Молитва святому саркис - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва святому саркис

Сурб Саркис — Армянский покровитель влюбленных

Сурб Саргис, праздник молодых и влюбленных, отмечается за 63 дня до Пасхи, в субботу, обычно в промежутке между 18 января и 23 февраля.

По преданию, Святой Саркис жил в IV веке и был родом из Кесарии (Каппадокия). Мужественный и умный человек, он поступил на военную службу и достиг звания стратилата римской армии при императоре Константине Великом (285-337).

Однако он был не только хорошим воином, но и замечательным проповедником, и с позволения императора строил церкви и распространял христианство.

Во времена императора Юлиана Отступника (360-363) начались гонения на христиан и Всевышний повелел Св.Саркису покинуть пределы империи. Вместе с сыном Мартиросом Св.Саркис нашел убежище в Армении, где царствовал внук Трдата Великого царь Тигран.

Армянский царь, получивший известие о продвижении большого войска Юлиана в сторону Персии, дабы избежать опасности вторжения в свои земли, уговаривает Саркиса перейти на службу к Шапуху II.

На службе у персидского шаха в должности командующего войсками Св.Саркис проявил себя как храбрый и талантливый воин, но из-за отказа принять огнепоклонство был предан смерти в 363 году. Вместе со Св.Саркисом мученическую смерть приняли его соратники.

С V века мощи мученика покоятся в Армении, в специально построенной церкви, носящей имя святого, в селе Карпи (Уши) близ Аштарака. Из Сирии их доставил создатель армянской письменности Св. Месроп Маштоц.

Заступник влюбленных

С именем Св.Саркиса связано много народных легенд и преданий. Так, согласно одной из них, Св.Саркис помог Ашугу Гарибу спасти свою любовь.

Бедный Ашуг Гариб любил Шах-Санаме — дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, а отец девушки хотел отдать ее в жены богатому человеку.

Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в дальние края и там честным трудом заработать себе состояние.

Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. Он поставил ей условие, что если опоздает хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого.

Семь лет, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. Но на своем пути он столкнулся с многими трудностями и испытаниями. Стало ясно, что он не поспеет к любимой девушке.

Встревоженный всем этим, он чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Св.Саркису за помощью.

Св.Саркис, вняв молитве влюбленного Ашуга, явился ему на белоснежном быстром скакуне в вихре пурги, посадил на своего коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме.

Тогда отец девушки, видя твердость Ашуга Гариба, совершившееся чудо и преданную любовь молодых, благословил их союз.

Народные праздничные обычаи

С праздником Св.Саркиса, помимо церковных обрядов, связано множество народных традиций и обычаев. В ночь перед праздником молодые могут с помощью гадания узнать имя своего суженого.

Для этого следует съесть соленую лепешку, после этого не есть и не пить, а затем, благодаря участию Св.Саркиса, произойдет чудесное откровение во сне. Согласно поверью, кто во сне им подаст воду, тот и предназначен судьбой.

К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня Св. Полководца Саркиса.

Согласно легенде, Св.Саркис должен с ангелами пролететь над домами, и если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

Армянская Апостольская Церковь довольно благосклонно относится к народным обычаям, связанным с праздником Св.Саркиса.

Иерей Акоп Хачатрян отмечает, что армянская народная традиция вкушать соленые лепешки и ставить поднос с мукой из жареной пшеницы на крыше накануне дня Св.Саркиса — это бытовая составляющая праздника.

“Христианство едино для всех традиционных церквей, просто каждый народ одел его в свои национальные одежды”, — приводит он слова Католикоса Вазгена I.

В свою очередь этнограф Арутюн Паносян считает, что многие традиции праздника Св.Саркиса, увы, подзабыты. “В прежние времена праздник был одним из важнейших факторов при формировании семьи для армян.

В день Св.Саркиса во многих деревнях крестьяне совершали обряд матаха (жертвоприношения). Целью матаха, кроме акта милосердия и любви к неимущим, что является его истинным смыслом, было желание добиться божьего благословения для будущей семьи.

Важное значение также придавалось постам, целью которых было духовное и физическое очищение, в частности Передовому посту, который длится пять дней и предшествует празднику Св.Саркиса. Молодые люди были убеждены, что если они не будут строго соблюдать Передовой пост, то Св.Саркис не одарит их своим вниманием”, — замечает А.Паносян.

Сами же гадания, которые сопровождали праздник, проводились для того, чтобы увидеть суженого, узнать, совпадает ли собственное желание с Божественным предначертанием.

Что касается обычая ставить поднос с мукой из жареной пшеницы на крыше или на балконе, то А.Паносян подчеркивает, что не случайно в подносе должен появиться именно след коня. Конь издревле считался у армян священным животным, и в дохристианскую эпоху именно коней приносили в жертву языческим богам.

Исконно армянский покровитель влюбленных

В последние годы повсюду в мире большую популярность среди молодежи приобрело празднование дня Св.Валентина, преподносимого соответствующими пропагандистскими источниками как покровителя влюбленных.

“Мы имеем своего покровителя и заступника молодежи и влюбленных. Почему же должны обращать наши взоры на какого-то чуждого святого, которого не признают ни католическая, ни православная церкви?!” — замечает в этой связи иерей Шмавон Гевондян.

По словам священнослужителей, подтверждаемым социологическими наблюдениями, армянская молодежь возвращается к традициям отмечать национальный день Сурб Саркиса как день всех влюбленных…

Сурб Саркис-покровитель влюблённых

Скульптура Святого Саркиса на северной стене Ахтамарского собора

День Святого Саркиса в Армении в 2019-м году празднуют 16-го февраля.

В этот день в воздухе парит любовь – молодые готовят сладости, совершают гадания. А предшествует празднику передовой пост (третья неделя до Великого поста, с понедельника по пятницу), утверждённый Григорием Просветителем.

Вообще, вся история святого Саркиса написал Нерсес Шнорали. По преданию Саркис был римским военачальником, жил он в IV веке и был родом из Каппадокии.

Во времена императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) начались гонения на христиан, и Всевышний повелел Саркису покинуть пределы империи. Со своим сыном Мартиросом он нашел убежище в Армении, где царствовал внук Трдата Великого царь Тиран. Но армянский царь, получивший известие о продвижении большого войска Юлиана в сторону Персии, испугался вторжения в свои земли и уговорил Саркиса перейти на службу к персидскому шаху Шапуху II.

На службе у шаха Саркис снова проявил себя как храбрый и талантливый воин, но отказался принять огнепоклонство, за что и был предан смерти в 363 году.

С V века мощи мученика покоятся в Армении, в церквах, носящих имя святого: первая была построена в селе Карпи (Уши) близ Аштарака, вторая – близ крепости Гаг. Из Сирии святые останки доставил не кто иной, как создатель армянской письменности Месроп Маштоц.

В течение веков Сурб Саркис превратился в мифического персонажа, наделенного волшебными силами. Теперь он появляется в молитвах, песнях, сказках, преданиях – во всех устных произведениях, которые так любит рассказывать народ. Недаром Саркис один из самых любимых и почитаемых святых армян.

Вот одно из таких преданий. Ашуг Гариб влюбился в Шах-Санаме – дочь богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, и отец девушки был против их брака, так как прочил её в жёны богатому человеку. Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в чужие края и честным трудом нажить состояние. Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. Гариб поставил ей условие, что если он опоздает хотя бы на один день, то девушка вольна выйти замуж за другого. Семь лет подряд, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб разбогател и пустился в обратный путь. Но и теперь его ждали бесконечные трудности и испытания. Казалось, вот-вот надежда покинет Ашуга, что он не поспеет к любимой девушке. Но певец любви в молитве обратился к Святому Саркису, прося у него помощи. Вняв молитве влюблённого Ашуга, Саркис явился ему на быстроногом скакуне и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме.

Читайте также:  Православная молитва от неразделенной любви

Сурб Саркис. Матенадаран, рукопись № 6305

Знакомо? Так ведь это предание позже записал Михаил Лермонтов. Только он почему-то не упомянул нашего любимого Саркиса. А вот Сергей Параджанов, экранизировавший потом эту повесть, создал неповторимый образ святого на белоснежном коне. Образ Саркиса ярко представлен в искусстве – в средневековых миниатюрах, на церковных шторах и керамических изделиях, в церковной архитектуре и фресках. Интересно, что его мы встречаем не только в армянском, но и в грузинском, и греческом искусстве. Но там Святой Саркис изображен один, и только у армян в преданиях и на изображениях фигурирует еще и сын святого Мартирос. Говорят, что это ошибка перевода: в переводе с греческого слово «мартирос» означает «мученик». Но армянские переводчики по ошибке приняли Мартироса за сына Саркиса. Так появился еще один замечательный персонаж народного фольклора.

Но какое отношение имеет римский воин, погибший за веру – с сыном, или без, к влюбленным? А вот какое!

По преданию правитель Греции зовет Саркиса и его 40 воинов на помощь. Но потом он почему-то замышляет недоброе: устраивает для храбрецов пир и отправляет к ним 40 девушек, чтобы те напоили и убили их. Но девушка, которая должна была убить Саркиса, влюбляется в него и плачет от отчаяния. Слеза капает на щеку Саркиса, и когда он просыпается, несчастная рассказывает ему о поручении императора. Ну и о своих чувствах, конечно, тоже. Саркис немедленно забирает девушку, и они спасаются бегством.

Во время праздника молодые влюбленные готовят похииндз (молотое обжаренное зерно). Почему? Опять-таки, есть много разных историй. В одной из них говорится, что отец хотел выдать свою дочь замуж. Насильно. Она просит помощи у Святого Саркиса, который немедленно является ей. Чтобы отвлечь внимание отца, девушка бросает ему в лицо похииндз. И тут же поднимается буря – Саркис увозит девушку и спасает ее.

По другому преданию, проголодавшийся после боя Саркис не знал, где найти еду. И тут же поднимается буря и приносит ему зерна. Святой понимает, что это Всевышний дал ему пищу, и обращается к Богу с просьбой: пусть исполнятся желания всех, кто будет поститься 7 дней и вечером в пятницу есть похииндз.

Керамические изделия, Кутина 1719 год

Девушки оставляют похиндз в тарелке на крыше. По преданию, если на утро конь Святого Саркиса оставит на нем свой след, то желание девушки исполнится – Святой Саркис дает на него свое благословение. А еще девушки должны оставлять на крыше дома сладости. Если за ночь птицы унесут сладости на дом, в котором живет молодой человек, то возможно он и будет будущим мужем красавицы. А чтобы совсем уж точно узнать про своего суженого, молодые девушки и парни перед сном кушают ахи блит (хлеб с солью). После этого во сне они увидят будущего супруга, который даст им воды.

Спустя века до нас дошли все традиции, и сегодня молодёжь отмечает праздник святого Саркиса с большим интересом и любовью.

И конечно же нельзя забывать, что любой праздник является носителем культурной памяти народа, и отмечая национальные праздники, мы приобщаемся к мировоззрению наших предков.

Автор статьи: Сирадегян Эгине
Искусствовед, культуролог

Когда отмечать Сурб Саркис 2019: гадание в день покровителя влюбленных

Праздник “Сурб Саркис” – День Святого Саркиса, покровителя молодых и влюбленных, исконно армянский праздник, который в 2019 году армяне по всему миру отметят 16 февраля

Армянская апостольская церковь в этот день поминает Святого полководца Саркиса, который принял мученическую смерть во имя христовой веры в 363 году. Это переходной праздник, который ежегодно отмечают за 63 дня до Пасхи.

Наступления праздника “Сурб Саркис” на протяжении веков с нетерпением ждет молодежь, чтобы с помощью Святого узнать свое будущее. Но официально он отмечается только с 2007 года — распоряжением Католикоса всех армян Гарегина II праздник Святого полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых.

Саркис — один из самых любимых и почитаемых Святых. Ему посвящено множество храмов как в самой Армении, так и в странах, где живут армянские диаспоры.

Предание

Святой Саркис, уроженец города Кесарии Каппадокийской, жил в IV веке. Согласно преданию, Саркис, который служил при императоре Константине Великом, прославился не только как полководец, но и как проповедник христианства. С согласия императора в городах, которые находились под его господством, он разрушал капища и распространял христианство.

После прихода к власти Юлиана Отступника и начала гонений на христиан, Святой Саркис покидает империю и вместе с сыном Мартиросом ищет убежища в Армении. Следуя уговорам армянского царя Тирана, Святой Саркис соглашается служить шаху Шапуху. Но тот требует, чтобы Саркис стал огнепоклонником.

С V века мощи мученика покоятся в Армении в селе Карпи (Уши) близ Аштарака, где в дальнейшем была построена церковь имени блаженного. А доставил мощи создатель армянской письменности Святой Месроп Маштоц.

Примечательно, что почитание Святого Саркиса сохранилось исключительно только в Армянской Церкви.

Покровитель влюбленных

В Армении Святой Саркис почитается, как покровитель всех влюбленных — об этом свидетельствуют многочисленные легенды и предания, связанные с его именем.

Проснувшись и осознав, произошедшее, Саркис молниеносно оседлал своего быстроходного белого скакуна, взял с собой влюбленную девушку, разнес городские ворота и, вызвав буран, скрылся из города. Так любовь спасла ему жизнь.

Согласно другой легенде, Святой Саркис помог Ашугу Гарибу спасти свою любовь. Бедный Ашуг Гариб любил дочь одного богача — Шах-Санаме. Девушка отвечала ему взаимностью, но отец девушки хотел выдать ее за богатого. Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в дальние края и там честным трудом заработать себе состояние. Перед отъездом он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его, но если он опоздает хотя бы на один день, то она выйдет замуж за другого.

Традиции

День Святого полководца Саркиса в Армении принято отмечать не только церковными обрядами. По древней традиции в ночь перед праздником “Сурб Саркис” молодые люди едят соленые лепешки, после этого не трапезничают и ничего не пьют в ожидании увидеть во сне жениха или невестку, который даст им напиться.

По легенде, Святой Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

Согласно традиции, сложившейся среди тбилисских армян, празднование Дня памяти Святого Саркиса начинается с паломничества к часовне в честь Святого. В этот день верующие, из церкви Сурб Эчмиадзин, под предводительством духовных отцов церквей Сурб Геворг и Сурб Эчмиадзин, с ликом Святого полководца Саркиса и хоругвями, направляются к старой часовне Святого Саркиса, расположенной в районе Харпух (в старом городе).

Святой Саркис выступает защитником и помощником влюбленных. Поэтому праздник этого Святого особенно радостно отмечают влюбленные, которые в эти дни желают друг другу счастья и любви и дарят символичные подарки.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Читайте также:  Молитва о исцелении святого шарбеля

4 февраля – Праздник Святого Полководца Саркиса

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго праздник Св. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых. Святой полководец Саркис – один из величайших святых. Вместе со своим сыном Мартиросом и четырнадцатью воинами он погиб во имя христианской веры.

За мужество и отвагу император Константин Великий (285-337) назначил Саркиса князем и спарапетом (стратилатом – главнокомандующим армянской армией) в граничащей с Арменией Каппадокии. Он был не только превосходным спарапетом, но и замечательным проповедником. С позволения и согласия императора в городах, находящихся под его господством, он разрушал капища, строил церкви, распространял христианство. Когда во времена императора Юлиана Отступника (360-363) начались гонения на христиан, Св. Саркису явился Господь Бог и повелел его покинуть пределы империи. Вместе со своим сыном Мартиросом Св. Саркис нашел убежище в Армении, где царствовал царь Тиран, внук Трдата Великого, сын Хосрова. Получив известие о том, что Юлиан с большим войском движется на Персию, и стремясь избежать опасности вторжения в свои земли, армянский царь уговаривает Саркиса перейти на службу к Шапуху.

Шах Шапух принял Св. Саркиса с любовью и назначил его на должность командующего войсками. Многие из воинов, видя в своем блестящем полководце благонравие и жизнью засвидетельствованную преданность Богу, сотворённые его святыми молитвами к Господу чудеса, отказывались от язычества и становились христианами. Однако Шапух требует, чтобы святой стал огнепоклонником и совершал языческие жертвоприношения. Саркис наотрез отказался, заявив: «Поклоняться следует только истинному Богу – Святой Троице, – Который сотворил небо и землю. А огонь и идолы вовсе не боги, так как созданный из праха человек может их уничтожить». Сказав же это, Св. Саркис сокрушил статую истукана. Разъярённая толпа набросилась на Св. Саркиса и на его сына. И первым принимает мученический венец его сын Мартирос. Св. Саркис был заточен в тюрьму, но, оставшись непреклонным в своей вере, вскоре был обезглавлен. После гибели Св. Саркиса над телом его возникает свечение. За христианскую веру погибают также и преданные Св. Саркису четырнадцать воинов. Верующие люди захоронили тела мучеников в городе Амии.

Для армян Св. Саргис – один из самых любимых Святых. Не случайно Св. Месроп Маштоц перенес мощи Святого Саркиса в Карби-Уши (Аштаракского округа), где в дальнейшем была построена церковь имени блаженного.

День Святого полководца Саркиса в Армении принято отмечать не только церковными обрядами. Существуют также ставшие доброй традицией народные обычаи. Св. Полководец Саркис считается быстрым заступников всех молодых. Ходатайством Св. Саркиса происходят чудеса. В этот день молодые молятся и просят Святого донести их молитвы до Всевышнего. Св. Саркис помогает влюблённым.

Про Св. Саркиса существует множество преданий. Вот одно из них.

Бедный Ашуг Гариб любил Шах-Санаме – дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, и отец девушки был против их брака, так как прочил её в жёны богатому человеку. Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в чужие края и там честным трудом заработать себе состояние. Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. Он поставил ей условие, что если опоздает с возвращением хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого по желанию отца.

Трудные семь лет провёл Ашуг Гариб на чужбине. Будучи лишенным возможности видеть свою красавицу, не имея никакой весточки о ней, он всё же не отчаивался, а с тоской и надеждой ждал того дня, когда они снова встретятся, создадут семью и вместе проживут счастливую жизнь.

Семь лет подряд, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. На пути он столкнулся с многими трудностями и испытаниями. Казалось, что вот-вот надежда покинет Ашуга, что он не поспеет к любимой девушке. Встревоженный всем этим, он чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Св. Саргису, прося у быстрого заступника помощи.
Св. Саркис, вняв молитве влюблённого Ашуга, сразу явился ему в вихре пурги на белоснежном быстром скакуне, посадил его на круп коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме. Тогда отец девушки, видя твёрдость Ашуга Гариба, совершившееся чудо и чистую их любовь и преданность друг другу, благословил их союз.

Празднику Св. Саркиса предшествует Передовой пост, утвержденный Св. Григорием Просветителем. Пост длится пять дней.

В ночь перед праздником Св. Саркиса молодые едят соленый блин, после этого ничего не едят и не пьют и ожидают откровение во сне: кому предназначена какая невеста (или жених). К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня Св. Полководца Саркиса. Согласно легенде, Св. Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

В этот день влюбленные дарят друг другу открытки, цветы и сладости.

В день праздника в церквях, носящих имя Св. Полководца Саркиса, будет служиться Св. Литургия, вслед чего будет проведён обряд благословления молодых.

Святой Саркис победит любовью Святого Валентина

Халатян Айк

Армения празднует праздник Святого Саркиса. Интересно, а кто стал есть соленную лепешку и что ему приснилось ?))

Католикос всех армян Гарегин II провозгласил день Св.Саркиса Днем благословения молодых. Фото: pda.privet.ru

Армянская апостольская церковь избрала своего святого для покровительства влюбленным юношам и девушкам.

26 января Армения будет отмечать праздник Святого Саркиса – одного из самых любимых святых армянского народа. Он входит в число примерно 400 святых, которых поминает Армянская апостольская церковь, и его именем названо множество церквей в Армении.

Святой Саркис считается покровителем молодых и влюбленных, и в честь праздника в церквях, носящих имя святого, будет служиться Св. Литургия, а потом проведен обряд благословления молодых. А самому празднику предшествует Передовой пост, утвержденный еще Святым Григорием Просветителем, который длится пять дней.

Однако помимо церковных обрядов, с праздником Св.Саркиса связанно и много народных традиций и обычаев. Согласно поверью, благодаря ходатайству Св. Саркиса, происходят чудеса, а молодые могут с помощью гадания узнать в эту ночь имя своего суженного.

Так как Св. Саркис по церковной традиции является покровителем молодых и влюбленных, то Католикос всех армян Гарегин II после своего избрания в 1999 году провозгласил день Св.Саркиса Днем благословения молодых. В последние годы, в честь дня Св. Саркиса в Армении проводятся различные праздничные мероприятия под патронажем президента Армении Сержа Саргсяна, а влюбленные дарят друг другу цветы, открытки и подарки.

Рождение предания о Святом Саркисе

По преданию, Св. Саркис жил в IV веке и был родом из Кесарии Каппадокийской. Мужественный и умный человек, он поступил на военную службу и достиг звания стратилата римской армии при императоре Константине Великом (285-337) . Однако он был не только хорошим воином, но и замечательным проповедником, и с позволения императора в городах, находящихся под его господством, разрушал языческие капища, строил церкви, распространял христианство.

Когда во времена императора Юлиана Отступника (360-363) начались гонения на христиан, Св. Саркису явился Господь Бог и повелел его покинуть пределы империи. Вместе со своим сыном Мартиросом, Св. Саркис нашел убежище в Армении, где царствовал царь Тиран, внук Трдата Великого, сын Хосрова. Получив известие о том, что Юлиан с большим войском движется на Персию, и стремясь избежать опасности вторжения в свои земли, армянский царь уговаривает Саркиса перейти на службу к персидскому шаху Шапуху II.

Читайте также:  Муж не может находиться дома молитва

Шах Шапух принял Св. Саркиса с любовью и назначил его на должность командующего войсками. Он проявил себя как храбрый и талантливый воин, но из-за отказа принять зороастризм и стать огнепоклонником, по приказу персидского шаха Шапуха II, Св. Саркис и его сын Мартирос были преданы мучительной смерти в 363 году. Четырнадцать христиан из числа его подчиненных взяли тела мучеников, чтобы предать их христианскому погребению, за что сами также были обезглавлены, приняв мученическую смерть.

Однако мощи мученика не пропали – с V века они находятся в Армении, в селе Карпи (Уши) близ Аштарака, куда их из Сирии доставил создатель армянской письменности Св. Месроп Маштоц. Мощи покоятся в специально построенной церкви, которая носит имя святого.

Легенды о заступнике влюбленных

С именем Св.Саркиса связано много народных легенд и преданий. Так, согласно одной из них, Св. Саркис помог Ашугу Гарибу спасти свою любовь. Бедный Ашуг Гариб любил Шах-Санаме – дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, и отец девушки был против их брака и хотел отдать ее в жены богатому человеку. Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в чужие края и там честным трудом заработать себе состояние. Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. Он поставил ей условие, что если опоздает с возвращением хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого по желанию отца.

Семь лет подряд, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. Но на своем пути он столкнулся с многими трудностями и испытаниями. Стало ясно, что он не поспеет к любимой девушке. Встревоженный всем этим, он чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Св. Саркису, прося у святого помощи.

Св. Саркис, вняв молитве влюбленного Ашуга, сразу явился ему в вихре пурги на белоснежном быстром скакуне, посадил его на своего коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме. Тогда отец девушки, видя твердость Ашуга Гариба, совершившееся чудо и чистую их любовь и преданность друг другу, благословил их союз.

Народные обычаи праздника Св. Саркиса

День Св. Саркиса в Армении принято отмечать не только церковными обрядами. Существуют также ставшие доброй традицией народные обычаи, в частности армянская молодежь в канун Дня Св. Саркиса с помощью соленых лепешек определяет своих суженых. В ночь перед праздником молодые едят соленую лепешку, после этого ничего не едят и не пьют и ожидают откровение во сне: кому предназначена какая невеста или жених. Согласно поверью, кто во сне им подаст воду, тот и предназначен им судьбой.

К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня Св. Полководца Саркиса. Согласно легенде, Св. Саркис должен с ангелами пролететь над домами, и если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

Следует отметить, что Армянская апостольская церковь довольно терпимо относится к народным обычаям связанным с праздником Св. Саркиса. Так, иерей Акоп Хачатрян отметил, что армянская народная традиция накануне дня Св.Саркиса вкушать соленые лепешки и ставить поднос с мукой из жареной пшеницы на крыше – это бытовая составляющая церковного праздника. «Христианство едино для всех традиционных церквей, просто каждый народ одел его в свои национальные одежды», – привел он слова покойного Католикоса Всех Армян Вазгена I.

«Так как для армянской молодежи одной из главных ценностей является семья, то, естественно, что они к покровителю молодежи обращаются с просьбой указать суженного», – отметил он. При этом он призвал молодежь не путать этот народный обычай с гаданием, так как последнее осуждается церковью. «Это зависит от отношения верующего к сновидению. Верующий не должен впадать в духовную зависимость от сновидения, это просто сон», – добавил иерей.

Хачатрян также заметил, что именно благодаря народным обычаям и традициям многие церковные праздники, например Богоявление, Св. Саркис, остались в памяти народа, несмотря на преследования в советские времена.

В свою очередь этнограф Арутюн Паносян считает, что многие традиции праздника Св.Саркиса в Армении подзабыты. Он отметил, что в прежние времена праздник был одним из важнейших факторов при формировании семьи для армян, сопровождался народными обрядами, нацеленными на то чтобы узнать будущего жениха или невесту, а также добиться божьего благословения будущей семьи.

По словам этнографа, в день Св. Саркиса во многих деревнях крестьяне совершали обряд матаха (жертвоприношения). Целью матаха, кроме акта милосердия и любви к неимущим, что является его истинным смыслом, было желание добиться божьего благословения для будущей семьи. Важное значение также придавалось постам, целью которых было духовное и физическое очищение, в частности Передовому посту, который длится пять дней и предшествует празднику Св. Саркиса. «Молодых людей пугали тем, что если они не будут строго соблюдать Передовой пост, то Св. Саркис не придет к ним», – заметил Паносян.

Сами же гадания, которые сопровождали праздник, проводились, для того чтобы увидеть суженного, узнать совпадает ли собственное желание с Божественным предначертанием. Что касается обычая ставить поднос с мукой из жареной пшеницы на крыше или на балконе, то Паносян подчеркнул, что неслучайно в подносе должен появиться именно след коня. Конь издревле считался у армян священным животным, и в дохристианскую эпоху именно коней приносили в жертву языческим богам.

Армянская церковь против Св. Валентина и западных веяний

Следует отметить, что в последние годы Армянская церковь ведет активную разъяснительную работу в обществе, в частности среди молодежи, чтобы вернуть ее от западной моды отмечать день Св. Валентина, как покровителя влюбленных, который в последние годы приобрел большую популярность в Армении, к исконно армянскому празднику Св. Саркиса. «Мы имеем своего покровителя и заступника молодежи и влюбленных. Почему же должны обращать наши взоры на какого-то чужого святого, которого не признают ни католическая, ни православная церкви?!»,- заметил в этой связи иерей Шмавон Гевондян.

В свою очередь иерей Акоп Хачатрян заметил, что, в отличие от праздника Св.Саркиса, день Св. Валентина придуман бизнесменами, которые получают прибыль от праздничных мероприятий и продажи различных подарков и сувениров. «В католической церкви есть три святых с именем Валентин, но жизнеописание ни одного из них не подходит под жизнеописание Валентина, которого сегодня преподносят как покровителя влюбленных»,- заявил он, подчеркнув, что ни католическая, ни православная церкви, не отмечают день Св. Валентина.

Иерей отметил, что день Святого Валентина в Армении отмечается в ущерб праздникам Армянской церкви, так как люди забывают об исконно армянском празднике Святого Саркиса – покровителя влюбленных и молодежи, а также празднике Сретение Господне (Трндез, отмечается 14 февраля), когда молодожены прыгают через костер для очищения.

Хачатрян также добавил, что Армянская апостольская церковь всегда выступала против проведения праздников, не соответствующих христианскому мышлению. «Мы против таких праздников, как день Св. Валентина или “хеллоуин”, но наше вмешательство происходит только на моральном уровне. Церковь не имеет никакой правовой основы запрещать подобные празднования, она лишь может попросить предпринимателя или организацию отказаться от идеи их проведения», – отметил священник.

При этом, как отмечают сами священники, агитация со стороны церкви дает свои результаты, и армянская молодежь возвращается к своим традициям, преимущественно склоняясь отмечать национальный день Св. Саркиса, как день всех влюбленных, или, по крайней мере, оба праздника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector