Молитва перед обедом все о картине - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва перед обедом все о картине

Описание картины Молитва перед обедом – Жан Батист Симеон Шарден

Как и почти все жанровые картины Шардена, “Молитва перед обедом” существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна “Молитва перед обедом” хранится в Эрмитаже.

А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена.

Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: “Но кто вам сказал, что пишут красками?” – “А чем же?” – удивился незадачливый собеседник. – “Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством”.

Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой.

Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это – мальчик. То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это – обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии. Лицо молящегося мальчика скрыто от нас.

Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в “Молитве перед обедом” поразительной проникновенности и теплоты.

Он добивается этого, “связывая” взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки.

Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей “магической”, по словам современников, техники он держал в секрете.

Еще картины:

Мальчик с юлой – Жан Батист Симеон Шарден Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные, “деревянные” камзольчики и тяжелые платьица.

Разносчица – Жан-Батист Симеон Шарден Шарден прожил всю свою жизнь в Париже. Он учился в Парижской Академии св. Луки, а затем был принят в Королевскую.

Женщина, наливающая воду из бака – Жан Батист Симеон Шарден Прислуга играла огромную роль в повседневной жизни средней французской семьи. В 1730-х годах Шарден написал несколько картин, посвященных жизни слуг.

Прачка – Жан Батист Симеон Шарден “Прачка” – одна из первых жанровых картин, написанных Шарденом. Заказчиком ее был Антуан де Ла Рок, владелец журнала “Меркюр де.

Скат – Жан Батист Симеон Шарден Для вступления в Королевскую академию живописи и ваяния каждый художник должен был представить жюри академиков несколько своих работ. Шарден показал.

Стакан с водой и кувшин – Жан-Батист-Симеон Шарден В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов.

Портрет художника Жозефа Аведа – Жан Батист Симеон Шарден Шарден довольно редко обращался к жанру портрета, а если все же и портретировал кого-нибудь – то лишь близких друзей и.

В подвале – Жан Батист Симеон Шарден Даже вернейшим почитателям Шардена порой случалось удивляться тому, что художник растрачивает свой недюжинный талант на “низменные” и “непоэтичные” сюжеты. Почитателям.

Обезьяна-художник – Жан Батист Симеон Шарден Мода на картины, и предметы декоративно-прикладного искусства с изображениями обезьян появилась во Франции в конце XVII столетия. Чаще всего художники.

Корзина с земляникой – Жан Батист Симеон Шарден Многие натюрморты Шардена составлены из предметов домашней утвари. В начале творческого пути художник отдавал предпочтение простым глиняным и стеклянным сосудам.

Утренний туалет – Жан Батист Симеон Шарден Молодая мать одевает девочку для прогулки. Девочка горделиво и чуть смущенно скосила глаза, чтобы увидеть свое отражение в зеркале, стоящем.

Натюрморт с зайцем – Жан Батист Симеон Шарден Шарль Никола Кошен, первый биограф Шардена, утверждает, что художник понял свое призвание в тот день, когда увидел и попробовал написать.

Кухарка, чистящая брюкву – Жан Батист Шарден В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед ней – котел с начищенными.

Автопортрет – Жан Батист Шарден Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке.

Серебряный кубок – Жан Батист Шарден В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево – красные отблески на миске и яблоках.

Мыльные пузыри – Жан Батист Шарден Сам художник называет картину так: “Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри”. Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу.

Христос перед Пилатом – Ганс Гольбейн “Страсти Господни в серых тонах” считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной.

Домаха – Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от.

Молитва Пересвета – Павел Рыженко Автор о картине: “Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не физическую мощь его показать, а.

Молитва Святого Франциска – Франсиско-де Сурбаран Работа Сурбарана Молитва Святого Франциска посвящена одному из самых почитаемых католических святых. Он изображен в мрачном ущелье в момент истовой.

«Молитва перед обедом»: а был ли мальчик, или о чем спорят много лет, глядя на картину Шардена.

Французский художник XVIII века Жан Симеон Батист Шарден был известен своими натюрмортами и жанровыми картинами. Его утонченный и реалистичный стиль оказал значительное влияние на ряд величайших художников XIX-XX веков, в том числе Анри Матисса (1869 – 1954) и Поля Сезанна (1839 – 1906). Полотна Шардена были простыми, но мастерскими в исполнении. Мир Шардена – это мир с чувством (а не галантностью), со смирением (а не тщеславием), с простотой (а не жеманностью). Для буржуазного истеблишмента произведения Шардена представляли целительный контраст с «декадентской аристократической хрупкостью» многих коллег художника (в том числе, Ватто).

Художник животных и фруктов

Работы, которые принесли ему признание – «La Raie» («Луч») и «The Buffet» («Буффет»), демонстрируют его реалистичные представления и утвердили за ним статус «художника животных и фруктов». Отсюда Шарден развил свое мастерство натюрморта. Он однажды сказал о живописи: «Мы используем цвета, но мы рисуем своими чувствами», и для него у натюрмортов была своя жизнь. Как писал французский писатель XIX-XX веков Марсель Пруст (1871–1922): «Мы узнали от Шардена, что груша жива, как женщина, а обычный керамический предмет прекрасен, как драгоценный камень». Дальше росла любовь к живописи жанровых работ. Его работы прошли длительный эволюционный путь от простого натюрморта до бытовых сцен повседневной жизни французского общества. Успешная репутация художника привела к выгодному знакомству с королем Людовиком XV, которому Шарден и подарил картину «Молитва перед обедом».

Сюжет картины

Изображая бытовую сцену из жизни обычной французской крестьянской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов и вложенных в картину эмоций. Чувственность и эмоциональность были творческим кредо этого мастера. На первом месте здесь труд, нежность, набожность. Справа – такая домашняя и простая фигура матери. Она накрывает стол, одновременно обучая своих детей молитве. Зритель поймал момент, когда мать остановилась, чтобы взглянуть на своего младшего ребенка и прислушаться к каждому слову его первой молитвы. Трогательная деталь – игра прервана (барабан будто только что повесили на спинку стула), все тарелки уже полны супа, но приступать к трапезе нельзя, пока не закончится молитва. Вполне вероятно, это первые самостоятельные слова молитвы маленького ребенка.

Читайте также:  Молитва для снятия порчи и сглаза у мусульман

Лицо молящегося малыша скрыто от зрителя. Видны только пухлые щеки и слегка вздернутый нос. Легкое платье ребенка почти сливается с цветом скатерти. Шардену удалось добиться в «Молитве перед обедом» удивительного проникновения и тепла, домашнего уюта и спокойной радости. Сделано это было с помощью устремленных и связанных взглядов всех героев картины: и старшая сестра, и мама с нежностью и терпением смотрят на младшего ребенка, который, в свою очередь, следит за наставлениями своей матери (по всей видимости, она повторяет слова молитвы). Старшая сестра произносит молитву – ее сложенные руки видны над краем стола.

Главное здесь – не история ячейки общества из третьего сословия. Нет. Главное здесь – уникально воссозданная атмосфера домашнего одухотворенного момента. Молитва перед трапезой в христианстве долгое время предшествовала приему пищи, но сегодня этот обычай практически забыт. Текст ее прост и в значительной степени свободен. Это лишь несколько слов благодарности Господу за дарованную еду. Изображенная волшебная атмосфера и мягкий свет создают ощущение обрядовости и святости, подобно атмосфере в монастыре (откуда и пришла традиция благодарственной молитвы перед едой).

Мальчик или девочка

Спорным моментом и настоящей загадкой на картине является пол ребенка – все-таки мальчик или девочка?

Ряд искусствоведов считают, что это все же мальчик. Тот факт, что он одет в платье, не должен смущать. Это – обычная одежда маленьких детей в XVIII веке. Так, например, современный американский культуролог Карин Калверт утверждал, что традиция одевать маленького мальчика в платье существовала вплоть до конца XVIII века: «Мальчики, до того как надевали костюм мужчины, проходили через три четко обозначенные стадии: первые 3-4 года в юбочках, следующие 3-5 лет – в детских штанишках и еще 2-3 года – в слегка облегченном варианте взрослого костюма». Второй дополнительный аргумент в пользу мужского пола ребенка – висящий барабан (игрушка, в которую играют в основном мальчики). Однако такой известный специалист по творчеству художника, как Инна Немилова, автор книги «Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже» (1961), не сомневается, что перед нами – две девочки. «Молодая мать, разливая суп, одновременно старается заставить двух дочерей повторить слова предобеденной молитвы. (…) Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки. С исключительной тонкостью переданы как чувства ребенка, так и характерные для него поза и движение». Кем бы ни был этот ребенок – мальчиком или девочкой – это, конечно, не умаляет красоты и трогательности сюжета.

Цвет и свет

Цветовая палитра намеренно создана из мягких полутонов, теплых цветов, чтобы все на картине – и лица, и стулья, и одежда – передали столь же мягкую и уютную атмосферу в доме. Эта семья не богата (убранство комнаты скромно и чисто), но и не бедно (одежда героев красива и аккуратна). Дополнительное чувство волшебства создает мягкий свет, будто подсвечивающий героев и мерцающими бликами падающим с левой стороны.

Марсель Пруст писал о художнике: «Повседневная жизнь очарует вас, если вы начнете впитывать картины Шардена как уроки жизни. Тогда, поняв жизнь его картины, вы откроете красоту жизни». Действительно, в условиях всепоглощающей жизни, постоянной суеты люди порой упускают такие трогательные семейные моменты, простые и обыденные, но от этого не менее прелестные. Этот урок и хотел преподать Шарден – остановиться и почувствовать мгновение жизни.

Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден

Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена.

Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — «А чем же?» — удивился незадачливый собеседник. — «Пользуются красками, — сказал Шарден, — но пишут чувством». Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой.

Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это — мальчик. То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это — обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии. Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты.

Он добивается этого, «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она — с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву — над краем стола видны ее сложенные руки. Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.

Похожие описания картин:

Мальчик с юлой — Жан Батист Симеон Шарден Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные.

Разносчица — Жан-Батист Симеон Шарден Шарден прожил всю свою жизнь в Париже. Он учился в Парижской Академии св. Луки, а.

Карточный домик — Жан Батист Симеон Шарден Эту картину Шарден показал в Салоне 1741 года под названием «Сын мсье Ле Нуара, забавляющийся.

Женщина, наливающая воду из бака — Жан Батист Симеон Шарден Прислуга играла огромную роль в повседневной жизни средней французской семьи. В 1730-х годах Шарден написал.

Прачка — Жан Батист Симеон Шарден «Прачка» — одна из первых жанровых картин, написанных Шарденом. Заказчиком ее был Антуан де Ла.

Скат — Жан Батист Симеон Шарден Для вступления в Королевскую академию живописи и ваяния каждый художник должен был представить жюри академиков.

Стакан с водой и кувшин — Жан-Батист-Симеон Шарден В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных.

Портрет художника Жозефа Аведа — Жан Батист Симеон Шарден Шарден довольно редко обращался к жанру портрета, а если все же и портретировал кого-нибудь —.

В подвале — Жан Батист Симеон Шарден Даже вернейшим почитателям Шардена порой случалось удивляться тому, что художник растрачивает свой недюжинный талант на.

Обезьяна-художник — Жан Батист Симеон Шарден Мода на картины, и предметы декоративно-прикладного искусства с изображениями обезьян появилась во Франции в конце.

Корзина с земляникой — Жан Батист Симеон Шарден Многие натюрморты Шардена составлены из предметов домашней утвари. В начале творческого пути художник отдавал предпочтение.

Утренний туалет — Жан Батист Симеон Шарден Молодая мать одевает девочку для прогулки. Девочка горделиво и чуть смущенно скосила глаза, чтобы увидеть.

Натюрморт с зайцем — Жан Батист Симеон Шарден Шарль Никола Кошен, первый биограф Шардена, утверждает, что художник понял свое призвание в тот день.

Кухарка, чистящая брюкву — Жан Батист Шарден В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед.

Автопортрет — Жан Батист Шарден Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой.

Серебряный кубок — Жан Батист Шарден В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево — красные.

Читайте также:  Молитва от ссор между людьми

Мыльные пузыри — Жан Батист Шарден Сам художник называет картину так: «Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри». Картина проникнута духом.

Христос перед Пилатом — Ганс Гольбейн «Страсти Господни в серых тонах» считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил.

Домаха — Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь.

Молитва Пересвета — Павел Рыженко Автор о картине: «Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не.

Молитва Святого Бонавентуры — Франсиско-де Сурбаран Картина «Молитва Святого Бонавентуры» посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу.

Атрибуты искусств — Ден Жан Батист Шар Гипсовая голова Меркурия, инструменты для рисования и черчения, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги —.

Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже — Орас Верне Картина была исполнена в июле 1838 г. по просьбе императора Николая I, который предложил сюжет.

Молитва святого Иеронима — Иероним Босх Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник.

Анжелюс (Вечерняя молитва) — Жан-Франсуа Милле Художнику нравилось рисовать зарождающийся вечер. Это стремление хорошо видно в картине «Анжелюс»: последние лучи заходящего.

Перед дождем — Федор Васильев Федор Васильев написал свою знаменитую картину в 1871 году, которая находится сейчас в Третьяковской галерее.

Клятва перед Аварайской битвой (Полководец Вартан Мамиконян) — Иван Айвазовский Иван Айвазовский родился в армянской семье в Феодосии. Поэтому судьба армянского народа и его история.

Перед грозой — Иван Шишкин Шишкин признан одним из известных русских художников 19 века, который получил мировую славу благодаря пейзажам.

Перед театром — Берта Моризо Тема, к которой часто обращалась Моризо, и представляла для нее особый интерес, была связана с.

Кимон и Перо — Жан-Батист Грез Кимон — известный полководец и политический деятель Афин периода греко-персидских войн. Участвовал во многих военных.

Пифферари перед образом мадонны — Карл Брюллов Пифферари, странствующие итальянские музыканты, играющие на пифферо, остановились у входа в часовню. Старик и мальчик.

Мадонна перед чашей с причастием — Жан Огюст Доминик Энгр Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Он учился у Ж. Роже, Г.

Перед грозой — Федор Васильев Замечательный русский художник — пейзажист Ф. А. Васильев, прожив недолгую жизнь, оставил после себя богатейшее.

Христос перед Пилатом — Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто «Христос перед Пилатом». Размер картины 515 x 380 см, холст, масло. В.

Перед спуском в шахту — Александр Дейнека «В забое» и «Перед спуском в шахту» — огромных холстах по тому времени, решенных почти.

Молитва святого Доминика — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Молитва святого Доминика», как и многие другие, посвящена религиозной тематике.

Портрет Софи Арну — Жан-Батист Грез Мадлен Софи Арну — французская актриса и певица, лучшее сопрано своего времени. В пятилетнем возрасте.

Молитва — Павел Рыженко Старец, изображенный на полотне, не пытается примириться со своей совестью. Жизнь прожита, и все пути.

Молитва св. Вольфганга — Михаэль Пахер Михаэль Пахер — один из выдающихся мастеров Центральной Европы XV в. Он родился в Брунеке.

Автопортрет перед мольбертом — Винсент Ван Гог Среди творческих работ Винсента Ван Гога существует ряд автопортретов, каждый из которых отличается своеобразием и.

Огни Коломны

Блог о Истинной Вере

Молитва перед обедом

Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей. На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.

Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу. Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.

Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.

Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.

В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.

LiveInternetLiveInternet


Жан-Батист-Симеон Шарден
Молитва перед обедом
Холст, масло 49 x 41 cm
Louvre, Paris
В 1730-е — 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
С необычайным теплом развертывает он перед зрителем несложное повествование. Семья собралась за столом. Молодая мать, разливая суп, очевидно, напомнила дочерям о необходимости повторить слова предобеденной молитвы. Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки, представляющее собой один из лучших детских образов, созданных им.
Интересно композиционное решение, найденное художником. Шарден строит все действие вокруг стола, расположенного в центре комнаты и наиболее ярко освещенного. Равновесие окружающих его, также освещенных, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной среди них — женской фигуры. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Художник стремится дать представление о небольшой, тесно связанной между собой группе людей — семье. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной. Подпись является свидетельством того, что именно этот вариант расценивался автором как основной, так как в традициях художников XVIII века—подписывать лишь наиболее удовлетворяющее их произведение.
Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении. Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах. Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.
Картина была приобретена для Эрмитажа между 1763 и 1774 годами из неизвестной французской коллекции.
http://www.kulturamira.ru/txt/36chardin.shtml
http://www.rodon.org/art-071105133400

Жан Батист Симеон Шарден

Молитва перед обедом (1740), Лувр, Париж

Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — «А чем же?» — удивился незадачливый собеседник. — «Пользуются красками, — сказал Шарден, — но пишут чувством».
Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой. Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это — мальчик (об этом говорит барабан, висящий на стуле). То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это — обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии.
Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты. Он добивается этого, «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она — с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву — над краем стола видны ее сложенные руки.
Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.

Читайте также:  Молитва матроны об учебе

Молитва перед едой — смысл, назначение, текст

Молитва как возможность единения с Богом

Молитва является постоянным спутником каждого православного христианина. Это средство общения человека с Богом, олицетворение связи человеческой души со своим Создателем. Жизнь православного человека невозможно представить без молитвы, она сопровождает его везде. Молитва, в том числе молитва перед едой, это благодатное состояние души человека.

В начале дня человек молится в утренних молитвами. В течение дня также человек молится (молитва перед дорогой, перед едой, когда ему плохо, страшно или радостно). Когда день уже прошел, человек, готовясь ко сну, также молится вечерними молитвами. Без молитвы жизнь верующего человека тускнеет, лишается веры, отдаляется от Бога. Поэтому каждое событие в жизни должно освящаться молитвой. Молитва это не тягость, это радость как дыхание, о котором не думаешь пока есть воздух.

В Православной Церкви существует благочестивая традиция молиться перед едой, а также после еды (трапезы). При этом необходимо понимать, что молитва перед едой это не просто словесная формула, которая освещает трапезу. Молитва перед едой это не заклинание, после прочтения которого еда превращается в благословенное «ястие и питие». Пищу освещает не сам текст молитвы, а Бог, если у молящегося есть вера в Него. Мы можем просить у Бога в молитве, чтобы Он благословил нашу трапезу и тогда Господь подает нам Свое благословение. Не существует каких-то особых «сильных молитв» для освещения еды, кроме тех, которые существуют в Церкви.

Молитва перед едой — зачем она нужна?

Молитва перед трапезой это не просто обычай, который можно соблюдать или не придерживаться его, если нет на то желания. С помощью этой молитвы мы призываем благословение Божие на трапезу, ведь всякая пища это жертва любви Божией к нам, людям. Как возникла эта традиция?

Из Евангелия нам известно о чуде, совершенном Иисусом Христом в пустыне, когда он накормил десять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами:

«И взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам» (Мф. 14:19).

И после того, как все насытились, осталось двенадцать коробов хлеба. Такова сила Божьего благословения на трапезу!

В этом эпизоде из Евангелия для нас примечательно, что Господь для того, чтобы накормить народ, воззрев на небо, благословил пищу, то есть этой трапезе предшествовала молитва Христа Богу Отцу. Поэтому мы, подражая Христу, также молимся перед едой, крестим ее, призывая благословение Божие на трапезу. Эта благочестивая традиция является напоминанием нам о Спасителе и Его великой любви к нам.

Молитва перед вкушением пищи также освещает нашу трапезу, вот как об этом учил старец иеросхимонах Серафим Вырицкий:

«Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено» («Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949)», с. 43).

Как молиться перед едой

Молитвы перед каждым приёмом пищи

В двунадесятые праздники и пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари можно найти в молитвослове или календаре.

Отче наш. Молитва Господня

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Или можно читать эту молитву

О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144).

На благословение пищи и пития мирянам

Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Молитва перед едой – фарисейство или исповедование веры?

В жизни каждого православного христианина рано или поздно возникнет вопрос, как молиться перед едой, если вокруг находятся незнакомые люди, возможно далекие от христианства? Каждый решает эту проблему по-своему. Кто-то молится про себя, мысленно крестя пищу, кто-то молится шепотом, крестя еду мелким крестом, кто-то не молится вовсе…

Многим знакомо чувство смущения внутри, когда пытаешься прочитать молитву перед едой в общественном месте. Необходимо разобраться, а откуда же это смущение и кого же мы боимся смутить своей молитвой? Ответ напрашивается сам собой – молитва к Богу может смущать только бесов и демонов. Они и искушают окружающих людей, подталкивая их на насмешки и негодование, если вы попытаетесь прочитать молитву в общественном месте.

«Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. … Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости» (преподобный Паисий Святогорец).

Несите подвиг по силам

Современный мир полон соблазнов, грех выставляется чем-то привлекательным, а благородные чувства выставляются на посмешище. В этом специфика нашей жизни в современном светском обществе. Однако для современного человека исповедующего православное христианство существует множество возможностей исповедовать Христа.

И это происходит через, казалось бы, совершенно обыкновенные вещи. Скажем, перекреститься перед Храмом или прочитать молитву перед вкушением пищи в кафе. И тогда эта молитва станет свидетельством вашей веры – исповедованием Христа.

Поэтому в моменты душевного смущения необходимо вспомнить слова Спасителя:

«Итак всякого кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

Впрочем, для молитвы в общественном месте нужна внутренняя готовность, которая воспитывается временем. Если Вы не чувствуете готовность читать молитву в общественных местах, не нужно вести себя неискренно и неосмотрительно. Всякое доброе дело требует подготовки, мужества и искренности.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector