Вышивка крестом иконы молитва - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Вышивка крестом иконы молитва

Молитва перед началом вышивания иконы

На протяжении многих столетий вышивка бисером православных икон — считается частью народного православного искусства. Еще в древности женщины работали над созданием настоящих шедевров, передающихся по наследству. И сегодня такой вид иконописи доставляет немалое удовольствие рукодельнице и тем, кто впоследствии оценивает результат готовой работы. А молитва перед вышивкой иконы бисером, существующая с давних пор, помогает мастерице настроиться на соответствующий лад перед работой.

Православная иконография насчитывает массу разнообразных направлений. И каждая мастерица старается правильно воплотить все ее варианты в жизнь. Большой популярностью отличаются именные иконы, где изображены святые покровители.

И нет лучше подарка молодым брачующимся, нежели венчальная икона, вышитая бисером. На таких иконах изображают образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Также часто покупают образы великих святых, к примеру, святой Матроны, которая служит воплощением любви, терпения и сострадания. К образу данной святой обращаются за благополучием семьи, за помощью в деторождении. Если и вы неравнодушно относитесь к красивой технике вышивки бисером, то вам непременно стоит купить одно из уникальных произведений народной православной иконографии.

Молитвы перед вышиванием иконы

Икона — это образ, наделенный определенной смысловой нагрузкой. При осуществлении такой вышивки человек обязан правильно подготовиться и прочитать молитву перед началом работы над образом.

Вышивать икону могут только верующие люди. И прежде чем начать вышивание, следует получить на это благословение. Если вы посещаете церковь, то можете попросить разрешения у батюшки. А после того как вышивка будет окончена, освятите готовый образ в церкви, иначе выполненная работа будет представлять собой всего лишь картину, выполненную на религиозную тему.

Перед началом вышивания пройдите молитвенную подготовку, правильно прочитав молитву перед началом работы над иконой. Мысленно настройтесь на позитив во время работы. И к вышивке приступайте после прочтения молитвенного обращения.

Как подготовиться к вышиванию иконы бисером?

В удачном исходе работы над образом святого вам поможет молитва перед вышивкой иконы бисером.

В молитвослове представлено множество специальных молитв, подходящих иконописцам и мастерам. Также можете прочитать молитву образу святого, которого собираетесь вышивать. Многие мастерицы, благодаря такому богоугодному занятию смогли избавиться от тяжелых болезней.

Лучшим временем для вышивания иконы бисером служит пост и период вынашивания под сердцем младенца. Если человек не уверен в том, сможет ли он правильно передать святой образ на православной иконе, то он может купить уже вышитую икону в специализированном магазине.

Правила вышивания иконы бисером

При вышивании иконы бисером думайте только о хорошем. Ведь иконы, созданные своими руками, наделены совсем другой энергетикой, и в них вложена душа человека. Многие, кто занимался вышивкой икон, говорят, что в процессе работы они разговаривают с Господом. Стоит отметить существование случаев, когда люди, по завершении работы над образом, исцелялись от тяжелых заболеваний.

Не следует браться за вышивание образа в праздничные дни, и в «критические» дни. А беременным такая вышивка пойдет только на пользу.

И в этом каждой вышивальщице помогает молитва перед вышивкой иконы бисером.

Если при вышивке вы не пользуетесь готовым набором, а самостоятельно осуществляете подбор ниток и бисера к схеме, то вам необходимо ознакомиться с тем, какие цвета допустимы в таком деле, а какие нет.

Цвета, которые можно использовать в иконописи:

Черный цвет символизирует зло и смерть. В иконописи такой цвет служил для закрашивания пещер, он символизировал могилу и зияющую бездну. В большинстве иконописных сюжетах черный считается цветом тайны. На черном фоне зачастую изображали Космос, старца в короне.

Коричневый цвет символизирует голую землю, прах, все временное и тлеющее. При смешении с царским пурпурным цветом в одеждах Богоматери он символизирует человеческую природу, подвластную смерти.

Зеленый цвет символизирует природу, траву и листья, юность и вечное обновление. Зеленый цвет всегда использовался для расписания земли, его всегда можно найти там, где начинается жизнь.

Синий и голубой цвет служат символами бесконечности неба и вечного мира. Синий цвет — это цвет Богоматери, в котором соединились земное и небесное начало. И в росписях большинства храмов, которые посвящены Богоматери, преобладает именно синий цвет.

Белый цвет символизирует божество, это цвет чистоты, святости и простоты. Святые и праведники на иконах обычно изображались белым цветом. Праведники считаются добрыми людьми, которые живут «по правде». Белый цвет можно использовать только в изображении праведных душ.

Самым заметным цветом на иконе считается красный, который символизирует тепло, любовь, жизнь, животворную энергию. Поэтому красный цвет служит символом Воскресения, хотя одновременно он обозначает кровь и мучения Христа. Обычно красный цвет используется в изображениях мучеников. Также красным обозначаются крылья приближенных к престолу архангелов-серафимов.

Пурпурный цвет в иконописи символизирует царя и владыку — Бога на небе и Царя на земле. И только император имел право подписывать указы при помощи пурпурных чернил. С этим цветом вы всегда столкнетесь на Иконах в одеждах Богоматери.

С помощью золотого цвета можно почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где ночь никогда не наступает. Золотой цвет символизирует Бога. На любой иконе можно найти цвет золота, а в мулине золото металлизировано.

Все эти цвета являются основными при вышивке образа бисером. Многие полагают, что нельзя вышивать бисером лик святого — протыкать его иглой . Хотя, как оказалось, совсем не важно, как он будет представлен на иконе — вышитым при помощи бисера, при помощи ниток или расписан маслом.

Embro >

Молитвы до и после вышивания икон – разные. Молитва в вышивании предназначена для настройки мастера на высокий уровень сознания, очищает мысли от негатива, подготавливает к созданию чистого и светлого образа.

Сейчас в рукодельном мире есть очень большое разнообразие наборов для вышивки икон разных фирм и комплектаций.

Но поскольку икона – это не просто вышитая картина, а образ который несет определенную смысловую нагрузку – к такой вышивке каждый человек не только должен морально “созреть”, но и соответсвенно подготовится. Поэтому делюсь полезной информацией относительно вопроса вышивки иконы. Перед вышивкой иконы предпочтительно соблюдать некоторые рекомендации.

Можно ли вышивать иконы?

Молитвы при вышивании икон необходимы. Но можно ли вышивать иконы – каждый мастер сам для себя ответит на этот вопрос, прочитав правила, которые надо соблюдать для вышивания иконы.

Считается, что вышивать икону имеют право только верующие люди, т.е. как минимум вы должны быть крещенные. Прежде чем начать вышивку следует получить благословение. Если вы ходите в церковь то попросите благословения у батюшки. А после окончания вышивки готовую икону следует освятить в церкви, иначе это будет просто картина на религиозную тему.

Немаловажно знать, что бросать начатую вышивку нельзя, если сомневаетесь, не торопитесь и подберите такой набор для вышивки икон, который вам под силу закончить, возможно поменьше по размерам.

Что делать если возможности сходить в церковь нет? Верующие люди знают, что самое главное тянуться к свету и Богу в душе, иметь благие мысли и с ними обращаться к Богу в молитвах. Поэтому нужно подготовить себя к этому делу постом и молитвой, настроить себя мысленно на позитив и на работу. К вышивке желательно приступать после молитвы, так как молитвы при вышивании икон очень важны!

Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками, исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговаривают с Господом. Известны и случаи, когда люди, закончив работу над иконой, исцелялись от тяжелых болезней.

Не рекомендуется вышивать икону в праздники (считается, что в эти дни мы должны быть в храме, а не развлекаться за любимым делом). Не советуют касаться вышивки иконы и в женские дни. А вот беременным женщинам вышивка иконы очень даже рекомендована. Ведь считается, что девушка или женщина, вышивая икону, очищается духовно, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками. Молитва при вышивании икон очищает дух матери и ребёнка.

Итак, перед началом вышивание прочтём Молитву перед началом всякого дела.

Молитва перед началом всякого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помози ми, грешному, совершити дело, мною начинаемо, во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в душе моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

После прочтём молитву перед вышиванием.

Молитва перед началом вышивки иконы

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:”Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.

После окончания вышивания следует прочесть Молитву по окончании всякого дела.

Молитва по окончании всякого дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Молитва при вышивании икон – важный пункт, который должен выполнять каждый мастер, взявшись вышивать иконы. Задумайтесь, ведь в этот момент Вы прикасаетесь к божественному. Потому Вы должны подготовить себя к этому таинству. Можно ли вышивать икону – я думаю, что Вы уже определились.

С уважением и любовью,

Руководитель объединения рукоделия «Нить Ариадны»

Вышивка крестом иконы молитва

Правило 1.
Вообще при вышивке икон многие задаются вопросом, нужно ли перед началом вышивания иконы просить благословение на вышивку у батюшки, нужно ли быть глубоко верующим человеком, можно ли каждому верующему человеку вышить икону для своего дома, в подарок для своих близких, какие читать молитвы и произносить слова перед началом вышивания.
В обществе найдутся такие, которые скажут, что вышивка икон – это грех и богохульство. Даже священнослужители придерживаются разного мнения о вышивании икон. Одни говорят, что простому человеку нельзя вышивать иконы, и не дают благословения. Другие священнослужители, наоборот, благословляют на это дело, говоря, что любая работа во славу Божию полезна и хороша для человека. Ведь все иконы, написанные в прошлом и настоящем, мастерами – умельцами, которые более или менее грешные. Получив у батюшки благословения на работу, нужно с трепетом и уважением относиться к вышиванию иконы. Можно принести батюшке изображение иконы (должна быть в наборе для вышивания), которую Вы хотите вышить, чтобы быть точно уверенной, что священник освятит ее, когда она будет готова.

Правило 2.
Перед началом работы над вышивкой иконы нужно прочитать молитву.
Молитва перед началом работы над иконой:

Читайте также:  Молитва невеста неневестная

“Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:”Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и
вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.”

Правило 3.
Для очень верующих во время работы над иконой следует поститься. Поэтому православные посты – это лучшее время для вышивания икон.

Правило 4.
При вышивании иконы нужно гнать молитвой плохие и грешные мысли, нужно стараться думать только о светлом, добром, хорошем. Очень рекомендуется вышивать иконы беременным женщинам. Считается, что во время вышивки будущая мамочка очищается духовно, и сама не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками. Известны случаи, что при вышивании икон женщины, не могущие иметь детей, излечивались от бесплодия, рожали здоровых малышей.
Если вы решились на вышивку иконы и получили благословение у батюшки, помните, что нельзя браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды, зависти. Девушкам и женщинам в критические дни не полагается касаться вышивки иконы. Нельзя вышивать после употребления спиртных напитков.
В воскресный день, в православные праздники верующим полагается посещать храм, поэтому вышивание иконы (да и вообще любая работа) также не рекомендуется.

Правило 5.
Лик иконы. При вышивании лика иконы ходит слух, что нельзя втыкать иголку в лик иконы. Но даже в храмах можно встретить иконы, лик которых также вышит нитками или бисером. На иконах глаза святых большие и проникновенные, ведь глаза – зеркало души. При вышивке иконы глаза должны быть такие же большие, как на иконе, написанной маслом. Рот же, наоборот, должен быть маленьким.
Жесты святых на иконах означают следующее:
– прижатая к груди рука – сердечное сопереживание;
-поднятая вверх рука – призыв к покаянию;
– протянутая вперед рука с раскрытой ладонью – покорность и повиновение;
– обе руки, поднятые вверх – моление о мире;
– протянутые вперед руки – жест просьбы, помощи;
– прижатые к щекам руки – знак печали, скорби.

Правило 6.
Вышитую икону нужно освятить в храме. Если вы не получили благословения батюшки перед началом работы над иконой, то вам, возможно, придется снова выслушать от священнослужителя ряд нравоучений. Но очень многие верующие в храмах и сами священнослужители, увидев ваше творение, поблагодарят за то, что люди делают такие вещи. Иногда принеся вышитую икону на освящение в храм, священнослужители или прихожане просят вас продать, подарить или вышить икону для них.

Икона, выполненная рукодельницей вручную, с добрыми намерениями, обладает мощнейшей энергетикой. Икона, сделанная с душой, станет оберегом для вашего дома, она может исцелить от болезней, пьянства, несчастий, врагов и всего плохого! Вышивая икону, произнося молитву перед работой и во время работы, люди разговаривают с Господом.
Если вы решили вышить икону, постарайтесь придерживаться этих правил. Почаще посещайте храмы!

Можно ли дарить на День Рождения иконы?

Считается, что икона – очень хороший подарок. Икона- это частица вечного, нематериального, со временем станет семейной реликвией. У россиян и украинцев вошло в традицию дарить иконы. Иконы дарят близким и родним людям, родственникам, друзьям, хорошим знакомым, партнерам по работе и бизнесу, политическим деятелям. Икона одинаково хорошо впишется в ваш дом, кабинет на работе или офис. Икону в подарок заказывают к юбилею, дню ангела и рождения.

Более того, она является великолепным подарком для любимого человека. Если дарить ее с настоящей любовью, то она будет защищать и оберегать этого человека. Но все же, в первую очередь, икона дарится для молитвы, для того чтобы в светлые и трудные моменты своей жизни человек мог обратится к святому, изображённому на иконе. И нет ничего удивительного, когда происходит удача в работе после молитвы перед иконой святого- покровителя вашей трудовой деятельности.

В православных традициях иконы можно дарить на все случаи жизни. Мерную икону дарят родившемуся малышу на крестины. Подарить икону можно целой семье. Такие иконы называются семейными и на них пишутся святые покровители всей семьи вместе. Если вы хотите подарить икону конкретному человеку- для него подойдет именная икона. Венчальной парой называют две иконы: икону Господа Вседержителя и икону Пресвятой Богородицы, которые дарят к таинству Венчания. Есть очень много икон на всякую потребу которые покровительствуют, помогают в разных жизненных ситуациях и которые станут хорошим подарком для ваших близких. Иконы возят в монастыри для освящения на святых мощах и иконах, как благословение местночтимой иконы и местночтимого святого.

Если вы хотите подарить икону Богородицы. Из богородичной иконографии, чаще всего в подарок выбирают иконы Казанской, Федоровской, Владимирская, Иверской икон Божьей Матери. Из почитаемых в России и Украины святых чаще всего дарят иконы Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского.

Кому и когда дарят иконы.

Дело все в том, что за долгие годы советской власти, когда церковь была фактически под запретом, а православную литературу можно было найти, наверное, только в музеях атеизма, веры в людях практически не осталось, но за то появилось большое количество суеверий.
Или же зайдите в любой православный храм и спросите у священника (именно у священника, а не продавщицы свечей) можно ли дарить иконы, и вы услышите только утвердительный ответ и ни слова о «копеечках» дарителю. Изюминка здесь в том, что дарить икону, скажем буддисту, мусульманину или неверующему и негативно настроенному к православию человеку, может быть нетактично. Но если ваши друзья или родственники православные христиане, то написанная специально для них икона – замечательный подарок. Дарить иконы – благочестивый христианский обычай любви. Ведь и первые иконы на Руси появились как дар Византии и других православных стран. В современной России и Украине дарить иконы уже вошло в хорошую традицию.
Икона – это частица вечного, образ горнего мира. Подумайте о своих детях, внуках – что будет связывать вас на земле через многие годы? Мебель придет в негодность и выйдет из моды, автомобиль превратится в ржавый металлолом. Но вы можете зародить семейную традицию, создать семейную реликвию, которая будет связывать невидимой нитью поколения. И смотря на икону Спасителя, которой на протяжении многих лет благословлялись на брак все мужчины в роду, или на семейную икону своих прабабушек и прадедушек, ваши потомки будут поминать своих родственников в молитве перед этими иконами, даже если никто не рассказывал им про них именины в день святого мерная икона ангела хранителя . Как это важно, чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства».
Православного человека икона сопровождала везде и всегда, в том числе во время работы. И нет ничего удивительного, когда приходит неожиданно помощь после молитвы перед иконой святого – покровителя вашей професии.
Икону можно разместить в рабочем кабинете или офисе и обращаться к ней с молитвой в трудных ситуациях, неизбежно случающихся на работе, перед принятием ответственного, важного решения. А святой, изображенный на иконе, незримо поможет в трудный момент.

Но всегда надо помнить, что икона дарится в первую очередь для молитвы, для того, чтобы и в светлые и в трудные моменты своей жизни человек мог обратиться к святому, изображённому на иконе, поблагодарить его за покровительства или попросить заступничества у Господа. Икона – это не предмет интерьера, не оберег. По словам Л.Успенского «преображенный благодатью образ святого, запечатленный на иконе, – есть самое подобие Бога”. Очень важно, чтобы одаряемый понимал все это. Если же вы в этом не уверены, то можете вместе с иконой дать такому человеку распечатку с информацией – «Что такое икона».

Молитва для вышивки (чтобы ниточка не путалась)

Девочки-вышивальщицы. Чтобы ваша ниточка не путалась при вышивании, нужно прочитать МОЛИТВУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ:
“Святая Клара, заступница, рукодельница, свяжи все нити, чтоб они не путались, не рвались, иглы не тупились и на ломались. Святая Клара, заступница белошвеек, мне помоги. Аминь.”

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Читайте также:  Молитва на сегодня читать

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Читайте также:  Молитва к иконе экономисса

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector