Молитва святой ефросинье
Молитвы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой
Тропарь, глас 4 *
Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.
Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию ( Лк.2:41-49 ), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех — Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою.
Кондак, глас 8 *
Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.
Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».
Молитва 1-я *
О, преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во пло́ти, Богоизбра́нный сосу́де Святого Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице! Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха украше́нная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ се́рдца на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим. Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех. Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных ча́сть. Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я **
О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.
Евфросиния Суздальская
В руках Господа находятся нити всех человеческих судеб. Некоторым людям Он изначально уготавливает судьбу своих угодников и служителей. К ним относится одна из самых почитаемых святых Древней Руси — преподобная Евфросиния Суздальская.
Житие
Сведения о жизни святой сподвижницы содержатся в труде монаха Григория, являющегося насельником суздальской Спасо-Емфимиевой мужской обители. Житие рассказывает о событиях, предшествующих рождению Божией угодницы, её праведной жизни и посмертных чудесах.
Рождение
Преподобная Евфросиния родилась в семье великого князя Черниговского Михаила и его жены Феофании. Многие годы супруги не могли зачать ребёнка. Они ездили на моления в Киево-Печерскую лавру, прося Господу и Богородицу послать им желанное дитя. В одно из пребывания в святой обители княжеская чета увидела сон, в котором Богородица оповестила их о скором рождении дочери.
Слово Матери Божией вскоре сбылось. Через некоторое время княгиня удостоилась ещё одного видения, в котором Святая Дева сказала, что девочку нужно назвать Феодулия. Богородица предсказала, что княжну ждёт монашеская стезя.
В 1212 г. в семье черниговского правителя родилась девочку, которую по завету назвали Феодулия. Вскоре после рождения юная княжна приняла крещение в Киево-Печерской лавре. Крестным отцом малышки стал игумен обители.
Интересно! Ещё до рождения девочке была предначертана судьба угодницы Господа, так как имя, данное ей при крещении переводится с греческого языка как «Раба Божия».
Детство
Особое предназначение Феодулии стало проявляться уже в раннем возрасте. Когда её кормилица употребляла мясную пищу, девочка отказывалась от груди целый день. Девочка росла спокойным и послушным ребёнком. Её обучением занимались отец — князь Михаил — и его советник — боярин Феодор. Помимо Священного Писания и религиозных текстов княжна изучала греческую философию, литературу, а также труды по медицине.
Дочь черниговского правителя отличалась не только умом и образованностью, но и красотой. При этом девушка имела скромный нрав, и вела благочестивый образ жизни. В годы отрочества ей было дано несколько видений, которые указывали ей, что её жизнь связана с монашеским служением Господу.
Важно! В это же время игуменья суздальского Ризоположенского монастыря получила откровение, гласящее, что она должна принять в обитель девушку, которая вскоре придёт к ней.
Начало монашеского пути
В 1233 г. Михаил Черниговский согласился выдать свою дочь за суздальского князя Фёдора Ярославича, который являлся родным братом Александра Невского. Послушная княжна отправилась в Суздаль, но в тайне от родителей молилась Богородице, прося Заступницу сохранить нетронутым её девство. Молитвы юной девы были услышаны.
Господу было угодно, чтобы её жених скончался в день свадьбы. Феодулия обратилась к игуменье Ризоположенского монастыря и попросила принять её в местную общину. Помня о чудесном видении, монахиня ответила согласием на мольбу девушки. С благословения родителей 25 сентября княжна приняла монашеский постриг под именем Евфросиния.
Интересно! Имя, которое юная инокиня приняла в честь святой Евфросинии Александрийской, в переводе с греческого означает «благомыслящая, радостная». Терпение, смирение и вера в Господа, помогли ей пройти через многие мирские скорби и обрести радость через монашеское служение.
Монашество
Несмотря на юные годы, Евфросиния являлась примером духовности, рассудительности и благоразумия. За практическими и духовными советами к ней обращались и монахини, и миряне. Праведница считала, что в обители необходимо исключить общение между юными инокинями и вдовами, пришедшими в монастырь после смерти супруга, так как воспоминания взрослых женщин могут искушать девушек и поселить в их душах смятение.
Следствием этого стало проведение раздельных служб для девиц и вдов, которое также коснулось прихожанок обители. Взрослые женщины посещали богослужения в Троицкой церкви, а монастырские и городские девушки совершали молитвы в соборном храме. Постепенно это разделение привело к выделению самостоятельной Троицкой женской монашеской общины.
Преподобная Евфросиния по возрасту не занимала никакой руководящей должности, но с прилежанием и смирением выполняла порученное ей служение. К нему относились следующие виды деятельности:
- пение в хоре девичьего монастыря;
- толкование Священного Писания;
- составление поучений для насельниц и прихожан обители.
Через некоторое время Господь наделил молодую подвижницу даром исцеления, который помог исцелить многих больных людей во время массовых эпидемий и моров. Некоторые девушки, вылеченные монахиней, оставались в обители.
В начале 30-х гг. Ефросиния некоторое время пребывала в молчании, предаваясь молитве и труду. Бог отметил ее даром пророчества. Ей открылась дата смерти игуменьи обители, а также мученическая кончина отца и боярина Феодора.
В 1238 г. инокиня получила откровение о скором разорении Суздали от рук отрядов хана Батыя. Господь позволил увидеть ей двух ангелов, которые охраняли обитель с луками в руках. Защитники поведали праведнице, что люди, находящиеся внутри монастырских стен, смогут обрести спасение от рук иноверных захватчиков.
Во время нашествия сёстры круглосуточно молились о защите обители. Спаситель услышал их молитвы, и войска Батыя не смогли подойти к её стенам. А сам хан не смог даже увидеть стен святыни, которую охраняли небесные воины.
В письме своему отцу, отправляющемуся в Орду, праведница увещевала его не отступать от православной Веры и с христианским смирением принять все уготованные испытания. После мученической смерти родителя, монахиня облачилась в простое рубище и долгое время предавалась строгому посту и молитве.
Важно! Однажды вышедшую в город монахиню увидел горожанин и предложил подарить ей новое платье. В ответ на эти слова инокиня сказала, что истинный христианин в первую очередь должен заботиться об обитателях своего дома. А для монахинь лучшей милостыней будут ладан, свечи и деревянное масло.
Последние годы жизни
После кончины игуменьи, принявшей её в общину, Евфросиния приняла на себя духовное руководство Ризоположенской обителью. Она строго следила за выполнением насельницами всех монашеских правил и обетов. При этом она являлась для сестёр и прихожан доброй наставницей и любящей матерью. При ней суздальская обитель стала одной из самых уважаемых монашеских общин на Руси.
Незадолго до смерти праведница стала свидетельницей землетрясения. В его разгар она увидела, что Богородица и святые предстоятели молят Господа сохранить город и спасти жизни его жителей. Землетрясение затихло, не причинив Суздали значительного урона.
Вскоре Божия угоднице увидела во сне своих отца и учителя Феодора. Они возвестили ей о скорой земной кончине. Через некоторое время инокиня заболела. Она приняла святое причастие, перекрестилась и тихо отошла к Господу в 25 день сентября 1250 г. Её тело похоронили в соборном храме.
Интересно! Ровно 17 лет провела преподобная Евфросиния в Ризоположенском монастыря, неся духовное служение и наставляя в христианских ценностях окружающих людей.
Чудеса по молитвам
Чудеса по молитве святой Евфросинии происходили и при жизни, и после её смерти.
Однажды вдовая знатная горожанка привела к праведной монахине свою бесноватую дочь. Вдова обещала оставить дочь в обители, если инокиня избавят её от беса. Как только зазвучали слова молитвы, отроковица заговорила грубым голосом, жалуясь на деятельность праведницы. Евфросиния продолжала молиться до тех пор, пока враг человечества не оставил её. Узрев случившееся чудо, вдова оставила свою дочь, которую звали Таисия, в монастыре.
В монастырской летописи упоминается случай избавления об одержимости по молитве у мощей преподобной княжны. В 1890 г. в монастырь привезли крестьянку, которая долгое время страдала от неизвестного недуга. Трижды привозили родственники Александру Чичваркину в монастырь в надежде получить исцеление от святых мощей Божией угодницы.
Но каждый раз бес сильно мучил несчастную женщину, не давая ей приблизиться к святыне. В третий приезд настоятельница позволила ей остаться на какое-то время в обители. Долгое время монахини читали над страдалицей акафист преподобной Евфросинии, но злой дух причинял ей ещё большие испытания.
Но однажды ночью Александра увидела у своей постели неизвестную ей монахиню, которая поднесла ей образ Богородицы и сказала, что мучения её закончены. Также явившаяся инокиня посоветовала не торопиться с отъездом из монастыря и прожить на его территории ещё 40 дней.
С этого дня крестьянка могла самостоятельно прикладываться к святыне, а по окончании указанного времени покинула обитель полностью исцеления от одержимости.
Почитание и канонизация
Узнав о кончине праведной монахини, в Ризоположенский монастырь пришло множество людей, стремящихся прикоснуться к ее телу и получить исцеление от физических и душевных недугов, а также избавиться от одержимости. Почитаемую в народе подвижницу веры отпевали высшие церковные иерархи епархии. К её захоронению, расположенному в соборном храме многие века приходили паломники.
Официальное почитание праведной княжны началось в середине XVI столетия при епископе Геннадии, который долгое время являлся настоятелем владимирского монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В течение 180 лет в монастырской летописи фиксировались чудеса, происходящие по молитве перед мощами Евфросинии. В 1698 г. митрополит Суздальский Илларион совершил чин прославления святой преподобной княжны.
Одновременно с общецерковным прославлением по благословению патриарха Адриана были обретены мощи преподобной инокини. При вскрытии могилы обнаружились нетленные останки и полностью сохранившиеся погребальные одеяния. Их с почестями переложили в новую раку и поместили у северного входа в главную церковь обители.
Святые мощи были вскрыты в феврале 1919 г. В отчёте специальной комиссии говорилось об обнаружении частей костей, завернутых в ткани. Их передали в фонд Суздальского краеведческого музея. Здесь они родились до 1988 г., когда святыню передали в церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. С 1993 г. этот храм оказался в руках раскольников — Российской православной автономной церкви. В начале текущего столетия часть мощей была передана в возрожденную Ризоположенскую обитель.
О чем молятся
Святой преподобной Евфросинии можно молиться в любой сложной жизненной ситуации, но самой действенной будет помощь в следующих случаях:
- обретение душевного покоя;
- исцеление физических недугов во время эпидемий;
- одержимость бесами.
Молиться можно как перед мощами в родном монастыре Божией угодницы, так и перед индивидуальной иконой, изображающей праведницу. Обращаться можно, читая текст специального акафиста. Но и простые слова, идущие от сердца, будут услышаны небесной предстоятельницей.
Евфросиния Суздальская — пример искренней веры и смирения. Они помогли ей преодолеть ей житейские испытания, коснувшиеся как её лично, так и Отчизну. В своих поучениях она отмечала, что только искренняя молитва и праведный труд могут к лучшему изменить жизнь христианина.
Евфросиния Суздальская
В руках Господа находятся нити всех человеческих судеб. Некоторым людям Он изначально уготавливает судьбу своих угодников и служителей. К ним относится одна из самых почитаемых святых Древней Руси — преподобная Евфросиния Суздальская.
Житие
Сведения о жизни святой сподвижницы содержатся в труде монаха Григория, являющегося насельником суздальской Спасо-Емфимиевой мужской обители. Житие рассказывает о событиях, предшествующих рождению Божией угодницы, её праведной жизни и посмертных чудесах.
Рождение
Преподобная Евфросиния родилась в семье великого князя Черниговского Михаила и его жены Феофании. Многие годы супруги не могли зачать ребёнка. Они ездили на моления в Киево-Печерскую лавру, прося Господу и Богородицу послать им желанное дитя. В одно из пребывания в святой обители княжеская чета увидела сон, в котором Богородица оповестила их о скором рождении дочери.
Слово Матери Божией вскоре сбылось. Через некоторое время княгиня удостоилась ещё одного видения, в котором Святая Дева сказала, что девочку нужно назвать Феодулия. Богородица предсказала, что княжну ждёт монашеская стезя.
В 1212 г. в семье черниговского правителя родилась девочку, которую по завету назвали Феодулия. Вскоре после рождения юная княжна приняла крещение в Киево-Печерской лавре. Крестным отцом малышки стал игумен обители.
Интересно! Ещё до рождения девочке была предначертана судьба угодницы Господа, так как имя, данное ей при крещении переводится с греческого языка как «Раба Божия».
Детство
Особое предназначение Феодулии стало проявляться уже в раннем возрасте. Когда её кормилица употребляла мясную пищу, девочка отказывалась от груди целый день. Девочка росла спокойным и послушным ребёнком. Её обучением занимались отец — князь Михаил — и его советник — боярин Феодор. Помимо Священного Писания и религиозных текстов княжна изучала греческую философию, литературу, а также труды по медицине.
Дочь черниговского правителя отличалась не только умом и образованностью, но и красотой. При этом девушка имела скромный нрав, и вела благочестивый образ жизни. В годы отрочества ей было дано несколько видений, которые указывали ей, что её жизнь связана с монашеским служением Господу.
Важно! В это же время игуменья суздальского Ризоположенского монастыря получила откровение, гласящее, что она должна принять в обитель девушку, которая вскоре придёт к ней.
Начало монашеского пути
В 1233 г. Михаил Черниговский согласился выдать свою дочь за суздальского князя Фёдора Ярославича, который являлся родным братом Александра Невского. Послушная княжна отправилась в Суздаль, но в тайне от родителей молилась Богородице, прося Заступницу сохранить нетронутым её девство. Молитвы юной девы были услышаны.
Господу было угодно, чтобы её жених скончался в день свадьбы. Феодулия обратилась к игуменье Ризоположенского монастыря и попросила принять её в местную общину. Помня о чудесном видении, монахиня ответила согласием на мольбу девушки. С благословения родителей 25 сентября княжна приняла монашеский постриг под именем Евфросиния.
Интересно! Имя, которое юная инокиня приняла в честь святой Евфросинии Александрийской, в переводе с греческого означает «благомыслящая, радостная». Терпение, смирение и вера в Господа, помогли ей пройти через многие мирские скорби и обрести радость через монашеское служение.
Монашество
Несмотря на юные годы, Евфросиния являлась примером духовности, рассудительности и благоразумия. За практическими и духовными советами к ней обращались и монахини, и миряне. Праведница считала, что в обители необходимо исключить общение между юными инокинями и вдовами, пришедшими в монастырь после смерти супруга, так как воспоминания взрослых женщин могут искушать девушек и поселить в их душах смятение.
Следствием этого стало проведение раздельных служб для девиц и вдов, которое также коснулось прихожанок обители. Взрослые женщины посещали богослужения в Троицкой церкви, а монастырские и городские девушки совершали молитвы в соборном храме. Постепенно это разделение привело к выделению самостоятельной Троицкой женской монашеской общины.
Преподобная Евфросиния по возрасту не занимала никакой руководящей должности, но с прилежанием и смирением выполняла порученное ей служение. К нему относились следующие виды деятельности:
- пение в хоре девичьего монастыря;
- толкование Священного Писания;
- составление поучений для насельниц и прихожан обители.
Через некоторое время Господь наделил молодую подвижницу даром исцеления, который помог исцелить многих больных людей во время массовых эпидемий и моров. Некоторые девушки, вылеченные монахиней, оставались в обители.
В начале 30-х гг. Ефросиния некоторое время пребывала в молчании, предаваясь молитве и труду. Бог отметил ее даром пророчества. Ей открылась дата смерти игуменьи обители, а также мученическая кончина отца и боярина Феодора.
В 1238 г. инокиня получила откровение о скором разорении Суздали от рук отрядов хана Батыя. Господь позволил увидеть ей двух ангелов, которые охраняли обитель с луками в руках. Защитники поведали праведнице, что люди, находящиеся внутри монастырских стен, смогут обрести спасение от рук иноверных захватчиков.
Во время нашествия сёстры круглосуточно молились о защите обители. Спаситель услышал их молитвы, и войска Батыя не смогли подойти к её стенам. А сам хан не смог даже увидеть стен святыни, которую охраняли небесные воины.
В письме своему отцу, отправляющемуся в Орду, праведница увещевала его не отступать от православной Веры и с христианским смирением принять все уготованные испытания. После мученической смерти родителя, монахиня облачилась в простое рубище и долгое время предавалась строгому посту и молитве.
Важно! Однажды вышедшую в город монахиню увидел горожанин и предложил подарить ей новое платье. В ответ на эти слова инокиня сказала, что истинный христианин в первую очередь должен заботиться об обитателях своего дома. А для монахинь лучшей милостыней будут ладан, свечи и деревянное масло.
Последние годы жизни
После кончины игуменьи, принявшей её в общину, Евфросиния приняла на себя духовное руководство Ризоположенской обителью. Она строго следила за выполнением насельницами всех монашеских правил и обетов. При этом она являлась для сестёр и прихожан доброй наставницей и любящей матерью. При ней суздальская обитель стала одной из самых уважаемых монашеских общин на Руси.
Незадолго до смерти праведница стала свидетельницей землетрясения. В его разгар она увидела, что Богородица и святые предстоятели молят Господа сохранить город и спасти жизни его жителей. Землетрясение затихло, не причинив Суздали значительного урона.
Вскоре Божия угоднице увидела во сне своих отца и учителя Феодора. Они возвестили ей о скорой земной кончине. Через некоторое время инокиня заболела. Она приняла святое причастие, перекрестилась и тихо отошла к Господу в 25 день сентября 1250 г. Её тело похоронили в соборном храме.
Интересно! Ровно 17 лет провела преподобная Евфросиния в Ризоположенском монастыря, неся духовное служение и наставляя в христианских ценностях окружающих людей.
Чудеса по молитвам
Чудеса по молитве святой Евфросинии происходили и при жизни, и после её смерти.
Однажды вдовая знатная горожанка привела к праведной монахине свою бесноватую дочь. Вдова обещала оставить дочь в обители, если инокиня избавят её от беса. Как только зазвучали слова молитвы, отроковица заговорила грубым голосом, жалуясь на деятельность праведницы. Евфросиния продолжала молиться до тех пор, пока враг человечества не оставил её. Узрев случившееся чудо, вдова оставила свою дочь, которую звали Таисия, в монастыре.
В монастырской летописи упоминается случай избавления об одержимости по молитве у мощей преподобной княжны. В 1890 г. в монастырь привезли крестьянку, которая долгое время страдала от неизвестного недуга. Трижды привозили родственники Александру Чичваркину в монастырь в надежде получить исцеление от святых мощей Божией угодницы.
Но каждый раз бес сильно мучил несчастную женщину, не давая ей приблизиться к святыне. В третий приезд настоятельница позволила ей остаться на какое-то время в обители. Долгое время монахини читали над страдалицей акафист преподобной Евфросинии, но злой дух причинял ей ещё большие испытания.
Но однажды ночью Александра увидела у своей постели неизвестную ей монахиню, которая поднесла ей образ Богородицы и сказала, что мучения её закончены. Также явившаяся инокиня посоветовала не торопиться с отъездом из монастыря и прожить на его территории ещё 40 дней.
С этого дня крестьянка могла самостоятельно прикладываться к святыне, а по окончании указанного времени покинула обитель полностью исцеления от одержимости.
Почитание и канонизация
Узнав о кончине праведной монахини, в Ризоположенский монастырь пришло множество людей, стремящихся прикоснуться к ее телу и получить исцеление от физических и душевных недугов, а также избавиться от одержимости. Почитаемую в народе подвижницу веры отпевали высшие церковные иерархи епархии. К её захоронению, расположенному в соборном храме многие века приходили паломники.
Официальное почитание праведной княжны началось в середине XVI столетия при епископе Геннадии, который долгое время являлся настоятелем владимирского монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В течение 180 лет в монастырской летописи фиксировались чудеса, происходящие по молитве перед мощами Евфросинии. В 1698 г. митрополит Суздальский Илларион совершил чин прославления святой преподобной княжны.
Одновременно с общецерковным прославлением по благословению патриарха Адриана были обретены мощи преподобной инокини. При вскрытии могилы обнаружились нетленные останки и полностью сохранившиеся погребальные одеяния. Их с почестями переложили в новую раку и поместили у северного входа в главную церковь обители.
Святые мощи были вскрыты в феврале 1919 г. В отчёте специальной комиссии говорилось об обнаружении частей костей, завернутых в ткани. Их передали в фонд Суздальского краеведческого музея. Здесь они родились до 1988 г., когда святыню передали в церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. С 1993 г. этот храм оказался в руках раскольников — Российской православной автономной церкви. В начале текущего столетия часть мощей была передана в возрожденную Ризоположенскую обитель.
О чем молятся
Святой преподобной Евфросинии можно молиться в любой сложной жизненной ситуации, но самой действенной будет помощь в следующих случаях:
- обретение душевного покоя;
- исцеление физических недугов во время эпидемий;
- одержимость бесами.
Молиться можно как перед мощами в родном монастыре Божией угодницы, так и перед индивидуальной иконой, изображающей праведницу. Обращаться можно, читая текст специального акафиста. Но и простые слова, идущие от сердца, будут услышаны небесной предстоятельницей.
Евфросиния Суздальская — пример искренней веры и смирения. Они помогли ей преодолеть ей житейские испытания, коснувшиеся как её лично, так и Отчизну. В своих поучениях она отмечала, что только искренняя молитва и праведный труд могут к лучшему изменить жизнь христианина.
Святая твоя память, Ефросиние преподобная
Вся жизнь преподобной Евфросинии была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны и непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. Верно сказано: преподобная Евфросиния – русская терпеливица, ее образ – воплощение терпения русских женщин; нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами – этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией всем женщинам земли русской.
Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет такого числа упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской.
Святой благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский долго не имел детей и с супругой молился Богородице о даровании им потомства. Трижды являлась им Пресвятая Богородица, говоря, что молитва их услышана – родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулия («раба Божия»), – она будет служительницей церкви.
Когда в 1212 году дочь родилась, княгине приснилось, будто она возносится на высоту с отроковицей на руках и с благодарными словами отдает дитя в дар Всевышнему. Рожденную дочь нарекли по слову Богоматери, крестили в Киево-Печерской обители, восприемником стал сам игумен. У Феодулии было четыре брата и сестра Мария (впоследствии супруга замученного татарами князя Василия Ростовского; 1238 год, память 4 /17 марта).
Феодулия быстро достигла успехов в грамоте. Ее обучали сам князь Михаил и его советник Феодор. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы. «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых. ». В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален.
В юности Феодулия увидела во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славившие Господа.
В то время в Суздальском Ризоположенском монастыре жила боголюбивая и благочестивая игуменья. В разных видениях ей представлялась неизвестная дивная отроковица, собирающаяся поступить в ее обитель.
Феодулия обладала редкой телесной красотой. Князь всем сватавшимся вроде бы предпочел сына суздальского князя Мины Иоанновича, потомка славного Симона Варяга, которого любил преподобный Феодосий Печерский. Считают, что Мина происходил из варяжского рода Шимона, потомка римского кесаря Клавдия, однако ни в одной летописи нет данных о суздальском князе Мине Ивановиче.
Есть версия, что Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233 год; память 5 / 18 июня), родного брата святого Александра Невского. Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший. И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».
И явилась Феодулия в Суздаль, ко вратам обители во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы. 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию.
Евфросиния много постилась, иногда всю неделю оставаясь без пищи, подкрепляясь лишь водой. Большую часть дня проводила в храме, где усердно молилась, продолжая затем непрестанно молиться и в келии. Христа, явившегося в образе отрока, осмелилась спросить: «Как Ты, бесплотный, воплотился ради нас и как Тебя распяли иудеи?». И Господь отвечал ей: «Я воплотился милости ради». И затем, распростерши крестообразно Свои пречистые руки, продолжал: «Так распяли Меня иудеи по Моему изволению. Ты же бодрствуй и крепись».
Преподобная Евфросиния не избежала диавольских искушений. Враг то являлся пред ней с венцом на голове, указывая тем на свое могущество, то угрожал ей полчищами бесов, которые окружали его. Подвижница слышала «скверные диавольские ласкательства и гнусное сладострастие и сама призывалась к бесстыдному греху, видела духов злобы – нерадения, лености, самолюбия, ненависти, зияющего духа сребролюбия, готового пожрать весь мир». А то враг являлся ей в образе отца и звал в родной Чернигов или представлялся в образе слуги с дарами от ее жениха. После одного искушения пред ее очами разверзлась земля и поглотила всю нечисть, которая досаждать Евфросинии впредь перестала.
О подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Знатные женщины города со своими дочерями стали приходить в обитель, чтобы помолиться с подвижницей и послушать ее. Преподобная имела приятный голос: ее внятное чтение и доброгласное пение вызывали умиление и слезы молящихся, а душеспасительные беседы поучали и назидали.
По просьбе преподобной Евфросинии монастырь был перегорожен стеной на две части, в одной подвизались девицы, а в другой – вдовы. Для вдов была устроена церковь во имя Живоначальной Троицы. Такое разделение было сделано, чтобы инокини-девы не узнавали того, что знали и испытали в миру монахини-вдовицы.
Подвижница Евфросиния «сияла, как светило на свещнице, или как денница среди звезд» и была высоким примером для подражания черноризицам, коим было даже видение во сне: в золотых палатах два престола и на них два венца, предназначенных для Христа и угодницы Евфросинии, возлюбившей Небесного Жениха своего.
Когда на Руси начались эпидемии и моры, по явлении Божией Матери преподобная стала исцелять сестер в монастырской больнице и хворавших прихожан. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своей матерью. Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину игуменьи и мученическую смерть своего отца.
В начале февраля 1237 года полчища хана Батыя осадили Суздаль. Господь явился преподобной и открыл: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук. Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.
Разорив город, татары направились к монастырю, но не смогли близко подойти: чудный свет, сиявший над обителью, палил безбожных врагов огнем. Тогда хан Батый расположился на Яроновой горе, на берегу реки Каменки и отсюда вновь двинулся на обитель. Но преподобная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, и тотчас на обитель сошел мрак в виде облака, и татары не могли и найти ее.
Зимой 1239 года Батый двинулся в южные пределы Руси, сжег южный Переяславль и Чернигов. Киевом владел тогда князь Михаил Черниговский, отец преподобной Евфросинии. Батый отправил к нему своих послов, но князь приказал умертвить их, после чего ушел в Угорскую землю (Венгрию). Зимой 1240 года Батый взял Киев, сжег город и святые церкви, уничтожил множество жителей. С того времени вся Русская земля стала платить хану дань. Князь Михаил плакал, слыша в изгнании о бедствиях Русской земли, наконец, не выдержал, возвратился на родину и вместе с боярином Феодором отправился в 1246 году на поклон в Орду.
Дальнейшая история поездки князя Михаила Черниговского в Орду широко известна. Слуги хана заставляли князя пройти сквозь огонь, поклониться идолам и обещали ханские почести и милости. Князь стал колебаться. Однако преподобная Евфросиния в своем послании убеждала отца не совращаться с истинного пути Христова. «Ты, благий отче, – писала преподобная, – послушай меня и пострадай как добрый воин Христа, Которым мы живем, движемся, и есмы (Деян. 17, 28). А если не послушаешься меня, знай, что отселе я – чужая, а не дочь твоя. Не хочешь слушать меня, послушай боярина Феодора и положись на его мудрость, так как по своему разуму он философ над всеми философами и человек, преданный тебе. Царство же хана Батыя вскоре разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу».
Получив послание дочери, князь Михаил горько оплакивал свое малодушие. И сказал боярину Феодору: «Спутник мой добрый, истинный охранитель души моей, теперь я уразумел, как я могу спасти свою душу: я должен вместе с тобой пострадать за Христа». Ханские слуги мучили исповедников Христовых и отсекли им головы.
Вскоре Михаил и Феодор во сне явились преподобной Евфросинии. На них были белые ризы; венцы с драгоценными камнями и бисером украшали их головы. И сказал князь своей дочери: «Чадо мое, прославил меня Бог славою многою: Он сопричислил меня к лику мучеников, и вместе с боярином Феодором я получил небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как ты была ходатаицей моего спасения. Воистину твоим посланием я укрепился и получил спасение».
И после того не один раз подвижница видела в ночных явлениях своего отца и боярина Феодора в обителях райских.В 1572 году останки князя Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 году мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе Кремля.
В 1812 году во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена из собора, впоследствии заменена бронзовой.
Господь наградил преподобную Евфросинию даром прозорливости и чудотворений. Болящие, если призывали именем Евфросинии Господа нашего Иисуса Христа, получали помилование и исцелялись. Слух об этом распространился повсюду: к преподобной стали приносить больных различными недугами, и она исцеляла их именем Господа.
Однажды пришел к преподобной за наставлением один из богатых людей Суздаля. Увидев Евфросинию в ветхой и разорванной одежде, с изможденным от духовных подвигов лицом, попросил принять от него новую одежду. «Рыба на морозе, – сказала ему Евфросиния, – засыпанная снегом, не портится, не воняет и даже бывает вкусна; так и мы, иноки: если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной».
Незадолго до своей кончины подвижница предрекла землетрясение в Суздале, во время коего была спокойна и ободряла всех: «Кайтесь и просите милости у Бога; я видела небо отверсто и в неизреченном свете Сына Божия, а пред Ним стояла Пречистая Матерь Его со святыми угодниками и умоляла Господа ниспослать щедроты свои, пощадить город сей и повелеть бедствию перестать».
Накануне ее кончины к ней явились ее отец, князь Михаил, с боярином Феодором и сказал ей: «Гряди чадо мое любезное, Христос зовет тебя, гряди насладиться неизглаголанной радости и исполниться света небесного».
После погребения почившей, при ее раке происходили чудеса: слепые прозревали, хромые начинали ходить, немые отверзали уста, бесноватые освобождались от власти демона, расслабленные получали укрепление, к лишенным ума возвращался рассудок.
Обилие чудес сотворенных ею, привело к причислению преподобной Евфросинии к лику святых, что и произошло при митрополите Московском Антонии (1572-1581). Епископ Суздальский Варлаам (1570-1586), великий почитатель преподобной, отыскал ее житие и подал его с описанием чудес царю Иоанну Васильевичу и митрополиту Антонию.
На торжественном прославлении угодницы Божией собрались толпы народа, и от ее мощей свершилось много чудес, особенно вспоминают исцеление Матфея, жестоко мучимого лукавым духом.
Нетленные мощи преподобной Евфросинии были обретены в 1699 году и по благословению патриарха Адриана положены в соборной церкви женского Ризоположенского монастыря, основанного суздальским епископом Иоанном в 1207 году.
Святые мощи преподобной из Ризоположенского монастыря в 1929 году были изъяты безбожниками в Суздальский музей и до начала 1940-х гг. выставлялись в экспозиции антирелигиозного отдела, позднее хранились в фондах музея.
В 1988 году мощи преподобной Евфросинии были переданы в единственную действовавшую тогда в Суздале церковь – во имя равноапостольных Константина и Елены. В 2007 году в связи с 800-летием Ризоположенского монастыря паломник из города Иваново пожертвовал обители раку с частицей мощей преподобной Евфросинии.
Тропарь преподобной Евфросини Суздальской:
Святая твоя память Суждальскую страну веселит, верных же вся созывает во всечестный храм твой, идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная: моли Христа Бога, спастися душам нашим!
Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь великого князя Суздальского Димитрия Константиновича (†1383), родилась в 1353 году.
В 1367 году, в 13-летнем возрасте Евдокия была выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Димитрия Донского и 22 года провела с ним в счастливом браке. Их счастливый союз был для Руси залогом прекращения междоусобной борьбы и мира двух сильных княжеств: Московского и Суздальско-Нижегородского.
От князя Дмитрия Евдокия родила 12 детей: восемь сыновей и четыре дочери. Её старших сыновей крестил преподобный Сергий Радонежский.
Княгиня несла вместе с супругом тяжелый крест управления страной в тяжкое время татаро-монгольского ига. Это было трудное время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Русь находилась в кольце врагов: на севере были шведы, в Эстонии и Латвии установилось господство Ливонского ордена с его 150 крепостями, с запада — Литва, с северо-востока, востока и юга угрожали татары. Кроме этого продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Великий князь Московский Димитрий Донской
Дмитрий Донской ездил в Орду, воевал, ссорился и мирился с князьями, а его супруга Евдокия молилась, растила детей, а случалось и оставалась на Москве править “за князя”. Поход благоверного князя Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами.
Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий.
Великая княгиня жила истинно по-христиански. Каждый день Евдокия ходила в храм и молилась. Она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой.
Княгиня Евдокия в храме (из цикла Поле Куликово, 1979, И.Глазунов)
В Москве Евфросиния построила большое число храмов и монастырей. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. Одновременно строились несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
Женский Вознесенский монастырь в Кремле был основан вдовой Димитрия Донского
19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. С тех пор Евдокия фактически стала во главе Московского княжества, являясь соправительницей при унаследовавшем престол Василии.
После смерти мужа, она наложила на себя строгий пост. Устраивая в великокняжеском тереме званые обеды, она сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами стала носить вериги, о чем даже перед близкими своими не желала открываться в этом. Лишь однажды, чтобы развеять людскую клевету и обвинения в роскоши, она собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям».
Княгиня Евдокия. Эскиз В.Васнецова для фресок Владимирского собора в Киеве
Под руководством Евдокии собиралось ополчение, чтобы защитить Москву от нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей? Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 года великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 году, после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, Евдокия удалилась в Вознесенский женский монастырь, приняв монашество с именем Евфросинии («радость»). Постриг совершился 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения. По сказанию, вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом – в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек.
По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Икона «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора Московского Кремля. Конец XIV – XV начало века.
Прожив в иночестве всего несколько недель, на 54-м году жизни, 7 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе Вознесенского монастыря. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа.
После кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи и совершались многочисленные исцеления, даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц. Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
Скульптурная реконструкция по черепу
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Архангельский собор Кремля
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобную Евфросинию Московскую считают покровительницей Москвы. Память преподобной совершается: 7/20 июля и 17/30 мая.
Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года, которое состоялось в Санкт-Петербурге, установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая/1 июня.
Молитва
О, преподобная мати наша Великая княгине Евфросиние! Не остави нас всех и дорогую Отчизну нашу, не презри молений всех приходящих к многоцелебным мощем твоим, ныне открытым для утешения и радости нашей.