Молитва о прихожанах священника
Не дружить с прихожанами и тем более прихожанками
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Очень сложно дружить священнику и прихожанину. Дело в том, что если мы говорим о прихожанине, как о духовном чаде священника, пусть даже не по самому большому гамбургскому счету, то для того, чтобы священник мог быть по-настоящему и духовником, и другом, он должен быть святым. Тогда действительно его человеческая, обычная жизнь, в которой собственно и происходит дружба, никоим образом не может ни смутить, ни поставить под сомнение его качество как духовника.
Дело в том, что для того, чтобы священник был по-настоящему духовником, прихожанин должен испытывать к нему большое доверие. Глубина этого доверия и глубина того, насколько в свою душу этот прихожанин будет пускать священника, может быть разная, но если доверия нет, то никакое духовничество невозможно в принципе. Священники, как и все остальные люди, далеки от идеала, у них есть и свои слабости, своя жизнь, которая не связана непосредственно с богослужениями, с разговорами только о Боге, о каких-то важных духовных вопросах. Священник в личной жизни чаще всего — обычный человек, который если и не совершает каких-то серьезных грехов, то в своей повседневной будничной жизни, своими будничными разговорами, шутками, может серьезно разочаровать человека, который ищет с ним близости. И поэтому, в большинстве случаев, когда такая дружба складывается и если священник действительно не святой, то этот священник перестает быть по-настоящему духовным руководителем для этого человека. И это необходимо понимать заранее — и священнику, и его потенциальному другу. Потому, что да, такая дружба возможна, но и разочарование практически неизбежно.
И если человек это разочарование преодолевает, если ему хватает и глубины, полноты души, ума, жизненного опыта, то такая дружба может быть очень хорошей и полезной. Но такой священник, еще раз говорю, как правило, перестает быть духовным руководителем. Хотя он может и остаться собеседником и советчиком.
Священник и старые друзья
Я вообще не верю в то, что детская или юношеская дружба, именно как дружба, сохраняется в зрелой жизни за редкими исключениями. У меня есть знакомые и друзья, с которыми мы учились в школе или те, с которыми учились в институте. Мы и сейчас перезваниваемся или встречаемся с кем-то раз в год, с кем-то три раза в год. Но это же не дружба. Это воспоминание о дружбе. Нам хорошо вместе посидеть, поговорить о былых временах. Мы доверяем друг другу и если что, готовы помочь.
Старые школьные друзья иногда присылают мне своих детей на серьезные разговоры. И я иногда с их детьми общаюсь больше, чем с ними самими.
То, как они приняли факт моего священства, вообще отношения к дружбе тоже не имеет. Много людей из моей прошлой жизни по-разному приняли мое обращение к христианству и мое рукоположение. Кто-то одобрял, кто-то не одобрял. Дружба здесь ни при чем.
Разбираем «Жигули»
Серьезная дружба взрослых мужчин требует большого времени и большого доверия. Хотя приятельские отношения могут завязываться достаточно быстро. Дружат всегда по какому-то поводу. Кто-то дружит по поводу совместной учебы или службы в армии. Кто-то — коллекционирования черепах, кто-то — по поводу увлечения астрономией.
Друзья вместе ходят в гараж разбирать старые «Жигули», они там об этом дружат. Когда изменяется интерес, кончается дружба. Женщины дружат, например, по поводу детей. Дети выросли, кончается дружба, если не появилось нового повода для дружбы. Нет, у них прекрасные друг к другу чувства, они прекрасно живут этими воспоминаниями, они могут поздравлять друг друга с днем рождения, приглашать на крестины внуков. Но дружба — это что-то живое сейчас для обоих. Вот бабушки на лавочке дружат. И очень мучительно бывает, когда бабушка переезжает в новый район, а там нет на лавочке ее старой подружки.
