Молитва святого картины - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва святого картины

Святой Иероним за молитвой

Описание картины «Святой Иероним за молитвой»

В Музее изящных искусств в Генте (Бельгия) представлены две работы Иеронима Босха: знаменитое «Несение креста», подлинность которого в последнее время ставится нидерланскими исследователями под сомнение, и «Святой Иероним за молитвой» . Эта панель не так широко известна, как «Несение креста», но зато и авторство её не вызывает сомнений (во всяком случае – пока).

«Святой Иероним за молитвой» написан в узнаваемой стилистике Босха: тонкая, вытянутая фигура распростёрлась на земле, обнимая распятие, среди сломанных полых деревьев (символизирующих жизнь, лишённую присутствия Бога) и разрушающихся гниющих плодов (обозначающих земные искушения, которым святые подвержены так же, как и простые смертные).

Изображений святых в творчестве Босха не так уж много. Но интересно, что из всех известных типажей святых Босх отдавал предпочтение именно отшельникам – тем, кто в поисках веры и истины удалился от мира. Таковы св. Антоний, центральный герой одноимённого босховского триптиха; Иоанн Богослов, удалившийся на остров Патмос и там получивший Откровение; таков и святой Иероним. Художник носил имя этого святого, а значит, мог считать Иеронима своим небесным покровителем.

Софроний Евсевий Иероним Стридонский (342 – 416/420) – один из самых почитаемых христианских святых, церковный писатель и эрудит, создавший латинский перевод Библии – Вульгату. Спустя одиннадцать веков, в ходе Триденсткого собора, именно перевод Иеронима Католическая церковь признает каноническим. Святого чаще всего изображают с пером и книгой в руках в тот момент, когда Иероним слышит трубный глас.

Но Босх выбирает другой момент для изображения, когда Иероним удалился в Халкидскую пустыню, где его спутниками, как писал он сам, были «лишь скорпионы да дикие звери». Однако и тут, в отсутствие людей рядом, Иеронима, по его собственному признанию, подстерегали сомнения и сладострастные видения, символизируемые на картине полуразрушенными деревьями и плодами, которые напоминают аналогичные символы неверия и сладострастия из «Сада земных наслаждений». В момент раздирающих душу сомнений святой отринул от себя всю свою ученость (об этом говорит валяющаяся на земле книга) и все свои честолюбивые помыслы (на них намекают кардинальский плащ и шляпа, брошенные под ноги) и, упав на землю, начал самозабвенно молиться.

В правом углу Босх пишет маленького льва. Лев всегда изображается рядом с Иеронимом и считается его символом. Это связано с историей из жития святого: однажды во двор монастыря забрело голодное животное с раненой лапой. Перепуганная монастырская братия бросилась врассыпную, и только Иероним не побоялся приблизиться ко льву и вынуть занозу из его лапы. С тех пор лев стал верным спутником и защитником Иеронима. Некоторые исследователи отмечают, что у Босха он скорее похож на кошку, выгнувшую спину и чем-то сильно напуганную. Чем же? Вероятно, присутствием демонов рядом со святым Иеронимом – здесь Босх их не изображает, но это не значит, что их нет.
Возможно, на присутствие неподалёку тёмных сил намекают шныряющие всюду ящерицы и тритоны.

В тёмном левом нижнем углу можно разглядеть лису, свернувшуюся клубком. Лиса – традиционный символ хитрости и обмана. В религиозной картине мира она могла быть олицетворением грешника, еретика и даже самого дьявола. По-видимому, лиса спит после плотного ужина: неподалёку от неё валяются крыло и голова петуха. Петух – эмблема хвастовства, чванства и гордыни, впрочем, в нашем случае все эти пороки бесславно повержены.

Если провести вертикальную линию от сердца Иеронима вниз, можно увидеть утку на болоте. Она во времена Босха считалась «низкой птицей», поскольку «ныряет в грязь по самые глаза», и значит, могла олицетворять человеческое сердце, подверженное нечистым помыслам.

Сидящая на сухом суку сова – излюбленный образ Босха – может символизировать душу в ловушке материи, а может быть и посланником дьявола, его ночным соглядатаем. Сова – всегда хищник в поисках добычи. Возможно, такой добычей вскорости станет дрозд (символ невинности), сидящий высоко на ветке, или его самка, высиживающая яйцо в гнезде. Как видим, птицы у Босха нередко используются для того, чтобы делегировать им человеческие пороки и добродетели.

Пейзаж на заднем плане напоминает виды Северного Брабанта, родины Босха. В сравнении с тёмным передним планом, исполненным тревоги и хаоса, пейзаж с убегающими вдаль холмами, водной гладью и церковью выглядит вполне умиротворённым. Некоторые специалисты по Босху полагают, что художник мог быть знаком с таким открытием своего итальянского современника Леонардо да Винчи, как сфумато – передача световоздушной среды с помощью легкого размывания контуров предметов.

В творчестве Босха есть и еще одно, менее известное изображение св. Иеронима – это центральная часть чрезвычайно плохо сохранившегося триптиха «Святые отшельники» (Палаццо Дукале, Дворец Дожей, Венеция).

Тропою апостола Симона Кананита

По счастливому стечению обстоятельств я провела несколько дней в Новом Афоне. Две встречи с интересными людьми произвели на меня большое впечатление, и мне хочется рассказать об этих людях читателям сайта «Православие.Ru».

Поднимаюсь по каменной дорожке в гору, к пещере святого Симона Кананита, апостола и крестителя Абхазии. По преданию, апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный благовествовали в земле Иверской. Примерно в 55 году по Рождестве Христовом апостол Андрей отправился проповедовать дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

В честь апостола был назван Ново-Афонский монастырь, основанный в 1875 году русскими монахами монастыря святого Пантелеимона со Святой Горы. В 1884 году монахи освятили пещеру апостола водосвятием.

На берегу горной реки работает художник – Зураб Ачба. Он абхаз, коренной житель этих мест. Зураб пишет на картоне маслом пейзажи родных мест, христианские памятники Абхазии. Его картины, красочные, добрые, можно увидеть на выставках Союза художников Абхазии, они широко разошлись по частным коллекциям России, Турции, США, Англии. Рассматриваю картины и с восхищением говорю художнику:

– Мне очень нравятся ваши картины, Зураб…

Он улыбается в ответ:

– Знаешь, для меня каждая картина – это молитва. Гимн Творцу, Который создал эту красоту. Создал вот эту реку Псцырцху. Очень люблю писать здесь, на берегу реки, рядом со святым местом – пещерой апостола Симона Кананита. Он помогает всем, кто сюда приходит. Присаживайся. Смотри, какая красота вокруг! Написать обо мне? Можно… Только без пафоса: я человек небольшой… Художник? Каждый, кто делает свое дело с любовью, наверное, художник.

Зураб выбрал профессию в детстве. Его отец был виноделом. Как-то к отцу приехали именитые гости. Они рассматривали гостеприимный дом, фотографии на стенах. Внимание всех привлекла фотография дедушки и бабушки – статных, с царственной осанкой, в народных костюмах: дед в черкеске, с серебряным кинжалом, бабушка в бархатном платье с высоким стоячим воротником, длинными рукавами, собранными у запястья, серебряным поясом.

Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой художник? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!»

– Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей…

Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них – только небо

Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них – только небо.

Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем – еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку – горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и – услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них – только небо. И понял, что сон его – вещий.

Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы.

Художники смогут пожить здесь бесплатно и порадовать душу пейзажами Абхазии, смогут поделиться опытом друг с другом и, может быть, проведут мастер-класс для детишек, которых Зураб будет учить. А если в благодарность за гостеприимство подарят свою картину – то тогда со временем получится настоящая галерея современной живописи!

Зураб строит свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников

В этом доме мечты есть уже стены и крыша. И все деньги, которые Зураб зарабатывает, продавая свои картины, он вкладывает в строительство.

Зураб задумывается на минуту, потом говорит:

– Есть у меня еще одна мечта. Когда-нибудь будут реставрировать храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре. И приедут сюда настоящие мастера – а для этого нужны художники очень высокого уровня. Тогда я стану для них таскалой. Не поняла про таскалу? Ну, «принеси-подай» – вот кем я для них хочу потрудиться. И буду как «принеси-подай» участвовать в реставрации дивных фресок монастыря. И, может быть, если Господь позволит, под руководством настоящих мастеров пригожусь потом и по назначению – как художник.

Читайте также:  Ксения петербургская молитва о замужестве дочери

Мы прощаемся с Зурабом. Очень хочется верить, что святой апостол Симон Кананит поможет его добрым мечтам сбыться.

Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени. Поднимаюсь не спеша, любуюсь окрестностями. В пещере человек пять паломников слушают акафист, который читает мужчина, стоящий впереди всех. Присоединяюсь к молитве и замечаю, что чтец не пользуется книгой – читает длинный акафист наизусть. После молитвы знакомимся.

Валерий Леонович приходит в это святое место каждый день уже одиннадцать лет: летом и зимой, в дождь и в непогоду. Он здесь и дворник, и сторож, и экскурсовод, и проповедник. Подвизается не самочинно – по благословению священника.

– Валерий Леонович, а как вы здесь оказались?

– Я был тяжело болен: ревматоидный артрит. Все суставы болели. За четыре года болезни неоднократно лежал в больнице, но мне не помогало лечение. С трудом передвигался на костылях. В это святое место меня привели под руки – практически принесли.

Святой Симон Кананит меня исцелил!

А сейчас я по этим крутым ступеням могу трижды в день подняться и спуститься – святой Симон Кананит меня исцелил! Вот ты – как поднялась? С трудом, да? А я поднимаюсь – и прекрасно себя чувствую. А ведь мне почти шестьдесят!

– Расскажите немного о себе для читателей сайта «Православие.ру»…

– Что же рассказать-то? Мама у меня была русская – кубанская казачка, со стороны отца – греки, армяне… мои предки в Абхазии живут с 1870 года…

Я исцелился – и всё равно продолжаю ходить сюда каждый день. Уже не могу без этого. Меня сюда тянет. Помолюсь – легче становится. Молюсь, спасаюсь… Теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Без молитвы я бы потерялся в миру… Святой Симон Кананит стал мне близким, родным.

А Валерий Леонович продолжает:

– Раньше этой каменной дорожки не было – на четвереньках заползали в пещеру… Каждый день читаю акафист святому. Конечно, наизусть – столько лет да по несколько раз в день… Еще наизусть знаю «Слава Богу за всё», акафист Иверской иконе Пресвятой Богородицы, образу «Споручница грешных»… Тоже читаю часто… Как же… Я – кающийся грешник, как же не молиться Споручнице грешных?!

Читаю и другим святым – но уже не наизусть. У меня тут скорбь случилась. Такой у меня был Акафистник хороший – с большими буквами. Вижу плоховато. Пришла большая группа паломников. Помолились. Записки мне оставили. Я молюсь за всех, кто просит. Поминаю каждый день. За здравие, за упокой… Ушли – смотрю: нет моего любимого Акафистника. Он уже такой старенький был, я его скотчем склеил. И вот – пропал. Такая скорбь была… Ну ладно… «Слава Богу за всё» пропел…

– Валерий Леонович, а вы были свидетелем исцелений других людей?

– Конечно! У одной супружеской пары шесть лет детей не было. Помолились мы с ними святому Симону. Они потом приезжают – ребенка мне показывают. Плачут. Многих святой апостол исцеляет от бесплодия. Мужчина недавно от белокровия исцелился. Кто-то исцеляется – и возвращается поблагодарить. А кто-то нет. Как в Евангелии. Десять исцелилось, один вернулся с благодарностью. Девять же где?

Валерий задумчиво добавляет:

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь тоже слышит. Главное – чтобы была она усердная

– Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь ведь тоже слышит. Главное – насколько она усердная… Надо уметь усердно молиться… Вникать, понимать, что читаешь. Чтобы не отбарабанить механически… Здесь много чудес бывает – место святое. Бывает – звезды днем загораются. А ты видела стопу святого, на камне отпечатанную?

– Вот тоже – такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял – как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души. Прости, больше не могу разговаривать – молиться нужно.

Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Картина Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского Франсиско де Сурбарана

В стоимость заказа включено:

  • Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости);
  • Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материалов;
  • Создание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна);
  • Натяжка холста на подрамник;
  • Покрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага);
  • Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет);
  • Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелей;
  • Монтаж крепления;
  • Упаковка репродукции для перевозки;

В стоимость не входит доставка репродукции до клиента.

Мы гордимся тем качеством репродукций, которые производим. Мы используем только самый качественный натуральный холст, только оригинальные краски, для подрамников используется настоящая древесина, а защитный лак, которым покрывается холст не имеет никакого постороннего запаха. Мы используем только самое современное багетное оборудование, которое вкупе с опытом и навыками наших багетных мастеров позволяет создавать по-настоящему КАЧЕСТВЕННЫЙ продукт!

Найти дешевле можно. Найти качественнее – вряд ли.

для картины Франсиско де Сурбарана Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского размером на

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского художника Франсиско де Сурбарана на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Франсиско де Сурбарана Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Франсиско де Сурбарана на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет каталог картин художника Франсиско де Сурбарана. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Франсиско де Сурбарана на натуральном холсте

Франсиско де Сурбаран родился в 1598 году в небольшом городке Фуэнте-де-Кантос. Живописи учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа. Творчество Сурбарана в основном посвящено религиозной тематике.

Мастером, искусно выполняющим заказы для храмов и монастырей, он уже стал к 1622 году.

По заказу ордена доминиканцев в 1626-1627 годах он написал 21 картину, в том числе известную картину «Христос на кресте»

1628 -1630 годы посвящены написанию цикла картин о жизни святых.

Шедевром была признана даже современниками художника его картина

«Апофеоз св. Фомы Аквинского», появившаяся в 1631 году.

В 1634 году Сурбаран получил титул придворного живописца в Мадриде. Им был украшен дворец Буэн-Ретиро 10 картинами, изображающими подвиг Геркулеса.

Работая в Мадриде, Сурбаран имел возможность изучать творчество великих итальянских художников и общаться с другими выдающимися мастерами живописи, что очень обогатило его творчество.

После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Заказывали у Сурбарана картины монастыри Южной Америки.

Пик популярности художника пришелся на конец тридцатых годов.

Во второй половине жизни Сурбаран обращается к образу Богоматери в детстве и лирическим образам Христа. Наиболее известны его картины «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Умер в 1664 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Франсиско де Сурбарана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Молитвы перед созданием (написанием, вышивкой) иконы

Перед созданием иконы (написанием, вышивкой, выжиганием по дереву и так далее) нужно взять благословение священника на труд.

Православной церковью почитаются несколько святых, покровительствующих иконописцам. Это апостол и евангелист Иоанн Богослов, апостол и евангелист Лука, а также русские святые иконописцы Алипий Печерский и Андрей Рублев. Этим святым молятся о научении иконописанию — благодатной помощи в иконописном труде.

Молитва ко Господу перед началом иконописания

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба Твоего [или рабы Твоей] (имя), и руки его [ее] направи, во еже безгрешно и изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его [ее] от всякаго диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Аминь.

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице о любви мужа

Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Молитва первая

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Апостолу и евангелисту Луке

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказителя и Евангелия Христова светла описателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника и тайн неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Тропарь, глас 3

Апостоле святый Луко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Луко, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

Тропарь, глас 3

Божественного света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси — Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имея дерзновение ко пресвятей Троице, моли просветити души наша.

Кондак, глас 8

От юности к Божественной красоте устремляяся чудный иконописец в земли Российстей был еси, и, богоносным твоим учителем поревновав, сиянием добродетелей украсил еси, преподобне Андрее, темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Молитва преподобному Андрею Рублеву

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Андрее, дух твой.

Кондак преподобному, глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие в ручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Андрее, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному

Ублажаем тя, преподобне отче Андрее, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Преподобному Алипию, иконописцу Печерскому

Тропарь, глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, яко образ, боголепне украшен, священства благодатию, яки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого, икону которого собрались писать или вышивать) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Блаженный Василий Московский

15 августа (2 августа ст. ст.) совершается память святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. С юных лет подвижник прославился как провидец и обличитель неправды. Был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который дерзал говорить неудобную истину Ивану Грозному в глаза, не задумываясь о последствиях. Грозный царь его почитал и боялся, а после смерти святого сам вместе с боярами нёс его гроб к месту захоронения. Блаженный похоронен в Москве под Покровским собором, что на Рву, на Васильевском спуске, который назван так по имени святого. Однако этот удивительной красоты храмовый комплекс, состоящий из 11 приделов, 11 уникальных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями, известен всему миру именно как Собор Василия Блаженного, потому что там и по сей день почивают мощи святого.

Собор Василия Блаженного в Москве

Содержание:

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого ещё при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрёт. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Читайте также:  Целительные силы молитва

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумлённой толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалёванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мёртвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мёртв.

Святой Василий отдаёт свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увёл с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьёй бежал из Кремля на Воробьёвы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлёвском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьёвых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьёвым горам и строил себе там дворец.

Отошёл к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Фёдора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Тропарь и кондак Василию Блаженному

Тропарь, глас 3

Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Василию Московскому →

Василий Блаженный. Иконы

Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.

Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв. Святой Василий Блаженный. Икона Святой Василий Блаженный. Икона Св. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год «Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год «Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год «Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Ссылка на основную публикацию