Урок музыки в 2 классе утренняя молитва - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Урок музыки в 2 классе утренняя молитва

Презентации по музыке утренняя молитва

Познакомить с молитвой, как словом так и интонационно – образным представлением.

Тема урока. Молитва.

Цель: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

Метапредметные: вызывать эмоциональный отклик на духовную музыку, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.

Предметные: дать детям понимание слова «молитва», учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;

Личностные: воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: CD – проигрыватель, фор – но, учебник.

Содержание урока. Деятельность учителя

(Здороваемся по музыкальному). О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? ( Молится, Молитва) Что такое молитва ?

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Значит, главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?( покаянные )

Попробуйте определить, какие интонации звучат в молитве «Отче наш» (читаю, краткое объяснение молитвы) ( благодарственной )

А любой ли человек может писать молитвы? ( Нет )

Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р:Осмысливают учебный материал.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день? ( с завтрака )

А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва».( Дети сами дают ей название )

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение? ( просьба-обращение, благодарение, предупреждение )

А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

отвечают на вопросы.

Все ребята дружно встали выпрямится

И на месте зашагали ходьба на месте

На носочки потянулись и до неба дотянулись руки поднять вверх

А теперь назад прогнулись на соседа поглядеть прогнулись назад, руки за голову

Как пружинки мы присели присесть

И тихонько разом сесть выпрямится и сесть.

Р: Дети повторяют за учителем.

Россия величава своими храмами, церквами, колокольным звоном. Как вы можете описать колокольный звон ?

Россия славится просторами, степями, (широкая душа). В песне «Россия» как раз поётся о вере в Бога, о просторах русской души, матушки природы. А написал эту пьесу композитор Александр Ермолов, наш современник. Послушайте как она звучит.

Методы и приемы

Интонационные: повтор одного звука, скачки в мелодии, сложные интервалы.

Ритмические: пунктирный ритм, сложный ритмический рисунок мелодии.

Дикционные: труднопроизносимые словосочетания («Над огромной страною…», «…жизнь от села…», «…Но живут без креста…» и т.д.), сложный ритм.

собственный показ, звуковысотный показ, подыгрывание мелодии,

Р:Принимают и решают поставленную задачу.

– Что такое молитва, для чего нужна?

– Молитва имеет разное значение. Какие ? (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? ( наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции .)

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Конспект урока математики способствует развитию мыслительной деятельности, составлен с учётом ФГОС.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Презентация содержит иллюстрации заданий и их пошаговое выполнение из учебника “Информатика в играх и задачах.2-й класс. Часть1” Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., в соответствии с.

Конспект составлен по всем требованиям ФГОС НОО.

Цель занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Основные практические задачи:- повторить лексический и грамматический материал за 2 класс.

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре.

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Математика 2 класс 101 – 110.

Презентация к уроку по музыке (2 класс) по теме: Презентация по музыке “Утренняя молитва. В церкви” 2 класс – презентация

Прокопенко Оксана НиколаевнаДолжность: учительУчебное заведение: МБОУ гимназия станицы ТемиргоевскойНаселённый пункт: станица Темиргоевская, Курганинский районНаименование материала: конспект урока по музыкеТема: «Молитва. Музыка в храме»22.10.2017Раздел: начальное образование

Характеристика этапов урока музыки во 2 классе.

Тема урока: «Молитва. Музыка в храме»

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –

Методы

Деятельность

обучающихся, их

настроя на работу

учителя,

Подведение детей к

темы и постановке

работы

Учитель включает музыку

Какую картину вы

музыку?

Ваше предположение, о чем

пойдет речь сегодня на

Да, ребята, это музыка

которая звучит в храме или

Урок музыки МОЛИТВА 2 класс

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку музыки для 2 класса по теме Молитва – Вдовина Зульфия Мирзаяновна.ppt

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Храм Василия Блаженного

Храм Петра и Павла

Казанский кафедральный собор

Храм Рождества Христова

Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом»

Музыка в храме Молитва

Выбранный для просмотра документ мой план.docx

Урок музыки № 1 в 1 классе

Цели: познакомить с произведением из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва», способствовать прикосновению к высоким темам духовной жизни людей;

развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.

предметные : научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

метапредметные : регулятивные –формулировать и удерживать учебную задачу , выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные- использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

Читайте также:  Болеют дети молитва

личностные : развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.

Музыкальный материал : П.Чайковский. «Утренняя молитва»,«В церкви»

Тип урока : комбинированный , путешествие в историческое прошлое.

I . Организационный момент.

Оформление работы в тетради согласно орфографического режима. (без записи темы, она закрыта). Одновременно звучит музыка «Вальс» П.Чайковского.

II . Мотивация учебной деятельности.

Под какую музыку мы с вами сейчас работали?

-Звучал танец – «Вальс» Чайковского.

Да, это был «Вальс» из «Детского альбома», который Пётр Ильич Чайковской сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями…» Назовите, какие пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

– «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Похороны куклы», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Объявление темы , формирование целей урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой великого композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная – «Молитва». Как вы понимаете это слово ?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства – монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

Церковь в нашем поселении совсем новая. Кому она посвящена? («Святым великомученикам крымским). Что вы о них знаете?

III . Работа над темой урока.

1.Вступление.Подготовка к восприятию музыки.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы.

(Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» – это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

-Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

– Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески – образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду – в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

– Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

3. Вокально-хоровая работа.

Я думаю, что у нас, как и у того ребёнка, образ которого был снами на этом уроке, всё будет хорошо. Ведь впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.

Давайте распоёмся и повторим наши новогодние песни.

Урок музыки во 2 классе “Молитва”

Архив содержит конспект урока музыки во 2 классе на тему “Молитва”и приложения(музыка, картинки). Конспект урока с УУД по ФГОС. Дети сами определяют тему урока. ставят цели.Урок прошёл удачно. Цели были сформулированы, поставлены и достигнуты.

Просмотр содержимого документа
«мой план»

Урок музыки № 1 в 1 классе

«Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет…»

Цели: познакомить с произведением из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва», способствовать прикосновению к высоким темам духовной жизни людей;

развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.

предметные : научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

метапредметные : регулятивные –формулировать и удерживать учебную задачу , выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные-использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

личностные : развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.

Музыкальный материал : П.Чайковский. «Утренняя молитва»,«В церкви»

Тип урока : комбинированный , путешествие в историческое прошлое.

I . Организационный момент.

Оформление работы в тетради согласно орфографического режима. (без записи темы, она закрыта). Одновременно звучит музыка «Вальс» П.Чайковского.

II . Мотивация учебной деятельности.

Под какую музыку мы с вами сейчас работали?

-Звучал танец – «Вальс» Чайковского.

Да, это был «Вальс» из «Детского альбома», который Пётр Ильич Чайковской сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями…» Назовите, какие пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

– «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Похороны куклы», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка».

Объявление темы , формирование целей урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой великого композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная – «Молитва». Как вы понимаете это слово ?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства – монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

Церковь в нашем поселении совсем новая. Кому она посвящена? («Святым великомученикам крымским). Что вы о них знаете?

III . Работа над темой урока.

1.Вступление.Подготовка к восприятию музыки.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы.

(Прослушивание фрагментов, знакомых детям: «Утро» С.С. Прокофьева, «Вечер» из цикла «Детская музыка» или «Зимнее утро» П.И. Чайковского.)

Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» – это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу?

-Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

– Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески – образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду – в храме, в доме, в дороге.

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Читайте также:  Молитва св амвросия от курения

-Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

3. Вокально-хоровая работа.

Я думаю, что у нас, как и у того ребёнка, образ которого был снами на этом уроке, всё будет хорошо. Ведь впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.

Давайте распоёмся и повторим наши новогодние песни.

Открытый урок по музыке “Молитва”из Детского альбома
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Скачать:

ВложениеРазмер
mboumolitva2kl.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. ( Упражнение-распевание )

Просмотр мультфильма. (1)

Учитель: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

– Какое решение нашла девочка?

Дети: – Девочка обратилась к молитве.

Учитель: – Помогла ли ей молитва? Как? (Да, девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

У.: – Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

У.: Что такое молитва?

Д.: – Молитва – обращение верующего к Богу.

У.: – А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва .

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его музыкальные произведения?

( Портрет П. Чайковского. Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

С чего начинался день верующего человека?

Дети . С молитвы.

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель . Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети . Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы – маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

Учитель . Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель . Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети . Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель . Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети . На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети . В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.

2 . Объяснение слов молитвы.

Отче – Отец; Иже – Который;

Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;

да – пусть; святится – прославляется:

яко – как; на небеси – на небе;

насущный – необходимый для существования;

даждь – дай; днесь – сегодня, на нынешний день;

остави – прости; долги – грехи;

должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;

искушение – соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого – всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Какие бывают молитвы?

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

– За то можно благодарить Бога?

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы – тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? ( пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом, « В церкви» завершает) .

V . Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Вопросы на осмысление

Учитель: – О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

– Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

– А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

– Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или второго?

– Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

– А просить и желать плохое можно?

– Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

– Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

Учебник: Стр. 46-47

– Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17. (Молитва)

– Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что на уроке тебе понравилось больше всего?

VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского “Детский альбом”.

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Урок математики 1 класс.

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу ,вверху», повторить написание ц.

Урок – путешествие с презентацией по стране фантазии с использованием различных технологий.

Урок математики в 1 классе был проведен с целью приемственности будущих первоклассников. Дошкольники смогут активно принять участие в данном уроке.

Рассказ о создании “Детского альбома” П.И. Чайковского.

Презентации по музыке утренняя молитва

Познакомить с молитвой, как словом так и интонационно – образным представлением.

Тема урока. Молитва.

Цель: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

Метапредметные: вызывать эмоциональный отклик на духовную музыку, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.

Предметные: дать детям понимание слова «молитва», учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;

Личностные: воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: CD – проигрыватель, фор – но, учебник.

Содержание урока. Деятельность учителя

(Здороваемся по музыкальному). О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? ( Молится, Молитва) Что такое молитва ?

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Значит, главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?( покаянные )

Попробуйте определить, какие интонации звучат в молитве «Отче наш» (читаю, краткое объяснение молитвы) ( благодарственной )

А любой ли человек может писать молитвы? ( Нет )

Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р:Осмысливают учебный материал.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день? ( с завтрака )

А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва».( Дети сами дают ей название )

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение? ( просьба-обращение, благодарение, предупреждение )

А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

отвечают на вопросы.

Все ребята дружно встали выпрямится

И на месте зашагали ходьба на месте

На носочки потянулись и до неба дотянулись руки поднять вверх

А теперь назад прогнулись на соседа поглядеть прогнулись назад, руки за голову

Как пружинки мы присели присесть

И тихонько разом сесть выпрямится и сесть.

Р: Дети повторяют за учителем.

Россия величава своими храмами, церквами, колокольным звоном. Как вы можете описать колокольный звон ?

Россия славится просторами, степями, (широкая душа). В песне «Россия» как раз поётся о вере в Бога, о просторах русской души, матушки природы. А написал эту пьесу композитор Александр Ермолов, наш современник. Послушайте как она звучит.

Методы и приемы

Интонационные: повтор одного звука, скачки в мелодии, сложные интервалы.

Ритмические: пунктирный ритм, сложный ритмический рисунок мелодии.

Дикционные: труднопроизносимые словосочетания («Над огромной страною…», «…жизнь от села…», «…Но живут без креста…» и т.д.), сложный ритм.

собственный показ, звуковысотный показ, подыгрывание мелодии,

Р:Принимают и решают поставленную задачу.

– Что такое молитва, для чего нужна?

– Молитва имеет разное значение. Какие ? (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? ( наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции .)

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Конспект урока математики способствует развитию мыслительной деятельности, составлен с учётом ФГОС.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Презентация содержит иллюстрации заданий и их пошаговое выполнение из учебника “Информатика в играх и задачах.2-й класс. Часть1” Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., в соответствии с.

Конспект составлен по всем требованиям ФГОС НОО.

Цель занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Основные практические задачи:- повторить лексический и грамматический материал за 2 класс.

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре.

2.9.2. Поурочные разработки ПНШ Математика 2 класс 101 – 110.

Презентация к уроку по музыке (2 класс) по теме: Презентация по музыке “Утренняя молитва. В церкви” 2 класс – презентация

Прокопенко Оксана НиколаевнаДолжность: учительУчебное заведение: МБОУ гимназия станицы ТемиргоевскойНаселённый пункт: станица Темиргоевская, Курганинский районНаименование материала: конспект урока по музыкеТема: «Молитва. Музыка в храме»22.10.2017Раздел: начальное образование

Характеристика этапов урока музыки во 2 классе.

Тема урока: «Молитва. Музыка в храме»

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –

Методы

Деятельность

обучающихся, их

настроя на работу

учителя,

Подведение детей к

темы и постановке

работы

Учитель включает музыку

Какую картину вы

музыку?

Ваше предположение, о чем

пойдет речь сегодня на

Да, ребята, это музыка

которая звучит в храме или

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector