Молитва рождественская рождество твое христе боже
Текст и смысл молитвы «Рождество Твое, Христе Боже наш»: когда, как и сколько читать
Рождество Христово можно назвать началом, одним из основных христианских праздников. Святая Церковь и весь православный мир прославляют великое событие — Божественное появление на земле Иисуса Христа. Повсюду радость, торжество, сверкающие нарядными игрушками елки, подарки и угощения.
Это праздник светлый, потому что на землю пришло спасение. А если кому посчастливится быть в эту святую ночь в храме и услышать ликующий гимн «Рождество твое, Христе Боже наш», то воспоминания сохранятся надолго.
Тропарь Рождество твое Христе Боже наш
Это один из основных песнопений торжества, относящегося к великим двенадцати самым значимым христианским праздникам.
- Рождество;
- Богоявление;
- Сретение;
- Вербное воскресенье;
- День Святой Троицы и другие.
Слова тропарь (τροπάριον) взято из греческого языка. Оно означает тон, мелодию или лад и относится к самому древнему виду церковного пения, датируемого IV веком. Ранее ими называли музыкальные произведения богослужений, и исполнялись они тогда не стихами, а прозой в определенном ритме.
Праздничный тропарь всегда исполняется вместе с кондаком. Они представляют собой небольшие краткие главные хоровые молитвы, звучащие всегда вместе, парно. Но первый, как правило, звучит в форме песни, а второй — стихотворения. Лаконичными их составляли для того, чтобы не перегружать богослужение, и чтобы их смогли запомнить и спеть все прихожане, независимо от образования
Праздник Рождества, наполненный множеством незабываемых впечатлений, невозможно представить себе без храма, без величественного богослужения Всенощного бдения и, конечно, главного гимна торжества 4-го гласа.
Что такое тропарь Рождества
Если вспомнить о христианской гимнографии, то свое развитие она начала именно с тропаря — краткого церковного песнопения, раскрывающего сущность праздника или прославляющего святого(святых). Он напоминает сжатую до предела пружину, сконцентрировав в себе максимум смысла и эмоционального наполнения. При этом каждый молящийся человек в силу своего духовного и умственного развития высвобождает из молитвы столько, сколько может воспринять.
В молитве «Рождество Твое, Христе Боже наш» говорится о познании Бога человеком как Источника жизни, света и праведности. Тропарь завершает цикл вечерних песен, исполняемых все более и более значимо, приподнято, а само его название указывает на особую сложность и мелодическое богатство.
В каждом гласе тропарный напев является основой всех других. Его можно сравнить разве что с прокимном. Поэтому именно тропарь занимает самое почетное место в ряду других песнопений на всех службах, открывая их ряд: на утрене и вечерней службе или замещая собой остальные молитвы (литургии и на часах, причем — вместе с кондаком).
Для чего читают
В тропаре предпразднства заложено огромное значение. С Боговоплощением открылась глубокая тайна человечества, без которой смысла земной жизни не существует. Приход в мир Христа отделил мир древний от нового.
Невероятно, но в одном кратком произведении соединились подлинная глубина, величие и таинственный смысл праздника. Чем больше люди станут размышлять над услышанным и увиденным в храме, прочтением домашних молитв, тем очевидней станет ответ и смысл празднуемого события.
Рождественский тропарь всегда ставит перед думающим исполнителем большие и загадочные темы. И каждый раз приходится думать заново, открывать их по-новому и постоянно делать свой выбор: с кем быть? С любящими и служащими Христу, безразличными, или же открыто враждующими против Него?
Структура (на какие части поделено)
Несмотря на небольшой объем, в гимне можно выделить несколько фраз (частей)
- Рождество Твое, Христе Боже наш — обращение к родившемуся Младенцу как к Богу.
- Возсия мирови свет разума — воссияло, дало миру свет Божественного познания, от которого зависит спасение человеческой души.
- В нем бо звездам служащие звездою учахуся — благодаря этому свету служащие звездам волхвы получили знание от новой звезды.
- Пошли поклониться родившемуся царю — Солнцу правды, просветившему людей познанием истины.
- Смогли увидеть и познать Восходящее Светило, с высоты Востока, т. е. сошедшего с небес на землю.
- Господи, слава Тебе! Хвала Создателю.
Текст тропаря
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Толкование
Основная цель небольшого по размеру произведения — объяснить смысл праздника. Идея — показать, что Рождество Христово явилось светом миру и погрязшему в грехах человечеству. Ради нашего спасения, жизни блаженной и вечной две тысячи с лишним лет назад на землю пришел Его Сын.
Для тропаря характерны три основных части. Первая часть заключена в двух первых строках, похожих друг на друга мелодией и постановкой ударения (в одинаковых местах, с одним и тем же количество слогов), что характерно для греческого текста. Следующие четыре строки (средняя часть) — полная противоположность. Это развитие темы, напоминающее троп. Говоря о событийности, его начало — это изложение ситуации, следующие строки — анализ происшедшего, а окончание — завершающая строфа.
Если мы впускаем свет прекрасного Солнца в свою душу, то чувствуем, как оттуда уходит мрак, мысли приводятся в порядок и становится ясным путь к спасению.
Сбитому с толку современному человеку Христос дает возможность выбрать нужный путь к вечной жизни, заменяя дорогу неверную на правильную.
Исходя из сказанного, при внимательном прочтении начальных слов тропаря приходит понимание истинного смысла содержания — рождение Христа засветило миру, всей вселенной светом истинного знания и мудрости.
Следующая тема тропаря: этот «свет разума», кроме православных, отблесками падающий и на все человечество. Посредством самых различных знаков Бог обращается к каждому из людей и ведет к познанию Истины.
Так, например, о Тайне Рождения Христа трем царям-астрологам было поведано через понятные им знаки — звезды. В час рождения младенца в небе ярко вспыхнула чудная звезда-Ангел, возвестившая всем о появлении на свет Спасителя мира. Христиане признают, что Бог обращается и к иноверцам на понятном для них языке и знаках. Главное, чтобы человек услышал обращения к себе, воспринял посылаемые знаки и пришел к Спасителю.
Нет необходимости в иных светилах, таких как луна и звезды, после появления солнца. Придя к людям, Иисус сразу и окончательно изменил отношение к богопочитанию.
Поклонение волхвов новорожденному Иисусу — особенно значимое в богословии событие: мудрецы и восточные цари дохристианского времени — маги, наделенные необыкновенными способностями, принеся свои чудесные дары: золото, как царю, ладан, как святому и смирну, как человеку, поклонились и, упав ниц, что возможно только перед царем, тем самым признали Иисуса новый повелителем вождем человеческого рода .
Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, а в человеческих сердцах совершается постоянно (ежегодно), принося согласие, мир и счастье.
Радостное предание божественному Промыслу всей своей жизни, добрые дела, чистое сердце, постоянное благодарение Господа, исполнение Его святых заповедей и страстная благодарственная молитва, — вот достойные дары, которые мы, как библейские волхвы, каждый год приносим своему Спасителю. И тогда Рождественская радость пребудет с нами, и вновь ликующе зазвучит торжественный гимн.
Правила чтения (когда, как и сколько раз)
В храме песнопение звучит на протяжении всех Святок, начиная с 6 января (сочельник) — последнего дня длинного сорокодневного поста, кануна праздничных дней — и вплоть до 13 января. Во время службы главный гимн Рождества в Православной Церкви исполняется несколько раз, и хору благоговейно подпевает весь многоголосый храм, наполняя силой звучания и унося напев под самый купол. Несложный короткий текст молитвы относится к основным для общенародного пения.
Утром в Навечерие Рождества после окончания Литургии и в середине следующего за ней Великого Повечерия в центр храма выносится свеча, и священники один раз поют перед ней Тропарь праздника.
Видео о тропаре
Послушайте, как в этом видео звучит песнопение в исполнении мужского хора.
Рождество Твое, Христе Боже наш…
Главные молитвы Рождества: перевод и текст
Тропарь Рождества
Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.
Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Русский перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества
В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Русский перевод:
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Рождественские стихиры
В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):
Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?
Русский перевод:
Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»
В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Русский перевод:
Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»
Послушать тропарь:
Смотрите также:
Ирмосы Рождества
Гимн Рождества: Слава в вышних Богу, и на земли мир…
Поклонение волхвов. Джорджоне, 1504
На заставке: Гороховец, фото Владимира Ештокина.
Рождество Твое, Христе Боже наш.
Свет Вифлеемской звезды
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» – гласит тропарь Праздника Рождества Христова.
Учёные ещё спорят, чем же была Рождественская звезда – приблизившейся к Земле кометой или взрывом сверхновой; реальность этого явления – научный факт. За Вифлеемской звездой идут учёные древности – волхвы, но Ангельскую весть о Рождении Спасителя Мира первыми получают простые пастухи.
Память об этом по сей день хранит место под названием Поле пастушков.
Оно одинаково называется на всех языках, а по-арабски звучит как Бейт-Сахур. Это место на территории Палестинской автономии, в двух километрах от Вифлеема. Плодородная долина, где люди с древних, ветхозаветных, времен выращивали урожай и пасли скот. Здесь описанные в Евангелии пастухи услышали Ангельскую песнь «Слава в вышних Богу и н а земле мир, в человецех благоволение». И именно так по латыни – Gloria in excelsis Deo et in terra pax – называется стоящая здесь католическая часовня ордена францисканцев.
Католическая часовня на Поле пастушков
Православные паломники предпочитают посещение монастыря святого Георгия Победоносца и Похвалы Пресвятой Богородицы на подворье знаменитой Лавры Саввы Освященного. А три пастуха, которые услышали на этом месте Ангельскую песнь, были похоронены в той самой пещере, где произошло главное событие их жизни – где они были удостоены видеть Славу Господню.
Фреска православного монастыря на Поле пастушков
Поразительно, но храмы, строившиеся над пещерой, возводились и разрушались на протяжении веков не один раз, но сама пещера сохранилась неповреждённой. В ней покоятся мощи христианских мучеников, погибших от руки персов в 614 г. Археологические раскопки здесь продолжаются, на Поле пастушков есть даже особый научный заповедник для туристов.
Евангелие повествует, что пастухи, услышав от Ангелов о чудесном событии Рождества Христова, поспешили в Вифлеем к пещере. Другого прибежища для новорожденного Спасителя Мира в ту ночь не нашлось…
Базилика Рождества Христова ночью
Базилика Рождества Христова – старейшая церковь на Святой Земле – известна всему миру. Прежде всего, это врата смирения, низкая дверь, в которую можно войти, лишь склонившись в поклоне. В такую дверь не въехать на коне, как любили делать захватчики-иноверцы.
Сегодня Базилика Рождества Христова – самое посещаемое место Святой Земли, наравне с Иерусалимом и храмом Воскресения Христова (в западной традиции – храм Гроба Господня). Здесь можно видеть знаменитые колонны базилики и уникальные мозаики византийских времён, сохранённые под специальными стеклами.
Храм принадлежит трём конфессиям – православным, католикам и армянам-григорианам. Соответственно, три придела и три алтаря. И границы конфессиональных владений в Базилике Рождества Христова охраняются почти как государственные. Обычно здесь собираются огромные массы паломников со всего света, представители всех народов и рас, подтверждая истину слов святого апостола Павла о том, что «нет ни эллина, ни иудея… но все и во всем Христос».
В пещеру Рождества паломники входят, спускаясь по ступеням южной лестницы из пятнадцати порфировых ступеней. Здесь находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы – единственная, на которой Богоматерь изображена улыбающейся, приветствующей богомольцев, идущих поклониться месту Рождества Её Сына.
Сама пещера невелика, но, кажется, она сконцентрировала вселенную. Место Рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с 14 лучами. Над ней, в полукруглой нише свидетельствуют о славе Божией 16 лампад. Здесь расположен Престол, на котором православные священники служат Божественную Литургию.
Молитва в этом месте словно становится мыслью. Кажется, вся эта пещера пронизана неземным светом. Выходя по ступеням северной лестницы, паломник попадает в католический придел, поражающей суровой, холодной красотой – и почти абсолютной безлюдностью. Действует отрезвляюще…
В католической части Базилики Рождества Христова посещают келью, в которой подвизался блаженный Иероним Стридонский (IV-V вв.). Он, как и блаженный Августин, прославленный ещё до великого раскола 1054 года, почитаем и в православной, и в католической традиции как один из учителей Церкви. Современному человеку трудно представить, как в таком каменном мешке можно было жить, писать богословские труды…
Жители Вифлеема – арабы, основная часть которых работает на территории Израиля. Чтобы туда попасть, приходится преодолевать пропускной пункт в стене – уродливом сооружении, отделяющем Палестинскую автономию. Это наглядное свидетельство разделения мира.
Радуга над Вифлеемом
Вифлеем – город торговцев. Все они бегло говорят по-русски и ещё на 5- 6 европейских языках, иначе не будет торговли. И эти арабы, среди которых есть выпускники советских вузов, всегда очень рады поговорить с паломниками на русском языке.
Вифлеем – стена,отделяющая город от израильской территории
Праздник Рождества Христова вместе с древним Вифлеемом встречаем и мы, наполняя русские православные храмы в разных уголках планеты. Под сводами храмов звучит кондак Праздника: «Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословя, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Ведь Рождество Христово – это такой Праздник, когда преодолеваются границы и происходят чудеса: в эти дни человеку открывается Небо.
Рождество Твое, Христе Боже наш.
Рождество Твое Христе Боже наш.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Очень жаль, что у нас в стране все так перепутано..
Во время рождественского поста – прямо поперек- Новый Год со всяческим изобилием и Новогодней торжественностью..То есть -Страна ЛИКУЕТ)
Потом как-то абсолютно обезличенный Великий Праздник Рождества. совершенно затертый. вливающийся в общее дозволенное новогоднее безделие..
И потом –классика -Старый Новый Год..
И все так давно- кем-то ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ – положено, так все и идет..
Где уж там верующим удержаться от соблазна всеобщего ликования и праздничных салютов!
И все-таки, мои дорогие, скажу я Вам, что все это реально существует..
И таинство Великого Сочельника.
И Таинство Великой Рождественской Ночи..
Ведь ,действительно, Христос рождается -славите..
6 января.
.Как быстрый водоворот дней и событий нас перенес в это потрясающее Предрождествие..
Шестого я была абсолютно не в праздничном, и не в предпраздничном настроении. Поста я не соблюдала.
Из-за бесконечной занятости своими подготовительными работами к Гос. Экзаменам и, особенно, к диплому, который меня просто вымотал.
Ну, представьте. Если человек .очень увлеченно занимается каким-то делом сам, перепахивает горы литературы, находит ОГРОМНОЕ количество интересующих его конструкций, ослепнув от компьютера…Получает любопытные и неожиданные результаты..
А вот изложить, «lege artis”, то есть . по всем правилам искусства- написания дипломной работы – не получается..
Ну, вообщем, дело это- хлопотное и требует особого призвания к такого сорта работам.
Мне вообще трудно умещаться в какие-то особые рамки или принадлежать к какой-либо категории.
Вот, именно шестого, я и находилась в состоянии некой « истерзанности» и моральной угнетенности в связи с этим..
Столько сделано…,а «воз и ныне там».
А ты- с «рулонами примеров».которые ,действительно, как говорит мой научный руководитель и гениальный Учитель по английской грамматике, Ксения Сергеевна Кемова, ни один в «своем уме находящийся человек», просто даже и читать не будет!
И где –то, после этих весьма многочисленных и никак не комментируемых примеров. какой-то скромно-неубедительный вывод..
До которого этот читатель, просто не дойдет. не «замылив глаз» или не ослепнув и не отупев -«А вообще о чем речь-то?
Безусловно, намучилась она со мной «зверски»..
Очень опрометчиво положившись на наличие у меня «здравого смысла»….
Ну, конец уже близок..но Какой.. и КАКОЙ ценой??
И тут, продолжая что-то корректировать и уже почти не находя общего языка со своим Учителем(что не удивительно),которая ,испробовав все методы логического вразумления, перешла к резкой критике, завершив все фразой, что, видимо.у нас разное понятие о логической связи..
Надо сказать , что Ксения Сергеевна -ОЧЕНЬ близкий и дорогой мне человек, который меня и научил-то грамматике, научил думать в грамматике, понимать и залезать в самые трудно доступные и трудно -понимаемые понятия, не блефовать, а разбираться -почему так?
Дал мне все то, что вообще можно только дать.. И не только в грамматике.
Все мои гениальные педагоги -уже пришли на Кемовский фундамент.
Они совершенствовали. Оттачивали. Вели меня в бесконечное «Дальше»..
Но фундамент-то у меня -КЕМОВСКИЙ.
Я надеюсь ,что вся эта «прелюдия» к совершенно другой теме, поможет Вам понять. каково было мне в начавшийся Сочельник.
Я подошла к окну и, в очередной раз поразилась тому, КАК мы живем..
За окном – настоящая рождественская Сказка!
Уже вечереет..
Я вдруг вспомнила то, далекое мое, «сибирское время»… Ту, заснеженную абсолютно белым снегом, Сибирь..
И там, в Сибири, сохранились сочельниковские и рождественские Колядки..
В Сибири, да и на Западной Украине. я слышала, этот необычайно сказочный обряд сохранился..
Там колядуют…
Я как-то заставила отложить все эти бесконечные мирские дела и решила отправиться в Храм Святителя Николая, что на Маросейке..
Так захотелось приобщиться к этому Святому Таинству Рождества Христова. приложиться к святым мощам Великого московского Старца-Алексея Мечева..
Такого доброго и сильного помощника, и ВСЕГДА доступного всем «с верою притекающим»..
Я люблю этот старинный и добрый Храм..Там истинный Христов Дух пребывает..
Поехала я туда поздно..К окончанию вечерней службы…
Но Господь слышит сердце. И я успела..
Вошла, подала записочки на праздничную литургию, заказала псалтирь, и сразу же -попадаю на молебен у святых мощей Алексия.
Отслужили молебен..Сердце затрепетало и заплакало.
Но я еще поднялась на второй этаж, чтобы приложиться к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери..
И к Рождественской праздничной иконе..
Ну и там -все мои покровители и заступники..Святитель Николай, святитель Спиридон, Св.Иоанн Кронштадский, блаженная Ксенюшка Петербургская, блаженная Матрона Московская .,Илия пророче..
В храме было удивительно красиво .торжественно и тихо..
Все внимали предстоящему Великому Таинству -Рождения Христа..
Бесшумно проходила исповедь..
И меня, как будто кто-то, невидимой рукою, повернул и поставил в очередь на исповедь.
Исповедующихся было немного..
Батюшка начал меня исповедывать..
И во время исповеди у меня неожиданно вырвались из сердца такие рыдания..на весь храм..
Даже батюшка меня стал успокаивать и благословил..
Я выходила из Храма с легким сердцем…
Нырнула в метро и поехала домой в комфортно-полупустом вагончике.
Усевшись, привычно достала Акафист ,почитать..Тем более. такое молитвенное состояние сохранялось..
Начала я читать Акафист Матери Божией «Песчанская».
Акафист очень длинный. но, читая его уже во второй раз, я замечаю, насколько мне «сладостно» его читать..
Я ни разу вот такого чувства не испытывала..Мне хотелось тщательно, а не впопыхах, проговаривать все слова, словно бы «петь его» хотелось..
И я вспомнила вот это слово «сладость»..
Это состояние не было мне привычным.. и знакомым.
В этот раз я тоже его ощутила..и не только это.
Я неожиданно почувствовала там, в метро, сильнейший запах ладана.
Сначала я не обратила на него внимания.
Когда я продолжила читать, меня, словно волной, окутало эти ароматом.
Тут я прервалась и уставилась на соседку рядом..
Возле меня сидела пожилая милая женщина в шубке..Мне подумалось, что ,видимо ,она -тоже из Храма..
Вот было же «елеопомазание», как обычно бывает перед большими праздниками.
Когда запах ладана возобновился , я подумала:
-Может быть, у нее такие духи, пахнущие елеем?
-Ну, зачем тогда так сильно душиться.
-А может быть, она доставала платочек, надушенный?
Поезд шел.
Я, перестав думать б этом, уткнулась в Акафист, продолжая его читать полушепотом
В метро можно и вполголоса читать -все равно за гулом не слышно..
Несколько раз усиливался и ослабевал этот удивительный аромат.
Тогда я прицельно начала «принюхиваться» к этой женщине..(Представляете, как это могло выглядеть со стороны?)
Но никакого запаха не было. Она вообще оказалась одной из тех пожилых» бабулек» , к которым само слово-«духи» или «косметика»-не приставить никак..
Я же пребывала в каком-то блаженно-спокойном состоянии..Словно в колыбели..
-«Посещение» -подумалось мне..
Но на этом Чудеса моего Сочельника и этой Великой Ночи –не закончились..
Они только начинались…
Заехав домой, приготовившись к причастию , я уже в одиннадцать вечера пошла в свой ближайший Храм, маленький Храм в часть Архангела Михаила..Уже «зазвонили» к Рождественской..
Я шла по улице. и тихо падал снег.
Он опускался на землю крупными. пышными снежинками..
Я шла по дороге, усыпанной искрящимися алмазами, таинственно сверкающими при мягком свете уличных фонарей..
Вот такой еще бывает дорога к Храму, ..в Рождество.
На улицах было очень тихо..Только разноцветные окошки –огоньки многоэтажек и переливчатые новогодние гирлянды говорили о том, что там -дома- не спят..
Я подошла к Храму, когда служба уже началась..
Церквушечка наша маленькая и не рассчитана на большое количество прихожан..
Перекрестившись, я попыталась открыть входную дверь..Но она не открывалась полностью, из-за большого количества народа.
Большого -для этого маленького Храма.
Через стекло входной двери мне улыбалось лицо такой приветливой и доброй, полной женщины..Ей так хотелось меня впустить..Меня это согрело.
Она рукой меня приглашала. Но ,я ей ответила жестом -пусть все останется так, как есть..
И начало. самое начало службы, у меня проходило – в дверях Храма.
Но как-то очень быстро и оказалась внутри, прямо перед алтарем.
Храм был украшен елочками, на которых, как когда-то давно на Руси, а может быть, и в моем далеком детстве, висели конфеты, гирлянды из маленьких настоящих сушек, самодельные елочные игрушки..
Я ничего подобного давно не ощущала. Я была у себя ДОМА..И прихожане -мои домашние..И батюшки – отец Александр и отец Николай- такие родные и дорогие.
В храме было удивительно тепло и уютно..
Закончилось первое вечернее Богослужение.
Потом было помазание елеем с таким необыкновенно нежным и свеже -цветочным ароматом..
Я не знаю таких цветов, с таким ароматом.
Сначала подумалось- ландыш..Но нет..Это не запах ландыша..
И батюшка Николай сказал, очень по-доброму и хорошо как-то, по –пастырски :
-Закончилась вечерняя служба, дорогие братья и сестры!
-Кто устал – могут причаститься завтра.
-А у кого силы есть-начинаем Рождественскую Литургию.
В этот момент в меня Господь, как будто, вложил новые силы..
Какая-то удивительная Радость- «до слез» захлестнула меня.
Я вдруг ощутила необыкновенную торжественность и СВЯТОСТЬ того, что будет происходить здесь.
Здесь- «Христос рождается -славите!»
И я действительно СЛАВИЛА РОЖДЕНИЕ ХРИСТА.
Я не могу передать словами то, что происходило во время службы.
Каждый раз ,бывая на богослужении, я ощущала близость ко мне святых, я чувствовала .что меня слышат..
Но ,при этом, всегда ощущала себя ,стоящей на земле..
Покаянной, плачущей, но.. на Земле..
На этот раз со мной происходило НЕЧТО..
Когда запели Херувимскую..
Я просто закрыла лицо руками от того, просто невероятного, увиденного и прочувствованного мною..
Я чисто физически ощутила, как весь этот столп наших молитв начал медленно и торжественно подниматься с Херувимами вверх ..к Божьему Престолу..
Я НИКОГДА не видела ТАКОГО…Перед величием ТОГО, что происходило на этой службе, можно было только пасть ниц..
Я вдруг абсолютно четко и ясно поняла, ЧТО происходит на этой службе..
Сердечными очами увидела..
Служба шла- самая красивая ее часть-Литургия Верных -когда претворяется Благодатью Духа Святого хлеб и вино- в плоть и кровь Христа.
Шла на одном дыхании..
Мы все были в одном Духе, объятые этой сильной, пылающей храмовой молитвой Рождественской Службы..
Это было одно ТЕЛО и ОДНИ УСТА..
И ОДИН звучащий ангельский голос Клироса..
Я причастилась.
Начались благодарственные молитвы..
А мне хотелось оставаться в храме..
Служба кончилась..
Я с удивлением почувствовала, что совершенно не устала. В теле была какая-то необычайная внутренняя легкость..
Я снова обратила внимание на простое убранство Храма..
Стояли замечательные рождественские елочки..такие трогательные и настоящие..
Подойдя к батюшке Александру .я , неожиданно для себя, начала его благодарить за такую службу..
Получив благословение, я снова отошла, чтобы дослушать благодарственные молитвы..
Наконец, мы стали подходить ко Кресту..
Но в это мгновение раздались какие-то ангельские, чистые рождественские песнопения.. на украинском языке..
Как же чудно они пели..Какое же это было ЗВУЧАНИЕ…
И я так ясно и сердцем поняла. что Русь-то КИЕВСКАЯ.
Мы все не выходили из храма.
Служба уже закончилась.
А мы, как завороженные, не могли двинуться с места..
И у меня в голове так ясно зазвучали слова великого А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
По моему лицу текли слезы, я не могла их остановить..
Лица у всех были светлыми и торжественными..
Такое вразумление получить от Господа и Пречистой Его Матери..
А мы стояли и слушали..И лились рождественские песнопения на ласковом украинском языке, наполняя Храм и наши сердца чем-то Очень для нас ВАЖНЫМ..
Наконец. Песнопения стихли..
Мы начали расходиться..
Мне показалось, что на улице тепло..
Тихо шел снег..
А в самом сердце моем пелось:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
7 самых сильных молитв на Рождество Христово — тексты
Тропарь Рождества
Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.
Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Молитва в Рождество Христово на здоровье
«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»
Молитва на Рождество о замужестве
«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья.
Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего.
Я, раба Божья (свое имя) молю тебя сейчас о помощи.
Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней.
Пошли мне мужа любящего и заботливого,
чтобы я могла растить детей в счастье и радости.
Да святится имя твое. Аминь».
Молитва в Рождество на деньги и богатство
«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.
Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».
Молитва в Рождество на счастье и благополучие
«Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий — Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония — чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, — Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, — яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает — Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.»
Краткая молитва на Рождество Христово на удачу
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.»
Рождественская молитва Ангелу-Хранителю для детей
«Ангел Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога данный. Прилежно молю тя, ты мне днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.»