Священник и прихожанка
Я не верю в дружбу между мужчинами и женщинами. Просто не важно, священник он, не священник, прихожанка она, не прихожанка. Мужчины и женщины дружить не могут, за какими-то редчайшими исключениями: если она крокодил, он импотент и так далее. А так дружба между мужчиной и женщиной всегда грозит перейти во влюбленность. Я знаю людей, я же священник. Никакого романтизма в этом отношении в принципе не испытываю. Я столько видел греха и вижу непрерывно, что как я могу верить во что-то хорошее здесь. Да, бывают священники, я лично знаю несколько человек, которые развелись со своими женами, сложили сан или наоборот, не разводились, но живут в блуде. Не надо дружить с прихожанами, с прихожанками — тем более.
Священник и скворец
Все люди ходят на работу, правда. Наше общение, ограничивающееся нашими должностными обязанностями, — это рабочие отношения. А когда мы вместе после работы в баню пошли — это дружба, ну приятельство, по крайней мере. Я дружбу понимаю максимально широко — от легких приятельских отношений до глубоких и преданных дружеских отношений. А священство — это гораздо больше, чем просто работа. И священник, в общем, не должен дружить ни с кем из своих прихожан. Он может и должен понимать их жизнь. Они могут много и глубоко общаться. Они могут и должны помнить и поддерживать друг друга. Но не приятельствовать. Я не говорю, что не имеют права, но лучше не нужно. А вообще лучше как скворец. У него скворечник в одном месте, а еду он добывает в километре от скворечника. Помните: «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед, и с другом не будет драки, если у вас друга нет». Наличие друзей подразумевает и драки, если не физические, то, по крайней мере, какие-то другие — ссоры, разногласия, выяснения отношений. И лучше, чтобы этого не было в храме.
На дистанции
Любому руководителю необходимо соблюдать дистанцию. Не только духовному, а даже просто светскому, административному. Как правило, директор не должен дружить со своими сотрудниками. А священник — духовный руководитель и административный при этом, если он настоятель храма. Он не должен в этом смысле дружить ни с кем.
У меня есть несколько примеров, когда я моих друзей сам не исповедую, а отправляю их к знакомым батюшкам, если у них нет духовника. Но, как правило, у них есть свои духовники. У меня исповедуются люди, которые дружат с другими священниками, но у них не исповедуются.
Молитвы за священников и духовников
Молитвы за священников и духовников
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Боже Спасителю наш, помилуй и спаси раба Твоего (имя), и молитвами служителя Твоего прости ми, немощному и недостойному, вся грехи моя; излей на мя милость Твою, якоже излил еси, Господи, на жену хананейску; пощади мене и ущедри, низпосли ми благословение Твое, и буди ми Хранитель Святый и Помощник державный; соблюди мя от всякаго дела и слова душетленнаго, Тебе, Богу моему неугоднаго и брату моему неполезнаго; покрый мя от всех козней и наветов вражиих; исправи стопы моя пред Тобою; утверди мя в любви Твоей; и даждь ми, немощному паче всякаго человека, неосужденно причащатися святых Твоих и безсмертных Тайн, просвети мя, до конца омраченна, светом заповедей Твоих; облагоухай мя, недостойна, благоуханием безстрастия Твоего, и Духом Твоим Святым возведи живот мой от тли и сени смертныя к нестареемей жизни во Царствии Твоем, Господи.
Ей, Господи, молитвами отца моего, служителя Твоего, услыши мя в скорби моей, и вонми молению моему в печали моей. В безмерной благости Твоей низпославый Духа Святаго Утешителя на святыя Твоя ученики и апостолы, даждь и мне, окаяннейшему всякаго создания, дар Духа Твоего Святаго, да укрепит мя и наставит на всяку истину и на всякое дело благое послушания.
Похожие главы из других книг
10:8–11 Ответственность священников.
