- Молитва святой варвары скворчихинской
- Святая затворница Варвара – покровительница нового монастыря
- Блаженная Варвара, затворница Скворчихинская
- Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
- Содержание страницы
- О чем можно помолиться старице и в чем она помогает верующим
- Житие Варвары Васильевны Архангельской
- Полезные материалы
- Перемена в жизни
- Прозорливица Варварушка
- Нелепые обвинения в шпионаже
- Своим уделом святая выбрала нищету, холод и молитву
- Молитва святой варвары скворчихинской
- Из Жития блаженной Варвары Скворчихинской
- «Она очень любила детей»
- «Я здесь за порядком слежу»
- Спасение в пути
- «Она по-прежнему с нами»
- Блаженная Варвара (Скворчихинская)
- Молитвы великомученице Варваре Илиопольской
- Тропарь, глас 8 *
- Кондак, глас 4 *
- Молитва 1-я
- Молитва 2-я **
- Молитва 3-я
- Молитва 4-я **
- Краткое житие
Молитва святой варвары скворчихинской
Святая затворница Варвара – покровительница нового монастыря
Вдали от городов и оживленных магистралей, у небольшого селения Скворчиха Ишимбайского района Башкортостана, с марта 2012 года по благословению правящего архиерея, епископа Салаватского и Кумертауского Николая идет строительство женского монастыря. С этим чудным – в окружении холмов, лесов и полей – уголком Башкирской земли неразрывно связано имя дивной угодницы Божией святой блаженной Варвары Скворчихинской.
Родилась блаженная Варвара 20 ноября 1890 года в семье скромного сельского батюшки, потомственного священника Василия Александровича Архангельского. В два года Варенька стала сиротой: матушка Екатерина Евлампиевна умерла, и родную мать детям священника Василия заменила чужая бабушка-просфорница. Спустя пять лет, 9 апреля 1897 года скоропостижно скончался и отец Василий.
Варвара Васильевна окончила епархиальное женское училище в Уфе и стала учительницей. Жила одиноко, от замужества решительно отказалась, избегала увеселений; круг ее интересов составляли школа, храм, молитва и духовное чтение. Была строгой, аккуратной, скромной, но одевалась красиво, по-городскому, за что ее прозвали «куколкой». На селе ее уважали, величали «по батюшке», а праведница говорила: «Когда меня по отчеству называют, то отца моего поминают». Учеников она любила, и они были к ней очень привязаны. В 1920-е годы, в разгул воинствующего безбожия Варвара Васильевна учила детей не только школьной науке, но и вере, не боялась приглашать на уроки священника.
Подвиг юродства начался в 1928-1929 годах, после того как директор школы запретил говорить детям о Боге, прибавив: «Товарищ Ленин сказал, что Бога нет». На что Варвара Васильевна ответила:
– А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?! Ну ладно, до свиданья, – неожиданно попрощалась она и больше в школу не пришла.
В тот же день она выкинула столы и табуретки из своей комнаты во двор, перевернув их вверх ногами, как бы свидетельствуя, что жизнь поставлена с ног на голову. Раздала всё свое скудное имущество. Обернула голову красным платком, показывая, что красное безумие овладело умами людей.
Около 1930 года блаженная стала подвизаться как затворница. Выкопала родничок недалеко от своего дома и только из него брала воду. Этот родник и поныне почитается святым и целебным.
Все посещавшие в то время блаженную единогласно свидетельствуют о необыкновенной высоте ее подвига. Несомненно, своей жизнью она являла полноту бытия человека в Духе Святом. Одежда затворницы всегда была простой, темной, но опрятной. Летом чаще ходила босиком, только зимой в сильный мороз обувалась в валенки. Когда блаженную Варвару одевали после смерти, открылось, что годами она носила рубашку, в которую вставляла булавки, остриями к телу.
Подвиг затворничества длился около тридцати шести лет, и с течением времени затвор становился все более строгим. С начала 1950-х блаженная перестала топить печку даже в лютые морозы, жила почти в полной темноте: мрак в ее жилище – полусгнившем сарае на окраине села – лишь немного рассеивали свет свечи или мерцание лампадки.
Дар прозорливости Варвары Васильевны заметили уже в 1930-е годы. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, и будущее. Множество людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы. Во время Великой Отечественной войны женщины просили Варварушку сказать им, жив ли муж, сын или брат. Свой дар Варвара Васильевна оберегала, открывала Божию волю только в случае действительной необходимости. Когда же к ней шли с пустыми вопросами, говорила: «Я не гадалка!»
За все годы затвора блаженная ни разу не была в церкви, однако ее посещали священники и причащали Святых Христовых Таин. Верующие привозили ей просфоры, свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. До пожара в доме у блаженной были иконы, но в пожаре все сгорело. Она долго ходила по пепелищу, искала иконку – материнское благословение, и радовалась, что нашла. Церковь, церковное пение блаженная очень любила. Иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Многим говорила, что любит службу, и особенно вечерню. Людям наказывала ходить в церковь.
Своих духовных чад Варвара Васильевна наставляла читать молитву Святой Троице минимум 12 раз утром и вечером: «Это для вашего спасения», – повторяла подвижница. Любила блаженная святых, почитала святителя Николая Чудотворца и еще не прославленного тогда Иоанна Кронштадтского. По-особому чтила день Ангела – память святой великомученицы Варвары 4/17 декабря. Непременно передавала записочку о своем здравии в храм на Литургию и на молебен с акафистом. Приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела как Пасху». Памятовала блаженная об усопших родных, многих просила молиться о них домашней молитвой, а также через близких верующих передавала в храм записки о упокоении и милостыню.
Душа блаженной мирно отошла ко Господу утром в воскресенье 14/27 февраля 1966 года. Как жила в уединении и затворе, так и скончалась она одна, никого рядом не оказалось. Соседи собрали блаженную в последний путь: была она сухонькая, маленькая и легкая, как девочка. Сообщили в ишимбайскую Троицкую церковь, оттуда приехали певчие; молитва у гроба не прекращалась.
Весть о кончине затворницы распространилась, и отовсюду стали собираться поехали в Скворчиху люди. Ишимбайские хотели было забрать блаженную в город и похоронить там, но местные скворчихинские не дали, даже председатель колхоза сказал: «Я из своей деревни ее никуда не отдам, потому что когда она здесь, у нас все родится…» Простой деревянный гроб до кладбища несли, сменяя друг друга, девять девочек-десятиклассниц, которых прислал председатель, – ведь хоронили подвижницу-девицу. Пели певчие, пел народ. Священника не было, совершать требы вне церкви не разрешалось, и отпели блаженную заочно.
Во время похорон Господь показал многими чудесами, сколь угодила Ему жизнью и подвигами Варвара-затворница. В ее сарае обитало множество голубей, и они сопровождали гроб до самого кладбища, кружили над могилой, пока на ней не водрузили крест, а затем незаметно исчезли. И все это время удивительно играло всеми лучами солнце – как на Пасху!
В 2001 году блаженная Варвара Скворчихинская прославлена в лике святых. После обретения ее честные мощи почивали в мелеузовском храме Казанской иконы Богородицы, затем в храме Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев поселка Приютово Белебеевского района. В мае 2016 года честные мощи блаженной Варвары Скворчихинской вернулись на место ее подвигов, в Скворчиху, сейчас это главная святыня строящегося монастыря.
В пространном Житии святой Варвары приведено множество случаев исцелений, спасения от неминуемой гибели, помощи в скорбях и нуждах, полученной приходившими к праведнице и при ее жизни, и после кончины. В обители хранятся письма благодарных паломников, свидетельствующих о чудесах по молитвам у святых мощей скворчихинской затворницы. Нет такой скорби, в которой просящий не нашел бы утешения у святой; особенным ее покровительством пользуются бездетные супруги, учителя и учащиеся.
Милостью Божией и по молитвам блаженной за сравнительно короткий срок (пять лет) это святое место преобразилось. Возведен скромный, с любовью отделанный храм в честь святой Варвары Скворчихинской, построенный в форме корабля. «Это наш корабль спасения», – говорят насельницы обители. В храме установлен замечательный иконостас ручной резьбы, изготовлена резная же тактильная ростовая икона блаженной.
Над источником, долгое время остававшимся неблагоустроенным, сейчас построена часовня, сооружена небольшая купель. На месте сгоревшего сарая, в котором подвязалась блаженная, также поставлена небольшая деревянная часовенка.
Постепенно наладилась монашеская жизнь в обители. Сейчас ее возглавляет старшая сестра монахиня Вера (Ионова). В храме регулярно совершается Божественная литургия. Ежедневно у раки с мощами читается акафист угоднице Божией. Утром и вечером – общее молитвенное правило в храме. После вечерней молитвы сестры обходят монастырь крестным ходом.
Святая подвижница не только пребывает мощами в монастыре, она слышит и благословляет всех, кто молитвенно обращается к ней.
Блаженная Варвара, затворница Скворчихинская
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
О чем можно помолиться старице и в чем она помогает верующим
В 2001 году состоялось прославление блаженной Варвары Скворчихинской в лике святых, в этом же году были обретены ее святые мощи, написан акафист и икона. Очень почитают святую на Башкирской земле и не только, едут к ней паломники со всей России.
Блж. Варвара Скворчихинская
Помолиться Варварушке можно о многом — в просьбе укрепиться в православной Христовой вере, вымаливают у святой излечения от разных телесных недугов, просят спасти от неминуемой гибели, голода и бедности.
И сейчас Варвара вразумляет и помогает, по молитве даёт благие мысли и верные решения. В нужное время присылает верующим нужных людей, сама для помощи и успокоения является во снах и на яву.
Житие Варвары Васильевны Архангельской
Варвара родилась в 1890 году 20 ноября в республике Башкирия в семье священнослужителя о.Василия, который также был родом из семьи священника. В те годы, когда Варя родилась, в Башкирии свирепствовали смертельные болезни, такие как горячка, скарлатина и тиф. Кроме этого был большой падёж скота от сибирской язвы и сильные пожары. Свою Варварушку Боженька уберёг от несчастий и болезней, однако в семье о. Василия детишки осиротели рано.
Полезные материалы
Вместе с Варенькой в семье росли ещё старшие дети — две сестры и брат. Когда девочке исполнилось 2 годика, умирает мама, Архангельская Екатерина Евлампиевна. Мамой девочке стала бабушка, готовящая просфоры в храме, где проводил службы отец Вари. Всю жизнь святая с теплотой вспоминала Параскеву, а незадолго до смерти благодарила её и желала Царствия Небесного.
В возрасте 12 лет Варвара приезжает в столицу Башкирии, где поступает в женское Епархиальное училище и как сирота и дочь священника, 7 лет обучается бесплатно на полном епархиальном обеспечении. В 1909 году она становится учительницей и работает в сёлах Башкирии.
С начала своей трудовой деятельности девушка избегает увеселительных мероприятий и всё, что её занимает — это работа, чтение святых книг, разговоры о Боге и посещение храма. В архивных документах есть запись свидетельства одного ученика Варвары Васильевны, который рассказывает, что его учительница жила в школе, для согрева — топила русскую печь, а так как дров было мало, то чтобы подольше не мёрзнуть, залезала спать в подпечье.
Варвара Васильевна Архангельская
В 1925-26-м годах учительница окончательно обосновалась в Ишимбайском районе. Село Скворчиха понравилось Варварушке тем, что рядом со школой красуется церковь. Неподалёку от школы учительница снимает комнату в деревенском доме. Детей она учит разным наукам, церковной грамоте, приглашает на уроки священника. По словам современников, учительницей она была строгой, а человеком – скромным. Одевалась модно, в селе её все прозвали «куколкой», так как она была очень красивая и ухоженная, ходила на каблучках и в шляпке. Учеников она любила, и они ей платили взаимностью.
Перемена в жизни
Простая человеческая жизнь Варвары Васильевны изменилась незадолго до 30-х годов прошлого столетия. Обучая детей церковной грамоте Божья избранница видела в этом исполнение своего долга перед Господом, однако политика в стране меняет всё мироощущение учительницы и она начинает видеть себя в юродстве. Так, однажды она пришла на собрание педагогов — на одной ноге в туфле, а на другой в калоше.
А после того, как начали говорить о том, что теперь в школе мы будем учить школьников тому, что Бога нет. Варвара Васильевна остановила докладчика, спросила о том, а куда Бог денется, если вчера было ощутимо его присутствие, сегодня, а завтра Он где будет? После чего по-доброму со всеми попрощалась и в школу больше не приходила. А тем, кто интересовался, говорила, что заболела и больше никого учить не может. С тех пор Варвара Васильевна уже никогда не одевалась в красивые вещи.
Одевшись в лохмотья, подвижница поселилась в старом доме на краю села Скворчихи у добрых людей, где она смогла пребывать в уединённой молитве. В первое время к верующим она выходила и пускала к себе гостей, но через несколько лет, она перестанет общаться с людьми по-обычному и будет со всеми разговаривать исключительно через приоткрытые двери своего дома. Своё лицо скрывала, если кто встречался на пути — отворачивалась, прикрывалась платком. Одежда святой была старой, в дырах, не смотря на то, что ей всегда было что одеть (люди привозили в дар тёплую одежду, обувь и одеяла).
За все 36 лет затвора Варварушка не была в церкви, однако, ни от церкви, ни от её священных таинств и традиций блаженная не отрекалась, более того, всегда и всех поучала ходить в храм, несколько раз со Святыми Дарами причащения к ней приезжали священники. Очень она любила получать в подарок просфорки.
Прозорливица Варварушка
Уже в довоенные годы святая получила дар прозорливости и предвидела как будущее, так и прошлое. Открыты ей были все тайны паломников. Во время войны она женщинам рассказывала о том, кто вернётся с фронта, кто в плен попал, кто жив, даже при наличии похоронки, а кто нет. Гостинцы она принимала не от всех, а только от тех, кто приезжал к ней с чистой душою и мыслями.
Одна верующая рассказывала, что когда собралась к Варварушке, огурцы только-только пошли. Срывает женщина для блаженной несколько штук, думая, что больше не надо, а то детям не останется. Приезжает, значит, к избе затворницы, а та сразу и говорит, что не возьмёт огурцы, детям вези обратно, ругает, спрашивает, зачем сорвала.
Нелепые обвинения в шпионаже
Известно, что советские власти делали попытки посадить родственницу священника и верующую учительницу за решётку. Доподлинно не известно, когда был её арест — в тридцатые, сороковые или пятидесятые года. Но точно известно, что будучи затворницей Варвара Васильевна побывала в кабинете следователя. Пришли к ней как-то с обыском местные, скворчихинские представители власти, дабы найти свидетельства того, что она американская шпионка — живёт, мол, закрыто, но всё про всех знает.
Варварушка им не открыла. Не получилось у них влезть и через выломанные окна, но сломав кровлю, власть имущие всё-таки оказались в доме. Блаженная, тем временем, замуровалась в печке. Непрошенные гости сказали, что просто так не отстанут, просили её вылезти по-хорошему, но она отказалась, тащили — не вышло. Печку почти разобрали и извлекли Варвару из печи всю поцарапанную о кирпичи. Босую, с накинутой на плечи тряпицей, ведут к саням у дороги. На улице -40 градусов.
По дороге мужчины всячески её оскорбляют, щипают. В сельсовете подстригают налысо, так как волосы скатались, и расчесать их не представлялось возможным (отстриженные волосы потом блаженной передали неравнодушные люди и Варварушка ещё долго пристёгивала локоны к платку). Проверявшие ничего не нашли у «американской шпионки» и бедняжку отпустили.
Все добрые люди Скворчихи были возмущены поступком властей, хотели писать жалобы на агрессоров, но Варвара говорила, что так нельзя, это не суд, когда человек судит человека, только Господь может судить. Как рассказывают жители Скворчихи, не прошло и нескольких седмиц, а те, что были тогда у Варвары, украли куль зерна (всегда воровали, все знали, а с них, как с гусей вода), а тут… были пойманы.
Арестовали их, а пока шло следствие, у одного дочка умерла — поехала с горы на санках, вылетела на лёд, а он не прочным в том месте оказался и девочка утонула. У другого недоброго посетителя Варвары тоже одно несчастье шло за другим: супруга его получила перелом ноги когда кормила в хлеву скотину, а корова их, будучи на выгуле, на льду оказалась, ноги у неё разъехались, и корова погибла. На костылях к блаженной пришла жена обидчика, и плакала, и причитала, и говорила, что виноваты, и просила прощения, на что Варварушка сказала, что не она, а Господь должен их простить. Обидчикам блаженной дали по 11 лет тюрьмы.
Своим уделом святая выбрала нищету, холод и молитву
Блж. Варвара Скворчихинская
После того, как в доме Варвары Скворчихинской всё сломали и перевернули, святая селится в другом сарае, но по-прежнему спит на полу, зимой может и в снегу или сидя на сундуке. Снега в её жилице местами было по колено. «Новое» жилище, если и спасало блаженную, то только от ветра. Держала себя Варвара в холоде, голоде и темноте.
В середине прошлого века власти пытались поместить Варварушку в дом престарелых, однако после разговоров с блаженной ни прокурор, ни милиция выполнить данного решения не смогли. Осенью 1962 года снова горит дом блаженной. После чего, все неравнодушные люди желают поселить святую в комфортный частный дом, но старица, увидев красивое жильё, отказывается от предложенного и селится ещё в одном полуразвалившемся сарае. Сарай этот, к слову сказать, за две недели до её кончины тоже сгорит. В последнем пожаре (а было их у святой не менее трёх) Варвара получит немногочисленные ожоги и поедет доживать свои деньки к одной доброй женщине.
Люди Варварушку любили и любят, особенно в Башкирии, народная молва о ней не ослабевает. Прославилась блаженная даром предвидения — ей и тогда и сейчас открыты грядущие события, людские помыслы, она может исцелить и успокоить.
Доподлинно известно, что блаженная постоянно молилась. Иногда ходила на ночную молитву к своему родничку, а иногда и в лес. Возвращалась на рассвете. Во время сна, а спала Варвара мало, она тоже была в духовном подвиге – спала без одеял и матрасов. Блаженная держала все посты. Терпела все болезни – и ревматизм, и страшные боли в суставах, боли в сердце, желудочные недомогания, мучилась от зубной боли — старушкой Варвара осталась без зубов. Носила блаженная власяницу, а в нательную рубашку вставила булавки, иглами к телу.
Все, кто видел выходящей из своей кельи Варварушку, говорили, что она светилась — свет шёл от неё и от её жилища и был он таким ярким, как от звезды. Варварушка была очень маленькой, худенькой, если не сказать истощённой женщиной, которую совершенно не увлекали заботы о внешнем виде. Она не мылась, не причёсывалась и носила исключительно старую рваную одежду и уже совсем не была похожа на «куколку». Характер был сильный, но общалась она с людьми ласково.
Молитва святой варвары скворчихинской
============================================================
Жены-мироносицы… Они были в Церкви Христовой всегда. Особенно ревность их веры, надежды и любви проявлялась в годы испытаний, как и в Евангельской истории. Один из примеров – жизнь блаженной Варвары Скворчихинской, местночтимой подвижницы Уфимской земли (1890-1966). Добрую память оставило в нашей семье посещение в 2009 и 2012 годах храма женского монастыря святых Царственных страстотерпцев в селе Приютово в Башкортостане, где покоились до 2014 года святые мощи этой угодницы Божией. Душевный мир и утешение остались в памяти от посещения святыни. Сейчас мощи подвижницы пребывают на ее родине, в селе Скворчиха Ишимбайского района в Башкортостане, где строится женский монастырь в честь святой Варвары.
В прошедшем феврале исполнилось 50 лет со дня преставления блаженной Варвары Скворчихинской. Об этой святой и ее помощи людям – публикуемая статья.
Выпускающий редактор «Сибирской православной газеты» иерей Петр Овсянников
Окончен молебен у центральных святынь православной выставки «Благословенная Самара», но люди не спешат расходиться. Хочется еще постоять у святынь, помолиться… Монахиня в строгом черном одеянии проходит мимо – то ли к святыням, то ли к прилавку с духовными книгами. Что-то непередаваемо родное видится в этом силуэте, и я смотрю ей вслед, не отводя глаз. Словно почувствовав взгляд, монахиня оборачивается. И…
Бежим друг другу навстречу, радость переполняет сердце. Целых пять лет я не видела матушку Веру (Ионову), с которой столько раз прежде встречалась в МарфоМариинской обители села Ира, в Башкирии. В последний приезд узнала, что теперь монахиня Вера подвизается в селе Скворчиха – в 2011 году назначена старшей в строящийся монастырь в честь блаженной Варвары Скворчихинской, прославленной в 2001 году в лике местночтимых святых земли Уфимской. Пока в Скворчихе действует скит в честь блаженной Варвары Скворчихинской.
– Сестер в скиту всего пять, но ничего – управляемся с Божией помощью, с помощью Варвары Васильевны… – сказала мне матушка.
Не спрашиваю, кто это – Варвара Васильевна: блаженная Варвара Скворчихинская без показного смирения просила так называть себя. И не потому, что привыкла за годы учительства, а совсем по иной причине: «Когда меня по отчеству называют, то отца моего величают!» – говорила праведница. Варвара Васильевна Архангельская была дочерью скромного сельского священника, преподавала в школе до того дня, когда учителям объявили: «Больше никаких разговоров о Боге! Так и объясняйте детям, что Бога нет». – «Как это – нет? – спросила Варвара Васильевна. – А куда Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?!»
Из Жития блаженной Варвары Скворчихинской
Блаженная Варвара родилась 20 ноября 1890 года в семье сельского священника Василия Александровича Архангельского. Двенадцати лет поступила в Уфимское Епархиальное женское училище, в 1909 году окончила училище с правом на звание домашней учительницы. Голос у Варвары был «чистый, ясный, как ангельский, приятный, звонкий, громкий, молодой». Работала в сельских школах, часто приглашала на уроки священника. В 1929 году говорить о Боге в школах было запрещено, и Варвара стала затворницей. Более 35 лет подвизалась она в затворе. С первых лет ухода в затвор принимала людей, требующих помощи и совета, в тяжкое время гонений на Церковь противостояла неверию и безбожию.
Носила Варвара старенькую фуфайку, хлопчатобумажное платье, на ногах – чулки и резиновые калоши, иногда летом в жару надевала валенки. Блаженная Варвара жила в сарае, открытом ветрам и вьюгам, без тепла и света, летом в духоте, осенью и весной под дождем, в грязи и холоде, зимой в снегу на морозе. Много лет подвижница жила в полной темноте, почти не выходя на свет Божий. Днем молилась в сарае, на ночную молитву выходила к своему родничку. За все эти годы блаженная ни разу не была в церкви, но ее неоднократно посещали в затворе и причащали священники. По молитвам блаженной Варвары при ее земной жизни и после кончины 14/27 февраля 1966 года произошло множество чудес. Мощи блаженной Варвары находятся в скиту в селе Скворчиха Ишимбайского района Башкортостана.
Житие блаженной Варвары стоит найти и прочитать полностью от первой до последней страницы – оно читается как захватывающая повесть о силе духа маленькой и хрупкой девицы, «куколки», как называли ее сельчане. И о тех чудесах милости Божией, что происходили по ее молитвам.
Но уже и за последние три года Варвара Скворчихинская явила немало случаев чудесной помощи. О них вы пока не прочтете в житии, но все это было – и сейчас происходит.
«Она очень любила детей»
– Варвара Васильевна очень любила детей и сейчас откликается на молитвы о них, – начала рассказ матушка Вера. – Были мы с ковчегом с мощами блаженной Варвары в селе Авзян. И почти каждый день к мощам приходили девочка с бабушкой. Девочка с болезнью Дауна, да еще и не говорящая. И эта девочка у нас все пакетики с Варварушкиными сухариками брала без спросу. Ну что уж, девочка безобидная. Пусть берет… А через несколько дней бабушка приходит и плачет от радости: «Внучка заговорила! Утром сказала: дай сухарик! И потом стала говорить – да так чисто, так красиво! Мы таких красивых слов и не слышали, откуда она их только взяла!» Вот вам и Даун.
Были мы еще в одном башкирском селе – название забыла, мы же много ездили по разным селам. Одна жительница этого села готовилась к рождению ребеночка, но на седьмом месяце беременности ей пришлось сделать кесарево сечение – выхода не было, иначе и она, и ребенок умрут. Запредельно высокое было давление. И сделали ей кесарево, а умирающего ребеночка поместили в реанимацию. Молодая мама с мужем поехали в церковь, к мощам блаженной Варвары. Сестры наши видят, что женщина стоять не может, тяжело ей, спросили, что с ней. Она и расплакалась: ребеночек вот-вот умрет в больнице. Приехали с мужем просить Варвару Васильевну о помощи… Одна из сестер вздохнула: окрестить бы мальчика! Но уже вечер, а до утра он может и не дожить. И вот что это, как не чудо? Выходит из алтаря священник этого храма. Время то уж вечер – вечер! – что он там так поздно делал? Господь задержал. Сестры к нему: «Батюшка, надо окрестить умирающего младенца!» Мать засомневалась: в реанимацию посторонних не пускают. Но батюшка решительно ответил: пустят! Он был на машине, взял с собой родителей и поехал. И ведь пустили не только его – маме разрешили войти. Батюшка окрестил ребеночка и миром помазал, только не окунал в купель, а окропил. Мама потом рассказывала: батюшка младенчика помазывает, а сам его крохотную пяточку щекочет, и этот малюсенький ребеночек ножку отдергивает и улыбается, и батюшка смеется…
В эту же ночь лечащему врачу приснилось, что кто-то говорит: «Ты неправильно выбрал лечение такому-то ребенку. Надо сделать вот это, это и это». Утром он пришел и сразу назначил правильное лечение. Младенчик пошел на поправку. Потом супруги приезжали в Скворчиху, плачут, радостные, а сестры и говорят: не нас благодарите, а Господа и Варвару Васильевну! Такой вот случай был удивительный.
«Я здесь за порядком слежу»
Много лет назад настоятель БогородицеКазанского храма села Верхотор протоиерей Валентин Попов (тогда он служил в Ишимбае) организовал Крестный ход к месту явления Табынской иконы Божией Матери, и с тех пор каждый год к девятой пятнице по Пасхе люди идут к Святым Ключам. Крестный ход епархиальный, но на него даже и из Москвы приезжают, кто знает.
Так вот, крестоходцы всегда идут мимо Скворчихи. Мы им и баньку натопим, и постираем, накормим-напоим. Некоторые у нас в монастыре ночуют. И одна паломница рассказала:
– Смотрю, у дороги бабушка стоит. Худенькая, маленькая, старенькая. Да что ж ее оставили на дороге-то одну! Никого рядом нет. Поравнялись мы с ней, она иконе Божией Матери поклонилась. И почему – не знаю, только я сказала: здравствуйте, Варвара Васильевна! И поклонилась бабушке.
Когда мы на отдых остановились, спрашивала: видел ли кто, куда потом подевалась бабушка? Другие тоже ее видели, когда подходили к тому месту. А потом уже никто ее не видел. Народа шло не так много, должны бы увидеть, уехала ли она с кем или так и осталась у дороги. Нет – никто не видал… Одна тоже пожилая паломница приезжала к нам в скит. Идет от храма по тропинке к святому источнику. Тропиночка не очень широкая: если вдвоем, так надо друг за другом идти. И видит – старушечка идет. Поздоровались, пошли вместе, да и разговорились.
– Говорю, что приехала поклониться мощам, теперь иду к источнику за святой водичкой, она мне очень помогает. «А ты здесь живешь?» – спрашиваю бабушку. – «Да, – отвечает, – живу здесь». – «А что ты тут делаешь?» – «За порядком слежу».
Паломница оглянулась, а никого нет. Бабушка старенькая, не могла так быстро уйти.
Варвара Васильевна покровительствует учителям и учащимся, сама ведь она до того, как принять подвиг юродства, была учительницей. И вот одна учительница – она к нам постоянно приезжает – однажды смущенно мне говорит: «Вы только не подумайте, я в здравом уме и трезвой памяти, на учете не состою. Не знаю, как и сказать вам, но мне было велено это вам передать…»
Не могу привести ее слова, они были сказаны для меня, во вразумление мне. Эта женщина увидела Варвару Васильевну в тонком сне, будто блаженная идет к источнику. Одета в черное, наподобие монашеской одежды, а в руках большой ключ. И с такой интонацией голоса, какая бывает у власть имеющих, говорит: «Передай матушке Вере такие вот слова…». И добавила: «Я здесь хозяйка, я здесь слежу за всем».
Три дня после этого разговора в душе не стихал благоговейный трепет.
Я ощущаю себя орудием в руках блаженной Варвары. Это точно! То, что у нас в монастыре за три года столько построено, – не моя заслуга. Это все она сама. Она вразумляет и помогает. В нужное время присылает нужных людей. И ключ в ее руках был как раз для того, чтобы показать, что она действительно там хозяйка.
Варвара Васильевна ко мне строгая, она пасет меня. Но когда мне очень плохо, когда не знаю, что мне делать или как исправить что-то сделанное не так, я сразу к ней. Прошу ее совета и помощи: вразуми, что мне делать, как поступить. И обязательно придет благая мысль, все разрешится лучшим образом.
Спасение в пути
Варварушка помогает и в пути, как Николай Чудотворец, которого она при жизни очень чтила. Помогает не только по молитвам к ней, но даже и тем, кто не знал ее и никогда ей не молился, – только по любви к людям. Однажды в Уфе на православной выставке подходит молодая женщина, смотрит, смотрит на икону и портрет.
– Это наша уфимская чудотворица блаженная Варвара Скворчихинская…
Она тут же набирает номер, звонит кому-то:
– Наташа, срочно приезжай на выставку! Я покажу, кто тебя спас!
И рассказала, что ее подруга ехала куда-то, и в дороге с ней произошло что-то такое, о чем они не хотят говорить. А ей самой перед этим снится женщина, в которой она (уже на выставке, вот в это самое время, когда мы говорили с ней) узнала Варвару Васильевну. И Варвара Васильевна говорит: «Срочно беги в храм, поставь свечу (не помню, кажется, Божией Матери) и закажи молебен о путешествующей Наталии. Срочно!» У нее мурашки побежали, она тут же проснулась, вскочила – и в церковь, и все выполнила, как было велено. А потом приезжает Наталия и делится с подругой тем, что в пути с ней чуть не случилась большая беда. Спасло чудо! «Кто-то спас меня, я не знаю, кто!» И вот теперь подруга позвала ее, чтобы показать, кто же спас ее от беды.
«Она по-прежнему с нами»
Тоже на выставке в Уфе учительница начальных классов поделилась с нами своим случаем чудесной помощи Варвары Васильевны. Ей сделали операцию на сердце. И в то время, когда она была на больничном, ей позвонила директор школы. Не за тем, чтобы поддержать добрым словом, пожелать выздоровления, а с требованием написать заявление об увольнении. «Ты теперь будешь все время болеть, а ученики останутся беспризорниками… Не нужна ты в школе! Я уже и человека на твое место нашла».
Но куда же ей-то идти, она ведь очень любит свою работу, любит детей. А эта учительница знала о Варваре Васильевне, у нее были и иконочка блаженной Варвары, и акафист. Стала усердно молиться ей. И проходит не так много времени, звонит та же самая директриса: «Выходи на работу, срочно!» Она с радостью пришла в школу, а здесь ее порадовали еще больше. Дали и кабинет очень хорошо отремонтированный, и сам класс намного сильнее, чем у нее был. И за весь учебный год она ни разу не ушла на больничный…
На прощание матушка Вера дала мне для дочек маслице от мощей блаженной Варвары Скворчихинской, пригласила приезжать:
– Добраться до нас не так трудно. От Самары до Оренбурга можно доехать поездом, оттуда автобусом до Ишимбая. А уж от Ишимбая до Скворчихи всего восемнадцать километров. Маршрутки ходят… Помолитесь у святых мощей, в источнике искупаетесь.
Я точно знаю, что Варвара Васильевна не только мощами лежит в монастыре у нас в Скворчихе, она по-прежнему с нами и со всеми, кто ей молится. Отзывается на молитвы, помогает и благословляет.
| |
| |
|
Сибирская Православная газета 2020 г.
Блаженная Варвара (Скворчихинская)
(1890-1966гг.)
Блаженная Варвара родилась 20 ноября 1890 года селе Карауловка (Уфимского уезда) в семье сельского священника Василия Александровича Архангельского.
В августе 1902 года отец Василий привёз Варю в Уфу поступать в Епархиальное женское училище. В июне 1909 года Варвара окончила учебный курс Епархиального училища с правом на звание домашней учительницы и получила аттестат. В середине 1910-х годов она работала в селе Куганак, в селе Ира, в селе Богородское, недалеко от Мелеуза, позже трудилась в школах Скворчихи и близ расположенного селения Буденя.
В 1924 году молодую учительницу перевели в Кандаурскую школу Стерлитамакского кантона, а в 1925-26-м направили в Новониколаевку Скворчихинского сельсовета того же кантона. Варвара часто приглашала на уроки священника — в обучении детей вере и молитве исповедница видела исполнение долга перед Богом. В 1929 году говорить о Боге в школах было запрещено. Оставаться в школе, где начали преподавать атеизм, Варвара не могла, она решила уйти в затвор. Более 35 лет подвизалась подвижница в затворе.
Блаженная Варвара с первых лет ухода в затвор принимала людей, требующих помощи и совета. Блаженная совершала свой подвиг в тяжкое время гонений на Церковь, и самим фактом своей жизни во Христе, своими чудесными духовными дарованиями она противостояла неверию и безбожию.
Тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы, о духовных дарованиях, которыми благословил ее Господь за необыкновенной высоты подвиги — совершенной нищеты и жития в затворе, непрестанной молитвы и ночных бдений, терпения голода и холода, исповедания веры невзирая на утеснения властей.
Носила затворница старенькую фуфайку, хлопчатобумажное платье и чулки, одежда всегда простая, черная, на ногах — резиновые калоши, иногда летом в жару надевала валенки. Одежду она носила всегда одну и ту же, не стирала ее, сама не мылась, не расчесывалась. На голове у затворницы всегда была косыночка или тряпица.
Современники рассказывали, что голос у блаженной Варвары был «чистый, ясный, как ангельский, приятный, звонкий, громкий, молодой; говор очень ясный, дикция четкая, как и должно быть у учительницы».
Блаженная Варвара жила в сарае, открытом всем ветрам и вьюгам, без тепла и света, летом в духоте, осенью и весной под дождем, в грязи и холоде, зимой в снегу на морозе.
Много лет подвижница жила в полной темноте, почти не выходя на свет Божий. Мрак темноты в ее жилище немного рассеивали лишь свет свечи или мерцание лампадки. Молитва составляла основное содержание жизни блаженной, молитвою дышала ее душа, молитвою стяжала она Дух Святой, Которым животворилось и согревалось ее тело в страшные морозы. Днем подвижница молилась у себя в сарае, а ночами несла подвиг молитвенных бдений. На ночную молитву выходила к своему родничку — люди видели, что ночью там часто горела свечка.
За все годы затвора блаженная ни разу не была в церкви, однако, ни от Церкви, ни от ее таинств и традиций блаженная не отходила. Она причащалась и неоднократно теми священниками, которые посещали ее в затворе.
Из воспоминаний протоиерея Иоанна Федянина: «Я знаю, что Варвару Васильевну причащал отец Николай, священник из пос. Раевка или из Давлеканово (сейчас уже не помню). Отец Николай служил в епархии при владыке Иларионе, а уехал при епископе Никоне (Лысенко), а до отца Николая причащать Варвару Васильевну приезжал священник из Авдона, то есть Варвара Васильевна от Церкви не отпадала».
Верующие привозили блаженной Варваре просфоры, она просила привозить ей свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. По свидетельству современников блаженная очень любила церковное пение — иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Говорила многим, что очень любит службу и особенно вечерню. Любила блаженная Варвара святых, очень почитала свт. Николая Чудотворца, говорила, что «он скоро слышит молитву». Почитала св. Иоанна Кронштадтского. Совершенно по-особому чтила она свой день Ангела, память св. великомученицы Варвары, 4/17 декабря,передавала записочку о своем здравии в храм на литургию и на молебен с акафистом. Она и приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела как Пасху».
Прозорливой старице было открыто настоящее, и прошлое, и будущее в равной мере. Свидетелями этих дарований являлись не только простые верующие люди, но и священники. Сохранились свидетельства о помощи блаженной Варвары в тяжких недугах. Помогали людям и данные затворницей вещи — платки, ложечка. Помогала водичка родничка блаженной.
Душа блаженной мирно отошла ко Господу утром 14/27 февраля 1966г.
Много лет прошло со дня кончины святой подвижницы, но не зарастает тропинка к ее могилке, бережно сохраняемой верующими. Сотни и сотни паломников не только Уфимской, но и Оренбургской епархий притекают сюда, чтобы помолиться ей, уповая на молитвенную помощь, на заступление той, которая уподобилась в смирении, терпении и любви Самому Христу, и сейчас пребывает в селениях Его со праведными.
Известно много случаев, когда люди излечивались после тяжелых болезней. Например, Варвара помогает женщинам после тяжелых операций.
Однажды святая спасла жизнь шоферу. Мужчина ехал ночью по незнакомой дороге и вдруг перед капотом машины возникла женщина. Водитель узнал в ней затворницу Варвару. Он резко затормозил, выбежал из машины. На дороге никого не оказалось, зато в метре перед автомобилем Михаил увидел огромную яму, которую кто-то выкопал накануне!
Святая блаженная старица Варвара, моли Бога о нас!
Молитвы великомученице Варваре Илиопольской
Тропарь, глас 8 *
Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и я́ко пти́ца изба́вися от них,// по́мощию и оружием Креста́, всечестна́я.
Перевод: Варвару святую почтим, ибо сокрушила она сети врага и, как птица, спаслась из них, с помощью оружия Креста, всесвященная!
Кондак, глас 4 *
В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, еди́но Божество́.
Перевод: В Троице благочестиво воспеваемому Богу последовав, священная страстотерпица, ты оставила идольские святыни; и посреди судилища подвизаясь, Варвара, угроз мучителей не устрашилась, мужественная умом, непрестанно воспевая громогласно: «Троицу чту, Единое Божество!»
Молитва 1-я
К тебе́, я́ко ко и́стинному ско́раго исцеле́ния и многочу́днаго врачева́ния исто́чнику, свята́я де́во Варва́ро великому́ченице, аз немощны́й прибега́ю, и усе́рдно припа́дая, молю́ся: виждь ра́ны грехо́вныя и всетеле́сную я́зву, виждь неможе́ние души́ моея́, и сие́, обы́чным твои́м милосе́рдием и бла́гостию понужда́ема, исцели́ти потщи́ся. Вонми́ гла́су моле́ния моего́, не пре́зри от окая́ннаго моего́ се́рдца приноси́мое стена́ние, и вопль мой услы́ши, я́ко ты еси́ мое́ прибе́жище. Святу́ю, Единосу́щную и Нераздели́мую Тро́ицу, ю́же треми́ о́кны в ба́не оте́честей созда́нными изобрази́ла еси́, о мне гре́шнем и нетерпели́вем моли́, да поми́лует мя ны́не и в день сме́рти моея́. Помоли́ся же Отцу́ Небе́сному, да мя, все́ми грехми́ приклоне́ннаго и ни́зу пове́рженнаго, воздви́гнет на славосло́вие Свое́, и устро́ит мя всегда́ горе́ име́ти се́рдце, го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Умоли́ Христа́ Сы́на Бо́жия, Иже моли́тву твою́ страда́льческую в темни́це услы́ша, да мя, лени́ваго к моли́твам и во уны́нии мно́зе а́ки в темни́це седя́ща, к ско́рому тече́нию путе́м за́поведей Бо́жиих наста́вит, и да пода́ст мне о е́же непреста́нно моли́тися усе́рдное хоте́ние. Призови́ и Ду́ха Свята́го, чистоты́ неизнуря́емаго Исто́чника, в по́двизе страда́льчестем тя чи́стую де́ву укрепи́вшаго и от студа́ наготы́ крило́ма Свои́ма защити́вшаго, я́ко да и мне, сту́дному и нечи́стому, се́рдце чи́сто сози́ждет, и дух прав обнови́т во утро́бе мое́й: па́че же да пода́ст мне усе́рдно подвиза́тися в житии́ чи́стем и укрепи́т мя на творе́ние благи́х дел. Ве́рую, я́ко вся сия́ мо́жеши мне, о свята́я великому́ченице Варва́ро, у Пресвяты́я Тро́ицы исхода́тайствовати: и а́ще восхо́щеши, си́льна еси́ помощи́ мне, я́ко просла́вившая Бо́га во удесе́х твои́х страда́льческих. И вем, де́во свята́я, я́ко ничто́же тебе́ невозмо́жно, то́кмо а́ще не пре́зриши слез и воздыха́ния моего́: и тебе́, на Небеси́ душе́ю пребыва́ющей, покланя́яся, дерза́ю моли́твенно глаго́лати: да бу́дут у́ши твои́ вне́млюще гла́су моли́твы моея́, и твое́ свято́е предста́тельство да не даст ми без испове́дания и покая́ния умре́ти: и́бо, а́ще в ко́ем благоде́тельстве прославля́ема еси́, но в сем наипа́че, я́ко всяк, име́яй наде́жду на тя и всегда́ в по́мощь призыва́яй тя, от внеза́пныя избежи́т сме́рти, от нея́же и мене́ окая́ннаго изба́ви, де́во чи́стая, великому́ченице Варва́ро, и всемо́щными твои́ми моли́твами удосто́й мя одесну́ю Христа́ Сы́на Бо́жия ста́ти и слы́шати глас глаго́лющий: благи́й ра́бе и ве́рный, вни́ди в ра́дость Го́спода твоего́. Ами́нь.
Молитва 2-я **
Прему́драя и всекра́сная свята́я великому́ченице Христо́ва Варва́ро! Блаже́нна еси́, я́ко Преми́рная му́дрость Бо́жия плоть и кровь не яви́ тебе́, но Сам Бог Оте́ц Небе́сный, И́же тебе́, ве́ры ра́ди от неве́рнаго отца́ оста́вленную, изгна́нную и умерщвле́нную, в дщерь Себе́ возлю́бленную прия́т; за тле́нное земна́го име́ния насле́дие пло́ти нетле́ние дарова́; труды́ му́ченическия упокое́нием Небе́снаго измени́ Ца́рствия; вре́менное твое́ житие́, сме́ртию Его́ ра́ди пресече́нное, сицево́ю воспросла́ви по́честию, я́ко ду́шу с ли́ки Небе́сных вчини́ духо́в, те́ло же, на земли́ в хра́ме их а́нгельском положе́нное, а́нгелом запове́да сохрани́ти це́ло, че́стно и многочуде́сно. Блаже́нна еси́, Христу́ Сы́ну Бо́жию, Жениху́ Небе́сному, уневе́щанная Де́во, Его́же добро́ты твоея́ Рачи́теля име́ти жела́ющи, всю себе́ страда́нием, ра́нами, удо́в ре́занием и са́мыя главы́ усече́нием, а́ки тва́рьми дража́йшими, потща́лася еси́ украси́ти: да та́ко, я́ко жена́, ве́рна главе́ свое́й — му́жу, Христу́ ду́хом и те́лом соедини́шися неразлу́чно, глаго́лющи: обрето́х, Его́же возлюби́ душа́ моя́, удержа́х Его́ и не оста́вих Его́. Блаже́нна еси́, я́ко Святы́й Дух на тебе́ почи́л есть, и́мже духо́вными духо́вная разсужда́ти нау́чена, вся ду́хи лука́вствия во и́долех я́ко па́губныя отри́нула еси́ и Еди́наго Бо́га Ду́ха позна́вши, я́ко и́стинная покло́нница, ду́хом и и́стиною кла́нятися изво́лила еси́, пропове́днически глаго́лющи: «Тро́ицу чту, Еди́но Божество́». Сию́ Святу́ю Тро́ицу, Ю́же в животе́ и сме́рти испове́данием и страда́нием свои́м просла́вила еси́, умоли́ о мне, предста́тельнице моя́, я́ко да и аз всегда́ тро́йственною ве́ры, любве́ и наде́жды доброде́телию Ту́южде Свят́ую Тро́ицу почита́ю. И́мам свети́льник ве́ры, но пра́зден благи́х дел еле́а: ты, му́драя де́во, страда́льческую плоть твою́, кро́ве испо́лненную и ра́нами пролива́ющуюся, а́ки свети́льник иму́щая, даждь от еле́а твоего́, да тем душе́вную мою́ свещу́ украси́вши, сподо́блюся по тебе́ в Черто́г Небе́сный. Пресе́льник аз есмь на земли́ и пришле́ц, я́коже вси отцы́ мои́; благ ве́чных насле́днице и блаже́нная ве́чери в Ца́рствии Небе́снем прича́стнице, я́ко в стра́нствии жития́, Трапе́зы Боже́ственныя угоде́ния, си́це и во исхо́де от ми́ра жела́емаго сподо́би мя напу́тствования; и егда́ в коне́ц сном сме́рти начну́ усыпа́ти, косни́ся тогда́ изнемога́ющия пло́ти моея́, я́ко иногда́ А́нгел Илии́, глаго́лющи: воста́ни, я́ждь и пий: я́ко да благода́тию Боже́ственных Те́ла и Кро́ве Тайн укрепле́н преиду́ в кре́пости я́ди тоя́ дале́кий путь сме́рти, да́же до Горы́ Небе́сныя: и та́мо, Его́же ты чрез три окна́ ба́нныя пре́жде ве́рою Бо́га Тро́ицу узре́ла еси́, Сего́ ку́пно с тобо́ю лице́м к лицу́ да удосто́юся ви́дети и сла́вити Его́ в неконча́емыя ве́ки. Ами́нь.
Молитва 3-я
Свята́я великому́ченице Христо́ва Варва́ро! Моли́ с на́ми и о нас, раба́х Бо́жиих (имена), умоля́емаго от Своего́ милосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, христиа́нскую же кончи́ну жития́ на́шего безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и Боже́ственных Тайн прича́стну да да́рует, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, сла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 4-я **
Свята́я сла́вная и всехва́льная великому́ченице Варва́ро! Со́браннии днесь в хра́ме твое́м Боже́ственном лю́ди, ра́це моще́й твои́х поклоня́ющиися и любо́вию целу́ющии, страда́ния же твоя́ му́ченическая, и в них само́го Страстополо́жника Христа́, да́вшаго тебе́ не то́чию е́же в Него́ ве́ровати, но и е́же по Нем страда́ти, похвала́ми ублажа́юще, мо́лим тя, изве́стная жела́ния на́шего хода́таице: моли́ с на́ми и о нас, умоля́емаго от Своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, и да́рует христиа́нскую кончи́ну животу́ на́шему — безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Тайн прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте, во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ пода́ст ми́лость, да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым предста́тельством, душе́ю и те́лом всегда́ здра́ви пребыва́юще, сла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Краткое житие
День памяти 4/17 декабря
Претерпела множество пыток за Христа. Перед казнью просила Господа, чтобы каждый, кто призовет ее имя и помянет ее страдания, был избавлен от внезапной смерти, сподобился исповеди и Св. Причастия.