира.

Передача христианской святыни Патриарху Кириллу — знак особого уважения Кипрской Православной Церкви к Русскому православию и ее Первоиерарху. «Наше сердце переполняют сегодня святые чувства и искреннее ликование, потому что ваше присутствие здесь дает возможность нашему благочестивому и многострадальному народу получить благословение от знаменитого Предстоятеля Русской Церкви, украшенного смирением, трезвенностью, благолепием и любовью. Мы с изумлением наблюдаем за вашей огромной по масштабам и важной деятельностью. Деятельностью, которая являет величие Православия и надежду на лучшее общество во всем мире, опирающемся на принципы любви, равенства, приятия и признания за нашим ближним основных прав человека». — подчеркнул митрополит Китийский Хризостом.

Ковчег с мощами прибыл в Москву. Фото Милены Фаустовой

По прибытии в Москву Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. Со стороны Русской церкви в дар кипрским храмам и монастырям были переданы саркофаг с мощами русских святых, а также 19 икон, написанные русскими иконописцами за последние несколько лет.

Встречал мощи и Владимир Ходаков

Ко встрече мощей готовились

В Зачатьевском монастыре мощи встречают крестным ходом

Специально к прибытию драгоценного дара — выстлана цветочная дорожка

В ожидании друга Христова — Лазаря

Архиепископ Истринский Арсений с ковчегом

Молебен перед мощами св. Лазаря

Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Китийский

Лазарь был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин.11:3, 5, 11).

Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, друг Божий, епископ

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11:17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12:9-11), где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз – и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, – тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над могилой Лазаря. Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35х17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру – большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера – гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м.

Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь – друг Божий». Рака – как стол, как бы ванна большая, каменная – 1,3х0,8х0,7 м. Храм – с колокольней, по длине храма проходит галерея 2,5-3 м высоты, как коридор по поверхности двора, есть боковые двери: северные и южные, с запада – большие входные. И имеются две кафедры боковые для проповедников. Это место также почитается всеми православными христианами как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.

Воскрешение Лазаря

Очень странная эта земная жизнь среди людей, когда стремишься служить окружающим, а они ждут только чего-то яркого, феерического, ждут примитивных чудес: дай нам богатства, удовольствий; а вот тех их — накажи, унизь, а то и уничтожь.

Даже явление наивысшей земной — неземной славы должно происходить под покровом ночи только в присутствии трёх учеников-свидетелей на горе. Это помазание от Отца делает Царем Славы. Но чьим Царем? Где тот народ, который пожелает над собой иметь Преданного, Униженного, Избитого, Казненного?

Такого и сами Ученики Его не сразу принимают. Он им говорит о Своих страданиях, смерти, а они пытаются выпросить себе места славные у Его престола…

Слышать не слыша — это мы умеем. Слышим, но как умело все в свою пользу переворачиваем, перекручиваем! Священное Писание сегодня для многих уже не Церковь своими устами излагает. Враг человеческого рода его трактует. И мир склоняет свои уши к убаюкивающему шепоту лукавого.

Лазарь умер ! — без обиняков сообщает Господь, говоря, что возвращается в Иерусалим. И Фома единый от двенадцати восклицает: Так пойдем же и мы с Ним и умрем!
Красивая решительность в лозунге прозвучала, но мы-то помним, что случилось все тогда иначе…

Дорога в Иерусалим лежит через Виффанию. Тогда уже Виффания положила в тайную глубину тления друга Христова- Лазаря. Смерть горем потрясла сестер Марфу и Марию. Она своей безысходностью кружила в доме неутешных свой танец торжества над всеми ныне живущими. Смерть оставалась единственной земной правдой, через которую невозможно было переступить. Ей не получится изменить.

Все человечество настолько верно ЕЙ, что и Соломон восклицает: любовь крепка как смерть! О, Соломон, вкусивший смерть, тебе еще не ведомо было, что Бог есть Любовь! Сам Жизнодавец идет, чтобы разрушить стереотип победы смерти. Идет переступить через нее, чтобы затем добровольно впасть в ее жадные объятия истощанием человеческой природы.

Из цветущей Галилеи, от величественной копны посреди Эздрелонской долины- Фавор, шествует кавалькада паломников в Иерусалим через безжизненные холмы Иудейской пустыни. И эта пустынность обдавала лицо путников жаром смертельной дани: все ТАМ будем!
Чего спешить к гробной пещере умершего? Что теперь там искать? — там тлен, там смрад, там торжество плодов Адамова падения.

Но Учитель шествует по, с детства знакомому, пути поклонников и за Ним его Ученики, видевшие множество различных чудес Господа. Видели.
А что это видение без ведания дает? В лучах народной славы, которой время от времени окружали Сына Человеческого , люди, они купались, получали усладу и надежду. Они гордились своим Учителем.

Помните как Лука и Клеопа в беседе по дороге в Эммаус горько упрекали Его: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.»?

Они надеялись, а Он их так горько разочаровал. Разочаровал, что позволил измываться над Собой. Они ведь, в этом видели Его слабость. Видели только измождение.
В их глазах Он должен был оставаться Чудотворцем, грозным Царем, карающим направо и налево и в Его сиянии они должны были быть выше всех…

Христиане, горе тем, кто и ныне в Христе ищет своей славы, своего земного благополучия, богатства! Господь –утешитель, но не устроитель земного удовольствия и покоя.
И Лазаря Он пришел извести из недр земли, из гноя, оторвать от снедения червей , не ради земного счастья: уже сразу по воскресению своему из мертвых, друг Христов вынужден был бежать на неведомый Кипр, спасая воскрешенную Господом жизнь.

У гробной пещеры в Виффании стоит Владыка жизни. Еще камнем завален узкий, низкий вход в место, где лежит разлагающееся тело. Он один знает, что намерен совершить. Но не делает это без Отца. Потому молится, призывая Творческую Силу от Отца- Духа, чтобы вспомнили все потом Его слова об общем Воскрешении из мертвых всех.

Как было это давно. И сегодня звучит словно сказка. Но как же радостно сердцу, которое верит. Потому что невозможно не верить Ему, Тому, Который сначала по-человечески восплакал над гробом, а потом воззвал: «Лазаре гряди вон. »

И ты сам, всей своей, связанной по рукам и ногам, душою выходишь с завязанными глазами наружу, из этой своей вони, из этого тленного разложения страстями. Выходишь, выползаешь, извиваешься по-змеиному, но идешь к Свету Жизни. Потому как Он позвал. И Лазарь (Елеазар) – это ты! Твоя душа.

Читайте также:  Молитва в последнюю среду сафар

Вместе с Раскольниковым, вместе с блудницей Соней Мармеладовой, стоишь пораженный до неизведанных глубин сердца над этой пропастью гроба безбожия, от куда был позван. И понимаешь жить со Христом – это творить новое! Это – Пасха! Сначала Крестная. В ней очищение. Но ведь по ней Пасха Света! Пасха радости!

Елиазар — в переводе — тому, кому помогает Бог. А кому не помогает? Всем помогает. Мы все — Лазари. Просто надо дать повод, возможность такую, чтобы Бог помогал. Нужен труд. Над собой, над душой. Трудящемуся поспешит помощь и не оставит в одиночестве гробной тьмы.

23 апреля (переходящая) – Воскрешение
30 октября – Перенесение мощей

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

30 октября — память прав. Лазаря Четверодневного

Сегодня Церковь празднует день праведного Лазаря, прозванного «Четверодневным» за то, что Господь воскресил его на четвёртый день после смерти, тем самым явив миру Славу Божию.

Праведный Лазарь был ро­дом из Вифа­нии близ Иеру­са­ли­ма, брат Ма­рии и Мар­фы. Во вре­мя Сво­ей жиз­ни Гос­подь лю­бил их и ча­сто по­се­щал их дом в Вифа­нии, на­зы­вая Ла­за­ря Сво­им дру­гом (Ин.11:3,5,11).
По­сле преж­девре­мен­ной смер­ти Ла­за­ря, про­лив сле­зы над его гро­бом, Гос­подь, как Все­силь­ный, вос­кре­сил его из мерт­вых, ко­гда Ла­зарь уже че­ты­ре дня ле­жал во гро­бе и уже смер­дел (Ин.11:17-45). Это чу­до вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в ше­стую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста (Ла­за­ре­ва суб­бо­та).
По­сле сво­е­го вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь уда­лил­ся на ост­ров Кипр, так как пер­во­свя­щен­ни­ки по­ло­жи­ли убить его (Ин.12:9-11), где впо­след­ствии был по­став­лен епи­ско­пом.
По пре­да­нию, Ла­зарь, бу­дучи епи­ско­пом, удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил от Нее омо­фор, сде­лан­ный Ее ру­ка­ми.
Лазарь жил на Кипре в тишине своих размышлений и трудов. Он никогда не улыбался после своего воскрешения, ибо прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет. Как умер святой — неведомо, но погребли его христиане с честью в каменном саркофаге, там же рядом позднее были погребены и другие епископы. После многих разрушений от войн и землетрясений город переместился в другое место, а погребение древних архиереев, оказавшись под завалами, было забыто.

Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. После явления Кипрской иконы Богородицы на том же самом месте забил целебный источник, он то пропадал, то вновь появлялся. И было еще множество чудесных явлений на том же месте.
В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. Были раскопаны древние саркофаги, надпись на одном из которых гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Место, где был найден храм, назвали Ларнака (гроб Лазаря). Император Лев Мудрый, правивший тогда, решил перенести святые останки Лазаря в Константинополь. На протяжении многих веков православные христиане были уверены, что мощи святителя Христова утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами.
Но в 1972 году при реконструкции храма Лазаря в Ларнаке был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили белого мрамора ковчег с частицами мощей. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи Лазаря Китийского. В настоящее время в восстановленном храме в Ларнаке святыня выставлена в храме у иконы воскрешения Лазаря Четверодневного. Можно спуститься под алтарь к гробницам первых епископов, где из опустевшего гроба Лазаря истекает святая вода: это тот самый источник, указывавший киприотам на место погребения святого Лазаря.
Останки обладают чудотворной силой и исцеляют от множества заболеваний. Именно поэтому в храм святого Лазаря Четверодневного, где также хранятся мощи праведника, приезжают тысячи богомольцев со всего мира. Сейчас па­лом­ни­кам по­ка­зы­ва­ют две гроб­ни­цы пра­вед­ни­ка: од­ну в Вифа­нии в Иеру­са­ли­ме, а дру­гую в го­ро­де Ки­тим на ост­ро­ве Ки­п­ре.

В июне 2013 года Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви Патриарху Кириллу в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке.
«Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением Царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш».
Отныне останки праведного Лазаря хранятся в столичном Зачатьевском женском монастыре.

«Господи, — говорят посланные сестрами Лазаря ко Христу, — тот, кого Ты любишь, болен». «Нет ничего нового в том, — говорит протоиерей Александр Шаргунов, — что те, кого любит Бог, болеют. Мы все знаем, как во время Великого поста обостряются у нас искушения, скорби, выявляются наши недуги, не только душевные, но и телесные. И великое утешение для нас, когда мы болеем, в том, что многие молятся за нас. И в этом также смысл наших болезней.
Многие молятся за нас, возносят свои молитвы к Богу. Кто-то сказал, что чудо — это молитвы многих, на которые Бог ответил.
Сам Господь любит нас и знает все, что происходит с нами, и заботится о нас там, где кажется, что Он не торопится с помощью, откладывая ее. При первом нашем слове Он слышит нас, но как бы медлит, желая явить большую милость. Он ждет, когда покаяние наше станет подлинно глубоким. Когда наш молитвенный плач, с которого начинался Великий пост: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю», — будет у нас исходить поистине из глубины.

Так и теперь, среди безутешного горя Своих друзей в Вифании Господь все время помнит о них, но не спешит к ним. Но когда все доходит до последнего предела, Бог показывает, что наступило Его время.
Например, когда умирает священник и гроб с его телом обносят вокруг храма, поют «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение». Бог Помощник, когда уже никто и ничто не может помочь. Пусть и нас сегодня выведет из глубин греховных, из глубин отчаяния знание того, что предел нашей беды — Божий час.
Завершился наш Великий пост, мы стоим радостно со свечами и вербами в храме. Завтра вечером мы услышим, что Господь грядет на вольную Страсть. «Не двенадцать ли часов во дне?» — говорит Он, вступая в Свои Страдания. Жизнь человеческая — день. И Великий пост — день.
Кто ходит днем, тот не спотыкается, тот твердо идет, потому что свет дня освещает его путь, и он видит, куда он идет.
Когда кончается день, наступает ночь. И когда кончается Четыредесятница, приходит мрак Креста, оттого что среди полудня солнце погаснет, от шестого часа до девятого. А вернее сказать, такой ослепительный свет исходит от Креста, что ничего не видно для наших слабых глаз.

Да, на самом деле, — все наоборот. Жизнь наша — ночь, а смерть — день. Великий Пост — ночь, а Страстная Седмица — день. Ночь — это жизнь без Христа, жизнь, где господствует грех. Но нужен Свет мира — Христос, чтобы мы увидели тьму, в которой мы идем, спотыкаясь и вновь поднимаясь, к Его Кресту. Смысл всей нашей жизни и нашего Великого Поста заключается в том, чтобы мы увидели это до последней глубины.
Но есть иная ночь — полная слепота, когда человек не отличает жизнь от смерти. Ночь, в которую вышел Иуда с Тайной Вечери, после того, как омочил руку в солило. В мире теперь ночь, та самая ночь, когда человечество уходит от Христа Бога и грех всецело овладевает им. Наступает в мире тьма, когда никто не может делать, только Христос.

Да будет дано нам в эти дни не быть среди тех, кто сегодня со всеми приветствует Его, а завтра со всеми будет кричать: «Распни Его». А быть среди друзей Христовых, среди учеников Господа. Не как Иуда, но как Фома, который, услышав о смерти Лазаря, о том, что Господь идет в убийственный Иерусалим, в отчаянии и в верности своему Господу взывает: «Идем и мы умрем с Ним». Или как Петр, который на Тайной Вечери от полноты любящего сердца скажет: «Господи, с Тобой готов на смерть и в темницу». Хотя и Фома, и Петр споткнутся в своей вере, но когда их отчаяние, их устремленность ко Господу достигнут предела, Господь явит им славу Своего Креста и Воскресения.
Эта болезнь, говорит Христос о Лазаре, — не к смерти. Не к смерти, но к славе Божией. Пусть будет дана нам сегодня радость узнать, что все болезни, которые посылает нам Господь, все наши поражения, которым Он попускает быть, — не к смерти, но к славе Его. Если Бог прославляется нашими скорбями, задумаемся, как мы должны переносить их. Пусть все, кого любит Христос, знают, что для того даются нам эти сегодняшние страшные испытания, чтобы Сын Божий прославился и в нас, совершив великое чудо, подобное воскрешению мертвых.

Он дает возможность злу показать в полноте свою силу, чтобы все увидели, что может сделать Бог. Поэтому никто пусть не смущается, глядя на то, что происходит вокруг нас. Никто пусть не страшится своих грехов, если взор его всегда устремлен ко Господу, как в праздник Входа Господня в Иерусалим. Он вступает во Святой Град среди нашего ликования, чтобы заплатить за эту славу дорогой ценой — Своей Крестной смертью.
Мы приобщаемся этой славе, чтобы и нам, когда неизбежно придет наш час, и мы будем испытаны в верности Господу, было дано не оттолкнуть свой крест, а с радостью принять его и увидеть, что испытания, которые мы должны понести, — честь и милость, дарованные Господом. Наша слава и путь к еще большей славе, к вечной Пасхе Его».

Читайте также:  Молитва к ангелу хранителю перед причастием

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

Величание
Величаем тя, святый праведный Лазаре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление!
Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.
Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения.
Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!”
И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.
Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго.
И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая жизнь Святого Лазаря

Лазарева Суббота

Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой.

Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак отняли камень [от пещеры] , где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет (Ин 11, 38–44).

Над гробницей святого Лазаря в Ларнаке, на Кипре, в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря.

Мелодичный звон колоколов храма Свя­того Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки (осторов Кипр). Величественный храм с высокой колокольней трудно не заметить в древ­нем Китионе (так назывался город Ларнака в вет­хозаветные времена). Этот городок связан с име­нем Лазаря, который был другом Спасителя и которого воскресил Христос.

Вторая часть жизни воскрешенного Лазаря прошла на Кипре, где он вынужден был искать приюта, ибо первосвященники положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин 12, 10–11).

Лазарю было тогда предположительно 30 лет. А в 45 году апостолы Павел и Варнава, пропо­ведовавшие на острове вместе с будущим еван­гелистом Марком, встретили его и рукоположи­ли в сан епископа Китийского, после чего 18 лет святой Лазарь был пастырем христианской об­щины города.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: «Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро».
С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия.
Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю.
В «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы», изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы».

По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины в 63 году праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название «Ларнакс» — «гроб, саркофаг». Византийский храм, на месте его погребения, в его честь был построен по приказу и на средства императора Льва Мудрого. На мраморном саркофаге, найденном в его могиле, была надпись: «Лазарь, бывший мерт­вым четыре дня, друг Христа».

Увы, после за­хвата Константинополя франками в 1204 году крестоносцы похитили мощи святого Лазаря и доставили в Марсель, где их следы теряются. Однако китионские последователи святого Ла­заря оказались дальновиднее своего императора Льва Мудрого. Они отправили в столицу Визан­тии не все мощи, оставили себе небольшую ча­стицу. Долгое время никто не знал, где находятся остатки мощей, о чем даже написал с сожалени­ем в своей книге «Хождение» наш соотечествен­ник Василий Григорович­ Барский в 1735 году.

И лишь в 1972 году Господь послал своеобраз­ный знак верующим: внезапно загорелись в храме иконы верхнего ряда иконостаса. Огонь быстро распространялся ниже, но, дойдя до иконы свя­того Лазаря, изображенного в архиепископском паллиуме с крестами, связанном Самой Богоро­дицей, он так же внезапно угас. Этот пожар свя­щеннослужители расценили как знак о необхо­димости проведения ремонтных работ в храме и важности поиска остатков мощей святого Ла­заря. Землекопные работы поручили молодому диакону храма Макарию.

— Но как же я был вознагражден за то, что согласился на эту тяжелую работу! — рассказы­вает и ныне здравствующий теперь уже священ­ник храма отец Макарий.

Именно ему под гробницей одного из по­следователей святого Лазаря в нижнем приде­ле церкви удалось обнаружить саркофаг, на ко­тором сохранилось из надписи только слово ФIЛIOY, начертанное греческими заглавны­ми буквами, что означает «друга».
Мощи поместили в специальную раку, расположи­ли в позолоченной усы­пальнице и выставили в церкви. Множество ис­целений и других чудес со­вершалось в храме Свя­того Лазаря. Однако до недавнего времени уче­ные высказывали сомне­ния по поводу подлин­ности мощей, предлагая подвергнуть их тщатель­ной проверке. Особенно настаивали на проведении исследований американские ученые. В 1996 году настоятель храма архимандрит Лазарь согласил­ся выдать им частицу мощей для исследований.
Стоило ученым войти в храм Святого Лаза­ря с этой целью, как все иконы его и сама рака с мощами обильно замироточили, а сам храм наполнился таким благовонием, что никакой проверки не потребовалось.

Спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:

Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

FLORISCHI.RU