10:8–11 Ответственность священников. Во–первых, священники не должны были пить спиртных напитков перед тем, как входить в святыню (9). Давно уже высказывалось предположение о том, что повеление, появившееся в данном месте, было отдано в связи с согрешением Надава и Авиуда,
21:1 — 22:31 Святость священников
21:1 — 22:31 Святость священников То же самое выражение, Я Господь, освящающий вас (20:8), встречается шесть раз в этих главах, разделяя текст на части (21:8,15,23; 22:9,16,32). Весь Израиль в целом был призван быть святым, т. е. отличаться от остальных народов, но священники призывались к
Безбрачие священников
Безбрачие священников Епископ должен быть… одной жены муж… 1Тим.3,1-3 Воспрещение клиру жениться было введено в Западной церкви в 1073 году, когда римский архидиакон Гильдебранд, ставший сперва капелланом (священником при капелле; священником домашней церкви папы) и
Чин отпевания священников
§108. Безбрачие священников
§108. Безбрачие священников G. Calixtus (лютеранин): De conjug. clericorum. Heimst. 1631; ed. emend. H. Ph. Kr. Henke, 1784, 2 Parts.Lud. Thomassin (католик, умер в 1696): V?tus et Nova Ecclesiae Disciplina. Lucae 1728, 3 vols, fol.; Mayence 1787, есть издание на французском. P. I. L. II, с. 60–67.Fr. Zaccaria (католик): Storia polemica del celibato sacro. Rom. 1774; и Nuova giustificazione del celibato sacro.
Советы священников
[Два семейства священников ]
[Два семейства священников] Так мы постоянно дрейфуем между двумя священниками, лавируем между двумя семействами священников; между священниками светскими и священниками церковными; священниками церковными антицерковниками и священниками церковными церковниками;
§48. Школы для священников
§48. Школы для священников Ранее мы рассмотрели, как церковь возвысилась до положения государственной религии Римской империи и какое влияние эта великая перемена оказала на положение священства и общественную мораль. Теперь мы поговорим о внутренней организации церкви
Грех священников
Грех священников 6 «Сын почитает отца, и раб — господина своего. Если Я Отец, то где же почтение, если Я ваш господин, где уважение?» — Господь Воинств говорит это вам, священникам, у которых имя Его в пренебрежении. Скажете: «В чем наше пренебрежение к имени Твоему?» 7
Доля священников
Доля священников 28 Господь сказал Моисею:29 — Скажи израильтянам: «Любой, приносящий Господу жертву примирения, должен принести часть ее в дар Господу. 30 Пусть он своими руками совершит Господу огненную жертву. Он должен принести жир, вместе с грудиной, и потрясти грудину
Обязанности священников
Обязанности священников 8 Господь сказал Аарону:9 — Ты и твои сыновья не должны пить вино или другие крепкие напитки, когда входите в шатер собрания, иначе вы умрете. Это — вечное установление для грядущих поколений. 10 Различайте между святым и обычным, между чистым и
Распределение священников
Распределение священников 1 Вот группы потомков Аарона.Сыновьями Аарона были Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар. 2 Но Надав и Авиуд умерли раньше отца a, а сыновей у них не было; поэтому Элеазар и Итамар служили как священники. 3 С помощью Цадока, потомка Элеазара, и Ахимелеха,
Комнаты для священников
Комнаты для священников 44 За внутренними воротами, во внутреннем дворе были две комнаты m: одна находилась у северных ворот и смотрела на юг, другая была у южных и смотрела на север.45 Он сказал мне:— Комната, что смотрит на юг, предназначена для священников, которые служат
Комнаты для священников
Комнаты для священников 1 Затем тот человек повел меня на север во внешний двор и привел к комнатам напротив храмового двора и внешней стены на севере. 2 Здание, дверь которого выходила на север, было сто локтей в длину и пятьдесят в ширину. 3 Напротив открытого пространства
От отцов-пустынников до духовников России. Предисловие
Пессимизм священников
Пессимизм священников Эти цели священников могут показаться оптимистическими – священник как бы говорит себе:”Народ этот не до конца погиб, не думайте, что катастрофа неизбежна. Его вполне можно спасти. Достаточно напомнить[212] ему то, о чем он забыл, вот и все. Знакомя его
Молитва о священниках и монашествующих
МОЛИТВА О СВЯТЕЙШЕМ ОТЦЕ
Всемогущий Боже, избравший Папу Франциска видимым Главою Церкви святой, утверждай в благодати и благослови преемника Святого Апостола Петра во все дни Его. Даруй ему многие годы жизни, доброе здравие, облегчение в страданиях, и соделай, дабы его апостольское служение принесло наибольшую пользу всему христианскому миру. Помилуй его, Боже, по предстательству Пресвятой Богородицы и всех святых, и дай ему, Отче Небесный, привести всех нас за собою в Твоё Небесное Царство. Аминь.
МОЛИТВА О ЕПИСКОПЕ
Господи Иисусе Христе, Пастырь Церкви Своей, укрепи Своим благословением епископа нашего Иосифа, дабы он был подлинным отцом епархиальной семьи и примером апостольского рвения. Даруй ему дух мудрости для плодотворного провозглашения Твоего Слова и управления епархией. Ты, Который с Отцом и Духом Святым живёшь и царствуешь во веки веков. Аминь
Молитва о Пастырях
Господи, благослови наших Епископов и пастырей. Ниспошли им полноту милости Твоей, любовь сердца Твоего, жертвенный дух жизни Твоей. Наполни их огнѐм апостольским, стойкостью мучеников, мужеством исповедников. Сделай их твѐрдыми в вере, святыми в обиходе, верными в призвании. Пусть они с достоинством возлагают жертвы на алтарь, пребывают в любви к Тебе и с радостью раздают милости Твои. Даруй им любовь Пастыря доброго, кротость Твою и мудрость, рвение твоѐ о душах. Пусть обращают они грешников, укрепляют слабых, воодушевляют добрых. Благослови их слова на кафедре, их преподавание в школе, их предостережение в исповедальне и у постели больного. Пусть исцеляют они наши раны, исцеляют нас в болезни и при кончине, пусть ведут нас к Небу. Поддержи их в любви к малым сим, во рвении ради юношества, верности народу и отечеству. Дай им силу в трудах, утешение в страданиях, победу в борьбе их. Да обновят они в Тебе мир, да расширят Царствие Божие да завершат дело спасения. Обереги их пред злым врагом, перед бессовестными людьми, перед силой греха. Пусть, как дети, возлюбят они Матерь Твою, ревностно Еѐ восхваляют и радуются могущественной защите Еѐ. Да будешь Ты целью их желания, исполнением их томлений, их грядущим венцом вечным. Избери многих для служения Твоего, охрани их юность, освяти их путь к алтарю. Пошли родителям пастырей глубокое понимание священства, помоги святому воспитанию их востребованных сыновей и дочерей. Преумножь сонм молитвенников Твоих, число пастырей и народ Твоей Святой Церкви. Пошли нам святых Епископов, святых пастырей, и святых миссионеров. Аминь
Молитва за священников
Всемогущий Вечный Боже, взгляни на Лицо Твоего Сына и из любви к Нему, Наивысшему Священнику, смилуйся над Твоими священниками. Господи, сочувствующий нам, помни, что они всего лишь слабые и хрупкие люди. Укрепи в них благодать призвания, полученную в день их освящения через возложение епископом рук. Будь с ними, когда враг будет их искушать, чтобы они никогда не сделали ничего, что хотя бы в наименьшей степени противоречило достоинству их призвания. Иисусе, молюсь за Твоих верных и ревностных священников, за неверных и слабых, за Твоих священников, которые служат своей родине и за тех, которые трудятся на далеких миссиях. За священников искушаемых, за священников одиноких и покинутых, за Твоих молодых священников, за Твоих умирающих священников, за души Твоих священников в чистилище. Прежде всего, препоручаю Тебе священников, близких моему сердцу. Священника, который меня крестил, священников, которые служили мне в таинстве покаяния, священников, служивших Святые Мессы, в которых мне дано было участвовать, и преподававших в Святом Причастии мне Твои Тело и Кровь, священников, которые учили меня и готовили к Святым Таинствам, которые помогали мне и придавали отваги, за всех священников, которым я был (была) обязан(а) благодарностью. О Иисусе, прижми их крепко к Своему Сердцу и благослови их сейчас и в вечности.
Аминь.
Молитва к Божией Матери священства
Дева Мария, Матерь Христа-Первосвященника, Матерь всех священников мира, Ты особенно любишь их, потому что каждый священник — это живой образ Твоего единственного Сына.
Ты всегда помогала Иисусу во время Его земной жизни и помогаешь Ему сейчас на Небе. Мы просим Тебя: молись о священниках! «Молись Отцу Небесному, дабы Он послал делателей на жатву Свою».
Молись, чтобы с нами всегда были священники, которые предлагают нам Святые Дары, объясняют нам Христово Евангелие и учат нас быть истинными детьми Божьими!
Дева Мария, проси Бога Отца о священниках, в которых мы нуждаемся; Сердце Твое обладает бесконечной властью над Ним, и поэтому, о Мария, помоги нам получить святых священников!
Аминь.
ДУХОВНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ СВЯЩЕННИКА
Духовное усыновление священника – хороший способ молитвенно поддержать служителей Христа. Он заключается в том, что верующий дает обещание на определенный срок или на всю жизнь ежедневно молиться о выбранном им священнике. Как правило, «усыновитель» ставит перед собой ряд задач, которые он в состоянии выполнить: устанавливает время и частоту молитвы.
Существуют самые разнообразные виды такого усыновления. Иногда верующие объединяются в группы, и каждый из их членов «усыновляет» одного священнослужителя. Такое усыновление возможно и без личного знакомства со священником.
Вступительная часть этого венчика молитва Св. Терезы Младенца Иисуса:
О Иисусе, Предвечный Первосвященник! Охрани Своего слугу отца …… (имя) под защитой Своего Пресвятого Сердца. Сохрани неосквернёнными его руки, что каждый день касаются Твоего Святейшего Тела. Сохрани чистыми его уста, омытые Твоей Драгоценной Кровью. Сохрани от искушений мира его сердце, запечатлённое печатью таинства Твоего Преславного Священства. Дай ему силу пресуществлять сердца, как он пресуществляет хлеб и вино в Твои Тело и Кровь. Благослови его труды щедрыми плодами, чтобы люди, которым он служит и ради спасения которых трудится, стали его радостью в земной жизни и венцом неувядающей славы в жизни вечной. Аминь.
Отче наш… Радуйся, Мария… Верую…
На больших бусинах: О Иисусе, посвящаем Тебе наши молитвы, дела и страдания ради Твоих священников, чтобы они каждый день умножали в мире Царство Небесное.
На малых бусинах: Иисусе, дай нам ревностных и святых священников.
В конце: Господи Иисусе, молим Тебя, да возрастает число священников Церкви Твоей. (З раза)
Далее молитва Пресвятой Богородице: Под Твою защиту прибегаем…. К этой молитвенной практике можно добавлять свои личные молитвенные инициативы и обещания.
МОЛИТВА ЗА СВЯЩЕННИКОВ И МОНАХИНЬ НАШЕГО ПРИХОДА
Господи Боже, защити и сбереги священников и монахинь нашего прихода. Силой своей благодати устрани влияние сатаны. Свяжи все силы зла и отдали искушения и соблазны тьмы. Излечи их раны, нанесенные жестоким словом, сделай так, чтобы ни одно порочащее слово ни коснулось их души. Укрепи всех в их призвании, поддержи всякое дело, которое исполняется во имя Твоё и с упованием на помощь Твою. Просим Тебя, да будут слуги Твои солью земли, защищающей от всякой порчи; да будут они светом миру, словом и делом освещая путь верующим и неверующим. Дай им мудрость и силу, чтобы могли научать народы, прославляя Тебя и распространяя Царствие Твоё по всей земле. И приведи к жизни вечной всех, кого Ты доверил им. Аминь
МОЛИТВА ЗА СВЯЩЕННИКОВ ПРИХОДА
Господи Иисусе Христе, прошу Тебя хранить и опекать всех священников нашего прихода. Прошу тебя, сделай их святыми священниками. Прошу Тебя, соделай, чтобы они любили своё служение, были постоянны в молитве, всегда могли принять и выслушать нас и являли бы нам Твой Милосердный Лик. Аминь.
МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ ПАСТЫРЕЙ
Вечный Первосвященник Иисус Христос, несказанно большую ответственность возложил Ты на Твоих служителей к достоинству их: поэтому с особой любовью молимся мы за всех усопших пастырей. Да вознаградишь Ты их за всё, что они в их жертвенной жизни сделали для нас из любви к Тебе.
О Мария, Матерь Вечного Первосвященника Иисуса Христа, безмерной любовью любишь Ты пастырей, которые продолжают на земле спасительное служение Сына Твоего. Велико Твое сострадание к священникам, кои томятся в пламени чистилища; Ты знаешь о их безмерных страданиях. Ради меча, семикратно пронзившего Сердце Твое в те мгновения, когда Твой возлюбленный Сын висел на кресте, уронив голову от страдания безмерного и умирая, — ради этого прошу Тебя: окажи помощь служителям Твоим, — пастырям, пребывающим в чистилище. Пожертвуй за Них Отцу Предвечному драгоценную Кровь Сына Твоего! Оплати их вину Кровью Сына Твоего и веди их при содействии святых Ангелов по пути к небу! Особо же молись за самые несчастные, всеми покинутые души священников в чистилище. Аминь.
Вечный покой даруй усопшим Господи, и да сияет им свет вечный.
Ответы на вопросы
Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.
Значение и смысл церковной молитвы
Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.
Совместная общая молитва людей в храме
В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.
Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.
Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.
Богослужебные молитвы
Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).
Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:
- Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» – на Божественной Литургии;
- песнь «Воскресение Христово видевше…» – на воскресном всенощном бдении;
- возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» – на пасхальной службе.
Молитва идущих в храм
Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.
Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.
Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
Фото: Фотобанк Лори
Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.
Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.
Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.
Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.
Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:
- Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
- Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
- Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.
Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.
Литургия и таинство Евхаристии
Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.
В последовании Литургии можно выделить три этапа:
- проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
- литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
- литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).
Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.
Евхаристическая молитва
Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.
В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.
Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.
Каждение в храме
Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.
Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.
Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.
Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:
Крестное знамение без поклона:
- в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
- на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
- на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
- на Литургии во время пения Символа веры
Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):
- при входе в храм и при выходе из него
- при чтении «Приидите, поклонимся. »
- при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
- при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
- при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
- на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
- на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
- на литии после первых двух прошений ектении
Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):
- на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
- на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
- во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
- во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
- на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
- после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
- на утрене после чтения Евангелия
- на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
- на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
- на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса
На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:
- после песнопения «Тебе поем»
- после «Достойно есть»
- при возгласе «Святая святым»
- при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
- при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
- затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
Поясной поклон без крестного знамения:
- на возгласе священника «Мир всем. »
Земной Великий поклон
Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.
Земные поклоны совершаются:
- во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
- во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
- Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
- Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
- Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
- на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.
Как правильно молиться в церкви перед иконой
В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.
Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.
Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.
При этом про себя произносят молитву:
- у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
- перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
- у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»
После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:
- у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
- у Богородицы и святых — руку или одежду
- на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы
Церковнославянский язык — значение и роль
Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.
Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?
По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.
Священник и прихожане
Хочу поделиться с вами моими размышлениями и наблюдениями по поводу взаимоотношений на приходе между священником и прихожанами. Это очень интересная и малоизученная тема.
Одиночество священника в отношениях с прихожанами – это одна из проблем. Конечно, на первый взгляд, батюшка купается во внимании, вокруг него гурьбой вьются люди, постоянно задают вопросы, спрашивают совета, берут благословение, но по-сути он одинок, потому что окружающие батюшку прихожане не могут вместить в своей голове равенства между священником и мирянами. Мало кто из мирян знает, что рукополагают батюшку во пресвитера, а не во священника, а пресвитер означает “старейшина”. Пресвитер по своей сути – старший среди равных ему, он такой же брат, которого по уважению к его служению называют отцом или ласково батюшкой.
В понимании большинства русских православных людей, батюшка занимает место посредника между Богом и людьми и он ближе к Богу, чем к людям. И батюшку нужно почитать, а не просто любить, причем почитать с присущим русскому человеку азиатским и вместе с тем языческим оттенком, то есть с подобострастием и умилением. Такое почитание можно увидеть на всяком приходе, и именно такое отношение между священником и прихожанами считается нормой и даже традицией нашей поместной Церкви, более того, мы даже гордимся этим, что у нас именно такое отношение к духовенству. Назвать это почитание любовью нельзя, потому что “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине” (1 Кор.13:4-6).
Почитание священника простирается до того момента, когда священник говорит то, что хотят слышать прихожане. И если священник вдруг меняется и начинает говорить немного по-другому или не то, что хотят слышать прихожане, то милость и почитание в одно мгновение меняются на неприязнь. Внешне священник может даже ничего не заметить, вроде всё как всегда – и улыбки, и почитание, и ручки целуют, но как гром среди ясного неба звучит звонок по телефону из епархиального управления и приятный голос в трубке просит батюшку приехать для беседы к владыке. На вас, батюшка, донос; надо разобраться, что вы там творите на своем приходе. Это явление – такая обыденность, что к этому все так привыкли, что это тоже стало нашей традицией. И даже никто не отдает себе отчета в нравственности этого поступка. Вообще понятие приходской нравственности – это отдельная тема. Но донести на священника – это с точки зрения приходской нравственности обычное дело. И что интересно, доносчики так же мило будут продолжать улыбаться и просить благословения и считать, что всё нормально, это не грех, это норма, ничего личного, мы просто “борцы за чистоту православия”.
Но кто из этих доносчиков или вообще из прихожан хоть раз спросит о том, почему священник изменил политику развития прихода, почему он вдруг стал говорить кардинально другие слова, вообще что произошло? Кого интересует, что происходит в душе у священника, который на протяжении многих лет трудился на приходе, созидая Церковь? Все его труды в одно мгновение становятся ничем. Ему тотчас навешивают ярлык обновленца или масона – и начинается травля. Но при этом внешне это никак не проявляется: всё те же подобострастные улыбочки, та же лесть, тоже целование ручек. Вот в чем проявляется одиночество священника. У него на приходе нет друзей. Нет таких людей, которые помогут ему разделить эту тяжесть служения – хотя бы в том, чтобы просто выслушать, просто понять, просто разделить тяготу одиночества.
Никто из прихожан упорно не желает видеть в священнике просто человека с такими же слабостями, немощами, пристрастиями, увлечениями. О священнике всегда все прихожане судят, что он должен или не должен делать, что ему можно или нельзя, какая должна быть у него одежда или машина, как должна одеваться его жена, как её ласково называют, “матушка”, и если матушка не вписывается в систему представлений приходской нравственности, её ненавидят, но при встрече так же заискивающе улыбаются, здороваются, а за спиной обсуждают, во что она одета, что купила на рынке или в магазине. В магазине батюшке нужно быть особенно осторожным, потому что всем очень интересно, какую колбасу или сыр кушает батюшка и сколько это стоит: если дорогая колбаса, говорят, что поп зажрался и ест не то, что простые люди едят, если колбаса дешевая, то говорят, что жадный настолько, что нормальную колбасу купить не может. Дети священника тоже всегда находятся под пристальным вниманием прихожан. Реальный пример из жизни. Один многодетный батюшка жил в деревне в простой двухэтажке в двухкомнатной квартире со своими детьми у него не было ни огорода, ни бани – ничего, без чего жизнь в деревне просто немыслима. Все, конечно, жалели батюшку и советовали ему построить дом, но когда батюшка взял и построил свой дом, который ничем не отличался от прочих домов, то это стало предметом негодования – и некоторые прихожане, не выдержав этого, перестали ходить в храм. Постройка дома стала предметом обсуждения и осуждения священника на ближайшие годы, пока всё не утихло. Одной из трудностей священнического служения является то, что абсолютно всё, что касается жизни священника, обсуждается – причем безжалостно и в одном только направлении: с целью осудить.
Естественно, это нездоровое отношение к священнику сказываются на характере батюшки. Постепенно он привыкает к этой двуличности и лицемерию и сам становится таким же: говорит не то, что думает, а то, что от него желают услышать – во избежание проблем. Внешне он старается соответствовать тому идеалу батюшки, который придумали себе “благочестивые прихожане” – чтобы стяжать себе уважение и почет, а самое главное стабильность. Почитание прихожанами очень щекотит тщеславие и постепенно утверждает священника в том, что он находится выше, чем миряне, забывая о том, что он всего лишь пресвитер, то есть старший среди равных. Он вменяет себе в обязанность всех без исключения учить, хотя его порой и не просят об этом, а зачастую образование мирян гораздо выше, чем образование пастыря, но это его никак не смущает, и он всё равно навязывается со своим учением. Мнит о себе, что ему-то точно известно, как надо верить по-православному. Прихожане желают стяжать послушание, ради которого они легко жертвуют своей свободой, отдавая себя в духовные чада пастырям. Тем самым они искушают пастырей властью, и это искушение выдерживают не все. От этого наша поместная Церковь страдает младостарчеством. Это одна из серьезнейших проблем нашей современной церковности, которая постоянно держит нашу Церковь на грани раскола, потому что частью русского менталитета является недоверие власти.
Особенность нашей поместной Церкви – послушание старцу, а не епископу или Патриарху. И поэтому у нас так долго муссируются проблемы с ИНН, паспортами, переписями и прочей дребеденью, которая не стоит выеденного яйца. Но, видите ли, старцы не благословляют, и что тут стоят слова епископа или Патриарха?
Духовные чада и отцы – это тоже очень интересная тема для размышления. Такие взаимоотношения подразумевают любовь друг к другу. Задача и духовника и его чада – друг друга любить, а не учить. Или, по крайней мере, научение вере должно быть на втором месте после любви. Отец должен любить своё чадо и молиться за него, ночами не спать, думая, что с ним. А чадо должно так же любить своего духовного отца, и эта любовь должна быть сыновней любовью. Нужно видеть в духовнике не старца, не оракула, даже не священника, а отца, который тебя рождает к вечной жизни. Разве такие отношения у нас с духовниками?
Как хочется, чтобы всё было по-другому, чтобы эта затхлая атмосфера лживой лицемерной приходской жизни изменилась. Ведь мы все братья и сестры, а священник – наш старший брат, которого из уважения к его служению и его духовному опыту зовут ласково батюшкой. Во всех нас течет одна кровь, которой мы причащаемся из общей чаши – кровь Христа. И отношения между нами должны быть братскими, основанными не на обычаях и не на благочестивых словах, ибо это всё предания человеческие, какие бы они ни были благочестивые, а на нелицемерной любви, которая всё покрывает и всё несет. Как хочется, чтобы мы все несли тяготы друг друга, тогда мы будем связаны друг с другом, будем единым Телом, глава которого Христос, потому что Он несет все наши тяготы один. Он нас любит, Он нам верит, Он от нас ждет того же, несмотря на то, что нет у нас этого. Он всё равно нас любит и верит.
Как хочется не быть одиноким в нашей Церкви, чтобы мы нуждались больше друг в друге, чем в юлианском календаре или славянском языке. Чтобы мы больше радели о возрождении Евангельского духа и братолюбия, а не модели церковного устройства 17-го века. Одиночество в церкви говорит о том, что церкви нет, потому что церковь – это семья, а в семье не может быть одиночества. Надо с сожалением это признать и исправлять, пока Бог долготерпит, пока дает нам шанс.
Как хочется, чтобы мы все освободились от бремени ложных приходских традиций, многие из которых являются наследием синодального периода, которые и привели к краху 1917 года. Мы должны осмыслить и соотнести это наследие с Евангелием и всё, что не соответствует духу Евангелия, без всякого сожаления отвергнуть. Освободиться от плена маргинальности и субкультуры, в которой всё больше укореняется наша церковная жизнь.
Мы христиане – соль земли, и сила наша в любви друг ко другу и ко всем. Именно по этому качеству люди должны определять, что мы Его ученики. И это надо возрождать, начиная со своих общин, где мы в Евхаристии являем Церковь Христову, и если этого нет в нас, то мы, христиане, потеряли уже свою силу и мы уже никому не нужны, разве что в качестве этнографического музея, чтобы как-то разнообразить этот мир, грешный и прелюбодейный.