Молитва на похоронах у католиков - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва на похоронах у католиков

Традиции католических похорон

Если умерший человек исповедовал католицизм, необходимо достойным образом провести католические похороны: традиции, обряды, ритуалы, складывавшиеся веками, очень почитаются католиками.

Проведение католических похорон

В православии принято хоронить человека на третий день после смерти, у католиков же нет строгой даты – она зависит от решения близких усопшего. Часто используется бальзамирование – это позволяет выделить больше времени на организацию похорон. Косметические же процедуры не приняты.

Традиции католических похорон позволяют выбрать гроб из любого материала, главное чтобы на крышке гроба был крест. Усопшего укладывают в гроб со сложенными на груди руками, в руки помещают крест.

В гроб допускается поместить некоторые личные вещи умершего. Покойных принято хоронить в темных одеяниях. Если умерла маленькая девочка, ее хоронят в белом платьице. Все украшения, исключая обручальные кольца, необходимо снять.

Католическая церковь разрешает кремацию. Однако процедура развеивания праха не одобряется церковью.

После смерти знакомым и родственникам рассылают извещение о смерти, которое приравнивается к приглашению на похороны. Долг каждого – посетить похороны, выразить соболезнования. Родственникам усопшего принято посылать цветы в знак уважения и скорби. Если материальное положение семьи не позволяет провести достойные похороны, организуется сбор средств для помощи.

Прощание с умершим проводят дома. Все желающие могут с ним проститься, но процедура эта по правилам занимает не более десяти минут. Не допускаются разговоры о причинах смерти, последних днях жизни и болезнях покойных.

Церемония похорон в церкви

Одна из традиций католических похорон – назначение почетной группы для помощи в похоронах. Как правило, это 6-8 мужчин, не являющихся родственниками погибшего. Количество почетных гостей может быть больше, если усопший был известным человеком. Почетная группа будет нести крышку гроба. Сам гроб несут специально подготовленные люди, назначенные церковью. Почетных гостей рассаживают в первых рядах в церкви.

Гости, как правило, проходят в церковь парами. Похороны начинаются с мессы – отпевания покойного. Месса проходит в церкви, дома или в морге. В церкви служба проводится под музыку органа или пение хора.

По традиции католических похорон гроб чаще всего оставляют закрытым. Он устанавливается на постаменте перед гостями. Поверх гроба расстилают кружевное покрывало и помещают цветы. Гроб устанавливается ногами к алтарю.

Члены семьи усопшего рассаживаются на первых рядах справа. Друзья, знакомые и другие гости – позади родственников и в левой части. Схема распределения мест по гостям может быть и четко прописанной. В таком случае с рассадкой гостям помогают церемониймейстеры.

О традициях, связанных с похоронами вы можете узнать здесь. Если вам интересно чем отличаются православные похороны читайте тут.

По окончании церемонии гости неспешно покидают церковь. На выходе может стоять родственник покойного или член почетной группы, который будет благодарить пришедших короткими фразами. Гроб выносят и помещают в катафалк. Катафалк может быть предоставлен церковью бесплатно. Родственники и гости рассаживаются в машины, следующие за катафалком на кладбище. Цветы от гостей помещаются в машину с гробом. Для цветов могут выделить отдельную машину, если их принесли очень много. Допускается выслать цветы сразу на кладбище.

Церемония похорон дома

Более скромная и спокойная служба проводится в доме покойного. Традиции католических похорон позволяют это. Сюда приглашаются, как правило, только близкие люди. Церемония проводится в соседней от гроба комнате. Могут быть включены записи органной музыки. Гости рассаживаются на складных стульях, а гроб устанавливается на постамент. В доме должны присутствовать религиозные атрибуты: кресты, свечи.

На кладбище

Отправляются с кортежем на кладбище не все гости, хотя каждому дано это право. Гроб располагают возле могилы, и гости собираются вокруг. Священник читает молитвы. Традиции католических похорон не позволяют кидать на гроб землю после того, как его опустили в могилу. Вместо этого каждый гость бросает цветок в знак прощания с покойным. Близкие родственники имеют право бросить свои цветы первыми. После этого все покидают кладбище.

Поминки и траур

В зависимости от выбора близких усопшего поминальная служба может проводиться на третий, седьмой или тридцатый день после смерти. Следует помнить, что прием пищи на кладбище (как заведено у православных) у католиков не принят. 2 ноября – католический день всех усопших. Принято посещать могилы умерших, приносить цветы и устраивать домашнюю трапезу.

По католическим традициям после смерти наступает год траура. До истечения этого срока не одобряется новое замужество вдовы или женитьба вдовца. Если близкие покойного принимают полный траур, им полагается ходить в черных одеяниях и избегать шумных мероприятий.

Итак, входящие в католические похороны традиции:

  • Выбор даты похорон после смерти остается за родственниками;
  • Применяется бальзамирование. Косметические процедуры по отношению к покойному не приветствуются;
  • После смерти родственники рассылают извещения о смерти;
  • Близким усопшего принято присылать или приносить цветы;
  • Организуется группа почетных гостей для помощи в похоронах;
  • Похороны начинаются с мессы: в храме, дома или в специальных поминальных залах;
  • Гроб принято держать закрытым;
  • На кладбище не принято принимать пищу и употреблять спиртные напитки. Поминальный обед проводят дома;
  • Вместо горсток земли на гроб, опущенный в могилу, бросают цветы;
  • У католиков нет строгих дат для поминок, близкие покойного выбирают день по своему усмотрению (чаще – третий, седьмой или тридцатый день после смерти);
  • Траур по усопшему длится один год.

Католическая Церковь 74

Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в городе Челябинске

Молитвы при умирающих и молитвы за усопших

Каждый христианин, облёкшийся во Христа в Крещении, на земле разделяет с Ним свои труды и старания, и в Нём умирает. Для христианина, как и для каждого человека, смерть связана с болью, но освещена надеждой воскресения. Господь Иисус Христос говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин 11, 25). Ибо христианин, облёкшийся во Христа в этой жизни через веру и любовь, пребывает с Ним также и в смерти. Подобно Христу он переходит с земли в вечность, дабы сочетаться с Ним навечно. Для того, чтобы сделать своё участие в смерти Христовой более полным, христианин в таинстве Крещения возлагает на себя обязательство неустанно умирать для греха и жить новой жизнью.

Церковь, сопутствующая христианину во все важные моменты его жизни, не оставляет его и в смерти. В эту важную и тяжёлую минуту человеческой жизни Церковь предлагает Последнее Напутствие (Виатик) — Евхаристию, по слову Господа: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес… ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин 6, 58).

Семья обязана позаботиться о том, чтобы больной, находящийся при смерти, мог получить Виатик, даже если он однажды уже принял его в подобных обстоятельствах.

Умирающему следует вложить в руку свечу или поставить её рядом с ним. Если умирающий находится в сознании, следует напомнить ему о том, что при совершении таинства Крещения он воспринял подобную свечу с напутствием, дабы с душою, исполненной освящающей благодати, он вышел навстречу Божественному Жениху.

Собравшиеся у одра умирающего должны прилежно и ревностно молиться.

МОЛИТВЫ ПРИ УМИРАЮЩИХ

Литания

Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.

Пресвятая Мария, молись о нём (о ней).
Пресвятая Богородица, молись о нём (о ней).
Пресвятая Дева над девами, молись о нём (о ней).

Святые Михаил, Рафаил и Гавриил, молитесь о нём (о ней).
Все святые Ангелы Божии, молитесь о нём (о ней).
Святой Иоанн Креститель, молись о нём (о ней).
Святой Иосиф, молись о нём (о ней).
Святые Пётр и Павел, молитесь о нём (о ней).
Святой Андрей, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн, молись о нём (о ней).
Святая Мария Магдалина, молись о нём (о ней).
Святой Стефан, молись о нём (о ней).
Святой Игнатий Антиохийский, молись о нём (о ней).
Святой Лаврентий, молись о нём (о ней).
Святой Адальберт, молись о нём (о ней).
Святой Станислав, молись о нём (о ней).
Святые Борис и Глеб, молитесь о нём (о ней).
Святой Максимилиан Кольбе, молись о нём (о ней).
Святые Перпетуя и Фелицитата, молитесь о нём (о ней).
Святая Агнесса, молись о нём (о ней).
Святой Григорий, молись о нём (о ней).
Святой Амвросий, молись о нём (о ней).
Святой Августин, молись о нём (о ней).
Святой Афанасий, молись о нём (о ней).
Святой Николай, молись о нём (о ней).
Святой Василий, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн Златоуст, молись о нём (о ней).
Святой Мартин Турский, молись о нём (о ней).
Святые Кирилл и Мефодий, молитесь о нём (о ней).
Святой Антоний Великий, молись о нём (о ней).
Святой Бенедикт, молись о нём (о ней).
Святые Антоний и Феодосий Печерские, молитесь о нём (о ней).
Святые Франциск и Доминик, молитесь о нём (о ней).
Святой Сергий Радонежский, молись о нём (о ней).
Святой Антоний Падуанский, молись о нём (о ней).
Святой Франциск Ксаверий, молись о нём (о ней).
Святой Викентий де Поль, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн Мария Вианней, молись о нём (о ней).
Святой Иоанн Боско, молись о нём (о ней).
Святая Екатерина Сиенская, молись о нём (о ней).
Святая Тереза Авильская, молись о нём (о ней).
Святая Тереза Младенца Иисуса, молись о нём (о ней).
Святой Владимир, молись о нём (о ней).
Святой Серафим Саровский, молись о нём (о ней).
Святой Людовик, молись о нём (о ней).
Святой Казимир, молись о нём (о ней).
Святая Ольга, молись о нём (о ней).
Святая Анна, молись о нём (о ней).
Все святые Божии, молитесь о нём (о ней).

Будь милостив, избавь его (её), Господи.
От всякого зла избавь его (её), Господи.
От всякого греха избавь его (её), Господи.
От козней диавольских избавь его (её), Господи.
От гнева, ненависти и всякого злого желания избавь его (её), Господи.
От смерти вечной избавь его (её), Господи.
Ради Воплощения Твоего избавь его (её), Господи.
Ради святого Воскресения Твоего избавь его (её), Господи.
Ради ниспослания Святого Духа избавь его (её), Господи.
Прости нам наши грехи, Тебя молим, услышь нас, Господи.
К истинному покаянию приведи нас, услышь нас, Господи.

Читайте также:  Молитва оберегающая от энергетических вампиров

— Христе, внемли нам.
— Христе, услышь нас.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.

Помолимся. Боже, у Которого вечное милосердие и прощение. Смиренно молим Тебя о душе слуги Твоего(ей) N, которого(ую) призвал Ты от мира сего. Да не предашь душу его(ее) во власть врага и не забудешь ее во веки, но повелишь святым Твоим ангелам принять ее и ввести в райскую обитель, чтобы, веровавшая в Тебя и на Тебя уповавшая, она не подверглась мучениям адовым, но получила вечное блаженство, через Христа, Господа нашего. Аминь.

Молитвы возле умирающего

Если приближается смертный час, кто-либо из присутствующих может прочитать следующие молитвы:

Душа христианская, ты оставляешь этот мир во имя Бога Отца всемогущего, Который тебя сотворил; во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Который за тебя страдал; во имя Духа Святого, Который на тебя снизошёл. Да упокоишься сегодня и поселишься на священном Сионе с Пресвятой Богородицей Девой Марией, со святым Иосифом и со всеми Ангелами и святыми.

Дорогой брат (дорогая сестра), отдаю тебя Богу всемогущему, Творцу твоему, чтобы вернулся (вернулась) ты к Тому, Кто тебя создал из праха земного. Когда ты покинешь эту жизнь, пусть выйдут тебе навстречу Пресвятая Богородица Дева Мария, все Ангелы и святые.

Да избавит тебя Христос, пострадавший за тебя на кресте. Да избавит тебя от смерти вечной Христос, отдавший за тебя жизнь. Да приведёт тебя Христос, Сын Бога Живого, в рай, и да причислит тебя Пастырь истинный к овцам Своим. Да отпустит Он тебе все прегрешения и примет тебя в число избранных Своих.

Да увидишь ты лицом к лицу своего Искупителя и утешишься созерцанием Бога во веки веков. Аминь.

Прими, Господи, раба Своего (рабу Свою) в месте спасения, на которое он (она) надеется по милосердию Твоему.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою) от всякой тревоги.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты спас Ноя от потопа.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты вывел Авраама из земли Халдейской.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Иова от его страданий.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Моисея от руки фараона.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Даниила, брошенного в ров со львами.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил трёх отроков из печи огненной и от царя неправедного.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Сусанну от лживого обвинения.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Давида от царя Саула и от Голиафа.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Апостолов Петра и Павла из темницы.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), через Иисуса Христа, нашего Спасителя, принявшего за нас смерть и даровавшего нам жизнь вечную.

Господи Иисусе Христе, вверяем Тебе раба Твоего N (рабу Твою N) и молим Тебя, Искупитель мира, прими милостиво его (её) в Своё Царство и одари вечной радостью, ради Своего милосердного сошествия с небес.

Можно также спеть или прочитать антифон:

Славься, Царица, Матерь милосердия, жизнь, отрада и надежда наша, славься. К Тебе взываем, изгнанные чада Евы. К Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой долине слёз. О Заступница наша! К нам устреми Твои милосердные взоры, и после этого изгнания яви нам Иисуса, благословенный плод чрева Твоего. О кроткая, о благая, о сладостная Дева Мария.

Когда больной испустил дух, священник произносит:

С. Придите, святые Божии, поспешите навстречу, Ангелы Господни.

Все: Примите эту душу, превознесите её пред лице Всевышнего.

Помолимся: Тебе, Боже, мы препоручаем брата нашего (сестру нашу) N и просим Тебя, Отче милосердный: отпусти ему (ей) грехи, которые он совершил (она совершила) по слабости человеческой, дабы умерший (умершая) для мира жил(а) для Тебя. Через Христа, Господа нашего.

Рядом с усопшим ставятся зажжённые свечи в знак веры в жизнь вечную. Те, кто приходит проститься с усопшим (усопшей), молятся о вечном покое для него (неё).

Бдение у тела усопшего

Во многих приходах сохраняется древний обычай молитвы у гроба усопшего и песнопений, возносимых родственниками и знакомыми. Новейшие литургические правила рекомендуют служение Литургии Слова, которую может возглавить мирянин.

Ниже предлагается образец подобного служения.

Предстоятель: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Боже, Твой Сын расторг узы смерти и восшёл на небеса; удостой усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) участия в этой победе над смертью, чтобы он мог (она могла) вечно лицезреть Тебя, своего Творца и Искупителя. Через Христа, Господа нашего.

(следует заупокойное песнопение)

Предстоятель: Боже, открой наши сердца навстречу Твоему слову, чтобы мы во тьме обрели свет, в наших сомнениях — уверенность, происходящую из веры, в нашей печали — утешение. Через Христа, Господа нашего.

Затем читаются 2 или 3 фрагмента из Священного Писания. Прем 3, 1-9; Прем 4, 7-15; 2 Макк 12, 43-45; Рим 6, 5-9; 1 Кор 15, 51-57; 2 Кор 4, 14-15; 2 Кор 5, 1. 6-10; Флп 3, 20-21; 1 Ин 3, 1-2; Мф 11, 25-30; Мф 25, 1-13; Лк 7, 11-17; Лк 12, 35-40; Ин 5, 24-29; Ин 6, 37-40; Ин 6, 51-58; Ин 12, 23-26; Ин 14, 1-6.

Между чтениями можно петь рефрен «Верю, что жив мой Искупитель», После чтения следует приведённая ниже литания.

Молитва-литания об усопшем

Хоть наши сердца преисполнены скорби, возблагодарим Бога за все блага, которыми Он одарил усопшего (усопшую) N, и возгласим: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За все годы и дни, которые N прожил (прожила) с нами.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За великий дар святого крещения, благодаря которому N стал (стала) Твоим сыном (Твоей дочерью).

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За способности (и знания), которыми Ты его (её) одарил.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За его (её) служение благу семьи и других людей.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За его (её) терпение к нашим ошибкам.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. Помолимся Богу, чтобы Он принял в Свою славу нашего усопшего брата (нашу усопшую сестру) N и воззовём: Просим Тебя, Господи.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Пусть благие дела N принесут обильные плоды.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Пусть то, что он (она) начал (начала), будет продолжено.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Прости ему (ей) грехи, которые он (она) совершил (совершила).

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Пусть память о нём (о ней) живёт в наших сердцах.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Помолимся Богу, чтобы Он укрепил веру и надежду страдающих, и воззовём к Нему: Господи, приумножь нашу веру.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, ставшего человеком.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, Иисуса Христа, бесконечно возлюбившего нас.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, принявшего смерть за наши грехи и воскресшего ради нашего спасения.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, открывшего нам путь к небесам.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Вместе со всеми верными, которые предварили нас в небесной обители, помолимся, как научил нас Спаситель:

Заключительное славословие

Богу Отцу, Творцу нашему, Иисусу Христу, в Котором наше воскресение, жизнь и мир, и Святому Духу животворящему, всякая честь и слава во веки веков. Аминь.

Также у гроба усопшего можно читать молитву Святого Розария.

МОЛИТВЫ ЗА УСОПШИХ

Всемогущий Боже, услышь наши молитвы, возносимые с верой в Воскресшего Твоего Сына, и укрепи нашу надежду на то, что вместе с усопшим рабом Твоим (усопшей рабой Твоей) и все мы удостоимся воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог вовеки веков. Аминь.

Боже, Отче Всемогущий, тайна креста — наша сила, а Воскресение Сына Твоего — основание нашей надежды; освободи усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) от уз смерти и сопричти его (её) к лику спасённых. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Поминовение усопших

Вечный покой даруй усопшим, Господи, и свет вечный да сияет им. Да покоятся в мире. Аминь.

За умершего после продолжительной болезни

Боже, Ты соделал, что наш брат N служил (наша сестра N служила) Тебе среди страданий и болезней, участвуя таким образом в Страстях Христовых; просим Тебя, удостой его (её) участия и в славе Спасителя. Через Христа Господа нашего. Аминь.

За умершего внезапно

Боже, Ты видишь нашу скорбь из-за того, что внезапная смерть унесла из жизни нашего брата N (нашу сестру N); яви Своё безграничное милосердие и прими его (её) в Свою славу. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

За усопших родителей

Боже, заповедавший нам почитать отца и мать; смилуйся над моим отцом и матерью (нашими родителями), прости им грехи и вознагради их за труды, а мне (нам) позволь лицезреть их в блаженстве вечного света. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Читайте также:  Флор и лавр молитва об исцелении животных

За усопших, в годовщину смерти

Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Ежедневная интенция за усопших

Господи Иисусе Христе, в единении со Страстями Твоими, по предстательству Скорбящей Твоей Матери, жертвую все мои молитвы, труды, страдания и добрые дела за души усопших. Аминь.

Католические обряды похорон

Какие погребальные обряды установлены католической церковью? Как организовывать похороны для католиков? Мы расскажем вам, как достойно проститься с близким по всем церковным канонам.

Католичество и православие относятся к одному направлению – христианству, однако, несмотря на это, ритуальные традиции относительно похорон отличаются. О каких же правилах стоит помнить католикам?

  • По католическим канонам не проводятся косметические процедуры, однако бальзамирование достаточно популярно. Делается это для того, чтобы выиграть время для более долгого прощания с умершим.
  • До 1960 года существовала традиция похоронного бдения – намеренного отказа от сна. Сейчас этой традиции практически не придерживаются.
  • Тело покойного в гробу должно лежать на спине, а в руки, сложенные на груди, кладется крест.
  • При выборе гроба можно руководствоваться личными предпочтениями, так как у католиков нет на этот счет строгих правил. Однако обратите внимание на то, чтобы на крышке было распятие.
  • Похороны у католиков могут осуществляться не на третий день, как это принято в православии, а по возможности.
  • Католическая церковь официально разрешила кремацию с 1963 года, однако по-прежнему предпочтение отдается погребению.

В храме

Католические похороны начинаются службой в храме. Одежда покойного должна быть строгой, темных цветов, украшений, помимо обручального кольца, не должно быть. Незамужних девушек хоронят в белом платье. Гроб, на который принято класть цветы, стоит закрытым. Его необходимо установить перед алтарем на специальный постамент за полчаса до начала панихиды. При похоронах обычного человека гроб ставится головой к выходу, а вот гроб со священником располагается наоборот.

Под пение хора в храм через главные двери входит священник и сами хористы, тем самым возглавляя процессию. За ними идут почетные участники, затем люди, несущие гроб, и только после этого идут родные умершего. Как правило, процессия движется парами, мужчины придерживают за руку женщин. В такой момент важно, чтобы самые близкие люди ощущали поддержку, поэтому рядом с ними постоянно должны находиться родственники, способные хоть немного облегчить скорбь. Католическое отпевание начинается в тот момент, когда все присутствующие будут сидеть на своих местах. Приятно занимать правые первые ряды членам семьи, левые ряды – почетным участникам. Друзьям, знакомым и коллегам можно занять места позади или в центре. Обязанности правильно рассадить гостей можно поручить церемониймейстерам, однако если таковых не будет, пришедшие могут рассаживаться, как сочтут нужным. После окончания панихиды все покидают храм в обратном порядке.

Отблагодарить гостей за их приход и поддержку может мужчина из семьи, который будет стоять на выходе из костела и сдержанно выражать слова благодарности. Как привило, фразы «Спасибо, что пришли», вполне достаточно.

Гроб, после его выноса, устанавливается на катафалк. За катафалком на кладбище следуют автомобили с родственниками и близкими. Цветы и венки можно увозить на кладбище на отдельной машине, а можно вместе с гробом. Однако не запрещено доставить букеты к могиле заранее, до прибытия туда похоронной процессии.

Немало людей выбирают прощание с близким не в церкви, а прямо у себя дома. Для отпевания чаще всего выбирается гостиная. Родным покойного необходимо позаботиться о том, чтобы обстановка в комнате была максимально сдержанной, а количества стульев хватило для того, чтобы рассадить всех пришедших. Прощаются дома с покойным не более десяти минут. В это время семья может быть как рядом с умершим, так и в соседней комнате. Всем посетителям необходимо соблюдать тишину, быть максимально тактичными, не обсуждать причины смерти или какие-либо не лучшие стороны покойного. Выражая соболезнование, желательно предложить свою помощь, которая может выражаться в заботе о близком или материальной поддержке.

Кладбище

На католическое кладбище могут отправляться только самые родные и близкие люди. Гроб ставят около могилы, там же кладут цветы. После молитвы священника каждый присутствующий может бросить цветок на гроб. Опустить гроб в могилу разрешается как до молитвы, так и после нее. Памятник устанавливается в изголовье, при этом части света не имеют значения. Разъезжаться по домам родственникам, друзьям и коллегам можно по собственному желанию, так как каждый человек сам чувствует, сколько времени ему необходимо провести у могилы, чтобы проститься с умершим и осознать потерю.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

Как проходять католические похороны: обряды погребения

Хоронят католиков не так, как православных. Традиции погребения и поминовения усопшего отличаются, эта ветвь христианской веры имеет особенные порядки, касающиеся сфер жизни и смерти.

Традиции католических похорон

Церемония прощания с родным человеком – траурное событие. Обряд похорон обладает характеристиками, выделяющие религию от других.

Ритуальные отличия в католицизме проявляются в:

  • обряде погребения;
  • установке надгробия;
  • выборе даты похорон;
  • организации, ходе поминок;
  • прощании с усопшим.

Католикам разрешено кремировать труп, у православных христиан умерших принято погребать на кладбище. Другие манипуляции с телом усопшего считаются надругательством над душой. Развеивать прах, когда хоронят, запрещается.

Вид памятников на католическом кладбище разнится: православные монументы выполнены из дерева в форме креста, католики создают могильные плиты с именем, датами жизни, смерти. Они лежат на месте погребения. У православных элементы расположены вертикально, рядом с холмом.

Подготовка к похоронам у католиков

Первая стадия подготовки к погребению одинакова для всех религий – после смерти покойника обмывают. Делают это в комнате, где человек скончался. Это проводится для освобождения души, способствует ее выходу из тела.

В старину омовением перед похоронами католика занимались близкие родственники, члены семьи. Сейчас для этого используют услуги по организации ритуальных мероприятий. Процедуру проводят работники агентства.

У католиков при подготовке к похоронам разрешается бальзамирование тела. На лицо покойника не накладывается посмертный грим. Допускается использовать его, если лицо погибшего сильно изуродовано, искажено.

  1. Католические похороны предполагают облечение усопшего в темную закрытую одежду. Юных девушек предают земле в белых нарядах.
  2. Использовать украшения запрещено. На покойнике можно оставить обручальное кольцо.
  3. Руки складываются крест-накрест, ладонями вниз. Часто под ними помещают цветок.

В отличие от христиан, простыней умершего на похоронах не накрывают. Гроб у католиков создается из разных материалов, не только из дерева. Важно, чтобы на крышке с наружной стороны было изображение Иисуса. Внутрь позволяется складывать вещи, которые покойный часто использовал при жизни.

Родственников, друзей оповещают о смерти сразу. Если католическая семья финансово неблагополучна, ведется сбор пожертвований на похороны. Отвечая на извещение о прискорбном событии, высылают цветы, траурные венки, денежные средства. Это способ выразить соболезнования, поддержку семье погибшего.

Суеверий, связанных с обрядом, нет. Организация передается католическим ритуальным службам. Заупокойную службу заказывают в месте, где будет отпевание: в доме умершего, церкви.

Церковью не регламентирует, сколько времени носить траур по умершему после похорон. Семья принимает решение индивидуально. Горюющие надевают темную одежду, головные уборы.

Прощание с усопшим и обряд похорон

Прощание с покойным – морально тяжелый момент. Его организовывают в день погребения или накануне.

Особенности церемонии в католичестве:

  1. Длительность обряда регламентирована рамками поминального документа. Для прощания близких перед похоронами отводят по 10 минут. В комнату к умершему пускают по одному. Это дает право попрощаться со скончавшимся, как человек пожелает, сказать ему сокровенные слова. Гости, пришедшие ожидают, не мешая.
  2. Гроб с телом умершего католика ставят на стол. В помещении тихо, включена классическая музыка.
  3. Разговор с покойным осуществляют шепотом – гостям не стоит тревожить душу умершего, чувства людей, потерявших близкого. Это не должно помешать прощанию.
  4. Во время обряда похорон слово может взять любой близкий человек. Разрешается поблагодарить собравшихся, прочитать молитву об упокоении, рассказать историю из жизни, восхваляющую умершего. Вспомнить шутки, связанные с жизнью покойного, не запрещается.

По желанию семьи скончавшегося католика, ритуал проводится в доме, церкви, зале на кладбище. Во время прощания гроб открыт, после завершения крышку закрывают, проводят похороны.

По завершении начинается отпевание, панихида. Гроб с телом торжественно проносят через католическую церковь. Это делают знакомые мужчины умершего, следом идут близкие члены семьи – муж или жена, дети, родители. Остальные гости рассаживаются, ожидая начала процессии. Домовину устанавливают посередине храма на стол.

Начинается заупокойное похоронное богослужение. Священник читает молитвы и литургию. Посетители не держат свечи в память об умершем. Все гости просят Господа о скором упокоении души скончавшегося.

В церкви не отпевают самоубийц – людей, покончивших с жизнью. Это противоречит католическим религиозным устоям. Священник завершает службу, родственники благодарят всех, просят отправиться на похороны. Гости следуют, проводят умершего в последний путь. По окончании торжественной части гроб погружается в катафалк, родственники, друзья, отдельная машина с цветами отправляются на кладбище.

Отличия упокоения мертвых:

  1. Католический обряд погребения отличается от православного процесса похорон: на дно могилы бросают не землю, а цветы. Сверху бросают венки, букеты.
  2. Памятник устанавливается у изголовья скончавшегося. К нему складывают цветы.
  3. Во время завершения заупокойной службы, согласно католическому обычаю, недалеко от гроба во время похоронной службы стоят близкие родственники.
  4. Когда процедура заканчивается, гости расходятся.
  5. Погребение после кремации предполагает иную процедуру: прах помещают в тару, не закапывая.
Читайте также:  Молитва для хозяйства при сглазе

Не существует нежелательных для погребения дней. Ритуал производят в выбранный близкими срок. Разницы в обряде по дням недели нет. Похороны устраиваются до трех часов дня, после этого времени погребение католиков не осуществляется. Можно потревожить души людей, лежащих на кладбище.

Во время церемонии родные ведут себя сдержанно – горько плакать по скончавшемуся запрещается. Посетителям станет хуже морально.

Поминки католиков

Заупокойный обряд после похорон представители РКЦ проводят чинно, мирно. Угощения готовят скромные, еда без изысков, помпезности. Часто ставят любимые продукты умершего. Поминки у католиков скромные, без шума и суеты, без выпивки. Чаще всего осуществляется ритуал в тихом кафе, дома.

Приглашают на поминки близких людей, посторонним не стоит приходить. Обязательно читается молитва об упокоении. Важные дни – седьмой и тридцатый после смерти. Живые ходят в храм, ставят свечки и молятся о скорейшем упокоении умершего.

Можно ли хоронить католика на православном кладбище

Погребение рядом с могилами, принадлежащими другой религии, не возбраняется. Священнослужители не приветствуют размещение могил католиков на православном кладбище. Разрешается этот вариант в экстренных случаях: если нет денег для перевозки тела.

Смешение религий при похоронах нежелательно. Представителей разных конфессий погребают на отдельных территориях.

В какие дни поминают усопших католиков

Заупокойный ритуал по умершему устраивают в любой период недели — от понедельника до воскресенья, желая почтить память. На третьи, седьмые, сороковые сутки после похорон заказывают мессу. Единый день поминовения усопших у католиков – 2 ноября. Родственники ходят на кладбище, ставят свечки в церкви, вспоминают умерших.

Через год после смерти проводят традиционные действия: молятся, проговаривают счастливые моменты из жизни почившего, ходят в храм. Необходимо искренне просить Бога за душу похороненного родственника, делать это из чистых побуждений. В неделю святых католики заказывают молебен со священником на кладбище. 2 ноября для усопших проводят индульгенцию – избавление от грехов, совершенных при жизни. Родственнику умершего нужно исповедаться.

Проводы в загробный мир погибшего человека, который исповедовал католицизм, нужно готовить в соответствии с религиозными особенностями обряда похорон. Это позволит душе почившего достичь блаженства, достойно завершить мирской путь.

Почему католики отмечают 7 дней и 30 дней после смерти человека?

ВОПРОС:
Почему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

ОТВЕТ:
Таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.
Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.

Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Особое значение всегда имело евхаристическое поминовение усопших в годовщину смерти или в годовщину погребения. В то время как язычники праздновали день рождения усопшего (dies natalis), для христиан этим днем — dies natalis – было рождение во Христе, которое и отмечалось литургически. Об этом говорит Тертуллиан: “Oblationes pro defunctis, pro natalicis, annua die facimus». О том же свидетельствует святой Амвросий.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.
Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.
Что касается православного обычая поминать усопших в определенные дни, то, скорее всего, они имеют такое же происхождение, хотя, как мы видим, на Востоке традиция сложилась несколько иначе. Объясняя традицию девяти и сорока дней, православные священнослужители приводят откровение, данное святому Макарию Александрийскому. Согласно этому откровению, «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби». В этом свидетельстве подробно описывается состояние души в течение определенного числа дней после смерти. На девятый день, согласно этому откровению, душа после поклонения Богу и созерцания рая отправляется в ад, где ей показывают мучения, уготованные для нечестивых. Душа остается там еще тридцать дней, а на сороковой день Судия определяет ей соответствующее место. «Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших», — подводит итог святой Макарий Александрийский.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

Ссылка на основную публикацию