Молитва за утонувшего
При опасности потопления
Пресвятой Богородице перед Ее иконой Леньковскою, или “Спасительница Утопающих”
Молитва: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем xристианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим. Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя. Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
Преподобным Зосиме и Саватию Соловецким чудотворцам
Тропарь, глас 4-й: Постническое и равноангельское житие ваше, преподобнии Зосимо и Савватие, вселенней познаны сотвори вас: чудодеяния различными, богоноснии, просвещаете берою призывающия вы и чтущия честную память вашу.
Иной тропарь, глас 8-й: Яко светильницы явистеся всесветлии, во отце окиана моря, преподобнии отцы Зосимо и Савватие: вы бо крест Христов на рамо всемше, усердно Тому последовасте, и чистотою Богови преближившеся, отонудуже притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем: о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Величание: Ублажаем вас, преподобнии отцы Зосиме и Саватие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Молитва: О, преподобнии отцы, велиции заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отъидосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии, избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти, и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте: тако и нас, содержимых во узах вражиих, изьмите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святителю Николаю, апхиепископу Мирликийскому
Тропарь, глас 4-й: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3-й: В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Величание: Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва: О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы « Спасительница утопающих » (Леньковская , Новгород-Северская)
Празднование:
История
В восьми верстах от города Новгород-Северска в Черниговской губернии есть село Леньков, расположенное при реке Десне. В глубокой древности это селение было несколько ближе к городу. В нем существовал храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, почему и доныне то место называется Богородичным. Во время польского нашествия при самозванце с. Леньков и его церковь были совершенно опустошены. Во второй же половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место. Построен и новый храм, посвященный св. Архистратигу Михаилу. В нем и помещается чудотворная икона Богоматери.
Предание говорит, что в этот храм икона Божией Матери перенесена из прежней Богородичной церкви. История явления и прославления этого образа такова.
Против горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, есть на реке Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могут переплыть эту пучину. Очень часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженные хлебом, и становились добычей бездны: круговращение воды своей стремительной силой увлекало их вместе с сопровождавшими их людьми. И вот на этом-то опасном месте однажды обретена была икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие, узрев пречистый образ, взяли его и поставили сначала на горе, против гибельного места. Через некоторое время на этом месте возник вышеупомянутый Богородичный храм. С тех пор пловцы по реке Десне обыкновенно останавливались у села Леньков, сходили на берег и заходили в Леньковский храм. После усердной молитвы перед образом Богоматери они бросали между собой жребий, кому оставаться на барже и плыть с ней через опасный водоворот. Остальные же его товарищи шли пешком по берегу реки до конца страшного места. И благоволение Божией Матери видимо почило на опасном месте со времени построения вблизи него храма в честь Ее имени. Замечено было, что со времени явления иконы Богоматери несчастия с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились.
Икона Богоматери, получившая название «Спасительницы утопающих», по виду своему весьма ветхая: лик Предвечного Младенца даже трудно рассмотреть. Размеры ее: 10 вершков в вышину и 6 в ширину. Усердие верующих украсило этот образ серебряной ризой. Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользуется большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество верующих, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих», глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.
Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих», глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих»
Велича́ем Тя́, Пресвята́я Де́во, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чти́м о́браз Тво́й святы́й, и́мже то́чиши исцеле́ния все́м с ве́рою притека́ющим.
Православная молитва за утопленника Преподобным Зосиме и Саватию Соловецким чудотворцам
Тропарь, глас 4-й
Постническое и равноангельское житие ваше, преподобнии Зосимо и Савватие, вселенней познаны сотвори вас: чудодеяния различными, богоноснии, просвещаете берою призывающия вы и чтущия честную память вашу.
Иной тропарь, глас 8-й
Яко светильницы явистеся всесветлии, во отце окиана моря, преподобнии отцы Зосимо и Савватие: вы бо крест Христов на рамо всемше, усердно Тому последовасте, и чистотою Богови преближившеся, отонудуже притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем: о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Величание
Ублажаем вас, преподобнии отцы Зосиме и Саватие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Молитва Зосиме и Саватию Соловецким чудотворцам
О, преподобнии отцы, велиции заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отъидосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии, избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти, и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте: тако и нас, содержимых во узах вражиих, изьмите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! Ты еси всем xристианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим. Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя. Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых. Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
Молитва Святителю Николаю, апхиепископу Мирликийскому
Тропарь, глас 4-й
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3-й
В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Величание
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Cпасительница утопающих, или о матери, потерявшей сына
Мы никак не могли встретиться, всё время что-то мешало. Честно говоря, я и не торопила встречу, побаивалась бередить старую материнскую рану. А она вот так сразу, без особых вступлений, начала непростой разговор:
— Меня убеждали — время лечит. Да вот что-то не получается. Всё помню, как вчера, в мельчайших подробностях. Моя беда как трофическая язва, всё так же разъедает душу, как и тогда. А ведь двенадцать лет прошло, целых двенадцать лет…
Ирина Александровна Харьковская — врач-логопед. Белый халат, зачёсанные назад волосы, большие, выразительные глаза. Красивая, немолодая женщина, пережившая страшную беду — потерю единственного сына. Но не буду пока про потерю. Буду про приобретение. У неё долго не было детей. И вдруг, когда уже не ждала, не гадала, затаился под сердцем маленький комочек, заявивший о себе восторженно и счастливо: я уже есть, я буду… Радость, ну какая же была радость! Врачи качали головами, говорили о риске, а она не хотела их слышать, знала — выносит.
Сделали кесарево. И родился у Ирины Александровны сын. Назвали Константином. Рождение ребёнка действует на женщин по-разному. Кто-то сокрушается, теперь уж какая учёба, кому-то приходится делить любовь между мужем и новорождённым, кто-то мучительно и долго привыкает к своим материнским обязанностям! Она же — ликовала! Свет в окошке — pодившийся сын. Всё стало вокруг незначительным, не важным, померкли такие ещё недавно желанные прожекты, только он, больше никто. Долгожданный первенец рос и креп на радость родителям. Закончил школу, поступил в медицинский. Вот уже и диплом «обмыли». Пришёл слегка навеселе усатый, взрослый, обнял её, подвёл к зеркалу:
— Ну, матушка, разве я у тебя не красавец? А вместо радости сердце заныло. Вещее материнское сердце, сколько написано о нём, не обманешь его, чувствует. Она вдруг отчётливо ощутила, что всё в жизни сын уже сделал, уже ничего больше не будет, ничего… Мысль: он не будет жить — была такой ясной и сформулированной, что Ирина Александровна прикрыла рукой рот, боясь, что страшные слова произнесутся сами. Потом забыла и не вспоминала до самого отъезда сына на Волгу. Группа выпускников, дипломированные врачи, ехали под Астрахань позагорать, накупаться, порыбачить. Загрузили её автомобиль под завязку, палатки, спальные мешки, коробки с консервами, да ещё она целое ведро беляшей напекла им в дорогу. Вела машину уверенно, спокойно, а сердце ныло, не хотело расставания. А вот и всё.
— Ну, матушка, не скучай, вернусь загорелый, здоровый и дово-о-о-льный.
— Костя, — сказала она тихо, — мне кажется, ты утонешь. — Ну, матушка, ты даёшь, чтобы я, знатный пловец, ну, надумала…
Из сердца выплеснулись те слова, из вещего материнского сердца.
…Какой же русский не любит быстрой езды! Моторка мчалась по водной глади, летела как пушинка, едва касаясь воды. Красивый юноша с удовольствием подставлял загорелое лицо солнцу.
И вдруг на полном ходу выключился мотор, лодку качнуло, и Константин вылетел из неё. Он, правда, кричал, несколько раз крикнул. С берега бросился в воду его друг Андрей Решетников, уже без сознания вытащил его на берег. Встал на колени перед умирающим другом. Взмолился, неверующий, некрещёный, никогда в Боге не нуждавшийся:
— Спаси его, если Ты есть, спаси его! Константин умер.
В тот день, вернее, в ту минуту, когда это произошло, Ирина Александровна была на даче. Вдруг у неё подкосились ноги, стало пусто на сердце, такая немыслимая пустота… Села и не могла подняться. Напрасно звала её старенькая мама, просила включить телевизор. Константин умер некрещёным. И мать бросилась в храм с бедой.
— Чтo делать, батюшка, сын у меня утонул.
— Что же вы хотите…
Холодный, безучастный голос. Она не видела его лица, видела только лаковые туфли. Сердце зашлось в непереносимой боли, она кричала криком, просила, требовала утешения.
Потом случилось непонятное. Она ехала по делам в своём автомобиле и вдруг в районе Сущевского вала, сама не понимая почему, резко развернула машину и поехала совсем в другую сторону. Зачем? Куда? Только возле Знаменского храма у метро «Рижская» перевела дух. Вот, оказывается куда, вот, оказывается, зачем. Вошла в тишину лампадных огоньков, увидела стоящего у амвона батюшку. Упала в ноги.
— Мне плохо. Помогите мне. У меня сын утонул. И опять те же вопросы:
— А вы сами? — Нет тоже.
— Ничего, матушка, ничего. Будем молиться… Он долго говорил с ней, он утешал её скорбь простыми словами, сострадая и плача вместе с ней. Звали священника отец Сергий Вишневский. Он и окрестил её вскоре. И стал ей духовным отцом. Теперь уже крещённая, Ирина Александровна стала молиться об утонувшем сыне. Она сама сложила молитву Божией Матери и каждый вечер плакала и молилась, молилась и плакала. Потом батюшку перевели в Ярославскую епархию, писала ему письма, он ей, когда приезжал в Москву, обязательно звонил, звонит и поныне. Ниточка молитвенной, духовной связи не прерывается.
А в храм пришёл новый батюшка, отец Феодор. И он принял на себя боль несчастной матери. Он-то и сказал, что где-то, то ли в Троице-Сергиевой лавре, то ли в Духовной академии есть икона «Спасительница утопающих». Хорошо бы найти её, если получится. Ещё бы не получилось! Она седлает своего «коня» и гонит его в сторону Сергиева Посада. В растерянности ходит по монастырскому двору, спрашивает про икону, на неё смотрят с удивлением, разводя руками. Уехала ни с чем. Потом поехала опять, мысль об иконе не давала покоя. Пытается попасть в Духовную академию, может там знают, но через проходную пускают не всех. На третий раз она всё-таки попала. По длинному академическому коридору вошла в какой-то кабинет.
— Простите, я ищу икону «Спасительница утопающих».
Человек за столом недоуменно смотрел на неё. — У меня сын утонул, я хочу приложиться к ней. Дверь была приоткрыта.
— Александр! — окликнул человек проходящего мимо семинариста, — Александр, нет ли у нас в музее иконы «Спасительница утопающих»?
— Есть, — ответил семинарист, — в четвёртом зале. И вот её уже ведут к иконе.
Небольшая. Лик Божией Матери скорбен и задумчив. Она прижимает к себе Богомладенца, а он щёчкой прильнул к Матери, доверчиво и кротко. Вот она какая, «Спасительница утопающих». Ирина Александровна встала перед ней на колени и молилась, молилась. Потом достала из сумки листочек с молитвой, которую сама сложила, и положила этот листочек за икону.
— Матушка, — семинарист Александр стоял рядом. — Матушка, у вас беда какая-то?
— Сын утонул, в Волге…
— В Волге? ! — вскрикнул Александр, — в Волге! Я же, матушка, сам в Волге тонул.
Рассказал. Чудесный летний день. На моторке поехали на прогулку. На середине реки решили бросить якорь, нога Александра запуталась в тяжёлых цепях и он улетел вместе с якорем в воду.
— Помню, как диск солнца такой яркий, пронизывающий воду, стал темнеть и удаляться. Я пошёл ко дну. Взмолился! А разве до того вспоминал о Боге? Жизнь прожигал, о будущем не думал. Взмолился: «Помоги Господи, если спасёшь меня, всю оставшуюся жизнь Тебе служить буду». И боль страшная, кусок мяса на ноге вырвало якорем и я освободился от его пут. Кровь, боль страшная, но жив…
Он сдержал слово. Поступил в семинарию. Теперь вот закончил её и служит на приходе под Саратовом. Интересно: семинарист Александр шёл мимо раскрытой двери именно в ту минуту, не раньше, не позже. И он, именно он, переживший страх утопающего человека, подвёл Ирину Александровну к иконе. Для неё это было Божиим промыслом. А для него?
— Спасибо, вы ведь мне путь к иконе указали. Я и не вспоминал о ней. Теперь буду каждый день приходить сюда и прикладываться.
С тех пор она приезжает сюда постоянно. Её уже знают, разрешают приложиться к иконе. Один раз церковно-археологический кабинет оказался закрытым и одна из сотрудниц музея вынесла икону Ирине Александровне. — Прикладывайтесь. Здесь её принимают тепло, участливо, сострадая. Здесь, у иконы, она отогрела своё изболевшееся сердце, здесь первый раз примерила к себе мысль о том, что жизнь продолжается, и она должна жить памятью сына, своей работой, своими непростыми земными проблемами. И здесь она вымолила себе сон.
Яркая зелень лугов, цветы, бирюзовое небо. Пиршество красок, от которых щурятся глаза и ликует сердце. И её сынок маленький, весёлый, непоседливый. Они бегают по прекрасному лугу, и так им сладко, так хорошо, так беззаботно. Проснулась с лёгким сердцем и с лёгким сердцем прожила день. Отсвет того красивого сна осветил истомившуюся душу. Ему хорошо там… Вскоре к ней пришёл друг Константина, Игорь Заика.
— Я хочу окреститься, Ирина Александровна, будьте моей крёстной матерью.
Она согласилась. Потом пришёл Руслан Ершов с женой Ольгой с той же просьбой. Потом крестился Андрей Решетников, кричавший в тот страшный день: «Спаси eгo!» — и разуверившийся в Божией помощи. Видимо, пример матери погибшего друга, развернувшей однажды свой «Жигуль» в сторону храма, оказался единственно правильным в этой непростой, путаной жизни, где многое становится понятным только через страдания и чёрную беду. Она стала крёстной матерью и друзьям Константина — Виктору Скопинцеву, Сергею Шарапову, Ирине Матросовой.
Сейчас у неё пятнадцать крестников. Друзья Константина, их жёны, их дети, сотрудники Детского Центра восстановительного лечения № 7, где она работает, даже бывшие одноклассники. — Может, нельзя так много? — спрашивает батюшку. — Просят, соглашайся, — благословляет.
Всех их она приводит в Знаменский храм, теперь очень любимый ею. Мать некрещёного сына, вымаливающая у Господа и Пречистой Его Матери прощение за свою близорукость, она привела к крестильной купели его друзей. Материнский долг реализовала в своих крёстных детях. А икона «Спасительница утопающих» по-прежнему её главная икона.
— Я чувствую её поддержку постоянно. Бывает, подкатят думы, боль в сердце, терзаю себя, представляю, как он тонул, и вдруг как будто рука чья-то отодвигает от меня худые думы, и сердце затихает в надежде на великую Божию милость.
После рассказа Ирины Александровны я стала искать об иконе «Спасительница утопающих» хоть какие-нибудь сведения. Узнала, что недалеко от Новгород-Северска в Черниговской губернии на берегу реки Десны было село Леньково. И был на Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями переплывали ту пучину.
Случалось часто, что в этот водоворот попадали огромные гружённые хлебом, баржи. Воронка засасывала их и они становились добычей бездны. И вот на этом-то опасном месте к берегу приплыла икона. Верующие люди сначала поставили икону на горе, напротив гибельного места. Потом построили храм. С тех пор все суда, шедшие по Десне, останавливались у села Ленькова, и люди шли в храм. После усердной молитвы, они бросали жребий перед чудотворным образом, кому оставаться на барже и плыть через опасный водоворот. Остальные же шли пешком по берегу и несчастья прекратились. Вот и всё, пожалуй.
А ещё говорят, что Волга в нижнем своём русле очень жестокая и непредсказуемая. Она забирает утонувшего с собой в страшную пучину и не возвращает страдающим родственникам. Кто знает, какую последнюю молитву возносил Константин Харьковский, борясь с пучиной, может просил он милости Божией Матери к своей любимой матушке. И Волга-река вернула тело сына, и оно захоронено теперь и на могилу к нему ходят все, кто любил его, кто любит и помнит. Говорят, что материнская молитва со дна моря достаёт. А я бы сказала, что материнской молитвой можно отмолить невозможное. Константин погиб некрещёным.
Мать принимает святое крещение и встаёт на молитвенный подвиг. Она молится за сына, за то, чтобы ей были дарованы силы жить. И вместо некрещёного Константина у неё появляются её крёстные дети, за которых она в ответе теперь перед Господом. И все её, теперь уже крёщеные, дети молятся за некрёщеного Константина, молятся друг за друга, и за свою замечательную крёстную мать. Она учит их любить Господа, жить по совести и не отчаиваться, никогда не отчаиваться. Потому что отчаянье — грех, отчаянье от неверия в Господа. А если с верой…
Недавно в иконной лавке Ирина Александровна купила маленькую иконочку «Спасительница утопающих». Обрадовалась несказанно. Теперь есть у неё дома свой образок, а тот другой, в Академическом музее продолжает навещать. Написанная её рукой молитва — маленький листочек — за иконой. Божия Матерь хранит этот листочек от чужих глаз, как хранит она от отчаянья материнские сердца, всегда посылая им надежду.
Н.Е.Сухинина «Куда пропали снегири?». М., 2006 г.
Примечание. Православная практика молитвы не знает такого способа — наше обращение к Богу должно быть личным, а записка, положеная за икону, есть свидетельство маловерия, сомнения в том, что Всемогущий Господь слышит наше личное обращение.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- поздравления,с праздником (1)
- поздравления,с праздником (1)
- интересно знать (1)
- лунные календари (1)
- гадание, карты Таро (1)
- гороскоп (1)
- заговоры,ритуалы (1)
- музыка (1)
- здоровье (1)
- бизнес (1)
- аюрведа (1)
- вяжем детям (1)
- библия (0)
- Лиру (0)
- автары,схемы (0)
- вязание (1)
- дизайн (1)
- журнал,вязание,рукоделие (2)
- интересное (1)
- компьютер, программки для пк (2)
- красота и здоровье (1)
- кулинария (1)
- лирика (1)
- магия (1)
- молитвы (1)
- народные советы,рецепты, (1)
- познавательно (1)
- полезные советы (1)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Радоница, чтобы поминать самоубийц, утопленников, некрещеных.
Вторник, 21 Апреля 2015 г. 10:46 + в цитатник
Радоница, чтобы поминать самоубийц, утопленников, некрещеных.
Близится особый день — 21 апреля – Радоница или Радуница. Наши предки славяне называли этот день Родоница. Встречаются и другие, похожие на эти, названия этого дня. Радоница – день особого поминовения усопших, особый поминальный день. Этот день выделяется во многих народах, с глубокой древности, и признается Радоница в том числе и христианством. Радоница — это единственный день во всем году, когда по православным традициям возможно в храме поставить свечку за умершего некрещеным, самоубийцу и других умерших родственников или близких, поминовение которых церковью в другие дни не разрешается. Такие люди православной церковью не признаются «своими», и найти помощь у священников при желании родственникам чем-то помочь такому умершему часто оказывается практически невозможным. Речь идет не только о самоубийцах, но и о людях, к примеру, утонувших при невыясненных обстоятельствах. О людях, пропавших без вести и при неизвестных обстоятельствах, о людях, чье тело не найдено. О людях, не похороненных по христианским обычаям. О неупокоенных мертвых. Также речь идет о людях, которых было принято раньше хоронить вне пределов кладбища – убийц, маньяков, насильников и прочих, погрязших в грехах и не раскаявшихся перед смертью («злые души»). Иногда священники (согласно апостольским правилам) на отпевание не допускают иупокоившихся в свой срок и своей смертью, крещеных, называвших себя христианами при жизни, но не бывавших в церкви часто. К примеру, полгода до смерти не был в церкви – нет тебе отпевания. Считается, что человек этот также умер в безверии, нехристем, а следовательно он не «наш», не принадлежит к нашему эгрегору. Таковы правила православия, и не нам с вами их судить. Вопрос в том, что же делать родным и близким, спрашивающим:
- «Как помочь самоубийце?»
- «Можно ли поминать самоубийц?»
- «Как поминать утопленников?»
- «Умер некрещеный, а я православная – как поминать» и прочие.
Возможно, ответ вы найдете в этой статье, и сможете продуктивно провести Радоницу в этом году.
Радоница, чтобы помочь самоубийце.
Поминают ли самоубийц? Как и когда поминать самоубийц? Священники православной церкви советуют о таких молиться самостоятельно в домашних условиях, но считают это делом абсолютно безнадежным и, мало того, опасным для самого человека, который желает помочь такому умершему. Причем, речь не о Радонице, а вообще. « Конечно, вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако обязательно возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте — это добром не закончится», — таков приблизительный ответ. Православие обладает примерами того, что самоубийцы были прощены за этот страшный грех – имеются несколько примеров, когда святой при своей жизни вымаливал самоубийцу. Конечно, у святого большой запас милости Божьей, который он сам заслужил и который он может отдать в плату вместе со своей усердной молитвой за такого человека по своему желанию. К примеру, Серафим Саровский после того, как отмолил юношу-самоубийцу,сам заболел на несколько месяцев, но он знал, на что идет и сам желал помочь самоубийце.
Вот вам пример нашел в мультфильме, когда спасенные монашки отмолили своего некрещеного нехристя-спасителя. Мультик с юмором, но суть в том, что у монашек также есть свой запас милостей Божьих, которые они ему и отдали за его спасение. Рад ли он был этому факту – смотрите и не воспринимайте серьезно.
Если же продолжать эту тему серьезно, то это дело каждого лично решать, что делать с таким умершим, от которого церковь отказалась. Часто советуют просто забыть о них. Раньше таких умерших хоронили за пределами кладбища селения, в особо удаленных местах. Если кладбище располагали поближе, то хоронили таких людей, наоборот, подальше.
Причем, такие места старались обходить стороной, и без особой нужды не ходить на то удаленное кладбище. Сейчас же самоубийц беспрепятственно можно захоронить вместе со всеми, что не совсем правильно. Почему это имеет значение? Там, куда попадают души самоубийц после смерти, скажем мягко, им не совсем хорошо. Также сильно мается и энергооболочка самоубийцы, остающаяся при теле возле могилы . Большая часть эмоций после смерти искажается, упрощается или отмирает вовсе, и очень часто как энергооболочка самоубийцы, так и его душа «обозляются», перерождаются в падших существ, становятся зверо- или демоноподобными и могут нападать на живых. Душа самоубийцы, осознавшая свою посмертную участь, очень не хочет покидать землю, и по возможности старается всеми правдами и неправдами «зацепиться» на земле. К примеру, она может подселиться в человека, проходящего мимо ее могилы, вызвав таким образом одержимость, бесноватость. Энергооболочка находится возле могилы самоубийцы, а душа его может посетить могилу, места жизни и смерти лишь в этот единственный день в году – на Радоницу. Если же этой душе не дозволено выходить вообще из мест ее посмертного пребывания (за особые проступки), то она может лишь на Радоницу услышать обращенные к ней слова, вопросы, молитвы о ней и иметь возможность ответитьспрашивающему. Лишь один день в году, на Радоницу! Это объясняется особой энергетикой этого дня и тем, что грань между «нижними» частями Нави и Яви на Радоницу особенно истончена.
Итак, решение за вами, помогать ли такому умершему. Но если вы все-таки решили помочь самоубийце или утопленнику, или некрещеному, то не пропускайте Радоницу. На Радоницу сходите в церковь, помолитесь об этой душе, поставьте свечу за упокой этой души. Можете взять просфору и попробовать причастить такую душу, оставив ей просфору на могиле.
Единственное примечание, которое считаю важным для вашего понимания, такое. Так называемые злые души не поминают у себя дома, тем более на Радоницу! К примеру, если самоубийство умерший свершил дома (в вашем доме или квартире, где вы живете), то не следует оставлять в этом же доме еду для него (хлеб, мед и прочее). Не следует «прикармливать» его в доме; это особое место для такой души – место его смерти. Не допустите ошибку.Душа или энергооболочка окрепнет от предложенной ей еды, наберется сил и может начать мучать живых, нападать, «срывать свою злобу» на живущих в этом доме. В этом случае вам придется ее изгонять.
Если ваш покойный родственник или знакомый утонул при невыясненных обстоятельствах, или тело его не было найдено и не было захоронено, и вы желаете помочь душе утопленника, то также не пропускайте Радоницу. Если могила есть, то идите в Радоницуна его могилу. Если же тело не нашли, то на Радоницу вам нужно сходить к тому водоему, в котором утонул ваш утопленник – озеро, речка, море. Или же к тому водоему, который имеет сообщение с тем; например, утонул в Черном море, но это море далеко от вас, зато у вас есть возможность сходить к берегу Днепра, Днестра или другой реки, впадающей в него, то вам туда легче и удобнее будет сходить помянуть утопленника. К слову, также поминают на Радоницуи других умерших без найденного и захороненного по обычаям тела – если пропал в горах, то идут к подножию горы, если в лесу, то – к лесу, если в болоте, то к болоту и так далее. Итак, чтобы помянуть утопленника, в Радоницувы пришли к водоему. Возможно передать еду мертвому двумя способами – на лодочке или без нее; это зависит от традиции и не умаляет сам результат.
1. Если без лодочки, то сначала пустите по волнам лепестки живых цветов, затем бросьте в воду скорлупу вареных яиц, после этого в воду кладут хлеб с медом. При этом думают о человеке, просят весточку от него.
2.Если у вас есть лодочка, то положите в нее лепестки живых цветов, поставьте зажженную свечу, раскрошите скорлупы вареных яиц, положите также хлеб с медом. Если утопленник курил при жизни, то можно поставить в лодочку зажженную сигарету. Также иногда кладут в эту лодочку записку с именем утопленника, а в новое время и его фотографию – это на ваше усмотрение.
Почему именно такой «набор»? Считается, что лепестки цветов кладут для того, чтобы утопленник имел возможность слышать вас. Скорлупа вареных яиц нужна для того, чтобы он смог получить весточку от вас и ответить вам (это как «письмо водяному царю»). Хлеб с медом – это то, что жаждут мертвые, чтобы утолить свой голод. По старому обычаю без хлеба с медом к мертвым не шли.
Также вы можете помолиться на Радоницу в храме о таком мертвом, или же дома. Можно также дома оставить для него воду, хлеб и мед, зажечь свечу. Лучший вариант — разжечь вечером на Радоницукостер, как было рассказано, и покормить таким образом. Кстати, если на Навий день предпочтительно в костер бросать ветки ясеня, чтобы мертвый согрелся, то на Радоницу кидают тисовые ветки. Если не найдете таких, используйте имеющиеся. После костра ложитесь спать. Возможно, утопленник придет к вам с весточкой в сон. Обычно они «отзываются» на обряд не в ту же ночь, а считается, что весть вашу они получат до Русалочьего дня и затем смогут ответить, дать вам весточку о том, как им там и чем вы можете им помочь, как облегчить их посмертную участь. Кроме того, вечером перед сном на Радоницуу окна поставьте зажженную свечу – она укажет мертвому путь к вам домой, а также отгонит нечистую силу, которая может прийти, приняв облик мертвого.
Отмечу также отдельно о неупокоенных душах, которыми часто являются умершие не в свой срок, погибшие, убитые, павшие в бою и прочие. Таким обрядом на Радоницу вы можете спросить у самой этой души, что же ей необходимо для ее упокоения. Часто оказывается, что есть у такой души какое-то незаконченное дело, из-за которого она не может обрести покой, и, возможно, вы единственный, кто сможет ей помочь. Это вполне может быть не сложно для вас, но очень важно для этой души. Сделаете то, что ее держит, закончите за нее это дело, и ей станет значительно легче. Узнать о том, что ее держит, можно описанным способом только на Радоницу.
Итак, теперь вы знаете, когда можно поминать самоубийц, некрещеных, утопленников и прочих. Знаете, что для этого и есть Радоница или Радуница. Знаете, как помочь самоубийце, как поминать самоубийцу, как поминать утопленника. Добавлю еще, что обо всех умерших не так, «как должно», в одной статье не напишешь и однозначно все не скажешь, что и с кем после смерти. Каждый случай неповторим и часто требует индивидуального подхода и рассмотрения. Но сделать на Радоницу такое поминовение можно для любого умершего без исключения.