Святые емилия молитва - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Святые емилия молитва

Святые емилия молитва

Эмилия родилась приблизительно в 305 году в Малой Азии в городе Неокесария (сейчас это турецкий Никсар). Ее родители-христиане были лишены всего имущества и погибли во время гонений императора Лициния. Оставшись сиротой, Эмилия думала со временем принять монашество.

Она была очень красива, и многие мужчины в Неокесарии стали добиваться ее любви, и один, особо настойчивый, даже грозился выкрасть ее из дома. Тогда Эмилия решила найти жениха из христианской среды и получить защиту от «свободы» нравов.

Ее выбор пал на молодого адвоката и учителя риторики Василия, сына известных и уважаемых в Неокесарии христиан Макрины и Василия. Избранник покорил ее своей добротой и благородством — он и профессию адвоката выбрал для того, чтобы защищать несправедливо обиженных. А в лице матери мужа Эмилия обрела сестру по вере и великую наставницу.

Во время гонений императора Диоклетиана Макрина-старшая с мужем (они оба принадлежали к общине епископа Григория Неокесарийского) семь лет скрывались в Понтийских лесах: голодали, жили в шалашах, скитались, но не отреклись от Христа.

«О вере моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкою, блаженною женою, которая по происхождению ваша? Говорю о пламенной Макрине, от которой изучил я слова блаженнейшего Григория, которые и сама она сохранила, как дар предания, и на нас, еще малютках, напечатлевала, образуя нас догматами благочестия», — напишет о своей бабушке святой Василий Великий.

Эмилия вошла в эту семью, когда в Римской империи воцарился император Константин Великий, узаконивший христианство, и тяжкие испытания были позади.

Свою первую дочь Эмилия тоже назвала Макриной. В ночь перед родами ей приснился необычный сон: будто бы она держала на руках уже родившегося и запеленутого младенца, а к ней подошел старец величественного вида и трижды назвал малышку Феклой. Имя Феклы — подвижницы и ученицы апостола Павла — знали все христиане Малой Азии, оно прозвучало неспроста… Проснувшись, Эмилия с необычайной легкостью родила здоровую девочку.

В 330 году Эмилия родила сына, названного в честь деда и отца Василием. Затем родились Навкратий и дочь Феозва. Третьего сына назвали Григорием — в семье свято чтили память Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.

Эмилия могла позволить себе любых слуг и учителей, но сама занималась начальным образованием своих детей и определяла для них круг чтения. Вместо общепринятых сюжетов о жестокости или похождениях любвеобильных греческих богов — истории из Священного Писания, псалмы, рассказы о подвигах апостолов. И лишь потом, на окрепший ум, считала возможным понемногу прибавлять к этому что-нибудь из «эллинского».

Семья Василия теперь владела землями в трех провинциях (в Понте, Каппадокии и Малой Армении) и считалась одной из богатых в Неокесарии. Никто из новых родственников Эмилии не посещал театры, скачки и всевозможные праздные зрелища — то, без чего многие римляне не мыслили жизни. И уж тем более в семье не было принято такое обычное по отношению к детям рукоприкладство и телесные наказания. Это тоже была своего рода проповедь для окружающих — все видели плоды хрис­тианского воспитания.

Дети росли свободными и счастливыми, в атмосфере уважения и любви и, достигнув совершеннолетия, сами избирали свой жизненный путь.

Старшая дочь, Макрина, собралась выйти замуж и была уже помолвлена. Но внезапно ее жених заболел и скончался. На все уговоры найти другого избранника девушка отвечала: «Жених мой не умер, он только в отлучке; зачем же изменять ему?»

И родители не стали настаивать — Макрина повторила судьбу святой Феклы, которая тоже в юности отказалась от замужества и посвятила жизнь Богу.

Муж Эмилии, Василий, умер вскоре после рождения самого младшего из сыновей — Петра. Желая поддержать мать, Макрина взяла на себя многие заботы, и Петр (будущий святитель Петр Севастийский) фактически вырос у нее на руках.

По преданию, кроме Макрины и Феозвы, у Эмилии были еще три дочери, но история не сохранила их имен — скорее всего, они вышли замуж и жили в своих семьях. И только Макрина всю жизнь провела рядом с матерью. «Других детей, — говорила Эмилия, — носила я лишь некоторое время, а с Макриною не разлучалась никогда».

Старший из сыновей Эмилии, Василий, рано обнаружил способности к наукам и уехал учиться в Константинополь, а оттуда — в Афины, где изучал богословие, философию, геометрию, риторику, астрономию. Предполагалось, что он, как отец, станет адвокатом.

Но Василий избрал другое. Приняв Крещение, он отправился в пустыни Египта и Палестины, чтобы увидеть жизнь прославленных отцов-пустынников, а после чего устроил в одном из семейных имений свою монашескую общину.

Во время гонений императора Юлиана (Отступника) Василий вернулся в Неокесарию, где был рукоположен во пресвитера и стал служить в одной из городских церквей. Уже тогда братья — Григорий (ему не было еще тридцати) и юный Петр — помогали ему заниматься благотворительностью из семейных средств. Со временем все они станут епископами в разных городах Малой Азии, а их сестра Феозва — диаконисой церкви в Ниссе и верной помощницей Григорию.

К тому времени Эмилия уже не жила в Неокесарии. Покинув богатый дом и отпустив своих рабов, она с Макриной и несколькими верными слугами перебралась в уединенное имение на берегу реки Ирис в Понте. По сути, это был небольшой женский монастырь с построенным в фамильном поместье храмом в честь 40 мучеников Севастийских (они пострадали при Лицинии неподалеку от здешних мест, в городе Севастия).

Близкий друг Василия Великого Григорий Назианзин (Богослов) навестил его мать и сестру в их имении и увидел, что они питаются вместе со слугами, живут в таких же скромных кельях, не носят ни нарядов, ни украшений. Но больше всего его поразили внутренние перемены в этих удивительных женщинах: «Нельзя было уловить на них признака гнева, зависти, подозрения или ненависти. Они отбросили от себя всю светскую суету — желание отличия, известности, блеска. Наслаждение их заключалось в воздержании, слава в безвестности, богатство — в неимуществе, сила — в немощи; все мирское стряхнули они с себя, как пыль», — вспоминал святитель Григорий.

Эмилия умерла 8 мая 375 года в возрасте 73 лет и была похоронена в фамильном склепе возле церкви 40 мучеников. В последние минуты жизни возле нее были старшая из детей, Макрина, и младший Петр. Она до последнего вздоха продолжала молиться за своих детей и всех благословила.

По церковному календарю память Эмилии Каппадокийской отмечают в один день с Василием Великим, старшим из сыновей — 14 января по новому стилю.

Икона, где святая Эмилия изображена в окружении пятерых детей, чем­то похожа на тот «иконостас» из фотографий, что так любят устраивать в деревенских домах простые женщины, тоже чьи-то матери и сестры.

Святитель Григорий Назианский с восторгом написал о святой Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита как никто. Три славных священника, одна участница в тайнах священства и прочие — лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии — собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сыновей твоих, с которыми у тебя одни желания»…

Газета «Православная вера « № 2 (527)

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Tema (1340)
  • Страны (292)
  • Сербия (35)
  • Библиотека (2772)
  • “Моя жизнь во Христе” (21)
  • Православные просветит. курсы. 2-й год обучения (17)
  • Православные просветит. курсы. 1-й год обучения (11)
  • Библия (324)
  • Доклады (52)
  • Жизнеописания (417)
  • Издания и издательства, сайты (497)
  • Молитва “Отче наш” (9)
  • Молитвы (378)
  • О молитве (102)
  • Проповеди, слова, лекции, цитаты (582)
  • Статьи (643)
  • Стихи (35)
  • Творения свв. отцов и цитаты (465)
  • Толкования (207)
  • Толковый словарь (57)
  • Видео и Аудио (223)
  • Законопроекты (50)
  • Здоровье (109)
  • История (307)
  • Кулинарные рецепты (2)
  • Обращения и Заявления (182)
  • Оформление дневника (14)
  • Память (146)
  • Помощь (115)
  • Просьба о молитве (11)
  • Путешествия (20)
  • Разное (90)
  • О семье (227)
  • Фотография (22)
  • Церковь (2636)
  • Духовник (6)
  • Иконы Божией Матери (172)
  • Миссионерство (44)
  • Митр. Иларион (Алфеев) (210)
  • О Кресте (20)
  • О постах (131)
  • Патриархи (568)
  • Песнопения (14)
  • Православие в мире (417)
  • Праздники (522)
  • Святые (743)
  • События церковной жизни (517)
  • Таинства (72)
  • Храмы и монастыри (343)

Цитатник

НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ ХРАМОБОРЦЕВ! Из доклада митр. Марка на VI заседании Попечительского с.

Фотоальбом

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Память святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV)

Среда, 14 Января 2015 г. 13:44 + в цитатник

ЕМИЛИЯ КЕСАРИЙСКАЯ

Икона св. Емилии. Работа Г. Проскуриной, Сергиев Посад, 2005 год. 17х12.7. Частное собрание. Москва.
Читайте также:  Молитва филарета московского на каждый

Память 1 января/ 14 января

Родилась в Кесарии между 305 и 315 годами в богатой семье, которой принадлежали обширные владения в Малой Азии.

В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Ликинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем. Василий был известен как образованный и благочестивый человек.

Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей.

Сын Емилии Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении, после чего сподобился блаженной кончины. Другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество.

После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в отдаленное имение на берегу реки Ирис, в современной Турции, и основали там обитель. Некоторые и из отпущенных ими рабынь захотели вместе с ними отречься от мира и пойти в монастырь, и всё у них было общее: одна келья, один стол, одни одежды; всё, нужное для жизни у них было поровну; они служили Господу единодушно, в смирении, кротости и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, ничего такого, что не было бы угодно Богу. Одно постоянное было у них дело – богомыслие и молитва, а попечение и труды для нужд тела они считали неважными подельями, а не самым делом.

Дожив до преклонных лет, Емилия приблизилась к кончине. Узнав, что она находится на смертном одре, к ней в обитель пришел ее младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью во время ее болезни. При самом же разлучении с телом у постели умирающей с обеих сторон сидели Макрина и Петр, и называли по именам остальных братьев и сестер, а она всем, как сокровище, оставляла свое материнское благословение. Потом, положив одну руку на Макрину, а другую на Петра, она сказала, обратившись к Господу:

С этими словами она скончалась. Ей было тогда 73 года.

Православные молитвы ☦

3 сильных молитвы святителю Иоанну Милостивому

Оглавление:

Молитва святителю Иоанну Милостивому на хорошую торговлю

«Святителю Божий Иоанне, Милостиве защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Не престай моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты, преисполнен сый Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя «Милостивый». Ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напаяющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом «всякия утехи», да вси, прибегающии к тебе, обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, вселив в них надежду вечнаго упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим; ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни. Тожде и ныне, царствуя со Христом Богом на небеси, яви всем покланяющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость беспомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и к призрению убогих. Подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, утешению скорбящих и успокоению неимущих. Да не оскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них мир и радость о Дусе Святе, — во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.»

Молитва святителю Иоанну Милостивому о помощи в бедности

«О, Богому́дре, святи́телю Христо́в, о́тче наш Иоа́нне! При́зри на нас, чад твои́х, к стопа́м твои́м припа́дающим и всеси́льного твоего́ заступле́ния пред Го́сподом сле́зно прося́щих. Беззако́ния бо на́ша отяготе́ша на нас, ско́рби и боле́зни объя́ша ны, и грехо́вныя обы́чаи на́ша отдали́ша от Го́спода сердца́ на́ша и прельще́ниям вра́жиим рабо́тати соврати́ша ны, ко а́ду преиспо́днему нас влеку́ще. Ты же, па́стырю наш благосе́рдный, в житии́ твое́м ни еди́ного скорьбя́ща, и ми́лости твоея́ прося́ща, николи́же презре́л еси́. Вознеси́ моле́ние о нас гре́шних ко Го́споду, да, умоле́н быв Ма́терию Свое́ю, преложи́т гнев Свой, по грехо́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, на ми́лование на́ше и пода́ст душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́зней и немоще́й исцеле́ние и от скорбе́й и печа́лей избавле́ние. Моли́ся Христу́, да це́рковь святу́ю от наве́тов вра́жиих тве́рду и непоколеби́му в ми́ре соблюде́т, вся́кое епи́скопство правосла́вное и весь при́тчет церко́вный в единомы́слии ве́ры утверди́т, и́ночествующих бра́тий на́ших, в посте́ и честне́м жи́тельстве подвиза́ющихся, благода́тию смире́ния и терпе́ния снабди́т. Стране́ на́шей испроси́ у Го́спода вся блага́я и ко спасе́нию потре́бныя, да от всех враго́в, мы́слящих нам зла́я, изба́вит нас и, по вели́цей Свое́й ми́лости, всю жизнь на́шу незы́блемым ми́ром огради́т. Ей, святи́телю ми́лостивый, не лиши́ нас по́мощи твоея́ небе́сныя, но предста́тельством твои́м вся ны во приста́нище спасе́ния приведи́ и всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва насле́дники нас покажи́. Да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Молитва святителю Иоанну Милостивому о деньгах и благополучии

«Заступник Божий, Милостивый Святитель Иоанн, ты защитник сирот, нищих и других нуждающихся. С искренней верой и смиренностью к тебе обращаемся, припадаем с благоговением к ногам твоим и молитву возносим. Знаем и верим, что ты слышишь всех вопрошающих к себе и даруешь им утешения в печалях и душевной скорби. Просим тебя молиться за нас перед Господом Всевышним. Ты наделен милостью Божьей и призван был в мирской жизни показать себя образцом милосердия. Благость твоя подобна реке, которая утоляет жажду всех нуждающихся, но при этом сама никогда не мелеет. Верим, что твой сосуд милости будет также неисчерпаемым. Просим с душевным трепетом даровать всем, прибегающим к тебе, утешение в скорби и печалях, мир и безмятежность в душах. Просим даровать надежду на вечный покой в Царстве Небесном после смерти. Да будем мы жить в мире и радости во Славу Господа Всевышнего. Аминь»

Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская)

Икона Святая Емилия Кесарийская (Капподакийская) написанная на заказ – это авторская рукописная работа, выполненная с учётом всех ваших пожеланий. Мы учтём любые ваши идеи и уточнения к образу, не противоречащие православному канону. Первым делом, нужно выбрать образ по фотографии, который для вас является наиболее духовно близким. Посмотрите наши образцы или приложите любую фотографию из интернета. Далее, вид исполнения, только золотой нимб, золотой фон поля и нимб или техника двойного золочения с ювелирной гравировкой орнамента. Выбираем размер и отправляем заказ. Почти сразу вам позвонит наш Архитектор икон и обсудит с вами композицию образа.

Наша мастерская была основана при Храме. Иконы пишут по Благословению воцерковлённые иконописцы, строго соблюдая православные традиций и канон. Срок исполнения в среднем от 14 дней до 3 месяцев, в зависимости от сложности исполнения. Но бывает быстрее или дольше. Заказать икону Святой Емилии Кесарийской (Капподакийской) вы можете нажав кнопку Заказать, а если вам лень, напишите нам на почту info@ikonu.ru или смело звоните по телефону +7(903)743-32-48. WhatsApp тоже работает круглосуточно.

  • Оплатить заказ можно, наличными или по карте (в зависимости от города).
  • Доставка иконы возможна в любой город, наш магазин рукописных икон работает без выходных. Ваша икона приедет в специальной ударопрочный упаковке, красивой подарочной сумке из натурального хлопка. Защитная упаковка и подарочная сумка бесплатные, цена не изменится.
  • Если вы хотите преподнести икону в подарок по-особенному, закажите дополнительно подарочную шкатулку коробку обитую атласным бархатом и стилизованную под драгоценные породы красного дерева. Икона в такой шкатулке выглядит очень солидно.

Для домашнего хранения и долговечности иконы, мы очень рекомендуем приобрести киот. Киот из натурального дерева защищает образ от сезонных перепадов температуры, влажности, пыли. Подробнее

Читайте также:  Молитва на св василий велики

Святая Емилия Кесарийская – христианская святая, жившая в 4-ом веке в Кесарии Капподакийской. Главным образом она известна как христианская мать, давшая миру десять детей, пять из которых были причислены к лику святых – Василия Великого , Григория Нисского , Петра Севастийского , преподобную Макрину и блаженную Феосевию.

Емилия была дочерью богатых и знатных родителей, владевших большим количеством земель в Кесарии. Однако, рано уверовав в Иисуса Христа, он была равнодушна к земным благам и вела вместе со своим мужем иереем Василием благочестивый образ жизни, жертвуя много денег на храмы и помогая бедным.

Святая Емилия мирно скончалась в возрасте 73 лет.

Чтимые иконы святой Емилии Капподокийской и день памяти святой

Празднование в честь святой Емилии Кесарийской совершается один раз в год – 14 января (1 января по старому стилю). Дата эта приурочена к дню смерти святой.

Иконы, скульптуры и места поклонения святой Емилии Кесарийской

Наиболее часто образ святой Емилии Кесарийской можно встретить на иконе «Семейство святого Василия Великого».

В Москве такой образ есть в храме Трех Святителей. Он находится на территории гимназии Греко-латинского кабинета Шичалина (Орлово-Давыдовский переулок, 5).

Еще одна современная икона святой Емилии и ее семьи есть в иконостасе московского старинного храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Мосфильмовская улица, 18а).

В чем помогает и о чем молиться перед иконой святой Емилии Кесарийской?

К Емилии Кесарийской обращаются с молитвами о помощи в воспитании своих детей. Ее молят о том, чтобы дать детям в первую очередь правильное духовное воспитание, воспитать их в мире, дружбе и почтении к своим родителям.

Святую Емилию просят также о ходатайстве перед Богом о создании и укреплении семьи, даровании детей и семейной жизни в полном согласии.

Святая Емилия Кесарийская является небесной покровительницей и божией заступницей всех женщин, носящих имя Эмилия.

Молитва святой Емилии Кесарийской

Молитва первая

Угодница Божия Емилия, поминай в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.

Молитва вторая

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Емилия, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Житие святой Емилии Кесарийской

Святая Эмилия родилась в начале 4-го века в Кесарии Капподакийской (ныне город Кайсери, территория современной Турции). Точная дата ее рождения неизвестна. Приблизительно она родилась в период между 305 и 315 годами. Ее родители были очень богатыми и знатными людьми, поэтому девочка с детства была окружена всеми земными благами. Однако все это было ей не интересно, так как с малых лет она глубоко уверовала в Бога и устремилась к небесным, а не земным благам.

Несмотря на свою необычайную красоту, Эмилия собиралась прожить безбрачную жизнь. Однако, ее отец-христианин рано ушел из жизни – он был зверски замучен слугами императора-язычника Ликиния. После этого Эмилию как многих одиноких девиц в те времена, ждало насильственное замужество. Чтобы не допустить этого, она сама выбрала себе мужа – благочестивого адвоката Василия и поспешно вышла за него замуж. Через несколько лет Василий стал иереем.

Оба супруга вели очень благочестивую жизнь, во всем поддерживая друг друга и помогая другим. Много сил и средств они жертвовали на помощь больным и обездоленным. За это Бог дал им 10 прекрасных детей, пять из которых были причислены к лику святых – Василий Великий , Григорий Нисский , Петр Севастийский , преподобная Макрина и блаженная Феосевия (самым известным из них, пожалуй, является христианский богослов – святой Василий Великий). Еще один сын святой Емилии, Навкратий, умер в возрасте 27 лет, прожив до этого несколько лет в уединенном месте, молясь Богу и соблюдая строгий пост. Пятый сын, Никифор, умер совсем маленьким. О других детях, к сожаленью, до наших дней не сохранилось никаких сведений.

Будучи уже в преклонном возрасте святая Емилия приняла монашеский постриг вместе со своей дочерью Макриной. Предполагается, что именно дочь уговорила Емилию пойти на этот шаг. Затем обе женщины ушли жить в одну отдаленную христианскую обитель. Прожив в ней несколько лет в непрестанных постах и молитвах, святая Емилия Кесарийская в возрасте 73 лет мирно отошла к Богу. Известно также, что во время смерти рядом с ней были ее дети Макрина и Петр. Случилось это в 383 году.

Как святые воспитывали детей

5 историй о святости, переданной по наследству

Продолжаем нашу рубрику «Как жили святые».

Святая Нона и святитель Григорий Богослов

Православные родители нередко переживают, отдавая детей в обычную светскую школу: не нахватаются ли они от сверстников плохого, не поколеблет ли некрепкую детскую веру учитель-дарвинист, сможет ли ребенок Великим постом мужественно отказаться от сосиски в школьной столовой?

Вот и святая Нонна, мать Григория Богослова, тревожилась, отпуская сына в лучшее учебное заведение того времени — Афинскую академию, основанную еще Платоном. Тогда, в середине IV века, у жителей Каппадокии (малоазийской провинции Римской империи), где жила семья, было не так много возможностей дать детям качественное образование.

Но Афины были столицей языческой культуры, которая тогда еще цвела пышным цветом. Христианство совсем недавно утвердилось в качестве официальной религии, и Афины по-прежнему были уставлены статуями богов, которые обильно поливали благовониями и окуривали фимиамом. А риторы знаменитой Академии нередко обучали юношей красноречию на весьма вольных мифологических сюжетах.

Нонна была христианкой. Ей очень хотелось, чтобы сын ее тоже вырос христианином. Поэтому первое, чему она научила маленького Григория, —беседовать с Богом. С детства мальчик привык поверять Ему самые сокровенные мысли и переживания. А в память ему врезался сон, в котором он восходил ввысь, к сияющему Престолу, от которого лился неизреченный Свет. Мать верила, что умение молиться надежно охранит сына от искушений, которые неминуемо придут, когда он подрастет. И сама показывала ему пример. «Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль Кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое?» – вспоминал впоследствии ее знаменитый сын.

По молитвам Нонны христианином, а после и епископом, стал ее муж Григорий, который в молодости совмещал веру в единого Бога с огнепоклонством. Молитва с благодарением Богу была первой реакцией матери будущего святителя и на любые скорби. Она знала: Бог не посылает испытаний выше человеческих сил.

Поэтому, когда Григорий подрос, мать без колебаний отправила его в лучшие учебные заведения, хотя некоторые из них считались рассадниками язычества. Юноша учился и в «митрополии наук» — Кесарии Каппадокийской, и в Палестине, и в египетской Александрии, и, конечно, в Афинской академии и стал одним из самых образованных людей своего времени.

Интересно, что примерно в то же время в Афинах учился и племянник Константина Великого Юлиан, впоследствии ставший императором и прозванный Отступником за попытку реставрации язычества. И именно Афины укрепили его в решении порвать с христианством. А у Григория оказался мощный иммунитет к языческой «инфекции». Возможно, решающую роль здесь сыграл пример матери: больше всего юношу влекло к уединенным размышлениям и молитвенному предстоянию перед Богом. Недаром он вошел в историю с именем Богослова.

Святая Эмилия и святитель Василий Великий

В середине IV века едва ли кто-то назвал бы многодетной семью с тремя детьми. Но супружеская пара, которая произвела на свет десять чад, на общем фоне все же выделялась. Это могло свидетельствовать и о хорошем достатке супругов, и об их глубоком доверии Богу. У родителей святителя Василия Великого, Василия и Эмилии, было и то, и другое.

Они жили в Каппадокии, но владели землями еще в двух римских провинциях — Понте и Малой Армении. А от своих родителей, пострадавших за Христа при императоре Ликинии, оба унаследовали глубокую и непоколебимую веру.

Жизнь семьи была вполне благополучной, пока не умер отец. Это произошло вскоре после рождения Петра, младшего брата Василия. У многих женщин на месте Эмилии опустились бы руки, кто-то кинулся бы пристраивать детей в школы, к учителям. Но она была уверена, что никто не заменит детям мать, и взяла их начальное обучение в свои руки, стараясь разглядеть в каждом его наклонности и интересы и направить их в правильное русло.

Кроме того, не прошло еще и полувека с тех пор, как римская власть признала христианство, и Эмилия очень боялась, как бы на детей не повлияли распущенные языческие нравы. Поэтому, пока дети были маленькими, она как могла оберегала их и учила только тому, что сама считала нужным и правильным.

Так, обучение старшей дочери Макрины святая Эмилия начала не с греческих басен и любовных песен Сапфо и Анакреона, а с псалмов Давида и притчей Соломона. Отдельные фрагменты Священного Писания девочка учила наизусть. Все сомнительное с нравственной точки зрения — походы в театр или на скачки (весьма распространенные в ту эпоху развлечения) — мать из жизни детей исключала. А чтобы им некогда было скучать, она давала им разные поручения — от работы в саду до помощи в кузнице, благо хозяйство было немалое.

Читайте также:  Святой шарбель и молитва

Все это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе детей святой Эмилии — пятеро из них были прославлены Церковью: святители Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский, преподобная Макрина и святая праведная диаконисса Феозва. «Она подарила миру… таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита, как никто, — с восторгом говорил об Эмилии ближайший друг Василия, Григорий Богослов. — Три славных священника, одна участница в тайнах священства, прочие — лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья!»

Святая Моника и блаженный Августин

Когда родители-христиане пытаются всеми правдами и неправдами убедить своих взрослеющих детей ходить в храм и читать благочестивые книги, те, как правило, отчаянно сопротивляются или просто игнорируют просьбы родителей. Примерно так же было и у святой Моники с ее сыном Августином, которого впоследствии Церковь назовет блаженным.

Муж Моники Патриций большую часть жизни оставался язычником — скорее в силу традиции, чем из убеждения: к вере он был, в общем-то, равнодушен. При этом человек он был крайне вспыльчивый, хоть и отходчивый; позже Августин назовет отца «человеком чрезвычайной доброты и неистовой гневливости». Вдобавок, Патриций нередко изменял Монике. Но она смиренно терпела выходки мужа, стараясь не провоцировать вспышек его гнева и не спорить – по крайней мере, в те минуты, когда он бывал раздражен.

А вот на сына Моника обратила всю силу своего убеждения. Она сделала все, чтобы воспитать его христианином, хотя в юности он больше интересовался женским полом. В 16 лет по настоянию отца, прочившего ему карьеру ритора, юноша отправился в Карфаген — город, где его на каждом шагу подстерегали соблазны, — и бросился в эту жизнь с головой. А читая полные тревоги материнские письма, больше досадовал, чем раскаивался.

Наконец заинтересовался он и религией. Но не христианством, а манихейством. Манихеи верили, что миром правит не единый Бог, а две равноправные силы: одна — светлая, божественная, духовная; другая — темная, демоническая, материально-телесная.

И вновь Моника плакала и звала сына в Церковь, и вновь без ответа. Ей помог один епископ, которого она попросила повлиять на сына. «Оставь его там, — сказал он, — и только молись за него Богу. Он сам, читая, откроет, какое это заблуждение и какое великое нечестие». И добавил: «Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».

Так всë и вышло. Узнав манихеев поближе, Августин в них разочаровался, убедившись, что люди они в основном невежественные и не всегда порядочные. Полной противоположностью им оказался тот самый епископ — Амвросий из города Медиолана (нынешний Милан), с которым Августин познакомился в Риме. От него он в конце концов принял Крещение. Моника была счастлива и умерла с легким сердцем. А Августин стал священником, а позже — епископом, знаменитым на весь мир отцом и учителем Церкви.

Так, смиренно признав тщетность свои усилий обратить сына на путь истинный и предав его в руки Божии, мать лично убедилась в истинности слов Спасителя: Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27).

Святые Алексий и Сергий Мечевы

Обычно детей балуют, пока они маленькие, а потом начинаются строгости. В семье протоиерея Алексия Мечёва, настоятеля московской церкви святителя Николая в Клённиках, все вышло наоборот. Пока дети были маленькими, он им многого не позволял: не велел шуметь, входить в свою комнату, когда к нему приходили люди, или когда он молился…

Все изменилось в августе 1902 года, когда его супруга Анна Петровна скончалась и отец Алексий остался один с четырьмя детьми. Младшей дочке Оле только исполнилось шесть, а сыну Сереже — десять. Оставить священническое служение и посвятить всего себя детям отец Алексий не мог. Более того, навестивший его вскоре после смерти жены отец Иоанн Кронштадтский настоятельно советовал ему не замыкаться в четырех стенах, а идти к людям и «разгружать» их тяготы.

Поэтому повседневную заботу о детях отец Алексий доверил сестре покойной супруги Ольге Петровне Кадминой, а сам уделял им лишь свободные часы, которых по мере роста приходской общины становилось все меньше и меньше. И, как это часто бывает в таких случаях, отношение его к детским шалостям стало намного более терпимым. Теперь в роли строгого воспитателя выступала Ольга Петровна. Она даже упрекала отца: слишком уж многое он им разрешает, не избаловал бы. А тот в ответ: «Молчи, тетка, ведь у них нет матери…»

Дети росли, а отец Алексий относился к ним все так же. В 1913 году, уже учась в Московском университете, его единственный сын Сергей отправился в Италию. Юноша интересовался древним христианским искусством, и ему очень хотелось обойти все музеи и непременно побывать в Риме. Ради осуществления этой мечты он даже продал свой любимый велосипед. Но денег все равно было в обрез. Просить у отца было совестно — он и так во многом себе отказывал. Но тот в каждом письме настойчиво предлагал: «Пиши, сколько нужно еще денег и куда послать. Не отказывай себе ни в чем». И юный студент скрепя сердце… соглашался.

В итоге мягкость и уступчивость отца Алексия по отношению к детям принесли прекрасные плоды: две его дочери, Александра и Ольга, стали школьными учительницами, а сын сам принял священство, возглавил после смерти отца общину храма в Кленниках, во время гонений на Церковь прошел тюрьмы, ссылки и лагеря и в 1942 году был расстрелян, а 58 лет спустя прославлен Русской Церковью как священномученик.

Тогда же, в 2000 году, состоялось прославление и его отца — святого праведного Алексия Мечёва.

Святые царственные страстотерпцы Николай, Александра и их дети

Чем состоятельнее родители, тем больше они, как правило, «инвестируют» в детей — в одежду, игрушки, самые «умные» смартфоны и компьютеры, экологически чистые продукты. А дальше — в самые престижные учебные заведения, самые новые автомобили… Список легко продолжить.

В начале XX века не было, казалось, в мире человека богаче, чем русский царь. «Хозяин земли Русской» — обозначил в 1897 году свой род занятий Николай II, заполняя анкету во время переписи населения.

Тем не менее дети Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых воспитывались отнюдь не в роскоши. С раннего детства их приучали спать на солдатских кроватях, есть простую пищу и не всегда вволю: во время парадных обедов блюда до них доходили в последнюю очередь, а вставать из-за стола полагалось сразу же, как это сделает император. Платья царские дочки донашивали друг за другом, а если домашняя одежда рвалась или протиралась, ее чинили и штопали.

Подрастая, царевны начинали выполняли «взрослые» обязанности — подменяли императрицу на разных официальных мероприятиях. «Полезно предоставлять девочкам работать самостоятельно, — говорила мать. — Их притом ближе узнают, а они научатся приносить пользу».

Когда началась Первая мировая война, они наравне с императрицей по много часов трудились в госпитале: ухаживали за ранеными, ассистировали на операциях, делали перевязки.

Как-то, когда Николай II с двумя старшими дочерями, Ольгой и Татьяной, гостил в Гамбурге, во время прогулки навстречу им из-за угла выехал почтовый экипаж. Резкий поворот — и из него на мостовую выпала посылка. Государь тут же поднял ящик и подал почтовому служащему, а тот, не узнав русского царя, едва кивнул в знак благодарности. Гулявших сопровождала близкая подруга императрицы Анна Вырубова. Когда она выразила недоумение по поводу поступка царя, тот лишь пожал плечами: «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»

Позже, после отречения от престола, уже находясь под арестом в Царском Селе государь с дочерями много и с удовольствием работали: корчевали пни, копали грядки, опиливали ветви. «Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает», — удивлялись наблюдавшие за царем солдаты.

Привычка жить просто и не задумываясь приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, сильно помогла им в последние месяцы их жизни. Чего-чего, а жалоб на бытовые неудобства охранники от царственных особ не слышали никогда.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector