Как Вы оцениваете с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:
Я возмужал среди печальных бурь, И дней моих поток, так долго мутный, Теперь утих дремотою минутной И отразил небесную лазурь. Надолго ли. а кажется прошли Дни мрачных бурь, дни горьких искушений.
В стихотворении Отцы пустынники выразился личный опыт переживания поэтом молитвы преподобного Ефрема Сирина. Она умиляет его и падшего крепит неведомою силой. Чаще всех других молитв она приходит на уста. Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров. Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии:
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. (1830 г.)
А.Пушкин в своей поэтической молитве, прося Господа избавить его от любоначалия, прибавил: змеи сокрытой сей. Изумляет точность метафоры. Страсть к любоначалию есть внешнее проявление гордости, которая у большинства людей бывает тайной, скрываясь подобно змее. Страсть любоначалия принимает личину заботы и попечения о других. Отсюда желание наставлять, учить, давать советы. Человек даже не замечает, что вместо мира и любви в отношениях между людьми он вносит болезненную напряженность, которая неизбежно кончается враждой.
Поэтическая молитва А.Пушкина существенно уступает великопостной молитве в композиционно-ритмическом отношении. У св. Ефрема Сирина четкая и выразительная последовательность прошений избавить его опасных и гибельных страстей завершается столь же сильной и решительной мольбой: Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. У А.Пушкина решительный тон первых четырех прошений внезапно сменяется пассивным обращением: Да брат мой от меня не примет осужденья. Необходимо отметить еще одну непоследовательность в стихотворении. Одни духовные дарования поэт просит Господа подать ему, а другие (дух смирения, терпения, любви и целомудрия) просит оживить, что предполагает обладание ими в прошлом при отсутствии других, которые он просит ему дать. Однако святые отцы-аскеты учат, что человек не может стяжать только часть добродетелей. Обладание одной из них не возможно без другой: все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависит: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Бес.40).
Насколько глубоким и устойчивым было духовное состояние А.Пушкина, запечатленное в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны, можно судить по другим его произведениям этого времени. В издаваемом им журнале Современник он опубликовал в 1836 году (кн.3) рецензию на книгу поэта и драматурга Сильвио Пеллико (1789–1854) Об обязанностях человека. Заметка эта свидетельствует о светлой христианской настроенности поэта: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие… Сильвио Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, – прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и доброжелательства» (ПСС, Л., 1978, т.VII, с. 322-23).
LiveInternetLiveInternet
–Метки
–Рубрики
ВЕРНИСАЖ (163)
— Нет слов (4)
— Обои (3)
— Живопись (83)
— Картинки (18)
— Фотография (36)
САЙТЫ, ССЫЛКИ (10)
ЦИТАТЫ (3)
ФЛЭШМОБ (2)
ВЕРУЮ (200)
— Соборы и храмы (23)
— Душеполезное (16)
— А.И. Осипов (4)
— Ангелы (13)
— Иконы. Молитвы (68)
ВИДЕОТЕКА (819)
— Аудио (16)
— Док. фильм (4)
— Видео (165)
— Что посмотреть? (79)
— ЖЗЛ (15)
— Индия (6)
— Комедия (33)
— Мульт (8)
— Наш сериал (64)
— Наше (88)
— Ретро (5)
— Сериал (62)
— ТВ (3)
— Театр (27)
— Фильм (202)
— Шоу (13)
ВЯЗАНИЕ (413)
— Детям (17)
— Крючком (18)
— Разное (90)
— Советы (39)
— Спицами (160)
— Узоры (76)
ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ (296)
— Голос (92)
— Классика (51)
— Музыка (82)
— Романс (4)
ГАРМОНИЯ ПРОДУКТОВ (1175)
— Быстро! (192)
— Выпечка несладкая (71)
— Тесто (13)
— Просто! (10)
— Диетическое (5)
— Запеканки (2)
— Каши (1)
— Выпечка сладкая (148)
— Горячее (83)
— Десерты (70)
— Закуски мясные (50)
— Закуски овощные (36)
— Из овощей (21)
— Кексы (44)
— Мороженое (11)
— Напитки (22)
— Оригинально (20)
— Откроем зимой (64)
— Пироги (102)
— Рецепты (39)
— Рыбное (25)
— Салат (29)
— Советики (26)
— Соленья (5)
— Супчик (19)
— Сыры (25)
— Только печенье (61)
— Торты (68)
ГАРМОНИЯ СЛОВ (682)
— Разное (36)
— Авторская (34)
— Верные друзья (10)
— Кратко (4)
— Двое (4)
— Сон (3)
–Короче говоря (2)
— Весна (32)
— Душа (31)
— Женщина (16)
— Жизнь (94)
— Зима (54)
— Как молитва (40)
— Лето (18)
— Любовь (40)
— Николай Колычев (19)
— Осень (56)
— Притчи (6)
— Левитанский (5)
ДЛЯ ДНЕВНИКА (561)
— Всякая красота (58)
— Фоны (25)
— Разделители (8)
— Поздравления (14)
— Рамочки разные (129)
— Рамочки красивые (37)
— Рамочки простые (61)
— Схемы (39)
— Уроки (82)
— Часики (10)
ДОМОСАД (78)
— Растения (18)
— Сделай сам (18)
ИНТЕРЕСНО (174)
— Музыка в камне (27)
— Это важно (43)
— Непостижимо (17)
КОМНАТА ГРУСТИ (14)
КОМНАТА СМЕХА (19)
МОЙ КОМП (83)
ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ (61)
МАЛЫШАМ (98)
НАШЕ БЕСЦЕННОЕ. (400)
— ЗОЖ (18)
–Разное (10)
— Движение-жизнь (7)
–Лечение травами (1)
— Рецепты (83)
— Секреты красоты (73)
НЕ СКУЧАЙ (122)
— Фоторедактор (18)
— Читаю (8)
— Тесты (2)
НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ У. (143)
— Времена года (26)
— Мир волшебный (3)
— Красота и чудеса (34)
— Натюрморт (35)
— Цветы (40)
ОСОБЫЕ ДНИ ГОДА (159)
— День Победы (12)
— Новый год (30)
— Пасха (26)
— Рождество (11)
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ (243)
— Золотые слова (74)
— Психология (66)
ГАРМОНИЯ ДВИЖЕНИЙ (45)
ТЕПЕРЬ ЗНАЮ (122)
ФОЛК (5)
–Музыка
–Ссылки
–Всегда под рукой
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Великопостная Молитва. Ефрем Сирин – Александр Пушкин
Четверг, 17 Апреля 2014 г. 14:00 + в цитатник
Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина. Особенно её необходимо читать в последнюю Страстную седмицу (неделю). И чем ближе подходит Пасха, тем чтение становится всё истовей. Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Вот текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков.
Я иногда, для разнообразия, заменяю молитву Ефрема Сирина стихотворением А.С.Пушкина, которое имеет абсолютно такую же укрепительную силу , как и каноническая молитва Сирина.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Сравните и убедитесь, что Пушкин жил, Пушкин жив, Пушкин будет жить! С наступающим праздником Пасхи и наступившем праздником Песах! Здоровья и мира всем!
Великопостная молитва пушкина
Понимание молитвословий: Ефрем Сирин в изложении Пушкина
За великопостными богослужениями неоднократно слышим мы молитву преподобного Ефрема Сирина. Что и зачем мы в ней испрашиваем у Бога? Этот вопрос занимает не одно поколение христиан. Например, им задавался великий поэт и писатель, многим известный как едкий острослов и бонвиван, А.С. Пушкин. Что столь важное и близкое своей душе нашел он в словах, сложенных подвижником IV века?
В одной из статей журнала «Современник» Александр Сергеевич Пушкин, говоря о принципах создания литературных произведений, подчеркнул, что даже самые сложные мысли, когда они «срослись» с тем, от чьего имени или о ком ведется повествование, интересуют всякого читателя и производят сильное действие. Именно этому принципу следовал он в своем творчестве, и его стихотворение «Молитва», в советское время обычно публиковавшееся без названия и потому знакомая большинству соотечественников по первым строчкам «Отцы пустынники и жены непорочны…» есть не некие отвлеченные опыты поэтического переложения молитвословий, какие порой мы наблюдаем у тогдашних поэтов второго ряда, но попытка запечатлеть собственный опыт молитвенного переживания при соприкосновении с творениями святых отцов и жизнью Церкви. Об этом напоминает поэт в самом начале стихотворения:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой…
Далее Пушкин пересказывает, прикладывая к обстоятельствам своей жизни и собственным душевным переживаниям слова молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая звучит в православных храмах в дни Великого поста. Однако датировано стихотворение 22-м июля 1836 года, то есть временем, когда пост уже давно закончился. Чем же вызвано было появление этого сочинения?
Среди событий того времени, заставивших Пушкина вновь и вновь обращаться мыслью к вопросам жизни и смерти, веры и духовного труда, можно вспомнить кончину матери поэта Надежды Осиповны, происшедшую 29 марта 1936 года. Она воспитывала сына в строгости и, проявляя о нем положенную заботу, не демонстрировала мальчику горячую любовь. Александр Сергеевич сблизился с матерью в дни ее последней болезни и горячо переживал, когда она умерла. Он единственный из всей семьи сопровождал тело Надежды Осиповны для погребения в Святогорский монастырь. Рядом с ее могилой А.С. Пушкин приобрел участок земли – для себя. В письме поэта И.А. Яковлеву от 9 июля того года упоминалось, что он и его близкие продолжают носить траур.
Но, возможно, правильным в отношении поэтического творчества Пушкина в последний год его жизни будет вопрос не «почему», а «для чего». Разумеется, Александр Сергеевич не жил в предчувствии близкой кончины, однако нельзя не заметить, что стихотворения того времени стоят несколько особняком от остального его творческого наследия. Наступившая зрелость изменила и жизнь поэта, и его творчество. Например, 1936-м годом датируется набросок, написанный Пушкиным на закладке, вложенной в один из томов его библиотеки:
Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут.
О том же говорится в еще одном неоконченном стихотворении:
Дней моих поток, так долго мутный, Теперь утих.
Стихи 1836 года ряд исследователей объединяет в смысловой цикл, в который входят «Молитва», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». В.П. Старк в своей статье «Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны. ” и цикл Пушкина 1836 г.» высказывает предположение, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда – молитва Ефрема Сирина, четверг – возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница – день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница». Это представляется вполне возможным, поскольку Александр Сергеевич часто читал Священное Писание, ему были знакомы Четьи-Минеи, произведения ряда православных авторов. По словам П.А. Вяземского, его близкого друга, поэт «был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил».
По мысли литературоведа Ю.М. Лотмана, д аже такие близкие к поэту люди, как Е.А. Боратынский, должны были сознаться, что внутренняя жизнь Пушкина последних лет была от них скрыта. О том, что у него на душе, не могли судить и люди, состоявшие с А.С. Пушкиным в переписке: основное содержание писем того периода – переговоры с управляющим имением, родственниками и кредиторами с целью уладить денежные дела, семейная жизнь и воспитание детей, обсуждение вопросов цензуры, контакты с авторами и книгопродавцами по вопросам издания главного его начинания того периода – литературного журнала «Современник». При жизни Пушкина вышло всего несколько выпусков журнала, но это издание стало как важным явлением в жизни российского общества, так и в жизни самого Александра Сергеевича, который не только сам подбирал и редактировал материалы «Современника», но и был автором немалой их части, в том числе публикуя их без подписи.
Одной из неподписанных статей первого выпуска «Современника» стала зарисовка о жизни и творчестве Григория Конисского, архиепископа Белорусского, – церковного деятеля XVIII века.
В статье приводятся отрывки из поучений владыки Григория, в том числе и такое размышление о молитве: «Вниди в клеть твою и помолися. Такая уединенная молитва и в соборе может иметь место, если молящийся уединился от всех забот и попечении и пребывает безмолвен среди молвы, его окружающей; если он, отрясши от чувств своих все страсти и вожделения, един с Единым Богом беседует… истинно молящийся страстям своим, аки рабам, повелевает оставить его и ожидать, пока он молитву свою Богу, аки Исаака, в жертву принесет. О! Сколь отличны от сего молитвы наши! Мы и в уединении целое торжище вкруг себя собираем. Молясь, и покупаем, и продаем, и хозяйством управляем, и о лихоимстве заботимся, и друзьям ласкательствуем, и на врагов вооружаемся, и о сластях помышляем, и о сундуках своих трепещем. Подлинно, се ли молитва, и не паче ли торжище, молвы преисполненное? Где тут ум, разумеющий глаголы свои? Где сердце долженствующее прилепиться к Богу. »
Стихотворение по мотивам молитвы преподобного Ефрема Сирина при жизни Александра Сергеевича не было опубликовано – его нашел при разборе пушкинского архива В.А. Жуковский и, судя по всему, передал императору. Известна записка Жуковского: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника», но не потерять этого листка; он должен быть отдан императрице». Стихотворение действительно было напечатано пушкинском журнале «Современник», в номере, посвященном его памяти.
Авторский текст сопровождает иллюстрация, нарисованная Пушкиным во время работы над стихотворением: старец в монашеской одежде в келье с небольшим окошком.
Начало стихотворения – своеобразное предисловие размером даже больше, чем следующее далее переложение молитвы. Таким образом А.С. Пушкин демонстрирует, что не дерзает как-либо «осовременивать» или пересказывать для современников плод молитвенного труда преподобного Ефрема Сирина, но лишь пытается поделиться собственными переживаниями от произнесения молитвословия. Возможно, указание, что эта молитва приходит на уста, когда он падает и спотыкается в жизни, когда нуждается в укреплении свыше, является одним из объяснений, почему стихотворное изложение великопостной молитвы появилось столь «несвоевременно» – через четыре месяца после того, как она произносилась в храмах в последний раз за тот год и, как окажется, последний раз в жизни Александра Сергеевича.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь», – молятся верующие, преклоняя в храме колена в Святую Четыредесятницу. Ефрем Сирин – великий церковный писатель, гимнотворец, учитель нравственности. Часть своих произведений он написал в стихотворной форме и, по правде говоря, эту великопостную молитву по емкости образов, краткости и законченности формулировок можно отнести к образцам религиозной поэзии.
Очень близко к тексту молитвы, но с некоторыми отступлениями А.С.Пушкин пишет шестистопным ямбом:
Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей – Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
Соединяя вместе страсти праздности и уныния, автор, похоже, указывает на опыт собственной жизни, о котором он писал ранее в своих стихотворениях:
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье.
И в этом он следует учению святых отцов. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева».
Особое внимание Пушкин уделяет страсти любоначалия – стремлению к власти как проявлению гордости. И именно его он характеризует как «сокрытую змею». Еще в 1826 году в подготовленной по распоряжению императора Николая I записке «О народном воспитании» он писал: «Чины сделались страстию русского народа». Неоднократно тему мирской власти, стремления к ней, опасности властолюбия и необходимости бороться с ним поднимал он в своих произведениях. В статье о почившей императрице Марии Федоровне создатель «Современника» писал: «Супруг ее и два сына, один за другим, были самодержцами при жизни ее. На этой высоте земного величия, соприкосновенная к власти, она в своей особе явила миру изумительный пример смиренномудрия. Избрав для своей деятельности законный круг, она не преступила за предел его». Наконец, в относящемся к поздней поэзии стихотворении «Из Пиндемонти» А.С.Пушкин свидетельствует:
Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Всё это, видите ль, слова, слова, слова Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода…
Далее Пушкин в соответствии с церковным молитвословием говорит об еще одной пагубной страсти – празднословии.
А вот следующие строки его стихотворения содержат прошения, которые в молитве Ефрема Сирина звучат ближе к концу: «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,/Да брат мой от меня не примет осужденья». Поставив слова преподобного Ефрема «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» внутри сложноподчиненного предложения, Пушкин акцентирует для себя святоотеческое наставление: « Кто истинно кается, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает свои грехи» (преподобный Авва Исаия).
В заключение поэт говорит о добродетелях – духе смирения, целомудрия, терпения и любви, даровать которые мы просим Господа, читая Великим постом молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом Александр Сергеевич в своем переложении молитвы говорит не о даровании этих добродетелей, но об оживлении их в его сердце, возможно, свидетельствуя тем самым о том, что годы прежней жизни заглушили в нем многие добрые начала.
На этом поэт остановил свое перо и не стал добавлять традиционное славословие Богу, завершающее обычно церковные молитвы, вновь показав, что его произведение – не осовремененное молитвословие, но плод размышлений над словами, которые все мы многократно произносим во дни Великого поста.
По словам митрополита Анастасия (Грибановского), «Пушкин не был ни философом, ни богословом и не любил даже дидактической поэзии. Однако он был мудрецом, постигшим тайны жизни путем интуиции и воплощавшим свои откровения в образной поэтической форме».
« Во дни печальные Великого Поста . » (Ефрем Сирин и Александр Пушкин)
Среди множества проникновенных великопостных молитв и песнопений особенно выделяется одна, суммирующая в себе главные вехи на путях духовного восхождения. Она принадлежит восточному отцу Церкви св. Ефрему Сирину (ок. 306–373 гг.), заслужившего у современников почетное прозвище «сирийского пророка». Написанная в оригинале (на сирийском языке) стихами, эта молитва, известная как «Молитва преподобного Ефрема Сирина», звучит в наших храмах в ритмизированном славянском прозаическом переводе. Творится она с высокой великопостной торжественностью.
В определенные моменты богослужения священник выходит из алтаря и, стоя на амвоне, лицом к Царским вратам, громко произносит три её прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Поднявшись, он совершает двенадцать поясных (малых) поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их, выпрямившись, громко произносит молитву св. Ефрема полностью, все три прошения одно за другим, без перерыва, и творит ещё один земной поклон, после чего молча уходит в алтарь. Вслед за священником, подражая ему, поклоны совершают и все молящиеся в храме.
Чтение молитвы Ефрема Сирина начинается, согласно Уставу, со среды Сырной седмицы (масленицы) и заканчивается в Страстную Среду. Исключительная важность молитвы зафиксирована её богослужебным статусом: не являясь особой иерейской молитвой (как молитвы евхаристические или светильничные), молитва Ефрема Сирина не может совершаться ни чтецом (анагностом), ни даже дьяконом (которому дозволяется богослужебное чтение Евангелия!), но лишь священником. «Устав подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают поклоны с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая священнику» [1] . Прочтем её вместе.
«Господи и Владыко живота (жития) моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» [2]
В 1836 году один петербургский прихожанин дал переложение этой глубокой и проникновенной молитвы в александрийских стихах, отличающихся большой смысловой точностью (для наглядности, выделены в его известном стихотворении курсивом).
«Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.»
Вы уже догадались, что «таинственный прихожанин», внимающий словам великой молитвы, – Александр Сергеевич Пушкин. Нам представляется в высшей степени примечательным, что эти только что прозвучавшие строки были написаны им летом, 22 июля 1836 года, спустя почти четыре месяца по окончании Великого поста (Пасха в тот год приходилась на 29 марта). Это значит, что давно отзвучавшая в храмах молитва звучала в его сердце непрестанно.
Стихотворение «Отцы пустынники. » входит в незавершенный «Каменноостровский цикл», свидетельствующий о духовном самоуглублении поэта, видимо, предчувствовавшего, что скоро ему суждено предстать пред Судиёй всяческих. Отсюда и великопостные – покаянные и прощальные – мотивы. И действительно, услышать на земле молитву Ефрема Сирина в Великом посту следующего года, «рабу Божию Александру» уже не довелось. Пасха 1837 года была поздняя, 18 апреля (по юлианскому календарю), и Пост начинался 1 марта, а среда Сырной седмицы, когда впервые звучит в православных церквах эта молитва, приходилась на 24 февраля. Роковой выстрел у Черной речки гулко громыхнул в морозном воздухе четырьмя неделями ранее.
По знаменательному совпадению, А. С. Пушкин умер на другой день после памяти святого Ефрема Сирина, совершаемой Православной Церковью 28 января по Юлианскому календарю. В XX и XXI столетиях оба этих события – при переводе их на новый календарный стиль – совпадают и воспоминаются нами одновременно – 10 февраля.
Вспомним сегодня об этих двух поэтах. В чем-то они диаметрально противоположны, но то, что их навсегда соединило, – вряд ли можно назвать случайностью.
[1] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Часть I. М., 1993, с. 555.
[2] Подробнее об этой молитве см.: Ушаков Н. Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина и черты его жизни. М., 1905; а также: Денисов Л. Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. С приложением его предсмертного завещания, покаянной молитвы и увещаний к покаянию, извлеченных из «Гимнов о покаянии». М., 1897.
“Отцы-пустынники…”
Отцы-пустынники…
Исторический контекст
Автор
О произведении
Религиозные мотивы
Трудные слова
Отцы пустынники и жены непорочны…
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
“Отцы пустынники и жены непорочны…” (читает Я. Смоленский)
Исторический контекст
Лето 1836 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.
Надежда Осиповна Пушкина
Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.
В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.
На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».
Автор
Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».
Г. Гиппиус. “Портрет Пушкина”. 1828 г. Литография
Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.
Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.
О произведении
Материал по теме
Преподобный Ефрем Сирин
Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать.
Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».
Обложка журнала “Современник”
«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны). Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках. Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост – ред.) , четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.
В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».
Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».
Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.
Религиозные мотивы
Ефрем Сирин и отцы-пустынники
Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Молитва преп. Ефрема Сирина
Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).
Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.
Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники» стояло сочетание «святые мудрецы». Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем. Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.
Черновик стихотворения и рисунок Пушкина
Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.
Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?
С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных». Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.
Что такое «области заочны» и как туда попасть?
Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны» ) автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора. В заповедях блаженства сказано, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф 5 :8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель молитвы — укреплять сердце в борьбе против «дольних», то есть земных, искушений («Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв »)».
Как выглядит «змея любоначалия»
В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей », который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.
В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.