Молитва святой мученицы анисии - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва святой мученицы анисии

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святая Анисия Солунская

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие Анисии Солунской было во времена императора Максимиана, когда всех христиан преследовали за веру. По его приказу людей, которые отказались принести подношения языческому богу, предавали пыткам и казни. При этом могли безосновательно убить.

Житие святой Анисии

Девушка была единственной и богатой наследницей родителей, которые воспитывали ее в традициях христианской веры. Когда они умерли, Анисия дала волю всем рабам, продала имущество и стала помогать деньгами вдовам, сиротам, бедным. Она ухаживала за стариками и больными, утешала страждущих, поддерживала осужденных в тюрьмах. Привыкла к суровой жизни, трудилась и читала священное писание, а ночи проводила в молитвах. Спала на земле, постелью служила подстилка из тростника, одевалась в рубища. Когда все деньги закончились, стала жить в бедности и трудится.

В один из дней Анисия шла на христианское собрание, а другие люди направлялись в языческий храм приветствовать бога Солнца. Один римлянин воин остановил ее и стал требовать, чтобы она шла со всеми на праздник, но она отказалась. Когда он схватил ее за руку, она назвала имя Иисуса Христа. Это вывело воина из себя, он ударил ее мечом. Девушка упала вся в крови на землю. Христиане предали тело земле в городе Солуни возле городских ворот.

День почитания святой — 12 января.

В чем помогает икона Анисии Солунской

Святому лику Анастасии издавна молились при желудочных заболеваниях и геморрое.

После нового года, перед рождеством забивали поросят и распространенным рецептом были желудки. Их варили, жарили, начиняли луком, грибочками и салом, делали колбасу. Это была тяжелая пища и вызывала различные расстройства кишечника и желудка. Поэтому Святую Анисию в православии называют Желудочница.

В день памяти святой люди следовали определенным приметам:

  • В день праздника гадали на погоду. Если желудок свиньи был пустой, будет холодно. Гладкая селезенка – к сильным морозам. Увеличенная печень – будет стужа.
  • Мужчины 12 января уходили охотиться. Если им повезло, несли убитого кабанчика по улице. Затем его забивали, разделывали и угощали всех.
  • С праздником Анисьи связаны многие приметы. В этот день погода всегда была с сильными морозами, поэтому говорили «Не проси у Анисьи тепла». Но если слышно было затейливое чириканье воробышков, то следует скоро ждать потепление.
  • На Анисьин день девицам нельзя было шить, вязать, брать подарки от незнакомых людей, солить пищу.

И обязательно в этот день читалась молитва мученице Анисии Солунской:

О, до́блественная страстоте́рпице Христо́ва Ани́сия, земли́ на́шея до́брое прозябе́ние, Це́ркве Ру́сския избра́нная дщи! Кто не удиви́тся си́ле Бо́жией, в не́мощи твое́й соверши́вшейся? Ты бо, му́жески враги́ ви́димыя и неви́димыя низложи́вши, заточе́ния и мно́гия му́ки Христа́ ра́ди претерпе́ла еси́ и Ца́рствие Небе́сное насле́довала еси́. Те́мже тя, я́ко благу́ю и ве́рную рабу́ Госпо́дню, досто́йно почита́юще, приле́жно мо́лим: моли́ о нас Всеще́драго Бо́га, да да́рует Це́ркви Росси́йстей благостоя́ние, Оте́честву на́шему мир, лю́дем во благоче́стии преспея́ние, в скорбе́х утеше́ние, в обстоя́ниих по́мощь и заступле́ние, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством земно́е жи́тельство пройде́м и Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же вку́пе с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист Святой Анисии:

Кано́н святы́я Ани́сии. Гла́с 4.

Пе́снь 1.

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Пою́щу светоно́сную па́мять твою́, Све́т мне́ низпосли́, я́ко Отцу́ све́тов предстоя́щи в ра́дости, всехва́льная, страсте́й мои́х бу́рю твои́ми моли́твами отгоня́щи.

Воздержа́нием душе́вную обнови́ла еси́, богому́драя, ни́ву, муче́ния кла́с плоди́вши Де́лателю, соблю́дшему и кре́пость тебе́ вдохну́вшему, де́во му́ченице досточу́дная.

Руце́ твое́й, богате́йше подаю́щей бога́тство тле́нное, богатотво́рную приобрела́ еси́ жи́знь, ника́може мимотеку́щую, и сокро́вище неистощи́мое, му́ченице, и сла́ву небе́сную.

Богородичен: Из Тебе́, Неискусобра́чная, дне́сь вся́ческих Творе́ц пло́тски ражда́ется по на́м и пелена́ми повива́ется, повива́яй мо́ре мгло́ю, Ма́ти Присноде́во.

Пе́снь 3.

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Добро́ты твоея́ душе́вныя Творе́ц тво́й вожделе́в, неве́сту тя́, вои́стинну добру́ и непоро́чну, му́ченице, Себе́ обручи́л е́сть.

Стра́сти Безстра́стнаго, умертви́вшагося на́с ра́ди, умерщвле́ние, му́ченице честна́я, лю́бящи, му́ченическою умира́еши сме́ртию.

Яко заколе́ние духо́вно, я́ко же́ртва чиста́ соверше́на Тебе́, Бо́гу, принесе́ся, я́же Тво́й Кре́ст возлюби́вшая.

Богородичен: Село́ вме́стно Невмести́маго Соде́теля была́ еси́, Сего́ пло́тию вмести́вши, Обра́дованная Пречи́стая.

Пе́снь 4.

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Живоно́сным твои́м стопа́м после́дующи, копие́м в ре́бра уязвля́ется и обраща́емое неле́стно прохо́дит ору́жие раба́ Твоя́, Влады́ко Христе́, воспева́ющи Тя́.

Муче́ния сия́ющи светлостьми́ и нетле́ния венце́м увя́зшися, ра́дующися, предстои́ши Христу́, Жениху́ твоему́, му́ченице Ани́сие всехва́льная.

Запе́ншаго ле́стию пе́рвую Еву, му́ченическими противле́ньми побе́ждши, низложи́ла еси́, показа́вши некре́пка, Христу́ воспева́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Богородичен: Иже невеще́ственная существа́ Созда́вый, теле́сно, я́ко Челове́к, из Тебе́, Богома́ти, дне́сь ражда́ется, Тому́ воспои́м: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Пе́снь 5.

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Тя́, Го́споди, исто́чник спасе́ния ве́дящи, ча́шу спасе́ния несумне́нным се́рдцем му́ченица Твоя́ испи́.

Юница Христо́ва, богоприя́тное заколе́ние, богопринесе́нная же́ртва, страстоно́сице Госпо́дня, моли́ спасти́ся на́м.

Све́т была́ еси́, Све́ту вели́кому ясне́е прибли́жившися, и просвеща́еши светоно́сную па́мять твою́ пра́зднующия.

Богородичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́ утвержде́ние и наде́жду на́шего спасе́ния, Богоневе́сто, стяжа́хом.

Пе́снь 6.

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Му́жеский в же́нстем телеси́ у́м восприи́мши, к боре́нию враго́в безпло́тных, му́ченице, изшла́ еси́ и ору́жием терпе́ния ты́я умертви́ла еси́.

Кро́вными наводне́нии мо́ре изсуши́ла еси́ злове́рия, Христо́ву же честну́ю напои́ла еси́ Це́рковь, Ани́сие страстоте́рпице, де́в похвало́.

Немо́кренно подвиго́в прешла́ еси́ бу́рю непотопле́нно, те́мже в приста́нище невла́емо устреми́лася еси́ и и́стинныя наслажда́ешися тишины́, пресла́вная.

Богородичен: Созда́вый по о́бразу Своему́ челове́ка за мно́гое благоутро́бие назида́ет того́, из Тебе́, Де́во Богома́ти, ве́сь в него́ обле́кся.

Седа́лен Ани́сии, гла́с 4.

Над страстьми́ плотски́ми ца́рствующи, страстьми́ животво́рными воцари́лася еси́, от твоея́ кро́ве обагри́вши, честна́я, червлени́цу нетле́нну благоче́стно, Ани́сие; те́мже Всецаря́ неве́ста непоро́чна яви́лася еси́. Но от бе́д изба́ви на́с, соверша́ющих сла́вную па́мять твою́.

Пе́снь 7.

Ирмос: Спасы́й во огни́ авраа́мския Твоя́ о́троки и халде́и уби́в, я́же Пра́вда пра́ведно уловля́ше, препе́тый Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Твою́ хра́мину душе́вную, му́ченице, мы́сленно водруже́нную испове́данием Христо́вым, мучи́тельныя поте́кше пото́ки ника́коже поколеба́ша, — Бо́же, — вопию́щую, — благослове́н еси́.

Пра́вды Со́лнца, Христа́, ве́дящи, му́ченице, не восхоте́ла еси́ злочести́вне пожре́ти со́лнцу, повелева́ющу мучи́телю, но пе́ла еси́: Бо́же, оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

От твои́х крове́й свяще́нных омочи́вши себе́ багряни́цу, победи́тельным главу́, му́ченице, венце́м венча́ла еси́, и Бо́гу ны́не предстои́ши, Царю́ Безсме́ртному, веселя́щися.

Богородичен: Пови́вый не́бо о́блаки, зе́млю же мгло́ю, от Твоего́ чре́ва ро́ждся, пелена́ми повива́ется и во я́слех полага́ется, Богома́ти Всенепоро́чная, спаса́я ве́дущия Тя́, Богоро́дицу.

Пе́снь 8.

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Вдова́м, сирота́м же, и ни́щим, и все́м тре́бующим бога́тство расточи́ла еси́, Вседержи́теля лю́бящи несомне́нно повеле́ния, и муче́ния же честны́я и́щеши ча́ши, ю́же испи́вши, уста́вила еси́, де́во честна́я, жела́ния.

Яко ве́но, принесла́ еси́ Христу́ по́ст и сле́зы, страсте́й умерщвле́ние и кро́ве проли́тие, ре́бр прободе́ние: не обветша́ющий Са́м те́м тебе́ вене́ц и черто́г нетле́нен подае́т и сла́ву небе́сную.

Живе́ши со Ангелы во све́те, де́в с чи́нми, и собо́ры му́ченик спра́зднующи, лице́ Жениха́ твоего́ к лицу́ зря́щи, и све́тлыя сла́вы причаща́ющися, и вопию́щи: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Се́ ны́не оскуде́ я́ве от Иу́дова пле́мене кня́зь и во́ждь: Ты́ бо, Всенепоро́чная, родила́ еси́, я́же тому́ пре́жде отлежа́щая, жда́ние язы́ков, Христа́. Ему́же пое́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9.

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Ка́мению принося́щии че́сти па́че Зижди́теля, зре́ти тя́, сла́вная, не терпя́ще, Бо́гу возложену́, мече́м ссека́ют, сме́ртию боже́ственное безсме́ртие тебе́ обруча́юще.

Фессалони́тский гра́д твои́ми пелена́ми и страда́ньми, му́ченице, хва́лится, де́во; Це́рковь же перворо́дных с пра́ведными и́мать тво́й ду́х боже́ственный, веселя́щийся.

Лива́н, зла́то же и сми́рну в Вифлее́ме Рожде́нному волсви́ принесо́ша ве́рою, страстоте́рпица же кро́вь муче́ния излия́ние, о на́с Того́ моля́щи.

Богородичен: Же́зл прозябла́ еси́ из ко́рене Иессе́ева, Богороди́тельнице, цве́т Божества́, Христа́, на́м ро́ждши, Всечи́стая, дне́сь, Его́же, я́ко Бо́га Невмести́маго и ны́не я́ко Младе́нца, пелена́ми повива́ема, велича́ем.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой Анисии:

Молитва святой мученицы анисии

Память 30 декабря

В царствование нечестивого императора Максимиана [1] жила в славном городе Солуни [2] одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более истинами веры и благочестия, нежели молоком. Когда миновали ее младенческие годы и Анисия выросла прекрасною отроковицею, родители тщательно обучили ее всей книжной премудрости. Одаренная разумом Анисия быстро и легко усвоила всё и являла на деле достойные плоды учения. Исполненная Духа Божия, она обладала воистину ангельским нравом, лицо же ее светилось несравненной красотой. В это время она редко выходила из дому и, скрывая в горнице свою юную красоту, часто с прискорбием говорила себе:

— О обманчивая жизнь юности, погубляющая одних и погубляемая другими! Хороша старость, но, увы мне! Скорбью исполняет меня долгота времени, ибо долгие годы придется дожидаться ее, долгие годы отделяют меня от неба!

И Анисия никогда не переставала призывать на помощь Христа, преклоняя колена и проливая на землю обильные слёзы. Когда родители ее отошли ко Господу и она сделалась наследницей отцовского имущества, то стала размышлять, что бы ей сделать со своим богатством. Ибо родителями ее были собраны великие сокровища серебра и золота, обширные имения, громадные стада, бесчисленное множество рабов и рабынь, многоценные шелковые и златотканные одежды, золотая утварь, украшенная жемчугом и драгоценными камнями и сияющая великолепием. Увидев всё это, святая Анисия сказала:

— Как спастись посреди стольких богатств земных? Как наступить на главу древнего змия-диавола и преодолеть его силу? Но я знаю, что сделать: я употреблю против змия змеиную же хитрость. Как сам он ежегодно обновляется, совлекая с себя свою ветхую кожу, так и я избавлюсь от своих богатств. Ибо они наносят сильный вред употребляющим их во зло и поражают неисцелимым ядом всех собирающих их, скупых же и немилостивых связывают своими оковами и сетями. Обладания поместьями приучает к гневу и накопляет богатства обманом и неправедной мерой, многоценные одежды научают тщеславной поступи и вовлекают в грех; золотые цепи и ожерелья заставляют горделиво поднимать голову, ибо желают, чтобы люди их видели и восхваляли. Вот как я с ними поступлю: буду их естественною госпожою, прежде чем они получат неестественное господство надо мною. Стану воистину госпожою их и расточу их во благо, уклоняясь вместе с тем и от порождаемых ими искушений. Я найду для них крепкую охрану: вложу их, как в сокровищницу, в дома вдовиц, сирот и нищих. И верен поручитель мой, Господь, Который воздаст мне не вдвойне только, но сторицею и соделает меня участницей вечной жизни. Раздам всё, чтобы всё получить в целости, умноженное во сто крат, и, раздавши, возьму крест Христов. Ибо тогда мне легко будет последовать Христу, оставив на земле земное, чтобы пожить с Ангелами на небесах. Лучше избежать жизни пагубной и нечистой и возжелать жизни непреходящей и подвигов духовных. Переменю временное на вечное: почту нетленный брак, пребуду в целомудрии и сохраню для Создателя чистым свое тело. Ныне надобно творить куплю, пока есть торжище. Гонения и преследования пусть исходатайствуют мне награду на небесах. Мучители и муки пусть откроют мне доступ к райским утехам, раны же и темница пусть введут меня в чертог Христов; ибо не одни только мужи получают воздаяния, но и жены сподобляются венцов.

Так говорила она в себе и молилась со слезами:

— Господи, Иисусе Христе! Свет мой! Источник бессмертия! Корень нетления, неизреченно зачатый в девственной утробе, и по рождестве сохранивший нетленной Пречистую Твою Матерь! Благой Господи, соделай, чтобы и я вошла в лик девственниц и не была отлучена от чертога Твоего! Включи меня в число мудрых дев (Мф.25:1-12) и сподоби встретить Тебя с неугасимым светильником, да буду причастницей славы Твоей, непорочно совершивши свой подвиг!

Помолившись так, святая Анисия тотчас же продала всё свое имущество и притом не по той цене, какую оно стоило, и не так, как бывает обыкновенно при рыночных продажах и куплях. Ибо она говорила покупщику:

— Знай, что продаваемые вещи принадлежат нищим и убогим. Поэтому назначь справедливую цену, чтобы получить вместе также и некое воздаяние, ибо праведен Господь и любит правду и воздает по правде.

Читайте также:  Кому молитва помогла вернуть мужа

Когда было продано всё имущество, она стала раздавать вырученные деньги нищим и страждущим в заключении. Входя сама во все темницы, святая не только подавала всё нужное, но и служила собственноручно узникам, в особенности тем, которые после многих мучений и ран не могли послужить себе сами. Таковых она лечила, помазуя мазями и перевязывая их раны, утешала скорбевших, посещала лежавших на одре болезни и помогала им от своих богатств; обходила площади и улицы и щедрою рукою подавала обильную помощь всем нищим и больным, лежащим на гноище, каких только находила. При этом она говорила себе:

— Не буду я искать утех и наслаждений в богатствах, которые в день суда не сравняются даже с каплей воды.

Когда же Анисия истратила всё до последней монеты, ничего не оставив для себя, то она затворилась в некоей горнице и собственноручным трудом стала добывать необходимую для тела пищу, в поте лица своего вкушая хлеб свой, следуя словам Апостола: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10), ибо христианам подобает питаться от труда рук своих. Подвизаясь в молитвах и посте, Анисия жила подобно бесплотной. Привыкнув к подвигам и суровой жизни, она дни проводила в трудах и чтении божественных книг, а ночи в псалмопении и молитвах. Ложем ей служила земля, вместо мягкой постели у нее была единственная тростниковая подстилка, вместо тёплых одеял — худые рубища; спала она очень мало, ибо говорила себе:

— Не безопасно мне спать, когда враг мой бодрствует.

При этом святая проливала обильные слёзы и воздыхания ее были многочисленнее слов, исходивших из ее уст. В такой степени объята была она Божественной любовью, что когда преклоняла колена на молитву, то ей казалось, что она припадает к ногам Спасителя и лобызает их, и волосами своими отирает прах с ног Господнихъ [3]. Эта мысль порождала в ней источники слёз, подобно тому, как некогда плакала та, которая слезами омыла ноги Владыки и власами главы своей отерла их (Лк.7:36-50); и было у нее непрестанное желания освободиться от уз тела и жить со Христом. И она, молясь, ударяла себя в грудь и говорила:

— Всемогущий Господи, Боже, Отче Единородного Сына Твоего Иисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего, седящий на престоле славы Твоей! Ты, Которому служат тысячи тысяч Архангелов и Которому предстоят тьмы тем [4] повинующихся повелению Его престолов, господств, начал и властей, которого хвалят херувимы и непрестанно славословят серафимы [5], вопия трисвятую песнь! Ты, погрузивший в адские бездны возмутившихся против Тебя духов и связавший нерушимыми оковами лишившегося Твоей благодати змия, низвергший престол его на землю, лишивший его небесного служения, и блаженной жизни и позором креста поправший его гордыню! Ты, пославший нам из непорочных недр Твоих Бога Слова, предвечного Спасителя душ наших, рожденного от Духа Свята и Марии Девы. и Им взыскавший погибшее, утвердивший немощное, и исцеливший сокрушенное! Тебя призываю всем сердцем моим, смиренная и грешная раба Твоя. Ты, ведающий помышления каждого человека, возжегший в сердце моем горячую любовь к Тебе, прийди и спаси меня, недостойную рабу Твою, ибо Тебя желаю, Тебя ищу и к Тебе прилепляюсь всей крепостью моею. Господи Боже Сын, приими молитву мою, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смиренным. Не презри меня, о Иисусе Христе, за которую был Ты пригвожден ко кресту, ударяем по ланитам, и за которую испил желчь с уксусом, вкусил горькую смерть, в третий же день воскрес из мертвых и вознесся на небеса и седишь одесную Отца: не посрами меня и не отринь меня из числа рабынь Твоих, но сподоби меня христианской кончины, по образу святого креста Твоего! Соделай меня участницей страданий Твоих, да буду достойна явиться пред лицо Твое. Соблюди меня верной Тебе! «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» (Пс. 118:120), «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» (Пс.118:37), но «открой очи мои«, молю Тебя, «и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Псал. 118:37 -. Тебе предана я от чрева матери моей, Ты Господь мой! «ибо отец мой и мать моя оставили меня» (Пс.26:10). Ты же, Господи, воспринял меня. Правыми соделай пути мои, да не исполнится стыда раба Твоя, но «покажи на мне знамение во благо» (Пс.85:17) и исполни прошения мое, ибо «Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37:10). И снова молюсь Тебе, Боже Отче, помоги мне, да не обрящется греха на мне, рабе Твоей; ибо Тебе приношу себя в жертву. Прими же меня, как всесожжения овец и тельцов, и как тьмы тучных агнцев, да будет жертва моя пред Тобою. И сподоби меня последовать Агнцу Твоему непорочному, Иисусу Христу, с Которым да будет Тебе, со Святым Духом, слава, честь и сила во веки веков, аминь.

Помолившись тати, святая Анисия встала и осенила себя крестным знамением. Всё сия видел лукавый враг рода человеческого и не мог вынести ее ангельской и небесной жизни. Он узрел ее уже пребывающей духом на небесах и всем сердцем желающей пострадать за Христа, и скрежетал зубами своими на нее и покушался поколебать и опрокинуть ее горницу: но, видя ее повсюду огражденной крестным знамением, он отбегал, как бы гонимый невидимыми ударами. Однако иногда ему удавалось внушить святой леность и уныние, но она немедленно сокрушала его коварство, ограждаясь, как стеной, непрестанной молитвой. И враг истины скорбел и говорил себе:

— Увы мне окаянному! Ангелов совлек я за собою с небес, многих сильных покорил я, а ныне юноши и отроковицы смеются надо мною. Они любят смерть больше жизни и увенчанные ею текут к небесам и оставляют мне мир сей пустым. Утешала меня кровь убиваемых мучеников, но их вера и подвиги и проповедь их изменили целые города и народы. Храмы мои разрушаются, прорицалища умолкают, жертвенники ниспровергаются, жрецы, веселившиеся раньше, приходят в уныние. На погибель мою, всюду водружается крест и царство мое приходит в упадок, ибо радостные в муках страшны в гробах: они жгут меня, бьют и прогоняют отовсюду; а то, что было мною изобретено против них, обратилось на еще горшую беду мою. Но я знаю, что сделать с ними: я нашел одну новую хитрость.

И тотчас же враг выдумывает следующее: желая похоронить в пыли забвения славу святых мучеников, дабы не помнили о них последующие поколения, сделать безвестными их подвиги и лишить описания, завистник устроил так, чтобы христиане избивались повсюду без суда и испытания, уже не царями и военачальниками, но самыми простыми и последними людьми. Всезлобный враг не разумел, что Бог требует не слов, а только доброго произволения.

Погубив великое множество христиан, Максимиан, по диавольскому наущению, притворился как бы изнемогшим. Вдоволь насытившись кровью неповинных, он уподобился кровожадному зверю, который, когда уже пресытится мясом и более не хочет есть, то кажется как бы кротким и пренебрегает мимо ходящими животными, так и этот нечестивый мучитель, получив отвращения к убийству, притворился кротким. Он говорил:

— Недостойны христиане того, чтобы их умерщвлять перед царскими очами. Какая нужда испытывать и судить их и записывать их слова и деяния? Ибо эти записи будут читаться и передаваться из рода в род теми, кои исповедуют ту же христианскую веру и память их будет праздноваться затем во веки. Почему же мне не повелеть, чтобы их закалали, как животных, без допроса и записей, так чтобы и смерть их была безвестной и память о них заглохла в молчании?

Приняв такое решение, нечестивый царь тотчас же издал повсюду повеление, чтобы всякий желающий мог убивать христиан без боязни, не опасаясь ни суда, ни казни за убийство. И стали избивать христиан без числа ежедневно и во всех странах и городах и селах, на площадях и дорогах. Всякий встречавший верующего, как только узнавал, что он христианин, тотчас же не говоря ни слова ударял его чем-либо, или пронзал ножом и разрубал мечем или другим каким либо случившимся орудием, камнем или палкой и убивал, как зверя, так что исполнились слова Писания: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс.43:23).

В это жестокое для христиан время, святая Анисия, горящая в сердце желанием умереть за Христа вышла однажды из своей горницы, побуждаемая духом, и намеревалась идти ко храму

Господню. Входя в так называемые Касантриотийские ворота она услышала шум в народе. Нечестивые праздновали в этот день праздник солнца и приносили свои нечистые жертвы. И вот, один из царских воинов, шедший навстречу, увидев прекрасную деву, святую Анисию, остановил ее, наущаемый самим диаволом, и сказал:

— Остановись, девица, и скажи мне, куда ты идешь?

Видя его бесстыдство и дерзость и полагая, что это вражие искушение, она на глазах его оградила себя крестным знамением. Но воин не устыдился целомудренного молчания девы, а почитая его за бесчестие для себя и выражениея презрения, подобно зверю схватил ее, как волк хватает овцу, ибо воистину он был лютее зверя и грозным голосом спросил ее: кто она и откуда идет? Желая освободиться от его рук и дерзких, устремленных на нее взглядов, агница Христова попыталась избавиться от него кротким ответом и сказала:

— Я — раба Христова и иду в церковь.

Но бесстыдный воин, побуждаемый бывшим в нем бесом, возразил ей:

— Не пущу тебя, но поведу тебя в то место, где приносят жертвы богам нашим, ибо сегодня мы почитаем празднеством солнце.

Говоря это, он пытался насильно снять покров, бывший на голове ее, желая совершенно открыть ее лицо, но она мужественно сопротивлялась ему и не позволяла открыть себе главу, но плюнула ему в лицо и произнесла:

— Да запретит тебе, диавол, Господь мой Иисус Христос!

Тогда воин. не вынося имени Христова, обнажил бывший при нем меч, и, ударив ее в бок, пронзил насквозь. Святая дева упала на землю и вместе с излившеюся кровью предала свою святую душу в руки Христа Бога своего, Которого любила и умереть за Которого усердно желала во все дни своей жизни. Видевшие это прохожие обступили ее уже мёртвую и лежавшую в крови, и одни оплакивали ее юные лета и жестокую кончину, другие же роптали на безбожного царя, издавшего такой суровый закон, чтобы губить невинных людей. Некоторые из верующих взяли ее честные мощи и, с честью убрав их, погребли в двух верстах от врат Касантриотийских, с левой стороны от народного пути. Впоследствии над местом погребения Анисии был выстроен молитвенный дом. Произошло это в те времена, когда на земле владычествовал Максимиан, над верующими же царствовал в бесконечные веки Господь наш Иисус Христос, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  1. Император Максимиан царствовал с 284 по 305 год ^
  2. Солунь или Фессалоника — весьма значительный, древний город Македонии, лежавший в глубине большего Солунского или Ферлийского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в Европейской Турции, с весьма многочисленным населением ^
  3. Служба св. Анисии, 2-я стихира на «Господи воззвах» ^
  4. Тьма — десять тысяч ^
  5. Серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы я ангелы — чины ангельские, которых святая Церковь считает всего девять ^

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Декабрь 30

Святая Анисия родилась в городе Солуни в Греции в конце III века. Ее богатые родители были благочестивыми и добрыми людьми. Они воспитали Анисию в христианской вере. Рано лишившись своих родителей, Анисия осталась единственной наследницей их большого богатства — золота и драгоценностей.

В то время христиан жестоко преследовали. По приказу императора Максимиана (284-305 гг.) все христиане, не соглашавшиеся отречься от Христа и принести жертву языческим богам, подвергались пыткам и казням. Каждый мог безнаказанно убить христианина без всякой причины. Зная, что богатым трудно войти в Царство Небесное, святая Анисия отпустила на волю своих рабов, распродала свои имения и стала помогать вдовам, сиротам, нищим и заключенным в темницах. И не только деньгами помогала людям святая Анисия, она сама ухаживала за больными, перевязывала раны мученикам, утешала скорбящих. Когда все ее средства истощились, святая Анисия стала жить в бедности и начала работать для своего пропитания. Однако она продолжала посещать заключенных и утешать скорбящих.

Однажды святая Анисия, идя на молитвенное собрание христиан, увидела, как народ в большом количестве спешил в языческий храм чествовать языческого бога солнца. Сторонясь шумной толпы, святая Анисия продолжала свой путь на молитвенное собрание. Но вдруг один из воинов обратил на нее внимание и спросил ее, кто она и куда идет. Святая Анисия кротко ответила: «Я раба Христова и иду к себе в церковь».

Воин грубо схватил святую и хотел силой увести ее в капище (языческий храм), чтобы там принудить ее принести жертву идолу. Святая Анисия вырвалась из рук воина со словами: «Да запретит тебе Господь Иисус Христос». Услышав ненавистное имя Христа, свирепый язычник ударил мечом святую Анисию. Обливаясь кровью, она замертво упала на землю. Так юная Анисия предала свою чистую душу в руки Христа. Христиане похоронили тело святой мученицы в городе Солуни близ городских ворот.

Кондак мученицы Анисии

Наста светоносный день чудесных подвиг твоих, страстотерпице преславная,/ днесь Божия честная Церковь празднует и созывает вопити тебе:/ радуйся, дево мученице Анисие всеблаженная.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

Календарь — архив записей

Январь 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ДекФев »
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Православный календарь

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Блаженный Максим Тотемский, Христа ради юродивый

Дни памяти: 16 января

Пра­вед­ный Мак­сим был свя­щен­ни­ком в го­ро­де Тотьме в пер­вой по­ло­вине XVII ве­ка. Он име­но­вал­ся Мак­сим Ма­ка­рьев, сын По­пов. По­став­лен­ный в иерея, в те­че­ние 45 лет он про­хо­дил доб­ро­воль­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди и пре­бы­вал в непре­стан­ной мо­лит­ве, в по­сте, на­го­те, со­вер­шен­но пре­не­бре­гал за­бо­та­ми о сво­ем те­ле.

Пра­вед­ный свя­щен­но­и­е­рей Мак­сим уже при жиз­ни сво­ей был от­ли­чен бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми от Бо­га. Он по­чил в глу­бо­кой ста­ро­сти 16 ян­ва­ря 1650 го­да и был по­гре­бен при Вос­кре­сен­ской Вар­ниц­кой церк­ви го­ро­да Тотьмы. Тру­же­ни­че­ская и свя­тая жизнь его и чу­дес­ные ис­це­ле­ния, ис­те­кав­шие от его гро­ба, по­слу­жи­ли по­буж­де­ни­ем к со­став­ле­нию пись­мен­но­го ска­за­ния о нем, но ска­за­ние это сго­ре­ло в по­жа­ре Вос­кре­сен­ской церк­ви в 1676 го­ду. Позд­нее утра­че­но и со­став­лен­ное в 1680 го­ду но­вое ска­за­ние. Меж­ду тем чу­де­са у гро­ба пра­вед­ни­ка про­дол­жа­лись.

В 1715 го­ду свя­щен­ник Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоанн Рохле­цов с при­ход­ски­ми людь­ми об­ра­тил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Ве­ли­ко-Устюж­ско­му Иоси­фу с прось­бой раз­ре­шить им по­ста­вить гроб­ни­цу над мо­ща­ми свя­то­го Мак­си­ма в Па­рас­ке­ви­ев­ской церк­ви, над си­ми мо­ща­ми по­стро­ен­ной, и по­ло­жить на гроб­ни­це об­раз свя­то­го. Вла­ды­ка дал свое раз­ре­ше­ние и бла­го­сло­вил слу­жить мо­леб­ны как про­чим угод­ни­кам Бо­жи­им.

В то вре­мя бы­ли еще всем па­мят­ны чу­де­са, со­вер­шив­ши­е­ся у ме­ста по­гре­бе­ния пра­вед­но­го Мак­си­ма, и чу­де­са эти бы­ли изо­бра­же­ны на клей­мах, укра­ша­ю­щих гроб­ни­цу угод­ни­ка Бо­жия.

В 1680 го­ду жи­тель Тотьмы Бо­рис Ти­мо­фе­ев Та­ру­нин за­бо­лел ли­хо­рад­кою и ле­жал пол­го­да рас­слаб­лен­ным. Ко­гда он при­звал на по­мощь пра­вед­но­го Мак­си­ма, тот­час по­лу­чил ис­це­ле­ние.

В 1691 го­ду кре­стья­нин Аре­фа Мале­вин­ский де­вять недель не вста­вал с по­сте­ли от ли­хо­рад­ки; ко­гда же стал при­зы­вать на по­мощь свя­то­го Мак­си­ма, бо­лезнь его со­всем про­шла.

Кре­стья­нин Фе­о­дор Ва­си­льев Ма­мо­шов де­вять лет был нездо­ров и на­хо­дил­ся в рас­слаб­ле­нии. Но­чью на 5 но­яб­ря 1703 го­да он ви­дел во сне, буд­то ста­рый че­ло­век в од­ной ру­баш­ке по­до­шел к его по­сте­ли и ска­зал ему: «Фе­о­дор, пе­ре­стань скор­беть». И, взяв­ши его за пле­чо, по­вел в цер­ковь и ве­лел при­ло­жить­ся к над­гро­бию пра­вед­но­го Мак­си­ма. Про­бу­див­шись, Фе­о­дор по­чув­ство­вал се­бя на­столь­ко здо­ро­вым, что мог пеш­ком от­пра­вить­ся к Вос­кре­сен­ской церк­ви для по­кло­не­ния гро­бу сво­е­го це­ли­те­ля.

Ан­на Яко­вле­ва Та­та­у­ро­ва в 1705 го­ду в те­че­ние ме­ся­ца бы­ла в ис­ступ­ле­нии ума. Но­чью во сне явил­ся ей пра­вед­ный Мак­сим и ве­лел от­слу­жить две па­ни­хи­ды над его гро­бом, обе­щая ей за то вы­здо­ров­ле­ние. Про­бу­див­шись, боль­ная при­шла в со­зна­ние и ста­ла про­сить, чтобы ее свез­ли ко гро­бу пра­вед­но­го, где она по со­вер­ше­нии па­ни­хид тот­час же по­чув­ство­ва­ла се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вою.

Тропарь праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Непоро́чным свяще́нством Бо́гови послужи́в,/ посреде́ мирска́го мяте́жа юро́дство избра́л еси́,/ взем бо крест, после́довал еси́ Христу́ невозвра́тным по́мыслом/ и, с любо́вию к Нему́ доброде́тельми приближа́яся,/ земна́я оста́вив, Небе́сная восприя́л еси́,/ блаже́нне Макси́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́тися гра́ду То́тьме невреди́му// и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Безупречным священством Богу послужив, посреди мирской суеты ты избрал юродство, взяв крест последовал Христу с неуклонной волей и, с любовью к Нему добродетелями приближаясь, земное оставив, Небесное получил ты, блаженный Максим, отче наш, моли Христа Бога сохраниться городу Тотьме невредимым и спастись душам нашим.

Кондак праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

Боже́ственному гла́су после́дуя,/ возревнова́л еси́ наставля́ти па́ству свою́/ не му́дростию сло́ва, но бу́йством жития́ безмяте́жнаго,/ непреста́нными моли́твами и сле́зными струя́ми/ ду́шу и те́ло омыва́я,/ возду́шными стихи́ями плоть изнуря́я,/ те́мже и по сме́рти чудесы́ тя Госпо́дь просла́ви,/ да с ве́рою зове́м к тебе́:// ра́дуйся, Богому́дре о́тче наш Макси́ме.

Перевод: Божественному призыву последуя, возревновал ты направлять паству свою не мудростью слова, но юродством жизни (1Кор.4:10) бесстрастной, непрестанными молитвами и потоками слез душу и тело омывая, природными стихиями плоть изнуряя, потому и после смерти чудесами тебя Господь прославил, да с верой взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый отче наш Максим».

Молитва праведному Максиму Тотемскому, Христа ради юродивому

О, преблаже́нне и досточу́дне уго́дниче Бо́жий, Макси́ме пра́ведный! Восприя́в благода́ть Свята́го Ду́ха, пе́рвее послужи́л еси́ непоро́чным свяще́нством Пресвяте́й Тро́ице, предстоя́ Престо́лу Бо́жию и принося́ о лю́дех Безкро́вныя Же́ртвы. Егда́ же, ко Го́споду кра́йним жела́нием одержи́м, юро́дивое житие́ Христа́ ра́ди избра́л еси́, мирски́я пре́лести отри́нул еси́, нагото́ю теле́сною, я́коже багряни́цею, оде́яся, со́лнечный зной и вели́кий мраз с любо́вию претерпе́, подвиза́яся во гра́де То́тьме, и сего́ ра́ди насле́довал еси́ Небе́сный Черто́г в селе́ниях пра́ведных. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, проле́й о нас, о свя́тче Бо́жий, те́плыя моли́твы, да изба́вимся мы вся́кия ну́жды и вся́каго сопроти́внаго зла. Не преста́й моли́ти Сло́ва, Христа́ Бо́га на́шего, о гра́де и лю́дех, сохрани́тися им неврежде́нным от гла́да и я́звы, огня́ и меча́ и от наше́ствия супоста́тов. Низпосли́ с Небесе́, о свяще́нная главо́, преблаже́нне Макси́ме, на нас, усе́рдно притека́ющих к тебе́ и с любо́вию лобыза́ющих святы́й о́браз твой, мир, благода́ть и спасе́ние душа́м на́шим, да и мы со все́ми святы́ми насле́дницы бу́дем Небе́снаго Ца́рствия, воспева́юще ку́пно Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Марка. Глава 11, ст. 11-23.

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Мученица Анисия Масланова (1878 – 1937)

Мученица Анисия Ивановна Масланова родилась 25 декабря 1878 года в селе Бармино Макарьевского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Ее отец Иван Масланов занимался рыбным промыслом на Волге и торговлей. Когда-то это было большое зажиточное село, с благочестивыми традициями, жители которого свято чтили и исполняли заповеди Божии.

Дом Ивана Масланова стоял в верхнем конце села, на крутом волжском склоне. Вместе с Анисией здесь росли четыре сестры. Молодой девушкой Анисия Ивановна уехала в Нижний Новгород и устроилась работать прислугой в дом предпринимателя Ивана Ивановича Шалыгина, который до 1907 года числился в мещанском сословии. Городская усадьба его находилась в центре города на улице Грузинской, в приходе Покровской церкви.

Шалыгин И. И. на выселках села Черного (ныне территория города Дзержинска) учредил лесоалебастровый завод, на котором работало до 50 человек. Еще в Нижегородской губернии действовал кожевенный завод товарищества «Шалыгин, Вяхирев и К». До революции он избирался гласным Нижегородской городской думы, где, будучи человеком справедливым и благочестивым, отстаивал интересы неимущей части нижегородцев.

Когда Иван Иванович овдовел, Анисия Ивановна стала его женой и полноправной хозяйкой не только дома, но капиталов. Она была гостеприимной и отзывчивой к нуждам простых людей. Ее землячка Надежда Михайловна Захарова, чтобы избежать нежелательного замужества, убежала из Бармино, добравшись на пароходе до Нижнего Новгорода, и год прожила в доме у Анисии Ивановны, а в 1924 году вышла замуж за достойного человека и вернулась на родину. Потомки Н. М. Захаровой до сих пор хранят как драгоценную семейную реликвию фотографию мученицы Анисии.

Не забывала Анисия Ивановна и о своих родственниках в селе Бармино. Денежными средствами она помогла сестре Анне построить добротный дом с каменным нижним этажом и рубленым верхним. В этом доме также много десятилетий хранится большой фотопортрет Анисии Ивановны, на котором красивая и ухоженная женщина, украшенная драгоценностями, сфотографирована в своем доме. Слева в кадр попал большой храмовый подсвечник, предназначенный для домашней молитвы и установленный в святом углу. Молитвенная и богоугодная жизнь — вот что было главной драгоценностью Анисии Маслановой.

Анисия Ивановна Масланова

После кончины мужа Анисия продолжала вести личную торговлю на Нижегородской ярмарке, владея при этом большим количеством недвижимости в городе. Когда же после 1918 года новые власти запретили заниматься торговлей частным образом, одинокая, без семьи и детей, Анисия Ивановна полностью посвятила себя служению Церкви. Начиная с 1929 года она стала исполнять обязанности церковного старосты в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви.

6 ноября 1937 года Анисия Ивановна была арестована и заключена в спецкорпус Горьковской тюрьмы, по обвинению в связях с нижегородским духовенством и в том, что ее квартира являлась местом сборищ антисоветских элементов: церковников, бродячих монашек.

22 ноября 1937 года она была допрошена следователем.

— Вы арестованы как активная участница контрреволюционной церковно-фашистской организации. Материалами следствия установлены факты вашей подрывной деятельности. Признаете ли себя в этом виновной?

— Виновной себя не признаю.

— Отрицая свою вину, вы встали на путь обмана следствия, но этого вам не удастся. Предлагаю прекратить запирательство и дать правдивые показания.

— Ни в каких контрреволюционных организациях я не состояла и антисоветской деятельностью не занималась.

— Вы продолжаете лгать, следствие настаивает на даче правдивых показаний.

— От следствия ничего я не скрываю и виновной себя не признаю. Большего следствию сказать ничего не могу.

К декабрю следствие было закончено, и решением Особой Тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года Анисия Масланова была приговорена к расстрелу. Мученица Анисия Масланова была расстреляна 14 декабря 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.

Документ из следственного дела

Когда Надежда Михайловна Захарова, получившая в свое время помощь и приют у Анисии Ивановны, узнала об ее аресте, то супруг ее Константин Иванович Доронин трижды обращался в НКВД, чтобы узнать об участи арестованной, о месте ее содержания. В последний раз ему сообщили, что она была отправлена этапом в Сибирь и там дорогой умерла. Но на деле преследование верных чад Церкви Христовой от начала и до конца основывалось на лжи, и земная жизнь мученицы Анисии оборвалась в застенках горьковской тюрьмы.

В 1977 году на родине мученицы Анисии в селе Бармино сгорела деревянная церковь. По Промыслу Божию, сельским молитвенным домом первоначально стал дом ее племянницы, Татьяны Алексеевны Маслановой. Сегодня в домовом храме этого села есть образ святой Анисии, перед которым возносят свои молитвы не только ее родственники, но и все жители.

Память мц. Анисии 14 декабря.

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

Страдание мц. Анисии

Страдание святой мученицы Анисии девицы,
Память 30 декабря

В царствование нечестивого императора Максимиана 1 жила в славном городе Солуни 2 одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более истинами веры и благочестия, нежели молоком.

Когда миновали ее младенческие годы и Анисия выросла прекрасною отроковицею, родители тщательно обучили ее всей книжной премудрости. Одаренная разумом Анисия быстро и легко усвоила всё и являла на деле достойные плоды учения. Исполненная Духа Божия, она обладала воистину ангельским нравом, лицо же ее светилось несравненной красотой. В это время она редко выходила из дому и, скрывая в горнице свою юную красоту, часто с прискорбием говорила себе:

– О обманчивая жизнь юности, погубляющая одних и погубляемая другими! Хороша старость, но, увы мне! Скорбью исполняет меня долгота времени, ибо долгие годы придется дожидаться ее, долгие годы отделяют меня от неба!

И Анисия никогда не переставала призывать на помощь Христа, преклоняя колена и проливая на землю обильные слёзы. Когда родители ее отошли ко Господу и она сделалась наследницей отцовского имущества, то стала размышлять, что бы ей сделать со своим богатством. Ибо родителями ее были собраны великие сокровища серебра и золота, обширные имения, громадные стада, бесчисленное множество рабов и рабынь, многоценные шелковые и златотканные одежды, золотая утварь, украшенная жемчугом и драгоценными камнями и сияющая великолепием. Увидев всё это, святая Анисия сказала:

– Как спастись посреди стольких богатств земных? Как наступить на главу древнего змия-диавола и преодолеть его силу? Но я знаю, что сделать: я употреблю против змия змеиную же хитрость. Как сам он ежегодно обновляется, совлекая с себя свою ветхую кожу, так и я избавлюсь от своих богатств.

Ибо они наносят сильный вред употребляющим их во зло и поражают неисцелимым ядом всех собирающих их, скупых же и немилостивых связывают своими оковами и сетями. Обладания поместьями приучает к гневу и накопляет богатства обманом и неправедной мерой, многоценные одежды научают тщеславной поступи и вовлекают в грех; золотые цепи и ожерелья заставляют горделиво поднимать голову, ибо желают, чтобы люди их видели и восхваляли.

Вот как я с ними поступлю: буду их естественною госпожою, прежде чем они получат неестественное господство надо мною. Стану воистину госпожою их и расточу их во благо, уклоняясь вместе с тем и от порождаемых ими искушений.

Я найду для них крепкую охрану: вложу их, как в сокровищницу, в дома вдовиц, сирот и нищих. И верен поручитель мой, Господь, Который воздаст мне не вдвойне только, но сторицею и соделает меня участницей вечной жизни. Раздам всё, чтобы всё получить в целости, умноженное во сто крат, и, раздавши, возьму крест Христов.

Ибо тогда мне легко будет последовать Христу, оставив на земле земное, чтобы пожить с Ангелами на небесах. Лучше избежать жизни пагубной и нечистой и возжелать жизни непреходящей и подвигов духовных. Переменю временное на вечное: почту нетленный брак, пребуду в целомудрии и сохраню для Создателя чистым свое тело. Ныне надобно творить куплю, пока есть торжище.

Гонения и преследования пусть исходатайствуют мне награду на небесах. Мучители и муки пусть откроют мне доступ к райским утехам, раны же и темница пусть введут меня в чертог Христов; ибо не одни только мужи получают воздаяния, но и жены сподобляются венцов.

Так говорила она в себе и молилась со слезами:

– Господи, Иисусе Христе! Свет мой! Источник бессмертия! Корень нетления, неизреченно зачатый в девственной утробе, и по рождестве сохранивший нетленной Пречистую Твою Матерь! Благой Господи, соделай, чтобы и я вошла в лик девственниц и не была отлучена от чертога Твоего! Включи меня в число мудрых дев (Мф.25:1-12) и сподоби встретить Тебя с неугасимым светильником, да буду причастницей славы Твоей, непорочно совершивши свой подвиг!

Помолившись так, святая Анисия тотчас же продала всё свое имущество и притом не по той цене, какую оно стоило, и не так, как бывает обыкновенно при рыночных продажах и куплях. Ибо она говорила покупщику:

– Знай, что продаваемые вещи принадлежат нищим и убогим. Поэтому назначь справедливую цену, чтобы получить вместе также и некое воздаяние, ибо праведен Господь и любит правду и воздает по правде.

Когда было продано всё имущество, она стала раздавать вырученные деньги нищим и страждущим в заключении. Входя сама во все темницы, святая не только подавала всё нужное, но и служила собственноручно узникам, в особенности тем, которые после многих мучений и ран не могли послужить себе сами. Таковых она лечила, помазуя мазями и перевязывая их раны, утешала скорбевших, посещала лежавших на одре болезни и помогала им от своих богатств; обходила площади и улицы и щедрою рукою подавала обильную помощь всем нищим и больным, лежащим на гноище, каких только находила. При этом она говорила себе:

– Не буду я искать утех и наслаждений в богатствах, которые в день суда не сравняются даже с каплей воды.

Когда же Анисия истратила всё до последней монеты, ничего не оставив для себя, то она затворилась в некоей горнице и собственноручным трудом стала добывать необходимую для тела пищу, в поте лица своего вкушая хлеб свой, следуя словам Апостола: “если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес. 3:10), ибо христианам подобает питаться от труда рук своих. Подвизаясь в молитвах и посте, Анисия жила подобно бесплотной. Привыкнув к подвигам и суровой жизни, она дни проводила в трудах и чтении божественных книг, а ночи в псалмопении и молитвах. Ложем ей служила земля, вместо мягкой постели у нее была единственная тростниковая подстилка, вместо тёплых одеял – худые рубища; спала она очень мало, ибо говорила себе:

– Не безопасно мне спать, когда враг мой бодрствует.

При этом святая проливала обильные слёзы и воздыхания ее были многочисленнее слов, исходивших из ее уст. В такой степени объята была она Божественной любовью, что когда преклоняла колена на молитву, то ей казалось, что она припадает к ногам Спасителя и лобызает их, и волосами своими отирает прах с ног Господних 3 . Эта мысль порождала в ней источники слёз, подобно тому, как некогда плакала та, которая слезами омыла ноги Владыки и власами главы своей отерла их (Лк.7:36-50); и было у нее непрестанное желания освободиться от уз тела и жить со Христом. И она, молясь, ударяла себя в грудь и говорила:

– Всемогущий Господи, Боже, Отче Единородного Сына Твоего Иисуса Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего, седящий на престоле славы Твоей! Ты, Которому служат тысячи тысяч Архангелов и Которому предстоят тьмы тем 4 повинующихся повелению Его престолов, господств, начал и властей, которого хвалят херувимы и непрестанно славословят серафимы 5 , вопия трисвятую песнь! Ты, погрузивший в адские бездны возмутившихся против Тебя духов и связавший нерушимыми оковами лишившегося Твоей благодати змия, низвергший престол его на землю, лишивший его небесного служения, и блаженной жизни и позором креста поправший его гордыню! Ты, пославший нам из непорочных недр Твоих Бога Слова, предвечного Спасителя душ наших, рожденного от Духа Свята и Марии Девы. и Им взыскавший погибшее, утвердивший немощное, и исцеливший сокрушенное! Тебя призываю всем сердцем моим, смиренная и грешная раба Твоя. Ты, ведающий помышления каждого человека, возжегший в сердце моем горячую любовь к Тебе, прийди и спаси меня, недостойную рабу Твою, ибо Тебя желаю, Тебя ищу и к Тебе прилепляюсь всей крепостью моею. Господи Боже Сын, приими молитву мою, приносимую Тебе сердцем сокрушенным и духом смиренным. Не презри меня, о Иисусе Христе, за которую был Ты пригвожден ко кресту, ударяем по ланитам, и за которую испил желчь с уксусом, вкусил горькую смерть, в третий же день воскрес из мертвых и вознесся на небеса и седишь одесную Отца: не посрами меня и не отринь меня из числа рабынь Твоих, но сподоби меня христианской кончины, по образу святого креста Твоего! Соделай меня участницей страданий Твоих, да буду достойна явиться пред лицо Твое. Соблюди меня верной Тебе! “Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь” (Пс. 118:120), “Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем” (Пс.118:37), но “открой очи мои“, молю Тебя, “и увижу чудеса закона Твоего” (Пс. 118:18). Псал. 118:37 -. Тебе предана я от чрева матери моей, Ты Господь мой! “ибо отец мой и мать моя оставили меня” (Пс.26:10). Ты же, Господи, воспринял меня. Правыми соделай пути мои, да не исполнится стыда раба Твоя, но “покажи на мне знамение во благо” (Пс.85:17) и исполни прошения мое, ибо “Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” (Пс.37:10). И снова молюсь Тебе, Боже Отче, помоги мне, да не обрящется греха на мне, рабе Твоей; ибо Тебе приношу себя в жертву. Прими же меня, как всесожжения овец и тельцов, и как тьмы тучных агнцев, да будет жертва моя пред Тобою. И сподоби меня последовать Агнцу Твоему непорочному, Иисусу Христу, с Которым да будет Тебе, со Святым Духом, слава, честь и сила во веки веков, аминь.

Помолившись тати, святая Анисия встала и осенила себя крестным знамением. Всё сия видел лукавый враг рода человеческого и не мог вынести ее ангельской и небесной жизни. Он узрел ее уже пребывающей духом на небесах и всем сердцем желающей пострадать за Христа, и скрежетал зубами своими на нее и покушался поколебать и опрокинуть ее горницу: но, видя ее повсюду огражденной крестным знамением, он отбегал, как бы гонимый невидимыми ударами. Однако иногда ему удавалось внушить святой леность и уныние, но она немедленно сокрушала его коварство, ограждаясь, как стеной, непрестанной молитвой. И враг истины скорбел и говорил себе:

– Увы мне окаянному! Ангелов совлек я за собою с небес, многих сильных покорил я, а ныне юноши и отроковицы смеются надо мною. Они любят смерть больше жизни и увенчанные ею текут к небесам и оставляют мне мир сей пустым. Утешала меня кровь убиваемых мучеников, но их вера и подвиги и проповедь их изменили целые города и народы. Храмы мои разрушаются, прорицалища умолкают, жертвенники ниспровергаются, жрецы, веселившиеся раньше, приходят в уныние. На погибель мою, всюду водружается крест и царство мое приходит в упадок, ибо радостные в муках страшны в гробах: они жгут меня, бьют и прогоняют отовсюду; а то, что было мною изобретено против них, обратилось на еще горшую беду мою. Но я знаю, что сделать с ними: я нашел одну новую хитрость.

И тотчас же враг выдумывает следующее: желая похоронить в пыли забвения славу святых мучеников, дабы не помнили о них последующие поколения, сделать безвестными их подвиги и лишить описания, завистник устроил так, чтобы христиане избивались повсюду без суда и испытания, уже не царями и военачальниками, но самыми простыми и последними людьми. Всезлобный враг не разумел, что Бог требует не слов, а только доброго произволения.

Погубив великое множество христиан, Максимиан, по диавольскому наущению, притворился как бы изнемогшим. Вдоволь насытившись кровью неповинных, он уподобился кровожадному зверю, который, когда уже пресытится мясом и более не хочет есть, то кажется как бы кротким и пренебрегает мимо ходящими животными, так и этот нечестивый мучитель, получив отвращения к убийству, притворился кротким. Он говорил:

– Недостойны христиане того, чтобы их умерщвлять перед царскими очами. Какая нужда испытывать и судить их и записывать их слова и деяния? Ибо эти записи будут читаться и передаваться из рода в род теми, кои исповедуют ту же христианскую веру и память их будет праздноваться затем во веки. Почему же мне не повелеть, чтобы их закалали, как животных, без допроса и записей, так чтобы и смерть их была безвестной и память о них заглохла в молчании?

Приняв такое решение, нечестивый царь тотчас же издал повсюду повеление, чтобы всякий желающий мог убивать христиан без боязни, не опасаясь ни суда, ни казни за убийство. И стали избивать христиан без числа ежедневно и во всех странах и городах и селах, на площадях и дорогах. Всякий встречавший верующего, как только узнавал, что он христианин, тотчас же не говоря ни слова ударял его чем-либо, или пронзал ножом и разрубал мечем или другим каким либо случившимся орудием, камнем или палкой и убивал, как зверя, так что исполнились слова Писания: “Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание” (Пс.43:23).

В это жестокое для христиан время, святая Анисия, горящая в сердце желанием умереть за Христа вышла однажды из своей горницы, побуждаемая духом, и намеревалась идти ко храму

Господню. Входя в так называемые Касантриотийские ворота она услышала шум в народе. Нечестивые праздновали в этот день праздник солнца и приносили свои нечистые жертвы. И вот, один из царских воинов, шедший навстречу, увидев прекрасную деву, святую Анисию, остановил ее, наущаемый самим диаволом, и сказал:

– Остановись, девица, и скажи мне, куда ты идешь?

Видя его бесстыдство и дерзость и полагая, что это вражие искушение, она на глазах его оградила себя крестным знамением. Но воин не устыдился целомудренного молчания девы, а почитая его за бесчестие для себя и выражениея презрения, подобно зверю схватил ее, как волк хватает овцу, ибо воистину он был лютее зверя и грозным голосом спросил ее: кто она и откуда идет? Желая освободиться от его рук и дерзких, устремленных на нее взглядов, агница Христова попыталась избавиться от него кротким ответом и сказала:

– Я – раба Христова и иду в церковь.

Но бесстыдный воин, побуждаемый бывшим в нем бесом, возразил ей:

– Не пущу тебя, но поведу тебя в то место, где приносят жертвы богам нашим, ибо сегодня мы почитаем празднеством солнце.

Говоря это, он пытался насильно снять покров, бывший на голове ее, желая совершенно открыть ее лицо, но она мужественно сопротивлялась ему и не позволяла открыть себе главу, но плюнула ему в лицо и произнесла:

– Да запретит тебе, диавол, Господь мой Иисус Христос!

Тогда воин. не вынося имени Христова, обнажил бывший при нем меч, и, ударив ее в бок, пронзил насквозь. Святая дева упала на землю и вместе с излившеюся кровью предала свою святую душу в руки Христа Бога своего, Которого любила и умереть за Которого усердно желала во все дни своей жизни. Видевшие это прохожие обступили ее уже мёртвую и лежавшую в крови, и одни оплакивали ее юные лета и жестокую кончину, другие же роптали на безбожного царя, издавшего такой суровый закон, чтобы губить невинных людей. Некоторые из верующих взяли ее честные мощи и, с честью убрав их, погребли в двух верстах от врат Касантриотийских, с левой стороны от народного пути. Впоследствии над местом погребения Анисии был выстроен молитвенный дом. Произошло это в те времена, когда на земле владычествовал Максимиан, над верующими же царствовал в бесконечные веки Господь наш Иисус Христос, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1 Император Максимиан царствовал с 284 по 305 год.

2 Солунь или Фессалоника – весьма значительный, древний город Македонии, лежавший в глубине большего Солунского или Ферлийского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в Европейской Турции, с весьма многочисленным населением.

3 Служба св. Анисии, 2-я стихира на “Господи воззвах”.

4 Тьма – десять тысяч.

5 Серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы я ангелы – чины ангельские, которых святая Церковь считает всего девять.

Читайте также:  Молитва священномученика киприана сколько раз читать
Ссылка на основную публикацию