- Умное делание молитва иисусова опыт двух тысячелетий
- У книжной полки. Николай Новиков. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1
- Серия книг «Путь умного делания» — 6 книг
- Последние добавленные книги
- Молитва Иисусова, опыт двух тысячелетий. Николай Новиков
- Серия книг: Путь умного делания
- Серия книг «Путь умного делания» — 6 книг
- Последние добавленные книги
- Умное делание молитва иисусова опыт двух тысячелетий
Умное делание молитва иисусова опыт двух тысячелетий
У книжной полки. Николай Новиков. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1
Аудио
В писаниях святителя Феофана Затворника, как и в частной его переписке, повсеместно встречаются такие мысли: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет. Она обязательна и для мирских людей. Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Новоначальные должны помнить, что молитва безумного и сердечного обращения к Богу — не молитва. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа. Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела. Се закон не одних отшельников, а всех христиан. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны. » Эти слова святителя Феофана можно вынести в эпиграф книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Издательским проектом «Путь умного делания» и называется – «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».
По словам автора, «умная молитва — ровесница человека, ее происхождение святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным». В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении, иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умно-сердечной молитвы. Умная и сердечная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для человеческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследовать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки».
Как отмечает автор, «очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем и всем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умно-сердечной молитвы, с помощью «которой молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут, связуемые под действием благодати «воедино о Господе», восстановить свою целостность. Вне этого единства всецелая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойственна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную».
В предисловии книги, ее рецензент, игумен Петр (Пиголь) напоминает читателям, что «цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, — молитва. Жизнь христианской души должна быть сосредоточена в молитвенном делании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Молитвой управляется течение мысли христианина, молитва звучит в биении его сердца и наполняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величайшая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение которой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись».
Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и питающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Божией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ничтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже. Смирение порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спасение души. Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам».
Как отмечает игумен Петр, «богатейшее наследие предшествующих поколений благодатное учение о молитве, — как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения неизменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современникам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе — долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвещения». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима молитвенная связь ни между собой, ни с небом».
Возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со сложнейшей темой и постичь самое существо дела и помогут нам книги, выходящие в серии «Путь умного делания». Композиционная особенность этого издания, по словам игумена Петра, позволяет читателю, мысленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространстве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть — достижимо истинное единение через молитву во Христе.
В этой и других книгах издательского проекта «Путь умного делания» рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге свяшеннобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни. Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. А надо сказать, что здесь представлен обширный обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические советы опытных делателей молитвы.
Кроме того, в этой книге публикуется аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий читателей с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. По словам протоиерея Георгия Бреева, эта работа открывает «далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Скромный по объему, но предельно насыщенный напряженной духовной мыслью трактат поможет многим взыскующим спасения приобщиться к благодатному деланию, поможет устоять в духовной битве. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь все агрессивнее навязывает антидуховные ценности и человек все крепче прирастает к земле, все менее устремлен к горнему. Нет сомнений, что записи истинного молитвенника, проникнутые горячим сочувствием к иноческому подвигу, записи, со тщанием и пониманием воссозданные после утраты рукописи, послужат целебной духовной пищей для всех алчущих Истины».
Перед нами книга, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно излаженное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но в то же время неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.
Серия книг «Путь умного делания» — 6 книг
Серия книг о молитве Иисусовой издательства «Отчий дом»
Последние добавленные книги
ISBN: | 5-85280-221-2 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Отчий дом |
Серия: | Путь умного делания |
Язык: | Русский |
Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» — это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова «Путь умного делания». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.
Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» — это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова…
ISBN: | 5-85280-148-8 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | Отчий дом |
Серия: | Путь умного делания |
Язык: | Русский |
Данная книга представляет собой третий том большой антологии, составленной Николаем Новиковым и посвященной молитве Иисусовой. Настоящее издание продолжает изложение святоотеческого учения о внутреннем делании. Значительное внимание здесь уделено таким насущным темам, как верность церковному Преданию, восстановление и сохранение традиционных духовных ценностей. Полнокровная молитвенная жизнь едва ли возможна вне реально переживаемой преемственности — без восприятия традиции предков и укорененности в ней. Еще одна причина, по которой возникает потребность расширить тематический круг за пределы аскетической литературы, — это намерение воссоздать более целостную картину той сложной интеллектуально-эмоциональной среды, в которой протекает жизнь современного человека. Не только мирянин, но и уединившийся инок не может избежать зависимости от общих исторических процессов и вынужден испытывать на себе внешнее и внутреннее влияние той временной реальности, в которую он помещен Промыслом Божиим. Сказанное побуждает составителя обращаться к трудам не только аскетов, но и историков, писателей и ученых — ревнителей веры и благочестия, поборников чистоты православного самосознания. Чтобы утвердиться на пути внутреннего делания, человеку нужно войти в правильные отношения с внешним миром, иначе духовный путь его может исказиться. Поэтому интерес составителя не ограничен узкоспециальной тематикой, молитва не может быть неким побочным занятием в жизни человека — она есть определенное состояние души при определенном образе жизни ил еще точнее, являет собой саму внутреннюю жизнь человека.
Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся исследованиями в области патристики, нравственного богословия, религиозной философии, аскетики, патрологии, агиологии, истории Русской Церкви, истории России, для исследователей православного учения о спасении и о молитве, общей церковной истории, истории православного монашества. Для монашествующих и священнослужителей. Для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.
Данная книга представляет собой третий том большой антологии, составленной Николаем Новиковым и посвященной молитве Иисусовой. Настоящее издание продолжает изложение…
Молитва Иисусова, опыт двух тысячелетий. Николай Новиков
Серия книг: Путь умного делания
В этот раздел вошли книги из серии: Путь умного делания. Молитва Иисусова. Составитель книг: Николай Новиков.
Купить книги можно по издательским ценам. Доставка по России и всему миру.
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
|