Молитва матроны анемнясевской - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва матроны анемнясевской

Матрона Анемнясевская Касимовская

Поистине, дар Божий — желание человека помогать другим людям. Редко встретишь целителя, пережившего насилие, искалеченного болезнью и собственными родителями до потери зрения и возможности передвигаться, но при этом обладающего терпением, смирением и огромной любовью к обездоленным и больным, недаром в миру их называют юродивыми или блаженными.

Матрона Анемнясевская Касимовская — святая, блаженная, пережившая издевательства матери, в результате этого ослепшая и неходячая, обладала уникальным даром видеть болезнь, исцелять и предупреждать о надвигающихся опасностях, до конца жизни сохранившая смирение и покорность.

Рождение и издевательства в семье

Появление в бедной семье Беляковых, в которой уже было трое детей, еще одной девочки 18 ноября 1864 года не вызвало радости. Вся деревня Анемнясево в Рязанской губернии знала, что отец семейства — беспробудный пьяница, а мать «славилась» жестокостью, порой впадая в буйство.

Маленькая Матреша росла в издевательствах собственных родителей, а оспа, поразившая девчушку в семилетнем возрасте, лишила ее зрения, но не смогла забрать жизнерадостности наперекор всем невзгодам.

После Матреши на свет появилось еще пятеро малышей, и задачей слепой девочки был уход за ними. Ей было 10 лет, но на вид девочка выглядела семилетней. Однажды, неся младшую сестру, Матреша споткнулась и уронила малышку, на крик которой прибежала разъяренная мать. Прости, Господи, но сложно этим святым именем назвать буйную женщину, которая принялась за расправу над девочкой.

Трудно представить, какой бес сидел в буйствующей женщине, которая не переставила наносить сильнейшие удары даже после того, как малышка трижды теряла сознание.

Интересно! Находясь в бессознательном состоянии, Матронушка увидела Богородицу, утешающая девчушку, а в третий раз, когда девочка потеряла сознание, Божья Матерь передала ей записку. Ее содержание будущая блаженная унесла с собой в могилу, ни одного раза не раскрыв содержания Божьего послания.

После побоев оказалось, что у Матреши отнялись ноги, и она постоянно лежала на печи, проводя время в молитвах. Искалеченная девушка едва двигала руками, с трудом переворачиваясь на печи, но ее инвалидность не стала поводом для раскаяния матери, родные обозлились еще больше, ведь Матронушка стала обузой.

Дар исцеления

По мере усиливающейся немощи росло духовное состояние девушки, которая в 17 лет славилась в округе своей набожностью. Соблюдая все посты, Матрона каждый месяц просила привести к ней священника для исповеди и Причастия.

О своем даре исцеления больная девушка узнала совершенно случайно. Их соседа скрутил радикулит, да так, что тот не мог распрямиться. Зная о святости и великой вере Матреши, к которой в селении относились с сочувствием, мужчина пришел к немощной и попросил помолиться. Девушка положила на него руку и попросила Бога об исцелении, которое мгновенно наступило.

Вскоре все окружные села знали о чудесном даре, к дому Беляковых потянулись страждущие, каждый нес какое-то подношение, которое забирали родственники.

После смерти родителей больную, слепую Матронушку переселяют к племяннику Матвею, который отличался добротой и богобоязненностью. Соседи, слышавшие о даре слепой калеки, не боясь Бога, в пылу антирелигиозного движения начали издеваться над детьми Матвея, унижать и оскорблять их, что очень ранило в первую очередь святую блаженную целительницу.

Матрона после побоев матери перестала расти, рост женщины был не более метра. Осень и зиму ее кроватка стояла в крестьянской избе, отгороженная пологом, а весной и летом — в сенях. Никому, кроме доброго Матвея, не было дела до состояния слепой. Только после того, как маленькое тельце после капающего с крыши дождя полностью покрывалось льдом, блаженную переносили в дом, боясь потерять доход. Никто никогда не слышал нареканий со стороны больной.

Терпением, смирением и безропотностью заслужила святая Матронушка дар от Бога:

  • дерзновенную молитву;
  • прозорливость;
  • чудотворение.

К открытой и непосредственной целительнице толпами шел народ. Некоторые часами могли выговариваться перед смиренно слушающей девушкой, облегчая свою душу. Получив напутствие после искреннего покаяния, люди совершенно другими возвращались в мир. Помогала Матреша и больным, от которых отказалась официальная медицина.

Великий пост 1933 года заметно переменил Матронушку. Ранее всех жалеющая и помогающая каждому, святая перестала вникать в каждое горе и вести беседы, выслушивая жалобы, после Воскресения Господнего земная жизнь перестала ее интересовать.

О духовных же вопросах блаженная Анемнясевская вела многочасовые беседы, при этом от нее как бы исходил Божественный свет.

Интересно! По легенде именно в это время состоялось тайное пострижение Матроны в монахини саровскими монахами с именем Мардария, но исторических записей, кроме слов самой блаженной, нет.

Отец Николай Правдолюбов и матушка Пелагея Ивановна постоянно посещали лежачую провидицу, вели с ней беседы о тяжести жизни и необходимости со смирением и терпением все переносить. Матрона очень любила чтение Святого Писания, знала многие тексты наизусть, но уклонялась от рассказов о личной жизни, несмотря на того, что отец Николай взялся описать ее жизнь.

Уголовное дело и арест

Братья Правдолюбовы, священники, взялись за составление жизнеописания святой Матроны, записывая случаи исцелений, видений.

Чем не угодила блаженная Матронушка одному из горожан Касимова, история не сохранила, но по его доносу в 1935 году «больной выродок Матрона Белякова и попы Правдолюбовы» были арестованы, им инкриминировали антисоветскую и антиколхозную деятельность. Вина «вредного элемента» Беляковой состояла в том, что ее святость плохо влияла на темные массы, препятствовала процессу коллективизации.

Слепую провидицу, о силе которой составлялись легенды, большевики не решились тронуть, но был приказ доставить больную через Рязань в Москву. Для этого из столицы была отправлена специальная машина.

Вынести блаженную взялся председатель местного сельского совета, при этом удивившегося легкости женщины, на что та сказала, что скоро и его дети станут легкими. Удивительно, но после ареста юродивой, председательские дети перестали расти, а сам он заболел, долго мучился сильнейшими болями, покаялся и умер.

Год, проведенный в Бутырской тюрьме, подарил многим заключенным знакомство с истинной верой, акафистами и молитвами, полученными при знакомстве с блаженной Матреной Беляковой. Закрыть ей рот надзиратели не могли, убить побоялись, поэтому отправили в психбольницу, признав психически больной.

Смерть и канонизация

16 июля 1936 года сердце святой, кроткой, смиренной Матроны Анемнясевской перестало биться.

Она была похоронена на кладбище во Владыкино. В 1970 году строительство автострады по плану должно было пройти через кладбище, поэтому мощи блаженной перезахоронили на Долгопрудненском некрополе, но место захоронения оставалось неизвестным. Точно установить место святой помогла простая случайность.

Священника Бориса Кондратьева, отпевавшего инокиню в 1936 году, дедушку одной москвички перезахоронили одновременно с исповедницей. Их могилы оказались рядом, о чем женщина и сообщила администрации Долгопрудненского кладбища в 2000 году. Над могилой провидицы соорудили часовню.

Важно! В 2000 году Лик всероссийских святых пополнился новомучениками исповедниками — блаженной Матроной и братьями Правдолюбовыми, Николаем и Владимиром, составителями жизнеописания блаженной.

О чем просят Матрону Анемнясевскую

Святой образ Матроны Анемнясевской является святыней храма Живоначальной Троицы. К ней часто в качестве подарка благодарные прихожане приносят фигурки бабочек, ибо в детстве святая очень любила ими играть, пока не ослепла.

Любила Матронушка принимать в дар камни со святых мест, насобирала их целый мешок и перебирала своими слабыми ручонками, порой кладя на грудь.

Слабая, слепая и неподвижно лежащая женщина никогда не жаловалась на жизнь, смиренно принимала все испытания и поругания, оставаясь примером духовного подвига для будущих поколений, для нас, сильных и здоровых, всегда чем-то недовольных.

Кротостью и смирением, которым можно поучиться у Матроны Анемнясевской, можно самый тяжелый жизненный камень превратить в легкое бремя Христа. Житие Матроны Анемнясевской было наполнено болезнями, пренебрежением родных, издевательством властей и любовью тех, кому святая помогла преодолеть боль, выйти из сложной ситуации.

Тропарь блаженной Матроне Анемнясевской Касимовской читают:

  • женщины, мечтающие о ребенке;
  • беременные женщины;
  • матери, дети которых попали в сложные жизненные ситуации.

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Помогает блаженная Матронушка и неизлечимо больным, часто перечеркивая все вердикты знаменитых врачей.

Важно! Православные верующие воздают дань памяти святой Матронушки Анемнясевской 9 февраля, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви русской и 23 июня — В Соборе Рязанских святых.

Посмертные помощь и чудеса

Протоиерей Сергей Правдолюбов, ставший настоятелем храма Святой Троицы в Троицком-Голенищеве, утверждает, что от материнской молитвы пространство вокруг расширяется, и чувствуются особые волны. Людская молва распространяется быстрее всех сообщений СМИ, так и до рабы Божьей Евгении дошли свидетельства о помощи блаженной Матронушки Касимовской.

Дело в том, что сын Евгении занялся воровским делом, попал под суд. Мать есть мать, она пошла в храм и долго молилась, прося матушку Матрону помочь и наставить сына на путь истинный. Сын получил срок, кстати, вдвое меньший, чем просил прокурор, отсидел, вышел на свободу и, несмотря на угрозы подельников, встал на путь нормальной жизни.

Интересно! В записках братьев Правдолюбовых имеется множество свидетельств, как прижизненных, так и после смертных случаев исцелений и чудес, происходящих с людьми после молитв блаженной.

Некая женщина страдала радикулитом, да так, что не могла встать с постели. Наполненная желанием пойти в храм на богослужение, больная стала искренне молиться Матроне Анемнясевской, в один момент почувствовала жар во всем теле и огромное облегчение. Она легко встала с постели и пошла в церковь.

Священнослужители церкви Живоначальной Троицы восемь лет были женаты, но детей не имели. После молитвы у иконы блаженной у Анатолия и Иванны родилась прекрасная дочурка.

Матрона анемнясевская о чем молятся

Сила материнской молитвы

За терпение, смирение, за безропотное несение своего креста Матронушка уже при жизни удостоилась от Господа благодатных даров — дерзновенной молитвы, прозорливости и дара чудотворений. Да и в наши дни святая блаженная Матрона Анемнясевская в ответ на молитвы к ней подаёт нам свою благодатную помощь. Она помогает бездетным обрести детей, помогает молодым людям знакомиться и создавать семью, исцеляет от болезней, вызволяет из самых бедственных обстоятельств. Матронушка помогает всем, кто с верою и любовью молитвенно обращается к ней.

Интересен случай, рассказанный рабой Божией Евгенией.

— Мне Матрона помогла в очень тяжёлой семейной ситуации, — рассказывала Евгения Дмитриевна. — Это было в 1990-х годах. Так случилось, что мой сын попал под суд. И мне кто-то посоветовал молиться Матронушке Касимовской. Так тогда называли в народе Матрону Анемнясевскую. В то время она ещё не была прославлена во святых, и я тогда ещё ничего не знала о ней, но всем сердцем приняла совет. Что-то мне подсказало, что именно Матронушке, пусть и непрославленной, надо мне помолиться.

Читайте также:  Молитва перед учение

Когда я стала молиться, то суд над моим сыном был отложен. А когда был день второго суда, то я подумала, что мне надо пойти не на суд, а в храм, помолиться о сыне. Подумать-то подумала, а на сердце как-то тяжело было. Как так — на суд не пойти, родного сына не поддержать? И все-таки я пошла в храм. Помолилась Матронушке и пошла на суд. И вот — чудо. Я пришла к началу процесса. Оказалось, суд перенесли на более позднее время, и я как раз успела к его началу.

Сына всё-таки осудили, но дали срок в два раза меньший, чем хотели дать. Я ещё подумала, что если бы я не пошла тогда в храм помолиться о сыне, то он точно получил бы гораздо больший срок.

В изданном протоиереем Сергием Правдолюбовым житии блаженной Матроны Анемнясевской приводятся и другие современные случаи чудес по молитвам к ней. Так, в городе Касимове одна пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг всё её тело охватил жар, а когда он прошёл, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.

Другой случай был связан с дарованием чада бездетным супругам. Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Они усердно просили блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.

Подвиг новомучеников и исповедников Российских крайне поучителен и для нас, для современного поколения. Приведём только один пример из жизни блаженной Матроны Анемнясевской исповедницы. Известно, что тяжелобольная, парализованная старица брала на себя строгие посты и часто перебирала, перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест. А ведь камни эти были довольно тяжёлые. И вот она своими маленькими немощными ручками перебирала их, а некоторые даже клала на свою слабенькую больную грудь.

Как рассказывала Мария Путилина:

«Видела я на кровати у Матрёши мешок с этими камнями, весом около пуда. Среди этих камней были и довольно большие. Однажды она стала их перебирать и сказала:

— Мне ведь трудиться надо. А ты возьми этот камень и положи мне на грудь.

Камень был очень большой, и я испугалась.

— Что ты, Матрёша? Он ведь тебя придавит!

— Нет, этот камень лёгкий. Приляг сама, да положи на себя.

Ах, если бы мы молились, трудились и постились, как и блаженная Матрона, с кротким и смиренным сердцем! Быть может, тогда мы смогли брать в руки самый тяжёлый камень из всех камней, выпавших на нашу судьбу, и прижимать его к груди, как лёгкое бремя Христово.

Житие блаженной Матроны Анемнясевской даёт нам пример того, как можно приобретать кротость и смирение, дабы в конечном счёте бремя Христово, Христов крест, возложенный на нас, стал для нас лёгким. Да, мы не праведники и достигнуть праведности, как её достигла Матронушка, мы не можем, но сверять свою жизнь с жизнью Христа для нас возможно, как возможно и достойное несение жизненного креста.

Игорь ЕВСИН, православный писатель, г. Рязань

Святая блаженная Матрона Анемнясевская в наши дни, как и 60 лет назад, подает благодатную помощь в ответ на молитвы. О современных чудесах по молитвам новопрославленной святой свидетельствует настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов и многие прихожане.

Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Супруги просили Блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.

У прихожанки Троицкого храма Галины сильно болели ноги. Пожилой женщине тяжело было посещать церковные службы, о чем она сильно скорбела. Галина усердно молилась двум блаженным Матронам: Анемнясевской и Московской. В ответ на ее молитву бумажные иконы стали источать капельки благовонной жидкости. Квартиру Галины посетили многие прихожане Троицкого храма, прикладывались к мироточащим иконам обеих святых, помазывались истекавшим из них миром. Галина почувствовала себя значительно лучше, ноги перестали болеть.

Настоятель Троицкого храма протоиерей Сергий вел машину по Бережковской набережной. Внезапно возникла аварийная ситуация. По словам отца Сергия, от падения в Москву-реку его спасло только то, что он мгновенно успел призвать на помощь блаженную Матрону.

В городе Касимове пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг все ее тело охватил жар, а когда он прошел, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.

Перед чтимой иконой блаженной Матроны, которая находится в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, всегда горит множество свечей, так что трудно найти на подсвечнике свободное место. Подсвечник перед иконой — дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Верующие постоянно заказывают святой молебны, многие, будучи наслышаны о чудесах блаженной Матроны, приезжают издалека. Мы не имеем возможности привести здесь рассказы обо всех многочисленных случаях благодатной помощи святой: и при устройстве на работу, и в семейных неурядицах, и в воспитании детей.

Молитва первая
О преславная и достоблженная мати Матроно, житие твое скорби исполнено бе, но взирающе на смирение твое молим тя, угоднице Божия, умоли всещедраго Бога, да низпослет нам, недостойным, милость Свою, паче же утвердит и укрепит ны в несении креста нашего, да отвержемся себе и пойдем по пути спасения за Христом, смиривше выя своя под крепкую руку Божию, принимающе вся, яже от руки Его: вемы, яко Господь един может и падших возставити, и заблуждших возвратити, и соблазнившихся исправити, и грешников праведники соделати. Огради нас, мати Матроно, молитвами твоими от сети лукаваго, да не прельщеннии им возвратимся вспять. Еще молим тя, яко имущую велие дер-зновение ко Господу, пролей теплую молитву за ны, недужныя и унылыя, и испроси у Господа коемуждо благопотребная, да подаст Господь и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и ско-рбных обстояниих, да поживем по воли Его во вся дни живота нашего, зане воистинну вемы, яко весть Отец наш Небесный, ихже требуем, прежде прошения нашего. О, блаженная мати Матроно, многоименитому сонму новомучеников российских причтенная, с ними моли Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, да сохранит Церковь Православную от соблазнов, ересей и расколов, да оградит Господь страну нашу от всех наветов видимых и невидимых враг и изимет ю из пучины безбожия: вемы, яко живем ныне токмо ради крове мучеников излиянныя, дарует же и нам Гос-подь ничесоже боятися, верным же быти Ему даже до смерти, и яко мучениколюбцем со мученики возрадоватися во Царствии Небеснем. Ей, мати Матроно, испроси нам у Человеколюбца Господа время покаяния, да не исторгнет ны аки плевелы прежде жатвы, да не во зле погибнем, но да очистит ны от всякия скверны плоти и духа, во еже явитися нам в день судный нескверным и непорочным пред лицем Его, да чистым сердцем, яко истинная чада Божия, радостне воззовем к Нему: не отрини ны Господи, и приими во Царствие Твое, идеже Ты царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании чад
О блаженная мати Матроно, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорби душевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дастся вам, и паки: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Услыши убо воздыхания наша и донеси я ко Престолу Владычню, идеже ты предстоиши, вемы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты Небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует. Воистинну, Бог идеже хощет побеждается естества чин, творит бо елика хощет: яко сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с нимиже моли, тако да сотворит Господь Бог и нам по милости Своей и неизреченному человеколюбию. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Аминь.

МАТРОНА АНЕМНЯСЕВСКАЯ

Блаженная Матрона Анемнясевская

Белякова Матрёна Григорьевна (1864 – 1936), исповедница, блаженная.

Родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели своё крестьянское хозяйство. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.

До семи лет была обычным ребенком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои.

В семилетнем возрасте заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.

Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ, получая по ее молитвам различные исцеления.

С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к подвижнице шли не только жители окрестных мест, но и дальних, иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Когда Матреша лежала у родителей, и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно все это отбирал на табак или водку, и тяжело было ей, что пожертвования эти шли не на доброе дело, она любила поделиться всем с людьми и, особенно, с бедными.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.

От сестры Матреша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Но здесь огорчения ждали Матрешу с другой стороны. У Матвея Сергеевича подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить их. Она мучилась и глубоко скорбела, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны были переносить иногда очень тяжелые для них насмешки и оскорбления.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более было невозможно.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.

На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрена ответила, что “придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью”.

Часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. Строго соблюдала посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Кроме подвигов поста и молитвы, блаженная, как уже было сказано, добровольно терпела холод, а также перебирала и перекладывала камни, принесенные ее почитателями из разных святых мест.

Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской жизни. Этим объясняется и разнообразие ее отношений к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих и близких своих людей. Других она прогоняла от себя, что было все же очень редко. Все это бывало, как говорили ее посетители, или в тех случаях, когда человек заходил к блаженной из праздного любопытства, или тогда, когда это нужно было для исправления человека. Когда такой человек пойдет от Матрены, он подумает о себе и сознает грехи свои. Если он после этого опять приходил к ней, то она с радостью принимала его.

По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход.

Блаженная Матрона Анемнясевская, 8 июля 1933 года

Начиная с Великого поста 1933 года, Матреша заметно переменилась. Если раньше она со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, беседовала подолгу и охотно, обсуждая всякие дела житейские, то теперь блаженная как будто совсем перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах она стала говорить редко и неохотно, только в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь. Очень охотно, с любовью принимала она таких людей, которые шли к ней с вопросами духовного порядка.

Летом 1935 года в Белькове было заведено дело “попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой”. Началось оно с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в Отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник – священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках).

Было собрано колхозное собрание, на котором постановили “изъять” Матрону Григорьевну Белякову как “вредного элемента”. Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику “на Белякову М.Г.”:

После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания многих заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. По некоторым сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных – хронически больных.

Скончалась от сердечной недостаточности 29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. В настоящее время ее могила остается безвестной.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в четверг Фоминой недели

22 апреля 1999 года в городе Касимове Рязанской епархии архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии совершено прославление блаженной Матроны как местночтимой святой.

20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Молитвословия

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Молитва матроны анемнясевской

Боковое меню

Вы здесь

Блаженная Матрона Анемнясевская и епископ Стефан (Никитин)

История о том, как блаженная Матрона спасла из лагерного заключения врача Сергея Никитина, будущего епископа Стефана, в монашеском постриге избравшего имя преподобного Стефана, игумена Махрищского.

Матрона Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в крайне бедной, многодетной семье. Счастливой эту семью не назовешь: отец сильно пил, мать, уставшая от житейских трудностей, редко одаривала малышей любовью. Из восьмерых детей трое умерли в детстве. До шести лет Матрёша, как позже ласково прозвали ее в народе, росла обычным ребенком, пока не заболела оспой. В результате недуга девочка ослепла.

Однажды Матрона, сама будучи ребенком, да еще и незрячим, уронила маленькую сестренку, за что мать сильно избила ее — с тех пор вдобавок к слепоте она еще и потеряла возможность передвигаться, навсегда оставшись прикованной к постели. Видимо, из-за увечья, полученного в побоях, святая угодница Божия с того времени перестала расти, и всю жизнь оставалась росточком с десятилетнего ребенка. Спустя годы блаженная Матрона рассказала, что в тот момент, когда мать избивала ее, ей неоднократно являлась Пресвятая Богородица. Матерь Божия передала несчастной девочке некую записку, о содержании которой Матрона никогда ни с кем не делилась.

Матрёша прожила в родительском доме до 18 лет. Относясь к ней, как к обузе, домашние не сильно жаловали убогую. Святая с терпением переносила обиды и горечь своего положения, утешение она находила в молитве, от уныния спасала крепкая вера в Промысл Божий. Жители деревни жалели Матрешу и относились к ней с большим уважением.

А в один день к ней пришел односельчанин, пильщик по специальности. «Матрёша, — сказал он, — вот уж как ты лежишь несколько лет, небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину — может быть, и пройдет от тебя. Чего мне делать-то, лечился, доктора не помогают». И правда, после Матроны он почувствовал себя лучше, а после — пошел на работу.

Так начались в доме блаженной постоянные посещения, принявшие характер настоящего паломничества. К ней обращались с разными бедами и нуждами, измученные недугами и житейскими неурядицами — сначала жители ее же деревни, потом близлежащих населенных пунктов, а затем и самых отделенных мест страны. Она старалась всех принимать, сколько бы ни было много приходящих. Некоторых выслушивала и утешала, кого-то — хотя это бывало редко — прогоняла, для их же пользы. Когда те, вразумившись, приходили вновь к ней, она их с радостью принимала. Молитвенную помощь и утешение чувствовали все, каждый уходил от блаженной с легким сердцем, просветленный, с верой в Господа, Который милостиво посылает грешным людям таких заступниц, как Матрёша.

Блаженная строго соблюдала церковные посты, с 17 лет не ела мяса, помимо среды и пятницы, постилась в понедельник. Те, кто жил с ней рядом, вспоминают, что она знала очень много духовных песнопений, и пела очень тоненьким, чистым, как у ребенка, голоском. О всех приходящих к ней она молилась Богу, для каждого случая применяя ту или иную молитву. Блаженная наизусть помнила множество акафистов и канонов, хотя никогда не имела возможности читать. У нее как-то спросили: откуда знает она все это, на что Матрёша отвечала: «Хорошие люди, придут, почитают, а я с Божией помощью и запоминаю все».

Святая угодница Божия говорила, что молиться надо непрестанно, что «беспрестанная молитва все сделать может». Матрёша в беседах всегда приводила много цитат из Священного Писания — наставляя людей, она опиралась на опыт святых отцов и Священной истории. Часто приходящим к ней за утешением она повторяла, что надо нести свой крест и не роптать.

По мо­лит­вам бла­жен­ной Мат­ро­ны со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния от мно­же­ства тя­же­лых неду­гов, ко­гда да­же вра­чи не ве­ри­ли вы­здо­ров­ле­нию, так как со­всем недав­но ви­де­ли небла­го­при­ят­ный ис­ход. Ис­це­ля­лись и от пьян­ства, и от бес­но­ва­ния.

Ан­на, мо­ло­дая де­вуш­ка 19 лет из со­сед­не­го се­ла всту­пи­ла в пар­тию про­тив во­ли ро­ди­те­лей, лю­дей ре­ли­ги­оз­ных и доб­рых. Вско­ре по­сле это­го у Ан­ны от­ня­лись ру­ка и но­га. Шесть недель про­ле­жа­ла де­вуш­ка до­ма непо­движ­но, и вра­чи не мог­ли ей по­мочь. Мать от­вез­ла Ан­ну на ло­ша­ди к Мат­ре­ше. Мат­ре­ша по­ма­за­ла де­вуш­ку мас­ли­цем из сво­ей лам­пад­ки, и Ан­на ста­ла по­сте­пен­но по­прав­лять­ся и на­ча­ла хо­дить, но пол­но­го вы­здо­ров­ле­ния не бы­ло. Через два го­да Мат­ро­на бла­го­сло­ви­ла Ан­ну съез­дить в Са­ров и Ди­ве­е­во. По пу­ти в Са­ров мать с Ан­ной но­че­ва­ли до­ма у бла­го­че­сти­вой жен­щи­ны, имев­шей до­ма свя­ты­ню из Иеру­са­ли­ма. То­гда об­на­ру­жи­лось, что де­вуш­ка одер­жи­ма бе­сом – она ис­пу­га­лась свя­ты­ни, за­кри­ча­ла и бро­си­лась бе­жать. В Ди­ве­е­ве, по­се­тив бла­жен­ную Ма­рию Ива­нов­ну и ис­ку­пав­шись в ис­точ­ни­ке пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, Ан­на ис­це­ли­лась ду­шев­но. По­сле это­го слу­чая Ан­на ста­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и очень по­чи­та­ла Мат­ро­ну.

О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее:

Летом 1935 года в Белькове было заведено дело “попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой”. Началось оно с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в Отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили “изъять” Матрону Григорьевну Белякову как “вредного элемента”. Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику “на Белякову М.Г.”, в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. “Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации”.

После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

– Ой, какая легкая!

– И твои детки такими легкими будут.

Через много лет протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Председатель, “изымавший” блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

– Это тебе не Матрешеньку поднимать!

Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что Блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия, про­слав­ле­ние свя­той бла­жен­ной Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской как местночтимой святой бы­ло со­вер­ше­но в го­ро­де Ка­си­мо­ве Ря­зан­ской епар­хии в чет­верг Фо­ми­ной неде­ли 9/22 ап­ре­ля 1999 го­да ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и Ка­си­мов­ским Си­мо­ном с со­бо­ром ду­хо­вен­ства Ря­зан­ской епар­хии.

На Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 года блаженная бы­ла ка­но­ни­зи­ро­ва­на в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. По­двиг ее свя­то­сти со­че­та­ет в се­бе как при­мер необы­чай­но­го тер­пе­ния, по­ста и мо­лит­вы, так и об­раз ис­по­вед­ни­че­ства.

Епископ Можайский Стефан, в миру Никитин Сергей Алексеевич, родился 15 сентября 1895 года в Москве в глубоко верующей семье. Окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом-невропатологом в различных медицинских учреждениях Москвы.

С 1925 по 1930 год исполнял обязанности старосты прихода храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), будучи одним из ближайших помощников настоятеля храма будущего священномученика Сергия (Мечева).

После ареста отца Сергия в 1929 году, Сергей Алексеевич взял на себя заботы о семье священника и навещал его в ссылке.

В 1931 году Сергей Никитин был арестован как “участник антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа” в составе группы маросейских прихожан и приговорен к трём годам заключения в Красновишерском исправительно-трудовом лагере на Северном Урале.

Сергей Алексеевич был сразу использован по специальности, т.е. как врач. Сначала надо было обследовать прибывающих в лагерь арестантов для определения их физической пригодности к той или иной по степени трудности работе. А впоследствии он был назначен заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.

Сергей Алексеевич, насколько было в его силах, старался облегчить учесть немощных страдальцев, в особенности из духовенства. Но как было узнать последних среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич усердно молил Господа о помощи и узнавал священников, главным образом, по их глазам, по взгляду. Так однажды он среди большого этапа узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».

У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В комнате врача тайком собирались близкие, чтоб помолиться. В комнате хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник, который жил в бараке и работал на погрузке леса.

Стремление Сергея Алексеевича помогать заключенным было замечено, и на него донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная (из Перми) медсестра, видя его в таком состоянии, посоветовала обратиться к блаженной Матреше, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал. Он пошел на берег, усердно там молился. Затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» Кроме того, дал обет, если Матреша поможет, первым делом навестить ее.

Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно за ударный труд. Первым делом он поехал в Москву к родным, но уже на следующий день сестра его провожала к Матреше.

Сергей Алексеевич узнал, в каком районе она живет, а как пройти, посоветовали спросить любого встречного. Будущий владыка вошел в указанную избу. Она была незаперта и пуста, и только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», – сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», – ответил голос из корытца. Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел небольшое человеческое существо – слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» – «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала большая беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже ты помолись обо мне».

Не имея возможности работать в Москве, как бывший заключенный, Сергей Алексеевич поступил на работу врачом сначала в г. Карабаново, а затем в г. Струнино Александровского района Владимирской области. Здесь жил он под молитвенным покровом преподобного Стефана Махрицкого, посещая его закрытый и разоренный монастырь. Имя преподобного Стефана Махрищского Сергей Алексеевич принял впоследствии в монашеском постриге.

Предсказание блаженной Матроны исполнилось – Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.

По материалам из открытых источников

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector