Преподобная ефросинья полоцкая молитва

Преподобная ефросинья полоцкая молитва

Молитвы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Тропарь, глас 4 *

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию ( Лк.2:41-49 ), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех — Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою.

Кондак, глас 8 *

Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».

Молитва 1-я *

О, преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во пло́ти, Богоизбра́нный сосу́де Святого Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице! Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха украше́нная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ се́рдца на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим. Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех. Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных ча́сть. Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я **

О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Преподобная Ефросиния Полоцкая

Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представит себе духовную жизнь и культуру, Беларуси, Православную Церковь Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, про которую «Житие Евфросинии Полоцкой» говорит, что она небопарный орел, попаривши от Запада и до Востока, яко луна солнечная, просветивши всю землю Полоцкую». Евфросиния оставила о себе глубокую память в душе народа.

Славной подвижнице, одной из образованнейших людей того времени, довелось жить в величайшую эпоху домонгольской Руси XII века.Полоцк того времени с его храмами и монастырями, с епископской кафедрой, был крупным центром образования и книжного дела.

Именно здесь около 1101 г. родилась Предслава, получившая в дальнейшем имя Евфросинии Полоцкой. Она была дочерью полоцкого князя Георгия, внучкой Владимира Мономаха. С детства Предслава приобрела любовь к книге. Грамоте ее обучали монахи. «Житие» сообщает о ее больших способностях и стремлению к знаниям. К тому же, в княжеском доме была большая библиотека, где преобладали книги религиозного характера, но была и светская литература.
В двенадцать лет родители решили выдать ее замуж. Но Предслава выбрала себе другой путь. Узнав о намерении отца, она сказала себе «Если выйду замуж, то от печали этого мира нельзя будет избавиться».

Тайно от отца и матери Предслава приходит в монастырь и принимает постриг. Каким именем наречь Предславу при постриге, сомнений не было. Только Евфросинией, что означает «радость», в честь Евфросинии Александрийской. Князь Георгий делал не одну попытку вернуть дочь к мирской жизни, плакал по ней, как по умирающей, но слезы родного батюшки не поколебали ее. Как повествует «Житие», она оставалась в монастыре в послушании к игуменьи и сестрам, превосходя их всех в посте и молитве, и бдениях ночных, собирая мысли благие свои в сердце своем, как пчела мед».Прожив несколько лет в монастыре, Евфросиния поселилась в Софийском соборе, где, как пишется в «Житии», «начала книги писать своими руками». Она писала собственные поучения, молитвы, переводила произведения с греческого языка. Евфросиния учила людей любить друг друга, иметь доброе сердце, не допускать зависть, раздоры, ненависть и злые страсти. Ее письму свойственна образность, литературный талант. Большой размах распространению письменности она придала, основав в Полоцке женский, а затем и мужской монастыри, где существовали скриптории. Почитатель всего прекрасного, Евфросиния стала первой в Полоцком княжестве меценаткой.

С именем Евфросинии Полоцкой связано и появление на Руси привезенного по ее просьбе из Византии образа Богородицы Эфесской. По мнению специалистов, этот образ является самым ранним произведением иконографического типа Одигитрии на восточнославянских землях.

Евфросиния Полоцкая вошла в историю и как заказчица шедевра древнерусского искусства — креста Лазаря Богши, созданного полоцким мастером в 1161 году. Более ранних аналогов такого креста на Руси нет, а поздние в той или иной степени повторяли полоцкую святыню. При его изготовлении использовались редкие материалы: драгоценные камни, золото, серебро, эмали, основа креста была сделана из кипариса. Крест одновременно был памятником древнерусской письменности. На нем, кроме надписи, свидетельствующей о том, кто его сделал, выбит большой текст с рядом интересных сведений. К сожалению, крест, созданный рукой Лазаря Богши, при стечении ряда обстоятельств, пропал.

Уже в наши дни во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Беларуси Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

Всю жизнь не покидала Евфросинию мысль наведать святые христианские места. В 1163 году она оставляет Полоцк и отправляется в путь. Прибыв в Константинополь, посещает храм Святой Софии, о котором столь много рассказывалось на Руси, благословляется у патриарха. Везде ее встречали, как дорогую гостью. В конце апреля 1167 года она достигла иерусалимских городских ворот. Но недолгим было ее пребывание на Святой земле. В скором времени она заболела и в мае 1167 года перешла в мир иной. Так закончился земной путь великой подвижницы и просветительницы, Преподобной Евфросинии Полоцкой. Похоронили ее в Феодосийском монастыре Святой Богородицы в Иерусалиме.

В 1187 году, когда Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах – ад – Дином, русские монахи, покидая Палестину, вывезли и мощи Евфросинии. Они были доставлены в Киево – Печерскую лавру. В 1901 году останки Евфросинии были переправлены в Полоцк в основанный ею Спасо – Евфросиниевский монастырь.

Евфросиния Полоцкая была первой женщиной, канонизированной Русской Православной Церковью, и произошло это еще в 1547 году. А в 1984 году она была причислена к Собору белорусских Святых. День смерти Евфросинии стал в Беларуси Днем святой Евфросинии Полоцкой. Впервые он стал отмечаться в 1994 году.

Читайте также:  Молитва за священника в день его рождения

Силой своего духа, своей просветительской деятельностью она возвысила не только свою родину – Полоцк, но всю Беларусь и Православную Церковь.

Молитва преподобной Евфросинии Полоцкой

О преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, Отечеству, обители твоей и всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая.

Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преуспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подаждь нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением я помощию возможем безбедно пройти истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть.

Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Его же и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Преподобная Ефросиния Полоцкая

Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой полоцкого князя Всеслава Чародея и дочерью князя Георгия Всеславовича. Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила: “Что будет, если мой отец захочет отдать меня в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам — главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле — и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!” Девочка твердо решила посвятить свою жизнь Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг по именем Ефросиния. С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: “начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся”. Вероятно, при соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все увеличивалась, а для создания даже одной книги необходима была работа целой мастерской.

Примерно в 1128 году , однажды ночью, восхотев отдохнуть после длительного стояния на молитве, преподобная увидела, как “взял ее ангел и повел на то место, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, называемое в народе Сельцом, и показал ей ангел Господень, и рек:Ефросиние! Здесь надлежит тебе быть!” Уразумев в этом видении волеизъявление Господне, блаженная монахиня, придя утром к епископу, рассказала ему обо всем. Епископ Илия, которому в ту же ночь также было подобное видение, благословил официально, при многочисленных свидетелях, преподобную Ефросинию на основание женского монастыря, определив место обители — Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Молодая монахиня вместе с некоей черноризницей, помолившись в Софийской церкви, ночью, не взяв с собой ничего, кроме трех хлебов и нескольких книг, направилась к месту своего нового служения.

Основанный Ефросинией Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Ефросинией начато строительство каменного собора. Этот собор, постоенный в 1161 году, сохранился до нашего времени. В монастыре святая учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Некоторое время спустя, двоюродая сестра Ефросинии, дочь князя Бориса Звенислава, вступила в эту обитель, отдав монастырю “все свои вещи золотые и многоценные ризы”, и приняла иноческий постриг под именем Евпраксии. “Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах”.

В монастырях, основанных преподобной Ефросинией, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов. Одним из ювелиров, мастером Лазарем Богшей, был сделан знаменитый Крест — со святыми частицами Господними и частицами мощей божьих угодников. Впрочем, здесь еще одна загадка: отсутствие в житии упоминания об изготовленном им кресте ценой 40 гривен (!) можно косвенно объяснить богатым убранством возведенных игуменией храмов: среди других многоцветных произведений этот воздвизальный крест не был чем-то невероятным. Труднее понять, почему автор жития не уделил внимания святыням, сохранившимся в кресте Лазаря!

Под руководством Ефросинии действовали мастерские по переписыванию книг. Мудрость преподобной проявлялась и в том, что она не пошла путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения светом Евангелия всего, что могло служить христианину. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Интересен стиль обращения ее к ученикам: “Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!”. Знакомая с сочинениями отцов Церкви, Ефросинья ссылалась на их авторитет: “старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старших молчать, мудрейших послушать, к старейшим покорению, к равным и меншим любови нелицемерной, мало вещеть, больше же разуметь”.

Ефросиния Полоцкая при решении политических проблем выступала как миротворец, защитница народа. “Таков бо дар дан был блаженной Ефросинии: если кто спрашивал о чем-либо, она ему отвечала что делать, и кто ее слушал — добро получал. И не могла видеть она ссорящихся: князя ли с князем, или кого из простолюдинов со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны”.

Незадолго до смерти преподобная Ефросиния отправилась в паломничество к Святым Местам. Паломничество было пешим, а не водным путем “из варяг в греки”. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной “честь великую”. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь даровал ей вечный покой 23 мая 1173 года.

С личностью святой преподобной Ефросинии тесно связана проблема, возникающая при беседе о католической святой Параскеве-Праскедис. “Хроника Быховца” — памятник белорусского летописания первой четверти XVI века — повествует о князе Рогволде-Василии, который «после себя оставил сына Глеба и дочь Парасковию; и та дочь обещала девство свое сохранить в целости в жизни своей и постриглась в черницы у святого Спаса, в монастыре под Полотою, и жила там семь лет, Богу служа и книги списывая для церкви. А потом собралась в Рим и в Риме проживая, Богу служила прилежно, и жила несколько лет, и освятилась; ее зовут святая Праскедис, а по-русски Парасковия, ей же в Риме костел построили во имя ее святое и там же положили». Католические ученые выдвигают несколько версий по поводу этой легенды, православные же просто оспаривают достоверность свидетельства.

Приблизительно в 1187 году тело святой Ефросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910-ом мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода “Головачев” совершалить торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем — в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.

Читайте также:  Молитва поминальная на полгода

13 мая 1922 года по постановлению “народного комиссариата юстиции РСФСР” рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

Ефросиния Полоцкая — одна из первых канонизированных женщин в восточно-славянских землях. Наш народ почитает эту святую как опекуна Беларуси, сердечно молящую за нас Господа.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

Память преподобной Евфросинии Полоцкой совершается в Православной Церкви 5 июня по новому стилю. Кроме того, она поминается 17 июня в день Собора Белорусских святых.

Житие святой Еврофсинии Полоцкой
Преподобная Евфросиния является одной из самых известных древнерусских святых, которая много потрудилась над распространением христианства в Полоцком княжестве. Она родилась около 1101 года в семье Витебского князя Святослава Всеславича и была старшей и долгожданной дочерью. Родители хотели, чтобы Евфросиния вступила в брак, который укрепил бы династические связи Полоцкого княжества, однако девушка выбрала для себя иноческий путь, отказавшись от всех привилегий и благ, которые ей давало знатное происхождение. Удивителен тот факт, что монашеский постриг княжна приняла в возрасте двенадцати лет, проявив большую духовную зрелость уже в таком юном возрасте. Летописи сообщают, что отец был против этого шага, возлагая большие надежды на брак Евфросинии, и поэтому она пришла тайно в монастырь, где в то время была игуменьей ее тетя. Вначале родственница не хотела принимать племянницу, так как опасалась гнева князя, но после усиленных просьб приняла девушку и над ней был совершен иноческий постриг.
Одним из самых главных послушаний, возложенных на Евфросинию, было переписывание книг. Эта работа являлась крайне трудоемкой и кропотливой и требовала не только грамотности, но также большого художественного вкуса и терпения. Работа над каждой книгой длилась достаточно долго, поскольку любая рукопись украшалась орнаментами и миниатюрами, благодаря чему она становилась настоящим произведением искусства. Не исключено, что святая Евфросиния, получившая прекрасное по тем временам образование, не только занималась переписью книг, но также и переводила некоторые труды с древнегреческого языка.
Другим важным делом, которому преподобная посвящала много времени, было строительство храмов и Спасского монастыря, на что святая Евфросиния отдала все свои средства. Сохранилось предание о том, что при возведении главного собора обители не хватало денег на покупку строительных материалов, но после того, как святая помолилась, строители обнаружили на следующий день в печи достаточное количество кирпича. После возведения монастыря, святая Евфросиния была назначена его первой игуменьей, а ближайшими помощницами стали родные сестры преподобной, которые последовали ее примеру и также приняли иноческий постриг.
За время своего игуменства преподобная Евфросиния не только возвела несколько храмов и обитель, но также заботилась об их благоукрашении, для чего основала несколько иконописных и ювелирных мастерских. Для главного собора Спасского монастыря был изготовлен большой крест, в который были помещены такие христианские святыни как частица Животворящего Креста Господня, камень из гроба Божией Матери, а также мощи некоторых святых. Этот крест являлся одной из главных святынь Белоруссии, он бережно сохранялся на протяжении веков, однако во время Второй мировой войны был утерян. В настоящее время воссоздана точная копия креста преподобной Евфросинии.

Прославление и церковное почитание святой
В конце жизни святая Евфросиния Полоцкая отправилась в паломничество на Святую Землю, где сильно заболела и скончалась в 1167 году. Она была похоронена в одном из иерусалимских монастырей, где ее мощи находились несколько лет. После того, как город был захвачен мусульманами, иноки Киево-Печерской лавры перенесли останки святой в свой монастырь.
Уже при жизни преподобная Евфросиния пользовалась большой любовью жителей Полоцкого княжества, и поэтому вскоре после ее кончины началось народное почитание святой. В XII веке была написана первая служба и житие княгини, однако долгое время она считалась местночтимой святой. Общецерковное прославление состоялось лишь во второй половине XIX века, и к этому времени мощи святой Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, где и находятся в настоящее время.

Тропарь, глас 4:
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.

Кондак, глас 8:
Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Величание:
Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая. Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением и помощию возможем безбедно проити истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Егоже и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав. Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София. Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье. «Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу. Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась. Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Читайте также:  Молитва феодора молчаливого

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины. Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи. Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители. Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте. Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской. Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа. За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы. В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря. В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников. На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы. Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту. Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню. Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига. Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю. Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер. В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником. После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться. Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме. Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых. Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город. После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой. Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев. На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся Евфросинии Полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа. И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

FLORISCHI.RU