О чем стихотворение пушкина молитва - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

О чем стихотворение пушкина молитва

О чем стихотворение пушкина молитва

Молитва Ефрема Сирина — покаянная молитва, приписываемая святому Ефрему Сирину:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

***
Молитва Ефрема Сирина вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание стихотворения:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

  • 30.03.2010. Молитва прп. Серафима Вырицкого
  • 21.03.2010. Пушкин и молитва Ефрема Сирина

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Надежда Осиповна Пушкина

Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.

Г. Гиппиус. “Портрет Пушкина”. 1828 г. Литография

Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.

Материал по теме

Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать.

Обложка журнала “Современник”

Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.

Ефрем Сирин и отцы-пустынники

Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).

Черновик стихотворения и рисунок Пушкина

Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.

В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.

Непорочный — 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный

Возлетать (устар.) = взлетать

Заочный — незримый, невидимый

Любоначалие (устар.) — любовь к власти, стремление к ней; властолюбие

Сей (устар.) — этот

Празднословие (книжн.) — пустые, праздные слова, разговоры

Прегрешение (устар.) — проступок, грех

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Сделайте пожертвование на благотворительные программы

Поиск по сайту

Календарь

Статьи

Радио онлайн

Группа вконтакте

Патриархия.ру

Мы в соцсетях

ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

Александр Пушкин, будущий великий поэт, родился неподалеку от Елоховского Богоявленского Собора. В этом храме он был крещен, о чем напоминает мемориальная надпись у входа в Собор.

Незадолго до смерти Александр Сергеевич Пушкин – а известно, что к концу жизни у него пробудилось религиозное чувство – переложил в стихи великопостную молитву святого Ефрема Сирина. Прочтем это стихотворение и попробуем сравнить его с оригиналом.

Отцы-пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого Поста.

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего свежит неведомою силой:

“Владыко дней моих, дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей;

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви,

И целомудрия мне в сердце оживи!

Во вступлении, которое предваряет текст молитвы, выражено то, что Пушкин испытывал во время Поста – чувства умиления и покаяния. Поэт видит себя в состоянии падения, но знает: покаянная молитва привлекает к томящейся душе “неведомую силу” Божией благодати. Чуть-чуть смущает православное сознание то, что для дней Великого Поста Пушкин находит лишь один эпитет – “печальные”. Ведь это лишь одна сторона великопостного настроения!

Вторая, не отделимая от нее, – это духовная радость. Впрочем, поэтический гений намекает и на нее, когда говорит о той свежести, которую чувствует душа при чистосердечном покаянии.

Читайте также:  Молитва от пьянки на мужа

Сравним слова стихов и молитвы. “Владыко дней моих” (Пушкин) – “Владыко живота моего” (святой Ефрем): поэт слегка снижает оригинал, когда сводит “жизнь” к одному бегу времени; смысл, впрочем, передан им все же весьма близко.

Перечень грехов у Пушкина, по сути, очень точно соответствует оригиналу. Пушкин подчеркивает первенство гордости “любоначалия” среди них, когда вводит образ змеи.

На память сразу приходит библейский змей, соблазнивший в раю первых людей. Грехопадение, как известно, произошло из-за их гордости. Объединение “праздности” и “уныния” в единую “унылую праздность” психологически точно. Праздность в Пост, когда развлечения запрещены, неминуемо будет “унылой”.

Пушкин удивительно верно передает в стихах то описание типичных великопостных грехов, которое сделано в молитве святого Ефрема.

Перечислив грехи, Пушкин сразу молит Бога о том, чтобы Он дал ему “зрети”, видеть их.

К названным грехам добавляется еще осуждение. Поэт несколько меняет логику оригинала, – и главное, при этом опускает евангельское противопоставление “бревна” в своем глазу и “сучка” в чужом, содержащееся у святого Ефрема.

Перечень добродетелей Пушкин начинает со смирения, как с их корня. И примечательно, что вершиной, венцом его “лестницы” является целомудрие. Мысль поэта глубока, ибо целомудрие – целость ума – действительно знак святости. У святого Ефрема целомудрие стоит в начале, как основополагающий признак Поста.

Можно сказать, что стихотворение гениально своей близостью к смыслу оригинала. В том, что духовный шедевр Пушкина точно передает святоотеческий характер молитвы, согласны все современные православные исследователи.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

О чем стихотворение пушкина молитва

Как Вы оцениваете с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.
Надолго ли. а кажется прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.

В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(1830 г.)

А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.

Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).

Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).

Православная Жизнь

10 февраля — память великого православного святого преподобного Ефрема Сирина. И — день смерти Александра Пушкина. Чувствуя приближение кончины, Пушкин признался: «Хочу умереть христианином». Вера каждого человека — тайна его души. Но поэт не может не сказать о ней в своих стихах. За полгода до смерти Пушкин написал стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…». И это было именно переложение покаянной молитвы преподобного Ефрема! Такие вот параллели…

Вспоминаем и анализируем главную поэтическую молитву Пушкина в проекте «50 великих стихотворений».

Отцы пустынники и жены непорочны…

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

«Отцы пустынники и жены непорочны…» (читает Я. Смоленский)

Исторический контекст

Лето 1936 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.

Надежда Осиповна Пушкина

Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.

В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.

На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Автор

Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».

Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография

Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.

Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.

Читайте также:  Молитва матроне об исцелении болезни у ребенка

О произведении

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» имеет точную дату: 22 июля 1836 года. Оно переложение известной православной молитвы Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста. Что же заставило Пушкина в июле 1836 года обратиться к великопостной молитве? Главной причиной биографы и литературоведы считают воспоминание поэта о смерти матери в Пасхальное воскресенье 29 марта 1863 года. В тот год 21 июня, день рождения Надежды Осиповны Пушкиной, впервые отмечался как день ее поминовения, и это могло воскресить в памяти ее сына скорбные события. В одном из писем поэта лицейскому товарищу Михаилу Яковлеву от 9 июля Пушкин говорит, что он и его родственники продолжают носить траур.

Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».

Обложка журнала «Современник»

«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны). Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках. Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост — ред.) , четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.

В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».

Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.

Религиозные мотивы

Ефрем Сирин и отцы-пустынники

Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Молитва преп. Ефрема Сирина

Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).

Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.

Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники» стояло сочетание «святые мудрецы». Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем. Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.

Черновик стихотворения и рисунок Пушкина

Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.

Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?

С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных». Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.

Что такое «области заочны» и как туда попасть?

Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны» ) автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора. В заповедях блаженства сказано, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф 5 :8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель молитвы — укреплять сердце в борьбе против «дольних», то есть земных, искушений («Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв »)».

Как выглядит «змея любоначалия»

В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей », который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.

В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.

Александр Пушкин. «Отцы пустынники и жены…» Читает Василий Лановой

Непонятные слова

Непорочный — 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный

Возлетать (устар.) = взлетать

Заочный — незримый, невидимый

Любоначалие (устар.) — любовь к власти, стремление к ней; властолюбие

Сей (устар.) — этот

Празднословие (книжн.) — пустые, праздные слова, разговоры

Прегрешение (устар.) — проступок, грех

О чем стихотворение пушкина молитва

Понимание молитвословий: Ефрем Сирин в изложении Пушкина

За великопостными богослужениями неоднократно слышим мы молитву преподобного Ефрема Сирина. Что и зачем мы в ней испрашиваем у Бога? Этот вопрос занимает не одно поколение христиан. Например, им задавался великий поэт и писатель, многим известный как едкий острослов и бонвиван, А.С. Пушкин. Что столь важное и близкое своей душе нашел он в словах, сложенных подвижником IV века?

В одной из статей журнала «Современник» Александр Сергеевич Пушкин, говоря о принципах создания литературных произведений, подчеркнул, что даже самые сложные мысли, когда они «срослись» с тем, от чьего имени или о ком ведется повествование, интересуют всякого читателя и производят сильное действие. Именно этому принципу следовал он в своем творчестве, и его стихотворение «Молитва», в советское время обычно публиковавшееся без названия и потому знакомая большинству соотечественников по первым строчкам «Отцы пустынники и жены непорочны…» есть не некие отвлеченные опыты поэтического переложения молитвословий, какие порой мы наблюдаем у тогдашних поэтов второго ряда, но попытка запечатлеть собственный опыт молитвенного переживания при соприкосновении с творениями святых отцов и жизнью Церкви. Об этом напоминает поэт в самом начале стихотворения:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…

Далее Пушкин пересказывает, прикладывая к обстоятельствам своей жизни и собственным душевным переживаниям слова молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая звучит в православных храмах в дни Великого поста. Однако датировано стихотворение 22-м июля 1836 года, то есть временем, когда пост уже давно закончился. Чем же вызвано было появление этого сочинения?

Среди событий того времени, заставивших Пушкина вновь и вновь обращаться мыслью к вопросам жизни и смерти, веры и духовного труда, можно вспомнить кончину матери поэта Надежды Осиповны, происшедшую 29 марта 1936 года. Она воспитывала сына в строгости и, проявляя о нем положенную заботу, не демонстрировала мальчику горячую любовь. Александр Сергеевич сблизился с матерью в дни ее последней болезни и горячо переживал, когда она умерла. Он единственный из всей семьи сопровождал тело Надежды Осиповны для погребения в Святогорский монастырь. Рядом с ее могилой А.С. Пушкин приобрел участок земли – для себя. В письме поэта И.А. Яковлеву от 9 июля того года упоминалось, что он и его близкие продолжают носить траур.

Читайте также:  Молитва за упоенного

Но, возможно, правильным в отношении поэтического творчества Пушкина в последний год его жизни будет вопрос не «почему», а «для чего». Разумеется, Александр Сергеевич не жил в предчувствии близкой кончины, однако нельзя не заметить, что стихотворения того времени стоят несколько особняком от остального его творческого наследия. Наступившая зрелость изменила и жизнь поэта, и его творчество. Например, 1936-м годом датируется набросок, написанный Пушкиным на закладке, вложенной в один из томов его библиотеки:

Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.

О том же говорится в еще одном неоконченном стихотворении:

Дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих.

Стихи 1836 года ряд исследователей объединяет в смысловой цикл, в который входят «Молитва», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». В.П. Старк в своей статье «Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны. ” и цикл Пушкина 1836 г.» высказывает предположение, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда – молитва Ефрема Сирина, четверг – возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница – день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница». Это представляется вполне возможным, поскольку Александр Сергеевич часто читал Священное Писание, ему были знакомы Четьи-Минеи, произведения ряда православных авторов. По словам П.А. Вяземского, его близкого друга, поэт «был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил».

По мысли литературоведа Ю.М. Лотмана, д аже такие близкие к поэту люди, как Е.А. Боратынский, должны были сознаться, что внутренняя жизнь Пушкина последних лет была от них скрыта. О том, что у него на душе, не могли судить и люди, состоявшие с А.С. Пушкиным в переписке: основное содержание писем того периода – переговоры с управляющим имением, родственниками и кредиторами с целью уладить денежные дела, семейная жизнь и воспитание детей, обсуждение вопросов цензуры, контакты с авторами и книгопродавцами по вопросам издания главного его начинания того периода – литературного журнала «Современник». При жизни Пушкина вышло всего несколько выпусков журнала, но это издание стало как важным явлением в жизни российского общества, так и в жизни самого Александра Сергеевича, который не только сам подбирал и редактировал материалы «Современника», но и был автором немалой их части, в том числе публикуя их без подписи.

Одной из неподписанных статей первого выпуска «Современника» стала зарисовка о жизни и творчестве Григория Конисского, архиепископа Белорусского, – церковного деятеля XVIII века.

В статье приводятся отрывки из поучений владыки Григория, в том числе и такое размышление о молитве: «Вниди в клеть твою и помолися. Такая уединенная молитва и в соборе может иметь место, если молящийся уединился от всех забот и попечении и пребывает безмолвен среди молвы, его окружающей; если он, отрясши от чувств своих все страсти и вожделения, един с Единым Богом беседует… истинно молящийся страстям своим, аки рабам, повелевает оставить его и ожидать, пока он молитву свою Богу, аки Исаака, в жертву принесет. О! Сколь отличны от сего молитвы наши! Мы и в уединении целое торжище вкруг себя собираем. Молясь, и покупаем, и продаем, и хозяйством управляем, и о лихоимстве заботимся, и друзьям ласкательствуем, и на врагов вооружаемся, и о сластях помышляем, и о сундуках своих трепещем. Подлинно, се ли молитва, и не паче ли торжище, молвы преисполненное? Где тут ум, разумеющий глаголы свои? Где сердце долженствующее прилепиться к Богу. »

Стихотворение по мотивам молитвы преподобного Ефрема Сирина при жизни Александра Сергеевича не было опубликовано – его нашел при разборе пушкинского архива В.А. Жуковский и, судя по всему, передал императору. Известна записка Жуковского: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника», но не потерять этого листка; он должен быть отдан императрице». Стихотворение действительно было напечатано пушкинском журнале «Современник», в номере, посвященном его памяти.

Авторский текст сопровождает иллюстрация, нарисованная Пушкиным во время работы над стихотворением: старец в монашеской одежде в келье с небольшим окошком.

Начало стихотворения – своеобразное предисловие размером даже больше, чем следующее далее переложение молитвы. Таким образом А.С. Пушкин демонстрирует, что не дерзает как-либо «осовременивать» или пересказывать для современников плод молитвенного труда преподобного Ефрема Сирина, но лишь пытается поделиться собственными переживаниями от произнесения молитвословия. Возможно, указание, что эта молитва приходит на уста, когда он падает и спотыкается в жизни, когда нуждается в укреплении свыше, является одним из объяснений, почему стихотворное изложение великопостной молитвы появилось столь «несвоевременно» – через четыре месяца после того, как она произносилась в храмах в последний раз за тот год и, как окажется, последний раз в жизни Александра Сергеевича.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь», – молятся верующие, преклоняя в храме колена в Святую Четыредесятницу. Ефрем Сирин – великий церковный писатель, гимнотворец, учитель нравственности. Часть своих произведений он написал в стихотворной форме и, по правде говоря, эту великопостную молитву по емкости образов, краткости и законченности формулировок можно отнести к образцам религиозной поэзии.

Очень близко к тексту молитвы, но с некоторыми отступлениями А.С.Пушкин пишет шестистопным ямбом:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей –
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Соединяя вместе страсти праздности и уныния, автор, похоже, указывает на опыт собственной жизни, о котором он писал ранее в своих стихотворениях:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.

И в этом он следует учению святых отцов. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева».

Особое внимание Пушкин уделяет страсти любоначалия – стремлению к власти как проявлению гордости. И именно его он характеризует как «сокрытую змею». Еще в 1826 году в подготовленной по распоряжению императора Николая I записке «О народном воспитании» он писал: «Чины сделались страстию русского народа». Неоднократно тему мирской власти, стремления к ней, опасности властолюбия и необходимости бороться с ним поднимал он в своих произведениях. В статье о почившей императрице Марии Федоровне создатель «Современника» писал: «Супруг ее и два сына, один за другим, были самодержцами при жизни ее. На этой высоте земного величия, соприкосновенная к власти, она в своей особе явила миру изумительный пример смиренномудрия. Избрав для своей деятельности законный круг, она не преступила за предел его». Наконец, в относящемся к поздней поэзии стихотворении «Из Пиндемонти» А.С.Пушкин свидетельствует:

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода…

Далее Пушкин в соответствии с церковным молитвословием говорит об еще одной пагубной страсти – празднословии.

А вот следующие строки его стихотворения содержат прошения, которые в молитве Ефрема Сирина звучат ближе к концу: «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,/Да брат мой от меня не примет осужденья». Поставив слова преподобного Ефрема «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» внутри сложноподчиненного предложения, Пушкин акцентирует для себя святоотеческое наставление: « Кто истинно кается, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает свои грехи» (преподобный Авва Исаия).

В заключение поэт говорит о добродетелях – духе смирения, целомудрия, терпения и любви, даровать которые мы просим Господа, читая Великим постом молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом Александр Сергеевич в своем переложении молитвы говорит не о даровании этих добродетелей, но об оживлении их в его сердце, возможно, свидетельствуя тем самым о том, что годы прежней жизни заглушили в нем многие добрые начала.

На этом поэт остановил свое перо и не стал добавлять традиционное славословие Богу, завершающее обычно церковные молитвы, вновь показав, что его произведение – не осовремененное молитвословие, но плод размышлений над словами, которые все мы многократно произносим во дни Великого поста.

По словам митрополита Анастасия (Грибановского), «Пушкин не был ни философом, ни богословом и не любил даже дидактической поэзии. Однако он был мудрецом, постигшим тайны жизни путем интуиции и воплощавшим свои откровения в образной поэтической форме».

Ссылка на основную публикацию