Молитва зажигания свечей - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Молитва зажигания свечей

Зажигание свечей в честь субботы и праздника

И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он — Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье — счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями.

Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.

Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).

Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.

Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: “Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления” (трактат Шабат, 118б).»

1. Кто зажигает свечи?

Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.

Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.

2. Количество свечей

Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

3. Время зажигания

Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей — плаг а-минха; самое позднее — несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.

Поскольку время таг а-минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.

В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно — и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) — читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.

Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тсв (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).

Во второй вечер йом тов (например, в Рош а-Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.

Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин*.)

4. Работа и еда после зажигания свечей

С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.

Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, вктючаюшее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).

После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.

В отличие от женщины мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.

В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а-минха — см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно бить очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)

5. Благословения на зажигание свечей

Благословение на зажигание субботних свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.

Благословение на зажигание праздничных свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:

ברוך ארנה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להןליק נר של יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Иом-Кипура.

К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре — седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם שהחינו וקימנו להגיענו לזמן הזה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ше-эхеяну ве-кийману ве-игияну ла-зман а-зе

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.

6. Когда произносится благословение?

Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после это о зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.

Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи — чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.

При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.

Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.

7. Место зажигания свечей при трапезе вне дома

Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а-минха (см. п. 3, а также п. 4 — о работах после зажигания субботних свечей).

При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.

Другая возможность — насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.

Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы. Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).

Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.

8. Зажигание свечей в больнице

Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.

Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надс в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свет зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).

Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем в комнате медперсонала).

* Эрув тавшилин — это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение.

Читайте также:  Молитва о здравии дедушки

Э. т. дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Э. т. съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).

Молитва на зажигание Свечей в шаббат

Зажигание свечей в шаббат

Существует субботняя молитва о зажигании свечей. И вот я слышала, что она некорректная, поскольку якобы Всевышний не заповедал зажигать свечи в шаббат. Хочу узнать ваше мнение — стоит ли ее использовать, и откуда вообще взялась эта традиция?(Алина)

Попробуем ответить относительно того, что заповедал Всевышний в шаббат.

Есть пять мицвот (заповедей), которые предписаны по традиции еврею. Две позитивные и три запрещающие.

Отдых в субботу. «А в седьмой день отдыхай» (Шмот, 23:12)

Делать шабат святым. «Помни день субботний, чтобы его освящать» (Шмот, 20:8).

Ну, понятно, что тут есть повод для творчества — как именно освящать и как именно отдыхать.

Запрещено работать в субботу. «Не делай никакой работы в шабат» (Шмот, 20:10).

Ну, на тему — что есть работа, а что таковой не является — тут те, кто ее создают, нашу традицию, не устают трудиться до сегодняшнего дня и продолжают выносить решения, что является работой, а что нет.

Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. Шмот 16:29 «Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день«

Опять таки, мы были в пустыне, а не в городе, ну и понятно, что дистанция субботнего пути была не указана, и 2000 локтей, так сказать, это творчество мудрецов.

Ну вот собственно мы и добрались до огня.

В субботу запрещено зажигать огонь. Шмот, 35:3 «Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу»

Итак, мы можем видеть запрет на зажигание огня.

Шмот, 16:23 И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра

Ну, понятно, и приготовление пищи, так как оно было связанно с разжиганием огня. Итак, пять основных, на этом все не заканчивается.

Итак, где же мы можем видеть заповедь зажигать, когда мы видим заповедь не зажигать и откуда взялась традиция зажигать, когда есть запрет не зажигать?

Думаю, что все достаточно просто. Вся семья собирается на праздничный ужин, который предстоит провести в темноте, из-за запрета зажигать огонь. Не проще ли приготовиться к этому и зажечь огонь, когда это еще можно делать до наступления шаббата? Так что, традиция зажигать свечи субботы, чтобы не кушать в темноте, думаю, возникла из запрета зажигать огонь в шаббат.

Вернемся еще к одной из заповедей святить шаббат. Святить, отделить его от всех остальных дней — отсюда и появилась традиция отделения (освящения), когда мы встречаем и провожаем шаббат. Перед наступлением шаббата мы зажигаем свечи и молимся, после того как шаббат подошел к концу, мы также молимся и зажигаем свечи.

Таким образом, мы не только встречаем субботу, но и провожаем ее, отделяя ее с двух сторон от всей недели.

Люди слыхали о встрече субботы, но большинство не слыхали про авдалу (проводы).

Так что, если вы разделяете дни для Господа, можете читать молитву в начале субботы и в ее конце, ну для того, чтобы отделить шаббат.

Можно так же молиться каждое утро и каждый вечер, — тоже, как мне кажется, неплохая практика :), может при этом не сопровождаться зажиганием свечей.

Ну, если понравиться — можете зажигать.

Рим.14:6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Так что, если вы решите зажигать свечи в шаббат и молиться — не согрешите, если этого делать не будете, тоже не согрешите, поступайте по удостоверению своего ума.

В общем, как я понимаю, Всевышнему доставляет удовольствие, когда вся семья собирается за праздничным столом, благодарит Его за то, что Он дал, благословляют Творца, отец благословляет детей и жену. Лично я ничего плохого в этом не вижу — семья вместе, дети видят правильный порядок вещей в доме. Как мне кажется, неплохая традиция.

Всем евреям дано особое счастье – время шаббата, которое возносит наш народ над серыми будничными днями. Когда приходит шаббат, наше сердце наполняет святость таким же образом, как огонь зажжённых свечей, освещает наш дом. И тогда мы с радостью приветствуем своих родных и близких словами: «Шаббат шалом!».

В трактате Шаббат, 119 б рассказывается о том, как в пятницу, когда человек идёт домой после синагоги, за ним следуют: ангел доброжелатель и осуждающий ангел. И в случае, если у него дома они увидят горящие свечи, праздничный стол, а также подготовленную постель, то добрый ангел произносит: «Пусть будет воля Всевышнего, чтобы так же было и в предстоящий шаббат».

И злому ангелу ничего не остаётся, как подтвердить: «Амэн». Сегодня многие семьи начинают соблюдать шаббат, но при этом ещё далеки от полных законов этого дня. Они делают каждый шаббатзажигание свечей и на своём уровне ощущают одухотворённость, а также святость субботы. Но, как сказал Шимон раби бар-Йохай, только когда евреи достигнут соблюдение двух безупречных шаббатов, они смогут заслужить избавления.

1. Кто может зажигать свечи в шаббат?

Зажечь свечи в шаббат, пятницу, может любой еврей, но, как правило, эту заповедь совершает женщина, хозяйка домашнего очага. Она это делает за всех членов семейства. Если женщина в силу каких-то причин не может зажигать свечи, вместо неё это делает хозяин семьи. Одинокие мужчины вынуждены также зажигать свечи и делают это самостоятельно.

2. Какое должно быть число свечей?

Обычно в шаббат зажигают не менее двух свечей. Есть такие женщины, которые прибавляют по свечке на каждого из своего ребёнка.

3. В какое время можно выполнять в шаббат зажигание свечей?

Самым ранним временем для того, чтобы зажечь субботние свечи считается плаг а-минха; самым поздним – время за несколько минут перед тем, как зайдёт солнце. Но, если солнце уже зашло, свечи зажигать запрещается, потому что в этот момент набирают силу шаббатние законы. Известно также то, что время шаббата может изменяться, это зависит от места расположения, а также от времени года. Обычно специальные расписания, включённые в состав еврейского календаря, содержат информацию об этом.

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат

Благословен, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечи субботы.

В субботу существует такая традиция: читать молитву прошение за мир и благословение дома, мужа и детей. Чтобы они ходили правильными путями, которые описаны в Торе. Есть ещё некоторые причины, по которым зажигаются свечи в шаббат. Первая причина: ради спокойствия, мира и согласия в доме. А вторая: огонь свечей создаёт торжественную атмосферу и поднимает настроение, то есть, доставляет удовольствие.

Задайте свой вопрос

Контакт центр: 7 (968) 4354360 / 38 (096) 2271625 с 9:00 до 22:00.

Молитва после зажигания свечей

«Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, смилостивиться надо мной, и над всеми моими близкими, и дать всем нам и всему Израилю дни долгой и хорошей жизни, и помнить о нас ради благополучия нашего, и ниспослать нам спасение и милосердие, и благословить нас великими благословениями, и поддерживать мир в домах наших, и не удалять Свое присутствие из среды нашей, и удостоить нас того, чтобы мы вырастили детей и внуков наших умными и мудрыми, любящими Вс-вышнего и боящимися Его, людьми честными, святым семенем, людьми, верными Вс-вышнему и освещающими весь мир Торой и добрыми делами во всем своем служении Творцу!

Вопросы-ответы

Иногда так случается, что есть какой-нибудь важный вопрос, но не знаешь, кому его задать, чтобы получить правильный ответ. В этом разделе мы предлагаем Вам ответы компетентных раввинов с проектов “rabbi.ru”, которые посвящены тому, как правильно зажигать субботние свечи.

1. Уважаемые раввины, скажите пожалуйста, прописана ли заповедь зажигания субботних свечей в Торе или это традиция. Спасибо. Зажигание свечей в кануны суббот и праздников – не заповедь Торы, а постановление мудрецов. Цель которого – создание атмосферы мира и спокойствия в доме. В субботы и праздники запрещено зажигать огонь. Горящие свечи помогут не ходить в потемках (со всеми вытекающими неудобствами). К тому же – что может быть более уютным и романтичным, чем трапезы при свечах 2. Если я опоздала зажечь субботние свечи на час, лучше их совсем не зажигать или все же можно зажечь? – Зажигание свечей, когда Суббота уже началась, является нарушением Субботы. После захода солнца зажигать свечи уже нельзя. 3. Являются ли горящие свечи мукце? – Горящие свечи в Субботу нельзя переносить ни при каких обстоятельствах. 4. Cколько субботних свечей должна зажигать женщина не бывшая замужем и не имеющая детей , и у которой в настоящее время нет друга? -1 свечу -Если ты сама зажигаешь, то нужно зажечь 2, но если кто то еще зажигает вместе с тобой, то одну. “Чтобы лучше исполнить эту заповедь, желательно зажечь как можно больше свечей. Но, во всяком случае, их не должно быть меньше двух. Две свечи символизируют два аспекта заповеди о субботе – исполнение всех предписаний Торы о ней и всех запретов, связанных с ней. Два этих аспекта Тора выражает двумя различными словами в первом изложении Десяти заповедей в книге Шмот и в его повторении в книге Дварим: “Помни день субботний, чтобы освятить его” (Шмот, 20:8), “Храни день субботний, чтобы освятить его” (Дварим, 5:12). Кроме того, согласно Кабале, два эти аспекта заповеди о субботе указывают на основу семьи – супружескую пару: завет “помни” олицетворяет мужа, а завет “храни” – жену.” (Кицур Шульхан Орух. Глава 76.2 ) 5. Какое количество свечей замужняя женщина должна зажигать перед наступлением субботы? -По закону замужняя женщина зажигает перед субботой две свечи: одну в честь заповеди “Помни день субботний” и одну в честь заповеди “Береги день субботний”. Существуют различные обычаи женщин, зажигающих дополнительные свечи, главное, чтобы количество свечей не уменьшалось. Один из распространенных обычаев это добавление свечей сверх двух обязательных по количеству детей в доме. 6. Когда нужно зажигать свечи в субботу? Важно ли точное время для этого или можно его определять приблизительно? -Сейчас проблемы с определением времени нет. Есть календари, где охвачены почти все города СНГ. Конечно можно зажечь свечи раньше времени, важно, чтоб они догорели до трапезы. Но есть опасность зажечь их после. Зажигать свечи спустя 18 минут после указанного времени – категорически запрещено. [если так уже произошло (Вы не успели зажечь свечи до истечения 18 минут после указанного времени), то до времени ВЫХОДА ЗВЁЗД Вы можете попросить нееврея зажечь их для вас, и Вы сможете произнести благословение ] 7. Когда начинается Суббота: с момента зажигания свечей или в то время, на которое назначен миньян в синагоге (единственный миньян в городе)? На каком расстоянии не действует время миньяна, если вообще действует? -Шабес начинается (самое позднее) с заходом солнца, однако, можно принять его с зажиганием свечей (за 18 мин. до захода, а в Иерушалаиме за 40), а можно и за 72 минуты до захода (плаг минха). Но если миньян собрался раньше и принял шабес, а другого не будет, то для жителей всего города шабес начинается с того момента когда этот миньян произнес “Борху” . Но это при условии что этот миньян действительно принял на себя шабес. и намеревается его соблюдать 8. Почему положено зажигать субботние свечи именно за 18 минут до захода солнца? Кто и когда так решил? Так и было сказано сразу «за 18 минут» или время измеряли как-то по-другому? – Существует обязанность добавлять от “будничного”. В том числе от времени будней – к субботе . В принципе, достаточно считанных минут. Но конкретное время каждая община может устанавливать на свой вкус. В соответствующей литературе рекомендуется пол- и треть часа. А 18 минут это действительно, как Вы угадали, другая мера времени – “время, необходимое для того, чтобы пройти миль (примерно километр)” – весьма принятая в галахической литературе. Именно она и получила наиболее широкое распространение. 9. Если женщина пришла домой в пятницу до захода солнца, но после установленного времени зажигания свечей, то как она должна поступить? Если за нее вовремя свечи зажег кто-то другой – другая женщина или муж, то в какой момент для нее наступает Суббота (и, соответственно, действуют субботние запреты)? – Если женщина уверенна, что солнце еще не зашло (и что большая часть евреев данного города еще не приняли на себя субботу) – ей следует самой зажечь свечи, мысленно пообещав себе стараться больше никогда не опаздывать. Суббота, для не зажегшей свечи женщины наступает в момент, когда она ее на себя мысленно примет (лучше всего), или в момент принятия ее большинством жителей данного города (если она не приняла субботу до этого сама) или в момент астрономического захода солнца (если большинство горожан не принимают субботу до этого). 10. Почему сказано, что женщина, забывшая один раз зажечь субботние или праздничные свечи, должна потом всю жизнь зажигать на одну свечу больше? Разумеется, в жизни бывают ситуации, когда одна оплошность оборачивается несмываемым позором, но зачем это нужно в данном случае? – Это только лишь обычай. Поэтому, если зажигать дополнительную свечу Вам сложно или не удобно, – это не обязательно (хотя если суть неудобства заключается в том, что это вызовет неприятное удивление, – можно дополнительную свечу зажигать в другой комнате). В оправдание же такой меры могу лишь предположить, что она, для религиозной женщины, весьма эффективна. 11. Мой муж еврей, и в большей степени для него, чем для себя хотелось бы в доме соблюдать еврейские традиции, например, зажигание свечей.Как правильно нужно зажигать свечи в субботу, нужно ли их гасить через какое-то время или они должны догореть сами, какой величины, цвета и формы должна быть свеча или это не имеет значения? Заранее благодарна за ответ. – Если я правильно понял, Вы нееврейка? В таком случае нет никакого смысла в том, чтобы Вы зажигали субботние свечи или соблюдали какие-то другие еврейские традиции. Но если Вам это интересно, субботние свечи зажигают минут за 18 до захода солнца вечером с пятницы на субботу. После чего евреям уже запрещены, среди прочего, любые манипуляции с огнём, включая, естественно, тушение . Желательно, чтобы свечи были такого размера, чтобы горели до конца субботней трапезы, которой ещё предшествует достаточно длительная молитва. Короче, как минимум, свечка часа на 3-4. 13. Скажите, можно ли при зажигании шаббатних свечей гасить спичку, если благословение на зажигание свечей еще не было произнесено? – Да, именно так и нужно делать. Исключение – когда йом-тов выпадает на канун шабата. 14. Я в шабат зажигаю 6 свечей – 2 за себя и 4 за сыновей, а могу я зажигать за внучку? Большое спасибо за ответы. – Можете, что, разумеется, не освободит саму внучку от этой заповеди. 15. Свечи надо зажигать, начиная С “за 18 минут до указанного в календаре времени” ДО “указанного в календаре времени” ИЛИ С “указанного в календаре времени” ДО “через восемнадцать минут после указанного в календаре времени”? Я пыталась выяснить это у многих, и все говорили: зажигай ровно в указанное время. Но это не всегда возможно. Я помню, что учила несколько лет назад, что существует этот самых промежуток в восемнадцать минут, но вот забыла, “до” он или “после”. Пока на всякий случай зажигаю “до”, но хотелось бы знать, как на самом деле. – Вы делаете правильно, поскольку “после” появляется опасность задержаться до захода солнца, что грозит нарушением шаббата. На зажигание “до” тоже есть ограничения, но минут двадцать до обычного времени уже можно зажигать всегда без проблем.

Читайте также:  Молитва на торговлю серафиму вырицкому

Благословения до зажигания свечей

Красиво оформленный текст молитв, которые говорят при зажигании ханукальных свечей, можно скачать тут.

Перед зажиганием Ханукльных свечей в первый день говорят три благословения: 1) «Леадлик нер шель ханука» (… зажигать ханукальную свечу); 2) «Ше-аса нисим» (… Который сделал чудеса)…; 3) «Шеехеяну» (… «Который дал нам дожить»).

Заберем подробней эти благословения.

Первое благословение

В первом благословении мы прославляем Творца за заповедь о зажигании свечей.

בָּרוּךְ אַתָּה אֲדֹנָי אֱלֹ-הֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר חֲנֻכָּה

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать ханукальную свечу.

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, Ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер Ханука.

Второе благословение

Во втором благословении мы прославляем Творца за чудеса, которые Он сотворил с нашим народом во время Хануки.

בָּרוּךְ אַתָּה אֲדֹנָי אֱלֹ-הֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם שֶׁעָשָׂה נִסִּים לַאֲבוֹתֵינוּ בַּיָּמִים הָהֵם בַּזְּמַן הַזֶּה

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-аса нисим ле-авотейну бе-ямим hа-hем ба-зман hа-зе.

Третье благословение

В третьем благословении мы прославляем Творца за то, что Он удостоил нас дожить до этого времени.

בָּרוּךְ אַתָּה אֲדֹנָי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם שֶׁהֶחֱיָנוּ וְקִיְּמָנוּ וְהִגִּיעָנוּ לַזְּמַן הַזֶּה

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который дал нам жить и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-hехейану ве-кийману бе-hигийану ла-зман hа-зе.

Если еврей забыл сказать благословение Шеехеяну в первый день, он может сказать его в один из последующих дней.

Благословения для того, кто не зажигает ханукальные свечи

Тот, кто не зажёг по какой-то причине ханукальные свечи и не намеривается их зажечь этой ночью, и для него не зажигают свечи дома, видя хунакальные свечи, которые были зажжены другими евреями, должен сказать благословение Ше-аса нисим, а в первую ночь также Шеехияну.

В каком порядке зажигают?

В первую ночь следует зажечь самую правую свечу.

Во второй день слева от неё следует добавить дополнительную свечу, и с неё начать зажигание свечей.

Так каждую дополнительную ночь следует добавлять новую свечу слева, и зажигать их по порядку слева направо.

Молитва после зажигания свечей

После зажигания свечей говорят молитву: «А-нерот алалу ану мадликим».⁠⁠⁠⁠

הַנֵּרוֹת הַלָּלוּ אָנוּ מַדְלִיקִין עַל הַנִּסִּים וְעַל הַנִּפְלָאוֹת וְעַל הַתְּשׁוּעוֹת וְעַל הַמִּלְחָמוֹת. שֶׁעָשִׂיתָ לַאֲבוֹתֵינוּ בַּיָּמִים הָהֵם בַּזְּמַן הַזֶּה. עַל יְדֵי כֹּהֲנֶיךָ הַקְּדוֹשִׁים. וְכָל מִצְוַת שְׁמוֹנַת יְמֵי חֲנֻכָּה. הַנֵּרוֹת הַלָּלוּ קֹדֶשׁ הֵם. וְאֵין לָנוּ רְשׁוּת לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶם. אֶלָּא לִרְאוֹתָם בִּלְבָד. כְּדֵי לְהוֹדוֹת וּלְהַלֵּל לְשִׁמְךָ הַגָּדוֹל עַל נִסֶּיךָ וְעַל נִפְלְאוֹתֶיךָ וְעַל יְשׁוּעָתֶךָ

Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коhенов Своих; и все восемь дней эти Ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое

hа-нерот hа-лалу анахну мадликим ал-hа-нисим ве-ал-hа-нифлаот ве-ал-hа-тешуот ве-ал-hа-милхамот, ше асита ла-авотейну ба-йамим hа-hем ба-зман hа-зе, ал-ядей коhанеха hа-кдошим. Ве-коль шмонат йамей Ханука hа-нерот hа-лалу кодеш hем, ве-эйн лану решут леhиштамеш ба-hем, эла лир’отам билвад, кдей леhодот ве-леhалель ле-шимха hа-гадоль ал-нисеха ве-ал-нифлеотеха ве-ал-йшуатеха.

Гимн «Маоз Цур»

После этого принято петь гимн «Маоз Цур»

מָעוֹז צוּר יְשׁוּעָתִי לְךָ נָאֶה לְשַׁבֵּחַ. תִּכּוֹן בֵּית תְּפִלָּתִי וְשָׁם תּוֹדָה נְזַבֵּחַ. לְעֵת תָּכִין מַטְבֵּחַ מִצָּר הַמְנַבֵּחַ. אָז אֶגְמוֹר בְּשִׁיר מִזְמוֹר חֲנֻכַּת הַמִּזְבֵּחַ

רָעוֹת שָׂבְעָה נַפְשִׁי בְּיָגוֹן כֹּחִי כִּלָה. חַיַּי מָרְרוּ בְּקוּשִׁי בְּשִׁעְבּוּד מַלְכוּת עֶגְלָה. וּבְיָדוֹ הַגְּדוֹלָה הוֹצִיא אֶת הַסְּגֻלָּה. חֵיל פַּרְעֹה וְכָל זַרְעוֹ יָרְדוּ כְאֶבֶן בִּמְצוּלָה

דְּבִיר קָדְשׁוֹ הֱבִיאַנִי וְגַם שָׁם לֹא שָׁקַטְתִּי. וּבָא נוֹגֵשׂ וְהִגְלַנִי. כִּי זָרִים עָבַדְתִּי. וְיֵין רַעַל מָסַכְתִּי כִּמְעַט שֶׁעָבַרְתִּי. קֵץ בָּבֶל. זְרֻבָּבֶל. לְקֵץ שִׁבְעִים נוֹשָׁעְתִּי

כְּרוֹת קוֹמַת בְּרוֹשׁ בִּקֵּשׁ אֲגָגִי בֶּן הַמְּדָתָא. וְנִהְיָתָה לוֹ לְפַח וּלְמוֹקֵשׁ לְמוֹקֵשׁ וְגַאֲוָתוֹ נִשְׁבָּתָה. רֹאשׁ יְמִינִי נִשֵּׂאתָ. וְאוֹיֵב שְׁמוֹ מָחִיתָ. רֹב בָּנָיו וְקִנְיָנָיו עַל הָעֵץ תָּלִיתָ

יְוָנִים נִקְבְּצוּ עָלַי אֲזַי בִּימֵי חַשְׁמַנִּים. וּפָרְצוּ חוֹמוֹת מִגְדָּלַי וְטִמְּאוּ כָּל הַשְּׁמָנִים. וּמִנּוֹתַר קַנְקַנִּים נַעֲשֶׂה נֵס לַשּׁוֹשַׁנִּים. בְּנֵי בִינָה יְמֵי שְׁמוֹנָה קָבְעוּ שִׁיר וּרְנָנִים

חֲשׂוֹף זְרוֹעַ קָדְשֶׁךָ וְקָרֵב קֵץ הַיְשׁוּעָה. נְקֹם נִקְמַת דַם עֲבָדֶיךָ מֵאֻמָּה הָרְשָׁעָה. כִּי אָרְכָה לָנוּ הַשָּׁעָה. וְאֵין קֵץ לִימֵי הָרָעָה. דְּחֵה אַדְמוֹן בְּצֵל צַלְמוֹן הָקֵם לָנוּ רוֹעֶה שִׁבְעָה

Твердыня, Оплот спасения моего, Тебя подобает благодарить.

Устрой скорее Дом молитвы моей и там принесем благодарственную жертву.

Читайте также:  Молитва при диатезе ребенка

Когда наступит окончательная гибель врага-осквернителя,

Мы завершим песней благодарения строительство Храма.

Насытилась несчастьями душа моя. В печали иссякали силы мои.

Жизнь моя стала невыносимо горькой из-за порабощения царством поклоняющихся быку.

Но рукой Твоей мощной вывел Ты избранный народ,

А войско Фараона и все потомство его камнем пали в пучину.

В Храм свой ввел Ты меня, но и тогда не наступил покой.

Притеснитель пришел и изгнал меня — за мое идолопоклонство,

И за возлияния идолам, ставшими мне ядом, почти полностью был я уничтожен

Но наступил конец плену Вавилонскому. Зерубавел вывел меня, — через семьдесят лет.

«Срубите кипарис повыше», — потребовал сын Гамдаты из рода Агага.

Но стало это ему западней, и спесь с него слетела.

Возвысил Ты человека из рода Биньямина, а врага его — стер.

Большинство же сыновей врага и принадлежащих ему — на дереве повесил.

Греки собрались против меня. Тогда, в дни Хашмонеев

Они проникли и сквозь стены Храма и осквернили все масло.

Но с одним оставшимся кувшином совершилось для евреев чудо.

И тогда мудрецы постановили ежегодно праздновать Хануку восемь дней.

Обнажи мощь руки Твоей, — приблизь день окончательного избавления.

Отомсти за кровь служивших Тебе, пролитую людьми зла.

Уж очень долго ждем мы, и нет конца мучительным дням.

Брось Адмона в небытие, и дай нам руководителя, избранного Тобой.

Маоз Цур йешуати, леха наэ лешабеах,

Тикон бейт тфилати, вешам тода незабеах.

Леет тахин матбеах, мицар амнабеах.

Аз эгмор, бешир мизмор, ханукат амизбеах.

Раот сава нафши, беягон кохи кила.

Хаяй мареру бекоши, бешибуд малхут эгла.

Увеядо агдола оци эт асегула,

Хейл паро вехол заро ярду кеэвен бимцула.

Двир кадшо эвиани, вегам шам ло шакатти.

Ува ногес веиглани, ки зарим авадти.

Вейэин раал масахти, кимат шеаварти.

Кец Бавел, — Зерубавел, кекец шивим ношати.

Керот комат берош, бикеш Агаги бен Амдата.

Венияти ло лефах улемокеш, Вегаавато нишбата.

Рош йемини нисета, веойев шмо махита.

Ров банав векиньянав аль аэц талита.

Йеваним никбецу алай азай бимей хашманим.

Уфарцу хомот мигдалай ветиму коль ашманим,

Уминотар канканим нааса нес лешошаним.

Бней вина, йемей шмона, каву шир уренаним.

Хасоф зероа кодшеха векарев кец айешуа.

Неком никмат дам авдеха меума арешаа.

Ки арха лану ашаа веэйн кец лимей араа.

Дехе Адмон бецел цалмон акем лану роим шива.

Порядок зажигания ханукальных свечей

(Из книги о Хануке издательства “Маханаим”)

З аконы свечей Хануки исходят из принципа пирсум hа-нес – “максимального прославления чуда”. Подсвечник помещают слева перед входом в дом, или же внутри квартиры, на подоконнике, близком к улице, или слева от входа в комнату, или в другом месте, где их видит наибольшее число людей. И все эти обычаи установлены для “прославления чуда”.

В ремя зажигания свечей Хануки – сразу же по выходе звезд, но если не удалось зажечь сразу, можно зажигать в течение всей ночи. Однако если зажигание происходит очень поздно, когда все домашние спят и уже не может быть “прославления чуда”, то тогда зажигают, но не произносят благословения. Если же прошла вся ночь, а свечи не были зажжены, то никакого специального возмещения не делают, а просто зажигают на следующий день, как все остальные. За полчаса до времени зажигания свечей не едят и не пьют вина. Даже Тору запрещено учить, если это задерживает зажигание свечей Хануки. Сразу же по выходе звезд надо прочесть вечернюю молитву и зажечь свечи. В Иерусалиме принято зажигать свечи Хануки с заходом солнца, до вечерней молитвы.

С вечи должны гореть не менее получаса после выхода звезд, только тогда заповедь считается исполненной. Лучше всего использовать на Хануку светильник, в котором горит оливковое масло, но если его нет, то подходят все виды масла или обычные свечи. Если зажгли светильник, масла в котором не хватило на полчаса, то заповедь не считается выполненной, даже если добавить масла во время горения. В этом случае надо потушить и зажечь во второй раз.

С вечи должны гореть в ряд на одинаковой высоте. Необходимо также, чтобы было достаточное расстояние между свечами, чтобы пламя одной свечи не смешивалось с пламенем другой и не растапливало соседнюю свечу. Каждый день устанавливают все восемь свечей, но в первый день зажигают одну свечу, во второй – две и т.д. до восьми. Порядок зажигания таков:

1-й день: 00000001
2-й день: 00000012
3-й день: 00000123
4-й день: 00001234
5-й день: 00012345
6-й день: 00123456
7-й день: 01234567
8-й день: 12345678

Обозначения: “0” – в данный день эта свеча остается незажженной. “1, 2. ” – порядок зажигания свечей на каждый день. Каждый день начинают зажигать именно с той свечи, которая добавляется. И эта свеча особенно важна, ибо она – знак того усиления чуда, которое произошло именно в этот день.

С вечи Хануки – символ Меноры; и так же как Менора в помещении Храма служила источником не физического а духовного света, который Храм давал миру (подробнее см. далее в разделе “Философия Хануки”), так и ныне свечи Хануки предназначены не для освещения комнаты, а для связи с Богом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш – дополнительную “рабочую свечу”, как бы говоря этим: шамаш – для освещения комнаты, а свечи Хануки – для духовного света. Шамаш зажигают первым, от него зажигают все полагающиеся на этот день свечи Хануки, а затем шамаш устанавливают отдельно, не в ряду со свечами Хануки. При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего “прославления чуда”.

П еред зажиганием говорят три благословения.

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, Ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер Ханука.

“Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать Ханукальный Светильник”

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-аса нисим ле-авотейну бе-ямим hа-hем ба-зман hа-зе.

“Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время”

Барух Ата Адонай Элоhейну, Мелех hа-Олам, ше-hехейану ве-кийману бе-hигийану ла-зман hа-зе.

“Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который дал нам жить и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени”

Первые два благословения читают во все дни Хануки, а третье – только в первый день, один раз за всю Хануку (если первый день был пропущен, то читают его в тот день, с которого начинают зажигать свечи).

После зажигания свечей читают небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим, гл. 2) – “hа-нерот hа-лалу”:

hа-нерот hа-лалу анахну мадликим ал-hа-нисим ве-ал-hа-нифлаот ве-ал-hа-тешуот ве-ал-hа-милхамот, ше асита ла-авотейну ба-йамим hа-hем ба-зман hа-зе, ал-ядей коhанеха hа-кдошим. Ве-коль шмонат йамей Ханука hа-нерот hа-лалу кодеш hем, ве-эйн лану решут леhиштамеш ба-hем, эла лир’отам билвад, кдей леhодот ве-леhалель ле-шимха hа-гадоль ал-нисеха ве-ал-нифлеотеха ве-ал-йшуатеха.

“Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коhенов Своих; и все восемь дней эти Ханукальные свечи – святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое”

После этого поют или читают пиют (религиозный гимн) “Маоз цур йешуати”, рассказывающий историю наших изгнаний и спасение, приходившее от Всевышнего.

Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять.

Да будет воздвигнут Дом молитвы моей, и там мы принесем благодарственную жертву.

Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю,

тогда я завершу псалмовой песней освящение жертвенника.

Бедами насытилась моя душа, в печали иссякла сила моя;

жизнь мою огорчали жестоко под гнетом царства тельца.

Но Своею великой рукой Он вывел избранный народ.

Войско Фараона и всё его потомство камнем пали в пучину.

В Свой священный храм Он привел меня,

но и там я не пребывал в покое.

Пришел притеснитель и изгнал меня,

ибо идолам я служил

и вином отравленным совершал возлияния.

Я едва не погиб,

но вот – конец Вавилону, пришел Зерубавель,

и по прошествии семидесяти лет я был спасен.

Отсечь вершину кедра возжелал Аман,

но это стало ему западней,

и надменность его пропала.

Ты поднял главу Биньямина,

а имя врага стер,

его и его сыновей на дереве Ты повесил.

Греки собрались против меня

в те дни Хасмонеев,

и проломили они стены Храма,

и осквернили все масла.

Но из оставшегося в кувшинах

было содеяно чудо для тех, кто подобен лилиям;

и сыны Мудрости

дней для пения и ликования.

Открой Руку святую Свою и приблизь окончательное спасение. Отмсти местью за рабов Твоих народу злодейскому, ибо тянется время, но нет конца дням несчастья. Оттолкни смертную тень, несомую Эсавом (Римом) и поставь (нам в защиту) семь пастырей.

После того, как свечи прогорели полчаса, их можно потушить и снова зажечь на следующий день. Если свеча погасла, не прогорев установленного времени, то ее следует зажечь вновь без благословения. Ни для чего иного свечи, фитили и масло использовать нельзя, поэтому принято в последний день Хануки давать свечам догореть до конца. Все время, пока свеча Хануки горит, даже после того, как прошло полчаса, запрещено пользоваться ее светом, а также запрещено сдвигать ее с места; надо сначала погасить ее, а лишь потом двигать.

В вечер наступления Субботы зажигают сначала свечи Хануки, а затем свечи Субботы, при этом берут более длинные свечи, чтобы они горели не менее получаса после выхода звезд (а зажигать их надо до захода, т.к. начинается Суббота).

На исходе Субботы сначала делают hавдалу (ритуал окончания Субботы), а затем зажигают свечи Хануки.

Свечи Хануки зажигают и дома, и в синагоге, и во всяком месте, в котором люди постоянно собираются, и все это для большего “прославления чуда”.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector