Молитва св арсению - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва св арсению

МОЛИТВА с употреблением Псалтири Святого Арсения

ПСАЛОМ 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; яко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене ́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твоим, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

БОГОРОДИЧЕН

Под Твою́ ми́лость прибега́ем, Богоро́дице Де́во, моле́ний на́ших не пре́зри в ско́рбех, но от бед изба́ви нас, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная.

ТРОПАРЬ Святому Арсению Каппадокийскому

Житие́ богоуго́дное до́бре сконча́в, сосу́д че́стен Уте́шителя яви́лся еси́, богоно́сне Арсе́ние, чуде́с благода́ть прии́м, всем подае́ши ско́рое вспоможе́ние, о́тче преподо́бне, Христу́ Бо́гу моли́ся дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Читаем прошение, о котором хотим помолиться, и затем соответствующий псалом.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́йя, аллилу́йя, аллилу́йя, сла́ва Тебе́, Бо́же.

Го́споди, поми́луй, Го́споди, поми́луй, Го́споди, поми́луй. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

СЛАВОСЛОВИЕ

Тебе́ сла́ва подоба́ет, Го́споди Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, О́тцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Го́споди, Царю́ Небе́сный, Бо́же, О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, А́гнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, вземля́й грех ми́ра, поми́луй нас. Вземля́й грехи́ ми́ра, прии́ми моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Я́ко Ты еси́ Еди́н Свят; Ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.

На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка.

Господи, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у тебе ́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.

Сподо́би Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тся нам. Благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено имя Твое́ во ве́ки, ами́нь.

Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Святы́й, просвети́ мя оправда́нии Твои́ми.

Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел ру́ку Твое́ю не пре́зри: Тебе́ подоба́ет хвала́, Тебе́ подоба́ет пение, Тебе́ сла́ва подоба́ет, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Досто́йно есть яко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя величаем.

Молитвы Арсению Великому

Преподобный Арсений прожил долгую праведную жизнь, за что и был наречен Великий. В молитве Арсению Великому верующие находят утешение и поддержку, а так же душевное спокойствие.

Житие преподобного Арсения Великого

Преподобный жил в IV-V веках в Римской империи. О первой половине жизни святого известно многое, например, что родился он в 354 году в столице, в Риме. Арсений имел хорошее образование, владел грамотой и счетом, изучал труды философов и ораторов древности, знал несколько языков. При всех своих выдающихся способностях, он выбрал простую жизнь, посвященную служению Господу. Когда же он пришел для служения в одну из церквей, то почти сразу стал диаконом.

Однажды, император Феодосий, правитель Восточной части Римской империи, решил найти для своих сыновей учителя, который обучил бы их грамоте, философии и Божьему слову, но в то же время такого, кто сам был бы примером добродетели. Выбор пар на диакона Арсения, который хоть и не желал такой работы, взялся за неё с ответственностью и усердием. И всё же со временем суета мирской жизни стали отягощать Арсения, и он обратился к Богу с молитвой и вопросом, как ему поступить. Тогда Господь явился ему во сне и сказал: «Арсе­ний! Беги от людей, и ты спасешься». С тех самых пор началась скитальческая жизнь преподобного.

Арсений всё дальше отдалялся от людей, посвящая всего себя праведному труду и молитве. 50 лет провел преподобный Арсений в скитаниях, находя пристанище в отдаленных пещерах и пустынях. Он чтил труд и молчание, нередко говоря о себе: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда». В преданиях говорится о том, что Господь наделил Арсения даром благодатных слез, несших миру исцеление и чудеса.

В возрасте 93 лет Арсений вернулся к людям, поселившись в Трогине. Но прожил он там недолго, через 2 года отправился он в Царствие Небесное. За свою праведную жизнь, проведенную в иноческих трудах, молитве, постах, безмолвии и подвигах, он получил от современников имя Великий.

В чем помогает молитва Арсению Великому?

Молятся преподобному Арсению Великому в поиске душевных сил, для укрепления веры. Святой дарует всем просящим покой, указывает верный путь и дает силы на преодоление трудностей и преград на этом пути.

Через молитву Арсения Великого просят о прощении и благословении. Он не только наставляет, но и оберегает, отгоняя греховные мысли и ограждая от недругов. Заблудшие, отчаявшиеся, сломленные и уставшие находят в молитве спасение от напастей, поддержку в делах. Нередко читают молитву преподобному Арсению те, кто встал на праведный путь и ищет в себе силы для служения Господу, как делал это Арсений.

Тексты молитв Арсению Великому

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 3

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Перевод: Из Рима воссиял ты, как великое солнце и достиг Царского города (Константинополя), преблаженный, словами твоими и делами просвещая его, всякий мрак неразумия разгоняя. Потому почитаем тебя, слава отцов, Арсений преподобный.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Кую похвалу принесем ти, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Ты еси воистину ангел хранитель всем христианам, наипаче же иночествующим, кои имя твое святое на себе носят! Во время земнаго жития твоего, ты, преподобне, бегал еси людей, показуя сим не неприязнь к ближним, а наивящую к ним любовь, дабы в безмолвии, стяжав в сердце своем Единаго Бога, получити сугубое дерзновение ходатайствовати у престола Божия о духовнех чадех твоих! И, о, дивно сие твое предстательство! Ты от искушений и падений спасаеши, от наветов злых духов и человеков сохраняеши, от уз и темниц свобождаеши, из изгнания возвращаеши, всякия беды и напасти от нас прогоняеши.Чим же возблагодарим ти за твое велие нам вспоможение, святче Божий?! Мним, яко лучшим тебе приношением будет исправление нашея греховныя жизни и подражание твоей богоугодней, святей. Ты был еси украшен духовным разсуждением, твердой волею в отражении всякаго зла, процвел еси трудами и подвигами. Да поможет Господь и нам молитвами твоими все сие по силе нашей имети. Ты, пресвятый отче, стяжал еси дар смирения, дар молитвы, дар умиления и благодатных слез: да даст Отец Небесный и нам хотя малую толику причаститися твоим великим сим дарованиям. Ты, пречудный авво, возлюбив простоту и нищету телесную даже до убожества, приобрел еси Господа даже до богатства духа благодати; да с тобою и мы терпеливо понесем скудость, лишения, все невзгоды земныя и, уповая на небесное жительство, возлюбим нашего Сладчайшаго Спасителя, выну прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Преподобный Арсе ́ ний Великий

День памяти

Житие

Житие преподобного Арсения Великого

Ро­дил­ся в 354 г. в Ри­ме, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, дав­шей ему хо­ро­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Изу­чил со­чи­не­ния всех ри­то­ров и фило­со­фов и хо­ро­шо знал как гре­че­ский, так и ла­тин­ский язы­ки, од­на­ко оста­вил су­ет­ную жизнь мир­скую и пре­не­брег ел­лин­ским лю­бо­муд­ри­ем, по­свя­щая се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Ко­гда он всту­пил в чис­ло кли­ри­ков од­ной из рим­ских церк­вей, то был воз­ве­ден в сан диа­ко­на.

Читайте также:  Сильная молитва на процветание бизнеса

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий (379–395 гг.), пра­вив­ший в то вре­мя Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, ис­кал для сво­их сы­но­вей Ар­ка­дия и Го­но­рия учи­те­ля, ко­то­рый на­учил бы их и фило­со­фии, и бо­же­ствен­ной муд­ро­сти не толь­ко сло­вом, но и при­ме­ром сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Услы­шав об об­ра­зо­ван­но­сти и бла­го­че­стии диа­ко­на Ар­се­ния, он по­ру­чил ему вос­пи­та­ние сво­их сы­но­вей. Про­тив во­ли, но с усер­ди­ем за­нял­ся пре­по­доб­ный об­ра­зо­ва­ни­ем юно­шей. Од­на­ко вы­со­кий по­чет, ко­то­рым он был окру­жен, тя­го­тил его дух, стре­мив­ший­ся к слу­же­нию Бо­гу в без­мол­вии ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний стал со сле­за­ми мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он на­пра­вил его на путь спа­си­тель­ный. И од­на­жды услы­шал свы­ше го­лос, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Бе­ги от лю­дей, и ты спа­сешь­ся». То­гда, сняв с се­бя рос­кош­ные одеж­ды и на­дев стран­ни­че­скую, он тай­но ушел из двор­ца, сел на ко­рабль и от­плыл в Алек­сан­дрию, от­ку­да немед­лен­но по­спе­шил в скит­скую пу­сты­ню.

Про­хо­дя по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва (па­мять 9/22 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ар­се­ний вско­ре пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он опять мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние. Ко­гда ино­ки, под­ви­зав­ши­е­ся в скит­ской пу­стыне, спра­ши­ва­ли его, по­че­му он скры­ва­ет­ся да­же от них, свя­той от­ве­чал «Зна­ет Бог, как я люб­лю вас, но я не мо­гу пре­бы­вать од­новре­мен­но и с Бо­гом, и с людь­ми, по­то­му что на небе, хо­тя и очень мно­го выш­них сил – ты­ся­чи ты­сяч или де­сят­ков ты­сяч, но все они име­ют од­ну во­лю и по­то­му еди­но­душ­но сла­вят Бо­га, но на зем­ле мно­го воль че­ло­ве­че­ских, и у каж­до­го че­ло­ве­ка свои мыс­ли; каж­дый из нас име­ет раз­лич­ные на­ме­ре­ния и мыс­ли, и по­то­му я не мо­гу, оста­вив Бо­га, жить с людь­ми». Пре­по­доб­ный Ар­се­ний го­во­рил о се­бе, что он ни в чем не нуж­да­ет­ся, по­то­му что он умер для ми­ра; пусть ни­кто не счи­та­ет его бо­лее жи­вым (то есть жи­ву­щим для ми­ра).

Один стран­ству­ю­щий инок, по­се­тив пре­по­доб­но­го, не услы­шал от него ни од­но­го сло­ва, а ко­гда при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею (па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), то тот при­нял его с ра­до­стью, пред­ло­жил от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щею, и инок при­знал луч­шим пре­по­доб­но­го Мо­и­сея, ока­зав­шим ему боль­шую лю­бовь. Дру­гой инок, узнав об этом, стал мо­лить­ся к Бо­гу, го­во­ря так: «Гос­по­ди! Ска­жи мне, кто из них бо­лее со­вер­шен и за­слу­жи­ва­ет боль­шей бла­го­да­ти Тво­ей: тот ли, кто скры­ва­ет­ся от лю­дей ра­ди Те­бя, или тот, кто при­ни­ма­ет всех так­же ра­ди Те­бя?» И в от­вет на мо­лит­ву свою этот лю­бо­муд­рый инок имел сле­ду­ю­щее ви­де­ние. Ему пред­ста­ви­лись два ко­раб­ля, плыв­шие по ка­кой-то очень боль­шой ре­ке, в од­ном ко­раб­ле на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний, и Дух Бо­жий управ­лял ко­раб­лем его, со­блю­дая его в ве­ли­кой ти­шине, в дру­гом был пре­по­доб­ный Мо­и­сей, ко­раб­лем же его управ­ля­ли Ан­ге­лы Бо­жии, вла­гав­шие мед в уста Мо­и­сея. Об этом ви­де­нии инок тот рас­ска­зал дру­гим, бо­лее опыт­ным по­движ­ни­кам, и все на­шли, что бо­лее со­вер­шен пре­по­доб­ный Ар­се­ний, пре­бы­ва­ю­щий в мол­ча­нии, неже­ли пре­по­доб­ный Мо­и­сей, при­ни­ма­ю­щий стран­ни­ков, по­то­му что с пер­вым пре­бы­вал Сам Бог, а со вто­рым же бы­ли толь­ко свя­тые Ан­ге­лы.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­дол­жал пре­бы­вать в без­мол­вии, все бо­лее и бо­лее углуб­ля­ясь в бо­го­мыс­лии. Он пы­лал столь силь­ной лю­бо­вью к Бо­гу, что по­сто­ян­но был как бы в огне по при­чине сво­их пла­мен­ных мо­литв. Пре­по­доб­ный не все­гда под­ви­зал­ся на од­ном и том же ме­сте, но ино­гда пе­ре­се­лял­ся из скит­ской пу­сты­ни в бо­лее уеди­нен­ные и без­молв­ные ме­ста, уда­ля­ясь от при­хо­дя­щих для бе­се­ды лю­дей, так как они на­ру­ша­ли по­кой его ду­шев­ный.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний учил: «Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые вся­че­ски ста­ра­ют­ся со­блю­дать чи­сто­ту те­лес­ную и для это­го умерщ­вля­ют те­ло свое по­стом, бде­ни­ем и мно­ги­ми тру­да­ми; но ма­ло та­ких, ко­то­рые рев­ни­во обе­ре­га­ют ду­шу свою от гре­ха тще­сла­вия, гор­до­сти, среб­ро­лю­бия, за­ви­сти, бра­то­не­на­ви­де­ния, гне­ва, па­мя­то­зло­бия, осуж­де­ния. Та­ко­вые сна­ру­жи чи­сты те­лом, но ду­ша их гряз­на, они по­доб­ны гро­бам, сна­ру­жи разу­кра­шен­ным, внут­ри же пол­ным ко­стей смер­дя­щих. Бла­жен тот, кто ста­ра­ет­ся со­хра­нить от сквер­ны как те­ло, так и ду­шу свою, ис­тин­но бла­жен­ны чи­стые серд­цем (а не толь­ко те­лом), по­то­му что они Бо­га узрят».

О се­бе ве­ли­кий ав­ва ча­сто го­во­рил та­кие сло­ва: «Ар­се­ний! Для че­го ты сю­да при­шел? Ты при­шел сю­да не для от­ды­ха а для тру­дов, не для ле­но­сти, а для по­дви­га. Под­ви­зай­ся же, тру­дись и не ле­нись». Ча­сто го­во­рил так­же пре­по­доб­ный и та­кие сло­ва: «Мно­го раз я со­жа­лел о сло­вах, ко­то­рые про­из­но­си­ли уста мои, но о мол­ча­нии я не жа­лел ни­ко­гда». Стя­жал бла­жен­ный Ар­се­ний и дар бла­го­дат­ных слез.

Ве­ли­кий по­движ­ник и без­молв­ник про­вел 50 лет в ино­че­ских тру­дах и по­дви­гах, по­стом и мо­лит­вой бла­го­уго­ждая Бо­гу. В ски­те про­был со­рок лет, де­сять лет жил на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Тро­гин, око­ло Ва­ви­ло­на, на­про­тив го­ро­да Мем­фи­са; за­тем пре­по­доб­ный про­был три го­да в Ка­но­пе, близ Алек­сан­дрии и в неко­то­рых дру­гих пу­стын­ных ме­стах, так что ни­кто не знал его об­ра­за жиз­ни, по­том сно­ва воз­вра­тил­ся в Тро­гин, про­жил там два го­да и там же по­чил о Гос­по­де в воз­расте 95 лет в 449 г. или в на­ча­ле 450 г., за­слу­жив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние Ве­ли­ко­го.

Читайте также:  Молитва богу о зачатии ребенка

Молитва св арсению

«. вообще я избегаю говорить о молитве, потому что сама не имею ее. Но вопросы ваши не хочу оставить безответными, выскажу свои понятия для того, чтобы вы поправили их, если в них усмотрите неправильность. » Игумения Арсения (Себрякова)

Из записок игумении Арсении :

Правильно молиться не есть выпрашивать или домогаться чего-нибудь, что нам кажется полезно для нас, а нужно иметь самое глубокое смирение души, видеть одно свое ничтожество и верить в то, что своими силами или своими внешними подвигами мы ничего достигнуть не можем; и не должны как бы распоряжаться святой волей Отца нашего Небесного, а говорить нужно так: «Господи, Ты один свят и совершен, у меня одни свои страсти, и ничего доброго я не могу сделать сама собой без Твоей помощи. Я верую, что Ты мне дашь все, что нужно для моего спасения в свое время. Буди воля Твоя, Господи, на мне».

Не нужно молить Его даже о своем спасении, потому что человеку непостижимы судьбы Божии. Господь Сам знает, когда дать спасение душе. Епископ Игнатий (1-й том) говорит: «Законом духовным назначено для нас одно духовное место для принесения Богу молитв. Это место — смирение». Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более он упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Когда восстанешь от сна — первая мысль твоя да будет о Боге. Когда отходишь ко сну, когда готовишься погрузиться в этот образ смерти — последние твои мысли да будут о вечности и царствующем в ней Боге. Вся емка аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам (Мк. 11, 24), — сказал Господь. И потому, отвергнув всякое сомнение и двоедушие, неотступно пребывай молитвою при Господе, повелевшем всегда молитися и не стужати си (Лк. 18, 1), то есть не приходить в уныние от тесноты молитвенной, которая, в особенности сначала, невыносима для ума, привыкшего блуждать повсюду.

Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Тесен этот путь и прискорбен для ума, привыкшего странствовать по Вселенной; но путь этот приводит ко вниманию. Кто вкусит великого блага внимания, тот возлюбит утеснять ум на пути, ведущем ко блаженному вниманию. Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном. Благодатному вниманию должно предшествовать собственное усилие ко вниманию: усилие должно быть деятельным свидетельством искреннего желания получить внимание.

Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим, и удобно приучишься ко вниманию. Слова молитвы, одушевляемые вниманием, проникают глубоко в душу, убодают, пронзают, так сказать, сердце и производят в нем умиление. Слова молитвы, совершаемые с рассеянностию, касаются как бы только поверхности души, не производя на нее никакого впечатления. Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменев шее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы — истинное покаяние. Ты восстанешь пред Богом и будешь вопиять к Нему молитвою из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося; будешь вопиять как из темницы, как из гроба, как из ада. Покаяние рождает молитву, и в сугубом количестве рождается от дщери своей (то есть от молитвы). Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный подвиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предметами. С трудом приобретается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения.

Многоглаголание в молитвах, осужденное Господом в Евангелии, заключается в многочисленных прошениях о временных благах. Осуждая это многословие, Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв. Он Сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в молитве.

Спеши молитвою, жаждущая спасения душа, спеши вслед Спасителя, сопровождаемого Его бесчисленными учениками. Зови вслед Его молитвою подобно жене хананейской; не огорчайся продолжительным невниманием Его; претерпи великодушно и смиренно скорби и уничижения, которые попустит Он тебе на пути молитвенном. Для успеха в молитве непременно нужна помощь от искушений. Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Все святые полагали в основание молитвы сознание и исповедание своей греховности и греховности всего человечества. Святость человека зависит от сознания и исповедания этой греховности: потому что Тот, Кто дарует святость человекам за покаяние их, сказал: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13).

По вере твоей, за смирение твое, за неотступность молитвы твоей, Он утешит тебя исцелением беснующейся от действия страстей дщери твоей — твоих помышлений и ощущений, претворив их из страстных в бесстрастные, из греховных во святые, из плотских в духовные.

«Иди, — наставляют нас святые отцы, заимствуя наставление из святого Евангелия, — продаждь вещественное имение твое и даждь нищим (Мф. 19, 21), и взем крест (Мф. 16, 24), отвергнись себя противодействием твоим пристрастиям и твоей падшей воле, да возможешь помолиться невозмущенно и без рассеянности. Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность». Борьба с живущею в сердце смертию, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством слова Божия, есть распятие, есть погубление души ради Христа и Евангелия для спасения души.

Мечом молитвы сокрушается огненный меч Херувима, стерегущего путь к древу жизни, и победитель соделывается причастником живота вечного. Когда во уединении нашем и при упражнении молитвою внезапно закипят в нас страстные ощущения и движения, нападут на нас страстные помыслы, предстанут нам во обольстительной живописи греховные мечтания: это знак пришествия к нам невидимых врагов. Тогда — не время уныния, не время расслабления — время подвига. Воспротивимся врагам усиленною молитвою к Богу, и Он рассеет, прогонит врагов наших.

В невидимой брани не всегда и не скоро соделываемся победителями: победа — дар Божий, даруемый подвижникам Богом в свое время, известное единому Богу и определяемое единым Богом. Самые побеждения, происходящие от немощи и греховности нашей, а не от изменившегося произволения, и они попускаются нам к нашему смирению, для того, чтоб мы усмотрели и изучили падение нашего естества, признали необходимость в Искупителе, уверовали в Него и исповедали Его. При таких побеждениях невидимые враги наши влагают нам стыд по причине побеждения, а по причине стыда — расслабление в молитвенном подвиге, недоверие к нему, мысль о оставлении его. Не вдадимся в обман! С самоотвержением и бесстыдством (без ложного стыда. – Ред.) откроем нашу язву перед всеблагим и всемогущим Врачом нашим, заповедавшим это спасительное нам бесстыдство и обетовавшим увенчать его отмщением соперникам нашим. Положим в душе своей завет: до конца жизни не оставлять молитвенного подвига и из среды его прейти в вечность. Наша стыдливость при побеждениях чужда смысла: она — злая насмешка над нами врагов наших. Способен ли этот лист смоковничный сокрыть согрешение человека от всевидящего Бога? Бог видит грех и без исповедания греха. Он ищет исповедания единственно для того, чтоб уврачевать. Если Он завещал апостолу Своему прощать согрешившего и кающегося брата седмижды на день: тем более Сам исполнит это над нами, непрестанно приносящими Ему молитву и покаяние.

Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные прегрешения. Ты увидишь, сколько нуждаешься в милосердии Божием, сколько нуждается в нем все человечество: ты восплачешь пред Богом о себе и о человечестве. Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плаче. Что значит плач инока? Это его молитва. Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником, ее душою. Иноки, живущие в монастыре и желающие стяжать молитвенный плач, должны обращать особенное внимание на умерщвление своей воли. Если они будут отсекать ее и не обращать внимания на грехи, вообще на поведение ближних, то приобретут молитву и плач. Помыслы, собираясь в сердце, возбуждают в нем молитву и печаль по Богу, а печаль эта производит слезы.

Читайте также:  Молитва при поломке вещей

Арсений Великий – история Святого имени

Житие преподобного Арсения Великого

Родился в 354 г. в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки, однако оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег еллинским любомудрием, посвящая себя на служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона.

Император Феодосий (379–395 гг.), правивший в то время Восточной половиной Римской империи, искал для своих сыновей Аркадия и Гонория учителя, который научил бы их и философии, и божественной мудрости не только словом, но и примером своей добродетельной жизни. Услышав об образованности и благочестии диакона Арсения, он поручил ему воспитание своих сыновей. Против воли, но с усердием занялся преподобный образованием юношей. Однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. Преподобный Арсений стал со слезами молиться Богу, чтобы Он направил его на путь спасительный. И однажды услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню.

Проходя послушание под руководством преподобного аввы Иоанна Колова (память 9/22 ноября), преподобный Арсений вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов-пустынников. Когда он опять молился, чтобы Господь научил его спастись, то в ответ на это был голос с неба, говоривший: «Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании, это корень добродетели». С тех пор преподобный Арсений поселился вне скита, в уединенной келлии, приняв подвиг безмолвия, приходя в церковь только в праздничные и воскресные дни, ни с кем не беседовал, соблюдая полное молчание. Когда иноки, подвизавшиеся в скитской пустыне, спрашивали его, почему он скрывается даже от них, святой отвечал «Знает Бог, как я люблю вас, но я не могу пребывать одновременно и с Богом, и с людьми, потому что на небе, хотя и очень много вышних сил – тысячи тысяч или десятков тысяч, но все они имеют одну волю и потому единодушно славят Бога, но на земле много воль человеческих, и у каждого человека свои мысли; каждый из нас имеет различные намерения и мысли, и потому я не могу, оставив Бога, жить с людьми». Преподобный Арсений говорил о себе, что он ни в чем не нуждается, потому что он умер для мира; пусть никто не считает его более живым (то есть живущим для мира).

Один странствующий инок, посетив преподобного, не услышал от него ни одного слова, а когда пришел к преподобному Моисею (память 28 августа/10 сентября), то тот принял его с радостью, предложил отдохнуть и подкрепиться пищею, и инок признал лучшим преподобного Моисея, оказавшим ему большую любовь. Другой инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря так: «Господи! Скажи мне, кто из них более совершен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли, кто скрывается от людей ради Тебя, или тот, кто принимает всех также ради Тебя?» И в ответ на молитву свою этот любомудрый инок имел следующее видение. Ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке, в одном корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине, в другом был преподобный Моисей, кораблем же его управляли Ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея. Об этом видении инок тот рассказал другим, более опытным подвижникам, и все нашли, что более совершен преподобный Арсений, пребывающий в молчании, нежели преподобный Моисей, принимающий странников, потому что с первым пребывал Сам Бог, а со вторым же были только святые Ангелы.

Преподобный Арсений продолжал пребывать в безмолвии, все более и более углубляясь в богомыслии. Он пылал столь сильной любовью к Богу, что постоянно был как бы в огне по причине своих пламенных молитв. Преподобный не всегда подвизался на одном и том же месте, но иногда переселялся из скитской пустыни в более уединенные и безмолвные места, удаляясь от приходящих для беседы людей, так как они нарушали покой его душевный.

Преподобный Арсений учил: «Есть много таких людей, которые всячески стараются соблюдать чистоту телесную и для этого умерщвляют тело свое постом, бдением и многими трудами; но мало таких, которые ревниво оберегают душу свою от греха тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, братоненавидения, гнева, памятозлобия, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна, они подобны гробам, снаружи разукрашенным, внутри же полным костей смердящих. Блажен тот, кто старается сохранить от скверны как тело, так и душу свою, истинно блаженны чистые сердцем (а не только телом), потому что они Бога узрят».

О себе великий авва часто говорил такие слова: «Арсений! Для чего ты сюда пришел? Ты пришел сюда не для отдыха а для трудов, не для лености, а для подвига. Подвизайся же, трудись и не ленись». Часто говорил также преподобный и такие слова: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда». Стяжал блаженный Арсений и дар благодатных слез.

Великий подвижник и безмолвник провел 50 лет в иноческих трудах и подвигах, постом и молитвой благоугождая Богу. В ските пробыл сорок лет, десять лет жил на месте, называвшемся Трогин, около Вавилона, напротив города Мемфиса; затем преподобный пробыл три года в Канопе, близ Александрии и в некоторых других пустынных местах, так что никто не знал его образа жизни, потом снова возвратился в Трогин, прожил там два года и там же почил о Господе в возрасте 95 лет в 449 г. или в начале 450 г., заслужив от современников название Великого.

См. также: ” Житие преподобного отца нашего Арсения Великого ” в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Тропарь преподобного Арсения

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector