- Савва сербский молитва
- Православная Жизнь
- Молитвы
- Святителю Савве Сербскому.
- Тропа́рь, гла́с 8:
- Велича́ние:
- Стихи́ра, гла́с 6:
- Кано́н пе́рвый свято́му Са́вве, гла́с 6.
- Пе́снь 1.
- Пе́снь 3.
- Конда́к, гла́с 2:
- Пе́снь 4.
- Пе́снь 5.
- Пе́снь 6.
- Конда́к, гла́с 2:
- Пе́снь 7.
- Пе́снь 8.
- Пе́снь 9.
- Свети́лен:
- Стихи́ры, гла́с 1:
- Молитва святителю Савве I, архиепископу Сербскому
- Савва Сербский: как сохранить в чистоте душевное здоровье
- Святитель Савва Сербский
- Савва Сербский: как сохранить в чистоте душевное здоровье
Савва сербский молитва
Православная Жизнь
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь.
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский
Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы вселенский патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.
В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия.
Молитвы
Тропарь святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Са́вво прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителю Савве I, архиепископу Сербскому, глас 2
Струя́ми слез твои́х, Богоно́сне Са́вво,/ це́рковь теле́сную очи́стив,/ слуга́ бысть Святы́я Тро́ицы,/ сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо,// тому́ бо ты еси́ утвержде́ние.
Молитва святителю Савве I, архиепископу Сербскому
О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, святи́телю Христо́в Са́вво, Се́рбския земли́ первопресто́льниче, храни́телю и просвети́телю, всех же христиа́н благонаде́жный пред Го́сподем предста́телю, тебе́ припа́даем и мо́лимся: даждь нам бы́ти прича́стником любве́ твоея́ к Бо́гу и бли́жнему, е́юже при жи́зни свята́я душа́ твоя́ преиспо́лнена бысть. Озари́ нас и́стиною, просвети́ ум и се́рдце на́ше све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ нас тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно, да бу́дем и мы ча́да твоя́ не по и́мени то́кмо, но всем житие́м на́шим. Моли́ся, святы́й архиере́ю, о святе́й Правосла́вней Це́ркви и оте́честве твое́м земно́м, при́сно тя любо́вию чту́щем. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу ве́рных твои́х чти́телей, ми́лости и по́мощи твоея́ и́щущих, бу́ди всем нам в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех посети́тель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный ми́лостивый покрови́тель и защи́титель, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́рное получи́ти и ца́рствие Христо́во унасле́довати. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние, да сла́вим и пое́м ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Савве Сербскому.
Тропа́рь, гла́с 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́, вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние, Са́вво прему́дре, уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси́, цевни́це духо́вная. Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Велича́ние:
Велича́ем тя́, святи́телю о́тче Са́вво, и чте́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.
Стихи́ра, гла́с 6:
Челове́че Бо́жий и ве́рный ра́бе, Са́вво, Госпо́день му́ж жела́ний, сосу́де избра́нный, сто́лпе избра́нный Це́ркве, Ца́рствия насле́дниче, не премолчи́, вопия́ за ны́ ко Го́споду.
Кано́н пе́рвый свято́му Са́вве, гла́с 6.
Пе́снь 1.
Ирмос: Яко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Припев: Святителю отче Савво, моли Бога о нас.
На престо́ле небе́снем седя́щаго Бо́га вожделе́л еси́ все́м се́рдцем, блаже́нне, разуме́ у́бо блага́я, мирски́х де́л у́бо избеже́, па́че ума́ бо яви́ся кро́ток во смире́нии.
Да Своея́ сла́вы вся́ческая исполня́я, Бо́г и тебе́ возлюби́, от пеле́н твои́х, блаже́нне, избра́в тя́, чистото́ю бо украси́в тя́ и доброде́телию просвети́в, и во гро́бе тле́ннем, я́ко нетле́ннаго, сохрани́.
Богородичен: Души́ мое́й сме́рть притека́ет, искуше́ния же ненави́дящих, я́ко а́спиды, обыдо́ша погуби́ти мя́, но Сама́ мя́, Богоро́дице, спаси́.
Пе́снь 3.
Ирмос: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Просте́рл еси́ ру́це к Вы́шнему в моли́твах бо́дренных и собра́л еси́ ча́да твоя́ вку́пе соедине́нием Ду́ха, разуме́ти Ду́ха, крести́вшаго тя́, и Бо́га славосло́вити и пе́ти: не́сть свя́т, ра́зве Тебе́, Го́споди.
Вели́к о́браз благоче́стия на спасе́ние показа́л еси́, смире́нною бо му́дростию, и ми́лостынями, и уче́нием все́х воздвига́я пе́ти: не́сть свя́т, ра́зве Тебе́, Го́споди.
Богородичен: Яже ми́рови спасе́ние подаю́щи Боже́ственным рождество́м Твои́м, от бе́д мя́ премени́.
Конда́к, гла́с 2:
Струя́ми сле́з твои́х, богоно́сне Са́вво, це́рковь теле́сную очи́стив, слуга́ бы́сть Святы́я Тро́ицы, сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо, тому́ бо ты́ еси́ утвержде́ние.
Уясни́ мо́й язы́к, Спа́се мо́й, и устне́ мои́ отве́рзи, я́ко да возмогу́ досто́йную похвалу́ принести́ сему́ преподо́бному отцу́ отце́м, Са́вве, на конце́х ве́к просия́вшему чудесы́, его́же труды́ и по́двиги кто́ сказа́ти от челове́к мо́жет? Но, о́тче преблаги́й, моли́ся о ста́де свое́м и сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо, тому́ бо ты́ еси́ утвержде́ние.
Пе́снь 4.
Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Глаго́лом Бо́жиим вразуми́вся и себе́ Бо́гови предложи́в, оста́вль оте́чество свое́, и пости́же на Святу́ю го́ру, доброде́телию же вы́ше превзы́де.
Преше́д от небытия́ в бытие́ и от земны́х в небе́сная, плотска́я же взыгра́ния и скве́рны плотски́я Бо́жией любо́вию покори́л еси́.
Богородичен: От вели́ких и разли́чных прегреше́ний же и напа́стей всегда́ спаса́еши мя́, те́мже я́ко ро́ждшую Тя́ Го́спода молю́ и к Тебе́ прибега́ю, непобеди́мей по́мощи скорбя́щим: от бе́д изведи́ мольба́ми Твои́ми.
Пе́снь 5.
Ирмос: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Ду́хом духо́вная умно́жив и жела́нием к Бо́гу разже́гся, Иса́иино исполня́я прорече́ние, издале́че ше́л еси́, Сио́на дости́г, и поклони́ся ме́сту, иде́же стоя́ста но́зе Боже́ственне, и Гро́б Госпо́день облобыза́л еси́ любе́зно.
От Пренепоро́чныя проше́д, Собезнача́льное Сло́во, о́тче, плотску́ю оби́тель Себе́ сотвори́ со Отце́м Свои́м в души́ твое́й, свяще́нне, ба́ня бо Боже́ственная от пречи́стых твои́х исто́чник, сле́з твое́ю о́чию, во ца́рствии служа́щу ти́ непреста́нная быва́ше.
Богородичен: Приле́жно Ти́ припа́даю, моля́ся: я́ко Ма́ти Зижди́теля моего́, одержа́щих мя́ бе́д свободи́.
Пе́снь 6.
Ирмос: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Ца́рствующий все́ми, Бо́г тя́ испе́рва возлюби́, свя́те, тобо́ю бо ю́ности обузда́ние все́м показа́ и власте́м же покоре́ние, ми́лостыни же рачи́теля, си́рым засту́пника те́пла, скорбя́щим утеше́ние.
Ца́рства Бо́жия вожделе́в, блаже́нне Са́вво, Сио́на бо дости́гнув, труды́ же и по́ты Сина́йския горы́ доше́д и Еги́пта вари́в, порабоща́юще ра́бскую пло́ть, и Ду́ху же ве́сь примеси́ся, и со Христо́м ца́рствуеши во вся́ ве́ки.
Богородичен: Отверзо́шася на мя́ непра́вды уста́, Влады́чице, те́мже мя́, я́ко Засту́пница, си́х вско́ре свободи́.
Конда́к, гла́с 2:
Избра́ннаго от пеле́н Христо́вою благода́тию и возлю́бленнаго от ю́ности Бо́жиим Ду́хом, ю́ностный цве́т, Са́вву блаже́ннаго, похва́льныя венцы́, ве́рнии, дне́сь спле́тше и боже́ственную главу́ его́ венча́юще, воззове́м: ра́дуйся, о́тче, Бо́жие жили́ще.
Ангел на земли́ небе́сным житие́м я́влься, благовести́л еси́ все́м ра́дость и со безпло́тными ли́ки все́х учи́л еси́ водворя́тися, и тя́ ви́жду, во небе́сных водворя́ема, и, чудя́ся ужа́сно тому́, си́це зову́: ра́дуйся, благоче́стия наста́вниче и нече́стия потреби́телю; ра́дуйся, небе́сным сожи́телю и земны́м пра́вило; ра́дуйся, ю́ности воздержа́ние и ста́рости подпо́ро; ра́дуйся, правове́рным побо́рниче и еретико́в низложи́телю; ра́дуйся, святи́телей добро́то и преподо́бным сла́во; ра́дуйся, небе́сный челове́че и земны́й Ангеле; ра́дуйся, па́стырю Бо́жиих слове́сных ове́ц; ра́дуйся, кро́тости о́бразе и безу́мных наказа́телю; ра́дуйся, омраче́нных све́те и мона́хов сла́во; ра́дуйся, чадолюби́вый о́тче, вся́ с собо́ю приве́дший Бо́гу; ра́дуйся, и́мже избавля́емся грехо́в; ра́дуйся, я́ко тобо́ю Ца́рства небе́снаго сподо́бихомся. Ра́дуйся, о́тче, Бо́жие жили́ще.
Пе́снь 7.
Ирмос: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла Ангел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Бога́тство ми́ра и всю́ сла́ву красоты́, о́тче, оста́вил еси́ сла́вы ра́ди Боже́ственныя и присносу́щ[н]ыя и научи́л еси́ вся́ пе́ти: Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.
Еди́на благода́ть Отца́, Сы́на же и Ду́ха, изво́льшая тя́, святи́теля и по́стника и со апо́столы причте́ннаго, любо́вию вопию́щим: Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: Предста́тельством Твои́м избавля́емся бе́д и скорбе́й и обрета́ем бога́тство ве́лие неистоща́емое.
Пе́снь 8.
Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Избавле́ние Христо́с да́в тя́ и оте́честву яви́в тя́ свяще́нника, ста́до бо честно́ю кро́вию искупи́в, да́ст тя́ па́стыря, просвеща́ти, и учи́ти, и пе́ти: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
О, пресла́вных даро́в, и́миже просла́ви тя́ в ми́ре Бо́г, житие́ бо благоче́стно твое́ в ми́ре показа́в, сме́рть же, я́ко свята́го, честну́, житие́ же на небеси́ ди́вно и препросла́вленно, и вопи́ти же все́х научи́: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Обнови́в непло́дную ни́ву, насе́ял еси́ се́мян словеса́, стори́цею пожа́л еси́ слове́сныя кла́сы, богопло́дия де́лателю, дне́сь угобзи́вшия, и́же пою́т: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богородичен: Иже нра́вом прельща́емь е́смь, без отве́та сы́й, Богоро́дице, зову́: вся́ческих мя́ изба́ви зо́л.
Пе́снь 9.
Ирмос: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни Ангельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.
Земля́, покры́вшая те́ло твое́ свято́е, всегда́ весели́тся, благоуха́ющи, все́х стра́нных сла́вно призыва́ющи, а́ще бо и стра́нно во стра́нных, свя́те, почи́л еси́, Влады́ка бо тя́, Христо́с, Своему́ стра́нствию сла́вно причте́.
Да ра́дуется Це́рковь, славосло́вящи дне́сь, и да славосло́вит же небе́сный кру́г с не́ю, и со пе́сньми, земноро́днии, ны́не да усря́щем преосвяще́нное те́ло, ны́не от стра́нных Боже́ственным манове́нием во своя́ си преноси́мь, пою́ще: Тебе́ велича́ю, Бо́же мо́й, Иису́се.
Богородичен: Тя́, наде́жду и заступле́ние, тве́рдо стяжа́в, Чи́стая, велича́я Тя́ я́ко Богоро́дицу, пе́снь ве́рою скончава́ю.
Свети́лен:
Святи́теля Христо́ва да восхва́лим, па́мять его́ че́стно торжеству́юще, се́й бо на́м предста́ви трапе́зу духо́вную, ея́же насыща́яся и Ду́хом наслажде́ни, Боже́ственне Светода́вца прославля́ем.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
О, святы́й, всесве́тлый де́нь се́й све́тлаго Са́ввы, моли́твами того́ и Богоро́дицы, мо́лим Тя́, Человеколю́бче Ще́дрый, ми́р пода́ждь на́м, ве́рою Тебе́ сла́вящих.
Стихи́ры, гла́с 1:
Влады́чества престо́л / украша́я доброде́тельми, / Ду́хом Бо́жиим / святи́тельский престо́л прия́т, / те́м ве́рный смотри́тель / благода́ти в обою́, / святи́телю Са́вво, бы́в, / сугу́б вене́ц прия́л еси́.
Воздержа́нием, и боле́зньми, / и беда́ми мно́гими, / и моли́твами непреста́нными / ду́шу и те́ло очи́стив, / богому́дре святи́телю Са́вво, / те́м сосу́д избра́нный / Бо́гу на́шему бы́сть / и яви́ся апо́стол, а́бие яви́вся, / прия́л еси́ дарова́ния.
Гла́с Ева́нгелия Христо́ва послу́шав / и Того́ пре́жде возлюби́в, / богоно́сне о́тче на́ш Са́вво, / чи́стым житие́м пожи́в, / превозлюби́в ча́да своя́, / не о су́щем бо то́кмо пе́клся еси́, / но и реча́ми и де́лы / на не́бо возводя́ ны́, / душеспа́сныя кни́ги оста́вив на́м / и доброде́тельныя зако́ны, / и́же любо́вию собра́вшеся, ча́да твоя́, / сво́йственно взыва́ем: / не пре́зри, и́хже возлюби́л еси́, / и́хже о Христе́ уче́нием породи́л еси́, / зало́гом и́мамы твоя́ обеща́ния, / а́ще и разлучи́ся от на́с, па́стырю до́брый, / дерзнове́нию от Го́спода / и наде́жд не погреши́л еси́. / Отда́ждь до́лги, еди́наго по еди́ному прие́мля / и принося́ ко Христу́ моли́твами твои́ми.
Сла́ва, гла́с 8:
Ца́рское свяще́ние, во святи́тельскую оде́жду обо́лкся, преподо́бне, и на земли́ послужи́л еси́ во пло́ти, я́ко безпло́тен, и Тро́ице ны́не предстои́ши, со безпло́тными ли́ки веселя́ся и вопия́: Трисвята́я Еди́нице Трисоста́вная, спаси́ лю́ди Своя́, всегда́ согреша́ющия Тебе́, Свое́ю бла́гостию.
И ны́не, Богородичен:
Влады́чице, приими́ моли́твы ра́б Твои́х и изба́ви на́с от вся́кия ну́жды и печа́ли.
Молитва святителю Савве I, архиепископу Сербскому
О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, святи́телю Христо́в Са́вво, Се́рбския земли́ первопресто́льниче, храни́телю и просвети́телю, всех же христиа́н благонаде́жный пред Го́сподем предста́телю, тебе́ припа́даем и мо́лимся: даждь нам бы́ти прича́стником любве́ твоея́ к Бо́гу и бли́жнему, е́юже при жи́зни свята́я душа́ твоя́ преиспо́лнена бысть. Озари́ нас и́стиною, просвети́ ум и се́рдце на́ше све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ нас тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно, да бу́дем и мы ча́да твоя́ не по и́мени то́кмо, но всем житие́м на́шим. Моли́ся, святы́й архиере́ю, о святе́й Правосла́вней Це́ркви и оте́честве твое́м земно́м, при́сно тя любо́вию чту́щем. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу ве́рных твои́х чти́телей, ми́лости и по́мощи твоея́ и́щущих, бу́ди всем нам в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех посети́тель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный ми́лостивый покрови́тель и защи́титель, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́рное получи́ти и ца́рствие Христо́во унасле́довати. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние, да сла́вим и пое́м ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Савва Сербский: как сохранить в чистоте душевное здоровье
25 января Церковь празднует день памяти великого святого, святителя Саввы Сербского, по уставу которого доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне.
Предлагаем крупицу от мудрости святителя, отрывки из творения святого Саввы Сербского «Хиландарский устав», в помощь желающим обрести и сохранить свое душевное здоровье.
Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Не пускаться в зависть, в неприличную любовь, или незаконное сборище или расколы, беречься первых мест и мирских почестей.
Ибо никто, будучи ленивым, не достиг победы, и никто, пребывая во сне и дремоте, не победил своего врага. Победные венцы принадлежат делающим добро, трудящимся, борющимся, выдерживающим труды, неизбежные при борьбе.
Только не имейте недостатка из-за лености – этого бойтесь, на это обращайте внимание.
Есть будешь от плодов трудов своих. Блажен ты, хорошо тебе будет. Истину говорим вам во Христе: поступая так и слушая меня, непостыдными явитесь на Страшном Суде и примете вечные блага.
Подобает или говорить из Божественных Писаний, ибо они полезны для души, или молчать. «Сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10:19).
Свободную беседу пресекайте, насколько возможно.
Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, случилось и мне, наихудшему из всех, а вместе с тем и грешному, написать вам по порядку (Лк. 1:1–3), как от лица того, кто болеет и желает, чтобы вы, любимцы мои, приняли устанавливаемый вам устав сих богопреданных служб с умилением и молитвами, покорностью и терпением, благодаря которым сотворите Господа милосердным.
И прошу всех вас, братия и возлюбленные о Господе чада моя, чтобы вы Господа ради ничего не нарушили и неизменно во всем хранили то, что я, ваш смиренный отец, заповедал вам. Храните мою волю, и принятое, и совет, и заповедь, которые всем вам на пользу, и служат к душевному спасению, утверждению и смирению всех, а моему отцу – скажу так пред Господом – на похвалу и украшение.
«И сия есть победа, победившая мир» (1Ин. 5:1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого – ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие.
Во Христе братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину – Христа (Мф.13:45).
Ибо, будучи в зрелом разуме, никогда не предпочитайте быть мерзостью для Бога, но вместо этого примите Его благодать и имейте Его близ себя, как смиренные сердцем или, скажу правду, кто Его хранит в себе, будет возлюблен.
А Бог мира, призвавший вас к Своей вечной славе ради многих Своих неизреченных доброт, да усовершенствует и утвердит вас в Своей святой воле, ради Единородного Сына Своего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятого Животворящего Духа. Ему же подобает всякая слава, честь, поклонение и послушание ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Я многогрешный и неуклюжий для духовного подвига, был в нашем монастыре Пресвятой Владычицы и Богородицы, Наставницы нашей, и послужил ли, или потрудился ли, и принял ли великие скорби – не знаю. Говорю по апостолу Павлу: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» (2Кор. 12:2). Так скажу я и о себе: сделал ли я что из сказанного – не знаю: Бог знает!
Ибо мое слово обращено к вам, принявшим на себя суд: пусть отступит от вас зависть, пусть отступит всякая суетная любовь и неразумный дар, пусть соберутся суд праведный, точное внимание, мерило правды и точность истины, словно надзирает Своим всевидящим оком «Испытующий сердца и утробы» (Иер.11:20).
Скажу коротко: надо отгонять все, что не ведет ко спасению. О чада и братия, никогда не посмеем почитать приносящее вред, а спасающее обходить, ибо нет ничего из переданного нам, что было бы немощно или неспособно исправлять.
Но храня друг с другом единомыслие, любовь и мир, между собой разогревайтесь любезной волей, утверждая друг друга, направляя, утешая, поднимая, поучая и побуждая к любви и добрым делам, и просто словам – на все благое, спасительное, добродетельное, похвальное (Фил.4:8), стараясь исполнять, насколько возможно.
Неприятель посрамится, обнаружив вас вооруженными и укрепленными. Тщетно и напрасно будет он разевать рот, постыдится и, ничего не достигнув, будет далеко от вас отогнан. Вы же спасайтесь и возвеличивайтесь, будьте смиренны, и все будут завидовать вам ради ваших добрых дел. И пребудете в честной жизни во вся дни живота вашего.
Но вы все, просвещенные Божественной благодатью, знаете его ловушки и знаете, как надо от них уклоняться. Знаете это из Божественных Писаний и непрестанного чтения поучений, и из самого искушения, и из того, чему вы сами в искушении научились. Твердо противостаньте злу, имея великую и неразрушимую помощь Божию теплыми молитвами Пречистой и Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы.
При этом не надо впадать в обиды друг на друга или гнев. Таковой да будет отлучен, поскольку не кается и не просит прощения с сокрушенным сердцем. Желаем мы, чтобы вы всегда имели мир и любовь друг к другу. Вместо обиды и гнева научитесь говорить: «Благослови и прости, брат».
Храните доверие и честь к вашим игуменам, любите друг друга и старайтесь друг друга превзойти в смирении, сочувствии в беде, как члены одного тела, и восполняйте взаимные недостатки.
Если же будучи людьми, что-то не сможете рассудить сами собой свои согрешения, то придите к тому, кто может рассудить злые обычаи, приносящие нам погибель души. А оправдание каждого слова взыщет от вас Праведный и Нелицеприятный Судия, и не знаю, кого бы вы смогли взять тогда в адвокаты, чтобы избежать осуждения.
Найдя это место, о котором я молюсь, прошу Владычицу мою и Госпожу мою преславную Наставницу, да не будет так, что после нашего ухода враг душ наших Сатана поколеблет вас от первого помысла и пращей разобьет то, над чем я так тяжело тружусь во имя спасения душ, что уже от Бога хорошо утверждено.
И только об одном подобает заботиться: о том, чтобы жить по добродетели; если возможно – дышать спасительным словом и всем, что служит для созидания души и пользы.
Ибо лучше один, исполняющий волю Господню, чем множество беззаконников.
Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей. То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага.
Святитель Савва Сербский
Наш герой значительную часть своей жизни провел на Афоне. Поэтому несколько слов об этом удивительном месте. Афон – это полуостров-гора в северо-восточной Греции. Монахи начали селиться тут в VII веке. Сейчас здесь двадцать монастырей. Пантелеимонов монастырь – русский, Зограф – болгарский, Хилендар – сербский, скит Продромос – румынский. Когда-то Иверский монастырь был грузинским, теперь он, как и все остальные, греческий.
Это особая самоуправляемая административная единица Греции. Здесь свои законы, например, женщинам посещать монастырскую республику запрещено. Мужчины могут попасть сюда, лишь получив разрешение. Здесь свой календарь: все монастыри живут по старому стилю.
Самого младшего сына сербский правитель (жупан) Стефан Неманя (1114-1200) назвал Растко (Ростиславом). Был он поздним ребенком, родился в 1169 или 1174 году. Стать наследником престола ему не светило, как-никак третий сын, да и желания такого он никогда не испытывал. Были у него другие интересы. Ему хотелось стать монахом. А после того, как он встретился и пообщался с русским иноком, понял, что это единственное, к чему стоит стремиться. Надежды, что отец благословит на это, не было. И в 17-летнем возрасте Растко бежит на Афон и поселяется в русском Пантелеимоновом монастыре. Житие рассказывает, что отец, узнав об этом, отправил туда воеводу с дружиной, чтобы вернуть беглеца. Уже в монастыре воины, вкусив немало зелия, заснули во время ночного богослужения под монотонное чтение псалтири. И пока они почивали, царственного послушника по его просьбе постригли в монахи с именем Савва. Пробудившись, дружинники получили светскую одежду нового инока и волосы, которых он лишился во время пострига. Было это в 1186 году. Правда, отец не только простил сына за самоуправство, но и сам через десять лет оставил трон старшим сыновьям и последовал примеру младшего – постригся и последние годы жизни подвизался вместе с Саввой на Афоне в Ватопедском монастыре. Среди прочих заслуг Саввы и Симеона (такое имя получил Стефан при посвящении) было восстановление сербского Хилендарского монастыря.
Много связано в жизни Саввы с этой обителью. Тут умер его отец, тут его рукоположили в сан, сначала в диакона, а потом в священника. В 1219 году в Никее архимандрита Савву посвятили в епископский сан. Ему предстояло возглавить Сербскую церковь, а значит, вернуться на родину, покинув милый сердцу Афон, ставший его духовной отчизной. Перед отъездом он обошел все монастыри, простился с иноками, понимая, что вряд ли вернется сюда.
Вернувшись в Сербию, он прекратил междоусобицу братьев, сумел предотвратить войну с Венгрией. Более того, привел короля Владислава к православию. Став архиепископом Сербским, провозгласил автокефалию (самостоятельность) своей Церкви, венчал на царство сначала брата Стефана, а после того, как он, подобно отцу, оставил трон и принял постриг, его сына Радослава.
Савва строил храмы и монастыри, ввел в Сербии богослужебный устав своего тезки Саввы Освященного, упорядочив тем самым богослужение. Он занимался просвещением, недаром сербы почитают его как покровителя школ. Святитель Савва боролся с богомильской ересью, исправлял пороки соплеменников, которых немало накопилось за долгие годы церковного безвластия. Занимался переводом с греческого богословской и политической литературы, так необходимой становлению молодого Сербского королевства. Как некогда он примирял своих братьев, так через много лет пришлось водворять мир между племянниками Радославом и Владиславом.
Его деятельность по устройству церковных и государственных дел сопровождалась чудесами. Когда он во время богослужения кадил над гробницей своего отца, мощи преподобного Симеона источали миро. На мирных переговорах в Венгрии стояла изнуряющая жара. Савва попросил льда, но его не оказалось – лед растаял даже в погребах. Тогда святитель помолился, и на небе появилась туча, из которой пошел крупный град. Сила молитвы произвела неизгладимое впечатление на короля Владислава. Результаты этого нам уже известны: мир был заключен, и монарх принял православие.
В последние годы жизни Савва много путешествовал. Он побывал в Египте, Вавилоне, Сирии, Святой земле. В Иерусалиме основал монастырь Святого Архангела и больницу для православных паломников. Умер он по дороге домой в тогдашней столице соседней Болгарии Тырнове. Произошло это 12 января 1237 года. Дата эта, 25 января по новому стилю, является днем его памяти.
Похоронен он был в Тырнове. Но сербский король Владислав хотел вернуть мощи на родину. Он сам поехал к болгарскому царю Асену II и уговорил его отдать бесценную реликвию. При перенесении мощей в монастырь Милешево стали происходить чудеса исцеления. Совершались они и в месте первого захоронения, в Болгарии, уже после того, как мощи были отправлены на родину. В Милешевской обители они находились до 1594 года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увез их в Белград и там сжег на холме Врачар.
Петр ФОКИН, псаломщик Знаменской церкви
Савва Сербский: как сохранить в чистоте душевное здоровье
25 января Церковь празднует день памяти великого святого, святителя Саввы Сербского, по уставу которого доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне.
Предлагаем крупицу от мудрости святителя, отрывки из творения святого Саввы Сербского «Хиландарский устав», в помощь желающим обрести и сохранить свое душевное здоровье.
Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Не пускаться в зависть, в неприличную любовь, или незаконное сборище или расколы, беречься первых мест и мирских почестей.
Ибо никто, будучи ленивым, не достиг победы, и никто, пребывая во сне и дремоте, не победил своего врага. Победные венцы принадлежат делающим добро, трудящимся, борющимся, выдерживающим труды, неизбежные при борьбе.
Только не имейте недостатка из-за лености – этого бойтесь, на это обращайте внимание.
Есть будешь от плодов трудов своих. Блажен ты, хорошо тебе будет. Истину говорим вам во Христе: поступая так и слушая меня, непостыдными явитесь на Страшном Суде и примете вечные блага.
Подобает или говорить из Божественных Писаний, ибо они полезны для души, или молчать. «Сдерживающий уста свои – разумен» (Притч. 10:19).
Свободную беседу пресекайте, насколько возможно.
Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, случилось и мне, наихудшему из всех, а вместе с тем и грешному, написать вам по порядку (Лк. 1:1–3), как от лица того, кто болеет и желает, чтобы вы, любимцы мои, приняли устанавливаемый вам устав сих богопреданных служб с умилением и молитвами, покорностью и терпением, благодаря которым сотворите Господа милосердным.
И прошу всех вас, братия и возлюбленные о Господе чада моя, чтобы вы Господа ради ничего не нарушили и неизменно во всем хранили то, что я, ваш смиренный отец, заповедал вам. Храните мою волю, и принятое, и совет, и заповедь, которые всем вам на пользу, и служат к душевному спасению, утверждению и смирению всех, а моему отцу – скажу так пред Господом – на похвалу и украшение.
«И сия есть победа, победившая мир» (1Ин. 5:1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого – ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие.
Во Христе братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину – Христа (Мф.13:45).
Ибо, будучи в зрелом разуме, никогда не предпочитайте быть мерзостью для Бога, но вместо этого примите Его благодать и имейте Его близ себя, как смиренные сердцем или, скажу правду, кто Его хранит в себе, будет возлюблен.
А Бог мира, призвавший вас к Своей вечной славе ради многих Своих неизреченных доброт, да усовершенствует и утвердит вас в Своей святой воле, ради Единородного Сына Своего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятого Животворящего Духа. Ему же подобает всякая слава, честь, поклонение и послушание ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Я многогрешный и неуклюжий для духовного подвига, был в нашем монастыре Пресвятой Владычицы и Богородицы, Наставницы нашей, и послужил ли, или потрудился ли, и принял ли великие скорби – не знаю. Говорю по апостолу Павлу: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» (2Кор. 12:2). Так скажу я и о себе: сделал ли я что из сказанного – не знаю: Бог знает!
Ибо мое слово обращено к вам, принявшим на себя суд: пусть отступит от вас зависть, пусть отступит всякая суетная любовь и неразумный дар, пусть соберутся суд праведный, точное внимание, мерило правды и точность истины, словно надзирает Своим всевидящим оком «Испытующий сердца и утробы» (Иер.11:20).
Скажу коротко: надо отгонять все, что не ведет ко спасению. О чада и братия, никогда не посмеем почитать приносящее вред, а спасающее обходить, ибо нет ничего из переданного нам, что было бы немощно или неспособно исправлять.
Но храня друг с другом единомыслие, любовь и мир, между собой разогревайтесь любезной волей, утверждая друг друга, направляя, утешая, поднимая, поучая и побуждая к любви и добрым делам, и просто словам – на все благое, спасительное, добродетельное, похвальное (Фил.4:8), стараясь исполнять, насколько возможно.
Неприятель посрамится, обнаружив вас вооруженными и укрепленными. Тщетно и напрасно будет он разевать рот, постыдится и, ничего не достигнув, будет далеко от вас отогнан. Вы же спасайтесь и возвеличивайтесь, будьте смиренны, и все будут завидовать вам ради ваших добрых дел. И пребудете в честной жизни во вся дни живота вашего.
Но вы все, просвещенные Божественной благодатью, знаете его ловушки и знаете, как надо от них уклоняться. Знаете это из Божественных Писаний и непрестанного чтения поучений, и из самого искушения, и из того, чему вы сами в искушении научились. Твердо противостаньте злу, имея великую и неразрушимую помощь Божию теплыми молитвами Пречистой и Пресвятой Владычицы нашей Госпожи Богородицы.
При этом не надо впадать в обиды друг на друга или гнев. Таковой да будет отлучен, поскольку не кается и не просит прощения с сокрушенным сердцем. Желаем мы, чтобы вы всегда имели мир и любовь друг к другу. Вместо обиды и гнева научитесь говорить: «Благослови и прости, брат».
Храните доверие и честь к вашим игуменам, любите друг друга и старайтесь друг друга превзойти в смирении, сочувствии в беде, как члены одного тела, и восполняйте взаимные недостатки.
Если же будучи людьми, что-то не сможете рассудить сами собой свои согрешения, то придите к тому, кто может рассудить злые обычаи, приносящие нам погибель души. А оправдание каждого слова взыщет от вас Праведный и Нелицеприятный Судия, и не знаю, кого бы вы смогли взять тогда в адвокаты, чтобы избежать осуждения.
Найдя это место, о котором я молюсь, прошу Владычицу мою и Госпожу мою преславную Наставницу, да не будет так, что после нашего ухода враг душ наших Сатана поколеблет вас от первого помысла и пращей разобьет то, над чем я так тяжело тружусь во имя спасения душ, что уже от Бога хорошо утверждено.
И только об одном подобает заботиться: о том, чтобы жить по добродетели; если возможно – дышать спасительным словом и всем, что служит для созидания души и пользы.
Ибо лучше один, исполняющий волю Господню, чем множество беззаконников.
Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей. То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага.