Животные и молитва ислам - Florischi.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Животные и молитва ислам

Отношение к животным в Исламе

«Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы. »

Аллах в Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звёзд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях, и предписывает изучать их.

Творец в различных аятах Корана призывает мусульман думать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, сказано: «Неужели те, кто не уверовал, так ослепли, что не видят, как Мы сотворили для них Своей мощью скот, которым они владеют и распоряжаются, как желают? Мы сделали скот послушным им: на одних они ездят, других едят. В скоте для них много пользы, ибо они пользуются его шерстью, пухом, кожей и костями, пьют молоко. Неужели они забывают эти блага и не благодарят Дарующего их?» (сура «Йа син», аят 71–73).

В Коране сказано (смысл): « В скоте – верблюдах, коровах, овцах – для вас есть назидание, доказывающее Нашу мощь и то, что Мы даруем вам благо. Мы поим вас молоком из их утроб, приятным и лёгким для питья. Кроме молока, в них для вас ещё много пользы: мясо, которое вы едите, шерсть и пух, которые вы употребляете в жизни и получаете от них средства к существованию » (сура «Аль-Муминун», аят 21).

Аллах в Коране сказал: « Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы. » (сура «Аль-Гашия», аят 17).

Из этих аятов ясно видно, для чего Аллах создал животных и какое нужно к ним отношение.

От имама Ахмада ибн Ханбала передают: «Однажды ему рассказали про живущего в Мовераннахре старца, знающего много хадисов Пророка (мир ему и благословение). Он поехал туда и встретил того старца – кормившего собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил своё занятие. Имам обиделся и подумал про себя: “Почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания?” Знаток хадисов же, накормив собаку, обратился к имаму: “Кажется, вы обиделись на меня?” Тот ответил утвердительно. На что старец ответил: “Абу Зинад передал от Араджа, а тот от Абу Хурайры, слышавшего, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то разобьёт чью-то надежду, то Всевышний в Судный день разобьёт его надежду и не введёт его в Рай». В наших краях не встретишь ни одной собаки, а эта пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью её надежду, а Всевышний в День суда не простит меня”. Услышав предание старца, имам Ахмад сказал: “Мне этого хадиса достаточно”. Поблагодарил старца и ушёл».

Держать собаку дома по Исламу не дозволяется. Есть некоторые ситуации, когда она бывает необходима, например, пастуху, чтобы пасти овец, или для охраны двора от воров. В таких случаях дозволяется иметь её во дворе, соблюдая при этом определённые нормы Шариата по отношению к ней.

Право животных на жизнь в исламских законах

Существует много хадисов о словах и действиях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведём некоторые из них.

«В Судный день Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья».

Ведь каждое создание Аллаха имеет право на справедливое, гуманное и милостивое отношение.

Пророк (мир ему и благословение) говорил:

«لعن الله من مثل بالحيوان»

« Всевышний проклинает того, кто уродует (четвертует) животных ».

Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь Вознесения – аль-мирадж – я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину её страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни пить, ни есть, даже сухую траву, в результате та умерла. За такое отношение к животному Всевышний и наказывает эту женщину».

Из приведённых преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойства или не угрожают ему.

Использование животных человеком

Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в их использовании. Ниже приведём некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующие сферу использования человеком животных.

Абузар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого животного, которое бы каждое утро не просило у Всевышнего владельца, кормившего бы его сеном, поившего бы водой и использовавшего бы в меру».

Джафар ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал: «У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на верховом». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе, владелец не должен без дела засиживаться в седле, перегружать животное сверх его грузоподъёмности и вынуждать к долгим путешествиям».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везёт поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись».

Одно из указаний сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен долго сидеть верхом, чтоб не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости давать отдых уставшим животным, раз в несколько часов рассёдлывать их и пускать пастись».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки).

2 Запрет на проклятие животных и их избиение

Али (да будет доволен им Аллах) изрёк: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу».

Существует предание о том, что имам Зайн ал-Абидин (да будет доволен им Аллах) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну, имаму Мухаммаду аль-Бакиру (да будет доволен им Аллах), говорил: «О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрёт, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп».

3 Запрет на забой животного на глазах у его сородича

Однажды Пророк проходил мимо человека, который, точил нож поставив ногу на бок животному и животное видело это. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты хочешь что оно (животное) умерло два раза? Разве нельзя было поточить нож до закалывания?!» (Табарани в книге «аль-Кабир»).

Даже показывать нож жертвенному животному порицается в Исламе, дабы не испугать животное и не мучить ее.

4) Запрет на разлучение детёныша животного с матерью

Одно из указаний повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов – закят] не должен разлучать верблюжонка с его матерью». (в книге «ианат ат-Талибин) Даже разлучать детеныша который сосет вымя матери запрещается по мнению некоторых ученных мазхаба имама аш-Шафии.

Всевышний ничего не создал без надобности, и человек должен быть справедливым ко всем творениям Аллаха.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Ислам и домашние животные

С древних времён люди в своих жилищах держат домашних животных. Они приносят своим хозяевам определённую пользу, которая заключается в моральном успокоении или же в реальной оказываемой ими помощи.

В разных культурах отношение к тем или иным животным разное – вплоть до того, что в некоторых странах определённые виды животных возведены в ранг священных.

Наиболее распространённые домашние животные – это кошки и собаки, в связи с чем рассмотрим подробнее, как к ним относится ислам.

Кошки в исламе

Эти представители семейства кошачьих являются домочадцами людей с древнейших веков. Во времена Пророка Мухаммада (с.г.в.) у арабов это также было нормой. С началом исламского периода Посланник Аллаха (с.г.в.) закрепил за мусульманами право держать кошек в качестве домашних животных. Известно также, что и у самого него была кошка, с которой произошла весьма интересная история:

Однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.), собираясь на молитву, обнаружил, что на крае его одежды спит его кошка. В тот момент он торопился на намаз, но в то же время не хотел тревожить животное. И выходом из сложившейся ситуации был найден быстро: Божий Посланник (с.г.в.) решил отрезать ту часть своей одежды, на которой лежала домашняя любимица.

Кроме того, один из известных сподвижников Посланника Всевышнего (с.г.в.), передавший огромное количество хадисов, получил прозвище «Абу Хурайра» (р.а.), что в переводе означает «отец кошечки». Его так назвал Пророк (с.г.в.) за то, что тот в рукаве постоянно носил свою кошку.

Обе истории наглядно демонстрируют нам, что к кошкам мусульманин должен относиться должным образом, как это делал лучший из людей. Кроме того, в исламе категорически запрещается жестокое обращение с животными (за исключением необходимой обороны). За совершение такого греха человек может оказаться в Адском пламени, ибо Всевышний велел верующим относиться хорошо не только к людям, но и ко всем Своим творениям.

В сборнике хадисов Бухари приводится история, как одна женщина была брошена в Геенну за то, что заперла своего кота и морила его до тех пор, пока тот не умер от голода.

Дозволенность содержания кошек в домашних условиях обусловлена также и тем, что они, по мнению большинства богословов, являются чистыми животными, а значит не могут доставить никакие трудности с позиции соблюдения религиозной практики. Например, вода, к которой притрагивалась кошка, признаётся пригодной для омовения. Подтверждается это хадисом, передаваемым со слов Аиши (р.а.): «Посланник Господа (с.г.в.) пояснял: «Воистину, они (кошки) не являются нечистыми, и они из тех, кто окружают вас». И я видела, как посланник Всевышнего (с.г.в.) делал тахарат водой, которая осталась после неё» (приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Если кошка оближет посуду, которой пользуются люди, её будет достаточно помыть один раз, о чём свидетельствует хадис, упоминаемый в сборниках Бухари и Муслима.

Дозволено также совершать молитву, если кошка облизала руку человека, но в такой ситуации лучше помыть то место, где коснулось животное, но это не считается обязательным.

В то же время часть мусульманских учёных считает кошек нечистыми животными, так как они хищники, а значит, могут употребить в пищу что-либо из наджаса (нечистот), например, внутренности своей жертвы. Отсюда, прикосновение языка кошки к воде или же к человеку также является нечистым. Однако данного мнения придерживается меньшинство богословов.

Собака у мусульман

В некоторых кругах сегодня бытует мнение, что якобы ислам призывает к жестокому обращению с собаками по причине того, что они нечистые. Сторонники такой позиции приводят хадис, в котором сказано: «Если бы собаки не были общиной, я бы повелел уничтожить их» (ат-Тирмизи).

Но при этом многие мусульманские учёные утверждают, что ислам является религией добра, а значит, верующим следует хорошо относиться ко всем творениям Господа. В качестве подтверждения своей позиции они приводят слова Посланника Всевышнего (с.г.в.): «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья или кого-нибудь выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Создателем в Судный День» (Насаи). Как утверждают, некоторые богословы, данный хадис отменил действие предыдущего, поскольку в то время собаки несли в себе большую опасность, а затем со временем они в большинстве своём стали безопасными для людей, что мы наблюдаем и в наши дни.

Читайте также:  Молитва от порчи христу

Кроме того, подтверждением такой позиции служит хадис, в котором Пророк (с.г.в.) рассказал следующую историю:

Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное. За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи». Услышав данную историю, сподвижники задали вопрос: «Неужели и за животных мы получим награду?» На что Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду (Бухари).

Таким образом, ислам предписывает нам обращаться достойным образом со всеми существами. Однако в отношении содержания собак в домашних условиях есть ряд важных ограничений.

Во-первых, нежелательно держать собаку просто так, т.е. без извлечения какой бы то ни было пользы. В хадисе говорится, что у тех, кто станет держать собаку, за исключением пастушьей или охотничьей, их благие деяния будут уменьшены на 2 кирата. В одном из хадисов Муслима к данному перечню также добавляются и охранные (сторожевые) собаки.

В современных условиях люди также научились извлекать и иные пользы от собак, например, оказание помощи незрячим при передвижении или же обезвреживание минных устройств. В целом, если человек содержит домашнего питомца с целью извлечения какой-либо практической пользы, то его благие деяния не уменьшаются.

Во-вторых, важно учитывать, что собачья слюна причисляется в исламе к нечистотам. Доказательством служит хадис: «Если собака поест из посуды кого-либо из вас, то помойте эту посуду 7 раз, первый из которых – землёй» (приводится в сборниках Бухари, Муслима и Насаи). А при попадании слюны «друга человека» на одежду или тело, мусульманину необходимо промыть данное место тщательным образом.

Относительно другого побочного явления при содержании собак – шерсти, которая во время линьки распространяется по всему жилищу, мнения мусульманских учёных разнятся. Одни считают, что нечистотами следует считать лишь слюну, мочу и помёт. В качестве довода они приводят вышеуказанный хадис, в котором речь идёт исключительно о слюне собаки. Другие же алимы полагают, что наджасом будет всё тело собаки, поскольку умываясь своей слюной, она может задеть любую часть тела, которая также станет нечистой.

В-третьих, нежелательно совершать намаз в одном помещении с собакой. В известном хадисе упоминается, что «ангелы не входят в те дома, в которых присутствует собака или изображение (животного)» (Ибн Маджа). То есть если у вас дома живёт собака, то лучше читать молитву в той комнате, в которую она не заходит. Кроме того, желательно пользоваться молельным ковриком, чтобы обезопасить себя от попадания шерсти животного на тело и одежду. Впрочем, канонического строгого запрета на этот счёт нет.

Таким образом, Шариат не возбраняет содержать домашних животных. Все живые существа являются творениями Всевышнего, следовательно каждый мусульманин обязан относиться к ним должным образом.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ислам и животные

5 519 просмотров

После недавней трагедии, когда в результате нападения бродячих собак в Махачкале погибла девятилетняя девочка, некоторые горожане решили своими силами избавляться от многочисленных собачьих стай, бегающих по улицам и дворам, и тем самым обезопасить себя и свои семьи от повторения подобного кошмара.

Однако здесь не обошлось без крайностей, когда собак начали убивать садистскими методами, калеча, издеваясь, оставляя мучительно умирать от тяжёлых ранений и бросая их трупы на месте убийства без захоронений. Хотя масштабы не были такими, как об этом пишут некоторые издания и журналисты, говоря о массовых расстрелах в городе и тысячах трупов собак, но жестокое обращение даже с одним животным недопустимо.

Права животных

Ислам, как система, призванная привнести в мир справедливость и порядок, учит нас в том числе и тому, как надо обращаться с животными. Ислам запрещает жестоко обращаться с ними, морить голодом, нагружать непосильной работой, причинять какие-либо страдания. Он разъясняет людям, что хоть животные и созданы для служения им, однако у них есть свои права, которые человек обязан соблюдать и за нарушение которых ему грозит суровое наказание от Справедливого Создателя.

В подтверждение этому мы приведём несколько хадисов пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. При виде этого человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня», после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» – на что он ответил: “Награда полагается за всё живое”» (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не используйте спины ваших животных в качестве минбара (прим. islamcivil.ru – кафедра, на которой стоят). Поистине, Аллах подчинил их вам, чтобы вы могли достигать на них тех городов, которых не смогли бы достичь сами, кроме как надорвав себя. И Он создал для вас землю – на ней и справляйте свою нужду» (Абу Дауд, ат-Тахави, аль-Байхакы).

Передаётся от Абдуллы бин Джафара, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, зашёл в сад одного ансара, в котором находился верблюд. Когда он увидел Пророка, мир ему и благословение Аллаха, издал жалобные звуки и из глаз его потекли слёзы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подошёл к нему и погладил за ухом, и тот успокоился, а затем он спросил: «Кто его хозяин? Чей он?» Подошёл юноша из числа ансаров и сказал: «Мой, о Посланник Аллаха». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве ты не боишься Аллаха в отношении этого животного, которого он дал тебе во владение? Поистине, он пожаловался мне, что ты оставляешь его голодным и нагружаешь тяжёлой работой» (Абу Дауд, а основа хадиса в «Сахихе» Муслима).

Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В один из жарких дней блудница увидела собаку, которая кружилась вокруг колодца с высунутым от жажды языком. Она набрала воду в свою обувь и напоила её, за что ей были прощены грехи» (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как-то раз муравей укусил одного из Пророков, и он велел сжечь муравейник, и Аллах ниспослал ему откровение: «Неужели из-за того, что тебя укусил муравей, ты сжёг одну из общин, прославлявшую Аллаха?» (Аль-Бухари, Муслим).

В другой версии хадиса говорится: «Один из Пророков сидел под деревом, и его укусил муравей. Тогда он повелел вытащить этого муравья, а потом повелел сжечь муравейник, и его сожгли. И Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «Неужели это из-за одного муравья?!» (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся от Абдуллы бин Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина была введена в ад из-за кошки, которую она заперла: сама не кормила и не отпускала на волю, чтобы та сама могла прокормиться насекомыми земли» (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся от Абдуллы бин Масуда, да будет доволен им Аллах: «Однажды мы были в путешествии вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда он удалился по нужде, мы нашли маленькую птичку с двумя птенцами и забрали их с собой, а она начала махать крыльями и низко летать (рядом с нами). Пришёл Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Кто причинил ей страдания, забрав детёнышей? Верните их ей». А когда мы нашли муравейник, сожгли его, и он спросил: «Кто их сжёг?» Мы сказали, что это сделали мы. Он ответил: «Никому не позволено наказывать огнём, кроме как Господу огня» (Абу Дауд, аль-Хаким).

Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил бить животных по морде и ставить им клеймо на морду (Муслим).

Ислам, разрешая людям охоту на животных, запрещает это делать без необходимости и убивать несъедобных животных ради забавы. Он запрещает издевательства над живыми существами и использовать их в качестве мишени.

Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не используйте живые существа в качестве мишени» (Муслим).

Передаётся от Саида бин Джубайра, да будет доволен им Аллах: «Однажды Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, проходил возле двух юношей курайшитов, которые установили птицу в качестве своей мишени и стреляли в неё из лука. Каждую не попавшую в неё стрелу они отдавали хозяину птицы. Когда они увидели Ибн Умара, то разбежались. Ибн Умар спросил: «Кто сделал это?! Аллах проклял того, кто это сделал! Поистине, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто использует живые существа в качестве мишени» (Муслим).

В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах проклял того, кто увечит (отрезает части тела ещё живых/надругается над телами мёртвых. Прим. islamcivil.ru ) животных» (Ан-Насаи, Ибн Хиббан).

Конечно же, человек поставлен выше всех остальных творений Всевышнего. Он может питаться мясом животных, а также имеет право убивать диких животных, чтобы защитить себя от их вреда. Но даже в этих случаях ислам учит нас тому, что это должно происходить максимально мягко, без жестокости.

Передаётся, что Шаддад бин Аус, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо: если вам придётся убивать, делайте это хорошим способом (прим. islamcivil.ru – стараясь причинять меньше страданий), и если будете приносить жертву, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений» (Муслим).

Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо человека, который точил нож, поставив ногу на шею овцы, а она смотрела на это, и он сказал ему: «Почему ты не сделал это раньше? Ты хочешь умертвить её дважды?»

В другой версии этого хадиса говорится: «Ты не мог наточить свой нож до того, как уложить её на землю?» (Ат-Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхакы).

Ислам и собаки

Бытует мнение, что мусульмане ненавидят собак и, более того, если собака коснётся их, то они не попадут в рай. Удивительно то, что подобные измышления распространены не только среди обывателей, но в них верят и люди, считающие себя интеллектуалами.

Читайте также:  Молитва о даровании супруга дочери

На самом деле мусульмане избегают контакта с собаками, потому что её слюна является тяжёлой формой нечистоты, для очищения от которой используется вода и земля. Также мусульманам запрещено дома держать собаку. В остальном отношение к ней такое же, как и к остальным животным. Собак можно использовать для охоты и охраны. Коран, рассказывая о юношах, скрывшихся в пещере, чтобы защитить себя и свою веру от зла правителя-тирана, говорит о том, что с ними была их собака, которая легла у входа в пещеру. Приведённые выше хадисы рассказали нам о прощении грехов мужчины и блудницы, которые напоили мучавшихся от жажды собак.

При этом собака остаётся самым крупным хищником, свободно живущим среди людей, и случаи их нападения на человека не такая уж и редкость. Например, по данным Роспотребнадзора по Дагестану, за минувший год в республике от укусов животных пострадало 4 852 человека, из которых 1 832 случая пришлось на детей до 14 лет. То есть каждый день собаки кусали в среднем 13 человек. Поэтому в целях сохранения безопасности для жизни и здоровья человека ислам разрешает ликвидировать злых, кусачих собак, равно как и любого другого хищника, от которого исходит угроза. Но делать это необходимо без жестокости и садизма.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Поистине, Аллах любит проявления доброты во всём”» (Аль-Бухари, Муслим).

«Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!» (Аль-Бухари, Муслим).

Ислам Абдулаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram – группе

Как молятся мусульмане

Одной из пяти основ исламской веры является молитва или намаз. Относиться к ней следует очень ответственно, поэтому каждому правоверному требуется знать, как молятся мусульмане и как правильно молиться дома мусульманину, чтобы соблюсти все требования и правила молитвы.

Молитва также важна для каждого верующего потому, что она является общением молящегося со Всевышним Аллахом, которое приведет его к праведной жизни. Намаз в исламе на первый взгляд может показаться сложным, и запомнить и выполнять его правильно и безошибочно в мечети и дома не каждому под силу с первого раза. Поэтому следует разобраться в деталях, как молятся мусульмане, какие правила соблюдают, чтобы научиться это делать правильно и следовать всем канонам религии ислама. Для того, чтобы этому научиться, необходимо изучать правильное совершение намаза и концентрироваться на сути и содержании молитвы, не зависимо от того, дома ли молится мусульманин или в мечети.

Сколько раз в день молятся мусульмане?

Мусульманин должен молиться, то есть совершать ритуальную молитву, пять раз в день, и правильный мусульманский намаз включает в себя не только проговаривание определенных молитвенных слов, но и совершение определенных действий, телодвижений, поясные поклоны и земные. Важно, чтобы молящийся был сконцентрирован на том, что он делает, поскольку во время молитвы Всевышний Аллах наблюдает за ним. Мусульмане молятся коллективно, но намаз может быть и индивидуальным, если верующий находится дома или в путешествии.

Есть пять наиболее важных ежедневных намазов входящих в 5 столпов Ислама, молиться которые обязательно для каждого правоверного, они отделяют веру человека от неверия:

  1. предрассветная молитва или фаджр намаз;
  2. полуденная молитва или зухр-намаз;
  3. послеполуденная молитва или аср-намаз;
  4. закатная молитва или магриб-намаз;
  5. ночная молитва или иша-намаз.

Данные намазы мусульманин должен молиться в мечети коллективно, если неподалеку от него есть мечеть и он слышит азан (призыв). Допускается молиться дома или на работе, если мечеть находится вдалеке, идет сильный дождь, снег, если мусульманин болеет или есть какие-либо еще веские причины, которые затрудняют присутствие на коллективном намазе.

Как правильно молиться. Видео

В данном видео можно посмотреть как правильно молиться мусульманину, какие движение совершать во время молитвы и какие дуа и суры читать:

Где молятся мусульмане?

Мусульмане молятся в мечетях – мусульманских храмах, особенно это касается обязятельных коллективных молитв, пятничной или праздничной молитвы, а также таравих-намаза в месяц Рамадан, остальные молитвы мусульманин может совершать как дома, так и на работе или в любом другом чистом месте, как сказано об этом в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ: «Вся земля сделана для меня чистой и местом поклонения / масджид» (передали Ахмад 5/148, 161, Абу Дауд 489, Ибн Маджах 567, ат-Таялиси 472).

Важнейшие молитвы в Исламе

Мусульманин должен обязательно молиться и не оставлять без веских причин джаназа-намаз, джума-намаз и ид-намаз:

  • Джаназа-намаз – заупокойная молитва по умершему мусульманину, совершаемая коллективно. Имеет свои особенности совершения, мусульмане ставят тело покойного перед собой и молятся стоя, не совершая поясных и земных поклонов, также во время молитвы читаются определенные дуа за покойного.
  • Джума-намаз – пятничная молитва из двух ракаатов, которую не рекомендуется пропускать без веской уважительной причины, мусульмане молятся коллективно в мечети, перед совершением джума-намаза читается пятничная проповедь – хутба.
  • Ид-намаз – праздничная молитва, совершаемая коллективно два раза в год, по окончанию поста в месяц Рамадан – Ураза-Байрам и по завершению Хаджа – Курбан-Байрам.

Желательные молитвы

Помимо обязательных намазов в исламе мусульманин может молиться для испрашивания дождя, во время солнечного затмения или лунного.

Также мусульманам рекомендуется молиться намазы, которые пришли из Сунны Пророка Мухаммеда ﷺ, и за которые молящегося ждут большие награды и возможное приближение к Господу Миров.

Вот основные дополнительные намазы:

  • молитва тахаджуд – мусульманин молится дома в последнюю треть ночи до начала предрассветного намаза фаджр, совершая четное число ракаатов: два и более по желанию, также главе семейства можно молиться ночью вместе со своей женой;
  • молитва витр – по мнению, некоторых мусульманских ученых является обязательной, состоит из нечетного количества ракаатов, одного, а лучше трех или более, читается после иша до предрасветного намаза, витром можно заканчивать тахаджуд. Молиться правильно трех-ракаатный намаз-витр нужно без совершения в конце второго ракаата ат-тахийата, как в намазе магриб, то есть сразу вставать на третий ракаат, или же совершается два ракаата, а затем читается еще один ракаат. Также в намазе-витр читается дуа-кунут;
  • молитва духа – читается после восхода Солнца и до зухр-намаза, состоит от 2 до 12 ракаатов, по желанию;
  • суннат намазы обязательных пятидневных молитв, общим количество в 12 ракаатов:
    1. 2 ракаата до молитвы фаджр;
    2. 4 ракаата (два и два или вместе четыре) до намаза зухр и 2 ракаата после;
    3. 2 ракаата после молитвы магриб;
    4. 2 ракаата после молитвы иша;
  • таравих намаз мусульмане молятся коллективно в мечети во время месяца Рамадан, также мусульманин может молиться дома один или вместе с семьей, но правильно и лучше совершать таравих в мечети с остальным джамаатом. Таравих-намаз совершается по 2 ракаата обычно с общим количеством 8 ракаатов, в некоторых мусульманских странах имамами мечетей читается по 1/30 части Корана, то есть 1 джуз, таким образом за 30 дней поста в таравихе прочитывается весь Коран! Завершается таравих намаз, обычно намазом-витр в три ракаата, в месяц Рамадан он также читается коллективно в мечети. Мусульманин также может прочитать дома часть таравиха доведя количество ракаатов в общей сложности до 20;
  • молитва-истихара читается, когда у мусульманина появляется дело, решение которого требует выбора, заканчивается такой намаз мольбой истихарой, которую правильно читать взяв за основу дуа-истихара от Пророка Мухаммеда ﷺ.

Необходимо отметить, что некоторые намазы, в зависимости, от обстоятельств, могут совершаться не как обычно, к примеру, обязательный пятидневный намаз путешественника может и должен сокращаться и совмещаться: утренний намаз читается в 2 ракаата, обеденный зухр и аср, сокращаются до 2 ракаатов вместо 4 ракаатов и совмещаются, то есть читаются один за другим в удобное для путника время, магриб намаз читается в 3 ракаата, а иша, вместо 4 в 2 ракаата и также совмещаются друг с другом (магриб с иша). При этом суннат-намазы не читаются, за исключением, утренней сунны, которую Пророк Мухаммед ﷺ никогда не оставлял.

Мольбы

Небольшие мольбы или дуа с поминанием имени Всевышнего могут совершаться без специальной подготовки или ритуала. К таким относятся множество дуа при возникновении разных обстоятельств: при выходе в дорогу, для очищения дома от скверны, после совершения намаза, перед сном, за умершего, после азана, от бремени долгов, чтобы успешно выйти замуж, после пробуждения утром, перед и после принятия пищи, при встречи с врагом или недоброжелателем, от всего плохого, чтобы забеременеть, о прощении, от лени, во время дождя, для успешной сдачи экзаменов и много других, которые можно найти в книгах-сборниках дуа, о мольбах мусульманина.

Также мусульманин может обратится в любое время к Всевышнему Аллаху помолившись Ему о тех нуждах, которые заботят его в данный момент. Такая мольба носит произвольный характер, однако по сунне правильно в начале произнести имя Аллаха, восхвалить Его и поблагодарить, призвать мир и благословение на Посланника Аллаха ﷺ: “БисмиЛлях. АльхамдулиЛлях. Ва ссаялту ва ссаляму аля расулиЛлях”, а также попросить прощения у Всевышнего за свои грехи.

Требования к молящемуся

Молиться мусульмане начинают с того, что правильно осуществляют подготовку к намазу.

Если мусульманин отправляется в мечеть, то входить в мечеть ему следует тихо, поскольку нельзя мешать тем, кто уже молится, также запрещено проходить впереди молящегося мусульманина. Когда мусульманин молится не дома, ему нельзя мешать другим молящимся, нельзя разговаривать во время молитвы и следует поддерживать концентрацию. Запрещено совершать молитву, будучи нетрезвым или под действием наркотиков.

Молиться в чистоте

Молиться следует в чистом месте и в чистой одежде, также сам молящийся должен быть ритуально чистым. Перед намазом мусульманин должен правильно совершить малое или большое омовение, в тех случаях, если оно нарушилось. Нарушается омовение, если человек справил малую или большую нужду, у него вышли газы, случилось кровотечение, рвота или обморок, а также по некоторым другим причинам.

Если чистота того места, где будет молиться мусульманин дома, вызывает у него сомнения, то ему следует расстелить коврик.

Одежда

Перед тем, как молиться, мусульманин должен закрыть свое тело так, как того требуют правила: мужчина не должен иметь открытых участков тела от колен до плеч, включая плечи, а женщина должна закрыть все тело, кроме своих ладоней и лица. Нельзя молиться не закрыв данные участки тела, ни в общественном месте, ни дома. Кроме того мусульманке и мусульманину не подобает одевать обтягивающую или прозрачную одежду, одежду с изображениями животных и людей.

В какую сторону молятся мусульмане?

Начиная молиться, следует правильно рассчитать направление Кыблы, повернувшись в сторону Заповедной Священной мечети в Мекке в центре которой находится главная святыня мусульман – Священная Кааба. Все мусульмане мира поворачиваются лицом в сторону Каабы во время намаза. Если мусульманин помолиться в другую сторону, зная о неправильном направлении, то его молитва будет недействительна.

Для правильного направления молитвы можно использовать компас или ориентироваться по Солнцу, зная широту и долготу нахождения, также в современное время используют мобильные программы определения Киблы.

Время намаза

Мусульмане молятся в определенное время для каждой из пяти ежедневных молитв. Время, которое отведено для каждой молитвы, определяется положением солнца. На каждый намаз отводится в среднем от пяти до десяти минут. Время для каждой молитвы в разные дни не совпадает, поскольку положение солнца в течение года меняется, так что время совершения молитвы также сдвигается. Нельзя молиться, если время молитвы еще не наступило, исключение делается лишь для путешественников, которые совмещают и сокращают свои намазы.

Читайте также:  Мусульманская молитва в дорогу мужу

Столпы молитвы

Для каждого намаза есть свое число ракаатов, то есть повторений: для молитвы фаджр положено два ракаата, для зухр-намаз – четыре ракаата, для аср-намаза – четыре ракаата, для магриб-намаза – три ракаата, для молитвы иша – четыре ракаата.

Приступая к молитве, в мечети или дома, верующий должен сделать намерение молиться, идущее от самого его сердца. Начиная намаз, нужно это намерение понять и осознать. Вслух можно не произносить слова этого намерения. Во время осмысления своего намерения мусульманин может подумать о том, сколько он собирается произнести ракаатов, и о том, с какой целью он собирается это сделать.

Что совершает мусульманин во время молитвы?

Молитва мусульманина состоит из ракаатов, как об этом упоминалось выше, один ракаат состоит из следующих пунктов:

  1. Начинает молиться мусульманин с того, что в положении стоя поднимает руки до уровня своих ушей и произносит спокойным тоном «Аллаху Акбар». Для женщин руки положено поднимать ладонями вверх до уровня плеч.
  2. Далее мужчине нужно положить над пупком правую руку поверх левой, а женщине – приложить руки к груди. Глаза должны смотреть на то место, на котором стоит человек, а не смотреть по сторонам – так будет правильно.
  3. Сначала читают истифтах дуа: «субханакал-лахумма вабихамдика ватабарака-смука ватаааала джаддука ва ля илаха гайрук. Ааузу билляяхи минаш-шайтаанир раджим. Бис-миллахир рахмаанир рахим».
  4. Далее читают первую суру Священной Книги Коран Аль-Фатиха, которую читают в каждом ракаате.
  5. После этого верующему следует наклониться так, чтобы ладонями закрыть колени, а во время совершения поясного поклона произносить «Аллаху Акбар». Наклоняться правильно нужно так, чтобы шея и спина были прямыми и параллельными земле, а взгляд должен быть также устремлен в землю, такое положение называется «руку». Затем в поясном поклоне следует произнести: «Субхана – раббийал – азыйм» от одного до трех раз или больше, но нечетное количество раз.
  6. Далее следует выпрямиться, руки поднести к ушам и сказать «Самиа – Аллаху – лиман – хамидах», после чего опустить руки.
  7. Далее следует опуститься правильно в земной поклон, который называют «суджуд», а во время этого также произносят «Аллах Акбар». В земном поклоне от одного до трех раз или больше, но нечетное количество раз произносят «Субхана – Раббийал – А ‘ ля».
  8. Далее необходимо выйти из суджуда и сесть на пятки, занимая положение «джальса». Руки следует положить на колени и попросить прощения у Всевышнего Аллаха. Далее возвращаются в положение суджуд и произносят трижды или более, но четное количество раз слова «Субхана – Раббийал – А‘ля».
  9. После это молящийся поднимается из суджуда, произнося «Аллах – Акбар».

Совершая второй ракаат, после второго суджуд следует сесть на колени и читать ташшахуд.

Завершать правильно молитву следует ас-салямом. После того, как будет произнесен ташшахуд, следует прочитать салават Пророку Мухаммаду ﷺ, затем обратиться к Аллаху с просьбой, чтобы Он уберег мусульманина от мучений в могиле и в Аду. Завершается молитва поворачиванием головы вправо произнеся слова «Ас Салям Алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху». Затем нужно повернуть голову влево и произнести: «Ас Салям Алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху».

Мурчанье не портит намаза: как относятся к кошкам в исламе

В отличие от многих других животных, кошки пользуются особым положением среди мусульман. Причина тому – отношение к ним самого Пророка Мухаммада и выросший на исламской почве народный фольклор

ДУШАНБЕ, 5 апр — Sputnik. Коран и шариат не только формируют религиозное мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, но и весьма подробно определяют повседневную жизнь мусульман. Какую одежду носить, с кем вступать в брак, как вести бизнес – ответы на все эти вопросы в той или иной форме исламские богословы предлагают искать именно в священных текстах.

Неудивительно, что регламентация быта коснулась и братьев наших меньших, в частности – кошек. “Как относится ислам к кошкам”, “хадисы о кошках”, “отношение ислама к домашним животным” – вот самые популярные запросы на тематических форумах для мусульман.

О том, что на самом деле говорит Коран и Сунна о пушистых любимцах и как отношение к кошкам может влиять на загробную жизнь, попытался разобраться Sputnik Таджикистан.

По примеру Пророка

Ислам позволил человеку украшать дом посредством того, что он пожелает, если это не является запретным. В принципе то же касается и животных: если оно не считается однозначно нечистым, его можно держать в качестве питомца.

Если брать собак – то здесь все непросто. Богословы столетиями спорят, является ли собака нечистым животным, так как существует очень уж много хадисов и аятов, дающих слишком широкий простор для толкования.

А вот с мурчащими питомцами все куда яснее – ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка – единственное животное, которому разрешен вход в мечеть.

Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.

Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.

А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.

Рай и ад за котят

Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка – Хазрати Абу Хурайра, что означает “отец котят”. Приняв ислам, он прибыл в Медину и после все время находился рядом с Мухаммадом, посвящая себя изучению ислама и собирая хадисы.

Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс – “раб солнца”, но как-то он с котенком на плече (а Абу Хурайра с детства любил животных) шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика “маленьким отцом котят”. По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как “отец котят”.

Также, согласно поверью, пророк запретил продавать кошек как товар, а один из питомцев Абу Хурайра спас пророка от смерти, убив змею, которая уже приготовилась напасть.

В суфийской традиции есть еще одна легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: “Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения”.

К слову, в исламе вообще поощряет заботу о тех, кто не может помочь себе сам, а в священных текстах не раз отмечается, что сострадания заслуживает не только кошка.

Так, в хадисе, переданном богословом Мухаммадом аль-Бухари (2363 ), со слов упомянутого Абу Хурайра есть слова пророка Мухаммада: “Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю.

Увидев это, он сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”. После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи – ред.)”.

Слушатели Мухаммада спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” На что он ответил: “Награда полагается за все живое”.

Но если сострадательное отношение к животным может быть основанием для прощения прегрешений и вхождения в рай, то, напротив – тех, кто обидел беззащитное создание, может ждать жестокая кара. “К тому, кто не проявляет милосердия к творениям Всевышнего, Аллах также не проявит милосердия”, – говорится в хадисе Бухари (5538).

В одном их достоверных хадисов, собранных аль-Бухари, пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.

Кошачья чистота

Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом – веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, – его молитва может быть не принята Господом.

Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от большинства иных животных, не является нечистой.

Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.

В исламских источниках данное предание описывается обычно так: “Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова матери о том, как ее послали с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала знак поставить блюдо на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду с того места, приведя слова Мухаммада: “Они не нечистые, они – ваши домочадцы!”

Есть предание и о раннем исламском богослове и хадисоведе Абуль-Хаттабе Катаде ибн Диама, который в присутствии своей племянницы дал кошке испить из сосуда, где была налита вода для омовения. На удивленный вопрос родственницы он также, как и Айша, привел слова Мухаммада “Кошки – не грязные. Они смешаны с вами”. Таким образом он подчеркивал, что раз питомец делит с человеком кров, то и не стоит бояться делить с ним и стол.

Кроме того, в одном из самых достоверных сборников хадисов Сахих Муслима (511) четко говорится – “молитву разрывают (проходящие перед молящимся) женщина, осел и пес, а предохраниться от этого можно чем-то вроде прута для погона скота”.

И если следовать принципу – что не запрещено, то разрешено, кошка никак не может нарушить молитву мусульманина.

Почтение к хвостатым

Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Потому не трудно найти множество реальных примеров, когда кошки в той или иной мусульманской стране пользовались любовью как простых жителей, так и власть предержащих.

Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием.

Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.

А насчет Исмаила Саиба Сенджера, начальника знаменитой Библиотеки Баязида в Стамбуле, точно известно, что ученый муж кормил сотни кошек. По этой причине Библиотеку Баязида называли “Библиотекой кошек”.

А сам блистательный Стамбул, истинную столицу государства, многие справедливо называют “городом кошек”. Обилие усатых и хвостатых хищников, свободно гуляющих по улицам и заходящих в дома и мечети, давно стало визитной карточкой города.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector