Молитва пересвета перед боем - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва пересвета перед боем

«Я захотел побежать за Христом». Памяти Павла Рыженко

Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.
В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.
1988-1990 гг. – служба в армии.
В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова.
В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка».
С 1997 г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции)

Калка. 1996 г. Холст, масло.

О себе

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом.» (павел-рыженко.рф)

Невская битва. 2010 г. Холст, масло.

Благословение Сергия. 2005 г. Холст, масло.

Великокняжеский меч. 2005 г. Холст, масло.

О генетической памяти

У каждого человека есть точка невозврата. Он проходит её и уже боли не чувствует. Допустим, пошел «погулять», пришел — сифилис получил; хлопнул один раз марихуаны, а там смотришь — уже и на «геру» сел. Совесть свою один раз придушил, а больше и не надо. Вот как сегодня из «пипла» с семечками и уже с наркотой опять сделать витязя? Очень просто — включить генетическую память. Как это сделать? Сказать правду о том, что было, и сказать: «Всё, дальше ни шагу. Ни шагу назад! Восстанавливаемся». 80% скажут: «Да пошел ты!», а 20% — нет. Эти 20% и будут солью земли русской, а 80% -исчезнут с лица земли, но эти 20% — процветут. Я так думаю. ( Богатырь духа. Газета «Завтра», 11 апреля 2013 г.)

Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло.

Ослябя. 2005 г. Холст, масло.

Победа Пересвета. 2005 г. Холст, масло.

О своих картинах

«Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давайте попробуем представить, кто такой Сергий. Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили бы его на прямую дорогу». («Честный разговор с самим собой». Русский мир, 16 марта 2011 г.)

Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение). 2004 г. Холст, масло.

Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2). 2004 г. Холст, масло.

Фотография на память (№2 из Триптиха «Русский век»). 2007 г. Холст, масло.

О монархии

«Я не просто манифестирую сугубо монархические убеждения, я только Государю и служу, а как иначе? Я живу, не изменяя присяге Государю императору Николаю Александровичу». (Богатырь духа. Газета «Завтра», 11 апреля 2013 г.)

Пасха в Париже (№3 из Триптиха «Русский век»). 2007 г. Холст, масло.

Удар колокола (№1 из Триптиха «Покаяние»). 2004 г. Холст, масло.

Веночек (№2 из Триптиха «Покаяние»). 2004 г. Холст, масло.

Муравейник (№3 из Триптиха «Покаяние»). 2004 г. Холст, масло.

Зонтик. 2008 г. Холст, масло.

Об истории

«Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи.
Чтобы ответить на вопрос «как же дальше быть?», я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории. Двигаться к православной монархии, которая, на мой взгляд, является единственно честной формой, абсолютно свободной в границах закона Божьего. Мне бы хотелось в какой-то степени приоткрыть эту занавесь. Чтобы люди отодвинули ее, спокойно заглянули, но сделали это не на словах, а через видимые образы, через мои картины. Постояли перед ними, подумали. Что-то для себя лично вынесли и вернулись после просмотра выставки немного другими». (Павел Рыженко: Искусство — это лишь ступени. «Элита», 3 ноября 2005 г.)

Преподобный Серафим. 2006 г. Холст, масло.

Молитва. 2001 г. Холст, масло.

Братия. 2006 г. Холст, масло.

Сергий. 2013г. Холст, масло.

О России

«Я за Россию говорить не могу, я не пророк, не святой, я не знаю. Но я знаю одно, что если Россия не устоит в ближайшие несколько лет, то, несомненно, мир рухнет следом за ней. Он держится, конечно, не на каких-то газовых трубах, не на Западе, не на его внешней цивилизации несомненной, а на глубоком благочестии, которое есть в каких-то отдельных русских людях, молящихся и делающих еще очень важные дела. Очень важные дела для того, чтобы этот мир не рухнул. (Богатырь духа. Газета «Завтра», 11 апреля 2013 г.)».

Афон (Есаул). 2008 г. Холст, масло.

Валаам. 2001 г. Холст, масло.

Страшный суд. 2007 г. Холст, масло.

Битва под Москвой. 1941 год. 2011 г. Холст, масло, предметный план.

Реквием. 2011 г. Холст, масло.

Реквием-2. 2011 г. Холст, масло.

Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка.
2013 г. Холст, масло.

Госпиталь. 2013 г. Холст, масло.

Брусиловский прорыв. 2013 г. Холст, масло.

За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война).2013 г. Холст, масло.

По материалам сайта павел-рыженко.рф

Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе) Радонежским


глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте,
но и нас своим заступлением не остависте.
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,
душею в превышнем селении пребываете.
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя»

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Служба прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским >>
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 126).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани (11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

Читайте также:  Матрона молитва о помощи в учебе

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.

Описание картины Молитва Пересвета – Павел Рыженко

Автор о картине: “Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не физическую мощь его показать, а то, что по сути он совершеннейший младенец в душе, кроткий, как агнец, что он – лев с душой ангела. Гигант, богатырь, который физически огромен и здоров, у которого сил хватило всю ночь простоять на коленях на молитве, берет свое копье, словно оно ему не очень-то и нужно.

Раннее утро, кони привязаны к березам, ежик пробегает мимо и не боится этого огромного Пересвета, потому что суть его мощи – в тихой кротости. И мне хотелось бы, чтобы этот взгляд Пересвета будил покаяние в душе современного человека, чтобы он врачевал его душу… Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву.

Другое название картины – “Молитва перед боем”.

Здесь самое главное – глаза Пересавета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого.

Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик…

Все это – Россия. Писал, как чувствовал, – что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой”.

Еще картины:

Веночек – Павел Рыженко Вторая картина триптиха “Покаяние”. Тот же человек уже после фронтов революции приезжает в свое село, в котором жил еще до.

Калка – Павел Рыженко События, изображенные на полотне, относятся к XIII веку, когда из-за раздробленности, непреклонной гордыни и тщеславия русских князей под предводительством Мстислава.

Братия – Павел Рыженко Автор о картине: “На картине “Братия” – афонские монахи, стоящие на своей молитвенной страже. Я намеренно изобразил здесь две ипостаси.

Разборчивая невеста – Павел Федотов Картина П. А. Федотова “Разборчивая невеста” изображает смешную сцену сватовства. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в.

Портрет детей Жербиных – Павел Федотов Фигуры детей, изображенных на переднем плане, максимально приближены к зрителю и заполняют почти все пространство полотна. На заднем плане видна.

Портрет Е. Г. Флуга – Павел Федотов Постепенно заводились и новые, не армейские, знакомства. Федотов крепко сдружился с семейством Флугов, обитавших совсем неподалеку от него, на Пятнадцатой.

Читайте также:  Молитва имя роман

Апостол Павел из деисусного чина – Андрей Рублев Из всего ряда до нас дошли лишь три произведения, в которых древний мастер глубоко раскрыл человеческую сущность образа, что особенно.

Актриса – Юрий Пименов Пименов – импрессионист, и, как и все его коллеги, ставит во главу угла мгновение. Сияющий миг, вмещающий в себя весь.

Икар и Дедал – Павел Михайлов Герои античного мифа. Дедал – афинский скульптор, почитаемый как изобретатель столярных и плотничьих инструментов и зодчий. Заточенный царем Миносом на.

Портрет М. И. Крыловой – Павел Федотов На портрете изображена молодая женщина, со спокойным лицом, всем своим обликом демонстрирующая непосредственность и открытость. Она немного склонила голову набок.

Апостол Павел – Эль Греко Апостол Петр не был призван Христом, как Его 12 учеников, во время земного служения. Сначала в Новом Завете его называют.

Святые Апостолы Петр и Павел – Эль Греко Эль Греко – автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов “апостоладос” . К ним тесно примыкает эрмитажная картина.

Передняя частного пристава накануне большого праздника – Павел Федотов “Передняя частного пристава накануне большого праздника” – принадлежала к роду обличительному и была сочинена не без изобретательности в замысле и.

Персей и Андромеда – Иоахим Эйтевал Картина написана голландским художником Иоахимом Эйтевалом по мотивам древнегреческого мифа. Размер картины 180 х 150 см, холст, масло. Андромеда, в.

Ветка – Александр Иванов Творчество Иванова не ограничивалось только библейской тематикой. Он умел очень тонко и душевно писать картины природы. Одно из таких полотен.

Добрый самаритянин – Родольф Бреден “Рисунки пером Бредена похожи на фантазии гашишника: все в них имеет равную ценность; это невообразимый хаос, в который нужно долго.

Автопортрет с сестрой – Виктор Борисов-Мусатов Художник очень бережно, трепетно любил свою сестру Лену. Автопортрет с нею он решил написать в укромном уголке сада. Виктор поставил.

Клетчатая блуза – Пьер Боннар Моделью для этой работы послужила сестра Боннара Андре. Формат картины и выбор сюжета обнаруживают ее связь с японской графикой. “Клетчатую.

Данте и Беатриче – Уильяи Блейк Эта картина, написанная тушью и акварелью, является частью большого цикла, над которым работал Блейк на закате своей жизни. Блейк очень.

Беатриче обращается к Данте с колесницы – Уильям Блейк Эта картина, написанная тушью и акварелью, является частью большого цикла, над которым работал Блейк на закате своей жизни. Блейк очень.

Покуда стоит Россия

С детства каждому известна картина: поединок Пересвета с Челубеем. Однако, художник Васнецов несколько неверно изобразил воинов. Пересвет сражался не в доспехах. Почему? Вот об этом и речь ниже.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – земляки. По одним данным они брянские бояре, по другим данным – Родион (в миру) Андрей (в монашестве) Ослябя был родом из города Любутска, находящегося всё в том же Брянском княжестве. Оба рода – и Пересвета, и Осляби – княжеские. Воспитание молодых княжичей, да и вообще воспитание мальчиков на Руси было не таким как сейчас. С молоком матери внушалось: муж (мужик – это не воин, уменьшительный суффикс «ик» указывает на несколько уничижительное значение) – так вот, муж – это воин Царя Небесного. А смерть — всего лишь рождение в Жизнь Вечную. Потому смерти не боялись.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя уже были известными, прославленными воинами. Они были не молоды. У Осляби был сын Иаков, который вместе с отцом сражался в Куликовской битве. Оба – Александр и Андрей – радонежские иноки; незадолго до сражения сам игумен Сергий постриг их в схиму и сказал, что даёт ми, воинам, вместо тленного оружия – нетленное.

Витал миф, что татары владеют мистической силой и победить их в честном бою невозможно. Сейчас в интернете можно найти даже такие версии: Челубей или Темир-мурза (печенег) – принадлежал к древнейшей буддистской секте воинов – «бон-по», был в самой высокой степени посвящения. Так это или нет, но Темир-мурза – известнейший в то время поединщик. Из 300 боёв не проиграл ни одного. Знал ли он какие-то мистические тайны или нет, но мирским, земным он не пренебрегал однозначно: копьё у него было на целый метр длиннее. Так что обычно противник просто не мог нанести ему удар.

Молитва Пересвета перед поединком
худ. П. Рыженко

Перед боем Андрею Осляби было дано видение: в Куликовской битве погибнет его сын Иаков и его друг – инок Александр. Вероятно и сам Пересвет знал свою кончину. Перед битвой он долго молился в часовне Дмитрия Солунского и ушёл , оставив там свой яблоневый посох. Перед боем он простился со всеми и у всех попросил прощения. Все воины молились о Пересвете, поминая царя Давида, вступившего в поединок с Голиафом.

После молитвы Александр снял доспехи и оставил на себе только схиму – нетленное оружие.

На поединок
худ. П. Рыженко

Друзья говорили, что у Александра был свой расчёт. Кроме торжества веры, кое являла собою схима, у Александра

тоже был земной расчёт. Как потом скажет А.В.Суворов: «Удивил – победил». Увидев перед собою богатыря без доспехов, Челубей дрогнул духом. Если он действительно был монах, то он не мог не понимать, что значит выход поединщика в одежде схимника. Кроме того, когда воин был в доспехах, удар получался такой силы, что выбивал всадника из седла. Когда же копьё пробивает лишь мягкие ткани человеческого тела, есть шанс остаться в седле. На это у Пересвета и была надежда. В одной из летописей говорится кратко: поединщики ударили друг друга одновременно и скончались. Однако из-за разности в длине копий одновременного удара быть не могло. Летописец всего происходящего не видел. Предание же рассказывает то, что видели очевидцы. Александр Пересвет метнул своё копьё. Удар был смертельным. И вышиб одетого в доспехи Челубея.

В те секунды, пока копьё Александра летело, более длинное копьё Темир-мурзы пронзило тело русского монаха. Копья вонзились фактически одновременно. Но Александр остался в седле. Его руки сжимали по-прежнему поводья. Конь поскакал к нашим рядам. Знавшие о расчёте Александра, русские воины расступились, образовав коридор и, пропустив коня, вновь сомкнулись. Татары так и не увидели, как снимали с коня бездыханное тело инока. В татарских рядах началась паника: в смятении переспрашивали друг друга: неужто русский поединщик жив? Такого прежде не случалось. Русские воины не замедлили воспользоваться этой деморализацией. В то время у татар бытовало поверье: кто победит в поединке – на стороне того Бог. Татары вообще относились к вере уважительно. Это был указ самого Чингиз-хана: уважать все религии. Отсюда веротерпимость татар к покорённым народам: нарушать Великую Ясу Чингиз-хана никто не смел.

С самого начала боя монголы были деморализованы.

Так же существует предание о подвиге Осляби. Дмитрий Донской был ранен. Инок Ослябя подхватил раненого князя и отвёл в безопасное место, чтобы князю перевязали рану. Сам же немедленно переоделся в доспехи князя и возглавил бой, пока Дмитрий не мог командовать сражением. Эта подмена была недолгой, в ходе боя её никто не заметил. Если бы не этот подвиг Осляби, русские были бы в унынии, а боевой дух татар, естественно, окреп. Но ничего подобного не случилось. Князь Дмитрий после перевязки вернулся к командованию войсками. О судьбе Осляби достоверно неизвестно. По одной версии он погиб в бою. По другой – был жив, ещё потрудился во славу Отечества, как дипломат, и был похоронен рядом со своим боевым другом Александром Пересветом позже.

Историки говорят, что значение Куликовской битвы было велико. Дело не только в военной победе. Куликовская битва объединила Русь. Ушли воевать – москвичи, ростовцы, суздальцы… и так далее. А вернулись они с поля боя единым неделимым русским народом.

Восемь дней русские хоронили своих товарищей. Тела убитых героев забрали с собою. С поля боя князь Дмитрий поехал не в Москву, а в Радонеж. Игумен Сергий встретил его словами: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твоё христолюбивое войско». По убиенным сотоварищам отслужили Великую Панихиду. С той поры и стала служиться Дмитриевская поминальная суббота. Из года в год, «покуда стоит Россия», — как предсказано.

К сожалению, не все из наших современников правильно понимают смысл этого дня. Большинство из нас поминают умерших родственников. И только. Но в этот великий день поминают не только умерших родителей, бабушек, дедушек – но всех, кто отстоял Россию, кто в разные времена «положил живот» за Веру и Отечество. Этот день исполнен не столько поминальной скорби, сколько преисполнен благодарности. Мы благодарим всех павших на полях боёв за их подвиг.

При захоронении воинов Дмитрий Донской сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за всё христианство, между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите и в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога».

Читайте также:  Молитва для снятия порчи сглаза негатива

О судьбе мощей Пересвета и Осляби так же точно не известно. Одни утверждают, что мощи были уничтожены в 1920г. По другой версии мощи иноков, как и было предсказано, никогда не будут найдены.
Не раз становилось горько, когда искала в интернете материал об иноках- воинах. Пишут о том, что церковь «примазалась» к победе на Куликовом поле. Схимников Пересвета и Ослябю называют «язычниками». А о другом воине – Сергии, Радонежском игумене, сражавшимся оружием нетленным, молитвой – некоторые не вспоминают и вовсе. Бог всем судья. А нашим павшим героям – вечная память и слава.

Похоронены иноки в Москве в Симоновом монастыре. Сергий Радонежский благословил своего племянника Фёдора основать монастырь на Москве и сам срубил там первую церковь – Рождества Богородицы.

Другие герои Куликовской битвы, имена которых мы несправедливо забыли: Григорий Капустин, Семён Мелик, Игнатий Крень, Фома Тынин, Пётр Горский, Карп Олексин, Петруша Чуриков.

«Сказание о Мамаевом побоище» рассказывает ещё об одном герое битвы – разбойнике благоразумном: Фома Кацибей, разбойник, которому однако же князь доверил охрану. Ночью Фома видел виденье: как на облаке явились два юноши и посекли татар небесными мечами». Фома рассказал о видении князю. Князь попросил до времени ничего не рассказывать. Сам же стал усердно молиться Борису и Глебу. Разбойник же Фома после того видения совершенно уверовал в Господа, стал целомудрен и благоразумен и ничем не запятнал своей чести.

Всех имён нам теперь уже не узнать и не найти. Однако же, приходя в храм в Дмитриевскую субботу, помяните, вспомните о них, проливших кровь за Отечество.

Молитва Пересвета — Павел Рыженко

Автор о картине: «Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не физическую мощь его показать, а то, что по сути он совершеннейший младенец в душе, кроткий, как агнец, что он — лев с душой ангела. Гигант, богатырь, который физически огромен и здоров, у которого сил хватило всю ночь простоять на коленях на молитве, берет свое копье, словно оно ему не очень-то и нужно.

Раннее утро, кони привязаны к березам, ежик пробегает мимо и не боится этого огромного Пересвета, потому что суть его мощи — в тихой кротости. И мне хотелось бы, чтобы этот взгляд Пересвета будил покаяние в душе современного человека, чтобы он врачевал его душу… Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины — «Молитва перед боем».

Здесь самое главное — глаза Пересавета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик… Все это — Россия. Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой».

Похожие описания картин:

Победа Пересвета — Павел Рыженко Данная картина Павла Рыженко отражает одну из наиболее достоверных версий поединка, в соответствии с которой.

Молитва — Павел Рыженко Старец, изображенный на полотне, не пытается примириться со своей совестью. Жизнь прожита, и все пути.

Выбор веры — Павел Рыженко В III веке Святой Георгий во всем блеске и могуществе своей власти камида, то есть.

Благословение Сергия — Павел Рыженко Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после.

Братия — Павел Рыженко Автор о картине: «На картине «Братия» — афонские монахи, стоящие на своей молитвенной страже. Я.

Веночек — Павел Рыженко Вторая картина триптиха «Покаяние». Тот же человек уже после фронтов революции приезжает в свое село.

Калка — Павел Рыженко События, изображенные на полотне, относятся к XIII веку, когда из-за раздробленности, непреклонной гордыни и тщеславия.

Зонтик — Павел Рыженко Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и.

Битва под Москвой — Павел Рыженко Диорама показывает события, разворачивающиеся на подступах к Москве на Бородинском поле в октябре 1941 года.

Удар колокола — Павел Рыженко Это первая часть триптиха, который называется «Покаяние». Путь убийцы, путь распинателя Христа, который в революционном.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — Михаил Авилов Авилов изобразил бой, который произошел между русским богатырем и воином татар. Именно с него началась.

Молитва святого Доминика — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Молитва святого Доминика», как и многие другие, посвящена религиозной тематике.

Анжелюс (Вечерняя молитва) — Жан-Франсуа Милле Художнику нравилось рисовать зарождающийся вечер. Это стремление хорошо видно в картине «Анжелюс»: последние лучи заходящего.

Молитва святого Иеронима — Иероним Босх Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник.

Прогулка — Павел Федотов «Прогулка» была написана в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы. В.

Завтрак аристократа — Павел Федотов Великий мастер, у которого кисть и взгляд сосредоточены на таких вещах, что показывают разнообразие красок.

Молитва св. Вольфганга — Михаэль Пахер Михаэль Пахер — один из выдающихся мастеров Центральной Европы XV в. Он родился в Брунеке.

Молитва Святого Бонавентуры — Франсиско-де Сурбаран Картина «Молитва Святого Бонавентуры» посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу.

Портрет Ренато Гуттузо — Павел Корин Родина Корина — село Палех Владимирской области — древний центр русских художественных промыслов. прадед —.

Павел Михайлович Третьяков — Илья Репин Павел Михайлович Третьяков является основателем картинной галереи, меценатом, успешным предпринимателем. С ним любили общаться многие.

Офицер и денщик — Павел Федотов Небольшая картина изображает забавную сценку: молодой офицер играет с крохотным котенком, ставшим на задние лапы.

Портрет Н. П. Жданович за клависином — Павел Федотов Это — самое значительный портрет работы П. А. Федотова. Как и в других работах Художник.

Святые Антоний и Павел — Диего Веласкес Святой Антоним Великий или аббат Антоний, он из Верхнего Египта. После смерти родителей Антоний удалился.

Смертельно раненый — Василий Верещагин Это произведение Верещагина было написано в 1873 году. На ней изображен раненый солдат, который старается.

Разборчивая невеста — Павел Федотов Картина П. А. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Действие происходит в роскошной комнате.

Портрет детей Жербиных — Павел Федотов Фигуры детей, изображенных на переднем плане, максимально приближены к зрителю и заполняют почти все пространство.

Портрет Эдмы Понтильон — Берта Моризо «Портрет мадам Эдмы Понтийон» Берта Моризо написала в 1871 году. Эдма Понтийон изображена на портрете.

Портрет Елизаветы Петровны Жданович — Павел Федотов С Ждановичами художник находился в тесных дружеских отношениях. Эта семья была для Федотова родной. Близость.

Портрет Е. Г. Флуга — Павел Федотов Постепенно заводились и новые, не армейские, знакомства. Федотов крепко сдружился с семейством Флугов, обитавших совсем.

Игроки — Павел Федотов В начале 50-х гг. радостное восприятие мира сменяется у Федотова безысходным трагизмом. Художник начинает сомневаться.

Вдовушка — Павел Федотов На картине П. А. Федотова «Вдовушка» изображена молодая беременная женщина, которая стоит, облокотившись на комод.

Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик — Павел Федотов В 1844 г. Федотов вышел в от ставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец.

Портрет отца — Павел Федотов «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать.

Апостол Павел из деисусного чина — Андрей Рублев Из всего ряда до нас дошли лишь три произведения, в которых древний мастер глубоко раскрыл.

Наши будни — Павел Никонов Появление в 1960 году этой картины Павла Никонова вызвало скандал в высших художественных кругах. Говорили.

Неубранный стол — Павел Никонов Для художника на протяжении всего его творчества было важно непосредственное «натурное» наблюдение, которое он претворял.

Геологи — Павел Никонов Произведение появилось в 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХ. Экспозицию посетил Н. С. Хрущев.

Апостол Павел — Эль Греко Апостол Петр не был призван Христом, как Его 12 учеников, во время земного служения. Сначала.

Портрет М. И. Крыловой — Павел Федотов На портрете изображена молодая женщина, со спокойным лицом, всем своим обликом демонстрирующая непосредственность и открытость.

Портрет архитектора — Павел Федотов Этот портрет попал в Русский музей из бывшего музея лейб-гвардии Финляндского полка, куда некогда был.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector